|
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАКТОВКИ ФЕОДАЛИЗМАС конца XIX в. стало вырабатываться также и социологическое истолкование феодализма. В основании социологического подхода к пониманию феодализма лежат категории статусов и ролей, социальной структуры и стратификации, функционирование и роль социальных институтов общества. Феодальное общество предстает здесь как иерархия наследуемых социально-юридических статусов. Право рассматривается как важнейший компонент социатьной системы, выполняющий функцию всеобщего регулятора отношений между людьми. Феодализм не знает фактического отношения или состояния, не получившего правовой санкции и оформления. Каждый че- s Block M. La societe feodale. P. 1939-1940. Vol. 1-2. ловек, группа, корпорация, сословие характеризуются особым юридическим статусом. Особым правом пользуются и неодушевленные предметы, и институты — земли, владения, города, рынки, церкви, монастыри. Но право не унифицировано: это местное или личное право, бесконечно варьируемое, подчас незаписанное и существующее в виде обычая. Право поинмается как исконное, старинное и «доброе»: его не создает государь и оно выше него; все подвластны праву и обязаны его защищать от нарушений; в случае необходимости подданные должны принудить монарха соблюдать право. Право не может быть несправедливым именно потому, что оно старое. Идея права сочетается с идеей нравственности, и все права и обязанности рассматривались при феодализме также и в моральном плане (служба, повиновение, как и покровительство, — моральный долг). Феодализм, помимо всего прочего, а может быть, и в первую очередь, — это система личных связей, иерархически объединяющих членов высшего слоя общества. Один из крупнейших историков феодализма Жак Флякк (1846—1918) в своем труде «Происхождение древней Франции» сводил его сущность именно к системе личных связей. Источником и основой феодального общества, по его мнению, были не поземельные, а личные отношения «верности» и «покровительства» между сеньорами и феодалами. Людям якобы присуща потребность в защите других и самого себя. Их объединяют чувство любви к близким и одновременно ненависть к чужакам. В связи с этим он вводит термин «сеньориальный режим», который противопоставляет «феодальному режиму». Если первый привел Европу к полному распаду социальных связей, то при втором установились порядок и организованность. Поземельные отношения, являющиеся разновидностью формальных, административно-правовых отношений, начали дополняться неформальными, так нахываемыми личными связями и постепенно (а произошло это на рубеже XII—XIII вв.) вытеснили формальные связи на второй план. Такого рода социологическая трактовка феодализма направлена против экономического детерминизма и подчеркивает роль человеческого фактора. Личные связи при феодализме имеют реальную основу—бенефиций, которым сеньор жаловал своего вассала в обмен за определенные службы и клятву верности. Сеньора и вассала соединял вассальный договор. Вассал приносил оммаж сеньору, вкладывая свои сомкнутые руки в руки сеньора, который должен был их сжать, вассал выражал волю препоручить себя сеньору: «Сир, я становлюсь вашим человеком», затем он произносил клятву верности (фуа), за которой мог следовать взаимный поцелуй, после чего он становился «человеком сеньора». По вассальному договору, вассал обязан был участвовать в созывавшихся сеньором собраниях вассалов и вершить, в частности, от его имени суд, а также оказывать помощь, особенно военную и в определенных случаях финансовую. Взамен сеньор обязывался оказывать покровительство вассалу. Против неверного, вероломного вассала сеньор мог, обычно по решению его совета, принять меры, главной из которых была конфискация фьефа (феода, лена). Вассал же мог отказать в верности сень- ору, который не выполняет своих обязательств. Таким образом, в основе феодализма лежат личные отношения и связи людей вассала и сеньора, подданного и сюзерена, крестьянина и крупного земельного собственника. Зависимый от феодала крестьянин был заинтересован значительно больше, чем раб, в результатах своего труда: он вел свое, независимое от феодала хозяйство и если получал больше продуктов, то больше оставалось у него, ведь рента была фиксированной. Если в рабовладельческом обществе контингент рабочей силы зависел от войн и захвата пленных, то при феодализме, по мнению М.