|
ТЕРРИТОРИЯ И ПОЛОВОЙ АЕМОРФИЗМЗащита территории — обязательный элемент инстинктивной программы поведения любого животного, каким бы малым или большим оно ни было. Это и понятно: защищают жизненные ресурсы, средства существования. Не будь такой программы, ни один живой вид не выжил бы. Без плодоносной территории стадо не может существовать, процветание его зависит от ее размеров и качества. Она сужается, если стадо теснит противник либо в этой местности наступило засушливое время. Кормовую базу приходится все время расширять — естественно, за счет соседей. Территориальные стычки между соседними группами — историческая универсалия животного и человеческого общества. Они ведутся с соблюдением или без соблюдения правил игры. Поскольку самки заняты не менее важным делом — воспроизводством тех, кто будет кормиться на этой территории, защиту и расширение кормовой базы природа возложила на сильный пол, который во все времена нес наибольшие потери. Занимаясь ратным делом, самцы как бы приватизировали свой участок, а в человеческом обществе еще и возвели вокруг собственности мощные социальные институты. У большинства приматов, в том числе и у человека, самцы крупнее самок в среднем в 1,5—2 раза. Именно они доминируют в сообществе и выполняют все основные функции повседневного жизнеобеспечения: структурирование группы, наведение порядка в сообществе, распределение функций и обязанностей, очередность приема пищи и ее размеры, защиту сообщества, добывание пищи. При этом характер отношений между самцами совершенно иной, чем у самок. Мужское начало ответственно за формирование в сообществе вертикальных (иерархических) отношений — господства и подчине- 13 Баскин Л.М. Указ. соч.; Алексеев В.М. Указ. соч. 14 Алексеев В.П. Историческая антропология: Учеб. пособие. М 1979; он же. Становление человечества. М„ 1984. ния, неравноправия, борьбы за власть, лидерства, вытеснения, перераспределения. Женское начало формирует горизонтальные отношения, основанные на эмпатии и дружбе, равноправии, заботе и воспитании, улаживании конфликтов и т.д. Рис. 22. Мужское начало ответственно за формирование в сообществе вертикальных отношений, а женское формирует горизонтальные отношения Социоэкологические исследования приматов выявляют исключительно сложную связь между степенью выраженности полового диморфизма, конкуренцией между самцами, характером отношений между особями разного пола, соотношением самцов и самок в группе, отбором самцов-защитников, которые снижают риск убийства детенышей самцами-чужаками, и особенностями экологии, например типом питания и наличием хищников. Впрочем, половой диморфизм еще не может служить однозначным указанием на более жесткие иерархические отношения в группах или ориентацию на гаремные формы социальной организации. Причиной диморфизма может быть различная пищевая специализация полов или потребность в защите от врагов. Американский антрополог О. Лавджой связывает половые различия в размерах тела с переходом австралопитековых к моногамии и строит на этом основании свою модель социальной организации ранних гоминид. По мнению Лавджоя, их сообщество состояло из нескольких парных семей с потомством. Вполне допустимо, что эти существа жили сплоченными группами по 25-30 особей, благодаря чему обеспечивалась коллективная защита от хищ- ников. Мощные, крупные самцы, несомненно, были уже способны применять (как современные шимпанзе) камни или палки, а выпрямленное положение тела и изменение техники метания предмета делали защиту более эффективной15. ИЕРАРХИЯ И ВОЖАЧЕСТВО Иерархия у животных и предлюдей выстраивалась по принципу доминирования. Система доминирования формируется в группах знакомых друг с другом животных. Она может существовать даже в стаях и стадах, но не во всей популяции, а лишь в отдельных сегментах. Если группа небольшая, то доминирование на основе знакомства распространяется на все сообщество. Простейшим проявлением доминирования выступает удержание соседа на индивидуальной дистанции, запрещение ему угрозами или реальными атаками приближаться к опасной черте, переступив которую он мог бы конкурировать в борьбе за корм или самку. Самцы, охраняющие свои территории, — это вожаки сообщества, не допускающие проникновения в группу чужих самцов. «Воспринимая агрессивность членов группы как направленную по отношению к самому себе, вожак вмешивается в ссоры между ними, разнимает