|
ГЕНЕЗИС ФЕОДАЛИЗМА И ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВПоследним и одновременно самым мощным оплотом рабовладельческой формации является Римская империя, достигшая в первых веках нашей эры невиданных успехов в строительстве государства, развитии художественной культуры и городской цивилизации, сельского хозяйства, науки и техники. Однако великое переселение народов — наступление на цивилизованную Европу варваров — разрушило самую сильную державу мира. ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ — название глобально исторического процесса миграционных перемещений, длившихся на протяжении нескольких веков (IV-VII вв.), варварских племен (гунны, лангобарды, вандалы, готы, франки, германцы, славяне, сарматы) с окраин в центр Европы, находившийся тогда на территории Римской империи. По существу это были катастрофические изменения. Как и от низвергающейся из жерла вулкана лавы, от варварского нашествия деться было некуда. В округе все кишмя кишело вооруженными беженцами. Казалось, все пришло в движение и нет уже твердой почвы под ногами. По расчетам специалистов, общее число варваров, осевших на римском Западе, составляло 5% населения данного региона. Ни вестготы, ни франки, ни другие группы завоевателей не насчитывали более 100 тыс. человек. Ужас и переполох цивилизованных е&ропейцев того времени был вызван не столько их численностью, сколько жестокими нравами. Наступала не отдельная армия, а все население — со своими стадами, кибитками, полными детей и женщин, с множеством всадников-мужчин всех возрастов и молодых незамужних женщин. Возглавлялись они сильными и агрессивно настроенными вождями племен, кланов, племенных союзов. Начало Великому переселению народов или, как его еще называют, нашествию варварских народов положили гунны, хлынувшие на запад в 370 г. и потеснившие аланов и вестготов. Их нашествие по опустошительности и размаху сравнивают с татаро-монгольским нашествием в XIII в. Гунны сгоняли местное население, частично увлекая его за собой, частично истребляя 11 Braudel F. The Wheels of Commerce. N.Y., 1982. P. 595-596. и обращая в рабство. Общую картину нашествия варваров на Рим Ф.Р. Ша- тобриан описывает так: Рим сначала постепенно, а потом вдруг увидел, в самом сердце и провинциях своей империи, малорослых, худощавых и смуглых людей или исполинов с зеленоватыми глазами, русыми волосами, омытыми в известковой воде, намазанными горьким маслом или посыпанными яс-невым пеплом; одни — нагие, украшенные ожерельями, железными кольцами, золотыми браслетами; другие — покрыты кожами, броней, в широких шароварах, узких и пестрых туниках; на головах у иных шлемы, сделанные наподобие пасти диких зверей; другие с бритым подбородком и затылком или с длинной бородой и усами. Одни, пешие, размахивали палицами, дубинами, молотами, копьем, с одним и двумя крючками, обоюдоострыми секирами, пращами, стрелами с костяным наконечником, веревочными и кожаными арканами, длинными и короткими мечами; другие на рослых боевых конях, покрытых железными бляхами, или на уродливых и тощих, но быстрых, как орел, лошаденках. Общий всем варварам обычай состоял втом, что они пили брагу, воду, молоко и вино из черепа неприятеля. Одержав победу, они прибегали к всевозможным жестокостям; головами римлян они окружили лагерь Вара, а центурионы были зарезаны на жертвенниках, воздвигнутых богу войны. В случае поражения они обращали ярость против самих себя. Сподвижники первого вторжения кимвров, которых рассеял Марий, были найдены на поле сражения связанными друг с другом: они хотели сделать невозможным бегство и неизбежно погибнуть. Их жены вооружились мечами и копьями: воя, скрежеща зубами от бешенства и отчаяния, они били и кимвров. и римлян: первых как трусов, вторых как неприятелей; в пылу битвы они схватывали голыми руками острые мечи римских воинов, вырывали у них щиты и заставляли убивать себя. Видели бы вы, как они, окровавленные, с распущенными волосами, в черных одеждах, входили в повозки с тем, чтобы избить своих мужей, братьев, отцов, сыновей, задушить новорожденных, бросив их под ноги лошадям, и в заключение заколоть себя. Одна из них повесилась на дышле телеги, привязав предварительно за горло двух своих детей к каждой ноге. Из-за отсутствия дерева для совершения подобной казни побежденный кимвр надевал себе