Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общество в зеркале теоретического дискурса





Общество как организм и сверхорганизм

Социальная сфера общества

Экономическая сфера общества

Политическая система общества

Ауховная сфера общества

ОБЩЕСТВО В ЗЕРКАЛЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Социология — это неука, которая изучает жизнь отдельного человека, малых и больших социальных групп, наконец, общества в целом. Энтони Гидденс назвал социологию «ослепительным и захватывающим пред­приятием, чьим предметом является поведение людей как социальных существ».

Каких только определений не давали обществу. За многие века, а раз­мышлять над природой общества люди начали в глубокой древности, на­копились десятки и сотни определений. Мы рассмотрим наиболее инте­ресные точки зрения, модели и теоретические образы, которые сложи­лись в литературе.

ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ ОБЩЕСТВА

Человеческое общество чрезвычайно многообразно — его численность колеблется от нескольких десятков или сотен человек (локальная группа со­бирателей, первобытные род и племя, вождество) до сотен миллионов и даже миллиардов (современные Китай и Индия). Общества бывают большими и маленькими, простыми и сложными, знающими и не знающими письмен­ность, руководствующимися в своей жизни законом и не подчиняющимися ему. Первобытное общество состояло из небольших бродячих групп числен­ностью от 40 до 60 человек, кровных родственников, которые и кочевали по земле в поисках пищи. В свое время Платон полагал, что 5040 семейств дос­таточно для образования настоящего общества. Аристотель назвал такое об­щество чрезмерным. В XVIII в. Райналь назвал чудовищным общество в 20— 30 млн человек. А как быть с современными сверхдержавами (США, Китай, Россия) или Римской империей, в которой Азия и Африка скромно числи­лись в «провинциях»?

Мифологический образ мира. Современному взгляду на окружаюший мир предшествовала череда поисков, ошибок и открытий. Первобытные люди, не вооруженные современными научными знаниями, представляли мир поде-

ленным на три уровня, или три сферы: наверху обитали светлые силы (бп жества либо лобрые духи); средний, или срединный, мир отводился для ж,~ вых людей; в нижнем мире, т.е. подземном царстве, обитали души умерших"

Мифологическая картина олицетворяла строение Космоса. Три уровня ~! это три зоны Космоса — небо, земля и преисподняя (загробный мир). В бон шинстве мифов центр мироздания, где пересекаются его вертикальные п горизонтальные координаты, располагается в срединном мире — сообществе людей. На земле ему соответствовал центр деревенского поселения, алтарь в храме, трон во дворце правителя. Часто таковым выступало погребальное сооружение, символически соединявшее посю- и потусторонний миры.

Срединный мир олицетворяло мировое дерево, изображение которого ча­сто ставили в центре жилища. Его предназначение — соединять все три мира и служить центром мироздания. Специалисты, в частности В.Н. Топоров, выделяют целый космологический период в истории культуры — эпоху ми­рового древа. В скандинавской мифологии мировое древо (ясень) «пророс­ло» сквозь все миры: его корни грызет змей, крону венчает орел, ветви гло­жет олень, олицетворяющий срединный мир. В финно-угорской традиции функцию мирового древа, соединяющего все миры, выполняет Млечный Путь. В древнеиндийских мифах Космос творился из расчлененного тела первочеловека. В древнеисландском мифе описывается убийство богами первозданного великана, чья «плоть стала землей, стали кости горами, не­бом стал череп... а кровь его — морем».

Космос, символизирующий в мифах порядок и гармонию, рождается из хаоса, который постоянно сосуществует с человеком и его обществом.

Античное общество

В античности, когда человек представлял окружающий мир гораздо про­ще — гораздо меньшим по объему, обществом охватывались только такие житейские отношения, в которых греки или спартанцы видели общность, союз, содружество. Сегодня мы назвали бы такое общество скорее сообще­ством земляков или единомышленников. Для Аристотеля главным в обще­стве являлись братство и любовь. А поскольку они составляют основу семьи. то именно с семьи он начинал свое учение об обществе. Общество — прежде

всего семья. Семейная любовь называ­лась социальной, и отношение жены к мужу было социальным. Семья назы­валась обществом потому, что возни­кала путем договора — заключения брачного союза. Поэтому брак — ис­точник общества. Обществами греки называли также коммуны друзей, у которых все было общим.

В переносном смысле понятие общества распространялось также на го­сударственные отношения. В Греции государством называли город-полис. Первоначально он предназначался исключительно для военных целей, слу­жил оплотом обороны и исходной точкой нападения. Его население пред­ставляло дружину, жившую сообща и сплоченно. Политическое развитие надо понимать как развитие городского быта, переход к мирным професси­ям, торговле, частному предпринимательству. Уже в то далекое время сло-

жилось понимание политического как мирного способа решения проблем и неполитического как военного.