драки, поддерживает животных, с которыми связан более, и наказывает других. От силы и злости вожака зависит его способность удерживать группу на своей территории, охрана границ от вторжения соседних групп. При этом угрозы и атаки вожака иногда поддерживаются остальными членами группы. Возможная поддержка товарищей, в том числе и со стороны самцов-субдоминантов, имеет большое значение для сохранения статуса вожака. Такие самцы-консорты (сопровождающие) имеются и в косяках лошадей, и в гаремах обезьян»16. Поведение вожака-лидера и вожака-доминанта имеет разные поведенческие основы и разные статусные характеристики. Вожак — признанный глава сообщества. Он обладает своего рода формальным статусом. Рядом с ним ждут своей очереди еще несколько сильных самцов, вполне самостоятельных в своем поведении, а товарищи могут следовать или не следовать их примеру. Это непризнанные будущие вожаки, которые должны завоевать свой формальный статус в ритуальных поединках с вожаком. Лидер не зависим от остальных членов стада, действует главным образом в своих интересах. Вожак, напротив, полностью зависит от группы и действует в общих интересах. Он занимает оборонительно-охранительную позицию, лидеры, претендующие на самок и руководство сообществом, наоборот, — агрессивно-наступательную. Таким образом, вожак выполняет более разнообразные функции, требующие от него разных стратегий поведения: защита от лидеров, оборона стада от хищников, управление внутригрупповыми отношениями. В свою очередь последняя, управленческая, функция распада- 15 Информация с образовательного сервера «Экзамены Online». — http://www.examen.ru. 16 Алексеев В.М. Указ. соч. ется на ряд подфункций. Например, среди функций вожака-руководителя табуна лошадей выделяют управление движением лошадей, удержание их на определенной территории, обнаружение опасности, сигнализацию о ней, увод табуна в безопасное место, защиту от охотников, поддержание своего доминирования, прекращение драк между членами табуна, заботу о жеребцах, больных животных и ряд других. Внутригрупповые отношения часто проявляются в действиях устрашения, подавления, подчинения, приказания. Это односторонняя вертикально-иерархическая связь — от более сильного к слабому, от более зрелого к младшему. В результате устанавливается так называемый порядок клевания {peck-order), определяющий право сильного первым подойти к пище или к самке. Животные обучаются ему в детских играх, где более взрослые и сильные всегда доминируют над младшими и слабыми. Животные, находящиеся на низших ступенях иерархии, подвергающиеся агрессии со стороны других членов группы, психологически чувствуют себя угнетенными. Психофизиологическим последствием является повышенная «стресс-реакция» (реакция напряжения): страх, замирание, учащение сердцебиения, подавление дыхания. «Немалое значение в поддержании иерархического ранга животных имеют традиции. Иерархические отношения в группах обезьян отличаются большой стабильностью и сохраняются неизменными многие годы. Пока существует иерархия, количество агрессивных реакций между животными невелико. Это и понятно: право каждого на пищу, на место в группе, на ухаживание за самкой вполне определенно»17. Присутствие одного вожака в стаде сплачивает его, наличие двух — раскалывает на две части, каждая из которых следует за своим вожаком в разных направлениях. С. Л. Уошбэрн и Ирвэн Деворе, наблюдая павианов на свободе, установили, что стадо управляется не одним вожаком, а «коллегией» из нескольких старейших самцов, которые поддерживают свое превосходство над более молодыми и гораздо более сильными членами стада, всегда держась вместе — а вместе они сильнее любого молодого самца. Жизненное пространство распределяется между животными одного вида достаточно строго. На благо потомству выбираются лучшие отцы и лучшие матери. Дети находятся под защитой. Сообщество организовано так, что несколько умудренных самцов — своеобразный сенат — обладают достаточным авторитетом, чтобы решения, необходимые сообществу, не только принимались, но и выполнялись (К. Лоренц). 17 Баскин Л.М. Указ. соч. С. 92. