Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ





ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Схемы и тесты

 

ТЕМА 1

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Различные подходы к определению предмета педагогической психологии

2. Взаимосвязь педагогики с психологией

3. Взаимосвязь педагогической и возрастной психологии

4. Основные принципы педологии

5. Проблемы педагогической психологии

6. Основные задачи педагогической психологии

7. Структура педагогической психологии

8. Категории, используемые педагогической психологии

9. Особенности применения теоретических знаний в психолого-педагогической практике

 

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ПСИХОЛОИЕЙ

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА 2

МЕТОДЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Проблемы методов педагогической психологии

2. Уровни методологических знаний

3. Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогического исследования

4. Классификация методов психологического исследования

5. Виды наблюдения

6. Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента

7. Достоинства и недостатки метода наблюдения

8. Достоинства и недостатки метода эксперимента

9. Особенности естественнонаучного и формирующего эксперимента

10. Основные этапы психолого-педагогического исследования

 

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учение рассматривает как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития. Учение проявляет и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения

6. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

10. ПОКАЗАТЕЛИ ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ

темп продвижения ученика

12. ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ

 

 

 

23. ЗАВИСИМОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ ОТ ТИПА МЫШЛЕНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ОБУЧАЕМЫХ В УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПО Г. ГЛАУСУ)

№ п/п Параметр сравнения Позитивный тип Негативный тип
1. Скорость Быстро   Легко, без труда   Прочно, устойчиво во времени     Легко переучивается   Обладает гибкостью Медленно   С трудом, напряженно и тяжело   Поверхностно, мимолетно, быстро забывается   С трудом переучивается   Характеризуется ригидностью, застылостью  
2. Тщательность Добросовестно   Аккуратно   Основательно Халатно   Небрежно, неряшливо   Поверхностно  
3. Мотивация Охотно   Добровольно   По собственному побуждению   Активно, включено, увлеченно   Старательно, усердно, изо всех сил Неохотно   По обязанности   Под давлением   Пассивно, вяло, безучастно   Нерадиво, лениво
4. Регуляция действий   Самостоятельно   Автономно, независимо   Планомерно, целенаправленно   Настойчиво, постоянно     Несамостоятельно   Подражая   Бесцельно, бессистемно, без плана   Периодически, неустойчиво
5. Когнитивная организация   Осознанно, с пониманием     Направленно, предвидя последствия   Рационально, Экономно     Механически, не понимая, методом проб и ошибок   Случайно, непреднамеренно     Нерационально, неэффективно
6. Общая оценка Хорошо Плохо

3. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Операция

― чтение, работа с книгой, конспектирование ― библиографический поиск ― работа со справочниками, словарями ― слушание речи, запись прослушанного ― внимательное восприятие информации, управление вниманием ― наблюдение, запоминание

16. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-СПЕЦИФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА СТАДИИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

1. ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

 

 

 

 



СВОДНАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

И ХОДА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Уровень Тип отношения к учению Мотивация учения Умение учиться
Мотивы (ради чего учится) Цели (какие цели ставит и реализует в учении) Эмоции (как переживает учение ученик) Обученность (как умеет учиться школьник) Обучаемость (как может учиться школьник)
Знания Учебная деятельность
1. Отрицательное отношение Преобладание мотивов избегания неприятностей, наказания. Индивидуалистические мотивы. Отсутствие интереса к процессу и содержанию учения. Объяснение своих неудач внешними причинами Отвлечения на уроках.. Неумение возобновить работу после отвлечения. Разрушение деятельности после затруднений, Низкий уровень притязаний Отрицательные эмоции избегания, страха, обиды, неудовлетворенности собой и учителем. Эмоции устойчивой неуверенности в себе из-за длительного неуспеха («выученная беспомощность») Знания о фактах. Узкий круг знаний Учебная деятельность несформирована. Неумение выполнять несколько действий в определенной последовательности. Неадекватный самоконтроль и самооценка. Низкая самооценка Отсутствие переноса знаний в новые условия. «Закрытость» для помощи другого человека
2. Нейтральное (пассивное) отношение Неустойчивые мотивы интереса к внешним результатам учения Уход от трудностей. Отсутствие самостоятельных целей, невозвращение к нерешенным задачам Отрицательные эмоции: скуки, неуверенности. Неустойчивость эмоций   Узнавание и воспроизведение готовых знаний Выполнение отдельных учебных действий по инструкции и по образцу Пассивность в новых условиях и ситуациях
3. Положительное (аморфное), нерасчлененное, ситуативное) отношение (предотношение) Широкий познавательный мотив как интерес к результату учения и к отметке учителя. Широкие диффузионные социальные мотивы ответственности Ориентация на результат своей деятельности. Понимание, первичное осмысление и достижение целей, поставленных учителем Эмоции удивления, переживания необычности, новизны и привлекательности учебного материала. Положительные эмоции от пребывания в школе. Общий неустойчивый положительный настрой к учению, зависящий от ситуации Знания о фактах, понятиях и терминах. Запоминание знаний Понимание и выполнение учебной задачи, поставленной учителем. Выполнение ряда учебных действий по инструкции, образцу. Итоговый самоконтроль и самооценка (по результату работы) Восприимчивость к усвоению новых знаний
4. Положительное (познавательное, осознанное) отношение Новые мотивы из самостоятельно поставленных целей. Учебно-познавательные мотивы как интерес к разным способам добывания знаний; осознанное соотношение мотивов и целей своих действий Понимание связи результата со своими возможностями, различение трудности задачи и своих возможностей и усилий в постановке реалистических целей с учетом своих возможностей. Постановка цели с учетом субъективной вероятности успеха, умения определить расход времени и сил на достижение цели. Объяснение причин своих успехов и неудач как объективной трудностью задачи, так и своими усилиями в данном задании. Отношение к отметке учителя с учетом трудности задачи, своих способностей и усилий   Положительные эмоции от поиска разных способов решения. Удовлетворенность адекватной самооценкой. Положительные эмоции от соответствия внутренней самооценки и оценки учителя. от соответствия внутренней самооценки и оценки учителя. Положительные эмоции от умения различать свои способности в целом и усилия в данном задании. Осознанность эмоций. Отрицательные эмоции временной неудовлетворенности собой при столкновении с задачей новой трудности Знания о законах и теориях, о способах деятельности. Применение знаний в знакомых условиях. Понимание знаний. Репродуктивный уровень усвоения знаний. Системность, осознанность, обобщенность Переопределение и доопределение учебных задач, поставленных учителем, и самостоятельная постановка учебных задач. Пошаговый самоконтроль и самооценка (по ходу работы). Осознание структуры учебной деятельности в целом и самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому. Различение способа и результата учебной деятельности, осознанный поиск разных способов решения. Адекватная самооценка Восприимчивость к усвоению способов учебной работы
5. Положительное (адекватное, инициативное, творческое) отношение Мотивы совершенствования способов учебно-познаватель-ной деятельности (самообразования). Самостоятельность мотивов. Осознание соотношений своих мотивов и целей Активное апробирование целей. Постановка самостоятельной цели (без помощи взрослого) и по своей инициативе. Постановка гибких целей, меняющихся в зависимости от ситуации. Осознание себя как субъекта учебной деятельности и источника активности в учении Положительные эмоции при постановке нестереотипных целей. Эмоция, предваряющая и регулирующая деятельность. Эмоция конструктивного сомнения. Отрицательные эмоции временной неудовлетворенности при самостоятельной постановке более сложных целей Знания о методах познания. Применение знаний в новых условиях. Продуктивный уровень усвоения знаний. Гибкость и оперативность знаний Гибкость и мобильность учебной задачи и способов учебной деятельности. Прогностические самоконтроль и самооценка (до начала работы). Высокая самооценка. Выход из учебной деятельности в самообразование Восприимчивость к усвоению обобщенных рациональных способов организации своей учебной работы. Активность ориентировки в новых учебных условиях. Обращение к учебной деятельности в необязательной ситуации. Перенос способа действия в новые условия. Инициатива в ситуации со скрытыми возможностями    
6. Положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение Мотивы совершенствования способов сотрудничества с другим человеком в ходе учебно-познаватель-ной деятельности. Соподчинение мотивов, их устойчивая иерархия с доминированием одного-двух мотивов. Преодоление борьбы мотивов на основе устойчивой внутренней позиции. Мотивы ответственности на основе осознания причастности к результатам совместной учебной деятельности Достижение и реализация всех видов целей и доведение деятельности до ее завершения. Постановка социально значимых целей. Цель как принятие решения с личной ответственностью. Предвидение социальных результатов и последствий достижения своих целей. Настойчивость и упорство в ходе преодоления помех и затруднений при достижении целей. Объяснение своих успехов и неудач внутренними причинами. Стремление к расширению круга своих возможностей, уровня притязаний и их реализация Положительные эмоции личностного пристрастного отношения к ходу и результатам учения. Избирательные личностно окрашенные эмоции. Положительные эмоции уверенности в своих возможностях, гордости и достоинства. Устойчивый оптимистический внутренний настрой. Положительная эмоция активной позиции в коллективе. Положительные и отрицательные эмоции и сопереживание учителю и учащимся Оценивание как наличие своих личностных суждений по поводу знаний и способов учебной деятельности. Действенность знаний как стремление использовать их на практике. Идейность знаний как наличие социальной позиции в их оценке Выполнение учения как социально значимой деятельности и понимание себя как субъекта этой деятельности, активно и самостоятельно ставящего себе цели. Использование результатов учения в социальной практике. Овладение культурой учебного труда, сложными умениями, навыками и привычками. Умение занять разную условную позицию в совместной деятельности Восприимчивость к новым видам сотрудничества в ходе учения, к новым способам применения усвоенного в социальной практике. Готовность к сотрудничеству с другим человеком (при уменьшающейся помощи другого человека). Быстрый темп продвижения

