Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классификация нефтепродуктов





Нефтепродукты классифицируются по типу, группе, подгруппе, марке, виду и сорту.

Тип нефтепродукта – это совокупность нефтепродуктов одинакового функционального назначения (топливо, масло, смазка, кокс, битум, сжиженные нефтяные газы).

Под группой нефтепродуктов понимается совокупность нефтепродуктов, входящих в один тип и имеющих сходные свойства и области применения (бензин, дизельное топливо, печное топливо, керосин, топливо для реактивных двигателей).

Подгруппа нефтепродуктов представляет собой совокупность нефтепродуктов, входящих в одну группу и имеющих сходные свойства и области применения (бензин автомобильный, бензин авиационный, дизельное топливо для быстроходных дизелей и судовых газовых турбин, дизельное топливо автотракторных, тепловозных и судовых дизелей, печное топливо, топливо газотурбинное, керосин осветительный, топливо для реактивных двигателей и т.д.)

Марка нефтепродукта – это индивидуальный нефтепродукт, состав и свойства которого регламентированы нормативной документацией (бензин А-76, АИ-93, дизельное топливо Л, дизельное топливо З, керосин осветительный КО-30 и т.д.)

Под видом нефтепродукта понимается совокупность нефтепродуктов, входящих в одну марку, но имеющих разные значения по одному из показателей качества Государственного стандарта. Сорт нефтепродукта устанавливается в результате градации нефтепродукта определенного вида по одному или нескольким показателям качества, зафиксированным нормативной документацией в зависимости от значений допускаемых отклонений показателей качества (бензин этилированный, бензин неэтилированный, дизельное топливо с содержанием серы 0,2% и т.д.)

По условиям применения все товарные нефтепродукты подразделяются на топлива, осветительные керосины, смазочные масла и пластичные смазки и растворители.

Для двигателей внутреннего сгорания применяют, в основном, бензин и дизельное топливо, для реактивных двигателей – топлива Т-1, ТС-1, Т-5, Т-6, Т-8 и др.

Все бензины делятся на следующие виды:

- летние, предназначенные для применения во всех районах, кроме северных и северо-восточных, в период с 1 апреля по 1 октября; в южных районах – в течение всех сезонов.

- зимние, предназначенные для применения в течение всех сезонов в северных и северо-восточных районах и с 1 октября по 1 апреля – в остальных районах.

Эксплуатационные свойства автомобильных бензинов определяются их детонационной стойкостью, фракционным составом, химической стабильностью, содержанием серы.

Детонационная стойкость – наиболее важный показатель, характеризующий качество автомобильного бензина. Детонационная стойкость бензинов выражается в октановых числах (ОЧ), определяемых на специальных одноцилиндровых установках моторным или исследовательским методом. Октановое число бензина равно количеству изооктана в смеси с н-гептаном, эквивалентной по детонационной стойкости испытуемому бензину.

Фракционный состав бензинов характеризуется температурами перегонки 10, 50, 90% бензина и конца его кипения.

Летние бензины имеют более тяжелый фракционный состав, чем зимние.

Химическая стабильность характеризуется способностью бензина противостоять химическим изменениям при хранении, транспортировке, применении. Химическая стабильность бензина зависит от состава и строения содержащихся в нем углеводородов и неуглеводородных примесей. Для ее повышения применяют антиокислительные присадки (стабилизаторы).

Содержание серы предопределяет коррозионную активность бензинов. Применение сернистых автомобильных бензинов приводит к сокращению ресурса работы двигателей в результате быстрого износа основных деталей. Содержание серы в бензинах не должно превышать 0,19 – 0,15%.

Отечественная промышленность вырабатывает дизельное топливо трех марок:

Л – летнее для использования при положительных температурах;

З – зимнее для применения при температуре окружающего воздуха до – 200С с температурой застывания не выше -350С. В тех случаях, когда двигатели эксплуатируются при температурах до -350С, используют зимнее топливо с температурой застывания не выше -450С;

А – арктическое используется при температуре окружающего воздуха до -500С, с температурой застывания не выше -550С.

