| 
			
			Протестантизм: возникновение, особенности вероучения и культа.
			
			
 
 
  	
			Лютеранство. 
						
						Кальвинизм. 
						
						Англиканство. 
						
						Современный протестантизм. 
						
						Христианское сектанство. 
						  
						Протестантизм 
						Возникновение Протестантизм возник в результате Рефор-  мации (лат. reformatio - преобразование,  исправление) - движения в ряде европейских стран, направленного на  преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение 
 
 всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представ-  лялось отходом от этих идеалов. В Англии XIV - XV вв. "лолларды"  - "бедные священники" - проповедовали учение профессора Оксфор-  дского университета Джона Виклифа (1320 - 1384), который требовал  подчинения английской церкви в гражданских делах королю. Виклиф  выступал против поборов римских пап с Англии, отвергал материаль-  ный характер "пресуществления", усомнился в праве иерархии отпу-  скать грехи и выдавать индульгенции, настаивал на приоритете  Священного Писания над церковным преданием. Идеи Виклифа ока-  зали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гу-  са (1369-1415), проповедовавшего отказ церкви от богатств и от  продажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июля 1415 г. по  приговору Констанцского собора вызвало возмущение в Чехии.  Приоритет Священного Писания над преданием и требование прича-  щения, мирян не только хлебом, но и вином стали идейными основами  мощного национального движения гуситов. Пять крестовых походов,  которые велись против них с 1420 по 1431 г., потерпели поражение.  Поэтому Базельский собор заключил 30 ноября 1433 г. соглашение  с умеренными гуситами и разрешил мирянам в Чехии причащение  под обоими видами.  В гуситском движении появилось существенное для дальнейшего  развития Реформации противоречие, отражавшее неоднородность  социальной базы этого движения. Дворянство и зажиточные горожане  стремились к секуляризации церковных владений. Требование де-  ржаться Священного Писания они истолковывали в духе сохранения  всего того в догматике, обрядности и жизни, что прямо не противо-  речило Библии. Эта умеренная реформаторская группировка получила  название "чашники" ("калликстинцы"). Сторонники радикальной  группировки, социальной базой которой были крестьянство и городская  беднота, требовали безусловного следования Священному Писанию и  отмены всего, что не подтверждалось его текстом. Они именовались  "таборитами" - по названию города Табор, основанного ими на холме,  на котором проводились проповеди и который получил название Та-  борской ("Фаворской") горы. Табориты отвергли догматы о пресуще-  ствлении, чистилище, учение о заступничестве святых, устранили  почитание икон и мощей, роскошь в богослужении, выдвинули тре-  бование веротерпимости. Поражение таборитов в 1434 г. в битве  против объединенных сил католического дворянства и чашников, отме-  на папой Пием II в 1462 г. соглашения с гуситами не остановили  движения крестьян и горожан за преобразование церкви, которое  достигло кульминации в эпоху Реформации XVI - XVII вв.  Торговля индульгенциями послужила поводом к выступлению не-  мецкого богослова М.Лютера (1483- 1546), профессора Виттенбер-  гского университета; 31 октября 1517 г. он прибил на двери церкви  в Виттенберге 95 тезисов об отпущении грехов. В них Лютер выдвинул 
 
 принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизнь  христианина, и критиковал учение об индульгенциях, о чистилище,  о молитве за умерших и спасении заслугами святых. В последующем  М. Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его  посредничество в спасении, выдвинул требование упростить обряд-  ность, подчинить церковь государям.  Все это отвечало интересам бюргерства и части дворянства, сос-  тавивших под водительством М. Лютера и его сподвижника Ф. Малан-  хтона (1497 - 1560) умеренное направление немецкой Реформации.  В реформаторское движение в Германии включились и крестьянско-  плебейские слои, возглавленные Т. Мюнцером (1490-1525).  Воспринятое анабаптистами (от греч. anabaptizo - вновь погружаю),  требовавшими вторичного крещения взрослых по вере, выступавшими  за свободную церковь, учение Мюнцера о "Царстве Божием на земле"  было мечтой об обществе без частной собственности. Центрами Ре-  формации в Швейцарии стали города Цюрих и Женева, где У,  Цвингли (1484 - 1531) и Ж. Кальвином (1509 - 1564) было осуще-  ствлено радикальное преобразование церковного устройства. В рефор-  ме были заинтересованы и некоторые государи, недовольные  сосредоточением в церкви земельных владений и богатств, выплатой  крупных денежных средств римским папам и их вмешательством в  политику. Группа немецких князей провела в своих владениях еван-  гелические реформы. В 1529 г. они заявили "протест" против отмены  Шпейерским рейхстагом права решать вопрос о религии подданных,  которого они добились в 1526 г. С этим событием связано происхож-  дение термина "протестантизм", который стали употреблять для обоз-  начения совокупности вероисповеданий христианства, генетически  связанных с Реформацией.  Особенности вероучения, Реформаторы настаивали на личном отно-  организации и культа шении человека и Бога. Они боролись за пра-  во каждого христианина свободно читать  Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным  источником вероучения, а предание отвергается либо используется в  той мере, в какой признается соответствующим Писанию. Согласно  основоположникам протестантизма, первородный грех не только пов-  редил природу человека, как учат православие и католицизм, но и  целиком извратил ее..Человек в грехопадении утратил саму способ-  ность совершать добро. В силу этого человек не может спастись своими  заслугами. Спасение может прийти только как результат божествен-  ного вмешательства, "даром данной благодати". Важнейшим догматом  большинства конфессий протестантизма является учение об оправ-  дании одной верой в искупительную жертву Христа. Иные способы  добиться спасения (обряды, аскеза, богоугодные дела и т. п.) считаются 
 
 несущественными. Что касается добрых дел, то они являются плодом  любви к Богу, проистекающей из веры в евангелие Христа.  В организационной структуре протестантских церквей выразилось  влияние новой общественной и культурной ситуации, новых духовных  запросов личности, освобождающейся от сословно-корпоративных пут.  Всех протестантов объединяет отказ признать примат римского папы.  Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего  священства. Всякий христианин, с точки зрения протестантов, в силу  крещения получает и посвящение, благодать равно дается всем кре-  щенным по вере. Все члены церкви могут играть активную роль в  общинах, участвовать в выборных руководящих органах. Общины  избирают или призывают специальных служителей - диаконов,  пресвитеров, проповедников, благовестников, пасторов, епископов.  Протестантизм, выступающий за упрощение и удешевление куль-  та, отверг молитву за умерших, поклонение Богородице и святым,  почитание мощей, икон и других реликвий. Чтение Библии, проповедь  составляют основу богослужения. Большое значение имеют также  индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов.  Многие протестанты соблюдают наиболее важные праздники, унасле-  дованные от католического церковного года, главным образом связан-  ные с жизнью Иисуса Христа. Некоторые протестантские объединения  включают в свой календарь гражданские праздники, например День  благодарения в США.  Лютеранство Церкви, названные впоследствии люте-  ранскими, или евангелическими, оформились  в северных немецких княжествах. Лютеранство признает авторитет  Апостольского и Никео-Константинопольского символа веры, имеет  свои вероучительные книги - "Аугсбургское вероисповедание" (1530),  катехизисы М.Лютера, "Книгу согласия" (1580). В лютеранстве сох-  раняется епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация),  литургия, два таинства: крещение (младенцев) и причащение. Еще в  1526 г. создана "Немецкая месса и последование богослужения", пере-  веден на немецкий язык молитвенник с ритуалом крещения. В лю-  теранских кирхах нет икон, но сохранены распятие, облачения  духовенства и алтарь.  Лютеранство влиятельно в ФРГ, Швеции, Дании, Норвегии,  Финляндии, США. В настоящее время к нему принадлежит около 75  млн. человек из общего числа в 408 млн. протестантов.  В 1947 г. создан Всемирный лютеранский союз, который под-  держивают около 50 млн. верующих.  Кальвинизм Наиболее последовательное воплощение де-  мократические требования нашли в  цвинглианстве и кальвинизме, которые в середине XVI в. слились в  швейцарской реформатской церкви. В отличие от лютеранства, в 
 
