|
РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ПСИХОЛОИЕЙ
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ОСНОВЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
ТЕМА 2
МЕТОДЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1. Проблемы методов педагогической психологии
2. Уровни методологических знаний
3. Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогического исследования
4. Классификация методов психологического исследования
5. Виды наблюдения
6. Сравнительный анализ наблюдения и эксперимента
7. Достоинства и недостатки метода наблюдения
8. Достоинства и недостатки метода эксперимента
9. Особенности естественнонаучного и формирующего эксперимента
10. Основные этапы психолого-педагогического исследования
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Учение рассматривает как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития. Учение проявляет и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения
| |
6. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ
| |
10. ПОКАЗАТЕЛИ ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ
| |
12. ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ
| |
23. ЗАВИСИМОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ ОТ ТИПА МЫШЛЕНИЯ
| |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ОБУЧАЕМЫХ В УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПО Г. ГЛАУСУ)
№
п/п
| Параметр
сравнения
| Позитивный тип
| Негативный тип
| 1.
| Скорость
| Быстро
Легко, без труда
Прочно, устойчиво во времени
Легко переучивается
Обладает гибкостью
| Медленно
С трудом, напряженно и тяжело
Поверхностно, мимолетно, быстро забывается
С трудом переучивается
Характеризуется ригидностью, застылостью
| 2.
| Тщательность
| Добросовестно
Аккуратно
Основательно
| Халатно
Небрежно, неряшливо
Поверхностно
| 3.
| Мотивация
| Охотно
Добровольно
По собственному побуждению
Активно, включено, увлеченно
Старательно, усердно, изо всех сил
| Неохотно
По обязанности
Под давлением
Пассивно, вяло, безучастно
Нерадиво, лениво
| 4.
| Регуляция действий
|
Самостоятельно
Автономно, независимо
Планомерно, целенаправленно
Настойчиво, постоянно
|
Несамостоятельно
Подражая
Бесцельно, бессистемно, без плана
Периодически, неустойчиво
| 5.
| Когнитивная
организация
|
Осознанно, с пониманием
Направленно, предвидя последствия
Рационально, Экономно
|
Механически, не понимая, методом проб и ошибок
Случайно, непреднамеренно
Нерационально, неэффективно
| 6.
| Общая оценка
| Хорошо
| Плохо
|
3. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| |
― чтение, работа с книгой, конспектирование
― библиографический поиск
― работа со справочниками, словарями
― слушание речи, запись прослушанного
― внимательное восприятие информации, управление вниманием
― наблюдение,
запоминание
| |
16. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ
ПРЕДМЕТНО-СПЕЦИФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА СТАДИИ
ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
| |
1. ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
| |
СВОДНАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
И ХОДА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
Уровень
| Тип
отношения
к учению
| Мотивация учения
| Умение учиться
| Мотивы
(ради чего учится)
| Цели
(какие цели ставит и реализует в учении)
| Эмоции
(как переживает учение ученик)
| Обученность
(как умеет учиться школьник)
| Обучаемость
(как может учиться школьник)
| Знания
| Учебная деятельность
| 1.
| Отрицательное отношение
| Преобладание мотивов избегания неприятностей, наказания. Индивидуалистические мотивы. Отсутствие интереса к процессу и содержанию учения. Объяснение своих неудач внешними причинами
| Отвлечения на уроках.. Неумение возобновить работу после отвлечения. Разрушение деятельности после затруднений, Низкий уровень притязаний
| Отрицательные эмоции избегания, страха, обиды, неудовлетворенности собой и учителем. Эмоции устойчивой неуверенности в себе из-за длительного неуспеха («выученная беспомощность»)
| Знания о фактах.
Узкий круг знаний
| Учебная деятельность несформирована. Неумение выполнять несколько действий в определенной последовательности. Неадекватный самоконтроль и самооценка. Низкая самооценка
| Отсутствие переноса знаний в новые условия. «Закрытость» для помощи другого человека
| 2.
| Нейтральное (пассивное) отношение
| Неустойчивые мотивы интереса к внешним результатам учения
| Уход от трудностей. Отсутствие самостоятельных целей, невозвращение к нерешенным задачам
| Отрицательные эмоции: скуки, неуверенности. Неустойчивость эмоций
| Узнавание и воспроизведение готовых знаний
| Выполнение отдельных учебных действий по инструкции и по образцу
| Пассивность в новых условиях и ситуациях
| 3.
| Положительное (аморфное), нерасчлененное, ситуативное) отношение (предотношение)
| Широкий познавательный мотив как интерес к результату учения и к отметке учителя. Широкие диффузионные социальные мотивы ответственности
| Ориентация на результат своей деятельности. Понимание, первичное осмысление и достижение целей, поставленных учителем
| Эмоции удивления, переживания необычности, новизны и привлекательности учебного материала. Положительные эмоции от пребывания в школе. Общий неустойчивый положительный настрой к учению, зависящий от ситуации
| Знания о фактах, понятиях и терминах. Запоминание знаний
| Понимание и выполнение учебной задачи, поставленной учителем. Выполнение ряда учебных действий по инструкции, образцу. Итоговый самоконтроль и самооценка (по результату работы)
| Восприимчивость к усвоению новых знаний
| 4.
