| 
			
			СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ
			
			
 
 
  	
			"Нетрадиционные культы", "религии Нового века", "внекон-  фессиональные, неканонические верования", "альтернативные куль-  ты", "молодежные религии" - так обозначают ряд религиозных  явлений, получивших распространение в Европе и США в 60-70-е  годы XX в. Эти годы характеризуются кризисом традиционных,  исторически сложившихся форм религиозного сознания, и прежде всего  христианства, являвшегося существенным элементом западноевропей-  ской и американской систем ценностей. Органически вписанные в  социальные структуры, традиционные религии оказались "ответствен-  ными" за социальные недуги. Разочарование в официальных ценно-  стях потребительского, технократического общества, чувство  одиночества, бесцельность жизни - все это явилось социально-психо-  логическим фактором поиска новой системы ценностей, новой "науки  жизни". Лидеры новых движений чутко реагировали на перепады в  общественных настроениях, резко обличали пороки "греховного" мира,  рекламировали себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев вы-  сшей мудрости и морали.  Последователями "нетрадиционных культов" была преимуществен-  но молодежь из среднего класса, образованная, материально обеспе-  ченная, но с нарушенными социальными связями. Кроме  разочаровавшихся участников различных форм социального протеста,  "нетрадиционные культы" становятся прибежищем для людей,  выбитых из привычной жизненной колеи. В религиях "Нового века"  их манила твердая организация, жесткие нравственные и поведен-  ческие правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на роль  духовного пастыря.  Особенности Новые "нетрадиционные культы" представля-  и классификация ют специфический тип религиозной  "нетрадиционных культов" организации. В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная систе-  ма; структура этих организаций нередко иерархическая, с жестким  авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна  оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаива-  ющим их церковным организациям, в них сильно развито "мы-чув-  ство". Культ в этих новых общинах предпочтительно коллективный,  используется "техника" психологического манипулирования, психоте-  рапия, особенное внимание уделяется прозелитам, их адаптированию  в группе. Организации религий "Нового века" действуют как мощные  межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют 
 
 филиалы во многих странах мира. Все многообразие культов можно  условно разделить на пять групп.  1. Неоориенталистские культы: "Общество Сознания Кришны",  "Тихоокеанский дзен-буддийский центр", "Миссия Божественного све-  та" Махарай Джи, "Трансцендентальная медитация" и др.  Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще  всего модернизируя различные варианты индуизма, буддизма.  Неоиндуистские и необуддистские учения предлагают мистический  путь освобождения (мокша) - пробуждение в человеке имманентного  божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта  истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива.  Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации,  слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размыш-  ление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружа-  ющей природы) включает произнесение мантр - специальных слов  или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. Веро-  учительные особенности отходят на задний план, на передний высту-  пает следование истинному пути, личный опыт, конкретный авторитет  гуру, свами.  2. Неохристианские объединения - это "Церковь Унификации",  "Дети Бога", "Церковь Тела Христова" и др. Для этих культов ха-  рактерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных  религий, акцентирование эсхатологии и мессианства, наделение руко-  водителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение,  высшие нравственные предписания.  3. Сайентологическое направление образуют "Церковь сайенто-  логии", "космические религии", например "Общество Аэтариус", про-  поведующие связь Земли и высших космических сил, "космического  разума". В этих культах различным физическим приборам приписы-  вается мистическое значение, утверждается возможность регистрации  или даже измерения воздействия на физическую, биологическую  природу неких неизвестных и таинственных высших реальностей и  факторов. Мистически трактуются неисследованные явления психики  и окружающей природы.  4. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися  традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший ав-  торитет получают новые магические учения и институты, соединя-  ющие воззрения и практики восточных и западных, древних и  современных традиций, а также спонтанное творчество новых колду-  нов и гадателей. К таким течениям можно отнести, например, учение  Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев.  Значительное распространение получили спиритические движения, на-  чавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке,  практикующие общение с душами умерших.  5. "Сатанинские" группы. Сатанизм пришел из древнего Ирака, 
 
