|
Наглядная образность и эмоциональность
Религиозное сознание выступает в чувствен- ных (образы созерцания, представления) и мыслительных (понятие, суждение, умозак- лючение) формах. Значимость последних существенно возрастает на концептуальном уровне, в целом же преобладают сенсорные образо- вания, особенно большую роль играет представление. Источником образного материала служат природа, общество, человек; соответст- венно религиозные существа, свойства, связи создаются по подобию явлений природы, общества, человека. Существенны в религиозном сознании так называемые смыслообразы, которые являются переход- ной формой от представления к понятию. Содержание религиозного сознания наиболее часто находит выражение в таких литературных жанрах, как притча, рассказ, миф, "изображается" в живописи, скуль- птуре, привязывается к разного рода предметам, графическим начер- таниям и т. д. Наглядный образ непосредственно связан с переживаниями, что обусловливает сильную эмоциональную насыщенность религиозного сознания. Важный компонент этого сознания составляют религиозные чувства. Религиозные чувства - это эмоциональное отношение веру- ющих к признаваемым объективными существам, свойствам, связям, к сакрализованным вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом. Не всякие переживания можно считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответ- ствующую направленность, смысл и значение. Возникнув, религиозные чувства становятся объектом потребности - тяготения к их переживанию, к религиозно-эмоциональному насыщению. С религиозными представлениями могут сплавляться и получать соответствующую направленность, значение и смысл самые разные эмоции человека - страх, любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда, ожидание, стенические и астенические, альтруистические и эгоистические, практические и гностические, нравственные и эс- тетические; в этом случае переживаются "страх Господень", "любовь к Богу", "чувство греховности, смирения, покорности", "радость бо- гообщения", "умиление иконой Богоматери", "сострадание к ближне-
му", "благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы", "ожидание чуда", "надежда на потустороннее воздаяние" и т. д.
Соединение адекватного и неадекватного
В религиозном сознании адекватные отра- жения соединены с неадекватными. Нет осно- ваний подходить к такому соединению аксиологически, с заведомо позитивной или негативной оценкой. Люди никогда не были свободны от иллюзий, без заблуждений не было исканий истины, они не "вина", а неизбежность (о сознательном обма- не с недобрыми намерениями и фальсификациях речь в данном случае не идет!). В определенных исторических ситуациях и точках индивиду- ального существования люди нуждаются в иллюзиях. Неправомерно утверждать, что религиозное сознание является "аб- солютно ложным": в нем есть адекватное миру содержание. Например, в христианском сопряжении Бога как существа творящего, всемогу- щего, всеблагого, вездесущего и человека как тварного, немощного, греховного, ограниченного воспроизводятся отношения несвободы и зависимости. Религиозные образы в качестве компонентов имеют со- ответствующие действительности данные чувственного опыта (астро- морфизм, зооморфизм, фитоморфизм, антропоморфизм, психоморфизм, социоморфизм). В религиозном мифе, притче воссоз- даются реальные явления и события аналогично тому, как это происходит в искусстве, в художественных образах, в литературном повествовании. К тому же названные элементы не исчерпывают всего содержания сознания религиозных систем. В определенных условиях в них развивались естественнонаучные, логические, исторические, психологические, антропологические и прочие знания. Взаимодействуя с другими областями духовной жизни, религия включает эко- номические, политические, нравственные, художественные, фило- софские воззрения. Они бывали заблуждениями, но среди них есть и такие, которые давали достоверную информацию о человеке, мире, обществе, выражали объективные тенденции развития. В религиях производится адекватное действительности духовное содержание. И все же правомерно учитывать, что это содержание в религиозных пред- ставлениях, понятиях, идеях слито с образами воображения, в резуль- тате чего целостная картина может скрывать объективные связи. "Основоположения", "посылки", "доктринальные аксиомы", "главные Истины" не получили обоснования с использованием методов научного познания и в конечном счете являются предметом веры. Языковое выражение Религиозное сознание существует, функционирует и воспроизводится посредст- вом религиозной лексики, а также других производных от естествен- ного языка знаковых систем - предметов культа, символических действий и пр. Религиозная лексика - это та часть словарного состава естественного языка, с помощью которой выражаются религиозные
