|
КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙПо мысли Кондратьева, далеко не все акты поведения имеют социальную природу. Многие уходят корнями в органическое начало. Актами социальной природы являются лишь те, которые или целиком обусловлены социальными факторами, или, имея иные источники происхождения, зависят от социальных условий по форме своего совершения, или, наконец, те, которые имеют определенные социальные последствия. Поскольку люди совершают многочисленные акты поведения, то между ними на почве такого поведения неизбежно возникают самые разнообразные социальные связи. А там, где есть такие связи, там люди выступают как реальная совокупность, т.е. как общество47. Характер связей в обществе всегда соответствует структуре потребностей людей и типу тех актов поведения, которые они предпринимают для их удовлетворения. В самом общем виде социальная связь сводится к тому, что ее участники, увлекшись реализацией своих поступков, помимо воли и желания включаются в новую обстановку, в новую среду, к которой принадлежат другие участники с их актами поведения и проистекающими отсюда результатами. Задача ученого — выяснить, как происходит это включение, в чем состоит воз- 7 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 46. действие на среду и среды на участников связи. Прежде всего он дол>ке проанализировать важнейшие типы социальной связи. Социальная связь представляет собой триединство материальной, пси.хь, ческой и идеально-логической сторон. Материальная связь осуществляет-через орудия и средства производства, печатные произведения, памятник искусства и религии. Психическая связь проявляется в солидарности с пп 1 шлыми поколениями, а идеально-логическая находит свое выражение в уна • ледовании теорий и идей прошлой культуры. Осознание своей связи с прет ками укрепляет то, что называют преемственностью культуры общества. Связи между элементами в реальной совокупности могут быть материальными и материально-психическими. Первые основаны либо на непосредственном, либо на опосредованном соприкосновении. Более всего опосредованные связи распространены в психическом мире, т.е. в человеческом обществе. Связи между элементами в совокупности могут принимать дискретный и непрерывный характер. В неорганической природе главенствуют первые, а в органической, в том числе и в обществе, — вторые. Наряду с многообразием и индивидуальностью дискретность выступает важнейшим признаком социальной реальности. Дискретность означает, что мир существует и дан нашему познанию не как непрерывный континуум, а как сосредоточение сгустков энергии, локализованных в пространстве и во времени благодаря вещам. Вещи — это и есть носители дискретности. Следовательно, не будь вещей, мы не смогли бы познать окружающую реальность. «Мы не можем непосредственно органами чувств воспринимать общественные отношения, идеи, стремления, желания и т.д. Мы воспринимаем их постольку, поскольку они запечатлены в вещах и выражаются в актах поведения. Но акты поведения могут быть, в свою очередь, восприняты или непосредственно, или лишь постольку, поскольку они материализуются в вещах»48. Дискретность позволяет нам проникнуть туда, куда нас не пускают органы чувств, и увидеть мир, недоступный им, а именно тот, который выражает себя косвенно — через веши и действия, ибо это идеально-логический мир. Вещи, подобно микроскопу, приоткрывают нам такие глубины Вселенной, до которых нам никогда не добраться со своими примитивными органами чувств: «наиболее устойчивый субстрат общественных явлений — различные социальные вещи»49. Вещи создают некие опоры для познания, ибо в восприятии конкретные факты действительности текучи, изменчивы и всегда индивидуальны. Такого рода изменчивость и аморфность невозможно постичь с помощью научных методов, поэтому существование вещей для ученого — своего рода спасение. Бесконечное многообразие действительности делает безнадежной всякую попытку охватить ее во всей полноте. Однако наука, создавая систему устойчивых понятий, «устраняет безграничную текучесть конкретной действительности. Она пользуется приемом «идеализации», приемом введения идеал ь~ но-предельных понятий и образов, символов числа и меры». Анализируя реальность, наука разлагает ее на более простые и однородные элементы-фиксируя их в системе понятий, правда, ценой неизбежной и сознательной 48 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 132. 49 Там же. схематизации явлений, даже некоторой их стилизации. Таким образом, для Кондратьева, впрочем как и для А.А. Чупрова и Э. Кассирера, к которым он присоединяется, действительность, данная нам в восприятии, служит начальным этапом познания, которое заканчивается построением сложных рациональных моделей50. Если бы наука довольствовалась описанием действительности, то, возможно, она остановилась бы на уровне чувственного восприятия, но, поскольку она стремится к объяснению, ей необходимо переходить к рационально-научным конструкциям. Кроме того, связи между людьми могут быть непосредственные и опосредствованные. В первом случае они являются двусторонними, и потому их правильнее называть связями-взаимодействиями. Во втором случае они могут быть как двусторонними, так и односторонними, и тогда их называют связями-воздействиями. Связь между контактирующими людьми Кондратьев предлагает считать непосредственной. Она устанавливается на основе актов физического и умственного труда в виде сотрудничества, на основе борьбы, игр, совершения ритуалов. Так, сотрудничество или выполнение общей работы на основе простого или сложного разделения труда, раз оно установилось, в первую очередь есть материальная связь между людьми. Выполняя совместно ту или иную работу путем физического воздействия на вещи, люди материально связываются с ними, а через них и между собой. Сотрудничество представляет собой не просто связь, а связь-взаимодействие. Каждый участвующий в коллективной работе оказывает известное воздействие на других и испытывает в свою очередь их воздействие на себе. «Если известное звено работы выполняется лицом А и выполняется в определенный момент определенным образом, то это в той или иной мере уже материально воздействует на то, когда и как выполняются другие звенья работы лицами В, С, Du т.