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА БИОЛОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ18 О форме социальных отношений у древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, мы не узнаем уже никогда: они не оставляют материальных следов, их не удается обнаружить с помощью известных археологии методов. Единственный путь — реконструировать социальные отношения предлюдей и ранних людей по аналогии с теми отношениями, которые существуют у высших приматов, на основании тех данных, которыми располагают приматология, социобиология, социоэкология приматов, этология человека, социальная антропология и палеоэкология. Сейчас можно говорить лишь о самой общей модели социальных отношений в группах гоминид, точнее о принципах, ибо даже в пределах одного вида животных они существенно различаются. У гаремного вида, например горилл, в группе участвовали в репродукции один или несколько самцов. Социальная структура шимпанзе зависит от места обитания: популяции, населяющие границу саванны, в отличие от лесных сородичей, образуют сплоченные и многочисленные сообщества, реже разбиваются на мелкие группки в поисках добычи. По мнению специалистов, вероятность гаремных структур невелика, но допустима в небольшом количестве популяций: когда гоминиды начали потреблять мясную пищу, более талантливый охотник мог обеспечить пропитанием нескольких партнерш. (Заметим, среди современных охотников-собирателей гаремные отношения не возбраняются, но все же это редкость, да и число жен в гареме невелико: две — четыре.) Возможен также и промискуитет — довольно свободные половые отношения. Поскольку эволюция человеческого рода происходила несколькими путями, нельзя исключать вероятность и других форм брачных отношений. Современные данные подтверждают идею о существовании сериальной моногамии (последовательных парных браков) на ранних этапах гоминизации. Даже в пределах одного виды приматов форма социальной структуры изменяется в зависимости от погодных условий (например, небывалой засухи или обилия дождей), наличия пищи (ее достатка или нехватки) и конкуренции за ресурсы между соседними сообществами (т.е. плотность популяции). Так, в периоды сильной засухи стада павианов анубисов формируют необычные для себя группировки, которые напоминают гаремы павианов гамадрилов. Различия в социальном поведении между видами (или популяциями) специалисты в области социоэкологии склонны объяснять характером распределения пищевых ресурсов и репродуктивных партнеров. Средние размеры сообщества шимпанзе, бонобо19 и современных охотников-собирателей сходны (25-35 особей вместе с детьми), и нет никаких причин полагать, что размеры групп наших предков были иными. Не исключено также, что сообщества то распадались на небольшие группки, отправляясь 18 При подготовке данного материала использовалась информация с образовательного сервера «Экзамены Online»: http://www.examen.ru. 19 В качестве «модельного предка» человеческой и шимпанзопдной линии некоторые антропологирассматривают карликового шимпанзе бонобо из джунглей Экваториальной Африки (Хрисанова Е.Н.,Перевозчиков ИВ. Антропология. М., 1991. С. 37-38). на поиски пиши, то объединялись на ночевку или для сбора обильного урожая фруктов или орехов (позднее источником пищи могли быть туши убитых или отбитых у хищников животных). Замечено, что наибольшей бывает сплоченность групп у тех представителей одного и того же вида (шимпанзе, павианы анубисы, макаки резусы и лапундеры), которые обитают в открытой местности с сухим климатом. В таких условиях, в отличие от лесных экосистем, шимпанзе, например, чаще всего образуют группы, в составе которых есть взрослые самцы, тогда как отдельные особи или группы без самцов исключительно редки. Причина такой трансформации — присутствие хищников: чем выше опасность их нападения, тем больше самцов в каждой группе. Не подлежит сомнению, что ранние гоминиды жили в непосредственном соседстве с саблезубыми тиграми, гиенами, гепардами и леопардами и не могли сравниться с ними ни в силе, ни в скорости. Именно сплоченность и большие размеры групп помогли австралопитекам успешно адаптироваться к окружающей среде. Не последнюю роль играют внутригрупповые привычки и традиции. Известно, например, что шимпанзе в природе сильно отличаются от других обезьян характером использования орудий, техникой добычи пищи, индивидуальными привязанностями взрослых особей. Чрезвычайно велика роль «личности» отдельных членов группы, в первую очередь лидера. Какой вывод можно сделать с точки зрения социологической реконструкции до- или раннеобщественных форм поведения наших предков? Поскольку человеческий род эволюционировал несколькими видами (теория