Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПАССИОНАРИИ, «ГАРМОНИЧНИКИ» И СУБПАССИОНАРИИ





Этногенез — исторический промежуток жизни народа — характеризует­ся, как и у человеческого организма, набором и сбросом жизненной энер­гии. Каждый народ когда-то рождается, растет и набирается сил, достигает своего апогея, а затем увядает и гибнет. Но до тех пор он полон энергии и жизненных сил. В человеческом организме биение жизни обеспечивают эрит­роциты (от греч. erythros — красный и kytos — вместилище, клетка) — безъ­ядерные клетки крови в замкнутой кровеносной системе, содержащие гемо­глобин (их называют еще красными кровяными тельцами). Они жизненно необходимы нашему организму, поскольку переносят кислород от легких к тканям тела, а от них к легким — углекислый газ. В теории Гумилева функ­цию эритроцитов выполняет особая социальная группа — пассионарии (от лат. passio — страсть). К пассионариям Гумилев относит конкистадоров, земле­проходцев, поэтов, полководцев. Пассионарии — сверхактивные индивиды, обладающие избытком энергии, благодаря которой они способны творить чудеса. Волевые и отважные, они готовы всем пожертвовать во имя своих идеалов и высоких целей. Пассионарий первым берет в руки оружие, когда на страну нападает враг, ищет боя, но с не меньшим пылом он совершает научные открытия, пишет книги, хранит и распространяет веру.

Кроме них российский ученый выделял еще две категории — субпассио­нарии и гармонические личности. Если пассионарии в биологическом и соци­альном смысле сверхактивны, то их антиподы — субпассионарии — сверх­пассивны. Часто они становятся жертвой «активистов», если те отрицатель­но заряжены. У гармонических личностей активности и пассивности поровну. Из них состоит большинство населения любой страны, если она не переживает каких-то катастроф, революций и прочих потрясений.

В обществе, переживающем стационарную фазу развития, три категории Гумилева подчиняются закону нормального распределения (рис. 33).

Пассионарии и субпассионарии — чрезмерно активные и чрезмерно пас­сивные категории населения — в стабильном обществе составляют статисти­ческое меньшинство — по 15%. Середину статистического континуума, под­чиняющегося закону больших чисел, составляют индивиды, у которых обе крайности соединяются таким образом, что уравновешивают друг друга.

Согласно Гумилеву, пассионарный импульс математически может высту­пать количественной мерой, на основании которой можно построить типоло­гию пассионариев, «гармоничников» и субпассионариев, т.е. «правомочно классифицировать особей: на пассионариев (Р > 1), гармоничных = 0 й субпассионариев (Р< 1). У гармонических личностей импульсы пассионар-ности и инстинкта самосохранения уравновешиваются»24. Таким образом, если за единицу принимается «импульс инстинкта самосохранения», то пассиона­рии получают коэффициент пассионарности Р > 1, «гармоничники» Р ~ ' и субпассионарии Р< 1 (табл. 1). Если «гармоничников» поместить в начало си­стемы координат как центрообразующее начало, то их пассионарный импульс

24 См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 327, 282.

будет равен 0; соответственно пассионарии будут обладать положительным потенциалом (+), а субпассионарии — отрицательным (—).

Таблица 1 Распределение пассионарных импульсов в теории Гумилева

Рис. 33. Нормальное распределение пассионарных категорий населения в стационарном обществе

 

Пассионарии «Гармоничники» Субпассионарии
Р> 1 Р=1 Р<1
+   -

В зависимости от ситуации «гармоничники» готовы стать то сторонника­ми пассионариев, то сочувствующими субпассионариям.

Пассионарии — это лидеры, активисты, вожди, которые берут на себя повышенные обязательства и ответственность, выступают с инициативой и передовыми начинаниями, проводят в жизнь какие-либо проекты. Они пе­реносят по телу общества идеи, проекты, принципы, теории, идеологемы. Ведь для общества информация и обмен ею не менее важны, чем обмен кро­ви в организме. Пассионарии — активные творцы истории. Они не могут находиться в покое, они постоянно движутся, заставляя вслед за собой дви­гаться и всех остальных. Пророк Мухаммед, Александр Невский, Иван Гроз­ный, Жанна д'Арк, Ричард Львиное Сердце, Петр I, В. Ленин и И. Сталин, Наполеон и Александр Македонский, Мао Цзэдун и Пол Пот — яркие пред­ставители пассионариев. Среди них нет Л. Брежнева или Николая II, хотя они внесли огромный вклад в развитие российской державы. Можно по долж-

ности быть вождем, но не пассионарием. У пассионариев нет должности поэтому они могут принадлежать к любому сословию. У них нет валентно ' ти, поэтому пассионарии не обязаны иметь только положительную доминан" ту. Они творят как добро, так и зло.

