Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СУБЭТНОСЫ, ЭТНОСЫ И СУПЕРЭТНОСЫ





Основным в теории Гумилева выступает понятие этноса — устойчивого, естественно сложившегося коллектива людей, существующего как энергети­ческая система (структура) и противопоставляющего себя всем другим ана­логичным коллективам. Пространство этноса неоднородно, поэтому внут­ри любого этноса легко выделяются субэтносы — большие группы людей, обладающие резкими поведенческими отличиями. Среди русских это помо­ры, старообрядцы, сибиряки (чалдоны), казаки, столичные интеллигенты и т.п. Все они искренне называют себя русскими, но столь же искренне от­мечают различия между собой. Сходные по основным признакам индивиды притягиваются, образуя субэтносы, а на их основе этносы. Точно так же притягиваются похожие этносы, создавая огромные этнические коалиции — суперэтносы (рис. 30), которые в истории обычно именуются культурами, цивилизациями, мирами. Таковы, например, «исламский мир» и «западная цивилизация»15. Именно в рамках суперэтнического единства и происходит, по Гумилеву, развитие культурных форм, которые служат внешним индика­тором, отделяющим один суперэтнос от другого.

Этнос — существующая исторически длительное время совокупность по­пуляций (субэтносов), отличающаяся от других субэтносов не только куль­турными, но и генетическими признаками.

Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. С. 522.


Высший уровень концентрации этнических сил суперэтнос, состоящий из множества этносов, и поэтому приравненный Гумилевым к цивилизации (западная цивилизация), цементируется в культурное и пространственное

Рис. 30. Иерархия этносов у Гумилева

единство этнической доминантой — системой политических, идеологичес­ких или религиозных ценностей. Такие системы носят глобальный и далее несоединимый характер. Различия между разными цивилизационными до­минантами слишком велики, чтобы позволить дальнейшую концентрацию. Западная и восточные цивилизационные общности вряд ли когда-либо объ­единятся на основе общих ценностей. Суперэтнос — это высший и предель­ный уровень в этнической иерархии. Так, французский суперэтнос включа­ет в себя собственно французов, бретонских кельтов и провансальцев (окси-танцев) — самостоятельный этнос романской группы. В российский суперэтнос входят русские, татары, удмурты, дагестанцы, осетины, буряты, ненцы и другие этносы. Понятно, что во французском суперэтносе государ-ствообразующим этносом являются северные французы, а в российском — русские.

Этнос является составной частью биоорганического мира планеты и воз­никает в определенных географических и климатических условиях. Гумилев определил его как биофизическую реальность. При этом прослеживается такая закономерность: чем мельче этническая единица, тем сильнее должна чувствоваться власть биологии, чем она крупнее, тем мощнее воздействует другое начало — культурное. В итоге мы получаем иерархию этносов и век­тор культурного влияния на них (рис. 31).

Максимум культурного воздействия должен оказаться в верхней части иерархии — на уровне суперэтноса. Именно здесь формируются цивилиза­ции, их фундаментом выступает культура, а не биология. Напротив, на низ­шем уровне — уровне субэтносов, т.е. региональных вариаций этноса, дол­жно сильнее чувствоваться биологическое начало. Если это так, то в учении Гумилева нет гипертрофирования биологического начала и умаления социо­культурного, как это принято думать. Оба они играют одинаково важную роль в его теории, хотя на разных стадиях этногенеза, в разные моменты истории и на разных уровнях научного анализа их роль неравная.

Чем выше уровень в этнической иерархии, тем заметнее роль социокуль­турной доминанты и слабее роль биологической составляющей. Прогресси­рующие социальные отношения размывают этническую организацию, делая

людей цивилизованными, т.е. похожими друг на друга, независимо от пер­воначальной этнической принадлежности16. Чем ниже уровень, тем больше этнических единиц располагается на этом этаже, и наоборот. Поэтому субэт­носов на планете несколько тысяч, этносов — несколько сотен, суперэтно­сов — несколько единиц.

На уровне суперэтносов формируется новое культурное явление — мен-тальность. Она представляет собой совокупность культурных канонов, по­литических и хозяйственных норм, мировоззренческих установок, прини-

Рис. 31. Вектор воздействия культурного фактора

маемых большинством членов суперэтноса как естественные и единственно возможные17. Поэтому суперэтнос предстает прежде всего как идейно-рели­гиозная и культурная целостность. Отдельные элементы ментальное™ ме­няются по ходу этногенеза, но ее ключевые составляющие остаются неизмен­ными на всем протяжении жизни суперэтноса.

Субэтносы соединяются в единый этнос как мирным, так и военным пу­тем, например захватом одного государства или племени другим. Поэтому на уровне этноса следует говорить о политических, а не культурных и мен­тальных скрепах, объединяющих этнические элементы в единое целое. При­мером выступает бывший СССР, где политический союз «навеки сковал» более 100 очень разных и непохожих субэтносов. Когда СССР распался, на его месте оказалось 15 независимых государств. Это говорит о том, что уро­вень этнического объединения был неправильным. Либо советский народ не являлся народом, т.е. этносом, поскольку под своим крылом объединял 15 эт­носов (грузин, литовцев, таджиков и др.), либо советский народ был не эт­носом, а суперэтносом, но тогда к нему может применяться лишь понятие цивилизации. Но и в этом случае о едином советском народе говорить нельзя.

Этносы внутри суперэтнической целостности, считает С. Рубин, не обя­зательно составляют органическое целое. Между ними часто «происходят военные столкновения за гегемонию в суперэтносе, которая в результате этих столкновений переходит от одного этноса к другому. Однако конфликты между этносами, составляющими суперэтнос, обычно имеют характер борьбы за преобладание, а не войны на полное истребление противника, причем эти конфликты не исключают экономического, политического и идеологичес­кого общения внутри суперэтноса. Иначе говоря, этносы, входящие в один суперэтнос, комплементарны (взаимодополняемые) между собой в гораздо большей степени, чем этносы, относящиеся к другому суперэтносу»18. Ком-

'УЦА.К. Глобальная этносоциология: Учеб. пособие. Омск, 1997. Рубин С. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева: современный взгляд.

