Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ





"Нетрадиционные культы", "религии Нового века", "внекон-
фессиональные, неканонические верования", "альтернативные куль-
ты", "молодежные религии" - так обозначают ряд религиозных
явлений, получивших распространение в Европе и США в 60-70-е
годы XX в. Эти годы характеризуются кризисом традиционных,
исторически сложившихся форм религиозного сознания, и прежде всего
христианства, являвшегося существенным элементом западноевропей-
ской и американской систем ценностей. Органически вписанные в
социальные структуры, традиционные религии оказались "ответствен-
ными" за социальные недуги. Разочарование в официальных ценно-
стях потребительского, технократического общества, чувство
одиночества, бесцельность жизни - все это явилось социально-психо-
логическим фактором поиска новой системы ценностей, новой "науки
жизни". Лидеры новых движений чутко реагировали на перепады в
общественных настроениях, резко обличали пороки "греховного" мира,
рекламировали себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев вы-
сшей мудрости и морали.
Последователями "нетрадиционных культов" была преимуществен-
но молодежь из среднего класса, образованная, материально обеспе-
ченная, но с нарушенными социальными связями. Кроме
разочаровавшихся участников различных форм социального протеста,
"нетрадиционные культы" становятся прибежищем для людей,
выбитых из привычной жизненной колеи. В религиях "Нового века"
их манила твердая организация, жесткие нравственные и поведен-
ческие правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на роль
духовного пастыря.
Особенности Новые "нетрадиционные культы" представля-
и классификация ют специфический тип религиозной
"нетрадиционных культов" организации. В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная систе-
ма; структура этих организаций нередко иерархическая, с жестким
авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна
оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаива-
ющим их церковным организациям, в них сильно развито "мы-чув-
ство". Культ в этих новых общинах предпочтительно коллективный,
используется "техника" психологического манипулирования, психоте-
рапия, особенное внимание уделяется прозелитам, их адаптированию
в группе. Организации религий "Нового века" действуют как мощные
межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют



филиалы во многих странах мира. Все многообразие культов можно
условно разделить на пять групп.
1. Неоориенталистские культы: "Общество Сознания Кришны",
"Тихоокеанский дзен-буддийский центр", "Миссия Божественного све-
та" Махарай Джи, "Трансцендентальная медитация" и др.
Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще
всего модернизируя различные варианты индуизма, буддизма.
Неоиндуистские и необуддистские учения предлагают мистический
путь освобождения (мокша) - пробуждение в человеке имманентного
божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта
истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива.
Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации,
слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размыш-
ление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружа-
ющей природы) включает произнесение мантр - специальных слов
или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. Веро-
учительные особенности отходят на задний план, на передний высту-
пает следование истинному пути, личный опыт, конкретный авторитет
гуру, свами.
2. Неохристианские объединения - это "Церковь Унификации",
"Дети Бога", "Церковь Тела Христова" и др. Для этих культов ха-
рактерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных
религий, акцентирование эсхатологии и мессианства, наделение руко-
водителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение,
высшие нравственные предписания.
3. Сайентологическое направление образуют "Церковь сайенто-
логии", "космические религии", например "Общество Аэтариус", про-
поведующие связь Земли и высших космических сил, "космического
разума". В этих культах различным физическим приборам приписы-
вается мистическое значение, утверждается возможность регистрации
или даже измерения воздействия на физическую, биологическую
природу неких неизвестных и таинственных высших реальностей и
факторов. Мистически трактуются неисследованные явления психики
и окружающей природы.
4. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися
традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший ав-
торитет получают новые магические учения и институты, соединя-
ющие воззрения и практики восточных и западных, древних и
современных традиций, а также спонтанное творчество новых колду-
нов и гадателей. К таким течениям можно отнести, например, учение
Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев.
Значительное распространение получили спиритические движения, на-
чавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке,
практикующие общение с душами умерших.
5. "Сатанинские" группы. Сатанизм пришел из древнего Ирака,

