Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СВЕРХОРГАНИВМ, ЭГРЕГОР И БУТСТРАП





Наряду с понятием «сверхорганизм», которым пользуются также фило­софы, биологи предложили еще одно — надорганизменный разум. По от­ношению к этому феномену ученые применяют и такие термины, как «кол­лективное бессознательное», «энергоинформационное поле», «законы стай­ного поведения», «коллективное сознание» и др.

Многочисленные факты, собран­ные этиологами, доказывают, что по отношению к поведению многих ви­дов живых существ применимо поня­тие коллективного сознания,которое управляет жизнью популяции. Любой индивидуальный член оказывается как бы ячейкой единого организма, лишенной свободы воли и выполняющей лишь общественно полезные за­дачи. Наиболее ярко оно проявляется у муравьев, пчел, термитов и саран­чи, но прослеживается и в поведении высших животных. На птичьем дво-

ре, в стаде обезьян, котиков или антилоп существуют строгая социальная иерархия и взаимопомощь. Особенно наглядно это взаимодействие прояв­ляется у перелетных стай, демонстрирующих удивительную организован­ность и слаженность. Постройка термитника термитами или улья пчела­ми — одна из тех активностей, которые дали некоторым ученым повод для умозрительных метафорических утверждений о «коллективном разуме» и некой центральной нервной системе как управляющем органе в сообще­ствах насекомых23. Так, центральная нервная система сверхорганизма-тер­митника возглавляется царем и царицей. Запахами, идущими от царицы, регулируется вся общественная жизнь: ослабляется, например, концентра­ция запахов, испускаемых воинами, и царица подает свой запаховый сиг­нал, по которому часть термитов-рабочих трансформируется в головастых охранников, с огромными челюстями.

Феномен биологического сверхорганизма подробно описан А. Горбов-ским24. Приведем наиболее яркие примеры из его статьи. Огромные тучи са­ранчи, закрывающие горизонт, в едином ритме, словно по чьей-то команде, опускаются и взлетают. Когда движется живая стена саранчи, отдельную особь, находящуюся в общей массе, невозможно остановить, заставить ее изменить движение, свернуть с пути. Эти насекомые, как пишет французский исследо­ватель Реми Шовен, в едином устремлении огибают препятствия, переполза­ют через стены, проходят сквозь кустарники. По той же схеме действуют во время миграций мыши-полевки, колонии муравьев и термитов: встретив ров, они не огибают его, живая волна захлестывает его, заполняя его до краев ко­пошащимися телами, по которым сотни тысяч других безостановочно продол­жают свое движение. Затоптанные, задавленные, задыхающиеся в глубоком рву, они не делают ни малейших усилий, чтобы вырваться, спастись. Инстинкт самосохранения оказывается подавленным, вытесненным, полностью отклю­ченным. Поток несущихся в страхе газе­лей, даже увидев своего злейшего врага — льва, не в силах свернуть или замедлить ход. Животные несутся прямо на хищни­ка, обтекая его, словно это неодушевлен­ный предмет, дерево. Лев не только не делает ни малейшей попытки напасть, но захлестнутый потоком бессилен выбрать­ся из него.

Мы видим, что объединение живот­ных ведет себя как некий сверхорганизм, обладающий качествами, которые у оди­ночных животных не наблюдаются. В стае и стаде животных у особей пере­стает действовать инстинкт самосохране­ния. Он как бы выключается либо подавляется, и тогда животные прибегают к массовому самоубийству (омнициду), например киты десятками выбрасы­ваются на берег и гибнут, а южноафриканские антилопы внезапно повора­чивают к морю, чтобы броситься с откоса и погибнуть. Решение одновремен-

23 Seeley T.D. The honeybee colony as a superorganism // American Scientist, 1989. Vol. 77. P. 546-553.

24 Горбовский А. Зловещая магия толпы // НЛО. 2000. № 14 (128). — http-.//npvr.chat.ru/texts/tolpa.htm.