значения и смыслы. Имена религиозной лексики можно разделить на две группы: 1) означающие действительные предметы с атрибутизированными свойствами, например "икона", "крест", "храм", "кардинал", "монастырь"; 2) означающие гипостазированные сущест- ва, свойства, связи, такие, как "Бог", "ангел", "душа", "чудо", "ад", "рай". Благодаря языку религиозное сознание оказывается практическим, действенным, становится групповым и общественным и, таким обра- зом, существующим и для индивида" На ранних стадиях язык суще- ствовал в звуковой форме, религиозное сознание выражалось и передавалось с помощью устной речи. Появление письма позволило фиксировать религиозные значения и смыслы также и в письменном виде, складывались сакральные тексты. Сила слова, действенность прежде всего звучащей речи отразились в религии. Например, хорошо известно христианское учение о Логосе: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоанн 1:1,3). Возникала вера, что само знание и произнесение имени оказывают воздействие на предмет, лицо, существо. С этим связано появление речевой магии, а также словесных табу: у многих племен полностью или в большинстве случаев запрещалось произносить имена вождей, тотемов, духов, богов. Такие табу отражены в Ветхом Завете - имя Бога "Яхве" запрещено произносить, оно заменяется другими, например, читают и говорят "Адона" ("Мои боги").
Уровни сознания
Религиозное сознание имеет два уровня - обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, мистерий, иллюзий, настроений и чувств, вле- чений, чаяний, направленности воли, привычек и традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагмен- тарном виде - разрозненных представлений, взглядов или отдельных узлов таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако доминирующую роль играют эмоции - чувства и настроения, содер- жание сознания облечено в наглядно-образные формы. Среди компо- нентов обыденного сознания выделяются относительно устойчивые, консервативные и подвижные, динамичные; к первым можно отнести традиции, обычаи, стереотипы, ко вторым - настроения. Следует под- черкнуть также, что на этом уровне преобладают традиционные спо- собы передачи представлений, образов мысли, чувств, иллюзий, религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме. Религиозное сознание на концептуальном уровне - концепту-
ализированное сознание - это специально разрабатываемая, систе- матизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументаций, концепций. В ее состав входят: 1) более или менее упо- рядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке, целенаправленно разрабатываемое специалистами (вероучение, тео- логия, богословие, символы веры и т. д.); 2) осуществляемая в соот- ветствии с принципами религиозного мировоззрения интерпретация экономики, политики, права, морали, искусства, т. е. религиозно-эко- номические, религиозно-политические, религиозно-правовые, религиозно-этические, религиозно-эстетические и прочие концепции (теология труда, политическая теология, церковное право, нравствен- ное богословие и т. д.); 3) религиозная философия, находящаяся на стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм, христианский экзистенциализм, христианская антропология, ме- тафизика всеединства и др.). Интегрирующий компонент - это вероучение, богословие, тео- логия (греч. theos - бог, logos - учение). Богословие (теология) состоит из ряда дисциплин, излагающих и обосновывающих различные аспекты вероучения. Базируется теология на сакральных текстах и в то же время разрабатывает правила их толкования.
6) Религиозная деятельность, отношения и организация.
Религиозная деятельность
Виды деятельности В религии развертывается соответствующая деятельность. Последняя представляет собой "движущий", "беспокойный" компонент. Следует различать не- религиозную и религиозную деятельность религиозных индивидов, групп, институтов и организаций. Нерелигиозная деятельность осуще- ствляется во внерелигиозных областях: экономическая, производствен- ная, профессиональная (в различных сферах разделения труда), политическая, государственная, художественная, научная. Она может быть религиозно окрашена, в качестве одного из ее мотивов может выступать религиозный мотив. Но по объективному содержанию, пред- мету и результатам - это внерелигиозная деятельность. Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. Существуют два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную вне- культовую деятельность образуют разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии сочинение бого- словских произведений и т. д. Разновидностями практической внекуль- товой деятельности являются производство средств религиозного культа, миссионерство, участие в работе соборов, преподавание бого- словских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах,
духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в религиозных организациях и институтах, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда в семье и в других контактных группах. Следует подчеркнуть, что, как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей мере проникают и элементы культа.