В нормативных документах на дизельное топливо, кроме температуры застывания, нормируют температуру помутнения, при которой топливо теряет фазовую однородность. Для летних сортов топлива она не выше -50С, для зимних – на 100С выше температуры застывания.

В зависимости от содержания серы вырабатывают дизельное топливо двух видов:

1 – содержание серы не более 0,2%,

2 – содержание серы не более 0,5% (для арктического – 0,4%).

Температура вспышки, при которой пары топлива в смеси с воздухом вспыхивают при поднесении огня, характеризующая испаряемость и огнеопасность, для топлива марки Л должна быть не ниже 400С, марки З – не ниже 350С.

Плотность дизельного топлива для марок Л и З при температуре 200С – не более 860 и 840 кг/м3 соответственно.

Температура воспламенения марки Л равна 3000С, марки З равна 3100С.

Действующая в нашей стране транспортная система создавалась в советский период в интересах поддержания обороноспособности страны и представляет собой уникальное сооружение, позволяющее надежно и оперативно обеспечивать непрерывную транспортировку больших объемов светлых нефтепродуктов на тысячи километров.

ОАО «АК «Транснефтепродукт» является одной из крупнейших в мире и единственной в России компанией, транспортирующей по системе магистральных нефтепродуктопроводов общей протяженностью свыше 19 тыс. км светлые нефтепродукты (дизельное топливо, бензин, керосин) от 17 нефтеперерабатывающих заводов (15 НПЗ на территории России и 2 НПЗ на территории Республики Беларусь) в 33 региона Российской Федерации, страны Таможенного союза (Республики Казахстан, Беларусь), а также в Латвию, Украину и страны дальнего зарубежья.

Российские НПЗ: ОАО «Омский НПЗ», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Ново-Уфимский НПЗ («НОВОЙЛ»), ОАО «Уфимский НПЗ», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ОАО «Куйбышевский НПЗ», ОАО «Новокуйбышевский НПЗ», ОАО «Сызранский НПЗ», ОАО «Нижнекамскнефтехим» ((НПЗ ТАИФ-НК), ОАО «Нижегороднефтеоргсинтез», ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез», ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания», ОАО «Московский НПЗ», ООО «Пермьнефтеоргсинтез», ОАО «Славнефть-ЯНОС».

Белорусские НПЗ: Мозырский НПЗ, Новополоцкий НПЗ.

ОАО «АК «Транснефтепродукт» и ее дочерние предприятия обеспечивают транспорт светлых нефтепродуктов по системе магистральных нефтепродуктопроводов и распределительных трубопроводов внутри страны и на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья. Кроме транспортировки, осуществляется также хранение светлых нефтепродуктов и их отгрузка конечным потребителям непосредственно через терминалы Компании и через железнодорожный и автомобильный налив.

Транспортировка принятого от НПЗ нефтепродукта может осуществляться как по схеме прямого транспорта по системе магистральных нефтепродуктопроводов со сдачей его потребителю либо в емкости морского терминала, ЛПДС или нефтебазы, так и по смешанной схеме с использованием собственных пунктов налива нефтепродуктов в железнодорожные и автомобильные цистерны.

Большую часть годового объема транспорта нефтепродуктов по системе магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП) составляет транспортировка экспортных ресурсов, рынки потребления которых сосредоточены в основном в странах дальнего зарубежья.

После достижения проектной мощности порта Приморск (около 25 млн.тонн нефтепродуктов в год), мощность первой очереди которого составляет 8,4 млн.тонн перевалки нефтепродуктов в год, будет полностью удовлетворена потребность государства в экспорте нефтепродуктов на Балтийское море. Продолжается транспортировка нефтепродуктов через Республику Беларусь в Латвийский порт Вентспилс, а также через Белоруссию и Украину в Венгрию.

Кроме того, с применением смешанных схем транспорта нефтепродуктов осуществляется сдача их на экспорт с использованием наливных пунктов ОАО «АК «Транснефтепродукт»: «Никольское», «Брянск», «Гомель», «Новгород Волынский» и «Петропавловск» для дальнейшей транспортировки железнодорожным транспортом.

