Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПОНЯТИЕ СВЕРХОРГАНИЗМА И ЕГО СВОЙСТВА





Современная философия и социология рассматривают общество как со­вокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как цело­стный организм, превышающий по своей сложности и многообразию воз­никающих в нем связей обычный организм живого существа. Именно поэто­му ученые обратились к более общим социолого-философским и системным категориям, в ряду которых появилось понятие сверхорганизма.

Термин «сверхорганизм» ввел в начале XX в. бельгийский драматург и поэт Морис Метерлинк (1862—1949).

В обыденном и научном языках термин «сверхорганизм» (superorganism) используется в самых разных значениях. К примеру, говорится о том, что общество представляет сверхорганизм высшего порядка, а толпа — сверхор­ганизм низшего порядка. Высшим сверхорганизмом нередко называют:

Ф Вселенную, объединяющую мириады галактик и звездных систем;

Ф Бога, сотворившего все сущее, в том числе человека;

Ф Землю и существующее на ней все живое;

Ф биосферу — космический живой сверхорганизм, порождающий другие формы земной жизни;

Ф сверхразум (сверхличность), объединяющий души, память, сознание и интеллектуальный потенциал всех людей;

Ф эгрегор — информационную, психоэнергетическую и мистическую суб­станцию;

Ф человеческое общество в целом, состоящее из людей как организм из клеток;

Ф конкретно-исторический тип общества (примитивное, тоталитарное, неразвитое);

Ф мировое общество, мировую систему, все человечество;

Ф церковь, представляющую собой мистическое единство и духовную общность верующих.

Еще древних мудрецов интересовал вопрос, что есть человеческий соци­ум — сообщество из многих индивидов или единый сверхорганизм (тогда человеческие индивиды — лишь «клетки» той или иной специализированной «ткани» в «органах» этого «суперсущества»). В этом случае взаимоотношения между общественными структурами подобны взаимодействию органов жи­вого организма.

В социальных науках общество — это сверхорганизм, состоящий из орга­низмов (сверхклеток — людей). В американской экологии конца XIX — на­чала XX в. растительная формация трактовалась как сверхорганизм, озеро у С. Форбса выступало как «микрокосм», а у А. Тинемана — как сверхорганизм. В теории систем и кибернетике сверхорганизм трактуется как метасистема (В. Турчин), способная совершать такие переходы, которые недоступны орга­низмам.

Для обозначения «общества» насекомых один из крупнейших мирмеко-логов У.М. Уилер также предложил использовать термин «сверхорганизм».

Философы и естествоиспытатели биосферу, состоящую из земных океанов, атмосферы, коры и всех живых существ, часто изображают как некий сверхорганизм, получившийся в ходе эволюции.

Обобщая написанное в литературе поданному вопросу, можно выделить следующие черты биосоциального сверхорганизма, которые отличают его от других форм социальной организации, существующих в обществе:

♦ размытость границы;

♦ спонтанное перемещение или мобильность;

♦ главенство биологических законов над социокультурными;

♦ превосходство коллектива, а не индивида;

♦ подавление индивидуального инстинкта самосохранения;

♦ подчинение индивидуальной воли коллективной воле, коллективному сознанию или коллективному разуму;

♦ невозможность для особи существовать независимо от стаи или стада;

♦ существование в рамках ограниченной техно-био-экосистемы;

♦ наличие иерархии и соподчинения;

♦ одновременность и совместность действий;

♦ отсутствие индивидуальных отличий особей на уровне личностного на­чала;

♦ ограниченный репертуар социальных и биологических действий;

♦ руководство в поведении инстинктивной программой;

♦ наличие семей, колоний, стад и стай как основных форм социальной организации;

♦ наличие кастовой системы у социальных насекомых;

♦ жесткая зависимость от биоресурсов своей экологической нити;

♦ морфологическая специализация и разделение труда;

♦ несводимость целого к механической сумме частей;

♦ принцип исключения: или ты живешь в группе, или ты не живешь во­обще;

♦ принцип погружения: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Общества, уподобленные сверхорганизмам, могут быть поделены на два класса — простые (примитивные) и сложные.

Примитивные общества и тоталитарные режимы, основанные на однород­ности индивидов, единомыслии и принуждении, напоминают простейшие клеточные организмы. Главным действующим механизмом в них выступает принцип: сложное подчиняется простому, высшее — низшему, богатое бедному.

Сложные социальные системы — современные западные демократии или мировое сообщество, если к ним применить понятие сверхорганизма, пред­ставляют собой сложнейшие кибернетические системы, где царствует про­тивоположный принцип: высшему подчиняется низшее, сложному — про­стое, богатому — бедное.

