|
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИТипы общностей Общество — совокупность социальных общностей и социальных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа — фундамент человеческого общества, поскольку само оно — одна из групп, но только самая большая. Численность групп на Земле превышает численность индивидов. Такое возможно потому, что один человек способен состоять сразу в нескольких группах. Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и некоторые другие. Социальная группа — это своеобразный посред- ник между отдельным человеком и обществом в целом и в то же время — это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы. Термин «социальная общность» употребляется в двух значениях, и оба можно встретить в литературе. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. В этом случае под социальной общностью понимают совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности. В широком смысле этот термин выступает синонимом социальной группы, но не любой, а реальной. В этом случае социальные общности представляют собой такие объединения людей, которые возникают и формируются на основе своей культурно-исторической самобытности (народы и нации), родственных связей и сходства стадий жизненного цикла (семейные, поколенческие, половозрастные), места в общественном производстве (классы) или различаются по территориально-региональным и поселенческим признакам (городские и сельские общности). Социология изучает и другой тип общности — ситуативно возникшие массовые образования, члены которых сплочены только кратковременными совместными действиями либо относительно непродолжительной деятельностью (массовые движения и митинги, празднества и спортивные зрелища, аудитории слушателей и телезрителей). Кратковременные действия могут перерасти в продолжительные и устойчивые связи. Так возникают организованные общности, они сплочены единством целенаправленной деятельности. Причем цели могут быть не только трудовыми, но и спортавно-досуговыми (болельщики футбольных клубов), музыкально-досуговыми (неформальные молодежные объединения типа рокеров, металлистов, брейкеров), социальными (альтернативные движения), политическими (партии, народные фронты). В иерархии социальных общностей центральное положение занимают большие социальные группы, а среди них — классы. Они различаются по месту, занимаемому в системе общественного производства, отношению к средствам производства (главный критерий социально-классовой структуры), роли в общественном разделении труда (здесь появляются профессиональные группы), по способу и размерам получения доходов. К профессиональным группам относят так называемые отраслевые отряды работников промышленности и сельского хозяйства: шахтеров, водителей, инженеров и т.п. К профессионально-территориальным группам следует причислить: временных, или иногородних, рабочих (в просторечии называемых лимитчиками) и постоянные кадры предприятий (в России: имеющие прописку в данном городе); иностранных рабочих (примером могут служить вьетнамские рабочие, привлекавшиеся на московские предприятия в 1980-х — начале 1990-х гг.); работников, занятых в нетрадиционных формах организации труда на Крайнем Севере (вахтовым и экспедиционно-вахтовым методами работы). Наряду с социальными общностями, выполняющими позитивные функции, выделяют девиантные (отклоняющиеся) и делинквентные {delinquent), т.е. преступные, группы, выполняющие негативные функции: проститутки, нар- команы, алкоголики, члены мафиозных и организованных банд, тунеядцы, расхитители собственности и др. Все это достаточно большие (иногда десятки и сотни тысяч человек) социальные группы, отличающиеся устойчивыми чертами поведения, сходными условиями проживания и образом жизни. Кроме них в социальной структуре общества, или социальном составе (в данном и только в данном случае эти понятия эквивалентны), выделяют: социальные слои, или страты, и малые социально-психологические группы. Социальная структура представляет собой одну из трех предметных областей — структура, организация, личность, которые в совокупности образуют единое целое и формируют фундаментальное знание общей социологии. Социальная структура с ее многочисленными подструктурами (социопрофес-сиональной, социостатусной, социорегиональной, социоэтнической) отображает статику общества, его социальный «скелет». Напротив, социальная организация показывает общественную жизнь в развитии, которое всегда происходит через возникновение и разрешение противоречий, столкновение интересов различных групп, через борьбу исторически отживших, исчерпавших себя форм и новых, только нарождающихся. Речь идет о «социальной физиологии» общества, его исторической динамике. На пересечении структуры и организации находится личность. Личность рассматривается социологией не в терминах индивидуально неповторимых (это задача психологии), а в терминах социально-типических черт. Иными словами, в социологии личность — не столько частичка малой контактной группы, сколько типичный представитель большой социальной группы, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов и отношений. Этнические общности Эти общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья. Семья — наименьшая кровнородственная группалюдей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял обшую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени кланы остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя. Племя — более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек. В ходе культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те на высших стадиях развития — в нации. Народность — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, эко- номическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение в современном обществе скорее снижается, нежели повышается. Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками группа, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должны быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре. Нация возникла в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени организации внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, — насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территории, языка и экономики формируются единый национальный характер и психический склад. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет. Социальные агрегаты Социальные агрегаты представляют собой случайное скопление людей. Чаще всего в качестве примера приводят публику и толпу. Публика. Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XIX—XX вв. явился французский социолог Габриэль де Тард (1843— 1904). В книге «Мнение и толпа» (1901) он сравнивал два социальных образования — толпу и публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений. По мнению Тарда, публика — продукт Нового времени. Ее истоки — в светских салонах и клубах XVIII в. Однако подлинный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже — радио и телевидения. Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение. Миллионы долларов тратятся промышленными компаниями на рекламу, обследование рынка, телевизионные компании в поддержку того или иного кандидата. Все они адресованы публике. Толпой называют любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. После окончания футбольного матча огромное число болельщиков покидает стадионы, после закрытия супермаркета толпа покупателей оставляет помещение. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как посторонние. Французский ученый Густав Лебон (1 84 1 — 1 93 1) видел в толпе разрушительную силу. Группа людей, собравшихся водном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следовать за любым лидером. Особенно, если он обладает какими-то сверхъестественными способностями (например, Гитлер). Отличительные качества толпы — анонимность, психическое заражение, внушение и подражание. Ход мыслей в толпе направляется общим настроением и подчиняется низменным инстинктам. Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль, тем сильнее его восприимчивость ко всякому злу. Другая особенность — физическое соприкосновение людей и скученность. Чрезмерная плотность вызывает вначале психологический, а затем физический дискомфорт. Типичный пример — давка. Различают четыре основных типа толпы: случайную, конвенциональную, экспрессивную, активную. Случайным называется такое скопление людей, когда каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие. Конвенциональная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью. Участники религиозной службы, зрители спектакля в театре, слушатели симфонического концерта или научной лекции, футбольные болельщики соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой. Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и т.п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается кричать, разговаривать, вставать с места, плясать, обниматься и т.п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведении в конкретных ситуациях, ставшем обычаем. Когда в 1980-е гг. в СССР чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщикам громко выражать свои эмоции, советские стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость стадионов резко упала. Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы. Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) — примеры экспрессивной толпы. Активная толпа — это любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Футбольные фанаты, устраивающие погром после матча, представляют собой активную, или агрессивную, толпу. Другой пример — штурм Зимнего дворца в 1917 г. Активная толпа собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того, чтобы наблюдать за событиями или выражать свои чувства. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Содержание и форма стратификации Выше мы установили тесную связь трех фундаментальных понятий социологии — социальной структуры, социального состава и социальной стратификации. Структуру мы выразили через совокупность статусов и уподобили ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень разделения труда, в современном — множество статусов и высок уровень организации разделения труда. Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и связаны друг с другом функционально. Совокупность статусов дает новое понятие — социальный состав населения. Здесь группы равны друг другу, они также расположены горизонтально. Действительно, с точки зрения социального состава все русские, женщины, инженеры, беспартийные и домохозяйки равны. Однако мы знаем, что в реальной жизни огромную роль играет неравенство людей. Неравенство — это критерий, с помощью которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию. Социальная стратификация — расположение людей в статусной иерархии сверху вниз по четырем критериям неравенства — доходы, уровень образования, доступ к власти, престиж профессии. Индивиды, обладающие приблизительно одинаковыми или сходными признаками, относятся к одному слою, или страте. Термин «стратификация» позаимствован у геологии, где он означает вертикально расположенные слои земли, обнаруживаемые при разрезе. Социальная стратификация — определенный срез социальной структуры общества, или теоретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество. Обратимся к физической аналогии. Социальный состав можно сравнить с неупорядоченной совокупностью железных опилок. Если положить магнит, все они «выстроятся» в четком порядке. Стратификация — это определенным образом «ориентированный» состав населения. Что же «ориентирует» большие социальные группы? Оказывается, неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого стату са или группы. Так, сантехник или дворник ценятся в обществе ниже адвоката и министра. Высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют большую власть, выше престиж их занятий, более высокий уровень образования. Итак, четыре главных измерения стратификации — доход, власть, образование, престиж — исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее, не самих благ (их может быть много), а каналов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т.п. — социальные блага, которые всегда в дефиците (т.е. высокочтимы и недоступны большинству) и приобретаются благодаря доступу к день- гам и власти, которые в свою очередь достигаются благодаря высокому образованию и личным качествам. Таким образом, социальная структура возникает вследствие общественного разделения труда, а социальная стратификация — вследствие общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникают социальные слои по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу. Неравенство может выражаться в том, что представители бедных слоев имеют минимальный доход, определяемый порогом бедности, живут на государственные пособия, не в состоянии покупать предметы роскоши и с трудом покупают предметы длительного пользования, ограничены в проведении полноценного отдыха и досуга, имеют низкий уровень образования и не занимают властных позиций в обществе. Таким образом, четыре критерия неравенства описывают различия в уровне, качестве, образе и стиле жизни, культурных ценностях, качестве жилища, типе социальной мобильности. Указанные критерии приняты социологами за основу типологизации социальной стратификации. Выделяют экономическую (доходы), политическую (власть), образовательную (уровень образования) и профессиональную (престиж) стратификации. Каждую из них можно представить в виде вертикальной шкалы и найти по ней место статуса или индивида, т.е. выявить его социальное положение в обществе. Рассмотрим для примера статусы офицера полиции и профессора университета. На шкалах образования и престижа профессор выше полицейского, а на шкалах дохода и власти полицейский выше профессора. Действительно, власти у профессора меньше, доход несколько ниже (правда, со временем оклад профессора может повышаться и по доходу он, возможно, опередит полицейского), но престижа и знаний больше. Построив в один ряд четыре шкалы, отметив точками положение обсуждаемых лиц на каждой из них, а затем соединив точки линиями, получим стратификационный профиль для каждого вида занятий. Изменение профессии, места работы или должности в течение жизни одного человека называют трудовой или профессиональной карьерой. Карьеру можно рассматривать как последовательность занятий, выполняемых индивидом на протяжении его трудовой жизни. Карьеры могут быть структурированы в упорядоченные последовательности, соотносящиеся одна с другой, либо не структурированы; в структурированных карьерах эти последовательности часто организованы как иерархия нарастающего дохода и престижа. Понятие карьеры наиболее часто используется при исследовании профессий. Работники физического труда, особенно неквалифицированные, как правило, имеют неструктурированную карьеру, отмеченную служебным продвижением бессистемного характера (хотя неквалифицированные рабочие старших возрастов обладают большей стабильностью в роде занятий). У квалифицированных рабочих проявляется более структурированный стиль. В обоих случаях пик заработка приходится на достижение профессиональной зрелости. Начиная с этого момента оплата труда часто падает. В крупных фирмах в течение последних 20—30 лет, особенно в США и Японии, сложилась практика планирования продвижения по служебной лестнице, основанная на трудовом стаже и старшинстве. Занятые нефизическим трудом, особенно мужчины, имеют структурированные карьеры. У профессионалов карьеры в очень высокой степени саморегулируемые. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|