полицентризма), рассредоточенными в разных географических ареалах, то можно ожидать, что у каждого вида, даже если они некогда представляли один материнский ствол (теория моноцентризма), будет своя собственная форма социальной структуры, отличная от других форм социальных взаимоотношений. Разумеется, при наличии каких-то универсальных принципов социальной организации. И сегодня мы видим многообразие народ и обществ, которые очень серьезно отличаются друг от друга по формам социальной структуры (взять хотя бы европейское, исламское или буддийское общества), но при этом разделяют некие универсальные принципы построения, например принцип иерархического неравенства, статусного престижа. Социальные связи в древних сообществах могли формироваться на основе как патрилокальности, так и матрилокальности. Ближайшие родственники человека — шимпанзе и бонобо (карликовые шимпанзе) — патрилокальны: самцы проводят всю жизнь в той группе, в которой родились, а взрослые самки обычно переходят в другие группы. По мнению Фоули, патрилокаль-ность обусловлена развитой системой кооперации между самцами и ее низким уровнем между самками. Значит, в жизни сообществ ранних гоминид социальные связи самок существенной роли не играли, зато тенденции к объединению самцов со временем усиливались, ибо это способствовало успеху в охоте и защите от хищников. По данным этнографов, некоторые традиционные человеческие культуры не патрилокальны, а матрилокальны и стабильность социальных групп ранних гоминид в значительной мере зависела от самок. Они способны формировать стабильные группы на основе родства и дружеских привязанностей. Такая форма социального поведения присуща и карликовому шимпанзе. Когда ранние гоминиды встали на ноги и утратили клыки, то тенденции к кооперации самок могли усилиться при наличии по соседству хищников. Развитие дружественных связей между ними могло быть обусловлено также совместным выращиванием потомства. Современные женщины, видимо, следуют в своих отношениях той же модели поведения. Во многих традиционных патрилокальных обществах жена. перейдя в дом мужа, устанавливает тесные связи с его родственницами, вместе с ними ведет хозяйство и воспитывает детей. Принято считать, что девочки с раннего возраста склонны к дружественным отношениям, тогда как мальчики чаще образуют группы для повышения собственного статуса. Для моделирования социальных отношений гоминид необходимо учитывать и то обстоятельство, что с развитием оружия конфликты внутри группы становились опаснее. Для их урегулирования бонобо используют элементы дружелюбного и сексуального поведения — поцелуи, объятия и касания, причем по отношению к особям как противоположного пола, так и своего. Сделаем крайне важный для социологии вывод: как и современные приматы, наши далекие предки жили сообществами, социальные отношения в которых могли быть весьма разнообразными. Приматологические исследования последних лет показывают, что социальная организация и социальные отношения даже у видов одного рода могут сильно различаться. Мы попытались представить в таблице эволюционную цепочку, которая и привела в конечном счете к возникновению первой формы настоящего общества — первобытной общины, а также к более поздним и совершенным формам социальной организации. Нетрудно убедиться, что это был нелинейный процесс, в котором каждый последующий этап был менее продолжительным, чем предыдущий (в дальнейшем мы не раз столкнемся с этой закономерностью). Ниже приводится эволюция социальных организаций Тип социальной организации Время образования, лет назад Стадо предлюдей (обезьянолюдей)..................................................... 5,5 млн Разложение стада предлюдей................................................................... 2 млн Стадо людей (праобщина), локальная группа.................................... 1,5 млн Первобытная община (род и племя)................................................... 40 тыс. Соседская община, вожество................................................................. 10 тыс. Раннее государство................................................................................... 