В простых общественных сверхорганизмах утрачиваются неповтори­мость и индивидуальность личности, господствуют стандартное и коллек­тивистское. В сложных сверхорганизмах доминируют разнообразие, уни-кальностьличности, плюрализм и поликультурность. Простейший сверхор­ганизм возникает при наличии взаимопроникновения и соединения отдельных частей в единое целое: у клеток — посредством биофизического

соединения, у животных — психофизиологического, у людей — духовного и социокультурного. Слившись воедино, сообщество людей уподобляется колонии одноклеточных организмов. Они разделяют общие цели, ценнос­ти, духовные идеалы и устремления, у них единые взгляды на жизнь и меж­дународную политику. Люди здесь — отдельные члены монолитного сооб­щества. В человеческой истории неоднократно встречались обще­ственные формации и цивилизацион-ные типы, построенные на принципах экономической (общественная соб­ственность), социальной (уравнитель­ность, отсутствие классов), полити­ческой (идеологическая лояльность) и культурной (отсутствие суб- и контр­культур) однородности, одинаковос­ти общественных клеточек, сливших­ся благодаря своей одинаковости в единый сверхорганизм. В однородном обществе, как и в муравейнике, почти стираются разли­чия между полами: мужчины и женщины одинаково трудятся на производ­стве, участвуют в решении государственных и общественных проблем (правда, дополнительно женщины ведут домашнее хозяйство). Они мало чем различаются в одежде, манере одеваться, языке, культурных предпоч­тениях и стиле жизни. Старое разделение труда с его антагонизмом клас­сов исчезает, на смену ему приходит (свойственный некоторым видам му­равьев) полиэтизм — предпочтение в выборе работы у рабочих. У Маркса в будущем коммунистическом обществе индивид мог выбирать любую понра­вившуюся ему профессию, сочетая при этом умственный и физический труд. У большинства муравьев и термитов на возрастной полиэтизм накла­дывается еще и полиэтизм кастовый. Но и в социалистическом сверхорга­низме существует каста избранных — номенклатура. Воспитание и социа­лизация особей — коллективная забота всего сверхорганизма. Они заклю­чаются в наследовании традиций и усвоении стандартных моделей поведения. Например, тоталитарная машина Гитлера была приспособлена для разведения стопроцентных арийцев, уничтожения инакомыслящих и инородцев.

В биологическом сверхорганизме, к примеру в улее или муравейнике, происходит обмен веществ, есть программа кооперации, механизмы размно­жения и системы жизнеобеспечения, совершенно недоступные отдельному муравью или пчеле (например, поддержание температуры, колеблющейся в очень небольших пределах около 34 °С). Существование каждой пчелы ос­мысленно в той мере, в которой оно подчинено целям улья; будучи изоли­рованной, пчела гибнет. Такими сверхорганизмами некоторые политологи предлагают считать партии в социалистических государствах; они способны на действия, невозможные и немыслимые для отдельного человека, их жизнь осмысленна, лишь если они выполняют волю организма; оторванные от него они жить не могут (И.Р. Шафаревич).

Биологический сверхорганизм служит научной метафорой для описания человеческого общества, причем в разные периоды его истории, в разных частях света и в разных сферах общества. К примеру, государство можно вполне уподобить сверхорганизму, отличительная черта которого — прину­дительное подчинение частей целому независимо от того, как это будет про­исходить — неосознанно, на основе генетической программы (как у муравь­ев), или осознанно, через сложную систему общественных институтов. На­логообложение — это принудительное изъятие части доходов граждан на содержание «центральной нервной системы» человеческого сверхорганизма, т.е. госаппарата. Предоставление или непредоставление гражданства, лише­ние гражданства, политический сыск, уголовное право, армия, суды, поли­ция и т.д. — все эти институты принудительно консолидируют общество, принуждая отдельных граждан, нарушающих «генетическую программу» социального порядка, подчиняться общим правилам.

В процессе эволюции гоминиды постепенно утрачивали ведущую функ­цию инстинктов, развивали разум, превращаясь в индивидов, а затем в лич­ностей. Стадные и коллективистские побуждения, обычаи и ценности, ха­рактеризующие механическую солидарность в духе Э. Дюркгейма, утрачи­вали свою силу. На смену центростремительным тенденциям приходили центробежные. Война всех против всех Т. Гоббса характеризует естествен­ное, т.е. догосударственное, состояние человеческого общества. Не важно, как именно возникло государство — в силу добровольной договоренности граждан или принудительного подчинения большинства вооруженному меньшинству, но его социальная роль от этого не меняется. Государство — тот самый сверхорганизм, который превращает механическую сумму элемен­тов в органическое целое, способное повелевать, поступать, выживать как единое целое. Оно заменяет генетическую программу инстинктивного по­ведения у муравьев. Государство — искусственная надстройка. Ее пришлось ввести как цену за потерю гармоничности и единства.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.