|
ОБЩЕСТВО КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМПри социологическом анализе общества давно используются биологические метафоры. Самая популярная — сравнение человеческого общества с живым организмом. Идея сверхорганизма в общем-то не нова. Еще древние греки полагали, что человеческое общество можно считать единым и очень крупным организмом. С тех пор появилось немало мыслителей, отмечавших сходство между той ролью, какую играют различные организации в обществе, и функцией, которую выполняют органы в человеческом теле. К примеру, промышленные предприятия, добывающие и перерабатывающие сырье в готовую продукцию, необходимую обществу, уподоблялись пищеварительной системе, железные дороги, автомагистрали и водные пути — венам и артериям, армия и полиция, защищающие общество от захватчиков и нарушителей, — иммунной системе. Таким образом, согласно социобиологической модели, каждый институт — производство, семья, государство, образование и религия — выполняет только ему присущие функции. Как и у человека, в обществе каждый отдельный орган находится во взаимосвязи со всем организмом. Нарушение функции одного органа сказывается на действиях всех остальных органов-институтов, а также на организме в целом. Понимание общества как социального организма идет от органической школы социологии Г. Спенсера. В обществе выделяются исходные клеточки (социальные статусы), специализированные органы (социальные институты), выполняющие определенную функцию (производство, образование) Подобная метафора получила особенную популярность у поздних представителей социального дарвинизма (о нем речь впереди) и привела к рождению функционализма — одного из крупнейших направлений в мировой социологии. Его происхождение с методологической точки зрения весьма странное: сам он сосредоточен на статике общества, хотя произошел из теории эволюции, объясняющей динамику биологического и социального мира. Акцент на статике в функционализме постепенно возобладал в такой мере, что к нему добавилась еще одна составная часть и он превратился в структурный функционализм. По мере того как расширялись знания человека о собственном организме, его сходство с устройством общества становилось все более очевидным. У человека органы, выполняющие сходные функции, объединяются в системы органов. В состав сложного организма входят системы: органов движения; органов кожного покрова; органов пищеварения; органов дыхания; кровообращения; выделения; размножения; желез внутренней секреции и нервная система с органами чувств. Нервной системе принадлежит ведущая роль в организме, ибо она осуществляет взаимосвязь между другими системами и регулирует взаимоотношения организма с внешней средой. В обществе роль нервной системы выполняет правительство, другие частные институты также объединены в подсистемы, например оборонительную, производственную, духовную. Их еще называют сферами общества. Активно разрабатываемая с 1970-х гг. общая теория систем стремится придать этому сходству строгую концептуальную форму. Прежде всего это касается соответствия между организмическими и социетальными функциями. Сегодня эта теория, равно как математика, технология и биология, вошли в кибернетику. У ее истоков стоят такие мощные фигуры, как Винер, фон Бер-таланфи и Эшби. Сверхмодными дисциплинарными направлениями в ней сегодня являются теория сложности, включая искусственный интеллект, теория нервных систем, теория хаоса и сложных адаптивных систем. Ф. Хейлай-тен1 в статье «Социальный сверхорганизм и его глобальный мозг» пишет, что общество можно анализировать как многоклеточный организм, где индивиды выполняют функцию отдельных клеток. Информационные технологии, в том числе интернет, играют в нем роль глобального разума, благодаря которому общаются между собой не только клетки, но и молекулы. Это нервная система сверхорганизма. Пионером мультиклеточного анализа общества как сверхорганизма является Лео Басе (1987)2. Он уподоблял клеточную диффе- 1 Heylighen F. The Social Superorganism and its Global Brain. — http://pespmcl.vub.ac.be/SUPORGLI.html. 1 Buss L. W. The evolution of.individuality. Princeton, N.Y., 1987. ренциацию общественному разделению труда, переход от одноклеточных организмов к многоклеточным — социальной эволюции. Его концепция во многом согласуется с теорией метасистем-ного перехода В. Турчина. Все живые организмы представляют собой открытые системы, т.е. они активно обмениваются веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Они изменяются со временем, образуя в процессе эволюции все новые формы жизни. Все живое достаточно хорошо приспособлено к окружающей среде и стремится достичь в своей жизнедеятельности наиболее благоприятных условий своего существования. То же характеризует и общество. Это открытая система, доступная влиянию и взаимодействию с внешней средой, к которой общество приспосабливается, которую учитывает и одновременно изменяет. Частями внешней среды, важными для человека, являются территория и климат. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|