Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика изучения образности речи детей





Дошкольного возраста

 

Диагностическая методика изучения особенностей развития об­разности речи у детей дошкольного возраста включает несколько серий заданий для средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольных образовательных учреждений. Задания в своей основе заимствованы из исследования Н.В. Гавриш и доработаны с учетом конкретных задач экспериментальной деятельности.

Содержание диагностики изменяется по возрастным группам с учетом речевых возможностей детей и в целом направлено на выяв­ление следующих характеристик речевого развития детей: умения элементарного анализа содержания и формы литературных произве­дений; умения придумывать монологи с использованием вырази­тельных средств языка, пересказывать литературные произведения описательного и сюжетного характера; умения использовать образ­ные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач; особенности понимания фразеологизмов; умения подбирать синонимы и антонимы к словам, изолированным и предъявляемым в контексте; особенности понимания переносно­го значения и многозначности слов, различения смысловых оттен­ков слон; понимание смысла пословиц.

Данная методика может проводиться в начале и в конце учебного года с целью установления начального и сформированного уровня развития образной речи у детей, а также в ходе обучения для того, чтобы контролировать усвоение детьми материала, выявлять эффек­тивность отдельных методических приемов, определять перспекти­вы дальнейшей работы с детьми.

Обследование может проводиться индивидуально, с двумя деть­ми или с подгруппой в зависимости от содержания заданий. Важно обеспечить такую организацию обследования, чтобы дошкольники не имели возможности повторять ответы друг друга. Благоприятные условия для этого создаются при индивидуальном общении с ре­бенком. Если обследование проводится одновременно с двумя деть­ми («в парах»), то можно использовать прием «прошепчи ответ на ушко» (Ш.А. Амонашвили). Обследование «в парах» удобно прово­дить при выполнении заданий на подбор синонимов, антонимов, объяснение значений многозначных слов, т.е. тех заданий, при которых детям необходимо ответить на вопрос воспитателя несколь­кими словами. Одновременное участие в обследовании подгруппы детей возможно в ситуациях, когда требуется чтение художественных произведений. Такая организация работы значительно сокраща­ет время проведения обследования.



Результаты, полученные в ходе обследования, фиксируются. Спо­собы фиксации могут быть разными: дневниковые записи, состав­ление протоколов наблюдений, бесед, заполнение таблиц, магни­тофонные записи, стенограммы. Выбор способа фиксации полученных результатов зависит от сложности речевого материала, формы организации работы с детьми, степени сформированности умений вос­питателя быстро и точно выделять исследуемые факты речи и др. В предлагаемой методике изучения речи детей способы фиксации вы­являемых речевых особенностей рекомендуются в некоторых сериях заданий, в остальных — эти способы выбирает сам воспитатель. На основе анализа полученных фактов составляются характеристики речи детей, определяются уровни развития ее образности и намечается программа дальнейшей педагогической работы.

Тексты произведений художественной литературы, используемые при обследовании, представлены в приложении.

 

 

Средняя группа

 

Задание 1

Выявление умений элементарного анализа содержания и

Формы литературного произведения

Воспитатель:

? Тебе читают книги? Какие? Назови их.

Воспитатель читает ребенку рассказ К.Д. Ушинского «Васька».

? Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

? Какие «красивые» слова ты услышал? Какие слова можно на­звать «красивыми»? Почему?

? О ком этот рассказ?

? Что нового ты узнал о Ваське из рассказа?

 

Воспитатель читает русскую народную сказку «Заяц-хвастун» (обр. О. Капицы).

? Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

? Какие «красивые» слова ты услышал? Какие слова можно назвать «красивыми»? Почему?

? Как жилось зайцу в лесу? Как он хвастался? О чем разгова­ривала ворона с зайцем?

? Как заяц спас ворону? Как ворона похвалила зайца?

? Как по-другому можно назвать эту сказку? Какими словами обычно начинаются сказки?

? Придумай другое окончание этой сказке. Что было бы, если бы заяц испугался собак? Какими еще словами ворона могла бы по­благодарить зайца? Какими словами обычно заканчиваются сказки?

? Вспомни, как заяц-хвастун говорил про свои ноги, хвост, глаза?

? Расскажи кукле сказку, которую я тебе прочитала (повторное чтение с установкой на пересказ).

 

Воспитатель: Прочитай стихотворение, которое ты знаешь.

? Какие «красивые» слова есть в этом стихотворении? Какие слова можно назвать «красивыми»? Почему?

 

Высокий уровень

Ребенок:

² называет несколько любимых произведений, правильно указы­вая их жанр (сказка, стихотворение, рассказ);

² отвечая на вопросы о понравившейся (или прочитанной) книге (произведении), объясняет, почему это сказка, рассказ, стихотворение; называет героев, основные события, о которых рассказывается в произведении, выделяет несколько «красивых» слов;

² знает несколько вариантов зачина и концовки сказок;

² замечает в тексте некоторые выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы);

² может по просьбе педагога придумать вариант развития действия (другое окончание сказки, например, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.);

² может придумать новое название рассказа или сказки;

² fинтонационно правильно воспроизводит настроение поэтических произведений;

² «играет» со словами, образуя новые по аналогии с авторскими из текста (например, «глазищи», «хвостище», «ножищи» и т.д.).

 

Средний уровень

Ребенок:

² называет одно любимое художественное произведение, правильно, но не уверенно или после наводящих вопросов, определяет жанр названного или прочитанного произведения;

² называет героев, некоторые основные события, о которых рассказывается в произведении, выделяет одно-два «красивых» слова;

² называет один вариант зачина и концовки сказок;

² иногда замечает в тексте некоторые выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы);

² с помощью педагога (наводящие вопросы, подсказка и др.) может придумать вариант развития действия (например, другое окон­чание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.) в одной или двух фразах;

² может придумать новое название рассказа или сказки с помо­щью педагога (наводящие вопросы, подсказка и др.);

² при чтении стихотворения выбирает правильную интонацию с помощью педагога;

² с нежеланием «играет» со словами, по просьбе воспитателя образует новые по аналогии с авторскими из текста с помощью взрослого.

 

Низкий уровень

Ребенок:

² не называет художественное произведение, которое ему нра­вится, не может определить жанр названного или прочитанного вос­питателем произведения:

² называет не всех героев, пропускает основные события, о ко­торых рассказывается в произведении, не может выделить «краси­вые» слова в тексте;

² не называет ни одного варианта зачина и концовки сказок;

² не замечает в тексте выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы);

² не может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.) и новое название рассказа или сказки;

² читает стихотворение интонационно не выразительно, «фор­мально»;

² не проявляет интереса к игре со словами, не может образовать новые слова по аналогии с авторскими.

 

Задание 2

Выявление умений использования образных средств









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.