Субпассионариев Гумилев характеризует как людей с отрицательной пае сионарностью. «Их поступками управляют импульсы, вектор которых про" тивоположен пассионарному напряжению»25. Они не занимаются произво дительным трудом, т.е. ведут себя как социальные паразиты, существуя за счет других представителей этноса. К ним относятся бродяги, профессио­нальные солдаты-наемники (ландскнехты), разбойники, нищие, бомжи босяки, люмпен-пролетарии, чернь, преступники — от мелких воришек до рядовых членов банд и иных преступных сообществ, и прочие отбросы об­щества. Ихжертвами становятся носители нулевой пассионарное™ («гармо-ничники»), т.е. основная масса населения.

Обычно субпассионарии скапливаются в крупных городах, где есть воз­можность жить, не работая, а паразитируя, и развлекаться. Такое сосредото­чение субпассионариев приводит к росту алкоголизма, ситуативной преступ­ности, наркомании, стихийных беспорядков26. Самой благоприятной соци­альной средой для них выступает не социальная организация, скажем предприятие, банк, школа или поликлиника, где надо дисциплинированно и кропотливо трудиться, а толпа, сборище, тусовка, где можно стать неза­метным, расслабиться, предаться наслаждениям. Сборища футбольных фа­натов — пример такой среды. В толпе или группе, находясь в состоянии аф­фекта, алкогольного или наркотического опьянения, они способны на ван­дализм, разбой и убийство. Здесь они становятся анонимными, у них появляется возможность переложить ответственность на ситуацию или груп­пу. В периоды смут субпассионарии часто образуют банды, промышляющие разбоем, во главе которых находятся пассионарии с негативным, разруши­тельным, вектором (вожаки, главари, мафиози и прочие руководители пре­ступных групп и организаций).

По мнению С. Рубина27, в триаде пассионарии—«гармоничники»-субпас-сионарии возможны как прямые, так и обратные переходы. Пассионарий может превратиться в субпассионария в силу объективных (полученная на производстве или в быту инвалидность, безработица и вытекающее из нее нищенство) и субъективных (упадок духа и проистекающее из него пьянство. что нередко наблюдается у художников, поэтов и вообще творческих людей) обстоятельств. Пассионарий, занимающий высокую государственную долж­ность, может организовать преступную группу, т.е. стать антипассионарием. С достижением преклонного возраста любой пассионарий становится «гармо-ничником», а затем субпассионарием. Возможны и обратные трансформации. Бывший «вор в законе», т.е. антипассионарий, может стать преуспевающим предпринимателем или депутатом парламента, т.е. превратиться в пассиона­рия. Большевики, бывшие при царском режиме антипассионариями, после Октябрьской революции 1917 г. стали пассионариями. И наоборот, в анти пас-

25 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 284, 285.

26 Рубин С. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева: современный взгляд.

27 Там же.

сионариев превратились те, кто до захвата власти большевиками были пасси­онариями — политическая элита, дворянство, крупная буржуазия.

Интересно спроецировать концепцию этногенеза Гумилева, в том ее раз­деле, который касается пассионариев, на иерархическую теорию потребно­стей крупного американского социального психолога А. Маслоу (кстати, рус­ского по происхождению — его родители эмигрировали из Одессы в начале XX в.). Напомним, порядок потребностей Маслоу назвал иерархическим потому, что они располагаются по восходящей линии от низших (материаль­ных) до высших (духовных):

I. Физиологические, витальные, потребности — в сексе, пище, дыхании,физических движениях, одежде, жилище, отдыхе.

II. Экзистенциальные потребности, или потребности в безопасности су­ществования, как бы распадаются на два разряда — физические и эко­номические. Физическая безопасность — это, например, потребностьв сохранении здоровья, в отсутствии насилия над личностью и жизньючеловека. Выражаясь более широко, т.е. экзистенциально, речь идет обуверенности в завтрашнем дне, о стабильности условий жизнедеятель­ности, потребности в определенном порядке, стремлении избежатьнесправедливого обращения. Экономические потребности обретаютсяв сфере труда: гарантия занятости, страхование от несчастных случаев,желание иметь постоянные средства существования (заработок).