В. Конотопова и СИ. Сметанина, его обеспечивал естественный прирост населения, и поэтому не в период войны, а в мирное время создавались оптимальные условия для развития хозяйства6. Наряду с «вертикальными» отношениями господства и подчинения социальные связи выражались в «горизонтальных» отношениях корпоративного типа: сельские общины и городские коммуны, союзы городов, курии вассалов, социально-юридические сословия, монашеские и рыцарские ордена, ремесленные цехи, религиозные и купеческие гильдии; братства и союзы создавали даже преступники и нищие. Первый тип связей придает особый характер свободе человека при феодализме: свободен не тот, кто ни от кого не зависит, а тот, кто по своей воле выбрал себе господина и вступил с ним в феодальный договор. В отличие от такого свободного вассала серв, виллан — несвободны, так как родились в состоянии зависимости и не вольны из него выйти. СУЩНОСТЬ И ЧЕРТЫ ФЕОДАЛИЗМА В современной медиевистике до сих пор нет единого понимания сущности феодализма. Значительная часть исследователей (в частности, Ф. Ганс-хоф (Бельгия), Ф.М. Стентон (Великобритания), американцы К. Стефенсон, Р.С. Хойт, К.В. Холлистер) придерживается политико-юридической трактовки. Они полагают, что феодализм — это вассально-ленная система или даже просто специфическая военная организация, возникновение которой вызвано необходимостью военной защиты. Отсюда следует, что феодализм — исключительно западноевропейское явление. Другие приверженцы этого подхода считают феодализм универсальной формой государства, которая возникала в разное время у разных народов в результате военного завоевания или захвата власти. Феодализм — временное устройство, необходимость в котором отпадает, когда возникает более совершенная система. Данной концепции придерживаются американские и немецкие медиевисты, в частности Г. Миттайс и О. Бруннер, которые называют феодализм ленным государством. Его возникновение социально никак не обусловлено, он складывается там, где есть необходимость «политически организовать» обширное пространство, на котором царит беспорядок и не налажены экономические связи. Могущество господствующего класса в ленном государстве никак не связано с земельной собственностью7. 6 Конотопов М.В., Сметании СИ. История экономики: Учебник для вузов. М., 1999. С. 30—31. 7 См.: Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики. Французская историческая школа «Анналов» всовременной буржуазной историографии. М.,1980; Барг МЛ. Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики. М.,1973. В отечественной литературе феодализм характеризуется следующими основными признаками: ♦ Политическое господство военного класса — рыцарства, организованного в иерархию, скрепленную отношениями личного служения и покровительства. ♦ Специфическая структура земельной собственности, выражающаяся в сочетании прав на землю с политической властью. Отношение к земле при феодализме может быть охарактеризовано понятиями «владение», «пользование», «держание», «обладание»; феодальная собственность условна; феодал «держит» землю на правах феода (лена, фьефа), полученного от вышестоящего сеньора, который, в свою очередь, чей-то вассал. Характерно, что владения, которые их обладатели ни от кого не «держали», тем не менее назывались во Франции «воздушными фьефами». ♦ Между сеньором и вассалом существуют отношения взаимности: если невыполнение вассальных обязательств лишает вассала прав на феод, то и отказ сеньора оказывать покровительство вассалу освобождает последнего от необходимости ему служить и повиноваться. Для общественных отношений при феодализме характерны всеобщие связи зависимости между людьми, выражавшиеся во взаимном ограничении прав и в неразрывном соединении прав с обязанностями. ♦ Личное и экономическое подчинение крестьян феодалам. Крестьяне, основные производители материальной продукции, ведут самостоятельное хозяйство и при этом лишены права свободно владеть и распоряжаться своим наделом. Под внеэкономическим принуждением они отдают господам прибавочный продукт — феодальную земельную ренту. Внеэкономическое принуждение выражается в подвластности и подсудности крестьян феодалам, в различных формах зависимости непосредственных производителей — от патроната до крепостничества. В отличие от раба и колона феодально зависимый крестьянин, обладатель орудий труда и домохозяйства, частично заинтересован в повышении производительности труда и расширении производства лишь до того порога, который обеспечивает прожиточный минимум ему и его семье. Подобный тип трудовой мотивации роднит средневекового крестьянина и античного раба. Отличает их статус юридически свободного лица, который даруется крестьянину его господином, феодалом, чтобы не допустить окончательного исчезновения заинтересованности первого в результатах своего труда. ♦ Товарное производство, доставшееся феодализму от предшествующих формаций, расширяется одновременно с ростом городов и развитием городских ремесел, но не становится преобладающим. Когда товарные отношения приобретают всеобщий характер и начинают определять собой все сферы жизнедеятельности феодального общества, оно вступает в стадию разложения и вытесняется капитализмом. Преобладание