Культ
Важнейшим видом религиозной деятельности является культ (лат. cultus - уход; почитание). Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Религиозное сознание предстает в культе прежде всего в виде культового текста, к которому относятся тексты Священного Писания, Священного Пре- дания, молитв, псалмов, песнопений и др. Воспроизведение этих тек- стов во время отправления культа актуализирует в. сознании участников религиозные образы и мифы. Рассматриваемый с точки зрения содержания культ может быть охарактеризован как "дра- матизация религиозного мифа". В искусстве (например, в театре) вос- произведение художественного текста, каким бы точным и мастерским оно ни было, не устраняет условность ситуации действия. А дра- матизация текста в религиозном культе связана с верой в действитель- ное совершение описанных в мифе, событий, в повторяемость этих событий, в присутствие мифологических персонажей, в получение ответа от признаваемых объективными существ, в партиципацию или идентификацию с ними. Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве пред- метов культа в религиях разных типов, в разных религиозных на- правлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр. с полагаемыми религиозным сознанием атрибутизированными свойствами и связями. Многообразные процессы и явления могут представать в качестве пред- мета культа и в виде гипостазированных духовных существ-духов, бо- гов, единого всемогущего Бога. Разновидностями культа, в частности, являются ритуальные пляски вокруг изображения животных - пред- метов охоты, заклинание духов, камлания и пр. (на ранних стадиях развития религии); богослужение, религиозные обряды, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитых религиях). Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий индивид. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: религиозная вера, религиозные чувства, потребности, стрем- ления, чаяния. Вместе с. тем может действовать побуждение удовлет- ворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности - эстетические, потребность в общении и др. Религиозная группа как
субъект неоднородна: имеется небольшая труппа осуществляющих уп- равление - священник, пастор, проповедник, мулла, раввин, жрец, шаман и пр. и большая часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители. Индивидуальная культовая деятельность доступна ве- рующим со значительной степенью религиозной убежденности, с хорошим знанием ритуальных текстов, видов и способов культовых действии. К средством культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, свя- щеннические облачения). Важнейшим средством является культовое здание. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в ситуации, отличной от иных жизненных ситуаций. Благодаря этому внимание посетителей сосредоточивается на предметах, действиях, образах, символах, зна- ках, произведениях религиозного искусства, имеющих религиозный смысл и значение. Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать. Эти предписания касаются как элементарных культовых актов (крестное знамение, поклоны, ко- ленопреклонение, падение ниц, склонение головы), так и более слож- ных (жертвоприношения, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники). Средства и способы деятельности имеют символическое значение. Символ представляет собой единство двух сторон - наличного пред- мета, действия, слова и значения: наличный предмет, действие, слово представляют значение, отличное от их непосредственного значения. Крест, например, - это не просто предмет с перекрестными планками, он является символом, выражает определенное значение (воздвижение креста, распятие Христа, его воскресение). Трехперстие во время кре- стного знамения православных, представляя собой некоторую фигуру, образованную тремя сложенными пальцами, в то же время обозначает исповедание триединства Бога. Результатом культовой деятельности является прежде всего удов- летворение религиозных потребностей, оживление религиозного соз- нания. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции. Культ может стать фактором динамики психологических состояний верующих: совершается переход от состо- яния подавленности (беспокойства, неудовлетворенности, внутренней разорванности, скорби, тоски) к состоянию облегчения (удовлетворен- ности, успокоенности, гармонии, радости, прилива сил). В культовой
деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности. Икона, обладающая художественными достоинствами, архитектура и убранство храма, музыка, чтение молитв и псалмов - все это может доставлять эстетическое наслаждение.
