Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОБЩЕСТВО КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ





При социологическом анализе общества давно используются биологи­ческие метафоры. Самая популярная — сравнение человеческого общества с живым организмом.

Идея сверхорганизма в общем-то не нова. Еще древние греки полагали, что человеческое общество можно считать единым и очень крупным орга­низмом. С тех пор появилось немало мыслителей, отмечавших сходство меж­ду той ролью, какую играют различные организации в обществе, и функци­ей, которую выполняют органы в человеческом теле. К примеру, промыш­ленные предприятия, добывающие и перерабатывающие сырье в готовую продукцию, необходимую обществу, уподоблялись пищеварительной систе­ме, железные дороги, автомагистрали и водные пути — венам и артериям, армия и полиция, защищающие общество от захватчиков и нарушителей, — иммунной системе.

Таким образом, согласно социобиологической модели, каждый инсти­тут — производство, семья, государство, образование и религия — выполня­ет только ему присущие функции. Как и у человека, в обществе каждый от­дельный орган находится во взаимосвязи со всем организмом. Нарушение

функции одного органа сказывается на действиях всех остальных органов-институтов, а также на организме в целом.

Понимание общества как социального организма идет от органической школы социологии Г. Спенсера. В обществе выделяются исходные клеточ­ки (социальные статусы), специализированные органы (социальные инсти­туты), выполняющие определенную функцию (производство, образование) Подобная метафора получила особенную популярность у поздних пред­ставителей социального дарвинизма (о нем речь впереди) и привела к рож­дению функционализма — одного из крупнейших направлений в мировой социологии. Его происхождение с методологической точки зрения весьма странное: сам он сосредоточен на статике общества, хотя произошел из тео­рии эволюции, объясняющей динамику биологического и социального мира. Акцент на статике в функционализме постепенно возобладал в такой мере, что к нему добавилась еще одна составная часть и он превратился в струк­турный функционализм.

По мере того как расширялись знания человека о собственном организ­ме, его сходство с устройством общества становилось все более очевидным.

У человека органы, выполняющие сходные функции, объединяются в си­стемы органов. В состав сложного организма входят системы: органов движения; органов кожного покрова; органов пищеварения; органов дыха­ния; кровообращения; выделения; раз­множения; желез внутренней секреции и нервная система с органами чувств. Нервной системе принадлежит ведущая роль в организме, ибо она осуществ­ляет взаимосвязь между другими системами и регулирует взаимоотношения организма с внешней средой. В обществе роль нервной системы выполняет правительство, другие частные институты также объединены в подсистемы, например оборонительную, производственную, духовную. Их еще называ­ют сферами общества.

Активно разрабатываемая с 1970-х гг. общая теория систем стремится при­дать этому сходству строгую концептуальную форму. Прежде всего это каса­ется соответствия между организмическими и социетальными функциями. Сегодня эта теория, равно как математика, технология и биология, вошли в кибернетику. У ее истоков стоят такие мощные фигуры, как Винер, фон Бер-таланфи и Эшби. Сверхмодными дисциплинарными направлениями в ней сегодня являются теория сложности, включая искусственный интеллект, те­ория нервных систем, теория хаоса и сложных адаптивных систем. Ф. Хейлай-тен1 в статье «Социальный сверхорганизм и его глобальный мозг» пишет, что общество можно анализировать как многоклеточный организм, где индиви­ды выполняют функцию отдельных клеток. Информационные технологии, в том числе интернет, играют в нем роль глобального разума, благодаря кото­рому общаются между собой не только клетки, но и молекулы. Это нервная система сверхорганизма. Пионером мультиклеточного анализа общества как сверхорганизма является Лео Басе (1987)2. Он уподоблял клеточную диффе-

1 Heylighen F. The Social Superorganism and its Global Brain. — http://pespmcl.vub.ac.be/SUPORGLI.html. 1 Buss L. W. The evolution of.individuality. Princeton, N.Y., 1987.

ренциацию общественному разделению труда, переход от одноклеточных орга­низмов к многоклеточным — социальной эволюции. Его концепция во мно­гом согласуется с теорией метасистем-ного перехода В. Турчина.

Все живые организмы представля­ют собой открытые системы, т.е. они активно обмениваются веществом, энергией и информацией с окружаю­щей средой. Они изменяются со време­нем, образуя в процессе эволюции все новые формы жизни. Все живое доста­точно хорошо приспособлено к окру­жающей среде и стремится достичь в своей жизнедеятельности наиболее благоприятных условий своего суще­ствования. То же характеризует и об­щество. Это открытая система, доступ­ная влиянию и взаимодействию с внешней средой, к которой общество приспосабливается, которую учитывает и одновременно изменяет. Частями внешней среды, важными для человека, являются территория и климат.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.