натурального хозяйства объясняется существованием при феодализме простого, а не расширенного воспроизводства, тесным соединением работника со средствами труда, ориентацией на минимальный уровень удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Причем сведение жизненных потребностей к минимуму, существование впроголодь присуще низшим классам, в то время как феодальная и отчасти церков- ная знать предпочитают демонстративную роскошь, неумеренное потребительство и праздный образ жизни. ♦ Философия, право, мораль, образование, искусство, литература в большей или меньшей мере пронизаны теологическим мировоззрением. Политический партикуляризм и разобщенность общественной и экономической жизни восполняются универсализмом религии и вселенским характером церкви. Духовенство доминирует в идеологической жизни общества, контролируя все отрасли духовного производства, и подчиняет его интересам не только самой церкви, но и господствующего класса, частью которого является высшее духовенство. Для феодализма — общественного строя с преобладанием аграрной экономики, натурального хозяйства, мелкого индивидуального производства — были характерны медленное развитие агротехники, большая роль традиции, обычая. Феодальным способом производства был и обусловлены особенности: социальной структуры феодального общества (сословность, иерархичность, корпоративность), политической надстройки (публичная власть как атрибут земельной собственности), идеологической жизни общества (господство религиозного мировоззрения), социально-психологического склада индивида (общинная связанность сознания и традиционность мировосприятия и др.). В основе феодальных отношении лежала феодальная собственность на землю — право на получение феодальной ренты с этой земли, т.е. с людей, которые живут на ней, причем ренты фиксированной, определенной законом или обычаем. Феодальные отношения предполагают существование двух собственников земли — феодала, имеющего право на получение ренты, и крестьянина, имеющего право распоряжаться землей. Феодал не может отобрать землю у крестьянина, крестьянин имеет право эту землю не только передать по наследству, но и продать. При этом к покупателю переходила также обязанность платить земельную ренту. Другая форма правовых отношений предполагала наличие такой категории людей (их называли рабами — сервами), которые находились в личной зависимости от феодала. Их существование свидетельствует о сохранении в недрах феодального общества рабовладельческого уклада. Феодализму свойственны сословно-юридическое неравенство, закрепленное правом, и рыцарская военная организация. Идеологической и нравственной основой феодализма стало христианство, которое определяло характер средневековой культуры. Противостояние папства и мирской монархии создавало пространство для утверждения личной свободы, которая постепенно подтачивала сословно-иерархический строй феодализма. Развитие городской экономики подорвало натурально-хозяйственные основы господства аристократии, а рост свободомыслия привел к перерастанию ересей в Реформацию XVI в. Протестантизм с его новой этикой и системой ценностей благоприятствовал развитию предпринимательской деятельности капиталистического типа. Революции XVI—XVIII вв. ознаменовали в основном завершение феодализма. Феодальный строй предполагает более или менее слабую государственную власть. Политическая власть находится в руках отдельных земельных собственников. Каждый помещик — не только самостоятельный хозяин, но и более или менее независимый политический властелин. На государя он смотрит не как на господина, которому он, подданный, обязан подчинением, а как на первого среди равных, как на первого и самого могущественного феодала. В отношении своего государя феодал чувствует себя как бы на договорном положении, которое напоминает отношения между господином (сеньором, сюзереном) и вассалом внутри поместья. Нижестоящие на ступенях феодальной лестницы получают землю из рук людей более высокого ранга в пользование под условием выплаты определенной повинности. В то же время и нижестоящие имеют возможность передать полученную землю в дальнейшее пользование стоящим еще ниже их опять-таки при условии определенных повинностей. При крепостном праве общественная лестница построена иначе. Земля жатуется государями помещикам за службу или по доброй милости часто без всяких обязательств со стороны награждаемых, а помещики распоряжаются землей вполне самостоятельно, не признавая никаких условий со своими крепостными. Католическая церковь, приспосабливая свое учение к потребностям социальной действительности, развивала теорию, согласно которой вера {fides) равносильна верности (fidelitas) и истинно свободным является тот, кто верен богу и сеньору, тогда как человек, мнящий себя свободным, на