|
Общество в зеркале теоретического дискурсаОбщество как организм и сверхорганизм Социальная сфера общества Экономическая сфера общества Политическая система общества Ауховная сфера общества ОБЩЕСТВО В ЗЕРКАЛЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА Социология — это неука, которая изучает жизнь отдельного человека, малых и больших социальных групп, наконец, общества в целом. Энтони Гидденс назвал социологию «ослепительным и захватывающим предприятием, чьим предметом является поведение людей как социальных существ». Каких только определений не давали обществу. За многие века, а размышлять над природой общества люди начали в глубокой древности, накопились десятки и сотни определений. Мы рассмотрим наиболее интересные точки зрения, модели и теоретические образы, которые сложились в литературе. ИСТОРИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ ОБЩЕСТВА Человеческое общество чрезвычайно многообразно — его численность колеблется от нескольких десятков или сотен человек (локальная группа собирателей, первобытные род и племя, вождество) до сотен миллионов и даже миллиардов (современные Китай и Индия). Общества бывают большими и маленькими, простыми и сложными, знающими и не знающими письменность, руководствующимися в своей жизни законом и не подчиняющимися ему. Первобытное общество состояло из небольших бродячих групп численностью от 40 до 60 человек, кровных родственников, которые и кочевали по земле в поисках пищи. В свое время Платон полагал, что 5040 семейств достаточно для образования настоящего общества. Аристотель назвал такое общество чрезмерным. В XVIII в. Райналь назвал чудовищным общество в 20— 30 млн человек. А как быть с современными сверхдержавами (США, Китай, Россия) или Римской империей, в которой Азия и Африка скромно числились в «провинциях»? Мифологический образ мира. Современному взгляду на окружаюший мир предшествовала череда поисков, ошибок и открытий. Первобытные люди, не вооруженные современными научными знаниями, представляли мир поде- ленным на три уровня, или три сферы: наверху обитали светлые силы (бп жества либо лобрые духи); средний, или срединный, мир отводился для ж,~ вых людей; в нижнем мире, т.е. подземном царстве, обитали души умерших" Мифологическая картина олицетворяла строение Космоса. Три уровня ~! это три зоны Космоса — небо, земля и преисподняя (загробный мир). В бон шинстве мифов центр мироздания, где пересекаются его вертикальные п горизонтальные координаты, располагается в срединном мире — сообществе людей. На земле ему соответствовал центр деревенского поселения, алтарь в храме, трон во дворце правителя. Часто таковым выступало погребальное сооружение, символически соединявшее посю- и потусторонний миры. Срединный мир олицетворяло мировое дерево, изображение которого часто ставили в центре жилища. Его предназначение — соединять все три мира и служить центром мироздания. Специалисты, в частности В.Н. Топоров, выделяют целый космологический период в истории культуры — эпоху мирового древа. В скандинавской мифологии мировое древо (ясень) «проросло» сквозь все миры: его корни грызет змей, крону венчает орел, ветви гложет олень, олицетворяющий срединный мир. В финно-угорской традиции функцию мирового древа, соединяющего все миры, выполняет Млечный Путь. В древнеиндийских мифах Космос творился из расчлененного тела первочеловека. В древнеисландском мифе описывается убийство богами первозданного великана, чья «плоть стала землей, стали кости горами, небом стал череп... а кровь его — морем». Космос, символизирующий в мифах порядок и гармонию, рождается из хаоса, который постоянно сосуществует с человеком и его обществом. Античное общество В античности, когда человек представлял окружающий мир гораздо проще — гораздо меньшим по объему, обществом охватывались только такие житейские отношения, в которых греки или спартанцы видели общность, союз, содружество. Сегодня мы назвали бы такое общество скорее сообществом земляков или единомышленников. Для Аристотеля главным в обществе являлись братство и любовь. А поскольку они составляют основу семьи. то именно с семьи он начинал свое учение об обществе. Общество — прежде всего семья. Семейная любовь называлась социальной, и отношение жены к мужу было социальным. Семья называлась обществом потому, что возникала путем договора — заключения брачного союза. Поэтому брак — источник общества. Обществами греки называли также коммуны друзей, у которых все было общим. В переносном смысле понятие общества распространялось также на государственные отношения. В Греции государством называли город-полис. Первоначально он предназначался исключительно для военных целей, служил оплотом обороны и исходной точкой нападения. Его население представляло дружину, жившую сообща и сплоченно. Политическое развитие надо понимать как развитие городского