|
ПАССИОНАРИИ, «ГАРМОНИЧНИКИ» И СУБПАССИОНАРИИЭтногенез — исторический промежуток жизни народа — характеризуется, как и у человеческого организма, набором и сбросом жизненной энергии. Каждый народ когда-то рождается, растет и набирается сил, достигает своего апогея, а затем увядает и гибнет. Но до тех пор он полон энергии и жизненных сил. В человеческом организме биение жизни обеспечивают эритроциты (от греч. erythros — красный и kytos — вместилище, клетка) — безъядерные клетки крови в замкнутой кровеносной системе, содержащие гемоглобин (их называют еще красными кровяными тельцами). Они жизненно необходимы нашему организму, поскольку переносят кислород от легких к тканям тела, а от них к легким — углекислый газ. В теории Гумилева функцию эритроцитов выполняет особая социальная группа — пассионарии (от лат. passio — страсть). К пассионариям Гумилев относит конкистадоров, землепроходцев, поэтов, полководцев. Пассионарии — сверхактивные индивиды, обладающие избытком энергии, благодаря которой они способны творить чудеса. Волевые и отважные, они готовы всем пожертвовать во имя своих идеалов и высоких целей. Пассионарий первым берет в руки оружие, когда на страну нападает враг, ищет боя, но с не меньшим пылом он совершает научные открытия, пишет книги, хранит и распространяет веру. Кроме них российский ученый выделял еще две категории — субпассионарии и гармонические личности. Если пассионарии в биологическом и социальном смысле сверхактивны, то их антиподы — субпассионарии — сверхпассивны. Часто они становятся жертвой «активистов», если те отрицательно заряжены. У гармонических личностей активности и пассивности поровну. Из них состоит большинство населения любой страны, если она не переживает каких-то катастроф, революций и прочих потрясений. В обществе, переживающем стационарную фазу развития, три категории Гумилева подчиняются закону нормального распределения (рис. 33). Пассионарии и субпассионарии — чрезмерно активные и чрезмерно пассивные категории населения — в стабильном обществе составляют статистическое меньшинство — по 15%. Середину статистического континуума, подчиняющегося закону больших чисел, составляют индивиды, у которых обе крайности соединяются таким образом, что уравновешивают друг друга. Согласно Гумилеву, пассионарный импульс математически может выступать количественной мерой, на основании которой можно построить типологию пассионариев, «гармоничников» и субпассионариев, т.е. «правомочно классифицировать особей: на пассионариев (Р > 1), гармоничных (Р = 0 й субпассионариев (Р< 1). У гармонических личностей импульсы пассионар-ности и инстинкта самосохранения уравновешиваются»24. Таким образом, если за единицу принимается «импульс инстинкта самосохранения», то пассионарии получают коэффициент пассионарности Р > 1, «гармоничники» Р ~ ' и субпассионарии Р< 1 (табл. 1). Если «гармоничников» поместить в начало системы координат как центрообразующее начало, то их пассионарный импульс 24 См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 327, 282. будет равен 0; соответственно пассионарии будут обладать положительным потенциалом (+), а субпассионарии — отрицательным (—). Таблица 1 Распределение пассионарных импульсов в теории Гумилева Рис. 33. Нормальное распределение пассионарных категорий населения в стационарном обществе
В зависимости от ситуации «гармоничники» готовы стать то сторонниками пассионариев, то сочувствующими субпассионариям. Пассионарии — это лидеры, активисты, вожди, которые берут на себя повышенные обязательства и ответственность, выступают с инициативой и передовыми начинаниями, проводят в жизнь какие-либо проекты. Они переносят по телу общества идеи, проекты, принципы, теории, идеологемы. Ведь для общества информация и обмен ею не менее важны, чем обмен крови в организме. Пассионарии — активные творцы истории. Они не могут находиться в покое, они постоянно движутся, заставляя вслед за собой двигаться и всех остальных. Пророк Мухаммед, Александр Невский, Иван Грозный, Жанна д'Арк, Ричард Львиное Сердце, Петр I, В. Ленин и И. Сталин, Наполеон и Александр Македонский, Мао Цзэдун и Пол Пот — яркие представители пассионариев. Среди них нет Л. Брежнева или Николая II, хотя они внесли огромный вклад в развитие российской державы. Можно по долж- ности быть вождем, но не пассионарием. У пассионариев нет должности поэтому они могут принадлежать к любому сословию. У них нет валентно ' ти, поэтому пассионарии не обязаны иметь только положительную доминан" ту. Они творят как добро, так и зло. Субпассионариев Гумилев характеризует как людей с отрицательной пае сионарностью. «Их поступками управляют импульсы, вектор которых про" тивоположен пассионарному напряжению»25. Они не занимаются произво дительным трудом, т.