д. И обратно. С полной отчетливостью такое материальное взаимодействие работающих выступает, например, при работе по принципу конвейера. Но в той или иной форме оно имеет место в условиях всякого сотрудничества»51. Связь-взаимодействие оказывает не только физическое, но и психологическое воздействие на работающих. Сам по себе факт сотрудничества создает для каждого участника новую обстановку. На его психику действует процесс совместной работы, а кроме того, движения, жесты, слова, выражения лиц окружающих его людей. Таким образом, полагает Кондратьев, мы встречаемся здесь как бы со второй цепью материальной связи участников. Она включает переживания, понятия и представления о смысле и задачах выполняемой работы, о поведении и переживаниях ее участников. Вся эта совокупность переживаний отражается и на поведении человека, и на процессе его работы. Факты показывают, утверждает ученый, что эта связь сближает 5| Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 134-135. Там же. С. 48. сотрудничающих, у них сглаживаются индивидуальные и выявляются общи черты, делающие их как бы частью коллективного целого. Возникает общи" ритм в работе, подчиняющий их себе. Такое сотрудничество дает больше че\ соответствующая сумма результатов работы не связанных между собой в единое целое индивидов52. Факт сопринадлежности участников к процессу сотрудничества и к коп-лективному целому может ощущаться (тогда мы говорим о психической связи между работниками) или осознаваться и выливаться в понятийную систему (тогда мы должны говорить о чем-то более высоком, а именно о наличии идеально-логической связи). Очевидно, чем прочнее реальные связи, тем интенсивнее психические и идеально-логические. И наоборот, чем сильнее будет выявлен идеальный момент связи, тем теснее и прочнее может быть реальная связь53. В реальной совокупности связи между людьми носят не только действительный, но еще и массовый характер. А там, где массовость, там хаотичность, непредсказуемые столкновения, отклонения. Социологу приходится переходить совсем в иную плоскость аналитического рассмотрения. Кондратьев предлагает положить в основание нового подхода закон гетерогонии целей В. Вундта. Согласно этому закону, под влиянием среды, и в частности общественной среды, те пели, которые ставятся себе отдельными лицами, никогда не осуществляются в точном соответствии с первоначальными предположениями, а всегда с теми или иными уклонениями от них... Если целевые действия человека, сталкиваясь с массовым воздействием со стороны других людей, отклоняются от намеченной цели и приводят к результатам, уже не зависящим от индивидуальной воли, то очевидно. что и все человеческие действия, по какой бы схеме они ни протекали, в условиях массовых связей и взаимодействия приводят к иным, не зависящим от индивида результатам, чем те результаты, которые получились бы при отсутствии взаимодействия. Иначе говоря, не только условия, но и всякое поведение человека в условиях массовых связей и взаимодействия подвержено закону гетерогонии. И оно подвержено не только закону гетерогонии, но одновременно и закону полной или частичной деперсонализации результатов. Действительно, если на основе сотрудничества группой людей воздвигается дом, прокладывается железная дорога и т.д., то здесь мы сталкиваемся не только с тем фактом, что поступки отдельных участников работы отклонялись от индивидуальных предположений, но и с тем, что продукт труда является продуктом коллективного труда, в котором уже невозможно с определенностью выделить долю работы каждого участника. Продукт труда деперсонализировался, и это станет еше яснее, если мы примем во внимание, что кирпичи, рельсы, стены... для дома и железнодорожного пути и также те орудия производства, которые употреблялись при их создании, произведены целою цепью других людей34. Кондратьев настаивает на том, что все человеческие действия, по какой бы схеме они ни протекали, в условиях массовых связей и взаимодействия приводят к иным, не зависящим от индивида результатам. Они приводят к 5- Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 49. 53 Там же. 54 Там же. С. 54-55. тому, чего не могло бы с ними произойти при отсутствии взаимодействия. При этом социальный привесок, который дают кооперация и сотрудничество, может быть не только положительным, но и отрицательным. Таким образом, бытие общества как реальной совокупности предполагает связи и взаимодействия между людьми на основе их поведения. Они представляют собой массовый и поэтому стихийный процесс. Но это не значит, что общество — совокупность людей, занимающих одинаковое положение, т.е. являет однородную и аморфную массу. В действительности общество выступает не только реальной, но и организованной совокупностью. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|