на шею веревочную петлю и привязывал конец веревки к ногам или рогам быка; обращая себя таким образом в плуг особенного рода, он гнал животное рожком и удавливался. Такие жестокие нравы встречаются у варваров пятого века. Их воинский крик заставлял сильнее биться сердца самых неустрашимых римлян: германцы испускали этот крик, приставляя край шита к губам. Звук готского рога был всем известен12. С середины V в. начались массовые вторжения в Британию германских племен из Северной Германии и с Ютландского полуострова — англов, саксов, ютов, фризов. В результате непрерывных войн с местным кельтским населением к концу VI в. на территории Британии образовались семь варварских королевств: Кент, созданное ютами; Уэссекс, Эссекс и Суссекс, основанные саксами; Восточная Англия, Мерсия и Нортумбрия, населенные 12 Шатобриан Ф.Р. Общая картина жизни варваров в эпоху Великого переселения народов. — http:// molottora.narod.ru/book/st/varvar.htm. в основном англами. Воинственные племена находились на стадии военной демократии. Пришельцы избегали городов, селились в хорошо укрепленных поместьях, позднее превращенных в замки. Рождение феодализма — это уникальное явление в мировой истории. Новая, третья по классификации К. Маркса, общественная формация родилась от скрещения рабовладения и первобытно-общинного строя. В этом еще нет ничего удивительного, если бы не то обстоятельство, что привитый к мощному стволу римской цивилизации первобытный дичок не победил само дерево. Скрещивание двух формаций привело к тому, что ранняя и более примитивная победила более зрелую и развитую. Возникший на развалинах великой Римской империи феодализм означал шаг назад на эволюционной шкале мировой истории. Завоевавшие Рим народы находились на стадии доклассового, первобытно-общинного строя, а покоренные ими римляне — на стадии классового, рабовладельческого общества. Лишь через несколько веков у варваров возникло классовое общество, но уже в форме феодализма. Возможно, что временный регресс представляет собой необходимую черту начального этапа феодализации, но лишь начального. На следующей стадии регресс сменился безусловным прогрессом и оживлением европейского общества только в XX в. и достиг своего пика в эпоху Возрождения. Около 1000 г. историки отмечают взлет христианского мира. Важнейшую роль в прогрессе средневекового Запада в период между X и XIV вв., сыграло широкомасштабное строительство, прежде всего за счет стимулирования экономики. Рост производства строительных материалов (камень, древесина, железо) и изготовление орудий труда для этого производства, транспортировка и подъем камня и значительных тяже стей, наем рабочей силы, финансирование работ — все это сделало строительство (прежде всего религиозно-культовых сооружений, а затем уже хозяйственных сооружений: мостов, риг, складов, а также жилых домов богачей) центром первой и почти единственной средневековой индустрии. В историческом и этническом смысле люди Средневековья представляли собой потомков варваров, долгое время сохраняли их обычаи, традиции, мировоззрение и уклад жизни. Желание варварских народов после их расселения по римской территории разобщенными малыми группами сохранить свои традиции и обычаи, усиливалось страхом оказаться поглощенными ввиду своей малочисленности местным населением. Варвары стремились, по крайней мере поначалу, избегать городов, где была большая опасность их поглощения. Даже некоторые варварские короли, например франкские, предпочитали жить в своих сельских имениях, виллах, а не в городских «дворцах». Они также становились сельскими жителями и вели образ жизни крупных земельных собственников. Случалось, что вновь прибывшие варвары оседали в сельской местности целыми деревнями. Многие историки считают, что поселявшиеся на территории Римской империи варвары по уровню своего социального развития мало чем отличались от местного населения: у них тоже господствовали аристократический строй, крупная частная земельная собственность, эксплуатация зависимых людей, составлявших большинство племени. Другие указывают на то, что варвары очень сильно отставали в своем развитии от жителей Римской империи. Получилось так, что более продвинутые варвары раньше усвоили римскую культуру, сделав шаг вперед в своем развитии, а затем послужили передаточным звеном для сближения с ней