|
Протестантизм: возникновение, особенности вероучения и культа.
Лютеранство.
Кальвинизм.
Англиканство.
Современный протестантизм.
Христианское сектанство.
Протестантизм
Возникновение Протестантизм возник в результате Рефор- мации (лат. reformatio - преобразование, исправление) - движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение
всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представ- лялось отходом от этих идеалов. В Англии XIV - XV вв. "лолларды" - "бедные священники" - проповедовали учение профессора Оксфор- дского университета Джона Виклифа (1320 - 1384), который требовал подчинения английской церкви в гражданских делах королю. Виклиф выступал против поборов римских пап с Англии, отвергал материаль- ный характер "пресуществления", усомнился в праве иерархии отпу- скать грехи и выдавать индульгенции, настаивал на приоритете Священного Писания над церковным преданием. Идеи Виклифа ока- зали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гу- са (1369-1415), проповедовавшего отказ церкви от богатств и от продажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июля 1415 г. по приговору Констанцского собора вызвало возмущение в Чехии. Приоритет Священного Писания над преданием и требование прича- щения, мирян не только хлебом, но и вином стали идейными основами мощного национального движения гуситов. Пять крестовых походов, которые велись против них с 1420 по 1431 г., потерпели поражение. Поэтому Базельский собор заключил 30 ноября 1433 г. соглашение с умеренными гуситами и разрешил мирянам в Чехии причащение под обоими видами. В гуситском движении появилось существенное для дальнейшего развития Реформации противоречие, отражавшее неоднородность социальной базы этого движения. Дворянство и зажиточные горожане стремились к секуляризации церковных владений. Требование де- ржаться Священного Писания они истолковывали в духе сохранения всего того в догматике, обрядности и жизни, что прямо не противо- речило Библии. Эта умеренная реформаторская группировка получила название "чашники" ("калликстинцы"). Сторонники радикальной группировки, социальной базой которой были крестьянство и городская беднота, требовали безусловного следования Священному Писанию и отмены всего, что не подтверждалось его текстом. Они именовались "таборитами" - по названию города Табор, основанного ими на холме, на котором проводились проповеди и который получил название Та- борской ("Фаворской") горы. Табориты отвергли догматы о пресуще- ствлении, чистилище, учение о заступничестве святых, устранили почитание икон и мощей, роскошь в богослужении, выдвинули тре- бование веротерпимости. Поражение таборитов в 1434 г. в битве против объединенных сил католического дворянства и чашников, отме- на папой Пием II в 1462 г. соглашения с гуситами не остановили движения крестьян и горожан за преобразование церкви, которое достигло кульминации в эпоху Реформации XVI - XVII вв. Торговля индульгенциями послужила поводом к выступлению не- мецкого богослова М.Лютера (1483- 1546), профессора Виттенбер- гского университета; 31 октября 1517 г. он прибил на двери церкви в Виттенберге 95 тезисов об отпущении грехов. В них Лютер выдвинул
принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизнь христианина, и критиковал учение об индульгенциях, о чистилище, о молитве за умерших и спасении заслугами святых. В последующем М. Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его посредничество в спасении, выдвинул требование упростить обряд- ность, подчинить церковь государям. Все это отвечало интересам бюргерства и части дворянства, сос- тавивших под водительством М. Лютера и его сподвижника Ф. Малан- хтона (1497 - 1560) умеренное направление немецкой Реформации. В реформаторское движение в Германии включились и крестьянско- плебейские слои, возглавленные Т. Мюнцером (1490-1525). Воспринятое анабаптистами (от греч. anabaptizo - вновь погружаю), требовавшими вторичного крещения взрослых по вере, выступавшими за свободную церковь, учение Мюнцера о "Царстве Божием на земле" было мечтой об обществе без частной собственности. Центрами Ре- формации в Швейцарии стали города Цюрих и Женева, где У, Цвингли (1484 - 1531) и Ж. Кальвином (1509 - 1564) было осуще- ствлено радикальное преобразование церковного устройства. В рефор- ме были заинтересованы и некоторые государи, недовольные сосредоточением в церкви земельных владений и богатств, выплатой крупных денежных средств римским папам и их вмешательством в политику. Группа немецких князей провела в