|
Методика изучения образности речи детейДошкольного возраста
Диагностическая методика изучения особенностей развития образности речи у детей дошкольного возраста включает несколько серий заданий для средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольных образовательных учреждений. Задания в своей основе заимствованы из исследования Н.В. Гавриш и доработаны с учетом конкретных задач экспериментальной деятельности. Содержание диагностики изменяется по возрастным группам с учетом речевых возможностей детей и в целом направлено на выявление следующих характеристик речевого развития детей: умения элементарного анализа содержания и формы литературных произведений; умения придумывать монологи с использованием выразительных средств языка, пересказывать литературные произведения описательного и сюжетного характера; умения использовать образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач; особенности понимания фразеологизмов; умения подбирать синонимы и антонимы к словам, изолированным и предъявляемым в контексте; особенности понимания переносного значения и многозначности слов, различения смысловых оттенков слон; понимание смысла пословиц. Данная методика может проводиться в начале и в конце учебного года с целью установления начального и сформированного уровня развития образной речи у детей, а также в ходе обучения для того, чтобы контролировать усвоение детьми материала, выявлять эффективность отдельных методических приемов, определять перспективы дальнейшей работы с детьми. Обследование может проводиться индивидуально, с двумя детьми или с подгруппой в зависимости от содержания заданий. Важно обеспечить такую организацию обследования, чтобы дошкольники не имели возможности повторять ответы друг друга. Благоприятные условия для этого создаются при индивидуальном общении с ребенком. Если обследование проводится одновременно с двумя детьми («в парах»), то можно использовать прием «прошепчи ответ на ушко» (Ш.А. Амонашвили). Обследование «в парах» удобно проводить при выполнении заданий на подбор синонимов, антонимов, объяснение значений многозначных слов, т.е. тех заданий, при которых детям необходимо ответить на вопрос воспитателя несколькими словами. Одновременное участие в обследовании подгруппы детей возможно в ситуациях, когда требуется чтение художественных произведений. Такая организация работы значительно сокращает время проведения обследования. Результаты, полученные в ходе обследования, фиксируются. Способы фиксации могут быть разными: дневниковые записи, составление протоколов наблюдений, бесед, заполнение таблиц, магнитофонные записи, стенограммы. Выбор способа фиксации полученных результатов зависит от сложности речевого материала, формы организации работы с детьми, степени сформированности умений воспитателя быстро и точно выделять исследуемые факты речи и др. В предлагаемой методике изучения речи детей способы фиксации выявляемых речевых особенностей рекомендуются в некоторых сериях заданий, в остальных — эти способы выбирает сам воспитатель. На основе анализа полученных фактов составляются характеристики речи детей, определяются уровни развития ее образности и намечается программа дальнейшей педагогической работы. Тексты произведений художественной литературы, используемые при обследовании, представлены в приложении.
Средняя группа
Задание 1 Выявление умений элементарного анализа содержания и Формы литературного произведения Воспитатель: ? Тебе читают книги? Какие? Назови их. Воспитатель читает ребенку рассказ К.Д. Ушинского «Васька». ? Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему? ? Какие «красивые» слова ты услышал? Какие слова можно назвать «красивыми»? Почему? ? О ком этот рассказ? ? Что нового ты узнал о Ваське из рассказа?
Воспитатель читает русскую народную сказку «Заяц-хвастун» (обр. О. Капицы). ? Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему? ? Какие «красивые» слова ты услышал? Какие слова можно назвать «красивыми»? Почему? ? Как жилось зайцу в лесу? Как он хвастался? О чем разговаривала ворона с зайцем? ? Как заяц спас ворону? Как ворона похвалила зайца? ? Как по-другому можно назвать эту сказку? Какими словами обычно начинаются сказки? ? Придумай другое окончание этой сказке. Что было бы, если бы заяц испугался собак? Какими еще словами ворона могла бы поблагодарить зайца? Какими словами обычно заканчиваются сказки? ? Вспомни, как заяц-хвастун говорил про свои ноги, хвост, глаза? ? Расскажи кукле сказку, которую я тебе прочитала (повторное чтение с установкой на пересказ).
Воспитатель: Прочитай стихотворение, которое ты знаешь. ? Какие «красивые» слова есть в этом стихотворении? Какие слова можно назвать «красивыми»? Почему?
Высокий уровень Ребенок: ² называет несколько любимых произведений, правильно указывая их жанр (сказка, стихотворение, рассказ); ² отвечая на вопросы о понравившейся (или прочитанной) книге (произведении), объясняет, почему это сказка, рассказ, стихотворение; называет героев, основные события, о которых рассказывается в произведении, выделяет несколько «красивых» слов; ² знает несколько вариантов зачина и концовки сказок; ² замечает в тексте некоторые выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы); ² может по просьбе педагога придумать вариант развития действия (другое окончание сказки, например, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.); ² может придумать новое название рассказа или сказки; ² fинтонационно правильно воспроизводит настроение поэтических произведений; ² «играет» со словами, образуя новые по аналогии с авторскими из текста (например, «глазищи», «хвостище», «ножищи» и т.д.).
Средний уровень Ребенок: ² называет одно любимое художественное произведение, правильно, но не уверенно или после наводящих вопросов, определяет жанр названного или прочитанного произведения; ² называет героев, некоторые основные события, о которых рассказывается в произведении, выделяет одно-два «красивых» слова; ² называет один вариант зачина и концовки сказок; ² иногда замечает в тексте некоторые выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы); ² с помощью педагога (наводящие вопросы, подсказка и др.) может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.) в одной или двух фразах; ² может придумать новое название рассказа или сказки с помощью педагога (наводящие вопросы, подсказка и др.); ² при чтении стихотворения выбирает правильную интонацию с помощью педагога; ² с нежеланием «играет» со словами, по просьбе воспитателя образует новые по аналогии с авторскими из текста с помощью взрослого.
Низкий уровень Ребенок: ² не называет художественное произведение, которое ему нравится, не может определить жанр названного или прочитанного воспитателем произведения: ² называет не всех героев, пропускает основные события, о которых рассказывается в произведении, не может выделить «красивые» слова в тексте; ² не называет ни одного варианта зачина и концовки сказок; ² не замечает в тексте выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы); ² не может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.) и новое название рассказа или сказки; ² читает стихотворение интонационно не выразительно, «формально»; ² не проявляет интереса к игре со словами, не может образовать новые слова по аналогии с авторскими.
Задание 2 Выявление умений использования образных средств ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|