Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАКТОВКИ ФЕОДАЛИЗМА





С конца XIX в. стало вырабатываться также и социологическое истолко­вание феодализма. В основании социологического подхода к пониманию феодализма лежат категории статусов и ролей, социальной структуры и стра­тификации, функционирование и роль социальных институтов общества. Феодальное общество предстает здесь как иерархия наследуемых социально-юридических статусов. Право рассматривается как важнейший компонент социатьной системы, выполняющий функцию всеобщего регулятора отно­шений между людьми. Феодализм не знает фактического отношения или состояния, не получившего правовой санкции и оформления. Каждый че-

s Block M. La societe feodale. P. 1939-1940. Vol. 1-2.

ловек, группа, корпорация, сословие характеризуются особым юридическим статусом. Особым правом пользуются и неодушевленные предметы, и инсти­туты — земли, владения, города, рынки, церкви, монастыри. Но право не унифицировано: это местное или личное право, бесконечно варьируемое, подчас незаписанное и существующее в виде обычая. Право поинмается как исконное, старинное и «доброе»: его не создает государь и оно выше него; все подвластны праву и обязаны его защищать от нарушений; в случае необ­ходимости подданные должны принудить монарха соблюдать право. Право не может быть несправедливым именно потому, что оно старое. Идея права сочетается с идеей нравственности, и все права и обязанности рассматрива­лись при феодализме также и в моральном плане (служба, повиновение, как и покровительство, — моральный долг).

Феодализм, помимо всего прочего, а может быть, и в первую очередь, — это система личных связей, иерархически объединяющих членов высшего слоя общества. Один из крупнейших историков феодализма Жак Флякк (1846—1918) в своем труде «Происхождение древней Франции» сводил его сущность именно к системе личных связей. Источником и основой феодаль­ного общества, по его мнению, были не поземельные, а личные отношения «верности» и «покровительства» между сеньорами и феодалами. Людям якобы

присуща потребность в защите других и самого себя. Их объединяют чувство любви к близким и одновременно не­нависть к чужакам. В связи с этим он вводит термин «сеньориальный ре­жим», который противопоставляет «феодальному режиму». Если первый привел Европу к полному распаду со­циальных связей, то при втором уста­новились порядок и организованность. Поземельные отношения, являющи­еся разновидностью формальных, административно-правовых отношений, начали дополняться неформальными, так нахываемыми личными связями и постепенно (а произошло это на рубеже XII—XIII вв.) вытеснили формаль­ные связи на второй план. Такого рода социологическая трактовка феодализ­ма направлена против экономического детерминизма и подчеркивает роль человеческого фактора.

Личные связи при феодализме имеют реальную основу—бенефиций, ко­торым сеньор жаловал своего вассала в обмен за определенные службы и клятву верности. Сеньора и вассала соединял вассальный договор. Вассал приносил оммаж сеньору, вкладывая свои сомкнутые руки в руки сеньора, который должен был их сжать, вассал выражал волю препоручить себя сень­ору: «Сир, я становлюсь вашим человеком», затем он произносил клятву вер­ности (фуа), за которой мог следовать взаимный поцелуй, после чего он ста­новился «человеком сеньора». По вассальному договору, вассал обязан был участвовать в созывавшихся сеньором собраниях вассалов и вершить, в час­тности, от его имени суд, а также оказывать помощь, особенно военную и в определенных случаях финансовую. Взамен сеньор обязывался оказывать покровительство вассалу. Против неверного, вероломного вассала сеньор мог, обычно по решению его совета, принять меры, главной из которых была конфискация фьефа (феода, лена). Вассал же мог отказать в верности сень-

ору, который не выполняет своих обязательств. Таким образом, в основе феодализма лежат личные отношения и связи людей вассала и сеньора, под­данного и сюзерена, крестьянина и крупного земельного собственника.

