| 
			
			Ислам: возникновение, особенности вероучения.
			
			
 
 
  	
			Основные направления в исламе. 
						
						Исламский фактор и его роль в современном мире. 
						
						ИСЛАМ 
						Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу")  является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусуль-  манские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более  800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство  населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой  влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государствен-  ной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран,  Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее  большинство мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Во-  сточной Азии и Северной Африке.  Возникновение ислама Ислам возник в начале VII в. н.э. на  Аравийском полуострове. Этот период харак-  теризуется постепенным крушением родоплеменного строя и возникно-  вением классового общества. В ту пору через Западную Аравию  (Хиджаз) проходил караванный путь, что привело к появлению таких  крупных городов, как Таиф, Медина и Мекка. В последнем широко  развернулась торговля, ремесла, и он превратился в крупный  политический центр. Однако Ирану удалось захватить Йемен и ус-  тановить свой контроль над транзитной торговлей, перекрыть пути,  ведущие из Йемена через Хиджаз в Сирию, Палестину и Иран. Ка-  раванный путь стал проходить только через Иран. Это, а также на-  падения соседних государств и племен приводят к экономическому  упадку и разорению многих арабских племен, увеличению числа  неимущих, обострению внутри общества глубоких противоречий. Пот-  ребности времени делали необходимым политическое объединение раз-  розненных племен и создание арабской государственности. Эту задачу  осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама.  Ислам возникал не сразу, его появлению предшествовали учения  ханифов - ранней формы арабского монотеизма.  Каждое племя имело своих богов, но постепенно верования племен,  наиболее мощных в политическом и экономическом отношении, ста-  новились обязательными для менее развитых в экономическом отно-  шении родов и племен. Наиболее влиятельным было племя  курейшитов, ему принадлежало древнее святилище Кааба (ар. -  куб.), находящееся в Мекке, построенное задолго до появления ислама.  В наружной стене этого кубообразного храма находится ниша с черным  камнем (видимо, метеоритного происхождения). Одним из основных  ритуалов паломников является почитание этого камня. В Каабе кроме  черного камня были размещены более 300 племенных богов, поэтому  она считалась центром религиозного культа для многих племен,  проживающих вокруг Мекки. Племенного бога мекканских ку-  рейшитов - Аллаха (араб. "аль-Илах") сторонники ислама объявили  единственным и всемогущим, положив тем самым начало моно-  теистической религии арабов*  На формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм,  христианство, зороастризм, манихейство и обрядовые пережитки ста-  роарабских культов.  160 
 Возникновение мусульманской религии связано с деятельностью  пророка Мухаммеда (ок. 570 - 632), одного из активных мекканскйх  ханифов.  Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был  пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в Мекке.  Около 610 г. он выступил с проповедаю монотеистической религии,  названной им исламом. В своих выступлениях Мухаммед призывал  к новой вере, основанной на признании единого бога Аллаха, говорил  о братстве верующих, необходимости соблюдать простые нормы мо-  рали, об ограничении ростовщичества, оказании богатыми благо-  творительной помощи неимущим. Однако идеи Мухаммеда не  встретили широкой поддержки среди горожан, а мекканская знать  отнеслась к ним враждебно. Не найдя поддержки в Мекке, Мухаммед  повел переговоры с племенами Аус и Хазрадж в Ясрибе (позднее -  Медина, т.е. город пророка), где некоторые племена исповедовали  иудаизм, и с их помощью в 622 г. с группой своих приверженцев-  мухаджиров переселился в Медину, находившуюся в сложных отно-  шениях с Меккой и не раз вступавшую с ней в вооруженную борьбу.  От этого события (ар. "Хиджра" - переселение) ведется мусульман-  ское летоисчисление. В Медине Мухаммед стал главой объединения,  в которое люди вступали не по кровному родству, а по религиозному  признаку. Предложенная Мухаммедом новая организация общины на-  шла отклик у мединских низов, увидевших в ней ту защиту и под-  держку, которые им обеспечивали когда-то родоплеменные отношения,  а воинствующий характер новой общины, направленный поначалу  против мекканцев, привлек на сторону Мухаммеда и часть мединской  знати. В результате была создана мусульманская община (умма), чле-  ны которой признавали Мухаммеда своим пророком. Мусульманская  община носила не только религиозный, но и политический характер.  Между Мединой и Меккой в течение ряда лет шла ожесточенная  борьба, носившая ярко выраженную религиозную окраску. Лишь в 630  г. мекканская знать вынуждена была принять новое учение, и Мекка  превратилась в центр ислама. С этого момента мусульманское  феодально-теократическое государство получило название Арабский  Халифат. Халифы, считавшиеся преемниками, заместителями Мухам-  меда, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили  в своих руках всю полноту светской и духовной власти. Ислам быстро  распространился по всей территории Аравии и превратился в господ-  ствующую религию арабского государства.  Распространение ислама за пределами Аравии связано с ведением  завоевательных войн, что способствовало расширению границ  халифата.  В течение VII - VIII вв. арабы, пользуясь слабостью Византии и  Персии, подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего  Востока, часть Индии, Закавказья, Средней Азии и другие страны.  бЗак.536 161 
 Через Турцию ислам также проник и в страны Балканского полуост-  рова.  Вероучение ислама Основные положения вероучения ислама  изложены в главной "священной" книге -  Коране. Мусульмане считают Коран (ар. "куран" - чтение) высшим  и наиболее полным из существующих священных писаний. Мусуль-  манское духовенство учит, что Аллах передавал Коран Мухаммеду че-  рез ангела Джабраила отдельными откровениями, главным образом по  ночам, через видения. Первое видение получило название "Лайлат ал-  кадр" (Ночь предопределения) и произошло в ночь с 26 на 27 число  месяца рамазана. В эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каж-  дого мусульманина, учитывая его желания. Поэтому у верующих  принято проводить эту ночь в мечети, читать Коран и просить Аллаха  о выполнении своего желания.  Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухам-  меда, затем при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), объявлен-  ный каноническим. Этот текст относится к концу VII в. Коран  разделен на 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов  (стихов) - от 286 до 3. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по  разным вариантам счета). Суры размещены не по содержанию и не  по времени их появления, а в порядке убывания длины, за исклю-  чением первой суры, фатихи. Содержание Корана состоит из эсха-  тологических проповедей, предписаний, регулирующих  имущественные, правовые, семейные отношения, в нем содержатся бы-  товые правила и поучения, заимствованные из иудейской и христиан-  ской мифологии, древнего арабского фольклора.  Ислам включает следующие основные догматы, признание которых  за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для  всех мусульман:  - Вера в Аллаха. Каждая сура Корана (кроме 9-й) начинается  с его восхваления: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного..." Бог  сотворил все существующее, Он является всемогущим, всеведущим и  вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой  и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть  покорность. В противовес христианскому учению о божественной  Троице ислам утверждает, что Бог един. В исламе принцип моно-  теизма проведен более последовательно, чем в других религиях.  - Вера в ангелов и демонов. В представлении мусульман это бес-  телесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся  Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил. Мусульмане также верят в су-  ществование ангелов смерти - Накира и Мункара, стража рая -  Ридвана, стража ада - Малика. Согласно исламскому вероучению,  каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые 
 
