|
Гносеологические предпосылки
Неограниченность Гносеологические детерминанты представля- и ограниченность познания ют собой те моменты познавательной деятель- ности, которые делают возможным возникновение религиозных представлений, понятий, идей, мифов.
Познавательные возможности превращаются в действительность при наличии социумных факторов под воздействием психологических. Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движения через относитель- ные истины и заблуждения к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом данном этапе есть непознанные сферы действительности и соответственно отсутствуют знания об этих сферах (существует "тай- ное"). Сами добытые знания относительны. Отражение не может быть абсолютно точным и адекватным. Знания, полученные об объектах на определенном этапе их развития, со временем устаревают. Прогресс познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной информации, но в исторически развивающемся познании истинные знания соединены с заблуждениями. Существует противоречие между характером человеческого поз- нания, которое по своей природе, призванию, возможностям неог- раниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данный момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но существует только как индивидуальное познание миллиардов людей. Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей. По- этому знание всегда несет на себе печать ограниченности. Благоприятную гносеологическую почву религии создают отде- ление друг от друга чувственной и рациональной ступени познания и отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувст- венного познания - ощущения, восприятия, представления, так и на уровне абстрактного мышления - понятия, суждения, умозаключения. Предпосылки Ощущение и восприятие обеспечивают непос- на чувственной ступени редственную связь сознания с внешним миром, контактность с вещью. В этой непос- редственной связи, контактности - сила данных форм познания, но в ней же заключена их известная ограниченность. Ощущение и восприятие сосредоточены на данном свойстве и вещи, чувственное со- зерцание "не слышит", "не осязает" иных свойств и вещей, кроме тех, которые воздействуют на органы чувств в данный момент. Оно схва- тывает единичное, конечное, ограниченное, преходящее, случайное, в состоянии заметить многообразие и упорядоченность, сосущество- вание и последовательность вещей и событий, но не может перейти от явления к сущности, от единичного к общему, от конечного к бес- конечному, от следствия к причине, отличить post hoc (после этого) от propter hoc (по причине этого). Особенностью субъективного чувственного образа является его предметная отнесенность к внешнему миру. Восприятие находит объект там, где он реально существует, - во внешнем мире, в объективном пространстве и времени. В акте восприятия субъект не
соотносит образа вещи с самой вещью, для субъекта образ как бы на- ложен на вещь1. В обычных условиях предмет и образ не расчленены. Образы ощущения и восприятия, неадекватно выражающие сущ- ность, представляют собой иллюзии. Как и адекватные образы, иллюзии имеют свойство отнесенности к внешнему миру, с ними свя- зано переживание "чувства реальности", "присутствия предмета". Примерами иллюзий чувственного созерцания, входивших в религиозную картину мира, являются "Движение Солнца вокруг Земли", "Плоская Земля", "Куполообразный свод неба" и др. Представление есть чувственный обобщенный образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосред- ственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Оно не приковано к данному свойству и вещи, связь его с ними опос- редована, возникает без непосредственного контакта сознания с пред- метами и их свойствами. Для его появления достаточно лишь слова, обозначающего предмет. Находясь на границе живого созерцания и абстрактного мышления, оно сохраняет предметную отнесенность к внешнему миру. Деятельность представления тесно переплетена с деятельностью во- ображения. Воображение - это преобразующее отражение действительности, в ходе которого создаются образы предметов и ситу- аций, не воспринимавшихся человеком. В продуктах деятельности во- ображения общее, мысль воплощаются в конкретно-чувственной форме. Исходный материал берется из чувственного опыта. На его основе воображение репродуцирует элементы будущего образа пред- мета и ситуации, но целостный образ появляется в результате про- дуктивной работы фантазии. В ходе продуцирования могут быть построены представления о таких связях, существах, превращениях, ситуациях, которых нет в объективной действительности. А в силу отнесенности чувственного образа к внешнему миру имеется тенденция полагания вне сознания указанных связей, существ, превращений, ситуаций. Предпосылки Мышление познает действительность глубже, на рациональной ступени чем ощущение, восприятие, представление. Становление, развитие и функционирование мышления осуществляются посредством языка, результаты мыслитель- ной деятельности выражаются в словесной форме. Языковые значения имеют содержание, свободное от непосредственных чувственных эле- ментов. Мышление движется от внешнего к внутреннему, от явления к сущности, от единичного к общему, от следствия к причине, от слу- чаййости к необходимости и т. д. По сравнению с формами чувствен- ного познания оно более опосредованно связано с внешним миром, имеет больше возможностей для отлета от реальности, может в боль- шей мере оторваться от действительности.