но броситься в море, чтобы погибнуть, принимает не отдельная особь, а не­кий биологический сверхорганизм, действующий на уровне надындивиду­ального. Отдельные особи перестают подчиняться собственной воле и слу­шаются каких-то иных приказов, неизвестно откуда приходящих. Воля по­пуляции, воля стаи — это и есть сверхорганизм. Подчиняясь ей, животные перестают воспроизводить потомство или подчиняются новой репродуктив­ной стратегии, которая выгодна не индивидам, а роду или виду в целом. Если в популяции почему-либо оказывается мало самок, то среди новорож­денных вдруг начинают преобладать самки и соотношение полов выравни­вается. Отдельная особь по собственному желанию никак не может влиять на пол своего потомства, но коллективная воля может. Канадские иссле­дователи полагают, что массовые самоубийства у животных происходят тогда, когда плотность особей превышает критическое число. Это попытка популяции регулировать свою численность.

Видимо, речь идет о явлении, повторяющемся с непреложностью закона. Сам смысл образования стаи, стад, прайда и других биосоциальных агрега­ций состоит именно в том, чтобы возникла некая воля, которая всех себе подчиняет. В результате ученые сталкиваются с неким целенаправленным воздействием, источник которого находится вне отдельной особи.

По словам энтомолога Л. Тома, термиты, обитающие в своей гигантской постройке, не составляют, как может показаться, сплоченную массу инди­видов, но являются единым организмом с уравновешенным и вдумчивым умом, подающим команды миллионам. Некоторые зоологи считают, что. например, пчела как отдельная особь по сути не существует, как не бывают самостоятельными кровяные тельца или клетки организма. Отдельные пче­лы умирают одна за другой, а рой как организм продолжает существовать. Ряд американских биологов считает, что дарвиновский отбор происходит в бол ь-шей мере именно внутри сверхорганизмов.

Изложенное имеет прямое отношение к человеку. Социологи, изучающие психологию массовых движений, давно смотрят на толпу как на некое еди­ное существо. Оно имеет свою логику действий, часто отличную от логики каждого, кто входит в нее. При этом толпа, как всякая стая, полностью под­чиняет себе действия отдельного человека25. Когда совершаются массовые бесчинства, их участники, оправдываясь, говорят, что сами не понимают, как могло подобное случиться с ними. К поступку их толкала якобы какая-то сила, которой они не смогли противостоять. В бесчинствующей толпе, танцу­ющей тусовке, негодующей демонстрации люди слиты в единое многоголо­вое, многорукое и многоногое существо. Они подчиняются неведомой силе. исходящей не от их разума и воли. Сила, сплачивающая людей в толпу, столь же таинственна, как и сила, соединяющая отдельные клетки в функциональ­ное целое.

Паралич индивидуальной воли, агрессивные эмоции, коллективный страх или жажда мести, аморфность и дезорганизация — таковы характеристики социобиологического сверхорганизма, где каждый человек или животное выступают в качестве строительного элемента гигантской структуры.

- Торбовскии А. Указ. соч.

Эгрегор

На роль сверхорганизма иногда выдвигается некий эгрегор. Сегодня он стал модным понятием, терапевтической техникой, понятиной матрицей, даже своеобразным символом веры. Выделяются два главных подхода в его трактовке — информационный и религиозный.

Эгрегор — информационная субстанция, соответствующая некоему объек­ту, субъекту или явлению. Простейший пример эгрегора — общественное мнение. Сила эгрегора определяется не только тем, насколько отдельный ин­дивид или масса убеждены в том, что информация, заложенная в эгрегор, истинна, но и тем, сколько именно людей считает так. Чем сильнее эгрегор у какого-то явления, тем сильнее его воздействие26. В связи с этим приводят классическое высказывание В.И. Ленина: «Идея, овладевшая массами, стано­вится материальной силой». В различных ситуациях вместо слова «эгрегор» можно поставить: коллективное бессознательное, совокупность мнений груп­пы субъектов, художественный мыслеобраз и др. В информационной терми­нологии эгрегор представляет некий психоэнергетический сверхорганизм. Эгрегоры — это метасистемные образования, которые включают как глобаль­ные координационные информационные структуры, так и всю совокупность связанных с ними материально-вещественных носителей — людей и вещей:

