|
СВЕРХОРГАНИВМ, ЭГРЕГОР И БУТСТРАПНаряду с понятием «сверхорганизм», которым пользуются также философы, биологи предложили еще одно — надорганизменный разум. По отношению к этому феномену ученые применяют и такие термины, как «коллективное бессознательное», «энергоинформационное поле», «законы стайного поведения», «коллективное сознание» и др. Многочисленные факты, собранные этиологами, доказывают, что по отношению к поведению многих видов живых существ применимо понятие коллективного сознания,которое управляет жизнью популяции. Любой индивидуальный член оказывается как бы ячейкой единого организма, лишенной свободы воли и выполняющей лишь общественно полезные задачи. Наиболее ярко оно проявляется у муравьев, пчел, термитов и саранчи, но прослеживается и в поведении высших животных. На птичьем дво- ре, в стаде обезьян, котиков или антилоп существуют строгая социальная иерархия и взаимопомощь. Особенно наглядно это взаимодействие проявляется у перелетных стай, демонстрирующих удивительную организованность и слаженность. Постройка термитника термитами или улья пчелами — одна из тех активностей, которые дали некоторым ученым повод для умозрительных метафорических утверждений о «коллективном разуме» и некой центральной нервной системе как управляющем органе в сообществах насекомых23. Так, центральная нервная система сверхорганизма-термитника возглавляется царем и царицей. Запахами, идущими от царицы, регулируется вся общественная жизнь: ослабляется, например, концентрация запахов, испускаемых воинами, и царица подает свой запаховый сигнал, по которому часть термитов-рабочих трансформируется в головастых охранников, с огромными челюстями. Феномен биологического сверхорганизма подробно описан А. Горбов-ским24. Приведем наиболее яркие примеры из его статьи. Огромные тучи саранчи, закрывающие горизонт, в едином ритме, словно по чьей-то команде, опускаются и взлетают. Когда движется живая стена саранчи, отдельную особь, находящуюся в общей массе, невозможно остановить, заставить ее изменить движение, свернуть с пути. Эти насекомые, как пишет французский исследователь Реми Шовен, в едином устремлении огибают препятствия, переползают через стены, проходят сквозь кустарники. По той же схеме действуют во время миграций мыши-полевки, колонии муравьев и термитов: встретив ров, они не огибают его, живая волна захлестывает его, заполняя его до краев копошащимися телами, по которым сотни тысяч других безостановочно продолжают свое движение. Затоптанные, задавленные, задыхающиеся в глубоком рву, они не делают ни малейших усилий, чтобы вырваться, спастись. Инстинкт самосохранения оказывается подавленным, вытесненным, полностью отключенным. Поток несущихся в страхе газелей, даже увидев своего злейшего врага — льва, не в силах свернуть или замедлить ход. Животные несутся прямо на хищника, обтекая его, словно это неодушевленный предмет, дерево. Лев не только не делает ни малейшей попытки напасть, но захлестнутый потоком бессилен выбраться из него. Мы видим, что объединение животных ведет себя как некий сверхорганизм, обладающий качествами, которые у одиночных животных не наблюдаются. В стае и стаде животных у особей перестает действовать инстинкт самосохранения. Он как бы выключается либо подавляется, и тогда животные прибегают к массовому самоубийству (омнициду), например киты десятками выбрасываются на берег и гибнут, а южноафриканские антилопы внезапно поворачивают к морю, чтобы броситься с откоса и погибнуть. Решение одновремен- 23 Seeley T.D. The honeybee colony as a superorganism // American Scientist, 1989. Vol. 77. P. 546-553. 24 Горбовский А. Зловещая магия толпы // НЛО. 2000. № 14 (128). — http-.//npvr.chat.ru/texts/tolpa.htm. но броситься в море, чтобы погибнуть, принимает не отдельная особь, а некий биологический сверхорганизм, действующий на уровне надындивидуального. Отдельные особи перестают подчиняться собственной воле и слушаются каких-то иных приказов, неизвестно откуда приходящих. Воля популяции, воля стаи — это и есть сверхорганизм. Подчиняясь ей, животные перестают воспроизводить потомство или подчиняются новой репродуктивной стратегии, которая выгодна не индивидам, а роду или виду в целом. Если в популяции почему-либо оказывается мало самок, то среди новорожденных вдруг начинают преобладать самки и соотношение полов выравнивается. Отдельная особь по собственному желанию никак не может влиять на пол своего потомства, но коллективная воля может. Канадские исследователи полагают, что массовые самоубийства у животных происходят тогда, когда плотность особей превышает критическое число. Это попытка популяции регулировать свою численность. Видимо, речь идет о явлении, повторяющемся с непреложностью закона. Сам смысл образования стаи, стад, прайда и других биосоциальных агрегаций состоит именно в том, чтобы возникла некая воля, которая всех себе подчиняет. В результате ученые сталкиваются с неким целенаправленным воздействием, источник которого находится вне отдельной особи. По словам энтомолога Л. Тома, термиты, обитающие в своей гигантской постройке, не составляют, как может показаться, сплоченную массу индивидов, но являются единым организмом с уравновешенным и вдумчивым умом, подающим команды миллионам. Некоторые зоологи считают, что. например, пчела как отдельная особь по сути не существует, как не бывают самостоятельными