е. ведут себя как социальные паразиты, существуя за счет других представителей этноса. К ним относятся бродяги, профессиональные солдаты-наемники (ландскнехты), разбойники, нищие, бомжи босяки, люмпен-пролетарии, чернь, преступники — от мелких воришек до рядовых членов банд и иных преступных сообществ, и прочие отбросы общества. Ихжертвами становятся носители нулевой пассионарное™ («гармо-ничники»), т.е. основная масса населения. Обычно субпассионарии скапливаются в крупных городах, где есть возможность жить, не работая, а паразитируя, и развлекаться. Такое сосредоточение субпассионариев приводит к росту алкоголизма, ситуативной преступности, наркомании, стихийных беспорядков26. Самой благоприятной социальной средой для них выступает не социальная организация, скажем предприятие, банк, школа или поликлиника, где надо дисциплинированно и кропотливо трудиться, а толпа, сборище, тусовка, где можно стать незаметным, расслабиться, предаться наслаждениям. Сборища футбольных фанатов — пример такой среды. В толпе или группе, находясь в состоянии аффекта, алкогольного или наркотического опьянения, они способны на вандализм, разбой и убийство. Здесь они становятся анонимными, у них появляется возможность переложить ответственность на ситуацию или группу. В периоды смут субпассионарии часто образуют банды, промышляющие разбоем, во главе которых находятся пассионарии с негативным, разрушительным, вектором (вожаки, главари, мафиози и прочие руководители преступных групп и организаций). По мнению С. Рубина27, в триаде пассионарии—«гармоничники»-субпас-сионарии возможны как прямые, так и обратные переходы. Пассионарий может превратиться в субпассионария в силу объективных (полученная на производстве или в быту инвалидность, безработица и вытекающее из нее нищенство) и субъективных (упадок духа и проистекающее из него пьянство. что нередко наблюдается у художников, поэтов и вообще творческих людей) обстоятельств. Пассионарий, занимающий высокую государственную должность, может организовать преступную группу, т.е. стать антипассионарием. С достижением преклонного возраста любой пассионарий становится «гармо-ничником», а затем субпассионарием. Возможны и обратные трансформации. Бывший «вор в законе», т.е. антипассионарий, может стать преуспевающим предпринимателем или депутатом парламента, т.е. превратиться в пассионария. Большевики, бывшие при царском режиме антипассионариями, после Октябрьской революции 1917 г. стали пассионариями. И наоборот, в анти пас- 25 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 284, 285. 26 Рубин С. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева: современный взгляд. 27 Там же. сионариев превратились те, кто до захвата власти большевиками были пассионариями — политическая элита, дворянство, крупная буржуазия. Интересно спроецировать концепцию этногенеза Гумилева, в том ее разделе, который касается пассионариев, на иерархическую теорию потребностей крупного американского социального психолога А. Маслоу (кстати, русского по происхождению — его родители эмигрировали из Одессы в начале XX в.). Напомним, порядок потребностей Маслоу назвал иерархическим потому, что они располагаются по восходящей линии от низших (материальных) до высших (духовных): I. Физиологические, витальные, потребности — в сексе, пище, дыхании,физических движениях, одежде, жилище, отдыхе. II. Экзистенциальные потребности, или потребности в безопасности существования, как бы распадаются на два разряда — физические и экономические. Физическая безопасность — это, например, потребностьв сохранении здоровья, в отсутствии насилия над личностью и жизньючеловека. Выражаясь более широко, т.