более отставших варварских племен. Таким образом, генезис феодализма можно представить как поэтапный, многоступенчатый процесс. Раньше на путь феодализма вступила средизем- Рис. 13. Варвары: вожди франкских племен (а); древнегерманский воин (6); франкский воин (в) номорская Европа, позже — ее восточная и северная окраины. В процесс феодализации раньше втянулись южные славяне (протоболгары), затем — восточные славяне на Руси, несколько позднее, в X—XII вв., угро-финские, частично тюркские народы, оказавшиеся в сфере их влияния. Нашествие варваров, если не рассматривать военную сторону дела и массовое истребление людей, происходило в режиме межкультурного диалога, встречного движения двух цивилизаций: деградирующая римская усваивала варварские обычаи, а варвары перенимали все передовое из римской. Великий кризис III—IV вв. являл собой время великой смуты: старые культурные традиции и политические институты уже не действовали, а новые еще не созданы. Римские города, особенно провинциальные, подверглись массовым разграблениям, голоду, болезням. Такова страшная прелюдия к истории феодального Запада. Ее тональность, по мысли Ж. Ле Гоффа, сохранилась на протяжении всех последую-щихдесяти веков. Война, голод, эпидемии, выкашивавшие население целых стран, — все это постоянно сопровождало жизнь средневековых европейцев. На развалинах городской цивилизации Римской империи варвары создали новое по своему социальному укладу общество. Варвары принесли с собой тонкую технику обработки металлов, ювелирное и кожевенное мастерство, с почтением относились к образованности и достижениям римской культуры. Их предводители нанимали римлян советниками, перенимали римские нравы, украшали себя римскими титулами консулов, патрициев. По мнению Ле Гоффа, варвары выступали не в роли врагов, а в роли поклонников римского политического устройства. Несмотря на свою малочисленность, варвары, владея политической властью, могли оказывать на генезис феодализма сильное влияние, насаждая на захваченных территориях привычные им формы общественных отношений и институтов. В завоеванных областях Юго-Западной Европы варвары зах- ватывали земли местного населения: остготы — '/, земель, вестготы и бур-гунды — 2/, пахотных земель и '/, рабов. Значительная часть этих земель была передана королями варварской знати, из которой постепенно вырастали феодальные собственники земли. Большинство завоевателей составляли свободные незнатные земледельцы. Варвары принесли сюда свою военную организацию, основу которой составляли пешее ополчение всех свободных членов племени и военная дружина вождей и короля, жившая за их счет. Остготы, а потом и лангобарды запрещали участвовать в войске местному населению. В среде пришельцев сохранялись пережитки родового строя, были также распространены узы личной верности, связывавшие дружинников с их вождем, и покровительства (mundiitm) по отношению к ним со стороны последнего. Хотя варвары составляли первоначально лишь несколько процентов местного населения, общественная жизнь всей Европы была организована по их законам. Несмотря на зверства и жестокость завоевателей, население достаточно благожелательно приняло их господство, так как оно означаю освобождение от рабства. Верования и мифы по ряду моментов совпадали с христианскими воззрениями, что содействовало быстрому принятию христианства варварскими королями. Слабое развитие социальных институтов у германских народов сохраняло независимость личности на более высоком уровне, чем в обществах с развитой государственностью; поэтому варвары были больше привязаны к личной собственности, чем римляне13. После крушения Римской империи и возникновения на ее территории многочисленных варварских королевств в Западной Европе начал рождаться новый мир Средневековья. Рождение новой Европы происходило в сложной обстановке войн, переселений, продолжающихся варварских вторжений на территорию Западной Европы и Византии. С возникновением варварских королевств положение не стабилизировалось. Сами эти королевства постоянно воевали друг с другом. Непрерывные войны, заполнившие переходный период от античности к Средневековью, продолжались в Европе около 600 лет. Войны лишь дополнили общую картину упадка, хозяйственного, политического и культурного, начавшегося еще в III—IV вв. В обстановке военных грабежей, опустошений