 реформатстве нет общеобязательного символа веры, единственным  источником вероучения считается Библия. Число вероисповедных до-  кументов не ограничивается. Авторитетными для теологов и пропо-  ведников остаются написанные Ж. Кальвином "Наставления в  христианской вере" (1536 - 1559), в которых систематизируются идеи  М. Лютера и других реформаторов, "Церковные установления" (1541),  "Женевский катехизис" (1545), а также "Шотландское вероиспове-  дание" (1560), "Вестминстерское исповедание веры" (1547) и др.  Реформаты отбросили почти все внешние атрибуты культа (иконы,  свечи, крест). Крещение и причащение рассматриваются как  символические обряды. Проповедь является центральным элементом  богослужения, которое включает также пение псалмов и молитвы.  Большое значение в кальвинистском вероучении имеет доктрина  о предопределении, избранности, согласно которой Бог избрал одних  к вечному блаженству, других - к погибели. Человек спасается пото-  му, что избран к спасению и получает дар веры, рождается свыше.  Доктрина о предопределении неоднократно смягчалась  кальвинистскими теологами. Богословы крупных реформатских цер-  квей в настоящее время истолковывают предопределение как предуз-  нание всеведущим Богом судьбы человека и как то, что на оправдание  нельзя повлиять делами, его следует рассматривать как результат бла-  годати.  Из этого учения вытекают характерные для кальвинизма  принципы "мирского призвания" и "мирского аскетизма". Ж. Кальвин  учил, что человек в любое время и в любом месте находится на службе  у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставля-  емые ему Богом дары - время, здоровье, собственность. Жизнь дол-  жна пониматься как исполнение долга и движение к цели,  поставленной Богом. Признаком оправдания в кальвинизме становится  не столько глубина чувства покаяния, как в лютеранстве, сколько  энергия и результаты усилий, способные свидетельствовать о действии  в верующем человеке избравшего его Бога. Кальвинист должен верить,  что успех в предпринимательстве может рассматриваться как свиде-  тельство возможной избранности.  Основанные на кальвинизме вероисповедания, были приняты про-  тестантами Франции (гугеноты), Нидерландов, в некоторых областях  Германии, Венгрии и Чехии. Значительную роль играли  кальвинистские идеи среди протестантов Англии, требовавших  радикального "очищения" (отсюда - пуритане) английской церкви,  господствующее положение они завоевали в Шотландии. Кальвинисты  Шотландии и Англии выступили за ликвидацию епископата. Общины  пресвитериан возглавляются выборными пресвитерами и пасторами,  составляющими консистории и пресвитериаты, а также региональ-  ными, провинциальными и национальными синодами или ассамбле-  ями. Еще более радикальную церковную реформу осуществили 
 