кровяные тельца или клетки организма. Отдельные пчелы умирают одна за другой, а рой как организм продолжает существовать. Ряд американских биологов считает, что дарвиновский отбор происходит в бол ь-шей мере именно внутри сверхорганизмов. Изложенное имеет прямое отношение к человеку. Социологи, изучающие психологию массовых движений, давно смотрят на толпу как на некое единое существо. Оно имеет свою логику действий, часто отличную от логики каждого, кто входит в нее. При этом толпа, как всякая стая, полностью подчиняет себе действия отдельного человека25. Когда совершаются массовые бесчинства, их участники, оправдываясь, говорят, что сами не понимают, как могло подобное случиться с ними. К поступку их толкала якобы какая-то сила, которой они не смогли противостоять. В бесчинствующей толпе, танцующей тусовке, негодующей демонстрации люди слиты в единое многоголовое, многорукое и многоногое существо. Они подчиняются неведомой силе. исходящей не от их разума и воли. Сила, сплачивающая людей в толпу, столь же таинственна, как и сила, соединяющая отдельные клетки в функциональное целое. Паралич индивидуальной воли, агрессивные эмоции, коллективный страх или жажда мести, аморфность и дезорганизация — таковы характеристики социобиологического сверхорганизма, где каждый человек или животное выступают в качестве строительного элемента гигантской структуры. - Торбовскии А. Указ. соч. Эгрегор На роль сверхорганизма иногда выдвигается некий эгрегор. Сегодня он стал модным понятием, терапевтической техникой, понятиной матрицей, даже своеобразным символом веры. Выделяются два главных подхода в его трактовке — информационный и религиозный. Эгрегор — информационная субстанция, соответствующая некоему объекту, субъекту или явлению. Простейший пример эгрегора — общественное мнение. Сила эгрегора определяется не только тем, насколько отдельный индивид или масса убеждены в том, что информация, заложенная в эгрегор, истинна, но и тем, сколько именно людей считает так. Чем сильнее эгрегор у какого-то явления, тем сильнее его воздействие26. В связи с этим приводят классическое высказывание В.И. Ленина: «Идея, овладевшая массами, становится материальной силой». В различных ситуациях вместо слова «эгрегор» можно поставить: коллективное бессознательное, совокупность мнений группы субъектов, художественный мыслеобраз и др. В информационной терминологии эгрегор представляет некий психоэнергетический сверхорганизм. Эгрегоры — это метасистемные образования, которые включают как глобальные координационные информационные структуры, так и всю совокупность связанных с ними материально-вещественных носителей — людей и вещей: В наиболее общем смысле эгрегоры представляют собой операциональные системы единого компьютерного организма планетарной психосферы (научный эквивалент Планетарного Логоса — Личного Господа Земли, породившего все в ее пределах и управляющего ею испокон веков). Этот эгрегор является самодействующей единицей, т.е. субъектом, индивидом, однако по отношению к человеку это некий психоэнергетический сверхорганизм. А мозг самого человека представляет собой некоторое приемопередающее устройство. Материально-вещественный аналог эгрегора — современная межбанковская компьютерная сеть (разумеется, со всеми клерками, помещениями и наличными деньгами как единая система) либо телефонная станция Нью-Йорка (естественно, со всеми массивами содержательных интонационных деталей всевозможных переговоров и самими абонентами как физическими лицами). Еще один пример — компьютерная система координации движения электропоездов и тепловозов по всей стране (со всеми грузами, машинистами, стрелочниками, пассажирами и думающими о них родственниками). Эгрегор — это также или прежде всего оккультный термин, который разные авторы толкуют по-разному. Для одних эгрегор означает некоторую энергетическую (космическую) совокупность определенных идей; для других — кармический эгрегор, который редко выходит на прямую связь с человеком, но тем не менее определяет духовное развитие и судьбу человека, контуры его жизненного пути, отправляя человека служить различным более низким эгрегорам, каждый раз с вполне определенной программой; для третьих эгрегор — мистический образ любой социальной общности и отдельного человека, задающий их витальную, ментальную и инструментальную программу деятельности27: 26 Понятие эгрегора и логические круги. — http://paganism.ru/egregor.htm. 27 Эгрегор как организм. — http://www.aquarun.ru/aquarius/egman/egman5.html. Каждой человеческой организации на Земле соответствует область в тонком мире, называемая ее эгрегором; наиболее известны эгрегоры соответствующие религиям: христианский эгрегор, мусульманский' буддийский и т.