быта, переход к мирным профессиям, торговле, частному предпринимательству. Уже в то далекое время сло- жилось понимание политического как мирного способа решения проблем и неполитического как военного. Античное общество в целом и древнеримское в частности было весьма сложным и помимо сословно-классовой структуры включало различные объединения и группы. Помимо общины (civitas), самой крупной ячейки у древних римлян, вся общественно-политическая, производственная, духовная, религиозная жизнь человека протекала в более мелких социальных группах — всемейно-родовой организации, в религиозных и профессиональных коллегиях (называвшихся collegium, collegium sodalicium, sodalitas, partes), а также в мелких кружках и компаниях друзей. Именно эти малые социальные группы образовывали непосредственно данную для античного общества реальность, внутри и, как правило, под контролем которых протекала деятельность и жизнь древнего римлянина, где совместно принимались решения и исполнялись планы и намерения1. В отличие от греков римляне придали понятию «социальное» исключительно юридическое значение, а обществами называли союзы, образованные ради достижения не столько нравственных целей, сколько имущественных. В римской теории частного и публичного права, которая лежит в основе современной европейской цивилистики, прослеживаются истоки учения о гражданском обществе. У римлян общество — не что иное, как договор, заключаемый неродственниками для достижения вполне конкретной имущественной цели. Древнеримское государство называлось гражданством (civilas), означавшим союз граждан, первоначально только копьеносцев, воинов, дружину, сообща стяжавших имущество — respublicum (буквально — публичную вещь), а затем деливших его или сообща владевших им. Римская с/ vilas больше, нежели греческая polis, носила характер свободной сходки, вольницы, договорной ассоциации. Государственная община в Древнем Риме постепенно разрослась до союза племен, поэтому социальным стали называть также международное общение. Политическое понятие общества употреблялось не в прямом, а в переносном смысле, потому что оно лишь отчасти описывало живую практику взаимоотношений. Гораздо больше оно отражало моральный идеал римлян — полную гармонию всех со всеми, иначе говоря, дости- Ляпустин Б.С. Женщины и ремесленных мастерских Помпеи // Быт и история в античности. М., 1988. С. 69. жение единой цели всеми гражданами, а не отдельной коммуной или кпораиией2. " °Р~ В античной Греции и Риме гражданами считались только свободные тели города, точнее города-государства. Таковым являлась самоуправляюп "" яся община, которая существовала тысячелетия, пока на смену ей не приц Ы~ более крупная общность людей — нация. Стех пор вместо городов-госудап • ^ (city-state), существовавших в Европе вплоть до Нового времени (вспомни^ города-государства в Северной Италии XV-XVI вв.), появились государства*' нации (nation-state), или национальные государства. Человеческое общество постоянно изменяется. На заре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже его сменило рабовладельческое, затем феодальное и, наконец, капиталистическое общество Раздоры, кровопролития, узурпация потрясали древний мир так же, как и современный. Это дало основание древнегреческому философу Гераклиту сказать: если у людей и есть нечто общее, то это — война. Действительность была далека от идеала. Огромное государство, построенное на тех же отношениях согласия, что и общество, являлось скорее целью, к которой надо стремиться, но которую, возможно, нельзя достичь. Проблема согласия государства и общества обострилась в тот период, когда Рим из мелкой общины превратился в мировую державу. Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества. История России уходит в глубь веков. Россия — название страны и государства, а Киевская Русь, Московское государство. Российская империя, Советская Россия и современная Российская Федерация — наименования не только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны, но и различных типов общества. Средневековое общество В средние века общество представлялось как органическое тело, в котором каждый человек выполняет отведенные ему функции. Это нашло отражение в словах апостола Павла: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (Первое послание к коринфянам, 7.20). Само слово «свобода», которое обычно употреблялось во множественном числе, означало для средневекового человека не независимость, а привилегию включенности в какую-то систему, «справедливое место перед Богом и перед людьми». Регламентировано было не только положение индивида в обществе, но и мельчайшие детали его поведения. Каждый человек занимал отведенное ему место и должен был соответственно поступать. В V—IX вв. общество мыслилось чаще всего в противостоянии дв>х групп — клириков и мирян, а если речь шла о светском обществе, то в про- 2 Подробнее см.: Спекторскии Е.