5 тыс. Стадо предлюдей (пралюдей) представляло собой относительно большую (от 40 до 500 особей), но недостаточно устойчивую группу, члены которой могли образовывать лишь небольшие постоянные микрогруппы (тандем и гарем). Члены таких групп держались вместе и поддерживали практически непрерывные отношения, знали друг друга и отличали «своих» от «чужих». Базовую устойчивую ячейку стада, которое все еще оставалось весьма аморфным, образовывали не столько отцовско-материнские, сколько материн-ско-детские группы. Несколько самок, каждая со своим выводком, образовывали нечто, напоминающее детский садик. Стабильность социальных групп ранних гоминид зависела именно от самок. Судя по результатам многолетних наблюдений Ф. де Ваала за колонией обыкновенных шимпанзе в Арнеме (Голландия) и Ч. Беша в национальном парке Таи, самки способны формировать стабильные группы на основе родства и дружеских привязанностей. Сообща им легче защищаться, воспитывать потомство, добывать пропитание. Взрослые самцы чаще предпочитали одинокий образ жизни. Между самцами и самками связь была слабее, нежели между самкой и детенышем. Обезьяны-гелады заботятся о потомстве всей стаей, и если дается сигнал тревоги, далеко забредшие детеныши бросаются на спину любому из стаи, несущемуся в укрытие. В стаде павианов мать с детенышем — привилегированное существо, ее охраняют самцы. И такие взаимоотношения продолжались вплоть до инсти-туционализации моногамной семьи. Таким образом, самой первой и самой устойчивой клеточкой первобытного общества, а лучше сказать сообщества предлюдей, выступали материн-ско-детские группы, т.е. некие базисные группы, включавшие только мать и ее детенышей в качестве постоянных структурообразующих элементов. Как можно только догадываться, но не обязательно утверждать, человеческая история началась с того, чем и завершается сегодня, — с матерей-одиночек. Сегодня это беда всего общества, социальная патология. Тогда, возможно, это было общеэволюционной нормой. Стадо предлюдей мало чем отличалось от стада обезьян. Они жили в лесу: 50—70% времени проводили на деревьях, а остальное — на земле. Ранние и поздние предлюди были еще животными, в принципе не отличавшимися от обезьян. Это были достаточно аморфные образования. Они совершенно не походили на слаженный и хорошо организованный муравейник. Но лишь по видимости. На самом же деле неорганизованное стадо предлюдей развивалось по линии углубления: оно обладало качественными отличиями от биологического сверхорганизма. В животном мире нет обществ. В нем есть только зоологические объединения, для обозначения которых придуман специальный термин — «грегар-ное объединение». Слово «грегарный» указывает на такой тип отношений, который нельзя назвать социальным. Вообще говоря, в данном контексте слово «стадо» используется несколько условно и является скорее аналогом соответствующего зоопсихологичес-кого термина. В англоязычной социологической литературе для обозначения такого рода сообществ чаще употребляется термин «банд» (band) — отряд, банда, который в своем русскоязычном понимании носит несколько более узкий, специфический смысл. Вероятно, стадо предлюдей по своим размерам и образу жизни действительно напоминало такой бродячий отряд. В отечественной науке в большей степени утвердился термин «стадо», или «гре-гарное объединение». И тот, и другой термин указывает на такой тип отношений, который, вероятно, еще нельзя назвать социальным в современном смысле этого понятия. Стадо предлюдей — стадо человекообразных обезьян — формируется в тот период, когда Землю заселяли австралопитеки. Они появились 5,5 млн лет назад, а исчезли 2 млн лет назад. У африканской прямоходящей обезьяны были массивная челюсть, небольшой мозг (500 см3) и рост (153 см), сильные мыщцы, пригодные для пережевывания твердых растений и сырого мяса. Они хорошо бегали, но еще плохо ходили, передвигалась короткими шагами с покачиванием туловища влево и вправо. Несомненно, австралопитеки были еще животными, а не людьми, хотя и пользовались примитивными галечными орудиями. Камни и палки, которые они употребляли вполне регулярно, были нужны им не для труда, а для защиты от хищников. Они ни- чего не производили, а лишь приспосабливались к среде с помощью орудий. В этот период не появилась еще даже самая примитивная и самая первая форма трудовой деятельности — собирательство. Мать с детенышами просто подкармливались готовыми плодами, которые они находили на месте, либо питались павшими животными. Предлюди 2 млн лет назад мало чем отличались от своих ближайших родственников — шимпанзе, ибо только еще учились твердо опираться на две конечности, при всякой