д. Однако и у организаций других типов, как-то: государство, предприятие, семья, народность, клуб — также имеются свои эгрегоры. Основной признак, по которому люди, принадлежащие или правильнее сказать, служащие одному эгрегору, узнают друг друга — это мистическое ощущение, описываемое понятием «свой». Следует подчеркнуть, что это именно общность упряжки: любви, личной симпатии, дружбы или доверия к «своему» может вовсе и не быть... В жщ-ни каждый человек бывает связан с несколькими эгрегорами: семьи школы, организации, где он работает, своей нации и своего государства и еще многими другими, о которых он часто и не подозревает2*. Бутстрап В 1977 г. В. Турчин29 попытался соединить в единое целое теорию эволюции и кибернетику, создав новую теорию — теорию метасистемных переходов, суть которой сводится к следующему: переход от нижних уровней системной иерархии к верхним происходит путем метасистемных переходов. Каждый метасистемный переход можно рассматривать как объединение ряда подсистем Sj нижнего уровня и появление дополнительного механизма управления С объединенными подсистемами. В результате метасистемного перехода формируется система S' нового уровня (S'= C+ S.S), которая может быть включена как подсистема в следующий метасистемный переход. Тур-чин рассматривает метасистемный переход как некий кибернетический аналог фазового перехода, уделяя особое внимание количественному накоплению «потенциала развития» в подсистемах S. перед метасистемным переходом на качественно новый уровень иерархии, а также процессу размножения и развития подсистем предпоследнего уровня иерархии после метасистемного перехода30. Турчин определил метасистемный переход (Metasystem Transition — MST) как эволюционный механизм, объединяющий множество систем более низкого уровня под контролем системы более высокого уровня. Муравейник — прекрасный пример MST. отдельные особи представляют системы низшего уровня, а колония — систему более высокого уровня, куда они включены и которой безропотно подчиняются. Описав таким образом метасистему, Турчин предположил, что такое явление, созданное природой, вполне применимо и к человеческому обществу. Он назвал человеческое общество сверхорганизмом и попытался проанализировать этот тип метасистемы. Общество состоит из индивидов, которые, несмотря на наличие собственной воли, сознания и гарантированных прав, делегируют надстоящему органу право кон- 2S Общественное подсознание. — http://www.podvodny.ru/Treatises/Socsub.htm. 29 Turchin V. The Phenomenon of Science. A Cybernetic Approach to Human Evolution. N.Y., 1977. Книга В.Ф. Турчина «Феномен науки» была написана в нашей стране примерно в 1970 г., однако из-за политической деятельности ее автора была издана только в США в 1977 г. Турчин рассматривает биологическую эволюцию с кибернетической точки зрения, а эволюцию научного познания — как продолжение биокибернетической эволюции. м Редько В.Г. Синергетика 2, Синергетика 3, или Эволюционная кибернетика? — http://sky.kuban.ru/ socio_ctno/iphrRAS/~mifs/Red2.htm. тролировать их поведение. Самым эффективным механизмом контроля он считал культуру, которая создает солидарное целое и продуцирует новые пути адаптации к окружающему миру. MST базируется на положениях кибернетической философии. Согласно принципу эволюции, сложный уровень организации постепенно одерживает победу и начинает контролировать более низкие и менее развитые уровни системы. Согласно принципу бутстрапа (от англ. bootstrap — шнуровка ботинка; bootstrapping principle — принцип обратной связи), все явления получают характеристику при помощи указания на их взаимосвязь друг с другом. Первоначально он появился в восточной философии (в древнекитайской «Книге перемен» говорится, что в каждой ситуации есть каждая другая, в каждом событии («перемене») содержатся элементы всех других событий, весь мировой процесс представляет собой чередование ситуаций, происходящее от взаимодействия и борьбы сил света и тьмы, напряжения и податливости), а затем перекочевал в современную науку—в физику, биологию, кибернетику, математику. Бутстрап — это философия, в контексте которой Вселенная рассматривается как «сеть взаимосвязанных событий», неразрывное целое, части которого переплетаются и сливаются друг с другом, и ни одна из них не является более фундаментальной, чем другие, свойства одной части определяются свойствами всех остальных частей. В этом смысле можно говорить о том, что каждая часть мироздания содержит в себе все остальные части. С точки зрения теории эволюции это означает, что каждая частица принимает самое активное участие в существовании других частиц, помогает порождать другие частицы, которые в свою очередь порождают ее. Подобные положения лежат в основании субатомной физики (гипотезу выдвинул известный американский физик Джеффри Чу), где считается, что каждая частица содержит в себе все остальные частицы и одновременно является составной частью каждой из них. В программировании на принципе бутстрапа базируются сложные конфигурации современных процессоров. Они описывают последовательное исполнение втягивающих друг друга загрузчиков возрастающей сложности. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА Социальная сфера общества охватывает повседневную жизнь граждан безотносительно к политике, экономике или духовной деятельности. Здесь формируется социальная и классовая структура, действуют соци альные институты — опорные точки общества, распределяются статусы и роли, осуществляются социальная мобильность и социализация, раз ворачивается все многообразие мира социального взаимодействия. Наконец, именно здесь увеличиваются или снижаются бедность и богатство, существует социальное неравенство, обостряется и снижается социальная напряженность, возникают и разрешаются социальные конфликты. А действующими лицами социальной сферы выступают большие социальные группы —страты, классы, этносы, профессиональные и религиозные общности и т.д. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|