своих владениях еван- гелические реформы. В 1529 г. они заявили "протест" против отмены Шпейерским рейхстагом права решать вопрос о религии подданных, которого они добились в 1526 г. С этим событием связано происхож- дение термина "протестантизм", который стали употреблять для обоз- начения совокупности вероисповеданий христианства, генетически связанных с Реформацией. Особенности вероучения, Реформаторы настаивали на личном отно- организации и культа шении человека и Бога. Они боролись за пра- во каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а предание отвергается либо используется в той мере, в какой признается соответствующим Писанию. Согласно основоположникам протестантизма, первородный грех не только пов- редил природу человека, как учат православие и католицизм, но и целиком извратил ее..Человек в грехопадении утратил саму способ- ность совершать добро. В силу этого человек не может спастись своими заслугами. Спасение может прийти только как результат божествен- ного вмешательства, "даром данной благодати". Важнейшим догматом большинства конфессий протестантизма является учение об оправ- дании одной верой в искупительную жертву Христа. Иные способы добиться спасения (обряды, аскеза, богоугодные дела и т. п.) считаются
несущественными. Что касается добрых дел, то они являются плодом любви к Богу, проистекающей из веры в евангелие Христа. В организационной структуре протестантских церквей выразилось влияние новой общественной и культурной ситуации, новых духовных запросов личности, освобождающейся от сословно-корпоративных пут. Всех протестантов объединяет отказ признать примат римского папы. Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего священства. Всякий христианин, с точки зрения протестантов, в силу крещения получает и посвящение, благодать равно дается всем кре- щенным по вере. Все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах. Общины избирают или призывают специальных служителей - диаконов, пресвитеров, проповедников, благовестников, пасторов, епископов. Протестантизм, выступающий за упрощение и удешевление куль- та, отверг молитву за умерших, поклонение Богородице и святым, почитание мощей, икон и других реликвий. Чтение Библии, проповедь составляют основу богослужения. Большое значение имеют также индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов. Многие протестанты соблюдают наиболее важные праздники, унасле- дованные от католического церковного года, главным образом связан- ные с жизнью Иисуса Христа. Некоторые протестантские объединения включают в свой календарь гражданские праздники, например День благодарения в США. Лютеранство Церкви, названные впоследствии люте- ранскими, или евангелическими, оформились в северных немецких княжествах. Лютеранство признает авторитет Апостольского и Никео-Константинопольского символа веры, имеет свои вероучительные книги - "Аугсбургское вероисповедание" (1530), катехизисы М.Лютера, "Книгу согласия" (1580). В лютеранстве сох- раняется епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация), литургия, два таинства: крещение (младенцев) и причащение. Еще в 1526 г. создана "Немецкая месса и последование богослужения", пере- веден на немецкий язык молитвенник с ритуалом крещения. В лю- теранских кирхах нет икон, но сохранены распятие, облачения духовенства и алтарь. Лютеранство влиятельно в ФРГ, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США. В настоящее время к нему принадлежит около 75 млн. человек из общего числа в 408 млн. протестантов. В 1947 г. создан Всемирный лютеранский союз, который под- держивают около 50 млн. верующих. Кальвинизм Наиболее последовательное воплощение де- мократические требования нашли в цвинглианстве и кальвинизме, которые в середине XVI в. слились в швейцарской реформатской церкви. В отличие от лютеранства, в
реформатстве нет общеобязательного символа веры, единственным источником вероучения считается Библия. Число вероисповедных до- кументов не ограничивается. Авторитетными для теологов и пропо- ведников остаются написанные Ж. Кальвином "Наставления в христианской вере" (1536 - 1559), в которых систематизируются идеи М. Лютера и других реформаторов, "Церковные установления" (1541), "Женевский катехизис" (1545), а также "Шотландское вероиспове- дание" (1560), "Вестминстерское исповедание веры" (1547) и др. Реформаты отбросили почти все внешние атрибуты культа (иконы, свечи, крест). Крещение и причащение рассматриваются как символические обряды. Проповедь является центральным элементом