III.Социальные потребности проистекают из нашей коллективной при­роды мы хотим дружбы и привязанности, принадлежности к группе, желаем общения, участвовать в формальной или неформальной орга­низации, заботиться о другом и испытывать внимание к себе, помогать близким.

IV. Престижные потребности сводятся к уважению со стороны «значи­мых других», служебному росту, достижению статуса, престижа, неза­висимости, признания и высокой оценки; их еще называют потребно­стями в оценке или эгоистическими потребностями, ибо они ориенти­рованы на самого себя.

V. Духовные потребности — в самовыражении через творчество, это по­требность реализовать все, на что способен человек.

Субпассионарии ориентированы на так называемые первичные, или био­логические, потребности — в еде, жилье, одежде и т.п. Уровень социальных притязаний низшего класса, который в основном и состоит из субпассиона­риев, невысок. «Гармоничники», составляющие средний класс, ориентиро­ваны на социальные и престижные потребности, т.е. они нуждаются в хоро­шо оплачиваемой и престижной работе, дружбе и привязанности, принад­лежности к группе, участии в принятии управленческих решений. Кроме того, они ориентированы на карьеру или свой бизнес, профессиональный рост и приобретение модных вещей. Круг интересов и ценностных ориента­ции пассионариев сосредоточен преимущественно на высших, духовных потребностях — они заключаются в самовыражении.

По мнению В.Л. Махнача, численность пассионариев в этносе не дости­гает 1%, а субпассионариев — не более 2—3% (и те, и другие составляют в этносе явное меньшинство)28. «Гармоничники» составляют подавляющее большинство членов этноса, они «интеллектуально полноценны, работоспо-

Махнач В.Л. Основы этнологии.

собны, уживчивы, но не сверхактивны. Более того, безудержное сгорани другого человека, немыслимое без пассионарного принесения себя в жепт ву, таким людям чуждо и антипатично. Люди этого склада — крайне важный элемент в теле этноса. Они воспроизводят его, умеряют вспышки пассионап ности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев до тех пор, пока не появится вне шний враг»29.

Рис. 34. Связь теорий Гумилева и Маслоу

Применение теории Маслоу к учению Гумилева (рис. 34), на наш взгляд, позволяет расширить его познавательные возможности и включить его в более широкую структуру гуманитарного знания.

АНТИСИСТЕМА И ХИМЕРЫ

Если роль антипассионариев в общественной жизни повышается, а затем переходит через некую критическую черту, социальная система превраща­ется в антисистему. Согласно Гумилеву, «антисистема — системная целост­ность людей с негативным мироощущением»30. Сегодня социологи активно изучают такого рода негативные общности, но все признают, что первым это понятие в гуманитарное знание ввел именно Гумилев. Он называл их при­зраками систем, механизмами, способными поменять общественное созна­ние или мировоззрение на противоположное, деформировать образ жизни целого этноса или его части, субэтноса, социальной страты. Члены антиси­стем отличаются негативным мировосприятием и как следствие стремятся к разрушению мироздания. Антисистемы — структуры, способствующие сокращению жизни этноса, а следовательно, разрушительные для общества. Это как бы общество навыворот или, прибегая к языку К. Маркса, социальная

29 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 282.

30 Гумилев Л.Н. Толковый словарь понятий и терминов.

превращенная форма. Если общество как система конструктивно, созидает и защищает жизнь, то антисистема деструктивна, разрушает ее. Так, неко­торые историки уверены, что созданное в 1990-е гг. общество в Чечне, ос­нованное на бандитизме, разгуле преступности, похищении людей и рабо­владении, наконец, терроризме, есть антисистема. К тому же ряду они от­носят и большевистский режим 1920—30-х гг.