е. экзистенциально, речь идет обуверенности в завтрашнем дне, о стабильности условий жизнедеятельности, потребности в определенном порядке, стремлении избежатьнесправедливого обращения. Экономические потребности обретаютсяв сфере труда: гарантия занятости, страхование от несчастных случаев,желание иметь постоянные средства существования (заработок). III.Социальные потребности проистекают из нашей коллективной природы — мы хотим дружбы и привязанности, принадлежности к группе, желаем общения, участвовать в формальной или неформальной организации, заботиться о другом и испытывать внимание к себе, помогать близким. IV. Престижные потребности сводятся к уважению со стороны «значимых других», служебному росту, достижению статуса, престижа, независимости, признания и высокой оценки; их еще называют потребностями в оценке или эгоистическими потребностями, ибо они ориентированы на самого себя. V. Духовные потребности — в самовыражении через творчество, это потребность реализовать все, на что способен человек. Субпассионарии ориентированы на так называемые первичные, или биологические, потребности — в еде, жилье, одежде и т.п. Уровень социальных притязаний низшего класса, который в основном и состоит из субпассионариев, невысок. «Гармоничники», составляющие средний класс, ориентированы на социальные и престижные потребности, т.е. они нуждаются в хорошо оплачиваемой и престижной работе, дружбе и привязанности, принадлежности к группе, участии в принятии управленческих решений. Кроме того, они ориентированы на карьеру или свой бизнес, профессиональный рост и приобретение модных вещей. Круг интересов и ценностных ориентации пассионариев сосредоточен преимущественно на высших, духовных потребностях — они заключаются в самовыражении. По мнению В.Л. Махнача, численность пассионариев в этносе не достигает 1%, а субпассионариев — не более 2—3% (и те, и другие составляют в этносе явное меньшинство)28. «Гармоничники» составляют подавляющее большинство членов этноса, они «интеллектуально полноценны, работоспо- Махнач В.Л. Основы этнологии. собны, уживчивы, но не сверхактивны. Более того, безудержное сгорани другого человека, немыслимое без пассионарного принесения себя в жепт ву, таким людям чуждо и антипатично. Люди этого склада — крайне важный элемент в теле этноса. Они воспроизводят его, умеряют вспышки пассионап ности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев до тех пор, пока не появится вне шний враг»29. Рис. 34. Связь теорий Гумилева и Маслоу Применение теории Маслоу к учению Гумилева (рис. 34), на наш взгляд, позволяет расширить его познавательные возможности и включить его в более широкую структуру гуманитарного знания. АНТИСИСТЕМА И ХИМЕРЫ Если роль антипассионариев в общественной жизни повышается, а затем переходит через некую критическую черту, социальная система превращается в антисистему. Согласно Гумилеву, «антисистема — системная целостность людей с негативным мироощущением»30. Сегодня социологи активно изучают такого рода негативные общности, но все признают, что первым это понятие в гуманитарное знание ввел именно Гумилев. Он называл их призраками систем, механизмами, способными поменять общественное сознание или мировоззрение на противоположное, деформировать образ жизни целого этноса или его части, субэтноса, социальной страты. Члены антисистем отличаются негативным мировосприятием и как следствие стремятся к разрушению мироздания. Антисистемы — структуры, способствующие сокращению жизни этноса, а следовательно, разрушительные для общества. Это как бы общество навыворот или, прибегая к языку К. Маркса, социальная 29 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 282. 30 Гумилев Л.Н. Толковый словарь понятий и терминов. превращенная форма. Если общество как система конструктивно, созидает и защищает жизнь, то антисистема деструктивна, разрушает ее. Так, некоторые историки уверены, что созданное в 1990-е гг. общество в Чечне, основанное на бандитизме, разгуле преступности, похищении людей и рабовладении, наконец, терроризме, есть антисистема. К тому же ряду они относят и большевистский режим 1920—30-х гг. Согласно Гумилеву, для появления устойчивой антисистемы необходимы: упадок пассионарности этноса, возникающий в момент перехода из фазы в фазу местного этногенеза, и внедрение чужого этноса, входящего в другую суперэтническую систему31. Если этносы несовместимы, т.