и насилий ускорились аграризация и дезурбанизация хозяйственной жизни, значительно сокращалась торговля, особенно сухопутная, закреплялись натурально-хозяйственные черты экономики, рушилась прежняя римская государственность. Более динамичная и одновременно примитивная культура варваров ассимилировала высокое наследие античной культуры или ассимилировалась сама (об этом ученые продолжают спорить). В мучительных родах формировалась совершенно новая, доселе невиданная культура, озаренная светом христианства. Загнанное в подполье и катакомбы римлянами христианство к IV в. выходит на общественную сцену, а затем начинает играть заглавную роль во всей западной цивилизации. Как и при двух предыдущих формациях — первобытной и рабовладельческой, религия постепенно начинает определять политику, экономику и социальное устройство феодального общества. Христианизация Европы, продолжавшаяся всю эпоху Средневековья, представляла собой гигантский культурофор- 13 См.: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. М., 1992. С. 88-89. мируюший процесс, в холе которого истреблялась языческая культура и рождалась новая, западноевропейская. Ренессанс в этом смысле являл собой кульминацию глобального культурного ассимиляционного процесса, а Просвещение — его победную точку. Рождение феодального строя происходило неравномерно в разных частях континента: раньше всего к X в. он завершился в континентальной Западной Европе, в Англии и Германии — в конце XI — начале XII в., в Византии в XI—XII вв. Примерно тогда же феодализация завершилась в славянских государствах на Балканах, в Скандинавских странах, в Центральной Европе и на Руси — к середине или концу XII в., в Карпато-Дунайских землях, у литовцев и других прибалтийских народов — в XIII и даже XIV в. Варвары, расселившиеся в V в. по Римской империи (эпоха Великого переселения народов), были отнюдь не дикими племенами, только что вышедшими из своих лесов и степей. К V в. они прошли долгий путь эволюции, много видели и немало усвоили. В своих странствиях они вступали в контакты с разными культурами и цивилизациями, от которых воспринимали нравы, искусства и ремесла. Уже в начале V в. в Европе были созданы первые ранние государства. Остров Британия был завоеван германскими племенами англов, саксов и ютов, которые создали там несколько государств; на территории Галлии, Германии и Бургундии было создано Хлодвигом Франкское королевство (486); на Пиренейском полуострове располагались королевства вестов и свевов (418); в Италии в 493 г. возникло остготское королевство Теодориха и т.д. Первоначально для европейских государств были характерны смешанные, западные и восточные, черты развития. Государство строилось на принципах жесткой иерархии. Король обладал высшей военной, законодательной, административной и судебной властью, добивался признания религиозного, сакрального характера своей власти. Огромную роль во всех сферах жизни общества играла католическая церковь (католицизм — западная ветвь христианства). Между тем в экономике и вопросах собственности в V—VII вв. очевидным было влияние римских традиций. По законам Вестготского, Остготского и Франкского королевств, землю, другое движимое и недвижимое имущество продавали, покупали, дарили и завещали. Таким образом, частная собственность существовала и свободно развивалась. Феод или лен — особая наследственная форма землевладения, предполагающая обязательное несение военной или гражданской службы. Особенностью феодальной земельной собственности является ее условный характер. Собственность феодала не была частной и зависела от системы личного подданства, имеющего иерархический характер. Право собственности феодала на землю и зависимость от него крестьян выражались в феодальной ренте (барщина, дань, продуктовый или денежный оброк). Частной собственностью владел узкий круг крупных землевладельцев (князья, герцоги, графы, бароны), с которыми государство (король) вело постоянную борьбу, стремясь поставить их под контроль и ограничить их независимость. Общественная система средневековой цивилизации основывалась на принципах вассалитета. Вольный сеньор на оскорбление со стороны короля имел право ответить объявлением войны. Вассальные отношения предусматривали наличие взаимных прав и обязанностей. Вассалитет предполагат некоторую децентрализацию