На ранних стадиях развития сознания мышление вплетено в ткань чувственных форм, логический аппарат развит слабо. Отсутствует спо- собность различения объективного и субъективного, образа и предмета. Сознание индивида спито с коллективным сознанием, нет четкого отличения человека от природы. Объем знаний об окружающем мире чрезвычайно ограничен. В этих условиях особенно важную роль в ка- честве гносеологических предпосылок религии играли такие приемы духовного освоения мира, как оборотничество ("все превращается во все"), олицетворение (перенос представлений о человеке и общинно- родовых отношениях на природу), партиципация ("часть вместо це- лого"), идентификация предмета с его изображением или именем и др. По мере развития практики, общественных отношений, разделения труда умственная деятельность отделяется от непосредственной ма- териальной, прогрессирует абстрактное мышление. Формируется спо- собность различения объективного и субъективного, образа и предмета. Совершается переход от состояния, когда индивид не выделяет себя из рода и природы, к ступени, на которой формируется индивиду- альное самосознание. В этих условиях гносеологические предпосылки религии видоизменяются, приобретают значение новые факторы. Однако и прежние факторы в преобразованном виде и ограниченных рамках воспроизводятся в определенных структурах обыденного соз- нания. Мышление обладает способностями абстрагирования, обобщения, образования понятий. Диалектическое мышление отражает объективную диалектику адекватно. Метафизический способ понимания, хотя и является исторически правомерным и даже необ- ходимым в некоторых областях познания, рано или поздно достигает того предела, за которым становится односторонним, ограниченным. Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли от тех пред- метов, свойств, связей, которые в определенном отношении несуще- ственны. Абстракции ведут к познанию сути вещей, но они заключают в себе и известный отход от действительности, производят разрыв объективных связей: целостные предметы и отношения в мышлении предстают своими отдельными сторонами, фрагментами. Единое кон- кретное, составляющее исходный пункт созерцания и представления, расчленяется, отражается в виде различных абстрактных определений. Диалектическое мышление на этом не останавливается, оно затем идет от абстрактного к конкретному, воспроизводит конкретное как единство многообразного. Конкретное в мышлении выступает как процесс синтеза, как результат. Метафизическое же рассудочное мыш- ление отрывает абстрактное от конкретного и тем самым искажает действительность. Обобщающая способность мышления позволяет образовывать понятия. В объективном мире единичное, особенное и всеобщее на-
ходятся в единстве. Понятие же представляет собой мысль об общих и существенных признаках. В связи с другими понятиями оно получает возможность движения в рамках логического процесса, вне непосред- ственной связи с единичными вещами. Диалектическое мышление, вы- делив и отразив общие и существенные признаки предметов, постоянно осуществляет синтез единичного, особенного и общего. Если же общее субъективистски, метафизически отрывается от единичного и особен- ного, если игнорируется диалектика формирования и движения понятий, то может возникнуть видимость предсуществования общего до единичного. Поскольку общее есть лишь частичка единичного и, следовательно, не может быть сведено к данному единичному, возникает неосознаваемое стремление найти носителя общего. Генетически мышление развивалось из чувственных форм, поэтому сознание в своей деятельности имеет тенденцию выразить мыслитель- ное содержание в чувственной сфере. Понятия, абстракции рассудка тесно связаны с представлением, а потому незаметно происходит пола- гание вне сознания их предметного содержания. Абстрактное, общее может быть преобразовано в фантастическое существо, существующее наряду с единичным и отдельно от него. Происходит процесс гипос- тазирования (греч. hypostasis - сущность, субстанция) -превра- щение отдельных свойств, сторон, отношений в самостоятельные существа и наделение их объективным существованием.
Религиозное сознание.
Религиозное сознание
Религиозному сознанию присущи чувственная наглядность, создан- ные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики (и других специальных знаков). Названные
черты свойственны не только религиозному сознанию. Чувственная на- глядность, образы фантазии, эмоциональность характерны для искус- ства, иллюзии возникают в морали, политике, социальных науках, недостоверные понятия ж теории создаются в естествознании и т. д. Рассмотрим, как указанные свойства связаны друг с другом в религиозном сознании, какова их субординация в нем. Религиозная вера Интегративной чертой религиозного сознания является религиозная вера. Не всякая вера есть вера религиозная. Последняя "живет" благодаря наличию особого феномена в психологии человека. Вера - это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, о конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. В ней содержится ожидание осу- ществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успеш- ного действия, его благоприятного исхода и Знание этой возможности. Если событие совершилось или стало ясно, что оно невозможно, если поведение реализовано или обнаружено, что оно не будет осущест- влено, если истинность или ложность идеи доказана, вера угасает. Вера возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляет собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соот- ветствии с ней связано с риском. Несмотря на это, она выступает важ- ным фактом интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей. Религиозная вера - это вера: а) в объективное существование су- ществ, свойств, связей, превращений, которые являются продуктом процесса гипостазирования; б) в возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в) в действительное совершение каких-то мифологических со- бытий, в их повторяемость, в наступление ожидаемого мифологиче- ского события, в причастность к ним; г) в истинность соответствующих представлений, взглядов, догматов, текстов и т. д.; д) в религиозные авторитеты - "отцов", "учителей", "святых", "пророков", "харизматиков", "бодхисаттв", "архатов", церковных иерархов, служителей культа. Содержание веры обусловливает символический аспект религиозного сознания. Символ предполагает совершение сознанием актов объективирования мыслимого содержания, направленности на объективированный предмет (существо, свойство, связь), обозначения этого предмета. Предметы, действия, слова, тексты наделяются
религиозными значениями и смыслами. Совокупность носителей этих значений и смыслов образует религиозно-символическую среду формирования и функционирования соответствующего сознания. С верой связана диалогичность религиозного сознания. Вера в объективное существование существ включает веру в общение с ними, а такое общение предполагает диалог. Диалог реализуется в богослу- жении, молитве, медитации, с помощью звучащей или внутренней речи.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|