 

 

 

 

 


продуктивный (поиск проблем, применение знаний в самых различных ситуациях)

16. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОТРАБОТКИ И ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

18. ЗАКОНЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА

19. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

К. РОДЖЕРС: «ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ Я БЫ СЕБЕ ЗАДАЛ,

ЕСЛИ БЫ БЫЛ УЧИТЕЛЕМ…» [2]

· Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог ли бы я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?

· Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых все участники учатся? Хватит ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений?

· Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда они не вели?

· Смогу ли я помочь ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек?

· В достаточной ли степени я сам ─ творческий человек, который сможет столкнуть детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний ─ с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?

· Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников, этих посланников будущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядит беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении?

· Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи ─ чувства?

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

РАЗДЕЛ I

Тема 3. Научение и учение

1. Междисциплинарный подход к анализу учения осуществил:

а) В. В. Давыдов в) Д. Б. Эльконин

б) И. Лингарт г) Л. Б. Ительсон

 

2. Автором книги «Процесс и структура человеческого учения» является:

а) И. И. Ильясов в) Л. Б. Ительсон

б) И. Лингарт г) В. В. Давыдов

3. Учение как адаптационный процесс, где изучаются наследственность, среда, приспособление, регуляция и т. п., исследуется в:

а) физиологии в) биологии

б) социологии г) психологии

4. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания, рассматривается в:

а) физиологии в) биологии

б) социологии г) психологии

5. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является:

а) учение в) научение

в) обучение г) учебная деятельность

6. Система специальных действий, необходимых для прохождения основных этапов процесса усвоения — это:

а)учение в) преподавание

б) обучение г) научение

7. Сенсорное научение является разновидностью:

а) ассоциативно-рефлекторного научения

б) когнитивно-ассоциативного научения

в) интеллектуально-рефлекторного научения

г) интеллектуально-когнитивного научения

8. Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их усвоение — это:

а) научение навыкам в) сенсомоторное научение

б) научение действиям г) научение знаниям

9. Моторное научение и ассоциативное научение соотносятся как:

а) рядоположенные понятия в) род—вид

б) целое—часть г) между ними функциональные отношения

10. Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок, — это:

а) импринтинг в) оперантное научение

б) условно-рефлекторное научение г) викарное научение

11. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встречающийся у других живых существ, — это:

а) импринтинг в) оперантное научение

б) викарное научение г) условно-рефлекторное научение

 

12. Усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими состояниями и т. п., составляет сущность:

а) ассоциативных теорий научения

б) условно-рефлекторных теорий научения

в) знаковых теорий научения

г) операциональных теорий научения

 

13. Обнаружение и использование существенных отношений реальности, их отображение в понятиях и закрепление в словах составляет содержание:

а) ассоциативных теорий научения

б) условно-рефлекторных теорий научения

в) знаковых теорий научения

г) операциональных теорий научения

14. Учение как приобретение знаний и умений по решению различных задач среди зарубежных ученых изучал:

а) Я. А. Коменский в) Б. Скиннер

б) И. Гербарт г) К. Коффка

15. Научение как изменение поведения, изменение внешних реакций на изменяющиеся стимулы в зарубежной психологии рассматривал:

а) Я. А. Коменский в) Б. Скиннер

б) И. Гербарт г) К. Коффка

16. Сущность научения как усвоение человеком связей, существующих между конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими состояниями, трактуется в... психологических теориях научения:

а) ассоциативных в) знаковых

б) условно-рефлекторных г) операциональных

17. Проблемы усвоения социального опыта как процесс, происходящий между стимулом и реакцией, исследуются в рамках:

а) бихевиористского подхода в) факторного подхода

б) когнитивного подхода г) функционалистического подхода

18. Процесс учения как преобразование личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:

а) функциональной психологии в) гештальтпсихологии

б) бихевиоризма г) когнитивной психологии

19. Работы Дж. Брунера относятся к... теориям учения:

а) бихевиористским в) деятельностным

б) когнитивным г) ассоциативным

20. Работы Э. Торндайка можно классифицировать в рамках:

а) бихевиористских теорий учения в) деятельностных теорий учения

б) когнитивных теорий учения г) ассоциативных теорий учения

 

21. Автором закона эффекта является:

а) Э. Торндайк в) Г. Эббингауз

б) Б. Скиннер г) Дж. Брунер

22. Парадигма образования, где педагогическое воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, основывается на образе (по А. Г. Асмолову):







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.