власти за счет передачи, делегирования ряда полномочий сеньора вассалам. Совокупность определенных прав вассалов и территорий, на которых эти права были действительны, называлась «иммунитет». Вассальные отношения и присущий им иммунитет являются особенностью средневековой европейской цивилизации. Центром экономической и социальной жизни быладеревня. Земля почиталась главной ценностью, а крестьяне были носителями основных духовных и культурных традиций. Средневековая Европа отличалась общинно-корпоративным устройством: цехи, гильдии, рыцарские ордена, церковные и сельские общины. Корпорации одного уровня объединялись в сословия. Социокультурный идеал Средневековья — самообеспечение, создание условий для «достойного» с сословной точки зрения существования человека, и в этих пределах трудовая активность оправдывалась и даже возводилась в этическую ценность. Тем не менее в труде видели прежде всего средство самообуздания, подавления греховности, сопряженной с праздностью. Торговая и особенно ростовщическая прибыль осуждалась (учение о «справедливой цене»). Установки христианства относительно богатства и собственности не вытекали непосредственно из природы феодализма, возникнув еще в древности. Это можно объяснить присущей феодализму специфической символической интерпретацией всех явлений и предметов. В частности, богатство ценилось в первую очередь своей знаковой функцией: накопленные и спрятанные сокровища в глазах феодала не имели цены, их следовало тратить, дарить приближенным и вассалам, расходовать на устройство пиров и боевых игр, церемоний и празднеств, раздавать нищим и на постройку церквей. Богатство становилось своеобразным маркером щедрости, широты натуры, гостеприимства и доблести феодала, престиж и влияние которого повышались; так поддерживалась рыцарская честь — главная ценность в моральном кодексе общества Средневековья. Соответственно и обладание обширными землевладениями позволяло раздавать феоды вассалам, большое число которых свидетельствовало о могуществе и влиянии их сеньоров. Высокая «знаковость» феодальной практики проявляется в бесчисленных ритуалах, процедурах, клятвах, присягах, символах, которыми сопровождались все договоры, сделки, собрания и без которых они не имели бы силы. Предельно символизированная и ритуализованная социальная практика феодализма подчиняла отдельного человека нормам и требованиям группы, оставляла ему мало простора для индивидуальных решений и выбора линии поведения — они предписывались заранее. ЧАСТЬ II СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО Индустриальное общество возникло в Западной Европе 250 лет назад, а в некоторых регионах Земли оно еще даже не наступило. Оно основано на крупном машинном производстве, капиталистическом рынке и молодой демократии. Самым многочисленным в социальной структуре является рабочий класс, по 10-12 часов работающий на фабриках и проживающий в тесных жилищах. В экономике производитель господствует над покупателем, который только еще учится защищать свои потребительские права. Двигателем прогресса впервые становится научно-технический прогресс. Социальные отношения атомизируются и обезличиваются, а человек, как утверждают некоторые ученые, превращается в придаток машины. НАЧАЛО НОВОГО ВЕКА Современное общество прошло два периода развития, которые соответствуют двум типам общества — индустриальному и постиндустриальному. Современное общество возникло между XVI и XVIII вв. в странах Северо-Западной Европы — в Великобритании, Голландии, Франции, Германии. Большинство историков единодушно в том, что современный социальный порядок зародился после трех великих революций — американской, французской и английской. Американская и французская обеспечили политическую и институциональную базу для модернизации — конституционную демократию, верховенство закона и принцип суверенитета национальных государств. Английская промышленная революция заложила экономическую основу — рынок свободной рабочей силы, индустриализацию и урбанизм как новый образ жизни, капитализм как новую форму производственных и распределительных отношений. Именно XVIII в. считают отправной точкой промышленной революции, изменившей экономический облик Европы. На смену домашней фабрике, на которой работали семья помещика, слуги и крепостные крестьяне либо семья городского