Согласно Гумилеву, для появления устойчивой антисистемы необходимы: упадок пассионарности этноса, возникающий в момент перехода из фазы в фазу местного этногенеза, и внедрение чужого этноса, входящего в другую суперэт­ническую систему31. Если этносы несовместимы, т.е. между их суперэтничес­кими системами существует отрицательная комплиментарность (ощущение подсознательной взаимной антипатии особей, определяющее деление на «сво­их» и «чужих»), то в зоне этнического контакта возникает химера.

Для описания антисистемы Гумилев использует понятие химеры — сосу­ществования двух и более чуждых суперэтнических этносов в одной эколо­гической нише, и это не случайно. Химерой называется ложноэтническая общность, сложившаяся в результате любого вторжения в этногенез — втор­жения культуры, вторжения грубой политики. Александр Македонский, создавший мировую империю, начал создавать новый народ. Вместо того чтобы укреплять государство дружественными отношениями, он постарал­ся всех смешать, как бы взял огромную ложку и размешал всех в одном кот­ле. В итоге этнос, разумеется, не образовался — образовалась химера32. К хи­мерам следует отнести и «советский народ» — новую историческую общность людей, скрепленную идеологически, но не этнически. К антисистемам се­годня причисляют тоталитарные секты, выступающие против православия, субкультуру наркоманов, разрушительно влияющих на сознание, здоровье и нравственность молодежи, а также сталинизм, инквизицию, сатанизм, мас­совую культуру, фашизм, масонство, богумилов в Болгарии и манихейскую общину в Македонии (X в.) и др. В принципе антисистемой следует назы­вать любую контркультуру, ценности которой направлены против ценнос­тей доминирующей культуры. Действительно, антисистемные идеологии противопоставляют себя любой этнической традиции. Они выступают как разрушители и ниспровергатели существующих общественных устоев. Тако­вы средневековые еретики и современные террористы.

В химере господствует бессистемное сочетание несовместимых поведен­ческих черт, на месте устойчивого национального менталитета появляется конгломерат разрозненных идей, ценностей, вкусов, идеалов и представле­ний. Утрата традиций равна потере корней, а следовательно, и адаптивных навыков. Этнос отрывается от кормящего ландшафта. Таким образом, химеру можно охарактеризовать как общность деэтнизированных элементов, выпав­ших из этнонациональной ниши. Растет численность маргинальных и люм­пенизированных слоев, «гармоничники» побуждают общественное сознание заниматься поиском общенациональной идеи, способной восстановить рав­новесие и сплотить нацию вокруг позитивных идеалов и ценностей.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 473.

Махнач В. Химера и антисистема. Историко-культурное введение в политологи. — http://

www.mahnach.by.ru/lections/ikvp/S.htm.

Химера возможна и в теле здорового этноса, подобно раковой опухоли «высасывая пассионарность из него, как упырь»33, существуя за его счет и н ' выполняя конструктивной работы. При этом она может оставаться достаточ но безвредной либо превращаться в источник агрессивных антисистем. Воз никшие в недрах химеры антисистемы выступают, как правило, инициато рами кровопролитных конфликтов34.

Влияние субпассионариев и антисистем невелико на стадии нормально­го развития общества, когда институты стабильны, правительство эффектив­но, законы действенны. Такова совре­менная Европа. «Гармоничники» ори­ентированы на пассионариев и готовы на жертвы ради прогресса общества. Пассионарность, согласно Гумилеву на самом деле обладает заразительностью и магнетизмом, «люди гармонич­ные, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны»35. Иначе говоря, пасси­онарии обладают свойством пассионарной индукции — свойством заражать окружающих повышенной активностью и энтузиазмом; это пассионарные вожди, подымающие солдат в атаку; ораторы, возбуждающие толпу; ученые, вдохновляющие своих учеников. Пассионарии заражают статистическое большинство неуемной энергией, воодушевляют массы на героические свер­шения, т.е. на такие деяния, которые сами они, не будучи ведомыми пасси­онариями, совершить не смогли бы. Иногда пассионарии не находят после­дователей, их активность встречает непонимание окружающих, что может привести пассионариев к гибели. При благоприятных условиях число их при­верженцев разрастается как снежный ком36.

