|
Споры о личности основателя христианства
Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основа- теля. Рассказы об Иисусе Христе, описанные в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях и деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совер- шенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни, вызывали немало сомнении. В конечном счете споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ - мифологической и исторической. Представители мифологической школы считают, что наука не рас- полагает достоверными данными о Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя после описанных в них событий, не содержат реальной исторической основы. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего не говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых, о чудесах, свершенных Христом, о его проповеднической деятельности. Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения мифологическая школа считала внепалестинское происхождение христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рожда- ющихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных куль- турах, наличие в Евангелиях большого числа противоречий, разночтений, неточностей. Вторая - историческая - школа считает Иисуса Христа реальной личностью, проповедником новой религии, который сформулировал ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского веро- учения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Па- вел, и других непосредственно связанных с Христом евангельской фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, под- тверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длитель- ного времени содержащийся в "Древностях" Иосифа Флавия (37 - после 100) фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интер- поляцией. Однако найденный в 1971 г. в Египте арабский текст "Древ-
ностей", выполненный египетским епископом Агапием в X в., дает все основания полагать, что Флавием описан один из известных ему про- поведников по имени Иисус, хотя в описании Флавия и не говорится о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему. Представители и мифологической, и исторической школы внесли значительный вклад в издание библейских текстов, а также других источников, относящихся к первым векам христианства. В последние годы большинство религиоведов разделяют мнение представителей исторической школы.
Превращение христианства в государственную религию РИМСКОЙ империи
К середине I в. в христианстве отчетливо вы- явилось множество различных направлений, которые вели горячие споры друг с другом и с внешними идейными конкурентами. Ран- нехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и всех группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех лю- дей посредником между Богом и человеком. По мере роста христианского космополитизма и формирования основных догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва с ним. К концу I - началу II в., в особенности после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно. Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изме- нением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Состоятельная часть христиан постепенно сосредоточивает в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосре- доточивают в своих руках всю полноту власти. Изменение социального состава общин определило и эволюцию их социальной направленности. Наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с императорской властью. Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необ- ходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем народам империи. Былые гонения христианства римским государством
в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. Им- ператор Константин (ок. 285 - 337) своим эдиктом от 324 г. положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи. Через год, в 325 г., под его председательством соб- рался в г. Никее первый вселенский собор христианских церквей, сыг- равший важную роль в утверждении христианского вероучения. Внугрицерковная борьба Ни один из христианских догматов не появ- за утверждение лялся сразу в законченном виде, а после того христианского вероучения как основный догматы были канонизированы, и культа дискуссии вокруг их содержания не прек- ратились. Как до, так и после Никейского собора между различными груп- пами велись острые христологические споры. Борьба сконцентрирова- лась вокруг толкования трёх главных догматов: триединства бога, воплощения и искупления. Никейский собор осудил учение александрийского пресвитера Ария (256 - 336), утверждавшего, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу. Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей), где сын, вечно рож- дающийся от отца, единосущен отцу, есть истинный Бог и самосто- ятельная личность. На втором - Константинопольском (381)-вселенском соборе были преданы проклятию не только ариане, но и другие многочислен- ные ереси: евномиане, духоборы, савелиане, фотиниане, ап- полинариане и др. Евномиане, например, отказывались считать Христа Богом, они признавали его лишь высшим сотворенным существом. В начале пятого столетия особенно острый спор разгорелся вокруг догмата боговоплощения. Часть духовенства, возглавляемая кон- стантинопольским патриархом Несторием (ум. ок. 450), отвергла сложившиеся представления о рождении Христа от Богородицы. Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И только по наитию Святого Духа в него вселилось божество, и он стал орудием спасения. Обоснованию и защите догмата боговоплощения бы- ло уделено основное внимание на третьем - Ефесском (431) - все- ленском соборе, утвердившем шесть правил по защите этого догмата. На четвертом - Халкидонском (451) - вселенском соборе главное внимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоп- лощения. Возглавляемые константинопольским архимандритом Евтихием (V в.) монофизиты (одноестественники) учили, что в Иисусе человеческое естество поглощено божественным, и потому признавали в нем только одну божественную природу. Собор утвердил догмат воп- лощения, согласно которому Христос должен рассматриваться и как истинный Бог, и как истинный человек; вечно рождаясь от Бога Отца по божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, божество
и человечество соединились в нем как едином лице неслиянно и неизменно (против монофизитов), нераздельно и неразлучно (против несториан). Одновременно императором Маркианом были изданы за- коны, жестоко карающие всех, кто отказывался признать этот догмат. Только в середине VI столетия решился спор о том, как изображать Иисуса Христа; 82-е правило пятого - Константинопольского II(553) - вселенского собора обязывало изображать Сына Божьего в челове- ческом облике, а не в виде агнца. При этом требовалось, чтобы в новом изображении образ Христа подчеркивал перед взором верующих всю высоту своего смирения, покорности, страдания и спасительной жертвы. Раздорами сопровождалось утверждение христианского культа. В первых веках церковь в категорической форме запрещала какое бы то ни было изображение святых. Церковный собор в Эльвире в начале IV в. установил правило, согласно которому на стенах не должно быть никаких предметов почитания и поклонения. В конце IV в. один из церковных писателей Евсевий (260-265 - 338-339) считал употреб- ление икон идолопоклонством. Против поклонения иконам в VII в. выступили несториане и монофизиты. Были даны правительственные распоряжения, запрещавшие употребление икон. Этот спор разрешился только на седьмом - Никейском II (787) - вселенском соборе. Собор ут- вердил правило, в соответствии с которым считалось необходимым изоб- ражение священных лиц и событий и поклонение им. Еще более длительным был процесс формирования христианских таинств и непосредственно связанных с ними обрядов. В конце V в. сложилось таинство крещения, еще позже - евхаристии (прича- щения). Затем в течение нескольких веков христианство постепенно вводило миропомазание, елеоосвящение, брак, покаяние и сопутству- ющую ему исповедь, священство.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|