 его заветы содержатся в Синей книге. Сатанинские культы воз-  величивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими  источниками зла - демонами, сатаной и др. "Церковь Сатаны",  например, провозглашает себя сознательным носителем зла и  антиподом христианства.  Между первыми четырьмя группами культов нет четких границ,  деление весьма условно. Так, "Трансцендентальную медитацию",  учение Махариши Махеша Йога можно отнести и к сайентологическим  культам. "Церковь сайентологии" Хаббарда восприняла некоторые  идеи буддизма, в частности достижение состояния внутреннего покоя  и безмятежности (нирвана). Неохристианские культы используют  медитацию, заимствованную из восточных систем, магию. В то же вре-  мя неоориенталистские учения свой понятийный аппарат зачастую  черпают из христианской и светской западной философии. В целом  это синтетические, синкретичные, эклектичные культы.  Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и  культовой практики последователей многих "религий XX века", в них  на первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторона  культа.  Обратим внимание на особенности "Церкви Унификации" Сен Мен  Муна (р. 1920), или "Ассоциации Святого Духа для Единения  Всемирного христианства", и "Международного общества Сознания  Кришны".  "Церковь Унификации" Основана в 1954 г. Согласно учению Муна,  существует единый Бог, отец всех наций,  извещающий о себе в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме и  других религиях мира. Теперь настало время осознать живого Бога  вне границ традиционных религий.  Человеческая история складывается из трех периодов: "век Ветхого  Завета", "век Нового Завета", "век Завершенного Завета". Каждому  веку Бог сообщает "истину" в определенном объеме, учитывая духов-  ный уровень людей, используя различных мессий и пророков. Истина,  предназначенная для первого и второго периодов, содержится в  Библии. В 1960 г. начался последний период - "век Завершенного За-  вета". Мун объявил свой труд "Божественный принцип" существенным  дополнением Откровения, а себя - подлинным мессией третьего  периода, который борется с силами сатаны, несет послание истинной  любви и единения. Расизм, войны, бедность и всяческое зло в конеч-  ном счете являются результатом грехов в человеческом сердце. По-  этому социальной революции должна предшествовать духовная  революция внутри каждого человека. Мун ставит задачу - объединить  мир в одну семью, отличающуюся высокой нравственностью, любовью  и настоящей верой.  Его церковь во всем мире функционирует как "семья". В ней отсут- 
 
 ствуют формальные каноны ж обряды, главное, по учению Муна, -  составляющие ее люди, заботящиеся о других людях. Муниты жер-  твуют религиозной общине деньги, имущество. Личность реализуется  в группе, где полностью осуществляются регуляция и ориентация  практической деятельности человека. В этом суть "нового рождения".  Мун считает, что "обновление" человечества, практическое осу-  ществление идеала единого мира под Богом требуют построения  инфраструктуры нового мира, объединяющей все сферы человеческой  деятельности. Строительство инфраструктуры охватывает бизнес в  области средств массовой информации, промышленности, научных и  технических исследований, гуманитарных начинаний и искусств.  Идеология "Божественности" является сильной мотивацией круп-  ного бизнеса. Сам Мун основал газеты и журналы, кораблестроитель-  ные компании, рыболовецкий флот, фармацевтические фирмы,  госпитали и т. д. "Церковь Унификации" представлена более чем в  130 странах мира.  "Международное общество Основатель этого общества - индийский про-  Сознания Кришны" поведник Абхай Чарин Де (1896 - 1977), по-  (исккон) лучивший ритуальное имя Бхактиведанта  Свами Прабхупада, изложил свое учение в  книге "Бхагават-гита как она есть" и других работах.  Согласно учению Прабхунады, существует единственный абсолют-  ный Бог - Кришна, который выступает в трех аспектах: Бхагаван,  Брахман, Параматма. Бхагаван - это аспект Бога как Верховной  личности, обладающей непостижимыми качествами, всем богатством,  могуществом, славой, красотой. Брахман - имперсональный аспект,  всепроникающая абсолютная истина, непостижимая, бескачественная  сила, излучение трансцендентального тела Личности Бога. В Парматме  выражается Верховная Душа, которая находится в сердце каждого  живого существа наряду с индивидуальной душой - дживой. Бог вечен  и несотворим, имеет множество аспектов, обладает двумя видами  энергии - высшей (духовной) и низшей (материальной), творящей  мир и все живые существа. У Бога множество имен соответственно  множеству его действий. Главное его имя - Кришна ("Всепривлека-  ющий"). Он изображается как прекрасный юноша с темной кожей.  Остальные боги (как ведической литературы, так и других  религиозных систем) мыслятся как аватары (воплощения) Кришны  или полубоги. Например, Иисус Христос рассматривается как одна из  инкарнаций Кришны. Кришна пребывает в своем жилище в транс-  цендентальном мире на планете Кришналока, где наслаждается  лилами (играми, удовольствиями). В то же время, благодаря своим  энергиям, он находится в каждой точке мироздания.  Человек, согласно кришнаизму, характеризуется дуализмом души  и тела. Индивидуальная душа (джива, атма) - частица Верховной 
 