самом деле порабощен гордыней и осужден на погибель. Поскольку человек наряду с «вертикальной» связью с господином одновременно включался и в «горизонтальную» связь с членами корпорации, у него как у полноправного члена последней развивалось сознание равенства и необходимости взаимного уважения прав; именно здесь и вырабатывалась человеческая личность в той исторически ограниченной форме, в какой она была возможна в условиях феодального корпоративного конформизма. СОСЛОВНАЯ ИЕРАРХИЯ Феодализм дал жизнь одному из четырех исторических типов стратификации — сословиям. Они появились на достаточно зрелом уровне развития этой общественной формации. Сословие — социальная группа общества со своими правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Каждое сословие характеризуется присущими только ему политическими правами, привилегиями и свободами, кругом профессиональных занятий и видов деятельности, общественными обязанностями и способом налогообложения, обычаями, традициями и механизмом наследования собственности. В феодальной Франции существовали три сословия — духовенство, дворянство и крестьянство — «Бог любит троицу, и большему числу сословий не быть». В общественном сознании той эпохи они представлялись как три рода людей: молящихся, воюющих и работающих. Анри де Буленвилье (1658— 1722), пытаясь исторически обосновать привилегии дворянства, связывал их происхождение с германским завоеванием Галлии: дворяне являются потомками франков, народа-завоевателя, и по праву завоевания владеют землей и господствуют над потомками побежденных галло-римлян — третьим сосло- вием. Все франки, по его мнению, равны, и король не выше знати. Секретарь Французской академии наук аббат Жан Батист Дюбо (1670—1742) считал, что разделение общества на дворян, или аристократию, и третье сословие не являлось результатом франкского завоевания (их предками были гал-ло-римляне), дворянские привилегии возникли только в IX-X вв. в результате узурпации крупными сеньорами прав королевской власти и порабощения ими исконно свободных крестьян и горожан (предков средневекового третьего сословия) и поэтому они не являются законными. Так Дюбо пытался исторически обосновать права поднимающейся буржуазии на борьбу с феодальным дворянством. В феодальной Европе стратификация учитывала больше социальные факторы (благородство происхождения, дарованные привилегии, статусные полномочия), нежели владение средствами производства. Аристократ оставался аристократом даже тогда, когда переставал быть собственником, а социальные конфликты чаще принимали форму религиозных и межфеодальных распрей, а не классовой борьбы. В XV—XVII вв. в России установилась сословно-представительная монархия — сословное представительство в виде земских соборов. Во второй половине XVIII в. укрепилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство8. Бытовая сословная регламентация Врезка Дело Салтычихи История ее кровавых деяний скорее напоминает современные криминальные хроники. Салтыкова Дарья Николаевна, в девичестве Иванова, была третьей дочерью мелкопоместного дворянина. Удачно вышла замуж за преуспевающего ротмистра лейб-гвардии конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова, родила ему двоих сыновей, овдовела в 26 лет. Со смертью мужа стала единоличной хозяйкой тысяч душ крепостных крестьян и огромных имений, которые находились на юго-западной окраине Москвы. Постоянно барыня проживала на Сретенке, а отдыхать любила в поместье Троицком. Именно здесь разыгрывались основные акты трагедии. Поначалу по окрестным деревням поползли слухи о лютой помещице, которая собственноручно забивает до смерти своих крепостных, люди шептались о подробностях: бабы крестились, мужики крякали от удивления — о таких зверствах они еще не слыхивали. Потом мимо потянулись телеги с подозрительным, едва прикрытым рогожей грузом. Случайно сползшая рогожа однажды открыла жуткий обезображенный труп — обваренная кожа, струпья вместо волос, колотые и резаные раны. Утечка информации шла и из тайных сыскных контор. Сюда проникали смельчаки, вырвавшиеся из Салтычихиного ада, с них брали показания и... отправляли назад, под надзор помещицы. Чиновники полицейской канцелярии, развращенные взятками Салтычихи, предпочитали молчать, а по Москве уже ползли слухи о помещице-маньячке. Разоблачение Салтычихи началось с воцарением Екатерины II. Убийцу подвела крайняя невежественность (она не умела ни читать, ни писать) и смекалистость двух крепостных, которые бежали в столицу и подали императрице жалобу на злодейку. Просвещенная государыня, воспитанная на произведениях Вольтера и Руссо, понимала, какой непоправимый урон имиджу страны могут нанести подобные акты вандализма. 17 мая 1764 г. на Д.