В перспективе после строительства МНПП «Сызрань – Новороссийск» нефтепродукты будут транспортироваться на Черное море практически без перевалки, и будут ликвидированы ограничения по объемам экспорта в южном направлении.

С использованием системы МНПП и ее наливных пунктов нефтепродукты поступают в Новосибирскую, Омскую, Кемеровскую, Тюменскую, Курганскую, Свердловскую, Челябинскую, Оренбургскую, Самарскую, Ульяновскую, Пензенскую, Липецкую, Воронежскую, Тамбовскую, Ростовскую, Курскую, Орловскую, Брянскую, Нижегородскую, Рязанскую, Тульскую, Калужскую, Московскую, Ленинградскую и ряд других областей, а также в республики Башкортостан, Татарстан, Мари Эл, Мордовию, Чувашию и на Северный Кавказ.

Осуществляется поставка авиационного топлива ТС-1 в аэропорты Москвы, Санкт-Петербурга и Уфы.

Потребителями услуг ОАО «АК «Транснефтепродукт» по транспорту нефтепродуктов выступают такие российские нефтяные компании как «Газпромнефть», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «ТНК – ВР», «АНК «Башнефть», «Татнефть». «Сургутнефтегаз и т.д.

Евросоюз с 1 января 2009 года ужесточил требования к качеству топлива, наложив запрет на ввоз и использование дизельного топлива с содержанием серы 2000ppm. На экспортных рынках Европы сложились новые условия торговли и ценообразования, при которых более востребованным стал продукт с содержанием серы не более 0,1%.

Падение экспортных прибылей отечественных производителей нефтепродуктов стимулировало их на увеличение глубины переработки нефти для создания более качественного вида топлива, и в этой обстановке нефтеперерабатывающие заводы, подключенные к системе МНПП ОАО «АК «Транснефтепродукт», начали постепенный переход на транспортировку топлива данного качества. Данный вид нефтепродукта имеет улучшенные качественные характеристики, является экологически более чистым и позволит российским нефтяным компаниям получить дополнительную прибыль.

В 2007 году, после почти сорокалетней самостоятельной работы, по указу президента Российской Федерации произошло объединение ОАО «АК «Транснефтепродукт» с ОАО «АК «Транснефть», что дало мощный импульс для дальнейшего развития системы магистральных нефтепродуктопроводов.

Так, согласно «Программе стратегического развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года» планируется реализация проектов по строительству новых и расширению пропускной способности существующих нефтепродуктопроводов, что позволит увеличить прием продуктов от НПЗ в систему магистральных нефтепродуктопроводов в среднем на 70% с обеспечением объемов транспортировки до 54,5 млн.тонн в год к 2020 году.

Расширение системы нефтепродуктопроводов включает проекты:

- строительство магистрального нефтепродуктопровода «Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск» (проект «Юг»);

- расширение пропускной способности МНПП «Кириши – Приморск (проект «Север»);

- строительство нефтепродуктопровода «Кстово-Нагорная (Москва)».

При этом для развития магистрального нефтепродуктопроводного транспорта в период до 2020 года потребуется строительство около 2280 км линейной части, строительство и реконструкция ППС и строительство около 720 тыс.м3 резервуарных емкостей. Инвестиционные затраты на развитие системы магистральных нефтепродуктопроводов составят до 125 млрд. руб.

Предполагается реализовать проект по строительству нефтепродуктопровода Ачинск-Кемерово-Сокур и расширение участка Сокур-Омск-Уфа-Прибой с расширением пропускной способности эксплуатируемых продуктопроводов с 8,8 до 16 млн.т/год для приема в систему нефтепродуктов с Ачинского НПЗ в объеме 4,0 млн.т/год и увеличения приема с Омского НПЗ, Уфимской группы НПЗ и Салаватнефтеоргсинтеза. Общая протяженность нефтепродуктопроводов составит 1409 км. Потребуется строительство 3 ППС и реконструкция 18 ППС.