е. между их суперэтническими системами существует отрицательная комплиментарность (ощущение подсознательной взаимной антипатии особей, определяющее деление на «своих» и «чужих»), то в зоне этнического контакта возникает химера. Для описания антисистемы Гумилев использует понятие химеры — сосуществования двух и более чуждых суперэтнических этносов в одной экологической нише, и это не случайно. Химерой называется ложноэтническая общность, сложившаяся в результате любого вторжения в этногенез — вторжения культуры, вторжения грубой политики. Александр Македонский, создавший мировую империю, начал создавать новый народ. Вместо того чтобы укреплять государство дружественными отношениями, он постарался всех смешать, как бы взял огромную ложку и размешал всех в одном котле. В итоге этнос, разумеется, не образовался — образовалась химера32. К химерам следует отнести и «советский народ» — новую историческую общность людей, скрепленную идеологически, но не этнически. К антисистемам сегодня причисляют тоталитарные секты, выступающие против православия, субкультуру наркоманов, разрушительно влияющих на сознание, здоровье и нравственность молодежи, а также сталинизм, инквизицию, сатанизм, массовую культуру, фашизм, масонство, богумилов в Болгарии и манихейскую общину в Македонии (X в.) и др. В принципе антисистемой следует называть любую контркультуру, ценности которой направлены против ценностей доминирующей культуры. Действительно, антисистемные идеологии противопоставляют себя любой этнической традиции. Они выступают как разрушители и ниспровергатели существующих общественных устоев. Таковы средневековые еретики и современные террористы. В химере господствует бессистемное сочетание несовместимых поведенческих черт, на месте устойчивого национального менталитета появляется конгломерат разрозненных идей, ценностей, вкусов, идеалов и представлений. Утрата традиций равна потере корней, а следовательно, и адаптивных навыков. Этнос отрывается от кормящего ландшафта. Таким образом, химеру можно охарактеризовать как общность деэтнизированных элементов, выпавших из этнонациональной ниши. Растет численность маргинальных и люмпенизированных слоев, «гармоничники» побуждают общественное сознание заниматься поиском общенациональной идеи, способной восстановить равновесие и сплотить нацию вокруг позитивных идеалов и ценностей. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 473. Махнач В. Химера и антисистема. Историко-культурное введение в политологи. — http:// www.mahnach.by.ru/lections/ikvp/S.htm. Химера возможна и в теле здорового этноса, подобно раковой опухоли «высасывая пассионарность из него, как упырь»33, существуя за его счет и н ' выполняя конструктивной работы. При этом она может оставаться достаточ но безвредной либо превращаться в источник агрессивных антисистем. Воз никшие в недрах химеры антисистемы выступают, как правило, инициато рами кровопролитных конфликтов34. Влияние субпассионариев и антисистем невелико на стадии нормального развития общества, когда институты стабильны, правительство эффективно, законы действенны. Такова современная Европа. «Гармоничники» ориентированы на пассионариев и готовы на жертвы ради прогресса общества. Пассионарность, согласно Гумилеву на самом деле обладает заразительностью и магнетизмом, «люди гармоничные, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны»35. Иначе говоря, пассионарии обладают свойством пассионарной индукции — свойством заражать окружающих повышенной активностью и энтузиазмом; это пассионарные вожди, подымающие солдат в атаку; ораторы, возбуждающие толпу; ученые, вдохновляющие своих учеников. Пассионарии заражают статистическое большинство неуемной энергией, воодушевляют массы на героические свершения, т.