Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ





По мысли Кондратьева, далеко не все акты поведения имеют социальную природу. Многие уходят корнями в органическое начало. Актами социаль­ной природы являются лишь те, которые или целиком обусловлены соци­альными факторами, или, имея иные источники происхождения, зависят от социальных условий по форме своего совершения, или, наконец, те, кото­рые имеют определенные социальные последствия. Поскольку люди совер­шают многочисленные акты поведения, то между ними на почве такого по­ведения неизбежно возникают самые разнообразные социальные связи. А там, где есть такие связи, там люди выступают как реальная совокупность, т.е. как общество47. Характер связей в обществе всегда соответствует струк­туре потребностей людей и типу тех актов поведения, которые они предпри­нимают для их удовлетворения.

В самом общем виде социальная связь сводится к тому, что ее участники, увлекшись реализацией своих поступков, помимо воли и желания включа­ются в новую обстановку, в новую среду, к которой принадлежат другие уча­стники с их актами поведения и проистекающими отсюда результатами. За­дача ученого — выяснить, как происходит это включение, в чем состоит воз-

7 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 46.

действие на среду и среды на участников связи. Прежде всего он дол>ке проанализировать важнейшие типы социальной связи.

Социальная связь представляет собой триединство материальной, пси.хь, ческой и идеально-логической сторон. Материальная связь осуществляет-через орудия и средства производства, печатные произведения, памятник искусства и религии. Психическая связь проявляется в солидарности с пп 1 шлыми поколениями, а идеально-логическая находит свое выражение в уна • ледовании теорий и идей прошлой культуры. Осознание своей связи с прет ками укрепляет то, что называют преемственностью культуры общества.

Связи между элементами в реальной совокупности могут быть материаль­ными и материально-психическими. Первые основаны либо на непосред­ственном, либо на опосредованном соприкосновении. Более всего опосредо­ванные связи распространены в психическом мире, т.е. в человеческом об­ществе. Связи между элементами в совокупности могут принимать дискретный и непрерывный характер. В неорганической природе главенству­ют первые, а в органической, в том числе и в обществе, — вторые. Наряду с многообразием и индивидуальностью дискретность выступает важнейшим признаком социальной реальности.

Дискретность означает, что мир существует и дан нашему познанию не как непрерывный континуум, а как сосредоточение сгустков энергии, лока­лизованных в пространстве и во времени благодаря вещам. Вещи — это и есть носители дискретности. Следовательно, не будь вещей, мы не смогли бы познать окружающую реальность. «Мы не можем непосредственно органа­ми чувств воспринимать общественные отношения, идеи, стремления, же­лания и т.д. Мы воспринимаем их постольку, поскольку они запечатлены в вещах и выражаются в актах поведения. Но акты поведения могут быть, в свою очередь, восприняты или непосредственно, или лишь постольку, по­скольку они материализуются в вещах»48.

Дискретность позволяет нам проникнуть туда, куда нас не пускают орга­ны чувств, и увидеть мир, недоступный им, а именно тот, который выража­ет себя косвенно — через веши и действия, ибо это идеально-логический мир. Вещи, подобно микроскопу, приоткрывают нам такие глубины Вселенной, до которых нам никогда не добраться со своими примитивными органами чувств: «наиболее устойчивый субстрат общественных явлений — различные социальные вещи»49. Вещи создают некие опоры для познания, ибо в воспри­ятии конкретные факты действительности текучи, изменчивы и всегда ин­дивидуальны. Такого рода изменчивость и аморфность невозможно постичь с помощью научных методов, поэтому существование вещей для ученого — своего рода спасение.

Бесконечное многообразие действительности делает безнадежной всякую попытку охватить ее во всей полноте. Однако наука, создавая систему устой­чивых понятий, «устраняет безграничную текучесть конкретной действитель­ности. Она пользуется приемом «идеализации», приемом введения идеал ь~ но-предельных понятий и образов, символов числа и меры». Анализируя реальность, наука разлагает ее на более простые и однородные элементы-фиксируя их в системе понятий, правда, ценой неизбежной и сознательной

48 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 132.

49 Там же.

схематизации явлений, даже некоторой их стилизации. Таким образом, для Кондратьева, впрочем как и для А.А. Чупрова и Э. Кассирера, к которым он присоединяется, действительность, данная нам в восприятии, служит началь­ным этапом познания, которое заканчивается построением сложных рацио­нальных моделей50. Если бы наука довольствовалась описанием действитель­ности, то, возможно, она остановилась бы на уровне чувственного восприя­тия, но, поскольку она стремится к объяснению, ей необходимо переходить к рационально-научным конструкциям.