Зависимый от феодала крестьянин был заинтересован значительно боль­ше, чем раб, в результатах своего труда: он вел свое, независимое от феодала хозяйство и если получал больше продуктов, то больше оставалось у него, ведь рента была фиксированной. Если в рабовладельческом обществе контингент рабочей силы зависел от войн и захвата пленных, то при феодализме, по мнению М.В. Конотопова и СИ. Сметанина, его обеспечивал естественный прирост населения, и поэтому не в период войны, а в мирное время создава­лись оптимальные условия для развития хозяйства6.

Наряду с «вертикальными» отношениями господства и подчинения соци­альные связи выражались в «горизонтальных» отношениях корпоративного типа: сельские общины и городские коммуны, союзы городов, курии васса­лов, социально-юридические сословия, монашеские и рыцарские ордена, ре­месленные цехи, религиозные и купеческие гильдии; братства и союзы со­здавали даже преступники и нищие. Первый тип связей придает особый ха­рактер свободе человека при феодализме: свободен не тот, кто ни от кого не зависит, а тот, кто по своей воле выбрал себе господина и вступил с ним в феодальный договор. В отличие от такого свободного вассала серв, виллан — несвободны, так как родились в состоянии зависимости и не вольны из него выйти.

СУЩНОСТЬ И ЧЕРТЫ ФЕОДАЛИЗМА

В современной медиевистике до сих пор нет единого понимания сущно­сти феодализма. Значительная часть исследователей (в частности, Ф. Ганс-хоф (Бельгия), Ф.М. Стентон (Великобритания), американцы К. Стефенсон, Р.С. Хойт, К.В. Холлистер) придерживается политико-юридической трак­товки. Они полагают, что феодализм — это вассально-ленная система или даже просто специфическая военная организация, возникновение которой вызвано необходимостью военной защиты. Отсюда следует, что феодализм — исключительно западноевропейское явление. Другие приверженцы этого подхода считают феодализм универсальной формой государства, которая возникала в разное время у разных народов в результате военного завоева­ния или захвата власти. Феодализм — временное устройство, необходимость в котором отпадает, когда возникает более совершенная система. Данной концепции придерживаются американские и немецкие медиевисты, в част­ности Г. Миттайс и О. Бруннер, которые называют феодализм ленным госу­дарством. Его возникновение социально никак не обусловлено, он склады­вается там, где есть необходимость «политически организовать» обширное пространство, на котором царит беспорядок и не налажены экономические связи. Могущество господствующего класса в ленном государстве никак не связано с земельной собственностью7.

6 Конотопов М.В., Сметании СИ. История экономики: Учебник для вузов. М., 1999. С. 30—31.

7 См.: Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики. Французская историческая школа «Анналов» всовременной буржуазной историографии. М.,1980; Барг МЛ. Проблемы социальной истории в ос­вещении современной западной медиевистики. М.,1973.

В отечественной литературе феодализм характеризуется следующими ос­новными признаками:

♦ Политическое господство военного класса — рыцарства, организован­ного в иерархию, скрепленную отношениями личного служения и по­кровительства.

♦ Специфическая структура земельной собственности, выражающаяся в сочетании прав на землю с политической властью. Отношение к земле при феодализме может быть охарактеризовано понятиями «владение», «пользование», «держание», «обладание»; феодальная собственность ус­ловна; феодал «держит» землю на правах феода (лена, фьефа), получен­ного от вышестоящего сеньора, который, в свою очередь, чей-то вассал. Характерно, что владения, которые их обладатели ни от кого не «держа­ли», тем не менее назывались во Франции «воздушными фьефами».

♦ Между сеньором и вассалом существуют отношения взаимности: если невыполнение вассальных обязательств лишает вассала прав на феод, то и отказ сеньора оказывать покровительство вассалу освобождает последнего от необходимости ему служить и повиноваться. Для обще­ственных отношений при феодализме характерны всеобщие связи за­висимости между людьми, выражавшиеся во взаимном ограничении прав и в неразрывном соединении прав с обязанностями.