богослужения, которое включает также пение псалмов и молитвы. Большое значение в кальвинистском вероучении имеет доктрина о предопределении, избранности, согласно которой Бог избрал одних к вечному блаженству, других - к погибели. Человек спасается пото- му, что избран к спасению и получает дар веры, рождается свыше. Доктрина о предопределении неоднократно смягчалась кальвинистскими теологами. Богословы крупных реформатских цер- квей в настоящее время истолковывают предопределение как предуз- нание всеведущим Богом судьбы человека и как то, что на оправдание нельзя повлиять делами, его следует рассматривать как результат бла- годати. Из этого учения вытекают характерные для кальвинизма принципы "мирского призвания" и "мирского аскетизма". Ж. Кальвин учил, что человек в любое время и в любом месте находится на службе у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставля- емые ему Богом дары - время, здоровье, собственность. Жизнь дол- жна пониматься как исполнение долга и движение к цели, поставленной Богом. Признаком оправдания в кальвинизме становится не столько глубина чувства покаяния, как в лютеранстве, сколько энергия и результаты усилий, способные свидетельствовать о действии в верующем человеке избравшего его Бога. Кальвинист должен верить, что успех в предпринимательстве может рассматриваться как свиде- тельство возможной избранности. Основанные на кальвинизме вероисповедания, были приняты про- тестантами Франции (гугеноты), Нидерландов, в некоторых областях Германии, Венгрии и Чехии. Значительную роль играли кальвинистские идеи среди протестантов Англии, требовавших радикального "очищения" (отсюда - пуритане) английской церкви, господствующее положение они завоевали в Шотландии. Кальвинисты Шотландии и Англии выступили за ликвидацию епископата. Общины пресвитериан возглавляются выборными пресвитерами и пасторами, составляющими консистории и пресвитериаты, а также региональ- ными, провинциальными и национальными синодами или ассамбле- ями. Еще более радикальную церковную реформу осуществили
конгрегационалисты, считающие местную общину (конгрегацию) са- мостоятельной церковью, имеющей право на свое исповедание веры. Стремление к объединению, усилившееся в протестантизме с конца XIX в., привело к образованию Всемирного альянса реформатских цер- квей, придерживающихся пресвитерианского строения (1875), и Меж- дународного конгрегационалистского совета (1891), В мире насчитывается около 40 млн. пресвитериан и 3 млн. конгре- гационалистов. Последователей кальвинизма особенно много в Швей- царии, Голландии, Англии, Шотландии, ФРГ, США, Канаде, Австралии. Англиканство С началом Реформации в Германии известия о деятельности Лютера и протестантские сочинения быстро достигли Англии и нашли там весьма благоприятную почву. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII (1491 - 1547) был объявлен главой церкви. В Англии закрывались монастыри, производилась секуляризация церковных владений, прекращался культ святых, икон и статуй, реликвий. При короле Эдуарде VI (1547 - 1553) "Актом о единообразии" в 1549 г. была введена англиканская литургия, изложенная в "Книге общих молитв". Реформационное движение не было прервано и кратковременной победой католической партии при Марии Тюдор (1553 - 1558), когда были казнены многие протестанты. Правление Елизаветы (1559 - 1603) стало временем стабилизации англиканства, оформления его вероучительных и литургических особенностей. В 1571 г. был утвержден символ веры, так называемые "39 статей". В этом документе сохраняется идея о спасающей силе церкви, учение об иерархии, унаследованное от ка- толицизма, но проводится реформационное учение о Священном Писании как источнике вероучения, принцип спасения одной только верой, признаются два таинства - крещение и причащение, отверга- ется транссубстанциация (пресуществление). Согласно англиканскому вероучению, церемония ординации не означает, что этот ритуал со- общает священнослужителю какую-то особую силу для совершения мессы. В англиканской церкви (название употребляется с 1851 г.) есть общины, тяготеющие более к реформационному, евангелическому типу, и общины, ориентированные на восстановление некоторых эле- ментов католического учения и ритуала (месса, почитание Девы Марии и святых). В мире насчитывается около 68 млн. англикан. Англиканские церкви существуют в Англии (государственная), Шот- ландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии и других странах. Они входят в Англиканский союз церквей и имеют консультативный орган - Ламбетские конференции, созываемые архиепископом Кен- терберийским с середины XIX в. Священнослужители англиканских