Религиозные отношения
В соответствии с различными видами деятельности складываются отношения - внерелигиозные и религиозные. В ходе выполнения эко- номической, политической, государственной, просветительской и иной деятельности религиозные индивиды, группы, институты вступают в соответствующие этим видам активности связи. В этого рода связях возможен субъективно полагаемый религиозный смысл, однако по объективному содержанию они нерелигиозны. Свойства религиозных Религиозные отношения представляют собой отношений вид отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной де- ятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации. Религиозные отношения имеют субъективный план, план сознания. Последнее полагает определенные отношения людей к гипостазирован- ным существам, свойствам, связям, а также верующих друг с другом. Первые отношения развертываются в плане сознания, однако прояв- ляются в действительных отношениях между людьми, например, меж- ду мирянином и священнослужителем. Контакты верующих друг с другом, хотя и имеют отнесенность к названным существам, свойст- вам, связям, представляют собой действительные взаимоотношения. С другой стороны, религиозное сознание, отражая и выражая действительные.отношения, по их образу и подобию конституирует схемы религиозных отношений. В соответствии с этими схемами пред- ставляются отношения гипостазированных существ друг с другом и с людьми, людей с этими существами и между собой. Схемы моделируют отношения господства-подчинения (по типу "Господь и раб Госпо- день"), государственно-правовые структуры (Бог - "Царь небесный", патриарх - "владыка", папа - "монарх", "каноническое право"), связи судопроизводства ("суд" над Христом, Бог - "судья", грешники - "судимые", "Судный день"), семейные отношения ("Бог Отец", "Бог Сын", "брат", "сестра"). Особое значение имеет воспроизведение нрав- ственных отношений, по существу, всем религиозным отношениям придается моральное значение. Имеются различные способы фиксации и опосредования
религиозных отношений. В качестве посредников могут выступать: 1) предметы неживой и живой природы - храм, икона, крест, распятие, ступа, "черный камень", корова, крокодил, голубь и т. д., - и тогда религиозные отношения принимают предметную, вещную форму; 2) индивид или группа лиц - служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель "дара" и др.; в этом случае можно говорить о персонифицированном способе фиксации взаимных связей верующих; 3) образы Бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, бодхисаттвы, Мухаммеда, святых и т. д.; это иде- ализированная, образная форма опосредования (И сказал Иисус: "...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" - Мф. 18:20); 4) язык - отдельные слова и целые предложения, содержащие наставления о том, с кем и как надо общаться; этот способ фиксации отношений называется языковым. Предметы, вещи, персоны, образы, слова обладают символическими свойствами, являются знаками, ко- торые выражают религиозные значения и смыслы, "прочитываются" вступающими в связь индивидами.
Виды отношений
Следует различать внекультовые и культовыерелигиозные отношения. Внекультовые акту- ализируются посредством внекультовой религиозной деятельности. В них преимущественное значение приобретают действительные отно- шения между религиозными индивидами, организациями. Например, занимаясь духовным производством, теологи вступают друг с другом в определенные отношения обмена информацией; "богословских со- беседований". Педагогический процесс в духовных школах предпола- гает наличие связей "учитель - ученик", "ректор - педагогический коллектив", определенных взаимоотношений между слушателями. Пропаганда, миссионерство, религиозное воспитание в семье осуще- ствляются посредством информационных отношений, механизмов на- ставления, сообщения, адаптации. В религиозной организации складываются связи координации (взаимодействия "по горизонтали") и субординации (соподчинения "по вертикали"), действуют отношения властвования. Культовые отношения формируются в процессе культовой деятель- ности. Последняя акцентирует внимание на отношении к гипос- тазированным существам, свойствам, связям. Эти отношения, развертывающиеся в сфере сознания, обнаруживаются и во взаимос- вязях людей. Во время отправления культа складываются отношения евхаристического соединения, исповедальности, проповеднические, обрядовые и др. Православное венчание, например, включает жениха и невесту во взаимные отношения, предписываемые нормами церков- ного брака; крещение устанавливает связь "крестного сына (дочери)" с "крестными родителями (отцом и матерью)". Носителями религиозных отношений в зависимости от степени
влияния религии могли быть этнос, семья, сословие, класс, профессиональная группа, государство со своими подданными или части указанных групп, т. е. такие социальные и политические объединения, представители которых относят себя также к одному общему вероисповеданию. Особенно большую роль в сохранении и вос- производстве религиозных отношений играли социальные группы, вы- делявшиеся по религиозному признаку, - варна брахманов в древнеиндийском обществе, жрецы в рабовладельческих государствах Европы, сословие духовенства в средневековых феодальных монархиях и т. д. Религиозные отношения могут иметь разный характер - солидар- ности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы, нередко с сильной тенденцией религиозного фанатизма. Однако даже при "мирном сосуществовании", как правило, имеется представление о превосходстве данного объединения, конфессии, направления, религии.