плементарность может быть весьма кратковременной по историческим \кам. Все великие империи прошлого и настоящего в конце концов распад,,будучи побеждены не внешним врагом, а внутренним — разнонаправлен» Ь"стью этнических векторов. 0~

Этносы различаются рядом признаков, в том числе передаваемым из п коления в поколение набором стереотипов поведения, со временем превп-вдающихся в традиции. Три фактора — географическая среда (привычн/'" ландшафт и система хозяйства), культурная традиция (совокупность ф01 ' человеческой искусственной деятельности), этническое окружение (взаимо' отношение с соседями, сложившиеся исторически) — формируют то, что Гумилев назвал стереотипом поведения этноса, отличающим один этнос от другого19. Не только этносы, но и составляющие их индивиды отличаются друг от друга множеством черт. Гумилев считал, что резкие изменения сте­реотипа поведения вызываются массовыми мутациями, так называемыми пассионарными толчками.

Условия природного ландшафта, в пределах которого приходится жить и хозяйствовать членам этнического коллектива, определяют тип их хозяйствен­ной деятельности. Таким образом, окружающая этно-ландшафтная среда оп­ределяет неповторимый облик каждого этноса20. На уровне суперэтноса, объ­единяющего несколько соседних этносов, впервые появляется ментальность (особенности психического склада и мировоззрения) членов этноса.

Небольшие таксоны, составляющие тело этноса, называются субэтноса­ми. Практически единственная их функция — осваивать свою ландшафтную нишу, привечая своих и отпугивая чужих (взаимная комплементарность), бороться и выживать, засеивать, застраивать и переделывать окружающую среду. Субъектами истории являются их «старшие братья» — этносы и супер­этносы. Чем больше численность субэтноса, тем крепче его биологическое и социальное здоровье. А чем больше и разнообразнее субэтносы, тем устой­чивее и живуче этнос. Рост числа субэтносов в этносе характеризует началь­ную фазу этногенеза, сокращение — конец.

Помимо трех главных элементов — субэтноса, этноса и суперэтноса — Гумилев выделял еще два: консорции и конвиксии. Они расположены ниже нижнего уровня и включаются в субэтнос. Гумилев определяет их так21:

конвиксия — группа особей с однохарактерным бытом и семейными свя­зями, низший таксон этнической иерархии;

консорция — группа людей, объединенных одной исторической судьбой, часто эфемерно, на короткое время.

Консорции и конвиксии объединяют людей по более частным, чем у эт­носа, признакам. Подобные группы не столь живучи, как этнос, — они воз­никают и распадаются, иногда враждуют между собой, но при этом не теря­ют ощущения единства этноса (пока последний существует)22. К консории-ям относятся кружки, артели, секты и др. Если они сохраняются на

18 Рубин С. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева: современный взгляд.

19 Анализируя феномен стереотипа поведения социальной группы, П. Сорокин пришел к вывоД>-||Тэтот стереотип (шаблон) поведения в значительной мере соответствует стереотипу наиболее в.птельных социальных слоев, входящих в эту группу.

20 Рубин С. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева: современный взгляд.

21 Гумилев Л. Н. Толковый словарь понятий и терминов// Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая С теМ., 2002.

протяжении жизни нескольких поколений, то превращаются в конвиксии. Последние существуют в любом социуме. Можно рассматривать конвиксию купцов, ведущих восточную торговлю, конвиксию офицеров германского генштаба, конвиксию бомжей Курского вокзала. А консорцией могут быть,

Рис. 32. Конвиксиянизший таксон этнической иерархии

например, члены тоталитарной, жестко закрытой секты, хотя справедливо и то, что любая великая религия тоже начинается с консорции23.

И этносы, и коллективные стереотипы (традиции) должны находиться в постоянном движении: одни мигрировать и развиваться, другие модифици­роваться. В противном случае наступят застой и коллапс. У динамичного этноса молодое поколение не похоже на прежнее, и в этносе возникает про­блема «отцов и детей». В этносе, находящемся в статическом состоянии — гомеостазе, новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшеству­ющего, т.е. стереотип поведения не меняется. Такой этнос, в котором про­цесс этногенеза затух, Гумилев называет изолятом, реликтом или персистен-том (пережившим себя). Более динамичные этносы агрессивны, революци­онны либо инновационны. Они выживают в любых условиях, а потому им не страшна конкуренция или нападение: они всегда способны уйти из-под удара, быстро перестроиться, восстановиться. Напротив, статичные этносы, находящиеся в состоянии гомеостаза, легко могут стать жертвой агрессии, геноцида, стихийного бедствия или ассимилироваться другими этносами.

Таким образом, этносы, как и живые организмы, находятся в постоянном поле сил, сопутствующих или противоборствующих им, препятствующих или помогающих развитию. В связи с этим Гумилев ввел понятие этнического поля. К нему прибегали в свое время, например, К. Левин, П. Бурдье и др. Этни­ческие поля, подобно другим видам полей, имеют определенный ритм коле­баний. Совпадение последних у разных народов сближает их, столкновение с носителями другого ритма вызывает ощущение отчуждения и агрессии.

Коваленко МИ. Учение Л.Н. Гумилева и пути развития России. — http://www.hrinstitute.ru/ea23.html. Махнач В.Л. Основы этнологии. Историко-культурное введение в политологию. — http:// www.archipelag.ru/text/172.htm.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.