 конгрегационалисты, считающие местную общину (конгрегацию) са-  мостоятельной церковью, имеющей право на свое исповедание веры.  Стремление к объединению, усилившееся в протестантизме с конца  XIX в., привело к образованию Всемирного альянса реформатских цер-  квей, придерживающихся пресвитерианского строения (1875), и Меж-  дународного конгрегационалистского совета (1891), В мире  насчитывается около 40 млн. пресвитериан и 3 млн. конгре-  гационалистов. Последователей кальвинизма особенно много в Швей-  царии, Голландии, Англии, Шотландии, ФРГ, США, Канаде,  Австралии.  Англиканство С началом Реформации в Германии известия  о деятельности Лютера и протестантские  сочинения быстро достигли Англии и нашли там весьма благоприятную  почву. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII (1491 - 1547)  был объявлен главой церкви. В Англии закрывались монастыри,  производилась секуляризация церковных владений, прекращался  культ святых, икон и статуй, реликвий. При короле Эдуарде VI (1547  - 1553) "Актом о единообразии" в 1549 г. была введена англиканская  литургия, изложенная в "Книге общих молитв". Реформационное  движение не было прервано и кратковременной победой католической  партии при Марии Тюдор (1553 - 1558), когда были казнены многие  протестанты. Правление Елизаветы (1559 - 1603) стало временем  стабилизации англиканства, оформления его вероучительных и  литургических особенностей. В 1571 г. был утвержден символ веры,  так называемые "39 статей". В этом документе сохраняется идея о  спасающей силе церкви, учение об иерархии, унаследованное от ка-  толицизма, но проводится реформационное учение о Священном  Писании как источнике вероучения, принцип спасения одной только  верой, признаются два таинства - крещение и причащение, отверга-  ется транссубстанциация (пресуществление). Согласно англиканскому  вероучению, церемония ординации не означает, что этот ритуал со-  общает священнослужителю какую-то особую силу для совершения  мессы.  В англиканской церкви (название употребляется с 1851 г.) есть  общины, тяготеющие более к реформационному, евангелическому  типу, и общины, ориентированные на восстановление некоторых эле-  ментов католического учения и ритуала (месса, почитание Девы  Марии и святых). В мире насчитывается около 68 млн. англикан.  Англиканские церкви существуют в Англии (государственная), Шот-  ландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии и других странах.  Они входят в Англиканский союз церквей и имеют консультативный  орган - Ламбетские конференции, созываемые архиепископом Кен-  терберийским с середины XIX в. Священнослужители англиканских 
 
 церквей могут состоять в браке. В последнее время к священству до-  пущены и женщины.  Квакеры В XVII в. возникло "Христианское общество  друзей внутреннего света". Его основатель  ремесленник Дж. Фоке (1624 - 1691) провозгласил, что истина веры  проявляется в акте озарения "внутренним светом". За экстатические  приемы достижения общения с Богом или вследствие того, что они  подчеркивали необходимость пребывать в постоянном "трепете" перед  Богом, последователи этого движения.получили название квакеров (от  англ. quake - трястись). Богослужение у них состоит во внутренней  беседе с Богом и проповеди. Квакеров в мире насчитывается около  200 тыс. Их общины существуют в США, Англии, Канаде и некоторых  других странах, ими создан "Всемирный консультативный комитет  друзей".  Методизм Как попытка преодолеть религиозный  индифферентизм в англиканстве XVIII в.  возникло движение методистов. Его основателями были братья Уэсли  - Джон (1703 - 1791) и Чарльз (1707-1788). Название возводят  к методическому соблюдению христианских предписаний, которое они  проповедовали в созданном ими в студенческие годы в Оксфорде "Свя-  том клубе", и к новым методам проповеднической деятельности. Джон  Уэсли утверждал, что все люди при рождении получают дар благодати,  позволяющий им ответить на призыв Божий и вступить на путь спа-  сения. Методисты уделяли особое внимание миссионерской деятель-  ности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных  домах, тюрьмах и т. п. Отпочковавшись в 1795 г. от англиканской  церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры  до 25. Принцип спасения верой соединяется ими с учением о добрых  делах. В 1881 г. был создан Всемирный методистский совет. После-  дователями методизма являются около 31 млн. человек. Методизм рас-  пространен во многих странах, особенно в США, Великобритании,  Австралии, Южной Корее. Методистские общины создаются в России.  Меннониты Эта конфессия, исторически близкая ана-  баптистам, получила в 1544 г. название по  имени голландского проповедника Менно Симонса (1492 - 1559), ко-  торый отстаивал принцип крещения взрослых по вере. Учение мен-  нонитов, изложенное в "Декларации главных статей нашей общей  христианской веры" (1632), провозглашает равенство всех членов  общины, непротивление злу насилием, вплоть до запрещения служить  с оружием в руках, автономию общин. Из Голландии и Германии мен-  нониты расселились по многих странам, включая Россию. В мире в  настоящее время насчитывается около 500 тыс. меннонитов. Они  проживают в США, Канаде, Голландии, ФРГ и других странах. В 
 