Если пассионарии — возмутители спокойствия, то субпассионарии — люди малоактивные и безвольные, воодушевлять никого не могут. Они и сами не рады, что уродились такими. Им не хватает биологической энергии и со­циальной инициативы. Они легко поддаются плохому влиянию, если это не требует от них моральных и душевных усилий. Опустившиеся люди это прежде всего индивиды со слабым характером.

ПАССИОНАРНОЕ ПОЛЕ

Когда пассионарии заражают «гармоничников», происходит явление. похожее на самонаведение индукции в электрофизике. Собственно так его Гумилев и называет — пассионарной индукцией, когда настроение и пове­дение обычных людей изменяется в присутствии пассионариев. А где есть индукция, там должно существовать и поле. Гумилев вводит понятие пасси­онарного поля.

Биосоциальная энергия, которой наделены выдающиеся люди, ученый называет пассионарностью. «Пассионарность — это биологический при-

33 Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993. С. 41.

34 Рубин С. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева: современный взгляд.

35 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 276.

36 Коваленко М.И. Указ. соч.

знак... Пассионарии самим фактом своего существования нарушают при­вычную обстановку, потому что не могут жить повседневными заботами, без увлекающей их цели... Пассионарность отдельного человека сопряга­ется с любыми способностями: высокими, малыми, средними; она не за­висит от внешних воздействий, являясь чертой конституции данного че­ловека; она не имеет отношения к этическим нормам, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие»37. Пассионарность обладает и рядом других свойств, к примеру, будучи биологическим свойством человека, она пере­дается по наследству.

Пассионарность напоминает электрический ток, который можно передать другому источнику, но прежде надо выработать самому. Поэтому пассионар­ность является: а) врожденной способностью особой категории людей — пассионариев (аналог источников электрического тока); б) состоянием поля вокруг источника, такой биоэнергетической субстанцией, которая может источаться и восприниматься, т.е. своего рода магнетизмом.

Пассионарная личность создает вокруг себя особое напряжение, которое можно назвать «энергетическим полем или сочетанием полей», писал Гуми­лев в книге «География этноса в исторический период». Пассионарии зара­жают окружающих своей неуемной энергией, у них появляются последова­тели, поклонники, сочувствующие и противодействующие их начинаниям. Так брошенный в воду камень распространяет вокруг себя волновые круги. Новые идеи, овладевая чужими умами и душами, вдохновляют последова­телей на великие свершения. Строительство Днепрогэса и Магнитки, стро­ительство Комсомольска-на-Амуре, неслыханные темпы индустриализации и коллективизации — все это примеры героического подвижничества совет­ских людей в 1930-е гг. Благодаря Корчагиным и Стахановым в российском обществе сформировалось особое пассионарное поле. Его потенциал был столь велик, что его хватило и на то, чтобы выиграть в 1940-е гг. Великую Отечественную войну, а в 1960-е ударными темпами строить коммунизм. Социальная энергия пассионарности стала сходить на нет в 1970-е гг., а в 1980-е, когда наступил глобальный кризис социализма, и вовсе исчезла. Для нового пассионарного толчка потребовалось резко изменить историчес­кую ориентацию общества — перейти от социализма к капитализму.

Взаимодействуя между собой, пассионарные поля объединяют их носи­телей (пассионариев) в социальные институты — общины, философские школы, дружины, партии, шайки и т.д. В отечественных войнах 1812 и 1942 гг. сражались воины-пассионарии, но в остальные периоды в армии слу­жили самые обычные люди, совсем не обязательно способные на сверхуси­лия. Поколение молодежи последней трети XIX в. — пассионарии будущей революции. Пассионарными были и два последующих поколения, но в 1930-е гг. наступила эпоха инертности.

Именно пассионарии организуют далекие походы против соседей либо, наоборот, обороняют свою страну от завоевателей; создают новые научные теории, шедевры литературы и искусства. Пассионариями были варяги Рю­рика, казаки Ермака, покорившие Сибирь, мореплаватели и первооткрыва­тели.

ГумилевЛ.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 281, 285.