е. на такие деяния, которые сами они, не будучи ведомыми пассионариями, совершить не смогли бы. Иногда пассионарии не находят последователей, их активность встречает непонимание окружающих, что может привести пассионариев к гибели. При благоприятных условиях число их приверженцев разрастается как снежный ком36. Если пассионарии — возмутители спокойствия, то субпассионарии — люди малоактивные и безвольные, воодушевлять никого не могут. Они и сами не рады, что уродились такими. Им не хватает биологической энергии и социальной инициативы. Они легко поддаются плохому влиянию, если это не требует от них моральных и душевных усилий. Опустившиеся люди — это прежде всего индивиды со слабым характером. ПАССИОНАРНОЕ ПОЛЕ Когда пассионарии заражают «гармоничников», происходит явление. похожее на самонаведение индукции в электрофизике. Собственно так его Гумилев и называет — пассионарной индукцией, когда настроение и поведение обычных людей изменяется в присутствии пассионариев. А где есть индукция, там должно существовать и поле. Гумилев вводит понятие пассионарного поля. Биосоциальная энергия, которой наделены выдающиеся люди, ученый называет пассионарностью. «Пассионарность — это биологический при- 33 Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993. С. 41. 34 Рубин С. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева: современный взгляд. 35 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 276. 36 Коваленко М.И. Указ. соч. знак... Пассионарии самим фактом своего существования нарушают привычную обстановку, потому что не могут жить повседневными заботами, без увлекающей их цели... Пассионарность отдельного человека сопрягается с любыми способностями: высокими, малыми, средними; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой конституции данного человека; она не имеет отношения к этическим нормам, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие»37. Пассионарность обладает и рядом других свойств, к примеру, будучи биологическим свойством человека, она передается по наследству. Пассионарность напоминает электрический ток, который можно передать другому источнику, но прежде надо выработать самому. Поэтому пассионарность является: а) врожденной способностью особой категории людей — пассионариев (аналог источников электрического тока); б) состоянием поля вокруг источника, такой биоэнергетической субстанцией, которая может источаться и восприниматься, т.е. своего рода магнетизмом. Пассионарная личность создает вокруг себя особое напряжение, которое можно назвать «энергетическим полем или сочетанием полей», писал Гумилев в книге «География этноса в исторический период». Пассионарии заражают окружающих своей неуемной энергией, у них появляются последователи, поклонники, сочувствующие и противодействующие их начинаниям. Так брошенный в воду камень распространяет вокруг себя волновые круги. Новые идеи, овладевая чужими умами и душами, вдохновляют последователей на великие свершения. Строительство Днепрогэса и Магнитки, строительство Комсомольска-на-Амуре, неслыханные темпы индустриализации и коллективизации — все это примеры героического подвижничества советских людей в 1930-е гг. Благодаря Корчагиным и Стахановым в российском обществе сформировалось особое пассионарное поле. Его потенциал был столь велик, что его хватило и на то, чтобы выиграть в 1940-е гг. Великую Отечественную войну, а в 1960-е ударными темпами строить коммунизм. Социальная энергия пассионарности стала сходить на нет в 1970-е гг., а в 1980-е, когда наступил глобальный кризис социализма, и вовсе исчезла. Для нового пассионарного толчка потребовалось резко изменить историческую ориентацию общества — перейти от социализма к капитализму. Взаимодействуя между собой, пассионарные поля объединяют их носителей (пассионариев) в социальные институты — общины, философские школы, дружины, партии, шайки и т.д. В отечественных войнах 1812 и 1942 гг. сражались воины-пассионарии, но в остальные периоды в армии служили самые обычные люди, совсем не обязательно способные на сверхусилия. Поколение молодежи последней трети XIX в. — пассионарии будущей революции. Пассионарными были и два последующих поколения, но в 1930-е гг. наступила эпоха инертности. Именно пассионарии организуют далекие походы против соседей либо, наоборот, обороняют свою страну от завоевателей; создают новые научные теории, шедевры литературы и искусства. Пассионариями были варяги Рюрика, казаки Ермака, покорившие Сибирь, мореплаватели и первооткрыватели. ГумилевЛ.