ремесленника, неженатые подмастерья, вольнонаемные работники и слуги, пришла крупная промышленность с тысячами наемных работников на одном предприятии. Маленькие мастерские уступают место огромным цехам, со сложным оборудованием: сборочными конвейерами, мартеновскими печами, счетно-решающими устройствами. Алвин Тоффлер в книге «Третья волна» (1981) писал о глубоких изменениях, происходивших по мере перехода западного общества из первой стадии развития — аграрного производства во вторую — индустриального развития. Однако ни традиционное фермерское земледелие, ни работа на фабрике не требовали от людей обязательного владения знаниями и навыками, приобретенными в школе. Любой из нас, обладающий здравым смыслом, может справиться с подобной работой, особенно если речь идет о фабричном неквалифицированном или малоквалифицированном труде. Промышленный переворот XIX в. привел не только к появлению фабричной системы массового производства, но и появлению массовой школы современного типа. Школы стали нужны как никогда ранее. Промышленный переворот принес с собой высокую специализацию, синхронизацию. Стандартизированными и потому взаимозаменяемыми стали не только массовая продукция, но и сами рабочие. Они, привязанные к ритму конвейера, реагируют на окружение не только синхронно (одновременно), но и чисто рефлексивно: по заводскому гудку на работу в одно и то же время выходят десятки тысяч людей, по гудку они отправляются на обед и заканчивают работу. Но разве не похожи современные городские школы на промышленные предприятия? Тысячи учащихся с разных концов города бесчисленными потоками устремляются на фабрики знаний. По звонку начинаются уроки, по звонку они заканчиваются. Ничего подобного не было ни в античности, ни в Средневековье. Учащихся было мало, а формы обучения были преимущественно индивидуальными и разнообразными. В конце 1960-х гг. в экономической структуре ведущих стран мира проявились черты, позволившие социологам говорить о переходе к постиндустриальному обществу. Прежде всего это сокращение промышленного сектора и расширение сферы услуг, куда переместилась значительная часть рабочей силы. Родоначальник постиндустриальной теории Дэниел Белл писал, что постиндустриальное общество — это прежде всего общество, основанное на услугах (к сфере услуг Белл отнес торговлю, финансы, транспорт, здравоохранение, индустрию развлечений, науку, образование и управление). Сейчас мы переживаем еще одну величайшую трансформацию — переход от индустриальной эры к эре информационной. По самым точным подсчетам, к 2010 г. от 5 до 10% населения развитых западных стран пока еще останутся на фабриках и заводах. Основным же средством существования станет, а может быть, уже становится обработка информации. Наше общество называют информационным. Ведущую роль в нем играют знания. Подобно тому как в XIX в. средний гражданин был фермером, а в XX в. — фабричным или заводским рабочим, средний житель в XXI в. будет занят обработкой информации. Это означает, что подавляющее большинство людей будет трудиться в сфере обслуживания. Даже на фермах и в промышленности больше людей будет занято обработкой информации, чем возделыванием земли и работой на поточных линиях. Примером служит автомобильная промышленность, где больше людей занимается вопросами сбыта, страхования, рекламы, дизайна и техники безопасности, чем непосредственно сборкой автомобилей. Одно из важнейших следствий этих изменений — необходимость повышения уровня образования. Современная школа напоминает высокоточное и наукоемкое производ ство, где в многочисленных классах-цехах занимаются интеллектуальным трудом будущие инженеры, профессора и бизнесмены. Школьные планы, программы, учебники, наглядные пособия по предметам физико-математического, химико-биологического и общественно-гуманитарного циклов отражают новейшие достижения науки и практики. В них излагаются в популярной форме прогностические представления о будущем науки, техники, культуры, экономики, общественных отношений. Социологические воззрения В научный оборот термин «индустриальное общество» ввел Сен-Симон. Заслуга в теоретической разработке одноименной концепции принадлежит его ученику О. Конту. Он применял термин для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному. Конт всесторонне изучил его особенности, сформулировал законы