ГЕРОИ И АНТИГЕРОИ

Как и в физике, в биогеофизике Гумилева излучаемая и поглощаемая энер­гия не имеет валентности. Иными словами, пассионарность не имеет отноше­ния к этике — одинаково легко порождает подвиги и преступления, творче­ство и разрушения, благо и зло. Это утверждение создало противоречие в тео­рии Гумилева. Если пассионарии двувалентны, т.е. могут быть гениями и злодеями, то к их числу стоит приписать не только величайшего страдальца Христа, но и величайшего злодея Гитлера. Это правильно, если пассионарность понимать как исключительно высокую энергию, имеющую величину, но не имеющую вектора. Однако Гумилев неоднократно подчеркивал, что пассио­нарность имеет вектор, направленный на творчество и созидание. Возникает серьез­ный вопрос: если социальную систему со­здают пассионарии, то кто создает антиси­стему? Субпассионарии к этому неспособ­ны, они не лидеры, а ведомые. На такую роль не годятся и «гармоничники» — у них другая историческая миссия. Короче, анти­герои есть, а подходящего термина в учении Гумилева нет. Ученый ничего определенно­го по этому поводу так и не сказал, поэто­му некоторые последователи великого уче­ного, в частности С. Рубин, глубоко изу­чивший творческое наследие Гумилева, предлагает ввести термин «анти пассиона­рии». Однако появление одного термина влечет за собой вереницу дополнительных категорий, требует уточнения и пересмот­ра старых положений. В результате стрем­ление устранить из концепции Гумилева противоречия оборачивается созданием очень громоздкой и весьма проблематичной теоретической системы.

Таким образом, Гитлера и Христа за их выдающуюся социальную энергию можно либо называть пассионариями, либо вклю­чать в разные категории, зачисляя перво­го в субпассионарии (так тоже делают некоторые интерпретаторы) или в ан­типассионарии. Но дело, видимо, не в названиях. Их можно и придумать. Но кто возьмется судить, чего больше принесла выдающаяся личность, ска­жем Сталин, — добра или зла? Высказываемые учеными точки зрения делятся поровну. А в какую категорию причислить таких титанов-пассионариев, как Лжедмитрий с авантюристами и деклассированными элементами, царь Ва­силий Иванович с аристократами, Иван Болотников с крестьянами, казачьи атаманы, патриарх Гермоген, архимандрит Дионисий?

Если у энергии пассионариев не учитывать вектор (направленность на доб­ро или зло), оставив только величину (огромную энергию), то в их рядах ока-

жутся все выдающиеся личности, причем не обязательно с именами собствен­ными. На самом деле не Шекспиры и достоевские вершат социальную историю (они творят историю художественную). Безымянные садисты, черносотенцы, авангардисты, революционеры, террористы в равной степени пассионарии, по­скольку в такой степени возмущают социальный порядок и общественное мне­ние, что вынуждают этнос жить по-новому, вырабатывать в своей крови защит­ные антитела, перестраивать социальные институты, совершенствовать меха­низмы и учреждения, а в конечном итоге — повышают уровень адаптации этноса к среде. Новаторы и антиноваторы, волки и охотники, мученики и садисты, ре­волюционеры и террористы в равной степени необходимы обществу, а значит, и этносу.

Отсутствие валентности, или амбивалентность, по отношению к добру и злу у Гумилева вполне объяснимо. Ведь пассионарность — только биологи­ческая энергия. Она означает «способности человека жертвовать собой ради идеологических целей», как определил ее сам Гумилев. Вопрос в том, каких целей — добрых или злых. А это проблема нравственного выбора человека. Гумилев оставляет за человеком право выбирать и свободу выбора.

В массе своей пассионарии — физи­чески наиболее здоровые люди, их ак­тивность, как социальная, так и терри­ториальная, на том и базируется. Они не могут ужиться в регионах с устой­чивым социумом, где общество в состоянии противиться их эгоистичес­ ким наклонностям, а потому пассио­нарии составляют основу межрегио­нальной миграции. Социально активные, если не сказать агрессивные, слои населения устремляются из периферии к столице, из «третьего мира» в За­падную Европу. Они готовы терпеть любые трудности, по полгода жить в ла­герях для беженцев, не иметь никаких прав и вида на жительство, чтобы до­стичь желаемой цели, устроить семью в комфортных условиях, а себе полу­чить простор для вертикальной мобильности и карьеры. Пассионарии ищут любые каналы, часто не всегда законные, для удовлетворения своих амби­ций, алчности или властолюбия.