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 281, 285. ГЕРОИ И АНТИГЕРОИ Как и в физике, в биогеофизике Гумилева излучаемая и поглощаемая энергия не имеет валентности. Иными словами, пассионарность не имеет отношения к этике — одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло. Это утверждение создало противоречие в теории Гумилева. Если пассионарии двувалентны, т.е. могут быть гениями и злодеями, то к их числу стоит приписать не только величайшего страдальца Христа, но и величайшего злодея Гитлера. Это правильно, если пассионарность понимать как исключительно высокую энергию, имеющую величину, но не имеющую вектора. Однако Гумилев неоднократно подчеркивал, что пассионарность имеет вектор, направленный на творчество и созидание. Возникает серьезный вопрос: если социальную систему создают пассионарии, то кто создает антисистему? Субпассионарии к этому неспособны, они не лидеры, а ведомые. На такую роль не годятся и «гармоничники» — у них другая историческая миссия. Короче, антигерои есть, а подходящего термина в учении Гумилева нет. Ученый ничего определенного по этому поводу так и не сказал, поэтому некоторые последователи великого ученого, в частности С. Рубин, глубоко изучивший творческое наследие Гумилева, предлагает ввести термин «анти пассионарии». Однако появление одного термина влечет за собой вереницу дополнительных категорий, требует уточнения и пересмотра старых положений. В результате стремление устранить из концепции Гумилева противоречия оборачивается созданием очень громоздкой и весьма проблематичной теоретической системы. Таким образом, Гитлера и Христа за их выдающуюся социальную энергию можно либо называть пассионариями, либо включать в разные категории, зачисляя первого в субпассионарии (так тоже делают некоторые интерпретаторы) или в антипассионарии. Но дело, видимо, не в названиях. Их можно и придумать. Но кто возьмется судить, чего больше принесла выдающаяся личность, скажем Сталин, — добра или зла? Высказываемые учеными точки зрения делятся поровну. А в какую категорию причислить таких титанов-пассионариев, как Лжедмитрий с авантюристами и деклассированными элементами, царь Василий Иванович с аристократами, Иван Болотников с крестьянами, казачьи атаманы, патриарх Гермоген, архимандрит Дионисий? Если у энергии пассионариев не учитывать вектор (направленность на добро или зло), оставив только величину (огромную энергию), то в их рядах ока- жутся все выдающиеся личности, причем не обязательно с именами собственными. На самом деле не Шекспиры и достоевские вершат социальную историю (они творят историю художественную). Безымянные садисты, черносотенцы, авангардисты, революционеры, террористы в равной степени пассионарии, поскольку в такой степени возмущают социальный порядок и общественное мнение, что вынуждают этнос жить по-новому, вырабатывать в своей крови защитные антитела, перестраивать социальные институты, совершенствовать механизмы и учреждения, а в конечном итоге — повышают уровень адаптации этноса к среде. Новаторы и антиноваторы, волки и охотники, мученики и садисты, революционеры и террористы в равной степени необходимы обществу, а значит, и этносу. Отсутствие валентности, или амбивалентность, по отношению к добру и злу у Гумилева вполне объяснимо. Ведь пассионарность — только биологическая энергия. Она означает «способности человека жертвовать собой ради идеологических целей», как определил ее сам Гумилев. Вопрос в том, каких целей — добрых или злых. А это проблема нравственного выбора человека. Гумилев оставляет за человеком право выбирать и свободу выбора. В массе своей пассионарии — физически наиболее здоровые люди, их активность, как социальная, так и территориальная, на том и базируется. Они не могут ужиться в регионах с устойчивым социумом, где общество в состоянии противиться их эгоистичес ким наклонностям, а потому пассионарии составляют основу межрегиональной миграции. Социально активные, если не сказать агрессивные, слои населения устремляются из периферии к столице, из «третьего мира» в Западную Европу. Они готовы терпеть любые трудности, по полгода жить в лагерях для беженцев, не иметь никаких прав и вида на жительство, чтобы достичь желаемой цели, устроить семью в комфортных условиях, а себе получить простор для вертикальной мобильности и карьеры. Пассионарии ищут любые каналы, часто