 Души (Параматма, Брахман). Полем деятельности для дживы является  тело, которое душа получает согласно своим желаниям. Злоупотребив  своей свободой, джива попадает в материальный мир, где находится  под властью трех гун (состояний, модусов, привязанностей) - неве-  жества, страсти, благости. В материальном мире джива забывает о  своей божественной сущности и отдается во власть кармы, т. е.  причинно-следственной связи. Обретая человеческую форму, джива  имеет шанс освободиться от сансары, возвратиться назад к Богу. Осво-  бождение дживы от материального мира возможно лишь на пути  развития в себе Сознания Кришны.  В материальном мире существуют три уровня планет. Высший уро-  вень заселен полубогами, теми, чья джива находится в модусе бла-  гости, добродетели. Сюда относятся кришнаиты, брахманы, ученые,  философы, коровы. Средний уровень - в том числе Земля - включает  тела, джива которых в модусе страсти. Страсть - это стремление к  почету, семье, дому. Человек здесь вынужден тяжко трудиться. На  планетах низшего уровня находятся дживы в модусе невежества (ле-  ность, безумие), за что получают тела животных.  Материальный мир может стать духовным, сохраняя свои ма-  териальные характеристики. Духовное - это все, что связано с  Кришной. Материальные ценности превращаются в духовные путем  использования их в служении Кришне, т. е. отдавая большую часть  дохода обществу Сознания Кришны. Освободиться от материального  мира, полного страданий, развить в себе Сознание Кришны может  каждый, даже человек из касты неприкасаемых (чандал), если он бу-  дет со всей преданностью служить Кришне.  Кришнаиты называют себя вайшнавами, т. е. преданными Богу, а  свое учение не религией, а ортопрактикой, наукой самореализации  (развития в себе Сознания Кришны) на основе бхакти-йоги. В бхакти-  йоге отношение с божеством окрашено в эротическую символику: это  Любовь, непрекращающееся стремление к Богу. Вечно юный, прек-  расный физически Бог кришнаитов почитается ими как пуруша, муж-  ское начало. А сами вайшнавы, слуги Кришны, рассматривают себя  как женское начало, пракрити.  Цель культовой практики кришнаитов - выработать установку  смотреть на мир глазами, "смазанными любовью к Кришне". Любовь  к Кришне в наивысшей степени проявляется в достижении религиозно-  го экстаза через медитацию, коллективную и индивидуальную.  Индивидуальная медитация (джапа) и коллективная (киртан) - сов-  местное воспевание мантр, сопровождающееся игрой на музыкальных  инструментах и ритмическими танцевальными движениями. Иск-  лючительная роль в культе принадлежит мантре ("очищение ума"):  "Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама  Харе Рама Рама Рама Харе Харе". Это "воспевание святых имен Гос-  пода". В течение дня кришнаиты должны произнести мантру 1728 раз. 
 
 Кришнаиты живут в ашрамах (коммунах), которыми руководят гу-  ру (учителя). Гуру не просто духовный учитель и мудрый авторитет-  ный человек, но представитель или даже воплощение Бога. Гуру  помогает в процессе познания Кришны через доведение трансценден-  тального знания ученику (шитья). Гуру инициирует прозелитов (воз-  можна заочная инициация), берет на себя карму ученика, дает  секретную "защитную" мантру, с которой ученик может обратиться  к Кришне в экстремальных ситуациях. Гуру помогает шишье преоб-  разовать свой духовный мир, выработать особое блаженно-восторжен-  ное миросозерцание, в котором преданный Кришне старается видеть  во всем беспричинную милость Бога. 
   
			
		
			
					
 
 
 
 
  
 
 
 
 Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: 
 
  |