Пассионарные волны привносят в спокойные и благополучные регионы, где все давно устоялось, поделено и защищаемо, вирус беспокойства и мя­тежное™. С одной стороны, вливание свежей крови оздоровляет дряхлею­щее столичное население — растет население в целом, а также число межна­циональных браков, а с другой — сюда проникают преступность, наркома­ния, проституция. Пришлое население, не устроенное в правовом и бытовом отношении, создает тепличные условия для распространения социальных и инфекционных заболеваний. Анализ структуры смертности позволил уста­новить, что болезни коррелируют с группами населения, которые чаще дру­гих меняют регион проживания, совершают дальние миграции. В то же вре­мя регионы выхода мигрантов теряют здоровую и социально активную часть населения, медленно начиная деградировать. Вслед за собой активная моло­дежь привозит пожилых родителей, которые далеко не всегда благополучно переносят смену климата и места проживания.

ИНСТИНКТЫ И АНТИИНСТИНКТЫ

Пассионарность — это выброс биохимической энергии отдельного индн вида, группы, класса или поколения в социальное пространство. Она может осознаваться либо не осознаваться (что происходит гораздо чаше) носителям), этого свойства как непреодолимое внутреннее стремление к деятельности направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Дпассионария цель представляется иногда ценнее собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников. Обладание пассио-нарностью чаше всего не зависит от личных стараний —она есть либо ее нет С ней надо родиться. Она подобна инстинктивным импульсам, действующим в самых разных направлениях. Поэтому пассионарность приобретает мно­жество форм и модусов своего проявления. Модусы пассионарности разно­образны: тут и гордость, стимулирующая жажду власти и славы в веках; тщес­лавие, толкающее к демагогии и творчеству; алчность, порождающая скуп­цов и ученых, копящих знания вместо денег; ревность, влекущая за собою жестокость и охрану очага, а примененная к идее — создающая фанатиков и мучеников38. Пассионарное напряжение этноса определяется долей в его структуре пассионариев — сверхактивных особей, не довольствующихся обычной жизнью обывателей.

Вектор биологической по своей природе пассионарности направлен вра з-рез самой биологии. На подавляющее большинство людей неумолимо дей­ствуют законы самосохранения и размножения (а стало быть, и воспитания потомства). Но пассионарии, увлекшись научными открытиями, преобразо­ванием общества или путешествием к далеким землям, забывают о своих супружеских обязанностях, домашнем очаге и воспитании детей. Их не ин­тересует каждодневная работа с 9 до 18 часов, хождение в магазин за продук­тами, карточные игры во дворе, заседания на ученых советах или коротание вечера у телевизора. Страсть, чрезмерно развитая у них (а это и есть пассио­нарность), заставляет их жертвовать уютом, потомством, земными благами ради какой-то иллюзорной цели, великой мечты либо под давлением внут­ренних импульсов — честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей.

Человек подчиняется инстинктам самосохранения и продолжения рода. но не пассионарий. У них все происходит по-другому. Пассионарность — мера страсти, выталкивающая человека за рамки общепринятых норм, а ча­сто и влекущая его еще дальше — за горизонт жизни. Она не считается с ин­стинктом самосохранения, это воля к смерти. Вопреки жизнеутверждающим инстинктам, которые характерны для большинства людей, у пассионариев преобладают другие инстинкты, а возможно, и антиинстинкты — жертвен­ности. Японские камикадзе, исламские шахиды, христианские циркумцели-оны, готовые принять мученическую смерть ради прославления веры или освобождения нации, — яркие образцы пассионариев.

Получается, что страсть и инстинкт несовместимы. У героев преобладает первая, у обывателей — второй. Пассионарием человек становится в том слу­чае, когда его страсть сильнее его инстинктов. Ради нее он готов рискнуть и даже пожертвовать жизнью, причем не только своей, но и своих детей.

38 Anomalous Materials projec. — http://am-project.narod.ru/world/00000090.html.

Субпассионарии — это обыватели, а не герои, и страсть у них слабее ин­стинктов. Они пассивны, податливы, слабовольны. Над такими издевают­ся, их покоряют, берут в рабство, к чему-то принуждают.