Н. Салтыкову было наконец-то заведено уголовное дело. Два чиновника, отправившиеся на места преступлений — на Сретенку и в Троицкое, — трудились около года, опрашивая сотни свидетелей. Местные крестьяне, запуганные чудовищем, соседи и знакомые предпочитали молчать, однако нашлись люди, рассказавшие всю правду. Открывшаяся следствию картина леденила кровь количеством убитых и бесчеловечной жестокостью. Нередко садистка прибегала к особо изощренным зверствам, как-то: привязывала девку голой на морозе, морила ее сутками голодом, обваривала лицо кипятком. Так, убивая крестьянку Ларионову, Салтычиха в экстатическом порыве схватила свечу и поднесла пламя к волосам девушки. А крестьянку Петрову загоняли палкой в пруд и заставляли стоять по горло в воде по нескольку часов, хотя на дво- 8 Употреблялисьтакже понятия «сельские сословия», «городские сословия», «военные сословия» усугублялась грубым администрированием: нижним чинам и собакам нельзя было ходить в парки, гимназистам — в кондитерские, гвардейским офицерам — сидеть в театре дальше пятого ряда партера. Каждое сословие имело свой суд. Самым страшным наказанием было изгнание из сословия. Из крестьянской общины изгоняли (с поркой) за воровство (конокрадство), прелюбодеяние («порчу девок») и «дурной взгляд», из купеческого — за обман в торговле, из духовного — за беспробудное пьянство («попы-растриги»), из военного — за шулерство над крепостными9. В феодальной России гражданский закон стоял на втором месте по сравнению с сословными порядками. Дворянству позволялось все или очень многое. Представителя низшего сословия можно было не только безнаказанно унизить, но и убить. Особенно это касалось положения крепостных крестьян. Наиболее яркий пример — дело Салтычихи. Феодализм, по определению, есть система, в которой суверен предоставляет право пользоваться землей как бы в аренду, в обмен на воинскую службу. Иными словами, это такое устройство, где иерархия владельческих земельных отношений параллельна иерархии воинских отношений10. По точному замечанию Ф. Броделя, феодализм заключался в параллельности структур военной власти и земельного владения. Земля считалась принадлежащей сюзерену, который наделял ею своих военных вождей; они, в свою ре был ноябрь. Все эти зверства оправдывались лишь недобросовестным мытьем пола в хозяйских апартаментах. Била Салтычиха ногами в живот беременных женщин. Раскаленными щипцами она вырывала у своих жертв уши, лила им горячую воду на лицо. Всего помещица Подольского уезда Московской губернии замучила более 100 крепостных. Екатерина II не жалела ни сил, ни денег, чтобы разоблачить убийцу и ее пособников-мздоимцев. Екатерина приказала лишить всех званий, имущества и отправить в ссылку всех мздоимцев и взяточников, покрывавших убийцу. Подельники Салтычихи были приговорены к публичной порке и последующей каторге. Шесть лет длилось следствие по делу Салтычихи. Указом Екатерины от 12 июня 1768 г. ее не только лишили дворянского сословия, материнских прав, всего имущества, но и постановили впредь именовать «сие чудовище мущиною». Перед государыней стояла непростая проблема. С одной стороны, помещица Салтыкова принадлежала к весьма уважаемому дворянскому роду, и прецедент наказания отпрыска аристократических кровей мог вызвать недовольство в некоторых кругах. С другой — царица хотела превратить суд над преступницей в показательный политический процесс, который призван был всему миру продемонстрировать намерение императрицы создать новое правовое государство. Виновной была назначена гражданская казнь на Красной площади. Салтычиху привезли на площадь и приковали цепями к позорному столбу, повесив ей на грудь табличку со словами: «Мучительница и душегубица». После чего она была пожизненно заточена в яму под Соборной церковью Ивановского монастыря. Выводили узницу только раз в сутки, чтобы она послушала издалека колокольный звон и посмотрела церковь. Тридцать три года просидела Салтычиха в яме и умерла дряхлой старухой. Сокращено и адаптировано по источнику: Энциклопедия — 100Top.ru. 9 Словарь исторических терминов. — http://www.historymill.com. 10 Strayer Joseph R. Feudalism in Western Europe // Feudalism in History. Princeton: Princeton UniversityPress, 1966. P. 16. очередь, раздавали часть этой земли или всю землю в наделы своим подчиненным, также в обмен на верность и службу. На Востоке тот же метод использования земли для материальной поддержки солдат ограничивался предоставлением пожизненных наделов. Наделы не переходили к наследникам и по смерти каждого воина его земля перераспределялась среди преемников по службе. На Западе и в Японии земельный надел оставался в семье, так же как и обязательство нести военную службу". С развитием капиталистических отношений деление на сословия разрушилось, но сословные пережитки оставались. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|