Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ





Типы общностей

Общество — совокупность социальных общностей и социальных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Груп­па — фундамент человеческого общества, поскольку само оно — одна из групп, но только самая большая. Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек спосо­бен состоять сразу в нескольких группах.

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, воз­раст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, об­разование и некоторые другие. Социальная группа — это своеобразный посред-

ник между отдельным человеком и обществом в целом и в то же время — это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы. Термин «социальная общность» употребляется в двух значениях, и оба можно встретить в литературе. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. В этом случае под социальной общностью понимают совокупность людей, у которых есть общее и посто­янное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услуга­ми, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности. В широком смысле этот термин выступает синонимом социаль­ной группы, но не любой, а реальной. В этом случае социальные общности представляют собой такие объединения людей, которые возникают и фор­мируются на основе своей культурно-исторической самобытности (народы и нации), родственных связей и сходства стадий жизненного цикла (семей­ные, поколенческие, половозрастные), места в общественном производстве (классы) или различаются по территориально-региональным и поселенчес­ким признакам (городские и сельские общности).

Социология изучает и другой тип общности — ситуативно возникшие массовые образования, члены которых сплочены только кратковременными совместными действиями либо относительно непродолжительной деятель­ностью (массовые движения и митинги, празднества и спортивные зрелища, аудитории слушателей и телезрителей).

Кратковременные действия могут перерасти в продолжительные и устой­чивые связи. Так возникают организованные общности, они сплочены един­ством целенаправленной деятельности. Причем цели могут быть не только трудовыми, но и спортавно-досуговыми (болельщики футбольных клубов), музыкально-досуговыми (неформальные молодежные объединения типа ро­керов, металлистов, брейкеров), социальными (альтернативные движения), политическими (партии, народные фронты).

В иерархии социальных общностей центральное положение занимают боль­шие социальные группы, а среди них — классы. Они различаются по месту, занимаемому в системе общественного производства, отношению к средствам производства (главный критерий социально-классовой структуры), роли в общественном разделении труда (здесь появляются профессиональные груп­пы), по способу и размерам получения доходов. К профессиональным груп­пам относят так называемые отраслевые отряды работников промышленнос­ти и сельского хозяйства: шахтеров, водителей, инженеров и т.п. К профес­сионально-территориальным группам следует причислить: временных, или иногородних, рабочих (в просторечии называемых лимитчиками) и постоян­ные кадры предприятий (в России: имеющие прописку в данном городе); иностранных рабочих (примером могут служить вьетнамские рабочие, при­влекавшиеся на московские предприятия в 1980-х — начале 1990-х гг.); работ­ников, занятых в нетрадиционных формах организации труда на Крайнем Севере (вахтовым и экспедиционно-вахтовым методами работы).

Наряду с социальными общностями, выполняющими позитивные функ­ции, выделяют девиантные (отклоняющиеся) и делинквентные {delinquent), т.е. преступные, группы, выполняющие негативные функции: проститутки, нар-

команы, алкоголики, члены мафиозных и организованных банд, тунеядцы, расхитители собственности и др. Все это достаточно большие (иногда десят­ки и сотни тысяч человек) социальные группы, отличающиеся устойчивыми чертами поведения, сходными условиями проживания и образом жизни.

Кроме них в социальной структуре общества, или социальном составе (в данном и только в данном случае эти понятия эквивалентны), выделяют: социальные слои, или страты, и малые социально-психологические группы.

Социальная структура представляет собой одну из трех предметных об­ластей — структура, организация, личность, которые в совокупности обра­зуют единое целое и формируют фундаментальное знание общей социологии. Социальная структура с ее многочисленными подструктурами (социопрофес-сиональной, социостатусной, социорегиональной, социоэтнической) отобра­жает статику общества, его социальный «скелет». Напротив, социальная организация показывает общественную жизнь в развитии, которое всегда происходит через возникновение и разрешение противоречий, столкновение интересов различных групп, через борьбу исторически отживших, исчерпав­ших себя форм и новых, только нарождающихся. Речь идет о «социальной физиологии» общества, его исторической динамике.

На пересечении структуры и организации находится личность. Личность рассматривается социологией не в терминах индивидуально неповторимых (это задача психологии), а в терминах социально-типических черт. Иными словами, в социологии личность — не столько частичка малой контактной группы, сколько типичный представитель большой социальной группы, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов и отношений.

Этнические общности

Эти общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья.