 России меннониты разделились на церковных и братских,  сблизившихся с баптистами и крестящих посредством погружения.  Международным органом меннонитов является Всемирная конфе-  ренция.  Баптисты Баптистские общины возникли в начале XVII  в., первым английским баптистом считается  Дж. Смит (1554 - 1612), в общинах было введено крещение взрослых  погружением. С этим связано и название конфессии, которое  происходит от греч. baptizo - погружать в воду, крестить. Баптисты  требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от  государства, предоставления права проповеди всем членам общины. В  вероучении баптизма особое значение придается личной вере и обра-  щению. "Общие баптисты" испытали влияние голландского реформа-  тора XVI в. Якова Арминия, признававшего участие воли человека  в спасении, и придерживаются доктрины о спасении всех уверовавших  в Христа. "Частные баптисты" строго следуют кальвинистскому  учению о предопределении. Это течение в баптизме стало преобла-  дающим.  Крещение рассматривается баптистами как акт сознательного обра-  щения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины  допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на  молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются  полноправными членами общины. Крещение и хлебопреломление  понимаются как обряды, символизирующие веру в духовное единение  с Христом. Баптизм требует от своих последователей активной  миссионерской деятельности. Общины возглавляются выборными  пресвитерами, которым помогают диаконы и проповедники.  Еще в первой половине XVII в. баптизм появляется в Северной  Америке. Развитие протестантизма в Новом Свете, где не было гос-  подствующих религиозно-церковных традиций, стало важным факто-  ром укрепления новых конфессий, начинавших оттуда свою миссию  в Европе и остальном мире. Значительную роль в этом процессе сыг-  рали ревивалистские движения (религиозные возрождения), особенно  так называемое "Великое пробуждение", начавшееся в 1720 г., во вре-  мя которого многие конгрегационалисты стали баптистами.  Баптизм стал одной из самых многочисленных конфессий  протестантизма. Членами баптистских общин являются около 35 млн.  человек, а с детьми, молодежью и "друзьями" ("приближенными")  последователи баптизма насчитывают свыше 75 млн. человек. С 1905  г. численность баптистов в мире увеличилась в пять раз. Баптистские  церкви существуют более чем в 122 странах. Наиболее крупные  организации созданы в США. В 1905 г. на первом конгрессе в  Лондоне образован Всемирный союз баптистов.  Во второй половине XIX в. баптизм распространяется в  Российской империи, первоначально на Украине, в Закавказье и 
 
