Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







АЖ. ХОМАНС И Н. КОНДРАТЬЕВ: КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ ГРУППЫ





Некоторые идеи Кондратьева предвосхищают более поздние научные открытия, в частности теорию образования неформальных рабочих групп американского социолога Дж. Хоманса. Чтобы объяснить механизм нефор­мальных групп, Хоманс построил модель, включающую три основных эле­мента — задание, взаимодействие и установки. От руководителя исполните­ли получают производственное задание. Выполняя его постоянно и ежеднев­но, они организуют процесс взаимодействия (систему конкретных поведенческих актов), вследствие чего между ними возникают определен­ные чувства, привычки, ожидания, симпатии и антипатии. Причем чем чаще и интенсивнее взаимодействие, тем сильнее взаимные чувства, и наоборот. Возникает своего рода эффект наполнения, или спиральный процесс, и если он не прерывается, то члены малого коллектива со временем становятся все более и более похожими друг на друга. У них возникает то, чем все они до­рожат: нормы, цели и идеалы совместного поведения, понимание классовой солидарности, своего статуса на предприятии, сущности социальных отно­шений с предпринимателем и администрацией. Иными словами, на реаль­ные, или физические, связи постепенно накладываются психические, а позже на их основе формируется более высокий тип связей — идеально-логические. И чем более сплочена группа, тем с большей охотой соблюдаются неформаль­ные нормы поведения, созданные группой, а не администрацией, и тем силь­нее к этой группе тянутся люди. Если не по форме, то по существу Хоманс повторяет сказанное до него Кондратьевым.

Опосредованная связь, как и непосредственная, характеризуется триедин­ством физического, психического и идеально-логического и, кроме того, имеет две разновидности. В первом случае мы говорим об опосредованной связи между людьми, хотя и разделенными географически, недействующи­ми в одно и то же время. Таково поведение, основанное на сотрудничестве и разделении труда. Кондратьев рассматривает его на примере крестьян, про­изводящих в деревне лен, рабочих, перерабатывающих его в городе в пряжу, и рабочих, перерабатывающих пряжу в другом городе в холст.

Совершенно бесспорно, что между всеми этими людьми, хотя и разде­ленными географически, будет существовать разделение труда, будет су­ществовать и связь. Связь эта имеет прежде всего материальный харак­тер. Так, ее существование предполагает материальный процесс произ-

водства как в городе, так и в деревне, материальное передвижение льна пряжи и холста. Но эти материальные связи... одновременно предпо­лагают у них известные психические переживания... И поскольку не­избежен этот психический процесс, поскольку... кристаллизуется сама идея связи, т.е. имеет место и идеальная сторона ее. Наконец, лег­ко видеть, что анализируемая связь неизбежно имеет характер двусто­ронний, представляет собой опосредственное взаимодействие, так как объем, темпы, качество и т.д. действий любой группы участников со­трудничества теми или иными путями порождают соответствующую реакцию со стороны других. Эта реакция выражается в понижении ити повышении цен на продукт, в отказе принимать его или, наоборот в усиленных требованиях его и т.п. Очевидно, что такие реакции пред­ставляют собой наряду с основной связью сотрудничества ряд новых цепей взаимодействия, которые в свою очередь предполагают матери­альную связь между людьми (сообщение почтой, телеграфом и т.д.). заявлений и требований, соответствующие психические процессы на той и другой стороне и те идеи, которые формируются на основе этих процессов. Таким образом, и в случае сотрудничества на расстоянии мы вскрываем в составе связи те же три неотделимые стороны: материаль­ную, психическую и идеальную. Но можно без преувеличения сказать, что значительная часть всей деятельности в сфере физического труда в обществе (а эта сфера чрезвычайно велика) опирается на начала сотруд­ничества людей или находящихся вместе, или в условиях географичес­кого разделения. Следовательно, все общество как толстыми канатами как бы пронизано рассмотренными связями. Вместо с тем почти вся область умственного и, в частности, научного труда в обществе проте­кает в условиях указанного опосредствованного взаимодействия... Ра­бота ученого в лаборатории или у себя в кабинете протекает в условиях непрерывного наблюдения затем, что делается другими учеными в дан­ной и в смежных областях. А это предполагает ряд материальных про­цессов: процесс написания соответствующих работ, их публикацию. передвижение напечатанной литературы, ее чтение и т.д.... опосредство­ванную связь в виде взаимодействия мы находим не только на почве различных видов сотрудничества, а также на почве актов поведения в области религии, искусства, политической деятельности и т.д. Иначе говоря, эти связи охватывают все стороны человеческой деятельности. И именно они делают реальной связанной совокупностью, или обще­ством, не только людей, которые живут в данное время, в данном мес­те и, следовательно, могут непосредственно видеть, слышать друг дру­га, но и людей, живущих в данное время в условиях географического разделения. Отсюда с полной ясностью выступают такие социальные функции различных материальных средств сообщения, как водные пути, дороги, почта, телеграф, телефон, радио и т.д. Очевидно, что чем совершеннее эти средства, тем интенсивнее может быть социальная связь физически разделенных людей, тем шире могут простираться границы единой реальной совокупности — общества55.