его заветы содержатся в Синей книге. Сатанинские культы воз-
величивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими
источниками зла - демонами, сатаной и др. "Церковь Сатаны",
например, провозглашает себя сознательным носителем зла и
антиподом христианства.
Между первыми четырьмя группами культов нет четких границ,
деление весьма условно. Так, "Трансцендентальную медитацию",
учение Махариши Махеша Йога можно отнести и к сайентологическим
культам. "Церковь сайентологии" Хаббарда восприняла некоторые
идеи буддизма, в частности достижение состояния внутреннего покоя
и безмятежности (нирвана). Неохристианские культы используют
медитацию, заимствованную из восточных систем, магию. В то же вре-
мя неоориенталистские учения свой понятийный аппарат зачастую
черпают из христианской и светской западной философии. В целом
это синтетические, синкретичные, эклектичные культы.
Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и
культовой практики последователей многих "религий XX века", в них
на первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторона
культа.
Обратим внимание на особенности "Церкви Унификации" Сен Мен
Муна (р. 1920), или "Ассоциации Святого Духа для Единения
Всемирного христианства", и "Международного общества Сознания
Кришны".
"Церковь Унификации" Основана в 1954 г. Согласно учению Муна,
существует единый Бог, отец всех наций,
извещающий о себе в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме и
других религиях мира. Теперь настало время осознать живого Бога
вне границ традиционных религий.
Человеческая история складывается из трех периодов: "век Ветхого
Завета", "век Нового Завета", "век Завершенного Завета". Каждому
веку Бог сообщает "истину" в определенном объеме, учитывая духов-
ный уровень людей, используя различных мессий и пророков. Истина,
предназначенная для первого и второго периодов, содержится в
Библии. В 1960 г. начался последний период - "век Завершенного За-
вета". Мун объявил свой труд "Божественный принцип" существенным
дополнением Откровения, а себя - подлинным мессией третьего
периода, который борется с силами сатаны, несет послание истинной
любви и единения. Расизм, войны, бедность и всяческое зло в конеч-
ном счете являются результатом грехов в человеческом сердце. По-
этому социальной революции должна предшествовать духовная
революция внутри каждого человека. Мун ставит задачу - объединить
мир в одну семью, отличающуюся высокой нравственностью, любовью
и настоящей верой.
Его церковь во всем мире функционирует как "семья". В ней отсут-

ствуют формальные каноны ж обряды, главное, по учению Муна, -
составляющие ее люди, заботящиеся о других людях. Муниты жер-
твуют религиозной общине деньги, имущество. Личность реализуется
в группе, где полностью осуществляются регуляция и ориентация
практической деятельности человека. В этом суть "нового рождения".
Мун считает, что "обновление" человечества, практическое осу-
ществление идеала единого мира под Богом требуют построения
инфраструктуры нового мира, объединяющей все сферы человеческой
деятельности. Строительство инфраструктуры охватывает бизнес в
области средств массовой информации, промышленности, научных и
технических исследований, гуманитарных начинаний и искусств.
Идеология "Божественности" является сильной мотивацией круп-
ного бизнеса. Сам Мун основал газеты и журналы, кораблестроитель-
ные компании, рыболовецкий флот, фармацевтические фирмы,
госпитали и т. д. "Церковь Унификации" представлена более чем в
130 странах мира.
"Международное общество Основатель этого общества - индийский про-
Сознания Кришны" поведник Абхай Чарин Де (1896 - 1977), по-
(исккон) лучивший ритуальное имя Бхактиведанта
Свами Прабхупада, изложил свое учение в
книге "Бхагават-гита как она есть" и других работах.
Согласно учению Прабхунады, существует единственный абсолют-
ный Бог - Кришна, который выступает в трех аспектах: Бхагаван,
Брахман, Параматма. Бхагаван - это аспект Бога как Верховной
личности, обладающей непостижимыми качествами, всем богатством,
могуществом, славой, красотой. Брахман - имперсональный аспект,
всепроникающая абсолютная истина, непостижимая, бескачественная
сила, излучение трансцендентального тела Личности Бога. В Парматме
выражается Верховная Душа, которая находится в сердце каждого
живого существа наряду с индивидуальной душой - дживой. Бог вечен
и несотворим, имеет множество аспектов, обладает двумя видами
энергии - высшей (духовной) и низшей (материальной), творящей
мир и все живые существа. У Бога множество имен соответственно
множеству его действий. Главное его имя - Кришна ("Всепривлека-
ющий"). Он изображается как прекрасный юноша с темной кожей.
Остальные боги (как ведической литературы, так и других
религиозных систем) мыслятся как аватары (воплощения) Кришны
или полубоги. Например, Иисус Христос рассматривается как одна из
инкарнаций Кришны. Кришна пребывает в своем жилище в транс-
цендентальном мире на планете Кришналока, где наслаждается
лилами (играми, удовольствиями). В то же время, благодаря своим
энергиям, он находится в каждой точке мироздания.
Человек, согласно кришнаизму, характеризуется дуализмом души
и тела. Индивидуальная душа (джива, атма) - частица Верховной