В наиболее общем смысле эгрегоры представляют собой операциональ­ные системы единого компьютерного организма планетарной психо­сферы (научный эквивалент Планетарного Логоса — Личного Господа Земли, породившего все в ее пределах и управляющего ею испокон ве­ков). Этот эгрегор является самодействующей единицей, т.е. субъектом, индивидом, однако по отношению к человеку это некий психоэнерге­тический сверхорганизм. А мозг самого человека представляет собой некоторое приемопередающее устройство.

Материально-вещественный аналог эгрегора — современная межбан­ковская компьютерная сеть (разумеется, со всеми клерками, помеще­ниями и наличными деньгами как единая система) либо телефонная станция Нью-Йорка (естественно, со всеми массивами содержательных интонационных деталей всевозможных переговоров и самими абонен­тами как физическими лицами). Еще один пример — компьютерная система координации движения электропоездов и тепловозов по всей стране (со всеми грузами, машинистами, стрелочниками, пассажира­ми и думающими о них родственниками).

Эгрегор — это также или прежде всего оккультный термин, который раз­ные авторы толкуют по-разному. Для одних эгрегор означает некоторую энергетическую (космическую) совокупность определенных идей; для дру­гих — кармический эгрегор, который редко выходит на прямую связь с че­ловеком, но тем не менее определяет духовное развитие и судьбу человека, контуры его жизненного пути, отправляя человека служить различным бо­лее низким эгрегорам, каждый раз с вполне определенной программой; для третьих эгрегор — мистический образ любой социальной общности и отдель­ного человека, задающий их витальную, ментальную и инструментальную программу деятельности27:

26 Понятие эгрегора и логические круги. — http://paganism.ru/egregor.htm.

27 Эгрегор как организм. — http://www.aquarun.ru/aquarius/egman/egman5.html.

Каждой человеческой организации на Земле соответствует область в тонком мире, называемая ее эгрегором; наиболее известны эгрегоры соответствующие религиям: христианский эгрегор, мусульманский' буддийский и т.д. Однако и у организаций других типов, как-то: госу­дарство, предприятие, семья, народность, клуб — также имеются свои эгрегоры. Основной признак, по которому люди, принадлежащие или правильнее сказать, служащие одному эгрегору, узнают друг друга — это мистическое ощущение, описываемое понятием «свой». Следует подчеркнуть, что это именно общность упряжки: любви, личной сим­патии, дружбы или доверия к «своему» может вовсе и не быть... В жщ-ни каждый человек бывает связан с несколькими эгрегорами: семьи школы, организации, где он работает, своей нации и своего государства и еще многими другими, о которых он часто и не подозревает2*.

Бутстрап

В 1977 г. В. Турчин29 попытался соединить в единое целое теорию эво­люции и кибернетику, создав новую теорию — теорию метасистемных пере­ходов, суть которой сводится к следующему: переход от нижних уровней системной иерархии к верхним происходит путем метасистемных переходов. Каждый метасистемный переход можно рассматривать как объединение ряда подсистем Sj нижнего уровня и появление дополнительного механизма уп­равления С объединенными подсистемами. В результате метасистемного пе­рехода формируется система S' нового уровня (S'= C+ S.S), которая может быть включена как подсистема в следующий метасистемный переход. Тур-чин рассматривает метасистемный переход как некий кибернетический ана­лог фазового перехода, уделяя особое внимание количественному накопле­нию «потенциала развития» в подсистемах S. перед метасистемным перехо­дом на качественно новый уровень иерархии, а также процессу размножения и развития подсистем предпоследнего уровня иерархии после метасистем­ного перехода30.