Приведенный фрагмент принципиально важен для правильного понима­ния теоретико-методологической позиции Кондратьева. Типология обше-• ственных связей людей понадобилась ему не сама по себе, скажем, как ана­литический инструмент (хотя и в этом своем качестве она служила бы пр"~

>5 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 50-52.

ращению научного знания, учитывая присущий ей момент научной новиз­ны), а возможность поговорить об обществе в целом. Оно ткется из тонкой и весьма подвижной паутины человеческих контактов, которые можно на­зывать одновременно и связями (акцентируя момент социальной статики), и взаимодействиями (выдвигая на первый план момент социальной динами­ки). Кондратьев именует первичные акты людей связью-взаимодействием, подчеркивая, видимо, момент их неразрывного единства.

Второе, на что следует обратить внимание, это трудовой характер пер­вичных акций людей. Приводимые русским ученым примеры не случай­ны. И хотя он оговаривается, что нема­ ло примеров можно было бы привести из области религии, искусства, поли­тики, исходной и фундаментальной основой выступает все-таки сфера тру­да, а точнее, область разделения труда и сотрудничества. Начиная с непри­метных актов-взаимодействий на индивидуальном уровне (крестьянин со­бирает лен, рабочий перерабатывает его в холст), Кондратьев постепенно поднимается до глобальных обобщений, в горизонт которых попадают все слои и группы населения. Все что-то производят, куда-то отвозят, как-то общаются друг с другом. Водные магистрали и железные дороги превраща­ются в каналы социальной коммуникации, а единичные трудовые процес­сы — в макроэкономические. Индивидуальная реакция покупателя становит­ся на макроуровне групповой реакцией населения, выраженной в повыше­нии или понижении цен, колебании спроса и предложения. В дальнейшем Кондратьев разовьет вероятностную теорию экономических и социально-экономических процессов в обществе, подведет прочный методологический фундамент под свои теоретические рассуждения, а пока что и сказанного вполне достаточно для проведения известной аналогии.

Другой разновидностью опосредованной связи-взаимодействия выступает у Кондратьева материальная и духовная связь между представителями жи­вущих в разное историческое время поколений.

Когда в каждый данный момент живущие люди совершают акты фи­зического труда, они пользуются орудиями и средствами производ­ства, организационными методами и навыками, перешедшими от предыдущих поколений. Когда они совершают акты умственного труда, они опираются на сумму идей, добытых этими поколениями и зафиксированных в книгах, журналах. Когда они проявляют себя в сфере искусства, религии, политики, права и т.д., они отправляются от совокупности тех верований, тех достижений и духовных течений, которые перешли от прошлого. Совершенно ясно потому, что каж­дое данное поколение людей в своем поведении связано таким об­разом с поведением предшествовавших поколений. Эта связь имеет, очевидно, опосредствованный характер. И так как она состоит не­избежно лишь в действии прошлого на настоящее, то в отличие от случая опосредствованной связи между современниками такую связь мы называем опосредствованной связью-воздействием56.

Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 52.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.