церквей могут состоять в браке. В последнее время к священству до- пущены и женщины. Квакеры В XVII в. возникло "Христианское общество друзей внутреннего света". Его основатель ремесленник Дж. Фоке (1624 - 1691) провозгласил, что истина веры проявляется в акте озарения "внутренним светом". За экстатические приемы достижения общения с Богом или вследствие того, что они подчеркивали необходимость пребывать в постоянном "трепете" перед Богом, последователи этого движения.получили название квакеров (от англ. quake - трястись). Богослужение у них состоит во внутренней беседе с Богом и проповеди. Квакеров в мире насчитывается около 200 тыс. Их общины существуют в США, Англии, Канаде и некоторых других странах, ими создан "Всемирный консультативный комитет друзей". Методизм Как попытка преодолеть религиозный индифферентизм в англиканстве XVIII в. возникло движение методистов. Его основателями были братья Уэсли - Джон (1703 - 1791) и Чарльз (1707-1788). Название возводят к методическому соблюдению христианских предписаний, которое они проповедовали в созданном ими в студенческие годы в Оксфорде "Свя- том клубе", и к новым методам проповеднической деятельности. Джон Уэсли утверждал, что все люди при рождении получают дар благодати, позволяющий им ответить на призыв Божий и вступить на путь спа- сения. Методисты уделяли особое внимание миссионерской деятель- ности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных домах, тюрьмах и т. п. Отпочковавшись в 1795 г. от англиканской церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры до 25. Принцип спасения верой соединяется ими с учением о добрых делах. В 1881 г. был создан Всемирный методистский совет. После- дователями методизма являются около 31 млн. человек. Методизм рас- пространен во многих странах, особенно в США, Великобритании, Австралии, Южной Корее. Методистские общины создаются в России. Меннониты Эта конфессия, исторически близкая ана- баптистам, получила в 1544 г. название по имени голландского проповедника Менно Симонса (1492 - 1559), ко- торый отстаивал принцип крещения взрослых по вере. Учение мен- нонитов, изложенное в "Декларации главных статей нашей общей христианской веры" (1632), провозглашает равенство всех членов общины, непротивление злу насилием, вплоть до запрещения служить с оружием в руках, автономию общин. Из Голландии и Германии мен- нониты расселились по многих странам, включая Россию. В мире в настоящее время насчитывается около 500 тыс. меннонитов. Они проживают в США, Канаде, Голландии, ФРГ и других странах. В
России меннониты разделились на церковных и братских, сблизившихся с баптистами и крестящих посредством погружения. Международным органом меннонитов является Всемирная конфе- ренция. Баптисты Баптистские общины возникли в начале XVII в., первым английским баптистом считается Дж. Смит (1554 - 1612), в общинах было введено крещение взрослых погружением. С этим связано и название конфессии, которое происходит от греч. baptizo - погружать в воду, крестить. Баптисты требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам общины. В вероучении баптизма особое значение придается личной вере и обра- щению. "Общие баптисты" испытали влияние голландского реформа- тора XVI в. Якова Арминия, признававшего участие воли человека в спасении, и придерживаются доктрины о спасении всех уверовавших в Христа. "Частные баптисты" строго следуют кальвинистскому учению о предопределении. Это течение в баптизме стало преобла- дающим. Крещение рассматривается баптистами как акт сознательного обра- щения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются полноправными членами общины. Крещение и хлебопреломление понимаются как обряды, символизирующие веру в духовное единение с Христом. Баптизм требует от своих последователей активной миссионерской деятельности. Общины возглавляются выборными пресвитерами, которым помогают диаконы и проповедники. Еще в первой половине XVII в. баптизм появляется в Северной Америке. Развитие протестантизма в Новом Свете, где не было гос- подствующих религиозно-церковных традиций, стало важным факто- ром укрепления новых конфессий, начинавших оттуда свою миссию в Европе и остальном мире. Значительную роль в этом процессе сыг- рали ревивалистские движения (религиозные возрождения), особенно так называемое "Великое пробуждение", начавшееся в 1720 г., во вре- мя которого многие конгрегационалисты стали баптистами. Баптизм стал одной из самых многочисленных конфессий протестантизма. Членами баптистских общин являются около 35 млн. человек, а с детьми, молодежью и "друзьями" ("приближенными") последователи баптизма насчитывают свыше 75 млн. человек. С 1905 г. численность баптистов в мире увеличилась в пять раз. Баптистские церкви существуют более чем в 122 странах. Наиболее крупные организации созданы в США. В 1905 г. на первом конгрессе в Лондоне образован Всемирный союз баптистов. Во второй половине XIX в. баптизм распространяется в Российской империи, первоначально на Украине, в Закавказье и