развития и функционирования. Согласно одному из них — закону трех стадий, всемирная история подразделяется на теологическую, метафизическую и позитивную. Последний этап истории отмечен превращением науки в производительную силу, заменой военного строя промышленным, углублением разделения и кооперации труда. В индустриальном обществе впервые складываются профессионально-квалификационные группы, расширяется разнообразие экономических форм жизни, растет материальное благосостояние населения. Недостатками индустриального развития Конт считал чрезмерную специализацию, концентрацию населения в городах, рост преступности, а самое главное — разрушение фундамента общества, а именно солидарности или согласия (консенсуса) людей. Разделение труда и конкуренция развивают только профессиональную солидарность, которая постепенно перерастает в корпоративизм, стоящий на защите узкогрупповых интересов. Вслед за ним Э. Дюркгейм полагал, что в индустриальном обществе сокращается тирания коллективного сознания и возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану приходит вначале семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма — промышленная компания. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Их круг общения — не род, а профессия. Место и статус человека определяются не единокровностью, а выполняемой функцией. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами. 1С. 14. В результате промышленного переворота XIX в. стандартизированными и поэтому взаимозаменяемыми стали не только массовая продукция, но и сами рабочие Концентрированным выражением зарождающейся индустрии становится средневековый город. Он стремится развить все отрасли промышленности и снабжать продукцией окружающие села. Внутри города жители группируются по профессиям. Происходят изменения и более высокого уровня. В плотно населенной Европе складывается множество независимых государств, между которыми устанавливаются торгово-договорные отношения. Формируется международный рынок. Европейская промышленность в эту пору распространяется за национальные границы. Города все больше специализируются: появляются университетские, фабричные, портовые, бюрократические, финансовые центры. На смену ассоциации, характеризовавшей стадию механической солидарности, приходит кооперация, свойственная только органической солидарности. В первой людей объединяет сходство специальностей, во второй — их различие. Индустриальное общество возможно только там, где законы регулируют все стороны социальной и экономической жизни. Рост городов ускоряет социальную мобильность, перемену места жительства и места работы. Там, где выше плотность населения, там выше мобильность и технический прогресс. В XVIII в. образуется коллективное сознание европейского общества, а международное разделение труда институциализируется. Западная Европа превращается в центр индустриального развития. Идеи индустриального общества развивались также в немецкой политэкономии XIX — начала XX в., в частности, в работах К. Бюхера, сводивше- го всемирную историю к противопоставлению натурального и товарного хозяйства. Натуральное, аграрное, «традиционное», докапиталистическое общество провозглашается отсталым, индустриальное, промышленное, капиталистическое — прогрессивным, передовым. Процесс перехода от натурального к промышленному обществу объясняется стечением обстоятельств: техническими нововведениями в производстве, протестантской этикой, духом конкуренции, личными амбициями политических деятелей и т.п. Взгляды Конта и Дюркгейма заложили фундамент современной теории индустриального общества. Но они жили 100 лет назад, с тех пор та реальность, которую они анализировали, изменилась, как изменились и представления об обществе. В 1960-е гг. появилась новая теория — постиндустриального общества. Ее автор Д. Белл полагал, что эпоха индустриального общества в западном мире окончилась, хотя в других регионах она продолжается. Следующим поколением ученых, внесших значительный вклад в развитие теории индустриального общества, являются П. Друкер, Р. Арон, У. Ро-стоу, Дж. Гэлбрейт и др. Французский социолог и политолог Раймон Арон1 (1905-1983) — один из создателей теории единого индустриального общества и современной теории международных отношений. Ссылаясь на предсказания Сен-Симона о строительстве большой индустрии