 Прибалтике. В 70-х годах прошлого века в Петербурге появляется  близкое к баптизму течение евангельских христиан. В 1905 г. с  выходом указа о веротерпимости были созданы Союз баптистов и  Союз евангелистов. После Февральской революции 1917 г. оба союза  активизировали свою деятельность, и период с 1917 по 1927 г.  признается последователями этого движения "золотым десятилетием".  Ими создавались сельскохозяйственные общины и кооперативы,  выпускалась обширная духовная литература, издавались журналы, и  газеты. Были созданы христианские молодежные организации,  библейские курсы для подготовки проповедников.  С переменой политики по отношению к религиозным  организациям большинство общин евангельских христиан ж баптистов  были закрыты в административном порядке (к 1932 г.). Но во время  Великой Отечественной войны запретительные меры были ослаблены.  В 1944 г. создан Союз евангельских христиан-баптистов СССР. К  этому союзу в 1945 г. присоединилась часть пятидесятников, а в  1963 г. - братские меннониты. Во главе союза стоял избираемый  съездом Всесоюзный совет (ВСЕХБ).  С 1960 г., когда началась новая активизация административной  борьбы с религией, выделилась группировка, которая была с 1965 г.  возглавлена Советом церквей ЕХБ. Его руководители потребовали  усилить религиозное воспитание детей и молодежи, вели борьбу за  гражданские права верующих, свободу проповеди и миссионерской  деятельности.  Со второй половины 70-х годов" когда некоторые общины стали  регистрироваться в качестве независимых, постепенно сложились три  самостоятельные организации: Союз ЕХБ, Совет церквей ЕХБ и  автономные церкви ЕХБ. С конца 80-х годов начался выход из  Союза ЕХБ христиан веры евангельской (пятидесятников) и  формирование ими своих объединений.  Адвентисты В начале 30-х годов XIX в. в США от  баптизма отделилось религиозное течение ад-  вентистов (лат. adventus - пришествие). Проповедник У. Миллер  (1782 - 1849) летом 1831 г. объявил, что вычислил дату второго  пришествия Христа - 21 марта 1843 г. В 1843 г. он выпустил книгу  "Доказательства Писания и истории о втором пришествии Христа в  1843 г., изложенные в обзоре докладов". Преемники Миллера ста-  рались более не называть точных сроков второго пришествия,  ограничившись утверждением, что в 1844 г. Христос вступил в "святая  святых" небесного храма и поэтому следует верить в близость его вто-  рого пришествия.  Из различных направлений адвентизма наиболее распространены  адвентисты седьмого дня (АСД), создавшие централизованную  организацию. Ведущим деятелем этого движения стала Е. Уайт (1827  - 1915), провозгласившая "откровение" о праздновании субботы  вместо воскресенья и "санитарную реформу". Адвентисты не считают 
 