не всегда законные, для удовлетворения своих амбиций, алчности или властолюбия. Пассионарные волны привносят в спокойные и благополучные регионы, где все давно устоялось, поделено и защищаемо, вирус беспокойства и мятежное™. С одной стороны, вливание свежей крови оздоровляет дряхлеющее столичное население — растет население в целом, а также число межнациональных браков, а с другой — сюда проникают преступность, наркомания, проституция. Пришлое население, не устроенное в правовом и бытовом отношении, создает тепличные условия для распространения социальных и инфекционных заболеваний. Анализ структуры смертности позволил установить, что болезни коррелируют с группами населения, которые чаще других меняют регион проживания, совершают дальние миграции. В то же время регионы выхода мигрантов теряют здоровую и социально активную часть населения, медленно начиная деградировать. Вслед за собой активная молодежь привозит пожилых родителей, которые далеко не всегда благополучно переносят смену климата и места проживания. ИНСТИНКТЫ И АНТИИНСТИНКТЫ Пассионарность — это выброс биохимической энергии отдельного индн вида, группы, класса или поколения в социальное пространство. Она может осознаваться либо не осознаваться (что происходит гораздо чаше) носителям), этого свойства как непреодолимое внутреннее стремление к деятельности направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Д1я пассионария цель представляется иногда ценнее собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников. Обладание пассио-нарностью чаше всего не зависит от личных стараний —она есть либо ее нет С ней надо родиться. Она подобна инстинктивным импульсам, действующим в самых разных направлениях. Поэтому пассионарность приобретает множество форм и модусов своего проявления. Модусы пассионарности разнообразны: тут и гордость, стимулирующая жажду власти и славы в веках; тщеславие, толкающее к демагогии и творчеству; алчность, порождающая скупцов и ученых, копящих знания вместо денег; ревность, влекущая за собою жестокость и охрану очага, а примененная к идее — создающая фанатиков и мучеников38. Пассионарное напряжение этноса определяется долей в его структуре пассионариев — сверхактивных особей, не довольствующихся обычной жизнью обывателей. Вектор биологической по своей природе пассионарности направлен вра з-рез самой биологии. На подавляющее большинство людей неумолимо действуют законы самосохранения и размножения (а стало быть, и воспитания потомства). Но пассионарии, увлекшись научными открытиями, преобразованием общества или путешествием к далеким землям, забывают о своих супружеских обязанностях, домашнем очаге и воспитании детей. Их не интересует каждодневная работа с 9 до 18 часов, хождение в магазин за продуктами, карточные игры во дворе, заседания на ученых советах или коротание вечера у телевизора. Страсть, чрезмерно развитая у них (а это и есть пассионарность), заставляет их жертвовать уютом, потомством, земными благами ради какой-то иллюзорной цели, великой мечты либо под давлением внутренних импульсов — честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Человек подчиняется инстинктам самосохранения и продолжения рода. но не пассионарий. У них все происходит по-другому. Пассионарность — мера страсти, выталкивающая человека за рамки общепринятых норм, а часто и влекущая его еще дальше — за горизонт жизни. Она не считается с инстинктом самосохранения, это воля к смерти. Вопреки жизнеутверждающим инстинктам, которые характерны для большинства людей, у пассионариев преобладают другие инстинкты, а возможно, и антиинстинкты — жертвенности. Японские камикадзе, исламские шахиды, христианские циркумцели-оны, готовые принять мученическую смерть ради прославления веры или освобождения нации, — яркие образцы пассионариев. Получается, что страсть и инстинкт несовместимы. У героев преобладает первая, у обывателей — второй. Пассионарием человек становится в том случае, когда его страсть сильнее его инстинктов. Ради нее он готов рискнуть и даже пожертвовать жизнью, причем не только своей, но и своих детей. 