В нормальном обществе посредине пассионарного континуума распола­гается его золотое большинство — люди уравновешенные и гармоничные. Они рассудительны, дисциплинированы, порядочны, не любят рисковать и командовать, осуждают безумцев, чудаков и революционеров. У гармонич­ного человека сила пассионарности примерно соответствует силе инстинк­тов. В своем Толковом словаре Гумилев пишет про них: «Гармоничные особи (гармоничники) — особи, пассионарный импульс которых равен по величи­не импульсу инстинкта самосохранения»39.

Гумилев включал в число гармоничных людей также пассионариев с низ­кой степенью пассионарности, выражающейся в стремлении к успеху и бла­гоустройству без риска для жизни. Это очень работоспособные, дисципли­нированные люди, умеющие ставить цели и добиваться успеха. В постинду­стриальном обществе им соответствует средний класс, в переходном российском обществе — новые русские, или яппи. Они признают законы че­ловеческого общежития и не рискуют жизнью без нужды, но при необходи­мости отважно сражаются. Как правило, они хорошо зарабатывают, имеют два высших образования, дом за городом и т.п.

В результате у Гумилева выстраивается иерархия биосоциальных типа­жей — от пассионариев до субпассионариев (рис. 36), и каждый со своим не­повторимым букетом черт.


Рис. 36. Вектор воздействия культурного фактора

Гумилев ЛИ. Толковый словарь понятий и терминов. С. 85. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. С. 282.

 

«Гармоничники» составляют подавляющее большинство членов этноса, хотя у них средний уровень биохимической энергии. Они «интеллектуально полноценны, работоспособны, уживчивы, но не сверхактивны. Более того, безудержное сгорание другого человека, немыслимое без пассионарного принесения себя в жертву, таким людям чуждо и антипатично. Люди этого склада — крайне важный элемент в теле этноса. Они воспроизводят его, уме­ряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев до тех пор, пока не появится внешний враг»40.

Таким образом, в структуре этноса гармоничники играют исключитель но важную роль стабилизирующего фактора, поддерживающего этничес­кую традицию. Они могут проявлять активность, иногда весьма значитель ную, но не по собственной инициативе, а только находясь под влиянием пассионариев, т.е. получая пассионарность через механизм пассионарной индукции41.

Фазы этногенеза

Обобщив исторические данные о 40 наиболее известных народах Земли известных с глубокой древности, равно как и о существующих ныне, Гумилев разработал модель жизненного цикла этноса, включающего семь фаз (рис. 37)

Этносы, как и люди, не живут вечно. Как и у людей, у них есть собствен­ный жизненный цикл — от 1200 до 1500 лет. «Этносы стареют, как люди, и так же слабеют, — отмечал Гумилев. — Только жизненный цикл у них много длиннее». Однако некоторые суперэтносы побивают все рекорды и суще­ствуют свыше 3 тыс. лет, например египетский, китайский, греческий и ев­рейский, т.е. в 2 раза больше, чем положено по теории Гумилева. Объяс­няя подобную загадку, С. Рубин42 пришел к выводу, что 3,5—4 тыс. лет на определенной территории существует не суперэтнос, а так называемый ги­перэтнос. Он представляет собой последовательно существующие друг за другом три или пять суперэтносов, возникших из общего этнического кор­ня, обладающих похожими языками, культурами и расовыми признаками. Так, история египетской цивилизации представляет последовательность трех суперэтносов: первый возник в 3646 г. до н.э., второй — в 2423 г. до н.э., третий — в 870 г. до н.э.

Жизненный цикл человека включает несколько фаз или стадий, среди них три главные — детство, зрелость и старость. Существуют и более дробные шкалы, на которых появляются новые деления — младенчество, отрочество, юность, пожилой возраст и т.д. В разных обществах и культурах, включая древние и примитивные, число возрастных категорий варьируется от 3 до 17.

Существуют фазы и в жизненном цикле народа, или этноса. В своем Тол­ковом словаре43, который для нас должен, по всей видимости, служить наи­более авторитетным источником, Гумилев выделяет следующие фазы этно­генеза:

1) подъем — «период стабильного повышения уровня пассионарного на­пряжения системы вследствие пассионарного толчка или генетического дрейфа»;

2) акматическая — «колеба







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.