Религиозные организации
В качестве упорядочивающих деятельность и отношения инстанций выступают институты и организации. Для "ориентации" во вне- религиозных областях создаются экономические институты (например, "Банк святого духа" в Ватикане), политические партии (христианские, исламские и др.), профсоюзы женские, молодежные и прочие формирования. Виды и строение Складываются учреждения и в религии - религиозных организаций внекультовые и культовые. К внекультовым отнесем звенья управления внекультовой де- ятельностью (церковный совет, ревизионная комиссия, отделы обра- зования, департаменты прессы, ректораты духовных учебных заведений и пр.), а среди культовых упомянем причт, клир, диаконат, епископат. В первобытном обществе религиозных организаций не было. Ру- ководили религиозными церемониями первоначально старейшины рода и племени. Постепенно появлялись совершители культа: шаманы, зна- хари и др. Складывались религиозные группы - "тайные союзы", не совпадающие с этническими общностями. По мере дифференциации общества, разделения труда постепенно образуется сословие жрецов, а вместе с ним и религиозные организации. Последователи определенного вероисповедания составляют религиозную общность. В рамках общности на основе различных видов деятельности - культовой и внекультовой - выделяется целая систе- ма религиозных субгрупп. Существование и функционирование общности как единого целого обеспечиваются организацией.
Строение религиозной организации предписывается традицией и обычаем, церковным правом или уставом, апостольскими правилами, конституциями и т. д. Организационные принципы определяют ее со- ставные части, совокупность позиции и ролей, правила субординации и координации деятельности индивидов и отдельных звеньев организации, узлы деятельности и соответственно группы деятелей, призванные обеспечить единство объединения. В зависимости от ус- ловий возникновения и существования религиозные организации принимают монархический (католицизм, православие), парламентско- королевский (англиканство), республиканско-демократический (кальвинизм, баптизм) и иной вид. Общность со всеми своими организационными элементами пред- ставляет собой религиозное объединение. Первичной ячейкой объединения является религиозная община, над общинами надстраива- ется комплекс звеньев вплоть до высшего звена - центра объединения. В объединении существует и целый ряд других составных элементов, имеющих специфические организационные связи, но в то же время включенных в общую структуру (например, духовенство, монашество). Отдельные составные части имеют собственную инфраструктуру. Все звенья становятся взаимосвязанными органами целого. Механизмами контроля за деятельностью индивидов и различных элементов организации являются нормы религиозного права и морали, санкции и образцы, авторитеты. Типы объединений Набор организационных элементов, их в заимосвязи, распределение позиций и ролей, управленческие и исполнительные органы, механизмы контроля различны в разных религиях, конфессиях, в объединениях разных типов. На основе изучения христианства выделены типы религиозных объединений: церковь, секта, деноминация, установленная секта, мистерия и др. Наибольшее единодушие исследователей получило признание трех первых типов. Церковь представляет собой сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. Отсюда признание возможности каж- дого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, последователи анонимны. Во многих церквах члены делятся на духовенство и мирян. Позиции и роли, степени и градации упорядочены по иерархическому и ав- торитарному принципам. Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, цен- ностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а не- редко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к
духовному возрождению. Институт священства отсутствует, лидерство считается харизматическим. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается ак- цент на "обращении", предшествующем, членству. Историческая судьба сект неодинакова. Одни из них через определенный промежуток вре- мени прекращают свое существование. Другие с течением времени превращаются в иные типы. Деноминация может развиваться из других типов объединений или складываться с самого начала в качестве таковой. Ее идейные, куль- товые и организационные принципы формируются в оппозиции к церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя, акцент на "избранности" членов, она признает возможность духовного возрож- дения для всякого верующего. Изоляция от "мира" и замкнутость внутри религиозной группы не считается обязательным признаком "истинной" религиозности. Хотя и выдвигается принцип постоянного и строго контролируемого, членства, в соответствии с которым предписывается активность прежде всего в религиозной деятельности, наблюдается тенденция к соединению с "миром", последователи призываются к активному участию в жизни общества. Деноминации присуща четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали.