38 Anomalous Materials projec. — http://am-project.narod.ru/world/00000090.html. Субпассионарии — это обыватели, а не герои, и страсть у них слабее инстинктов. Они пассивны, податливы, слабовольны. Над такими издеваются, их покоряют, берут в рабство, к чему-то принуждают. В нормальном обществе посредине пассионарного континуума располагается его золотое большинство — люди уравновешенные и гармоничные. Они рассудительны, дисциплинированы, порядочны, не любят рисковать и командовать, осуждают безумцев, чудаков и революционеров. У гармоничного человека сила пассионарности примерно соответствует силе инстинктов. В своем Толковом словаре Гумилев пишет про них: «Гармоничные особи (гармоничники) — особи, пассионарный импульс которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения»39. Гумилев включал в число гармоничных людей также пассионариев с низкой степенью пассионарности, выражающейся в стремлении к успеху и благоустройству без риска для жизни. Это очень работоспособные, дисциплинированные люди, умеющие ставить цели и добиваться успеха. В постиндустриальном обществе им соответствует средний класс, в переходном российском обществе — новые русские, или яппи. Они признают законы человеческого общежития и не рискуют жизнью без нужды, но при необходимости отважно сражаются. Как правило, они хорошо зарабатывают, имеют два высших образования, дом за городом и т.п. В результате у Гумилева выстраивается иерархия биосоциальных типажей — от пассионариев до субпассионариев (рис. 36), и каждый со своим неповторимым букетом черт.
«Гармоничники» составляют подавляющее большинство членов этноса, хотя у них средний уровень биохимической энергии. Они «интеллектуально полноценны, работоспособны, уживчивы, но не сверхактивны. Более того, безудержное сгорание другого человека, немыслимое без пассионарного принесения себя в жертву, таким людям чуждо и антипатично. Люди этого склада — крайне важный элемент в теле этноса. Они воспроизводят его, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев до тех пор, пока не появится внешний враг»40. Таким образом, в структуре этноса гармоничники играют исключитель но важную роль стабилизирующего фактора, поддерживающего этническую традицию. Они могут проявлять активность, иногда весьма значитель ную, но не по собственной инициативе, а только находясь под влиянием пассионариев, т.е. получая пассионарность через механизм пассионарной индукции41. Фазы этногенеза Обобщив исторические данные о 40 наиболее известных народах Земли известных с глубокой древности, равно как и о существующих ныне, Гумилев разработал модель жизненного цикла этноса, включающего семь фаз (рис. 37) Этносы, как и люди, не живут вечно. Как и у людей, у них есть собственный жизненный цикл — от 1200 до 1500 лет. «Этносы стареют, как люди, и так же слабеют, — отмечал Гумилев. — Только жизненный цикл у них много длиннее». Однако некоторые суперэтносы побивают все рекорды и существуют свыше 3 тыс. лет, например египетский, китайский, греческий и еврейский, т.е. в 2 раза больше, чем положено по теории Гумилева. Объясняя подобную загадку, С. Рубин42 пришел к выводу, что 3,5—4 тыс. лет на определенной территории существует не суперэтнос, а так называемый гиперэтнос. Он представляет собой последовательно существующие друг за другом три или пять суперэтносов, возникших из общего этнического корня, обладающих похожими языками, культурами и расовыми признаками. Так, история египетской цивилизации представляет последовательность трех суперэтносов: первый возник в 3646 г. до н.э., второй — в 2423 г. до н.э., третий — в 870 г. до н.э. Жизненный цикл человека включает несколько фаз или стадий, среди них три главные — детство, зрелость и старость. Существуют и более дробные шкалы, на которых появляются новые деления — младенчество, отрочество, юность, пожилой возраст и т.д. В разных обществах и культурах, включая древние и примитивные, число возрастных категорий варьируется от 3 до 17. Существуют фазы и в жизненном цикле народа, или этноса. В своем Толковом словаре43, который для нас должен, по всей видимости, служить наиболее авторитетным источником, Гумилев выделяет следующие фазы этногенеза: 1) подъем — «период стабильного повышения уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка или генетического дрейфа»; 2) акматическая — «колеба Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|