♦ Личное и экономическое подчинение крестьян феодалам. Крестьяне, основные производители материальной продукции, ведут самостоя­тельное хозяйство и при этом лишены права свободно владеть и распо­ряжаться своим наделом. Под внеэкономическим принуждением они отдают господам прибавочный продукт — феодальную земельную ренту. Внеэкономическое принуждение выражается в подвластности и под­судности крестьян феодалам, в различных формах зависимости непо­средственных производителей — от патроната до крепостничества. В от­личие от раба и колона феодально зависимый крестьянин, обладатель орудий труда и домохозяйства, частично заинтересован в повышении производительности труда и расширении производства лишь до того порога, который обеспечивает прожиточный минимум ему и его семье. Подобный тип трудовой мотивации роднит средневекового крестьяни­на и античного раба. Отличает их статус юридически свободного лица, который даруется крестьянину его господином, феодалом, чтобы не допустить окончательного исчезновения заинтересованности первого в результатах своего труда.

♦ Товарное производство, доставшееся феодализму от предшествующих формаций, расширяется одновременно с ростом городов и развитием городских ремесел, но не становится преобладающим. Когда товарные отношения приобретают всеобщий характер и начинают определять собой все сферы жизнедеятельности феодального общества, оно всту­пает в стадию разложения и вытесняется капитализмом. Преобладание натурального хозяйства объясняется существованием при феодализме простого, а не расширенного воспроизводства, тесным соединением работника со средствами труда, ориентацией на минимальный уровень удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Причем сведе­ние жизненных потребностей к минимуму, существование впроголодь присуще низшим классам, в то время как феодальная и отчасти церков-

ная знать предпочитают демонстративную роскошь, неумеренное по­требительство и праздный образ жизни. ♦ Философия, право, мораль, образование, искусство, литература в боль­шей или меньшей мере пронизаны теологическим мировоззрением. По­литический партикуляризм и разобщенность общественной и экономи­ческой жизни восполняются универсализмом религии и вселенским характером церкви. Духовенство доминирует в идеологической жизни общества, контролируя все отрасли духовного производства, и подчи­няет его интересам не только самой церкви, но и господствующего класса, частью которого является высшее духовенство. Для феодализма — общественного строя с преобладанием аграрной эко­номики, натурального хозяйства, мелкого индивидуального производства — были характерны медленное развитие агротехники, большая роль традиции, обычая. Феодальным способом производства был и обусловлены особеннос­ти: социальной структуры феодального общества (сословность, иерархич­ность, корпоративность), политической надстройки (публичная власть как атрибут земельной собственности), идеологической жизни общества (господ­ство религиозного мировоззрения), социально-психологического склада индивида (общинная связанность сознания и традиционность мировосприя­тия и др.).

В основе феодальных отношении лежала феодальная собственность на землю — право на получение феодальной ренты с этой земли, т.е. с людей, которые живут на ней, причем ренты фиксированной, определенной зако­ном или обычаем. Феодальные отношения предполагают существование двух собственников земли — феодала, имеющего право на получение ренты, и

крестьянина, имеющего право распо­ряжаться землей. Феодал не может отобрать землю у крестьянина, кресть­янин имеет право эту землю не только передать по наследству, но и продать. При этом к покупателю переходила также обязанность платить земельную ренту. Другая форма правовых отно­шений предполагала наличие такой категории людей (их называли рабами — сервами), которые находились в личной зависимости от феодала. Их суще­ствование свидетельствует о сохранении в недрах феодального общества ра­бовладельческого уклада.