Души (Параматма, Брахман). Полем деятельности для дживы является
тело, которое душа получает согласно своим желаниям. Злоупотребив
своей свободой, джива попадает в материальный мир, где находится
под властью трех гун (состояний, модусов, привязанностей) - неве-
жества, страсти, благости. В материальном мире джива забывает о
своей божественной сущности и отдается во власть кармы, т. е.
причинно-следственной связи. Обретая человеческую форму, джива
имеет шанс освободиться от сансары, возвратиться назад к Богу. Осво-
бождение дживы от материального мира возможно лишь на пути
развития в себе Сознания Кришны.
В материальном мире существуют три уровня планет. Высший уро-
вень заселен полубогами, теми, чья джива находится в модусе бла-
гости, добродетели. Сюда относятся кришнаиты, брахманы, ученые,
философы, коровы. Средний уровень - в том числе Земля - включает
тела, джива которых в модусе страсти. Страсть - это стремление к
почету, семье, дому. Человек здесь вынужден тяжко трудиться. На
планетах низшего уровня находятся дживы в модусе невежества (ле-
ность, безумие), за что получают тела животных.
Материальный мир может стать духовным, сохраняя свои ма-
териальные характеристики. Духовное - это все, что связано с
Кришной. Материальные ценности превращаются в духовные путем
использования их в служении Кришне, т. е. отдавая большую часть
дохода обществу Сознания Кришны. Освободиться от материального
мира, полного страданий, развить в себе Сознание Кришны может
каждый, даже человек из касты неприкасаемых (чандал), если он бу-
дет со всей преданностью служить Кришне.
Кришнаиты называют себя вайшнавами, т. е. преданными Богу, а
свое учение не религией, а ортопрактикой, наукой самореализации
(развития в себе Сознания Кришны) на основе бхакти-йоги. В бхакти-
йоге отношение с божеством окрашено в эротическую символику: это
Любовь, непрекращающееся стремление к Богу. Вечно юный, прек-
расный физически Бог кришнаитов почитается ими как пуруша, муж-
ское начало. А сами вайшнавы, слуги Кришны, рассматривают себя
как женское начало, пракрити.
Цель культовой практики кришнаитов - выработать установку
смотреть на мир глазами, "смазанными любовью к Кришне". Любовь
к Кришне в наивысшей степени проявляется в достижении религиозно-
го экстаза через медитацию, коллективную и индивидуальную.
Индивидуальная медитация (джапа) и коллективная (киртан) - сов-
местное воспевание мантр, сопровождающееся игрой на музыкальных
инструментах и ритмическими танцевальными движениями. Иск-
лючительная роль в культе принадлежит мантре ("очищение ума"):
"Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама
Харе Рама Рама Рама Харе Харе". Это "воспевание святых имен Гос-
пода". В течение дня кришнаиты должны произнести мантру 1728 раз.

Кришнаиты живут в ашрамах (коммунах), которыми руководят гу-
ру (учителя). Гуру не просто духовный учитель и мудрый авторитет-
ный человек, но представитель или даже воплощение Бога. Гуру
помогает в процессе познания Кришны через доведение трансценден-
тального знания ученику (шитья). Гуру инициирует прозелитов (воз-
можна заочная инициация), берет на себя карму ученика, дает
секретную "защитную" мантру, с которой ученик может обратиться
к Кришне в экстремальных ситуациях. Гуру помогает шишье преоб-
разовать свой духовный мир, выработать особое блаженно-восторжен-
ное миросозерцание, в котором преданный Кришне старается видеть
во всем беспричинную милость Бога.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.