Античное общество в целом и древнеримское в частности было весьма сложным и помимо сословно-классовой структуры включало различные

объединения и группы. Помимо об­щины (civitas), самой крупной ячейки у древних римлян, вся общественно-политическая, производственная, ду­ховная, религиозная жизнь человека протекала в более мелких социальных группах — всемейно-родовой органи­зации, в религиозных и профессио­нальных коллегиях (называвшихся collegium, collegium sodalicium, sodalitas, partes), а также в мелких кружках и компаниях друзей. Именно эти малые социальные группы образовывали не­посредственно данную для античного общества реальность, внутри и, как правило, под контролем которых про­текала деятельность и жизнь древнего римлянина, где совместно принима­лись решения и исполнялись планы и намерения1.

В отличие от греков римляне при­дали понятию «социальное» исключи­тельно юридическое значение, а обще­ствами называли союзы, образованные ради достижения не столько нрав­ственных целей, сколько имуществен­ных. В римской теории частного и публичного права, которая лежит в осно­ве современной европейской цивилистики, прослеживаются истоки учения о гражданском обществе. У римлян общество — не что иное, как договор, заключаемый неродственниками для достижения вполне конкретной иму­щественной цели.

Древнеримское государство называлось гражданством (civilas), означав­шим союз граждан, первоначально только копьеносцев, воинов, дружину, сообща стяжавших имущество — respublicum (буквально — публичную вещь), а затем деливших его или сообща владевших им. Римская с/ vilas больше, не­жели греческая polis, носила характер свободной сходки, вольницы, договор­ной ассоциации. Государственная община в Древнем Риме постепенно раз­рослась до союза племен, поэтому социальным стали называть также меж­дународное общение. Политическое понятие общества употреблялось не в прямом, а в переносном смысле, потому что оно лишь отчасти описывало живую практику взаимоотношений. Гораздо больше оно отражало мораль­ный идеал римлян — полную гармонию всех со всеми, иначе говоря, дости-

Ляпустин Б.С. Женщины и ремесленных мастерских Помпеи // Быт и история в античности. М., 1988. С. 69.

жение единой цели всеми гражданами, а не отдельной коммуной или кпораиией2. " °Р~

В античной Греции и Риме гражданами считались только свободные тели города, точнее города-государства. Таковым являлась самоуправляюп "" яся община, которая существовала тысячелетия, пока на смену ей не приц Ы~ более крупная общность людей — нация. Стех пор вместо городов-госудап • ^ (city-state), существовавших в Европе вплоть до Нового времени (вспомни^ города-государства в Северной Италии XV-XVI вв.), появились государства*' нации (nation-state), или национальные государства.

Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возник­ло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило ра­бовладельческое, затем феодальное и, наконец, капиталистическое общество

Раздоры, кровопролития, узурпация потрясали древний мир так же, как и современный. Это дало основание древнегреческому философу Геракли­ту сказать: если у людей и есть нечто общее, то это — война. Действитель­ность была далека от идеала. Огромное государство, построенное на тех же отношениях согласия, что и общество, являлось скорее целью, к которой надо стремиться, но которую, возможно, нельзя достичь. Проблема согласия государства и общества обострилась в тот период, когда Рим из мелкой общины превратился в мировую державу.

Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества. История России уходит в глубь веков. Россия — название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государство. Российская импе­рия, Советская Россия и современная Российская Федерация — наименова­ния не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных типов общества.

Средневековое общество

В средние века общество представлялось как органическое тело, в кото­ром каждый человек выполняет отведенные ему функции. Это нашло отра­жение в словах апостола Павла: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (Первое послание к коринфянам, 7.20). Само слово «свобода», ко­торое обычно употреблялось во множественном числе, означало для средне­векового человека не независимость, а привилегию включенности в какую-то систему, «справедливое место перед Богом и перед людьми». Регламен­тировано было не только положение индивида в обществе, но и мельчайшие детали его поведения. Каждый человек занимал отведенное ему место и дол­жен был соответственно поступать.

В V—IX вв. общество мыслилось чаще всего в противостоянии дв>х групп — клириков и мирян, а если речь шла о светском обществе, то в про-

2 Подробнее см.: Спекторскии Е.В. Общество в античном мире // Философские науки. 199_..^'-' С. 109-132.

тивостоянии богатых и бедных, с юридической точки зрения говорилось о свободных и несвободных. Ду&чистическая схема соответствовала упрощен­ным социальным категориям раннего Средневековья.