Кроме того, связи между людьми могут быть непосредственные и опосред­ствованные. В первом случае они являются двусторонними, и потому их правильнее называть связями-взаимодействиями. Во втором случае они мо­гут быть как двусторонними, так и од­носторонними, и тогда их называют связями-воздействиями. Связь между контактирующими людьми Кондрать­ев предлагает считать непосредствен­ной. Она устанавливается на основе актов физического и умственного тру­да в виде сотрудничества, на основе борьбы, игр, совершения ритуалов. Так, сотрудничество или выполнение общей работы на основе простого или сложного разделения труда, раз оно установилось, в первую очередь есть материальная связь между людьми. Выполняя совместно ту или иную работу путем физического воздействия на вещи, люди материально связываются с ними, а через них и между собой. Сотрудничество представляет собой не просто связь, а связь-взаимодействие. Каждый участвующий в коллективной работе оказывает известное воздей­ствие на других и испытывает в свою очередь их воздействие на себе. «Если известное звено работы выполняется лицом А и выполняется в определен­ный момент определенным образом, то это в той или иной мере уже матери­ально воздействует на то, когда и как выполняются другие звенья работы лицами В, С, Du т.д. И обратно. С полной отчетливостью такое материаль­ное взаимодействие работающих выступает, например, при работе по прин­ципу конвейера. Но в той или иной форме оно имеет место в условиях вся­кого сотрудничества»51.

Связь-взаимодействие оказывает не только физическое, но и психологи­ческое воздействие на работающих. Сам по себе факт сотрудничества созда­ет для каждого участника новую обстановку. На его психику действует про­цесс совместной работы, а кроме того, движения, жесты, слова, выражения лиц окружающих его людей. Таким образом, полагает Кондратьев, мы встре­чаемся здесь как бы со второй цепью материальной связи участников. Она включает переживания, понятия и представления о смысле и задачах выпол­няемой работы, о поведении и переживаниях ее участников. Вся эта сово­купность переживаний отражается и на поведении человека, и на процессе его работы. Факты показывают, утверждает ученый, что эта связь сближает

5| Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 134-135. Там же. С. 48.

сотрудничающих, у них сглаживаются индивидуальные и выявляются общи черты, делающие их как бы частью коллективного целого. Возникает общи" ритм в работе, подчиняющий их себе. Такое сотрудничество дает больше че\ соответствующая сумма результатов работы не связанных между собой в еди­ное целое индивидов52.

Факт сопринадлежности участников к процессу сотрудничества и к коп-лективному целому может ощущаться (тогда мы говорим о психической связи между работниками) или осознаваться и выливаться в понятийную систему (тогда мы должны говорить о чем-то более высоком, а именно о наличии идеально-логической связи). Очевидно, чем прочнее реальные связи, тем интенсивнее психические и идеально-логические. И наоборот, чем сильнее будет выявлен идеальный момент связи, тем теснее и прочнее может быть реальная связь53.

В реальной совокупности связи между людьми носят не только действи­тельный, но еще и массовый характер. А там, где массовость, там хаотичность, непредсказуемые столкновения, отклонения. Социологу приходится пере­ходить совсем в иную плоскость аналитического рассмотрения. Кондратьев предлагает положить в основание нового подхода закон гетерогонии целей В. Вундта.

Согласно этому закону, под влиянием среды, и в частности обществен­ной среды, те пели, которые ставятся себе отдельными лицами, никог­да не осуществляются в точном соответствии с первоначальными пред­положениями, а всегда с теми или иными уклонениями от них... Если целевые действия человека, сталкиваясь с массовым воздействием со стороны других людей, отклоняются от намеченной цели и приводят к результатам, уже не зависящим от индивидуальной воли, то очевидно. что и все человеческие действия, по какой бы схеме они ни протекали, в условиях массовых связей и взаимодействия приводят к иным, не за­висящим от индивида результатам, чем те результаты, которые получи­лись бы при отсутствии взаимодействия. Иначе говоря, не только ус­ловия, но и всякое поведение человека в условиях массовых связей и взаимодействия подвержено закону гетерогонии. И оно подвержено не только закону гетерогонии, но одновременно и закону полной или ча­стичной деперсонализации результатов. Действительно, если на осно­ве сотрудничества группой людей воздвигается дом, прокладывается железная дорога и т.д., то здесь мы сталкиваемся не только с тем фак­том, что поступки отдельных участников работы отклонялись от инди­видуальных предположений, но и с тем, что продукт труда является продуктом коллективного труда, в котором уже невозможно с опреде­ленностью выделить долю работы каждого участника. Продукт труда де­персонализировался, и это станет еше яснее, если мы примем во вни­мание, что кирпичи, рельсы, стены... для дома и железнодорожного пути и также те орудия производства, которые употреблялись при их созда­нии, произведены целою цепью других людей34.

Кондратьев настаивает на том, что все человеческие действия, по какой бы схеме они ни протекали, в условиях массовых связей и взаимодействия приводят к иным, не зависящим от индивида результатам. Они приводят к

5- Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 49.

53 Там же.

54 Там же. С. 54-55.

тому, чего не могло бы с ними произойти при отсутствии взаимодействия. При этом социальный привесок, который дают кооперация и сотрудниче­ство, может быть не только положительным, но и отрицательным.

Таким образом, бытие общества как реальной совокупности предполага­ет связи и взаимодействия между людьми на основе их поведения. Они пред­ставляют собой массовый и поэтому стихийный процесс. Но это не значит, что общество — совокупность людей, занимающих одинаковое положение, т.е. являет однородную и аморфную массу. В действительности общество выступает не только реальной, но и организованной совокупностью.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.