 душу бессмертной и учат, что умирает и воскресает вместе с  телом. Тем не менее они утверждают, что каждый человек "записан"  у Бога, который может его воскресить.Воскрешенные праведники  получат вечную жизнь сначала в тысячелетнем царстве Христа на  небе, а потом на обновленной земле, тогда грешники будут  воскрешены для того, чтобы после Страшного Суда подвергнуться  вместе с сатаной окончательному уничтожению.  Санитарная реформа, которая, по мнению адвентистов, должна  подготовить тело человека к воскресению, означает запрет на  потребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя, на использование  ряда медикаментов.  Общины АСД, насчитывающие в настоящее время около 5 млн.  человек, организованы в международном масштабе. Они возглавля-  ются Генеральной конференцией АСД (с 1863 г.).  В России эта конфессия появляется в 80-х годах XIX в.  Легализация АСД в 1905 г. дала ей возможность организационного  оформления, активной проповеднической и благотворительной дея-  тельности вплоть до 1929 г. Общины АСД вновь обрели легальное  существование с 1944 - 1945 гг. С конца 70-х годов создаются  республиканские центры АСД (наиболее крупные - союзы АСД в  Росши и на Украине). В поселке Заокском Тульской области создан  учебно-административный центр с семинарией.  Пятидесятники Протестантское движение, получившее это  название, возникло в США в конце XIX в.  и оттуда распространилось в другие страны. В основе этой конфессии  лежит изложенный в новозаветной книге "Деяния апостолов" (2:1 -  18) рассказ о сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый  день после Пасхи. Последователи этого движения утверждают, что  каждый истинный христианин может получить видимые дары Святого  Духа: способность к пророчеству, исцелению больных, говорению на  иных языках (глоссолалия) и т. п. Пятидесятники близки по своему  вероучению и обрядности к баптизму, но подчеркивают мистическое  общение с Богом и "крещение Святым Духом". Они верят, что  освятившийся человек может стать органом сошедшего на него Святого  Духа. Пятидесятники разделены на несколько направлений. Наиболее  крупные объединения - "Церковь Бога", "Ассамблеи Бога",  "Объединенная пятидесятническая церковь" - распространены в США  и Латинской Америке. С 1947 г, существует Всемирная пятидесятниче-  ская конференция. Пятидесятники - одна из постоянно растущих кон-  фессий, насчитывающая свыше 51 млн. членов различных церквей и  более 11 млн. сочувствующих, С 60-х годов учение об "освящении"  и "дарах Святого Духа" актуализировано в других протестантских де-  номинациях "харизматическим движением", оказавшим влияние и на  католиков, особенно в Латинской Америке. Растет число последова-  телей этой конфессии и в России.  156 
 Свидетели Иеговы В 1872 г. В США возникло "Международное  общество исследователей Библии". Его руко-  водители после первой мировой войны провозгласили, что "второе  пришествие Христа" уже совершилось в 1914 г., но незримо. В 1931  г. они объявили о создании "Общества свидетелей Иеговы". Вероучение  иеговизма значительно отличается от других конфессий христианства.  Они отрицают Троицу и учат о единственном Боге - Иегове. Христа  иеговисты считают высшим сверхъестественным существом, сотворен-  ным Богом. После своего воплощения в человеческий образ и воск-  ресения Христос, объединяя 144 тысячи избранных - "свидетелей  Иеговы", готовит на земле войну с восставшим против Бога Сатаной.  Иеговисты предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил  Сатаны - "армагеддон", в результате которой дьявол и его сторонники  погибнут, а иеговисты будут жить в новом мире - едином теократиче-  ском государстве во главе с Христом. "Свидетелей Иеговы" насчиты-  вается около 3 млн. 600 тыс. человек. Их журналы "Сторожевая  башня", "Пробудитесь!" и другие издаются на многих языках  большими тиражами. Штаб-квартира этой организации, имеющей  ответвления во многих странах мира, находится в Бруклине (пред-  местье Нью-Йорка, США). Группы "свидетелей Иеговы" есть и в на-  шей стране.  Помимо рассмотренных конфессий есть и другие течения проте-  стантизма, одни из которых существуют несколько столетий  (например, валъденсы, данкеры, моравские братья, гернгутеры,  унитарии), другие сложились в XIX - XX вв. (мормоны, Новоапо-  стольская церковь, Христианская наука). Некоторые исследователи на-  зывают их "маргинальном протестантизмом", поскольку они вводят  положения вероучения, несвойственные большинству христианских  конфессий.  Тенденции в современном   протестанцизме Всемирная миссионерская конференция в  Лондоне в 1910 г. положила начало эку-  Социально-политические меническому движению, преследующему цель  позиции протестантских церквей - преодолеть догматические и канонические различия в христианстве и связать его с  социальными проблемами современности. Состоявшаяся в 1948 г. в  Амстердаме Всемирная ассамблея церквей образовала руководящий  орган экуменического движения - Всемирный совет церквей (ВСЦ)  с резиденцией в Женеве. Протестантские церкви занимают различные  социально-политические позиции.  Евангелическо-лютеранские и реформатские теологи, как правило,  отрицают возможность построения единой социальной доктрины, осно-  ванной на Библии. В то же время они подчеркивают важность  христианской нравственности для оценки общественных явлений. В 
 