В. Общество в античном мире // Философские науки. 199_..^'-' — С. 109-132. тивостоянии богатых и бедных, с юридической точки зрения говорилось о свободных и несвободных. Ду&чистическая схема соответствовала упрощенным социальным категориям раннего Средневековья. Около 1000 г. западная литература начала описывать христианское общество по трехчастной схеме, сразу же получившей признание. «Троякий люд» — священники, воины, крестьяне — составлял общество. Трехчастная схема символизировала социальную гармонию. С одной стороны, она была призвана закрепить подчиненность трудящихся двум другим классам, с другой — делала воинов защитниками церкви и религии, тем самым подчиняя их священникам. В позднее Средневековье во Франции эта схема стала основой деления на духовенство, дворянство и третье сословие. Со второй половины XII в. трехчастная схема общества разрушается и уступает место более сложной и гибкой. Трехчастное общество сменяется обществом etats, т.е. категорий, определяемых по социально-профессиональному положению. Их число могло варьироваться. Гонорий Августодунский сравнивал общество с церковью, колоннами которой служат епископы, витражами — магистры, сводом — князья, черепичной крышей — рыцари, вымощенным полом — народ, поддерживающий и питающий своим трудом весь христианский мир. В XIII в. саксонский популярный проповедник-францисканец Конрад отождествлял алтарь с Христом, башни — с папой и епископами, хоры — с клириками, неф — с мирянами. Тогда же Бер-тольд Регенсбургский различал 10 социальных классов, соответствующих 10 чинам ангельским. Немецкий сборник проповедей, составленный около 1220 г., перечисляет 28 etats: nana; кардиналы; патриархи; епископы; прелаты; монахи; крестоносцы; послушники; странствующие монахи; секулярные священники; юристы и медики; студенты; странствующие студенты; монахини; император; король; князья и графы; рыцари; дворяне; оруженосцы; бюргеры; купцы; розничные торговцы; герольды; крестьяне послушные; крестьяне мятежные; женщины; братья проповедники. По существу, это были две параллельные иерархии — клириков и мирян, возглавляемые соответственно папой и императором3. Завершением признания еГаКбыло включение их в практику исповеди и покаяния. Учебники для исповедников XIII в., определяя грехи и спорные случаи, стали в конце концов каталогизировать грехи по социальным классам. Каждому etats отводились собственные грехи и пороки. Моральная и духовная жизнь социализировалась по законам общества etats. Ле ГоффЖ. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. М., 1992. С. 106-123. Иоанн из Оренбурга в книге «Исповедальное» резюмирует свой тру «Суммой для исповедников», предназначенной для «самых простых и наи менее искушенных» из них, распределяя грехи по 14 рубрикам-е/уш; 1) eniic" копы и прелаты; 2) клирики и владельцы бенефициев; 3) священники ппи ходские, викарии и исповедники; 4) монахи; 5) судьи; 6) адвокаты и npoKv роры; 7) медики; 8) доктора и магистры; 9) князья и прочие дворяне" 10) супруги; 11) купцы и буржуа; 12) ремесленники и работники; 13) крес тьяне; 14) «пахари» {laboratores). Современное общество Современное понимание общества сформировалось в европейской культуре не ранее XVII—XVIII вв. В конце XVIII в. возникло понятие «гражданское общество». Оно описывало нравы и обычаи всего народа, самодеятельность и самоуправление населения, наконец, участие в политической жизни простыхлюдей, не направляемые государством, а возникающие стихийно. При этом простолюдинов не включали в состав того, что называли обществом. Таким образом, понятие «общество» ограничивалось аристократией, т.е. меньшинством населения, сосредоточившим все богатство и власть. Сегодня мы назвали бы эту часть высшим обществом, высшим светом, элитой. Подобная традиция восходит к античности. В общество, а точнее город-государство, Платон и Аристотель включали только свободных граждан. Рабы не были членами общества. Но первые, как правило, оказывались в меньшинстве. Таким образом, и здесь общество состояло из меньшинства населения. С конца XVIII в., а именно тогда произошла Французская революция (1789—1794), изменившая политический облик Европы, слово «общество» начинает употребляться в широком смысле. Оно отражает нарождающееся самосознание людей, тягу простолюдинов к участию в политической жизни. иначе говоря, большинства населения. Распространение понятия «общество» на все более широкий круг людей было постепенным и достаточно противоречивым процессом. В некоторых европейских странах женщины до сих пор не имеют права голоса. Во многих государствах мира сохраняется минимальный ценз оседлости. Значит, здесь за рамки общества выведены целые слои населения. Сегодня такая ситуация сложилась, например, в странах Балтии. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|