Прибалтике. В 70-х годах прошлого века в Петербурге появляется близкое к баптизму течение евангельских христиан. В 1905 г. с выходом указа о веротерпимости были созданы Союз баптистов и Союз евангелистов. После Февральской революции 1917 г. оба союза активизировали свою деятельность, и период с 1917 по 1927 г. признается последователями этого движения "золотым десятилетием". Ими создавались сельскохозяйственные общины и кооперативы, выпускалась обширная духовная литература, издавались журналы, и газеты. Были созданы христианские молодежные организации, библейские курсы для подготовки проповедников. С переменой политики по отношению к религиозным организациям большинство общин евангельских христиан ж баптистов были закрыты в административном порядке (к 1932 г.). Но во время Великой Отечественной войны запретительные меры были ослаблены. В 1944 г. создан Союз евангельских христиан-баптистов СССР. К этому союзу в 1945 г. присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 г. - братские меннониты. Во главе союза стоял избираемый съездом Всесоюзный совет (ВСЕХБ). С 1960 г., когда началась новая активизация административной борьбы с религией, выделилась группировка, которая была с 1965 г. возглавлена Советом церквей ЕХБ. Его руководители потребовали усилить религиозное воспитание детей и молодежи, вели борьбу за гражданские права верующих, свободу проповеди и миссионерской деятельности. Со второй половины 70-х годов" когда некоторые общины стали регистрироваться в качестве независимых, постепенно сложились три самостоятельные организации: Союз ЕХБ, Совет церквей ЕХБ и автономные церкви ЕХБ. С конца 80-х годов начался выход из Союза ЕХБ христиан веры евангельской (пятидесятников) и формирование ими своих объединений. Адвентисты В начале 30-х годов XIX в. в США от баптизма отделилось религиозное течение ад- вентистов (лат. adventus - пришествие). Проповедник У. Миллер (1782 - 1849) летом 1831 г. объявил, что вычислил дату второго пришествия Христа - 21 марта 1843 г. В 1843 г. он выпустил книгу "Доказательства Писания и истории о втором пришествии Христа в 1843 г., изложенные в обзоре докладов". Преемники Миллера ста- рались более не называть точных сроков второго пришествия, ограничившись утверждением, что в 1844 г. Христос вступил в "святая святых" небесного храма и поэтому следует верить в близость его вто- рого пришествия. Из различных направлений адвентизма наиболее распространены адвентисты седьмого дня (АСД), создавшие централизованную организацию. Ведущим деятелем этого движения стала Е. Уайт (1827 - 1915), провозгласившая "откровение" о праздновании субботы вместо воскресенья и "санитарную реформу". Адвентисты не считают
душу бессмертной и учат, что умирает и воскресает вместе с телом. Тем не менее они утверждают, что каждый человек "записан" у Бога, который может его воскресить.Воскрешенные праведники получат вечную жизнь сначала в тысячелетнем царстве Христа на небе, а потом на обновленной земле, тогда грешники будут воскрешены для того, чтобы после Страшного Суда подвергнуться вместе с сатаной окончательному уничтожению. Санитарная реформа, которая, по мнению адвентистов, должна подготовить тело человека к воскресению, означает запрет на потребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя, на использование ряда медикаментов. Общины АСД, насчитывающие в настоящее время около 5 млн. человек, организованы в международном масштабе. Они возглавля- ются Генеральной конференцией АСД (с 1863 г.). В России эта конфессия появляется в 80-х годах XIX в. Легализация АСД в 1905 г. дала ей возможность организационного оформления, активной проповеднической и благотворительной дея- тельности вплоть до 1929 г. Общины АСД вновь обрели легальное существование с 1944 - 1945 гг. С конца 70-х годов создаются республиканские центры АСД (наиболее крупные - союзы АСД в Росши и на Украине). В поселке Заокском Тульской области