 фиксируют его добрые и злые (греховнее) дела, определяющие его  загробную жизнь в раю или аду.  - Вера в святость Корана. Он считается словом божьим, боже-  ственным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Му-  хаммеду в течение 22 лет, т. е. до конца его жизни. Поэтому в  мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности  Корана.  - Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране  встречается множество библейских персонажей от Адама до Иисуса  Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Муса  (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков пред-  почтение отдается "посланнику Аллаха", "печати пророков" Мухам-  меду.  - Вера в рай и ад. Мусульманам, неукоснительно выполняющим  все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное бла-  женство в раю, а неверным и отклонившимся от принципов вероучения  - мучения в аду. Мусульмане представляли рай в виде чудесного ме-  ста, где все в изобилии: прекрасная еда, чистая прохладная вода, реки  из молока, меда и вина, всевозможные наслаждения и т. д. В аду -  бесконечные пытки и муки.  - Вера в божественное предопределение. Это один из важнейших  догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от  воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по пред-  начертанию бога.  - Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти,  в воскресение из мертвых в день Страшного суда.  Ислам опирается на пять "столпов веры" (аркан ад-дин), указы-  вающих на важнейшие обязанности мусульманина.  Первая обязанность - исповедание веры, т. е. произнесение шаха-  ды ("Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха")  вслух, понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеж-  дение в ее истинности.  Вторая обязанность - ежедневная пятикратная молитва (перс, "на-  маз", ар. "салят"). Намаз сыграл важную роль в закреплении ислама  в сознании людей - чем чаще мусульманин выполнял эти  предписания, тем глубже становилась его религиозность. Намаз  состоит из 11 частей, порядок которых строго регламентирован. Перед  каждым намазом мусульманин должен совершить ритуальное омо-  вение. Пятница (яум ал-джума) является днем коллективной молитвы,  которая проводится в главных мечетях и сопровождается проповедью.  Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является соблю- 
 *В исламе есть и другие молитвы, которые читаются над умершим, во время хаджжа и  т.д.  163 
 дение поста (перс. "ураза", ар. "саум") в месяц рамазан. Тридцать  дней в году постящийся мусульманин с рассвета до наступления тем-  ноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предус-  мотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков,  беременных женщин и др.  Четвертой обязанностью мусульманина является закят - обяза-  тельная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а раз-  меры обложения разработаны в шариате. Первоначальный закят был  добровольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обя-  занность для очищения от грехов. Размеры закята (существует еще  добровольное пожертвование - садака) - 1/40 часть годового дохода*.  Пятой обязанностью каждого мусульманина (если позволяет  физическая и материальная возможность) является паломничество в  Мекку (хаджж), которое должно совершаться в 12-й месяц мусуль-  манского календаря. Хаджж состоит в посещении Мекки, прежде всего  Каабы, главной святыни ислама, гробницы Мухаммеда в Медине, а  также других священных мест Хиджаза и в выполнении различных  обрядов.  Шариат В шариате (ар. "шариа" - прямой,  правильный путь) сведены в единую систему  законы, регулирующие всю общественную и личную жизнь последо-  вателей ислама, юридические, нравственные и культурные  предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обя-  зательными для всех мусульман.  Источником шариата и его составной части - мусульманского пра-  ва (фикх) являются Коран и Сунна (ар. - обычай, пример) - сборник  хадисов, т. е. изречений и деяний Мухаммеда. Шариат начал офор-  мляться в VIII в. и включил такие нормы, которые регулируют го-  сударственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские,  бытовые и другие взаимоотношения мусульман.  Сначала все действия мусульман разделялись на два вида - за-  претное (харом) и одобренное (мустахиб). К моменту окончательного  формирования шариата действия были разделены на пять категорий:  фарз - действия, выполнение которых считалось обязательным; сун-  нат - выполнение желательно; мухоб - добровольные действия; мак-  рух - нежелательные действия; харом - строго запрещенные виды  действия.  По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра  на музыкальных инструментах, украшение дома художественными  картинами и скульптурными изображениями человека и животных,  *В мусульманских странах существуют также хумс - налог от частной собственности, который составляет 1 /5 часть дохода, закят аль-фитра - налог во   время поста уразы, джиза- налог от иноверцев.  164 
 вступление в брак с иноверцем, если последний не примет ислам, и  т. п. В настоящий момент из этих запретов многие утрачивают свою  силу.  По шариату, основными мусульманскими праздниками (узаконены  всего два) являются праздник "ид аль-адха" - великий праздник жер-  твоприношения (тюрк, "курбан-байрам") и "ид аль-фитра" - малый  праздник разговения (тюрк, "ураза-байрам"). Отмечаются также мав-  люд (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на  небо) и пятница (день общественной молитвы). Кроме того, у каждого  народа в регионе традиционного распространения ислама существуют  и переходят из поколения в поколение специфические обряды и риту-  алы, а также доисламские обряды и праздники.  Основные направления В результате внутренних противоречий в  в исламе исламе по второй половине VII в. возникли  три направления: хариджиты (араб, "харад-  жа" - выступать, самая ранняя в исламе религиозно-политическая  группировка), сунниты и шииты (ар. "шиа" - приверженцы, партия;  по-другому "Шиат-Али" - партия Али).  Хариджитские общины, действовавшие в разное время и в разных  краях Халифата в средние века, потеряли былую силу (азракиты,  ибадиты, суфиты и др.). В настоящее время существует одна  хариджитская община - ибадиты (в Омане и в некоторых районах  Африки).  Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти  90% мусульман мира относятся к суннитам. В отличие от других на-  правлений, в суннизме не возникали особые, течения или секты. Толь-  ко в новое время как религиозно-политическое движение появились  ваххабиты.  Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате  политической борьбы за престол халифата. Суннизм, который опирает-  ся на Коран и Сунну, был официальной религией Арабского Халифата.  Последователи суннизма признавали законность власти первых  четырех халифов, а шииты считали единственным законным главой  мусульман четвертого халифа Али (ум. 661) -двоюродного брата и  зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной ду-  ховной власти, т. е. предоставление трона халифов вначале Али, а  после его смерти - его потомкам (так возникло учение об имамате).  Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа  прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. две-  надцатый по счету имам - Мухаммед бен аль-Хасан - таинственно  исчез ("ал-Ка'им" - скрытый). Шииты поклоняются этому имаму и  верят, что перед Страшным Судом явится махди для установления  на земле равенства и справедливости. Шииты, как и сунниты, призна-  ют святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами 
 
 которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе  с тем шииты имеют собственные "священные писания" - ахбары, куда  входят хадисы, связанные с именем Али.  Местами поклонения у шиитов кроме Мекки являются Неджеф,  Кербела (Ирак), Кум и Мешхед (Иран). Наиболее влиятельными ду-  ховными лицами у шиитов считаются крупные муллы (муджтахиды).  Среди мулл самые авторитетные и почитаемые ученые-теологи удо-  стаиваются звания аятолла ("божественное знамение"), а высшим ран-  гом в шиитской ветви ислама считается "великий аятолла"  ("отражение Аллаха"). В отличие от суннитского ислама у шиитов  широко распространен культ мучеников. Имеется праздник "ашура",  который известен и как "шахсей-вахсей". По учению шиитских бо-  гословов, в этот день был убит сын халифа Али имам Хусайн.  Сунниты и шииты придерживаются различных юридических школ,  в суннизме приняты возникшие в VIII - XI вв.: ханифитская,  маликитская, шафиитская, ханбалитская. В мире более третьей части  мусульман-суннитов являются приверженцами ханифитского толка.  Они проживают в Афганистане, Индии, Пакистане, Китае, Турции,  Египте, России. Сторонники маликитской школы преобладают в Се-  верной и Западной Африке, Судане. Влияние шафиитского толка рас-  пространяется на население Сирии, Индонезии, частично в Африке  и Пакистане. Ханбалитская школа получила распространение в  Аравии. В шиизме влиянием пользуется юридическая школа джа-  фаритского толка.  В настоящее время шииты живут в основном в Иране, Ираке,  Ливане, Йемене и Бахрейне, есть приверженцы шиизма в Афганиста-  не, Пакистане, Индии, Сирии. Шиитами являются многие мусульмане  Азербайджана и некоторые мусульмане Таджикистана.  Ислам и современность Современное западное. исламоведение  стремится рассматривать исламские страны  как единое целое, в основе которого лежит общность религии.  Причины широкого распространения и усиления влияния мусульман-  ской религии на все сферы жизни этих стран они объясняют  спецификой ислама как религиозной системы. Согласно концепциям  ряда европейских и американских ученых, "мусульманское возрож-  дение", резкое усиление роли ислама в экономической, политической,  духовной жизни восточных народов объясняется следующими  причинами:  1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значитель-  но позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала  своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя  активную роль в современном мире.  2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособ-  ность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, прояв- 
 