Феодализму свойственны сословно-юридическое неравенство, закреплен­ное правом, и рыцарская военная организация. Идеологической и нравствен­ной основой феодализма стало христианство, которое определяло характер средневековой культуры. Противостояние папства и мирской монархии со­здавало пространство для утверждения личной свободы, которая постепен­но подтачивала сословно-иерархический строй феодализма. Развитие город­ской экономики подорвало натурально-хозяйственные основы господства аристократии, а рост свободомыслия привел к перерастанию ересей в Рефор­мацию XVI в. Протестантизм с его новой этикой и системой ценностей бла­гоприятствовал развитию предпринимательской деятельности капиталисти­ческого типа. Революции XVI—XVIII вв. ознаменовали в основном заверше­ние феодализма.

Феодальный строй предполагает более или менее слабую государственную власть. Политическая власть находится в руках отдельных земельных соб­ственников. Каждый помещик — не только самостоятельный хозяин, но и более или менее независимый политический властелин. На государя он смот­рит не как на господина, которому он, подданный, обязан подчинением, а как на первого среди равных, как на первого и самого могущественного фе­одала. В отношении своего государя феодал чувствует себя как бы на дого­ворном положении, которое напоминает отношения между господином (се­ньором, сюзереном) и вассалом внутри поместья. Нижестоящие на ступенях феодальной лестницы получают землю из рук людей более высокого ранга в пользование под условием выплаты определенной повинности. В то же вре­мя и нижестоящие имеют возможность передать полученную землю в даль­нейшее пользование стоящим еще ниже их опять-таки при условии опреде­ленных повинностей. При крепостном праве общественная лестница пост­роена иначе. Земля жатуется государями помещикам за службу или по доброй милости часто без всяких обязательств со стороны награждаемых, а помещи­ки распоряжаются землей вполне самостоятельно, не признавая никаких условий со своими крепостными.

Католическая церковь, приспосабливая свое учение к потребностям со­циальной действительности, развивала теорию, согласно которой вера {fides) равносильна верности (fidelitas) и истинно свободным является тот, кто ве­рен богу и сеньору, тогда как человек, мнящий себя свободным, на самом деле порабощен гордыней и осужден на погибель. Поскольку человек наря­ду с «вертикальной» связью с господином одновременно включался и в «го­ризонтальную» связь с членами корпорации, у него как у полноправного члена последней развивалось сознание равенства и необходимости взаимного уважения прав; именно здесь и вырабатывалась человеческая личность в той исторически ограниченной форме, в какой она была возможна в условиях феодального корпоративного конформизма.

СОСЛОВНАЯ ИЕРАРХИЯ

Феодализм дал жизнь одному из четырех исторических типов стратифи­кации — сословиям. Они появились на достаточно зрелом уровне развития этой общественной формации. Сословие — социальная группа общества со своими правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Каждое сословие характеризуется присущими только ему политическими правами, привилегиями и свободами, кругом профессиональных занятий и видов де­ятельности, общественными обязанностями и способом налогообложения, обычаями, традициями и механизмом наследования собственности.

В феодальной Франции существовали три сословия — духовенство, дво­рянство и крестьянство — «Бог любит троицу, и большему числу сословий не быть». В общественном сознании той эпохи они представлялись как три рода людей: молящихся, воюющих и работающих. Анри де Буленвилье (1658— 1722), пытаясь исторически обосновать привилегии дворянства, связывал их происхождение с германским завоеванием Галлии: дворяне являются потом­ками франков, народа-завоевателя, и по праву завоевания владеют землей и господствуют над потомками побежденных галло-римлян — третьим сосло-

вием. Все франки, по его мнению, равны, и король не выше знати. Секре­тарь Французской академии наук аббат Жан Батист Дюбо (1670—1742) счи­тал, что разделение общества на дворян, или аристократию, и третье сосло­вие не являлось результатом франкского завоевания (их предками были гал-ло-римляне), дворянские привилегии возникли только в IX-X вв. в результате узурпации крупными сеньорами прав королевской власти и по­рабощения ими исконно свободных крестьян и горожан (предков средневе­кового третьего сословия) и поэтому они не являются законными. Так Дюбо пытался исторически обосновать права поднимающейся буржуазии на борьбу с феодальным дворянством.