и контовские идеи индустриального общества, Арон утверждал, что технический прогресс создает не множество типов общества, а единственную универсальную форму, единый тип общества (единое индустриальное общество), различными модификациям которого выступают западная (демократическая) модель и советская (тоталитарная). Политические и идеологические различия между ними — ничто по сравнению с общим промышленным основанием, которое их объединяет. Арон выделяет следующие пять универсальных черт, присущих любому индустриальному обществу: предприятие полностью отделено от семьи; промышленное предприятие вводит своеобразный способ разделения труда; промышленное предприятие предполагает накопление капитала; всякое индустриальное общество строится на стро гом экономическом расчете; во всяком индустриальном обществе, каков бы ни был статус собственности на орудия производства, имеется концентрация рабочих. Разумеется, каждая его разновидность, капитализм и социализм, вносит в универсальную модель отличительные черты, главная среди них — форма собственности, в одном случае частная, в другом — коллективная. Для капиталистического варианта индустриального общества, согласно Арону, характерны такие свойства, как: частная собственность на средства производства; рынок и децентрализация экономики; социальная дифференциация общества на собственников и наемных работников; движущая роль погони за прибылью; равновесие спроса и предложения, кризисы и циклические колебания экономики. При социализме все наоборот: нет частной собственности; вместо децентрализации экономики плановое управление промышленностью; нет двух полярных классов, а вместо них — социально не расчлененная масса Аюп R. War and Industrial Society. Westport, CN, 1980; 28 Lectures on Industrial Society. L., 1968; Trois essaissur 1'age industrielle. P., 1966. тружеников, выступающая совладельцем общенародной собственности; стремление к прибыли сохраняется и при социализме, но является не индивидуальным, а общественным стимулом к труду; наконец, в социалистической экономике нет кризисов и стихийного колебания цен. Можно не согласиться с предложением Арона о том, что мотив получения прибыли у социалистических предприятий так же силен, как и у капиталистических. Действительно, прибавочная стоимость присуща любому типу индустриального общества, в том числе социалистическому, и неправильно утверждать, будто только при капитализме существуют извлечение прибавочной стоимости и эксплуатация рабочих. Но в отличие от советских хозяйственников капиталисты умели поставить мотив прибыли на службу научно-техническому прогрессу и развитию предпринимательства. При этом капиталисты большую часть прибавочной стоимости инвестировали в производство, а у советских предприятий почти все забирало государство. Вопрос в том, куда оно девало огромные суммы: на непомерно раздутые штаты бюрократов и военно-промышленный комплекс или на заработную плату работникам и инвестирование в социальную сферу. По разным оценкам, советское государство возвращало из прибавочного продукта на оплату труда от 19 до 37%, а на Западе более 40%. В связи с этим никак нельзя согласиться с утверждением Арона, будто бы излишек стоимости, созданной рабочими, и при социализме, и в при капитализме в равной мере возвращается обществу в целом. Но другое его утверждение о том, что неравенство доходов одинаково характерно как для социалистического, так и для капиталистического типа, пожалуй, следует считать справедливым. Доходы на капитал —- незначительная часть общих доходов, а главный фактор неравенства— неравенство заработной платы, которое определяется неравенством способностей и производительности работников. Правда жизни состоит в том, заявляет Арон, что не существует в чистом виде ни капиталистической, ни социалистической разновидностей индустриального общества на нашей планете. Реальный капитализм, по его мнению, в ряде случаев отступает от идеального типа и приближается к социализму. Так, в западных странах все же есть коллективная собственность, возникшая в результате национализации ряда предприятий после Второй мировой войны. Индустриальное общество требует жесткой дисциплины, иерархии, субординации, а демократические идеалы ориентируют на равенство, свободу, самоопределен Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|