 ляется в том, что он выстоял, не сдал своих позиций, несмотря на,  длительный период колонизации восточных стран. Его гибкость свя-  зывается ими и с отсутствием централизованной организации духо-  венства, мешающей оперативному и своевременному решению  назревших проблем.  3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые  понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедея-  тельности верующих. Это не только вера, но и экономическое и  социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат опре-  деляет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в со-  вокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни,  всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.  4. Простота и доступность этой религии. Простота ислама прояв-  ляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других  религиях. Доступность мусульманской религии исследователи объяс-  няют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не за-  пятнал себя колониальной политикой и т.д. По их мнению, в силу  этих причин ислам широко распространился в последнее время в  Африке и других местах.  5. Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к  мировому господству. Именно этими свойствами мусульманской  религии западные авторы пытаются объяснить борьбу восточных на-  родов против колониализма за свое национальное освобождение.  6. Идея "завершения пророчества". В трактовке мусульманских те-  ологов эта идея означает, что пророк Мухаммед был последним пос-  ланником Бога на земле и принес человечеству окончательную истину.  Это свидетельствует об исключительности мусульман как избранного  народа и особом положении ислама сравнительно с другими религиями.  7. Аутентичность ислама личности мусульманина. Аутентичность,  по мнению западных исламоведов, - это полное выражение мусуль-  манской религии в личности верующего. Мусульмане всех стран одина-  ковы. Это люди, сформированные исламом, составляющие единую  общность - "умму". Поэтому мусульмане независимо от страны, в ко-  торой они проживают, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда  различные панисламистские. концепции, пропагандирующие  объединение всех мусульман мира в единое государство.  Оценивая современную ситуацию и процессы в исламе, следует  учитывать, что обретение мусульманскими народами независимости  поставило перед ними принципиально новые проблемы, связанные с  выбором путей социально-экономического и политического развития.  В исламском мире появились многочисленные концепции так назы-  ваемого "третьего пути". Апеллируя к традиции и практике ран-  неисламской государственности, общественные деятели светской и  духовной ориентации выдвигают тезис об "исламском пути" развития  как единственно приемлемом для стран распространения третьей 
 