 XIX - начале XX в. был выдвинут лозунг "христианского  социализма", началось движение "социального евангелия". Во время  второй мировой войны многие протестанты поддержали сопротивление  и антинацистскую "исповедническую церковь" в Германии, хотя не-  которые примкнули к так называемым "немецким христианам",  приветствовавшим национал-социализм. После войны получает рас-  пространение концепция "ответственного общества", критической  дистанции ко всем светским движениям и институтам. В 60-е годы  выдвигаются либерально-модернистские и радикальные теории, под-  вергающие критике капиталистическое общество, разрабатывается да-  же "теология революции".  Хотя в русле экуменического движения была создана даже своя  символическая книга - "Христологическое исповедание" (Амстердам,  1948), выделяющая общехристианские положения вероучения, ассам-  блеи Всемирного совета церквей продемонстрировали неспособность  экуменистов разработать приемлемую для большинства социальную  и вероисповедную программу.  Различия в современном протестантизме - это не столько рас-  хождения в вероучении и устройстве между разными конфессиями,  сколько различия между тенденциями внутри одной и той же  конфессии. Как отмечают многие исследователи, либерально  ориентированные реформаты, лютеране и методисты ближе друг к  другу, чем к фундаменталистски настроенным членам собственных  объединений. С середины XX в. крупные конфессии протестантизма:  англиканство, лютеранство, реформатство, конгрегационализм, ме-  тодизм - испытывают сильное воздействие внешней обмирщенной  среды. В них существенно сократилось число людей, регулярно  принимающих участие в богослужении. Вместе с тем появляются  кружки интенсивного изучения Библии и осмысления ее  применительно к новой эпохе, вера становится не просто унаследо-  ванной от прошлого поколения, но самостоятельно выстраданной.  Наиболее интенсивно эти процессы идут в американском  протестантизме, который обрел определенное своеобразие и достиг  при всем плюрализме гораздо большего идейного единства, чем  европейский протестантизм, разделяемый грузом теологических  традиций. Следует отметить, что в США только англиканская  епископальная церковь является единой в масштабах страны, а все  прочие протестантские объединения существуют в виде самостоятель-  ных деноминаций. Это связано и с тем, что их происхождение  восходит к протестантам из разных стран. Однако экуменическое  движение, развитие миссионерской деятельности привели к сот-  рудничеству многих деноминаций США и к созданию Национального  совета церквей Северной Америки, в который входит около 60  деноминаций. В американских протестантских общинах сформировал-  ся склад религиозности, который многие исследователи и сами  верующие выделяют в особый тип протестантизма - "еван- 
 
 гелический". Вероучительные различия между ними отступают на  задний план и почти стираются, главным же становится личное  обращение, собственный религиозный опыт и стремление сверять  свою жизнь с принципами Евангелия, вести активную миссионерскую  деятельность.  В качестве особого типа исследователями выделяется и "туземное"  христианство, насчитывающее к 1980 г. уже около 82 млн. человек,  созданное миссионерской деятельностью протестантов. К середине XX  в. более динамичным становится развитие протестантизма в Африке,  Южной Америке, Океании, Азии. Характерным для этого процесса  является рост Африканских независимых церквей. Уже к 1968 г. их  насчитывалось почти 6 тыс. с более чем 10 млн. последователей.  Некоторые религиоведы считают даже, что эти церкви являются  четвертым крупным направлением христианства наряду с ка-  толицизмом, православием и протестантизмом. Во многих из них  наблюдается синкретизм, соединение христианских представлений и  символики с этническими религиозными представлениями и куль-  тами, стремление воспринять христианство в африканских терминах,  соединить библейское учение с собственным религиозным опытом,  пророчествами, исцелениями, защитой от злых духов.  В 70 - 80-е годы в Европе и США снизилось членство  протестантских церквей, придерживающихся либеральной ориентации  (епископальной, пресвитерианской). В то же время фундаменталисты,  евангелические деноминации и особенно общины, ориентированные  на Личный религиозный опыт возрождения и дары Святого Духа  (прежде всего пятидесятники), значительно увеличили свою числен-  ность и влияние. С конца 60-х годов развиваются, а в 70-е годы  консолидируются такие организации, как "Национальная ассоциация  евангелистов". Используя в широком масштабе средства массовой  информации, в особенности телепроповедь, идеологи фундамен-  талистов отстаивают буквальное понимание Библии, креационизм,  эсхатологию, учение о личной вере, возрождении, освящении, дарах  Святого Духа, рождении свыше, свободу предпринимательства и  конкуренции, протестантскую этику личного успеха, ценности семьи  и общественного порядка. Многие протестантские объединения  озабочены налаживанием экуменических контактов и сотрудничества  с нашей страной. 
   
			
		
			
					
 
 
 
 
  
 
 
 
 Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: 
 
  |