В феодальной Европе стратификация учитывала больше социальные фак­торы (благородство происхождения, дарованные привилегии, статусные полномочия), нежели владение средствами производства. Аристократ оста­вался аристократом даже тогда, когда переставал быть собственником, а со­циальные конфликты чаще принимали форму религиозных и межфеодаль­ных распрей, а не классовой борьбы.

В XV—XVII вв. в России установилась сословно-представительная монар­хия — сословное представительство в виде земских соборов. Во второй по­ловине XVIII в. укрепилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство8. Бытовая сословная регламентация

Врезка

Дело Салтычихи

История ее кровавых деяний скорее напомина­ет современные криминальные хроники. Салтыкова Дарья Николаевна, в девичестве Иванова, была третьей дочерью мелкопомест­ного дворянина. Удачно вышла замуж за преус­певающего ротмистра лейб-гвардии конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова, родила ему двоих сыновей, овдовела в 26 лет. Со смертью мужа стала единоличной хозяйкой тысяч душ крепостных крестьян и огромных имений, которые находились на юго-западной окраине Москвы. Постоянно барыня проживала на Сретенке, а отдыхать любила в поместье Троицком. Именно здесь разыгрывались основ­ные акты трагедии. Поначалу по окрестным деревням поползли слухи о лютой помещице, которая собственноручно забивает до смерти своих крепостных, люди шептались о подробно­стях: бабы крестились, мужики крякали от удив­ления — о таких зверствах они еще не слыхи­вали. Потом мимо потянулись телеги с подозри­тельным, едва прикрытым рогожей грузом. Случайно сползшая рогожа однажды открыла жуткий обезображенный труп — обваренная кожа, струпья вместо волос, колотые и резаные раны. Утечка информации шла и из тайных сыск­ных контор. Сюда проникали смельчаки, выр­вавшиеся из Салтычихиного ада, с них брали показания и... отправляли назад, под надзор по­мещицы. Чиновники полицейской канцелярии,

развращенные взятками Салтычихи, предпочи­тали молчать, а по Москве уже ползли слухи о помещице-маньячке.

Разоблачение Салтычихи началось с воцарени­ем Екатерины II. Убийцу подвела крайняя неве­жественность (она не умела ни читать, ни пи­сать) и смекалистость двух крепостных, которые бежали в столицу и подали императрице жало­бу на злодейку. Просвещенная государыня, вос­питанная на произведениях Вольтера и Руссо, понимала, какой непоправимый урон имиджу страны могут нанести подобные акты вандализ­ма. 17 мая 1764 г. на Д.Н. Салтыкову было на­конец-то заведено уголовное дело. Два чиновника, отправившиеся на места пре­ступлений — на Сретенку и в Троицкое, — тру­дились около года, опрашивая сотни свидете­лей. Местные крестьяне, запуганные чудови­щем, соседи и знакомые предпочитали молчать, однако нашлись люди, рассказавшие всю прав­ду. Открывшаяся следствию картина леденила кровь количеством убитых и бесчеловечной жестокостью. Нередко садистка прибегала к особо изощренным зверствам, как-то: привязы­вала девку голой на морозе, морила ее сутками голодом, обваривала лицо кипятком. Так, уби­вая крестьянку Ларионову, Салтычиха в экста­тическом порыве схватила свечу и поднесла пламя к волосам девушки. А крестьянку Петро­ву загоняли палкой в пруд и заставляли стоять по горло в воде по нескольку часов, хотя на дво-

8 Употреблялисьтакже понятия «сельские сословия», «городские сословия», «военные сословия»

усугублялась грубым администрированием: нижним чинам и собакам нельзя было ходить в парки, гимназистам — в кондитерские, гвардейским офице­рам — сидеть в театре дальше пятого ряда партера. Каждое сословие имело свой суд. Самым страшным наказанием было изгнание из сословия. Из кре­стьянской общины изгоняли (с поркой) за воровство (конокрадство), пре­любодеяние («порчу девок») и «дурной взгляд», из купеческого — за обман в торговле, из духовного — за беспробудное пьянство («попы-растриги»), из военного — за шулерство над крепостными9.