| Положительное (познавательное, осознанное) отношение
| Новые мотивы из самостоятельно поставленных целей. Учебно-познавательные мотивы как интерес к разным способам добывания знаний; осознанное соотношение мотивов и целей своих действий
| Понимание связи результата со своими возможностями, различение трудности задачи и своих возможностей и усилий в постановке реалистических целей с учетом своих возможностей. Постановка цели с учетом субъективной вероятности успеха, умения определить расход времени и сил на достижение цели. Объяснение причин своих успехов и неудач как объективной трудностью задачи, так и своими усилиями в данном задании. Отношение к отметке учителя с учетом трудности задачи, своих способностей и усилий
| Положительные эмоции от поиска разных способов решения. Удовлетворенность адекватной самооценкой. Положительные эмоции от соответствия внутренней самооценки и оценки учителя. от соответствия внутренней самооценки и оценки учителя. Положительные эмоции от умения различать свои способности в целом и усилия в данном задании. Осознанность эмоций. Отрицательные эмоции временной неудовлетворенности собой при столкновении с задачей новой трудности
| Знания о законах и теориях, о способах деятельности. Применение знаний в знакомых условиях. Понимание знаний. Репродуктивный уровень усвоения знаний. Системность, осознанность, обобщенность
| Переопределение и доопределение учебных задач, поставленных учителем, и самостоятельная постановка учебных задач. Пошаговый самоконтроль и самооценка (по ходу работы). Осознание структуры учебной деятельности в целом и самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому. Различение способа и результата учебной деятельности, осознанный поиск разных способов решения. Адекватная самооценка
| Восприимчивость к усвоению способов учебной работы
| 5.
| Положительное (адекватное, инициативное, творческое) отношение
| Мотивы совершенствования способов учебно-познаватель-ной деятельности (самообразования). Самостоятельность мотивов. Осознание соотношений своих мотивов и целей
| Активное апробирование целей. Постановка самостоятельной цели (без помощи взрослого) и по своей инициативе. Постановка гибких целей, меняющихся в зависимости от ситуации. Осознание себя как субъекта учебной деятельности и источника активности в учении
| Положительные эмоции при постановке нестереотипных целей. Эмоция, предваряющая и регулирующая деятельность. Эмоция конструктивного сомнения. Отрицательные эмоции временной неудовлетворенности при самостоятельной постановке более сложных целей
| Знания о методах познания. Применение знаний в новых условиях. Продуктивный уровень усвоения знаний. Гибкость и оперативность знаний
| Гибкость и мобильность учебной задачи и способов учебной деятельности. Прогностические самоконтроль и самооценка (до начала работы). Высокая самооценка. Выход из учебной деятельности в самообразование
| Восприимчивость к усвоению обобщенных рациональных способов организации своей учебной работы. Активность ориентировки в новых учебных условиях. Обращение к учебной деятельности в необязательной ситуации. Перенос способа действия в новые условия. Инициатива в ситуации со скрытыми возможностями
| 6.
| Положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение
| Мотивы совершенствования способов сотрудничества с другим человеком в ходе учебно-познаватель-ной деятельности. Соподчинение мотивов, их устойчивая иерархия с доминированием одного-двух мотивов. Преодоление борьбы мотивов на основе устойчивой внутренней позиции. Мотивы ответственности на основе осознания причастности к результатам совместной учебной деятельности
| Достижение и реализация всех видов целей и доведение деятельности до ее завершения. Постановка социально значимых целей. Цель как принятие решения с личной ответственностью. Предвидение социальных результатов и последствий достижения своих целей. Настойчивость и упорство в ходе преодоления помех и затруднений при достижении целей. Объяснение своих успехов и неудач внутренними причинами. Стремление к расширению круга своих возможностей, уровня притязаний и их реализация
| Положительные эмоции личностного пристрастного отношения к ходу и результатам учения. Избирательные личностно окрашенные эмоции. Положительные эмоции уверенности в своих возможностях, гордости и достоинства. Устойчивый оптимистический внутренний настрой. Положительная эмоция активной позиции в коллективе. Положительные и отрицательные эмоции и сопереживание учителю и учащимся
| Оценивание как наличие своих личностных суждений по поводу знаний и способов учебной деятельности. Действенность знаний как стремление использовать их на практике. Идейность знаний как наличие социальной позиции в их оценке
| Выполнение учения как социально значимой деятельности и понимание себя как субъекта этой деятельности, активно и самостоятельно ставящего себе цели. Использование результатов учения в социальной практике. Овладение культурой учебного труда, сложными умениями, навыками и привычками. Умение занять разную условную позицию в совместной деятельности
| Восприимчивость к новым видам сотрудничества в ходе учения, к новым способам применения усвоенного в социальной практике. Готовность к сотрудничеству с другим человеком (при уменьшающейся помощи другого человека). Быстрый темп продвижения
|
продуктивный
(поиск проблем, применение знаний в самых различных ситуациях)
| |
16. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОТРАБОТКИ И ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
| |
18. ЗАКОНЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА
| |
19. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА
| |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|