Семья — наименьшая кровнородственная группалюдей, связанных един­ством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько се­мей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы.

Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял обшую собственность на землю, кровную месть, кру­говую поруку. Как пережитки первобытного времени кланы остались в не­которых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Не­сколько кланов, объединившись, составляют племя.

Племя — более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.

В ходе культурного и экономического развития племена преобразовыва­лись в народности, а те на высших стадиях развития — в нации.

Народность — этническая общность, занимающая на лестнице обществен­ного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, эко-

номическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значе­ние в современном обществе скорее снижается, нежели повышается.

Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками груп­па, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Предста­вители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должны быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре. Нация возникла в период преодоления феодальной разобщенности и зарож­дения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степе­ни организации внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, соб­ственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народно­сти, — насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территории, языка и экономики формируются единый национальный харак­тер и психический склад. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Социальные агрегаты

Социальные агрегаты представляют собой случайное скопление людей. Чаще всего в качестве примера приводят публику и толпу.

Публика. Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XIX—XX вв. явился французский социолог Габриэль де Тард (1843— 1904). В книге «Мнение и толпа» (1901) он сравнивал два социальных обра­зования — толпу и публику. В отличие от толпы, психическое единство ко­торой создается физическим контактом, публика представляет собой духов­ную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений. По мнению Тарда, публи­ка — продукт Нового времени. Ее истоки — в светских салонах и клубах XVIII в. Однако подлинный расцвет публики начинается с появлением га­зет, а позже — радио и телевидения. Технические средства информации, об­щедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность ниве­лируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благода­ря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение. Миллионы долларов тратятся промышленными компаниями на рекламу, обследование рынка, телевизионные компании в поддержку того или иного кандидата. Все они адресованы публике.

Толпой называют любое кратковременное скопление людей, которых со­брал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, единых норм и привычек поведения, нет предше­ствующего опыта взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вмес­те, исчезает, толпа рассеивается. После окончания футбольного матча огром­ное число болельщиков покидает стадионы, после закрытия супермаркета толпа покупателей оставляет помещение. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как посторонние.

Французский ученый Густав Лебон (1 84 11 93 1) видел в толпе разрушитель­ную силу. Группа людей, собравшихся водном месте, воодушевленная общи­ми чувствами, готова следовать за любым лидером. Особенно, если он обла­дает какими-то сверхъестественными способностями (например, Гитлер). Отличительные качества толпы — ано­нимность, психическое заражение, внушение и подражание. Ход мыслей в толпе направляется общим настроени­ем и подчиняется низменным инстин­ктам. Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявляется рацио­нальный контроль, тем сильнее его восприимчивость ко всякому злу. Другая особенность — физическое соприкосновение людей и скученность. Чрезмер­ная плотность вызывает вначале психологический, а затем физический дис­комфорт. Типичный пример — давка.

Различают четыре основных типа толпы: случайную, конвенциональную, экспрессивную, активную.

Случайным называется такое скопление людей, когда каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной останов­ке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.

Конвенциональная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью. Участники религиозной службы, зрители спектакля в театре, слушатели симфоничес­кого концерта или научной лекции, футбольные болельщики соблюдают оп­ределенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой. Те­атральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т.п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается кричать, раз­говаривать, вставать с места, плясать, обниматься и т.п. Таково неформаль­ное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставшем обычаем. Когда в 1980-е гг. в СССР чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщикам громко выражать свои эмоции, советские стадионы погрузились в траурную тиши­ну. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость стадио­нов резко упала.

Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы. Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) — примеры экспрессивной толпы.

Активная толпа — это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Футбольные фанаты, устраивающие погром после матча, представляют собой активную, или агрессивную, толпу. Другой при­мер — штурм Зимнего дворца в 1917 г. Активная толпа собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того, чтобы наблюдать за собы­тиями или выражать свои чувства.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Содержание и форма стратификации

Выше мы установили тесную связь трех фундаментальных понятий соци­ологии — социальной структуры, социального состава и социальной страти­фикации. Структуру мы выразили через совокупность статусов и уподобили ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонталь­ной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитив­ном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современ­ном — множество статусов и высок уровень организации разделения труда. Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и свя­заны друг с другом функционально. Совокупность статусов дает новое по­нятие — социальный состав населения. Здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социаль­ного состава все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны. Однако мы знаем, что в реальной жизни огромную роль играет нера­венство людей. Неравенство — это критерий, с помощью которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превра­щается в социальную стратификацию.