В феодальной России гражданский закон стоял на втором месте по срав­нению с сословными порядками. Дворянству позволялось все или очень многое. Представителя низшего сословия можно было не только безнаказан­но унизить, но и убить. Особенно это касалось положения крепостных кре­стьян. Наиболее яркий пример — дело Салтычихи.

Феодализм, по определению, есть система, в которой суверен предостав­ляет право пользоваться землей как бы в аренду, в обмен на воинскую служ­бу. Иными словами, это такое устройство, где иерархия владельческих зе­мельных отношений параллельна иерархии воинских отношений10. По точ­ному замечанию Ф. Броделя, феодализм заключался в параллельности структур военной власти и земельного владения. Земля считалась принадле­жащей сюзерену, который наделял ею своих военных вождей; они, в свою

ре был ноябрь. Все эти зверства оправдывались лишь недобросовестным мытьем пола в хозяй­ских апартаментах. Била Салтычиха ногами в живот беременных женщин. Раскаленными щип­цами она вырывала у своих жертв уши, лила им горячую воду на лицо.

Всего помещица Подольского уезда Московской губернии замучила более 100 крепостных. Ека­терина II не жалела ни сил, ни денег, чтобы ра­зоблачить убийцу и ее пособников-мздоимцев. Екатерина приказала лишить всех званий, иму­щества и отправить в ссылку всех мздоимцев и взяточников, покрывавших убийцу. Подельники

Салтычихи были приговорены к публичной пор­ке и последующей каторге. Шесть лет длилось следствие по делу Салтычи­хи. Указом Екатерины от 12 июня 1768 г. ее не только лишили дворянского сословия, материн­ских прав, всего имущества, но и постановили впредь именовать «сие чудовище мущиною». Перед государыней стояла непростая проблема. С одной стороны, помещица Салтыкова принад­лежала к весьма уважаемому дворянскому роду, и прецедент наказания отпрыска аристократи­ческих кровей мог вызвать недовольство в неко­торых кругах. С другой — царица хотела превра­тить суд над преступницей в показательный по­литический процесс, который призван был всему миру продемонстрировать намерение императ­рицы создать новое правовое государство. Виновной была назначена гражданская казнь на Красной площади. Салтычиху привезли на пло­щадь и приковали цепями к позорному столбу, повесив ей на грудь табличку со словами: «Му­чительница и душегубица». После чего она была пожизненно заточена в яму под Соборной цер­ковью Ивановского монастыря. Выводили узни­цу только раз в сутки, чтобы она послушала из­далека колокольный звон и посмотрела церковь. Тридцать три года просидела Салтычиха в яме и умерла дряхлой старухой.

Сокращено и адаптировано по источнику: Энцик­лопедия — 100Top.ru.

9 Словарь исторических терминов. — http://www.historymill.com.

10 Strayer Joseph R. Feudalism in Western Europe // Feudalism in History. Princeton: Princeton UniversityPress, 1966. P. 16.

очередь, раздавали часть этой земли или всю землю в наделы своим подчи­ненным, также в обмен на верность и службу. На Востоке тот же метод ис­пользования земли для материальной поддержки солдат ограничивался пре­доставлением пожизненных наделов. Наделы не переходили к наследникам и по смерти каждого воина его земля перераспределялась среди преемников по службе. На Западе и в Японии земельный надел оставался в семье, так же как и обязательство нести военную службу".

С развитием капиталистических отношений деление на сословия разру­шилось, но сословные пережитки оставались.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.