Турчин определил метасистемный переход (Metasystem Transition — MST) как эволюционный механизм, объединяющий множество систем более низ­кого уровня под контролем системы более высокого уровня. Муравейник — прекрасный пример MST. отдельные особи представляют системы низшего уровня, а колония — систему более высокого уровня, куда они включены и которой безропотно подчиняются. Описав таким образом метасистему, Тур­чин предположил, что такое явление, созданное природой, вполне приме­нимо и к человеческому обществу. Он назвал человеческое общество сверхор­ганизмом и попытался проанализировать этот тип метасистемы. Общество состоит из индивидов, которые, несмотря на наличие собственной воли, со­знания и гарантированных прав, делегируют надстоящему органу право кон-

2S Общественное подсознание. — http://www.podvodny.ru/Treatises/Socsub.htm.

29 Turchin V. The Phenomenon of Science. A Cybernetic Approach to Human Evolution. N.Y., 1977. Книга В.Ф. Турчина «Феномен науки» была написана в нашей стране примерно в 1970 г., однако из-за политической деятельности ее автора была издана только в США в 1977 г. Турчин рассматривает биологическую эволюцию с кибернетической точки зрения, а эволюцию научного познания — как продолжение биокибернетической эволюции.

м Редько В.Г. Синергетика 2, Синергетика 3, или Эволюционная кибернетика? — http://sky.kuban.ru/ socio_ctno/iphrRAS/~mifs/Red2.htm.

тролировать их поведение. Самым эффективным механизмом контроля он считал культуру, которая создает солидарное целое и продуцирует новые пути адаптации к окружающему миру. MST базируется на положениях киберне­тической философии. Согласно принципу эволюции, сложный уровень орга­низации постепенно одерживает победу и начинает контролировать более низкие и менее развитые уровни системы. Согласно принципу бутстрапа (от англ. bootstrap — шнуровка ботинка; bootstrapping principle — принцип об­ратной связи), все явления получают характеристику при помощи указания на их взаимосвязь друг с другом. Первоначально он появился в восточной философии (в древнекитайской «Книге перемен» говорится, что в каждой си­туации есть каждая другая, в каждом событии («перемене») содержатся эле­менты всех других событий, весь мировой процесс представляет собой чере­дование ситуаций, происходящее от взаимодействия и борьбы сил света и тьмы, напряжения и податливости), а затем перекочевал в современную нау­ку—в физику, биологию, кибернетику, математику. Бутстрап — это фило­софия, в контексте которой Вселенная рассматривается как «сеть взаимосвя­занных событий», неразрывное целое, части которого переплетаются и сли­ваются друг с другом, и ни одна из них не является более фундаментальной, чем другие, свойства одной части определяются свойствами всех остальных частей. В этом смысле можно говорить о том, что каждая часть мироздания содержит в себе все остальные части. С точки зрения теории эволюции это означает, что каждая частица принимает самое активное участие в существо­вании других частиц, помогает порождать другие частицы, которые в свою очередь порождают ее.

Подобные положения лежат в основании субатомной физики (гипотезу выдвинул известный американский физик Джеффри Чу), где считается, что каждая частица содержит в себе все остальные частицы и одновременно яв­ляется составной частью каждой из них. В программировании на принципе бутстрапа базируются сложные конфигурации современных процессоров. Они описывают последовательное исполнение втягивающих друг друга заг­рузчиков возрастающей сложности.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Социальная сфера общества охватывает повседневную жизнь граждан безотносительно к политике, экономике или духовной деятельности. Здесь формируется социальная и классовая структура, действуют соци альные институты — опорные точки общества, распределяются статусы и роли, осуществляются социальная мобильность и социализация, раз ворачивается все многообразие мира социального взаимодействия. Наконец, именно здесь увеличиваются или снижаются бедность и богат­ство, существует социальное неравенство, обостряется и снижается социальная напряженность, возникают и разрешаются социальные конфликты. А действующими лицами социальной сферы выступают большие социальные группы —страты, классы, этносы, профессиональ­ные и религиозные общности и т.д.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.