Социальная стратификация — расположение людей в статусной иерархии сверху вниз по четырем критериям неравенства — доходы, уровень образования, доступ к власти, престиж профессии. Индивиды, обладающие приблизительно одинаковыми или сходными признаками, относятся к одному слою, или стра­те. Термин «стратификация» позаимствован у геологии, где он означает верти­кально расположенные слои земли, обнаруживаемые при разрезе. Социальная стратификация — определенный срез социальной структуры общества, или те­оретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество.

Обратимся к физической аналогии. Социальный состав можно сравнить с неупорядоченной совокупностью железных опилок. Если положить магнит,

все они «выстроятся» в четком поряд­ке. Стратификация — это определен­ным образом «ориентированный» со­став населения. Что же «ориентирует» большие социальные группы? Оказы­вается, неодинаковая оценка обще­ством значения и роли каждого стату­ са или группы. Так, сантехник или дворник ценятся в обществе ниже ад­воката и министра. Высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаг­раждаются, имеют большую власть, выше престиж их занятий, более высо­кий уровень образования.

Итак, четыре главных измерения стратификации — доход, власть, обра­зование, престиж — исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее, не самих благ (их может быть много), а каналов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских остро­вах и т.п. — социальные блага, которые всегда в дефиците (т.е. высокочти­мы и недоступны большинству) и приобретаются благодаря доступу к день-

гам и власти, которые в свою очередь достигаются благодаря высокому об­разованию и личным качествам.

Таким образом, социальная структура возникает вследствие обществен­ного разделения труда, а социальная стратификация — вследствие обществен­ного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. А оно всегда не­равное. Так возникают социальные слои по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.

Неравенство может выражаться в том, что представители бедных слоев имеют минимальный доход, определяемый порогом бедности, живут на го­сударственные пособия, не в состоянии покупать предметы роскоши и с тру­дом покупают предметы длительного пользования, ограничены в проведе­нии полноценного отдыха и досуга, имеют низкий уровень образования и не занимают властных позиций в обществе. Таким образом, четыре критерия неравенства описывают различия в уровне, качестве, образе и стиле жизни, культурных ценностях, качестве жилища, типе социальной мобильности.

Указанные критерии приняты социологами за основу типологизации со­циальной стратификации. Выделяют экономическую (доходы), политичес­кую (власть), образовательную (уровень образования) и профессиональную (престиж) стратификации. Каждую из них можно представить в виде верти­кальной шкалы и найти по ней место статуса или индивида, т.е. выявить его социальное положение в обществе. Рассмотрим для примера статусы офи­цера полиции и профессора университета. На шкалах образования и престижа профессор выше полицейского, а на шкалах дохода и власти полицейский выше профессора. Действительно, власти у профессора меньше, доход не­сколько ниже (правда, со временем оклад профессора может повышаться и по доходу он, возможно, опередит полицейского), но престижа и знаний больше. Построив в один ряд четыре шкалы, отметив точками положение обсуждаемых лиц на каждой из них, а затем соединив точки линиями, полу­чим стратификационный профиль для каждого вида занятий.

Изменение профессии, места работы или должности в течение жизни од­ного человека называют трудовой или профессиональной карьерой. Карьеру можно рассматривать как последовательность занятий, выполняемых инди­видом на протяжении его трудовой жизни. Карьеры могут быть структуриро­ваны в упорядоченные последовательности, соотносящиеся одна с другой, либо не структурированы; в структурированных карьерах эти последовательности часто организованы как иерархия нарастающего дохода и престижа.

Понятие карьеры наиболее часто используется при исследовании профес­сий. Работники физического труда, особенно неквалифицированные, как правило, имеют неструктурированную карьеру, отмеченную служебным продвижением бессистемного характера (хотя неквалифицированные рабо­чие старших возрастов обладают большей стабильностью в роде занятий). У квалифицированных рабочих проявляется более структурированный стиль. В обоих случаях пик заработка приходится на достижение профессиональ­ной зрелости. Начиная с этого момента оплата труда часто падает. В круп­ных фирмах в течение последних 20—30 лет, особенно в США и Японии, сложилась практика планирования продвижения по служебной лестнице, основанная на трудовом стаже и старшинстве. Занятые нефизическим тру­дом, особенно мужчины, имеют структурированные карьеры. У профессио­налов карьеры в очень высокой степени саморегулируемые.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.