 мировой религии. На его основе создаются разнообразные концепции  "исламского государства", "исламской экономики", "исламского  социализма" и т. д., которые в целом представляют собой мо-  дернизацию политических и социально-экономических доктрин  классического ислама с учетом специфики конкретных стран.  Концепции "исламского государства", получившие распростра-  нение в конце 70-х годов, подразумевают воплощение в современных  условиях традиционной исламской модели политической организации  общества, в рамках которой в разной степени сочетается светская и  религиозная власть. Эти теории предполагают практическую  реализацию государственно-правовых норм ислама.  Эволюция исламской теории хозяйственного развития выразилась  в создании концепции "исламской экономики", провозглашающей в  качестве условия "нового экономического порядка" осуществление  зафиксированных в Коране принципов социальной справедливости,  обеспечение защиты интересов собственников и государства в целом,  признание роли государства как важного фактора в регулировании хо-  зяйственной жизни. Теоретики "исламской экономики" считают, что  установлению социальной справедливости способствуют такие  исламские нормы, как закят, садака (добровольная милостыня), за-  прещение ростовщичества, осуждение чрезмерного накопительства.  Конкретно эти идеи воплотились в создании исламских беспроцентных  банков и страховых компаний, в программах образования "мусульман-  ского общего рынка", "исламской валютной зоны". Отдельные поло-  жения теории "исламской экономики" находят отражение в  законодательствах Ирана, Ливии и других стран.  Идеи и лозунги "исламского социализма", разрабатывавшиеся  наиболее активно в 50 - 70-е годы, являлись компонентом  политических движении различной социальной направленности. "Ис-  ламский социализм" предполагает синтез традиционных исламских  постулатов и демократических принципов Запада, основывается на  положении о том, что социалистические идеалы заложены в Коране  и осуществлялись на практике еще во времена пророка Мухаммеда  и его преемников.  Современное состояние религиозной активности в мусульманском  мире отражает преемственность идей панисламизма колониальных  времен с движением "исламской солидарности". Концепция "ислам-  ской солидарности" как наиболее гибкая форма осуществления идей  межгосударственного единства на религиозной основе обрела свое  практическое воплощение в деятельности мусульманских международ-  ных организаций. Первая организация такого типа - "Всемирный  исламский конгресс" - возникла в 1926 г. В настоящее время  значительным влиянием обладают сформированная в 1962 г. "Лига  исламского мира" и наиболее представительное международное 
 
 объединение на правительственном уровне - "Организация исламской  конференции" (основана в 1969 г.).  Модернизм является характерной чертой современного ислама. Во  всех направлениях ислама в догматике, социальной доктрине, культе,  шариате происходит "очищение" от различного рода архаичных эле-  ментов, чрезмерных ограничении и излишних запретов.  К модернистам относятся сторонники эволюции ислама путем его  реформ, "обновления", переосмысления Корана и Сунны, предписаний  шариата и фикха. Модернисты выступают за примирение науки и  религии, смелое использование достижений науки и техники. Усиление  модернистских тенденций наблюдается в. странах, ставших на само-  стоятельный путь развития, от них не отстают и многие мусульманские  теологи в нашей стране. Современные модернисты преподносят Коран  как кладезь науки, квинтэссенцию мудрости и знания, утверждают,  что в нем можно найти указания и на то, что было открыто наукой,  и на то, что предстоит открыть ей в дальнейшем. Модернисты ут-  верждают, что достижения в области науки и техники представляют  собой проявление мудрости Аллаха и подтверждают истинность Ко-  рана.  Традиционализм - другая тенденция в современном исламе, К  защитникам традиционализма (по-другому их называют ортодоксами)  относятся, как правило, приверженцы средневекового ортодоксального  ислама. Они упорно отстаивают неприкосновенность всех взглядов,  обрядов и догм в их первозданном виде, не признают нововведении,  осуждают приспособление к духу времени.  Еще одной тенденцией в современном исламе является возрожден-  чество, или исламский фундаментализм. Сторонники этого направ-  ления провозглашают в качестве цели восстановление в современной  жизни мусульман институтов и норм раннего ислама и на этой основе  - равенства и справедливости. Они предлагают очистить ислам от поз-  днейших наслоений, восстановить его в первозданной чистоте.  Идейные истоки фундаменталистского учения следует искать в  ваххабизме, основателем которого является Мухаммед Ибн Абд аль-  Ваххаб (1703- 1787). В основе его религиозной доктрины лежит  мысль о необходимости возврата к "Истинной вере" и признание ав-  торитета исключительно Корана и Сунны. Большое внимание уделя-  ется очищению ислама от несвойственных Корану наслоений, самым  страшным из которых считалось отступление от принципов едино-  божия. Ваххабиты непримиримо относились к идолопоклонству,  анимизму, культу святых, объявили серьезным нарушением не только  паломничество к мазарам (гробницам святых), но и само упоминание  имени пророка, святого или ангела во время молитвы, запретили взы-  вать о помощи, просить заступничества у кого-либо, кроме Аллаха,  считали греховным поклоняться пророку и строить мечети в тех ме-  стах, которые связаны с его жизнью. Эта доктрина еще при жизни 
 
 основателя была использована феодальными правителями г. Недджа  в качестве идейного знамени мощного движения, приведшего к  объединению арабов и образованию Саудовского государства.  Ислам в нашей стране Районы традиционного распространения исла-  ма в нашей стране охватывают значительную  территорию - Среднюю Азию, Казахстан, Северный Кавказ, Повол-  жье, Урал, часть центра. В нашей стране проживает более 47 млн.  представителей восточных народов. В регионах распространения исла-  ма тесно переплелись религиозное и национальное, значительная часть  неверующих людей исполняет религиозные требования, считая их  своими национальными традициями.  Мусульманское духовенство стремится внести в религиозную иде-  ологию и культ необходимые изменения, "согласовать" религиозные  догматы с требованиями сегодняшнего дня. В модернизации ислама  в нашей стране наблюдаются две линии:  1. Отказ от наиболее архаичных требований. Мусульманское ду-  ховенство освобождает верующих от целого ряда обязанностей, уза-  коненных исламом: от принесения обязательной жертвы в праздник  курбан-байрам, от соблюдения поста уразы людьми, для которых это  затруднительно в силу ряда обстоятельств, и т.д.  2. Сближение ислама с наукой, акцент на общечеловеческих нрав-  ственных ценностях. В настоящее время мусульманское духовенство  особенно акцентирует внимание верующих на положительном нрав-  ственном значении ислама, утверждая, что мусульманская религия бо-  рется за сохранение мира и дружбы между народами, за взаимную  поддержку людей, предупреждает человека от аморальных поступков.  Проповедуются учение ислама о братстве всех мусульман, запрещение  Кораном воровства, употребления вина, прелюбодеяния и т. д. Анализ  проповеднической деятельности мусульманского духовенства за пос-  ледние'годы показывает, что служители ислама подчеркивают мысль,  что религия - единственное средство воспитания, сохранения лучших  нравственных качеств человека; В конце 80-х годов в регионах  традиционного распространения ислама в нашей стране появились сто-  ронники фундаментализма.  В настоящее время созданы благоприятные условия для реализации  принципа свободы совести и нормальной деятельности мусульманских  организаций. Новые реальности общественной, политической и духов-  ной жизни общества оказали большое влияние и на ислам. Растет  число мечетей, расширяется сеть мусульманских школ, медресе, ака-  демий, институтов, увеличивается число изданий. Активизируется де-  ятельность мусульманских организаций в различных сферах  общественной жизни, создаются исламские партии и т. д. 
  
			
		
			
					
 
 
 
 
  
 
 
 
 Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: 
 
  |