Функции и роль религии.
ФУНКЦИИ И РОЛЬ РЕЛИГИИ
Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия "функция" и "роль" связаны, но не тождественны. Функции - это способы действия религии в обществе, роль - суммар- ный результат, последствия выполнения ею функций. Функции религии Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, ком- муникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, куль- туротранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря, преж- де всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозер- цание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает "предельные" критерии, Абсо- люты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вы- рваться за пределы ограниченности, поддерживает надежду на
достижение "светлого будущего", на избавление от страданий, не- счастий, одиночества, морального падения. Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей - в плане как перест- ройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается "свободой в духе", социальное не- равенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании; цер- ковная благотворительность, милосердие, призрение, пере- распределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщен- ность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются лично- стным богообщением и общением в религиозной группе. Важное зна- чение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение, в том числе и в том случае, если психологический процесс приводится в движение с помощью иллюзии. Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, свя- тыми, которые выступают в качестве идеальных медиаторов, пос- редников общения между людьми - в литургии, молитве, медитации, "тайнозрении" и т. д. Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определен- ных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обы- чаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Осо- бенно большое значение имеет система норм (религиозного права, мо- рали), образцов (многочисленных примеров для подражаний), контроля (слежения за реализацией предписаний), поощрений и на- казаний ("воздаяний" действительных и обещаемых в посмертном су- ществовании). Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении- объединяет, а в другом - разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция - ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполня- ется в тех пределах, в которых признается более или менее единое, общее вероисповедание. Если же в религиозном сознании и поведении личности обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию.
Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культу- ретранслирующую функцию. Она способствует развитию определен- ных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поко- лению. Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узако- нение некоторых общественных порядков, институтов (государствен- ных, политических, правовых и др.), отношении, норм, образцов как должных или, наоборот,.утверждение неправомерности каких-то из них. Религия выдвигает высшее требование - максиму (лат. maxima - высший принцип), в соответствии с которой дается оценка опре- деленных явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер. Принципы анализа роли Результат, последствия выполнения религией религии ее функций, значимость ее действий, т. е. ее роль, бывали и бывают разными. Сфор- мулируем некоторые принципы, реализация которых помогает анализировать роль религии объективно, конкретно-исторически, в определенных условиях места и времени. 1. Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает на экономические отношения и другие сферы общест- венной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им "ореол Свя- тости" или объявляет "нечестивыми", "отпавшими", "погрязшими во зле", "греховными", противоречащими "закону", "Слову Божию". Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через де- ятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит "наложение" религиозных отношений на другие общест- венные отношения. 2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в кон- тексте процессов сакрализации (лат. sacer - священный) и секу- ляризации (позднелат. saecularis - мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ве- дет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, "вхождения" религиозных индивидов и организаций в различные вне- религиозные сферы жизни. Указанные процессы неоднолинейны,
противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменя- ющих друг друга этапах их развития, в странах и регионах Европы, Азии, Африки, Америки, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях. 3. Своеобразно воздействие религии на общество, его подсистемы, на индивида и личность родоплеменных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных на- правлений и конфессии. Как мы увидим далее (см. раздел "История религий"), в их вероучении, культе, организации, этике имеются специфиче<
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|