создан учебно-административный центр с семинарией. Пятидесятники Протестантское движение, получившее это название, возникло в США в конце XIX в. и оттуда распространилось в другие страны. В основе этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге "Деяния апостолов" (2:1 - 18) рассказ о сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи. Последователи этого движения утверждают, что каждый истинный христианин может получить видимые дары Святого Духа: способность к пророчеству, исцелению больных, говорению на иных языках (глоссолалия) и т. п. Пятидесятники близки по своему вероучению и обрядности к баптизму, но подчеркивают мистическое общение с Богом и "крещение Святым Духом". Они верят, что освятившийся человек может стать органом сошедшего на него Святого Духа. Пятидесятники разделены на несколько направлений. Наиболее крупные объединения - "Церковь Бога", "Ассамблеи Бога", "Объединенная пятидесятническая церковь" - распространены в США и Латинской Америке. С 1947 г, существует Всемирная пятидесятниче- ская конференция. Пятидесятники - одна из постоянно растущих кон- фессий, насчитывающая свыше 51 млн. членов различных церквей и более 11 млн. сочувствующих, С 60-х годов учение об "освящении" и "дарах Святого Духа" актуализировано в других протестантских де- номинациях "харизматическим движением", оказавшим влияние и на католиков, особенно в Латинской Америке. Растет число последова- телей этой конфессии и в России. 156
Свидетели Иеговы В 1872 г. В США возникло "Международное общество исследователей Библии". Его руко- водители после первой мировой войны провозгласили, что "второе пришествие Христа" уже совершилось в 1914 г., но незримо. В 1931 г. они объявили о создании "Общества свидетелей Иеговы". Вероучение иеговизма значительно отличается от других конфессий христианства. Они отрицают Троицу и учат о единственном Боге - Иегове. Христа иеговисты считают высшим сверхъестественным существом, сотворен- ным Богом. После своего воплощения в человеческий образ и воск- ресения Христос, объединяя 144 тысячи избранных - "свидетелей Иеговы", готовит на земле войну с восставшим против Бога Сатаной. Иеговисты предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил Сатаны - "армагеддон", в результате которой дьявол и его сторонники погибнут, а иеговисты будут жить в новом мире - едином теократиче- ском государстве во главе с Христом. "Свидетелей Иеговы" насчиты- вается около 3 млн. 600 тыс. человек. Их журналы "Сторожевая башня", "Пробудитесь!" и другие издаются на многих языках большими тиражами. Штаб-квартира этой организации, имеющей ответвления во многих странах мира, находится в Бруклине (пред- местье Нью-Йорка, США). Группы "свидетелей Иеговы" есть и в на- шей стране. Помимо рассмотренных конфессий есть и другие течения проте- стантизма, одни из которых существуют несколько столетий (например, валъденсы, данкеры, моравские братья, гернгутеры, унитарии), другие сложились в XIX - XX вв. (мормоны, Новоапо- стольская церковь, Христианская наука). Некоторые исследователи на- зывают их "маргинальном протестантизмом", поскольку они вводят положения вероучения, несвойственные большинству христианских конфессий. Тенденции в современном протестанцизме Всемирная миссионерская конференция в Лондоне в 1910 г. положила начало эку- Социально-политические меническому движению, преследующему цель позиции протестантских церквей - преодолеть догматические и канонические различия в христианстве и связать его с социальными проблемами современности. Состоявшаяся в 1948 г. в Амстердаме Всемирная ассамблея церквей образовала руководящий орган экуменического движения - Всемирный совет церквей (ВСЦ) с резиденцией в Женеве. Протестантские церкви занимают различные социально-политические позиции. Евангелическо-лютеранские и реформатские теологи, как правило, отрицают возможность построения единой социальной доктрины, осно- ванной на Библии. В то же время они подчеркивают важность христианской нравственности для оценки общественных явлений. В