опасности они легко переходили на четвероногий способ передвижения. Орудия труда, которыми гоминиды едва умели пользоваться, еще только начинали преобразовывать лапу животного в человеческую руку. Между двумя особями время от времени возникала половая связь. Рождались детеныши. Но предлюди оставались животными, чувства любви и семейной привязанности они не знали. После зачатия самец покидал самку, не испытывая никакой отцовской привязанности. Мать, оставшись с детьми, заботилась о потомстве. К тому ее обязывал не долг и социальный статус, а природный инстинкт. Нижний палеолит, длившийся 2 млн лет, — период кочующих стад питекантропов. У них впервые появляется скарб — набор деревянных, костяных и каменных орудий. С его появлением, а также «приручением» огня и изготовлением инструментов жизнь стада обретает независимость от внешних обстоятельств. Скарб становится зародышем протосоциальных отношения: сохранность скарба превращается в первую социальную обязанность, толчок к разделению труда внутри стада. Связанная с этим совокупность операций и действий, повторяясь многократно и длительное время, к началу среднего палеолита превращается в алгоритм зарождающегося обычая, т.е. становится основой устойчивого порядка внутристадных отношений. К началу среднего палеолита (эпоха неандертальцев) каждое стадо выступает носителем первого универсального поведенческого комплекса — бытового обычая. Обычаем, т.е. неким эмоционально переживаемым комплексом поведения, были пронизаны все немногочисленные тогда виды специализированной деятельности: собирание, деторождение, распределение и поедание пищи, разведение и уход за ним. ПЕРЕХОД К СТАДУ ПРЕДЛЮДЕЙ Как мы выяснили, исходная точка исторического движения к обществу — стадо предлюдей (обезьянолюдей). Социальная структура сообщества австралопитеков представляла собой небольшую группу, имевшую определенную кормовую территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, состоящих из одного мужчины и нескольких женщин, взрослые мужчины и юноши составляли одну группу, дети и женщины — другую. Вряд ли в это время между сородичами существовали какие-либо человеческие чувства или их аналоги, например, помощь больному, сострадание к умирающему. Австралопитеки еще даже не хоронили своих товарищей, и это говорит о многом20. ю Первыми начали заботиться о своих больных соплеменниках и хоронить умерших только неандертальцы. Гаремная группа состояла из одного физически сильного самца, нескольких самок и их общих детенышей. И эти формирования не являются еще собственно человеческими, поскольку встречаются у многих видов животных. Так, структура табуна включает гаремные группы с жеребцом — доминантам, группу холостых жеребцов, которые держатся обособленно, группы «лично привязанных» животных и др. У гаремного вида — гориллы — во многих группах имеется более одного самца, участвующего в репродукции. Социальная структура шимпанзе зависит от места обитания. В периоды сильной засухи стада павианов анубисов формируют необычные для себя группировки, которые напоминают гаремы павианов и гамадрилов. Ближайшие родственники человека — шимпанзе и бонобо — патрилокальны: самцы проводят всю жизнь в той группе, в которой родились, а взрослые самки обычно переходят в другие группы. Однако при общем преобладании такой системы обмена особями некоторые самки обезьян проводят всю жизнь в родной группе. Надо, видимо, согласиться с мнением М.Л. Бутовской, что «социальные структуры и отношения в сообществах обезьян очень разнообразны. Поэтому вряд ли уместно строить однолинейные, жесткие модели социальной эволюции человека или основывать их на анализе поведения какого-либо одного вида приматов или только сообществ современных охотников-собирателей»21. Откуда у матерей-одиночек, воспитывающих пару-тройку детенышей, вдруг появился самец-покровитель, неизвестно. Вероятно, параллельными путями формировалось несколько вариантов социальной структуры предлю-дей, но у каждого вида гоминид она была своей. По эволюционному времени группы такого рода, видимо, появлялись позднее материнско-детских групп. Прежде всего у животных образовалась потомственная связь, как минимум двух поколений (мать—ребенок). Природа позаботилась о том, чтобы она была закреплена наиболее сильным образом — биологическим инстинктом. На следующих витках потомственная связь преобразуется в кровнородственную связь. Из нее возникнет