Около 1000 г. западная литература начала описывать христианское обще­ство по трехчастной схеме, сразу же получившей признание. «Троякий люд» — священники, воины, крестьяне — составлял общество. Трехчастная схема символизировала социальную гармонию. С одной стороны, она была призвана закрепить подчиненность трудящихся двум другим классам, с дру­гой — делала воинов защитниками церкви и религии, тем самым подчиняя их священникам. В позднее Средневековье во Франции эта схема стала ос­новой деления на духовенство, дворянство и третье сословие.

Со второй половины XII в. трехчаст­ная схема общества разрушается и усту­пает место более сложной и гибкой. Трехчастное общество сменяется обще­ством etats, т.е. категорий, определяемых по социально-профессиональному поло­жению. Их число могло варьироваться. Гонорий Августодунский сравнивал об­щество с церковью, колоннами которой служат епископы, витражами — магист­ры, сводом — князья, черепичной кры­шей — рыцари, вымощенным полом — народ, поддерживающий и питающий своим трудом весь христианский мир.

В XIII в. саксонский популярный проповедник-францисканец Конрад отождествлял алтарь с Христом, башни — с папой и епископами, хоры — с клири­ками, неф — с мирянами. Тогда же Бер-тольд Регенсбургский различал 10 соци­альных классов, соответствующих 10 чи­нам ангельским. Немецкий сборник проповедей, составленный около 1220 г., перечисляет 28 etats: nana; кардиналы; патриархи; епископы; прелаты; мо­нахи; крестоносцы; послушники; странствующие монахи; секулярные свя­щенники; юристы и медики; студенты; странствующие студенты; монахи­ни; император; король; князья и графы; рыцари; дворяне; оруженосцы; бюр­геры; купцы; розничные торговцы; герольды; крестьяне послушные; крестьяне мятежные; женщины; братья проповедники. По существу, это были две параллельные иерархии — клириков и мирян, возглавляемые соот­ветственно папой и императором3. Завершением признания еГаКбыло вклю­чение их в практику исповеди и покаяния. Учебники для исповедников XIII в., определяя грехи и спорные случаи, стали в конце концов каталоги­зировать грехи по социальным классам. Каждому etats отводились собствен­ные грехи и пороки. Моральная и духовная жизнь социализировалась по за­конам общества etats.

Ле ГоффЖ. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. М., 1992. С. 106-123.

Иоанн из Оренбурга в книге «Исповедальное» резюмирует свой тру «Суммой для исповедников», предназначенной для «самых простых и наи менее искушенных» из них, распределяя грехи по 14 рубрикам-е/уш; 1) eniic" копы и прелаты; 2) клирики и владельцы бенефициев; 3) священники ппи ходские, викарии и исповедники; 4) монахи; 5) судьи; 6) адвокаты и npoKv роры; 7) медики; 8) доктора и магистры; 9) князья и прочие дворяне" 10) супруги; 11) купцы и буржуа; 12) ремесленники и работники; 13) крес тьяне; 14) «пахари» {laboratores).

Современное общество

Современное понимание общества сформировалось в европейской куль­туре не ранее XVII—XVIII вв. В конце XVIII в. возникло понятие «граждан­ское общество». Оно описывало нравы и обычаи всего народа, самодеятель­ность и самоуправление населения, наконец, участие в политической жиз­ни простыхлюдей, не направляемые государством, а возникающие стихийно.

При этом простолюдинов не включали в состав того, что называли обще­ством. Таким образом, понятие «общество» ограничивалось аристократией, т.е. меньшинством населения, сосредоточившим все богатство и власть. Се­годня мы назвали бы эту часть высшим обществом, высшим светом, элитой. Подобная традиция восходит к античности. В общество, а точнее город-го­сударство, Платон и Аристотель включали только свободных граждан. Рабы не были членами общества. Но первые, как правило, оказывались в меньшин­стве. Таким образом, и здесь общество состояло из меньшинства населения.

С конца XVIII в., а именно тогда произошла Французская революция (1789—1794), изменившая политический облик Европы, слово «общество» начинает употребляться в широком смысле. Оно отражает нарождающееся самосознание людей, тягу простолюдинов к участию в политической жизни. иначе говоря, большинства населения.

Распространение понятия «общество» на все более широкий круг людей было постепенным и достаточно противоречивым процессом. В некоторых европейских странах женщины до сих пор не имеют права голоса. Во мно­гих государствах мира сохраняется минимальный ценз оседлости. Значит, здесь за рамки общества выведены целые слои населения. Сегодня такая ситуация сложилась, например, в странах Балтии.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.