XIX - начале XX в. был выдвинут лозунг "христианского социализма", началось движение "социального евангелия". Во время второй мировой войны многие протестанты поддержали сопротивление и антинацистскую "исповедническую церковь" в Германии, хотя не- которые примкнули к так называемым "немецким христианам", приветствовавшим национал-социализм. После войны получает рас- пространение концепция "ответственного общества", критической дистанции ко всем светским движениям и институтам. В 60-е годы выдвигаются либерально-модернистские и радикальные теории, под- вергающие критике капиталистическое общество, разрабатывается да- же "теология революции". Хотя в русле экуменического движения была создана даже своя символическая книга - "Христологическое исповедание" (Амстердам, 1948), выделяющая общехристианские положения вероучения, ассам- блеи Всемирного совета церквей продемонстрировали неспособность экуменистов разработать приемлемую для большинства социальную и вероисповедную программу. Различия в современном протестантизме - это не столько рас- хождения в вероучении и устройстве между разными конфессиями, сколько различия между тенденциями внутри одной и той же конфессии. Как отмечают многие исследователи, либерально ориентированные реформаты, лютеране и методисты ближе друг к другу, чем к фундаменталистски настроенным членам собственных объединений. С середины XX в. крупные конфессии протестантизма: англиканство, лютеранство, реформатство, конгрегационализм, ме- тодизм - испытывают сильное воздействие внешней обмирщенной среды. В них существенно сократилось число людей, регулярно принимающих участие в богослужении. Вместе с тем появляются кружки интенсивного изучения Библии и осмысления ее применительно к новой эпохе, вера становится не просто унаследо- ванной от прошлого поколения, но самостоятельно выстраданной. Наиболее интенсивно эти процессы идут в американском протестантизме, который обрел определенное своеобразие и достиг при всем плюрализме гораздо большего идейного единства, чем европейский протестантизм, разделяемый грузом теологических традиций. Следует отметить, что в США только англиканская епископальная церковь является единой в масштабах страны, а все прочие протестантские объединения существуют в виде самостоятель- ных деноминаций. Это связано и с тем, что их происхождение восходит к протестантам из разных стран. Однако экуменическое движение, развитие миссионерской деятельности привели к сот- рудничеству многих деноминаций США и к созданию Национального совета церквей Северной Америки, в который входит около 60 деноминаций. В американских протестантских общинах сформировал- ся склад религиозности, который многие исследователи и сами верующие выделяют в особый тип протестантизма - "еван-
гелический". Вероучительные различия между ними отступают на задний план и почти стираются, главным же становится личное обращение, собственный религиозный опыт и стремление сверять свою жизнь с принципами Евангелия, вести активную миссионерскую деятельность. В качестве особого типа исследователями выделяется и "туземное" христианство, насчитывающее к 1980 г. уже около 82 млн. человек, созданное миссионерской деятельностью протестантов. К середине XX в. более динамичным становится развитие протестантизма в Африке, Южной Америке, Океании, Азии. Характерным для этого процесса является рост Африканских независимых церквей. Уже к 1968 г. их насчитывалось почти 6 тыс. с более чем 10 млн. последователей. Некоторые религиоведы считают даже, что эти церкви являются четвертым крупным направлением христианства наряду с ка- толицизмом, православием и протестантизмом. Во многих из них наблюдается синкретизм, соединение христианских представлений и символики с этническими религиозными представлениями и куль- тами, стремление воспринять христианство в африканских терминах, соединить библейское учение с собственным религиозным опытом, пророчествами, исцелениями, защитой от злых духов. В 70 - 80-е годы в Европе и США снизилось членство протестантских церквей, придерживающихся либеральной ориентации (епископальной, пресвитерианской). В то же время фундаменталисты, евангелические деноминации и особенно общины, ориентированные на Личный религиозный опыт возрождения и дары Святого Духа (прежде всего пятидесятники), значительно увеличили свою числен- ность и влияние. С конца 60-х годов развиваются, а в 70-е годы консолидируются такие организации, как "Национальная ассоциация евангелистов". Используя в широком масштабе средства массовой информации, в особенности телепроповедь, идеологи фундамен- талистов отстаивают буквальное понимание Библии, креационизм, эсхатологию, учение о личной вере, возрождении, освящении, дарах Святого Духа, рождении свыше, свободу предпринимательства и конкуренции, протестантскую этику личного успеха, ценности семьи и общественного порядка. Многие протестантские объединения озабочены налаживанием экуменических контактов и сотрудничества с нашей страной.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|