будущая система родства с осознаваемыми и почитаемыми предками: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети. Сеть родства с самками ближайших и дальних родственников буквально через эволюционную ступеньку станет первой в истории человечества социальной системой — основой и фундаментом общества людей. Первой, но не единственной. И даже не главенствующей. Общество так уж устроено, что воинствующее начало берет верх над началом миролюбивым, самцы доминируют над самками, мужчины — над женщинами. Такой общественный порядок, укреплявшийся на протяжении многих тысячелетий, называют патриархатом. В жизни гоминид социальные связи самок существенной роли не играли, зато тенденции к объединению самцов со временем усиливались, поскольку «боевое братство» способствует успеху в охоте, защите от хищников или соседних сообществ, а значит, и выживанию группы в межвидовой борьбе. Средняя продолжительность жизни животного в стаде значительно короче биологически возможного предела или, например, жизни в заповеднике или зоопарке. Одним словом, стадо не защищает слабого, если это не самка или 21 Бутовская М.Л. Эволюция человека и его социальной структуры. — http://www.follow.ru/article/186. детеныш. В человеческих сообществах, даже самых примитивных, все гораздо сложнее. Они защищают слабых, немощных старцев и не только помогают и жалеют их, но зачастую и оказывают им особые знаки внимания, уважения, симпатии. Именно эти чувства — сострадание и альтруизм — отличают общество от стада. Они были приобретены человеком в процессе долгого антропогенеза22. Вероятнее всего, что стадо формировались по биосоциальным законам, общим для всех стадных животных23. К примеру, лучшие куски доставались самым сильным, самок и детенышей защищало все стадо, а старых и немощных представителей отдавали в качестве естественной дани на съедение хищникам, всем тем, кто охотился на двуногих наземных полуобезьян. А в поединках за самку с более слабыми безжалостно расправлялись более сильные и умевшие лучше использовать каменное оружие. Важное отличие состоит в том, что предлюди объединялись не под давлением биологического инстинкта, а ради удовлетворения таких потребностей, которые в одиночку они никак не могли бы удовлетворить, например для защиты территории, обороны от хищников, продолжения рода или совместной охоты. Итак, стадо предлюдей знало две формы социальной организации: мати-ринско-детскую и гаремную (рис. 23). Они послужили переходной ступенью от стада предлюдей к стаду людей. С социологической точки зрения между ними существует очень серьезное различие. Дело в том, что материнско-дет-ские группы имеют только горизонтальный тип социальных связей. В них нет доминирования, господства, подавления, но есть забота, воспитание, обучение. Гаремные группы организованы по принципу вертикальных связей, они иерархичны. Здесь есть лидеры, господство, насилие и подчинение. Два разных начала, но оба, несмотря на свою противоположность и кажущуюся выигрышность первого варианта, эволюционно были необходимы человеческому обществу. Мы это знаем по себе. Макросоциальная, государственная жизнь устроена иерархически, а внутрисемейная формируется на горизонтальных принципах человеческих связей. Вполне возможно, что обе разновидности группы представляли собой не последовательные ступеньки, а два подвижных состояния стада предлюдей, существующие одновременно. Рис. 23. Эволюция от стада предлюдей к стаду людей 22 Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995. С. 183. 23 Там же. С. 181-182. Подобную гипотезу высказал выдающийся отечественный историк Б.Ф. Поршнев24. Вовсе не случайно он называл стадо предлюдей «тасующимся стадом». То было стадо особого рода: то разбухая, то уменьшаясь, то распадаясь на единицы, оно не имело постоянного состава. Одна и та же особь могла оказываться последовательно членом разных сообществ по мере их соединений, разъединений, тасовки. В подобных группах не могло быть стойкого семейного ядра, вроде семейных групп гиббонов. У предлюдей самцы составляли более мобильный, чем связанные молодью самки, социальный компонент стада. Потому Поршнев называет их зоогеографическим элементом (это как приходящий папа сегодня). Оторвавшись от своих самок, он уже не возвращался к ним, а примыкал к другим, таким же случайным материн-ско-детским группам. Стаду предлюдей в целом присущ пока еще биологический образ жизни. Передвигаясь на огромные расстояния в поисках подходящей пищи (это был период великого оледенения), они питались чем попало и как попало. Условия жизни вели к неизбежному разрыву стадного сцепления: самки с молодняком отставали, отрывались от взрослых самцов, причем не временно, а без всякой надежды соединиться вновь. На гигантской карте территориальной миграции самцы присоединялись к самкам с молодняком только на время. Затем разъединялись и соединялись с новыми группами. Таковы возможные причины появление так называемого промискуитета — беспорядочных половых сношений, явления, логически доказанного как исходная ступень человеческой семьи, хотя совершенно не характерного для животных. 24 См.: Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). М., 1974. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕСТАДО В науке сегодня не сложилось единого мнения о времени разложения прачеловеческого стада и появления собственно человеческого стада — исторических предшественников родоплеменной организации, а затем и государств. Прошло много времени, прежде чем стадо предлюдей, т.е. по существу обезьян, превратилось в стадо людей, а затем на развалинах первобытного стада не возникла первобытная община. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ В отечественной науке первобытным человеческим стадом, или праобше-ством (праобщиной), принято называть формирующееся общество. Термин «первобытное человеческое стадо» введен в 1930-х гг. в советскую науку для обозначения социальной организации формирующихся людей. Археологические предположения вызывают в науке многочисленные споры. Одни авторы относят период человеческого стада к раннему палеолиту, другие к среднему. Это понятие соотносится с теорией двух скачков в антропосоциогенезе, первый знаменует возникновение древнейших, а второй — «готовых», по определению Ф. Энгельса, людей1. Между ними лежит эпоха биосоциального развития, когда физическая эволюция человека еще опережает культурный прогресс и в процессе трудовой деятельности изживаются остатки зоологического индивидуализма. В советской науке преобладало мнение, что время первобытного человеческого стада соответствует раннему (нижнему и среднему) палеолиту, этапам древнейшего или древнего человека2. Наконец, третья часть авторов считает необоснованной саму концепцию и полагает, что уже с появлением древнейшего человека возникло «готовое» человеческое общество в форме общины. Многие историки и этнографы называют не вполне удачным сам термин «первобытное человеческое стадо», вот почему эта форма все чаще обозначается термином «праобщина». 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 487-490. 2 Семенов Ю.И. Как возникло человечество. ML, 1966; Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М..1977; Боршковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М, 1979. Примерно 40-35 тыс. лет назад, на грани раннего и позднего палеолита, антропосоциогенез завершился. На смену формирующимся пришли «готовые» люди — неоантропы (Homo sapiens), а праобщество превратилось в «готовое» общество. Одни ученые включают праобщество в первобытное общество в качестве первого этапа его развития. Другие считают смешение пра-общества и начального этапа эволюции «готового» общества неоправданным. Под первобытным обществом они понимают общество, каким оно было в период от завершения социогенеза до начала становления классов и государства. По археологической периодизации, это поздний палеолит, мезолит и отчасти неолит. Среди многих точек зрения можно выделить две основные, которые можно условно назвать материнско-родовой и общинной3. По первой, первобытное человеческое стадо, в котором господствовал промискуитет, на грани раннего и позднего палеолита превратилось в материнский род, ставший первой формой сформировавшегося общества. В силу экзогамии род не мог существовать вне связи с другими, и поэтому его возникновение было одновременно и появлением системы двух взаимобрачующихся родов, дуальной организации. Вместе с родом, таким образом, возник и брак, который в своей исходной форме был групповым (дуально-родовым) и дислокальным браком. По второй теории основной единицей первобытного общества на всех этапах его развития была первобытная община, состоявшая из парных семей. Община и семья — основные и универсальные ячейки. Род никогда не имел Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|