В настоящее время большая часть экспортного потока дизельного топлива (около 45%) отгружается через Балтийские порты, что обусловлено мощностями перевалочных комплексов крупнейших портов Балтийского моря (Вентспилс, Санкт-Петербург, Высоцк и Приморск), а также ориентацией системы нефтепродуктопроводов, объединяющих большинство нефтеперерабатывающих заводов РФ. Объем экспорта дизельного топлива в южном направлении составляет около 35%, в прочих направлениях – около 20%. Перспектива развития рынков Европы обуславливает необходимость наращивания экспорта нефтепродуктов и в Южном направлении. Создание Комплекса по транспортировке и отгрузке экспортных нефтепродуктов в Черноморском бассейне отвечает экономическим и политическим интересам России. Вновь создаваемый магистральный нефтепродуктопровод «Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск» (проект «Юг») будет оказывать услуги по транспортировке дизельного топлива с содержанием серы не более 10 ppm (стандарт Евро-5) на экспорт в объеме до 8,7 млн.тонн в год. В качестве возможных поставщиков нефтепродуктов для перекачки по предлагаемому нефтепродуктопроводу могут быть нефтеперерабатывающие заводы, подключенные в настоящее время в нефтепродуктопроводной сети ОАО «АК «Транснефтепродукт»: ОАО «Омский НПЗ», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Ново-Уфимский завод», ОАО «Уфимский завод», ГазпромнефтехимСалават (ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»), Самарские НПЗ (3 НПЗ: ОАО «Сызранский НПЗ», ОАО «Куйбышевский НПЗ», ОАО «Новокуйбышевский НПЗ), а также предполагаемые к подключению к новому нефтепродуктопроводу Саратовский НПЗ (ОАО «ТНК – ВР Холдинг») и ООО ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка». В настоящее время началом трассы определена ГПС «Прибой», конечный пункт ПНБ «Грушовая». Ориентировочная протяженность нефтепродуктопровода по территориям областей: Самарская область – 78 км; Саратовская область – 381 км; Волгоградская область - 428 км; Ростовская область – 261 км; Краснодарский край – 317 км.

Документом, удостоверяющим качество принимаемого к транспортировке нефтепродукта, является паспорт качества НПЗ с информацией о сертификате соответствия. Юридическое лицо, выдавшее паспорт, гарантирует и несет ответственность за качество и достоверность, указанных в паспорте показателей, определяемых в объеме требований ГОСТ (ТУ).

Качество принимаемого нефтепродукта проверяется испытаниями (анализами), проводимыми аккредитованными соответствующими уполномоченными органами испытательными (химико-аналитическими) лабораториями (ХАЛ).

Паспорт качества заполняется испытательными (химико-аналитическими) лабораториями ОАО по всем показателям ГОСТа или ТУ на нефтепродукты.

Ответственность за организацию и проведение работ по контролю качества нефтепродуктов, прием и раскладку смесей, составление схем транспортировки, выбор мест плановых остановок возлагается на товаро-транспортные службы и службы контроля качества предприятия.

Ответственность за техническое состояние резервуаров, трубопроводов, запорной арматуры, фильтрующего и другого оборудования, влияющего на качество нефтепродуктов, несет служба эксплуатации предприятия.

Контроль качества нефтепродуктов на предприятиях осуществляется при их приеме от НПЗ, других предприятий и предприятий подземного хранения нефтепродуктов (ПХН), транспортировании по трубопроводам, хранении, сдаче и отгрузке.

Контроль качества нефтепродуктов производится путем отбора и анализа проб из резервуаров и трубопроводов согласно требованиям установленных нормативных документов.

Отбор проб из резервуаров для анализа проводится только через стационарные пробоотборники, правильность работы которых периодически проверяется с составлением соответствующих актов.

В виде исключения отбор проб из резервуаров допускается через замерный люк на крыше резервуара.

Камера отбора проб устанавливается на приеме от НПЗ и ПХН, на выкиде головной перекачивающей станции, приеме и выкиде промежуточных станций и на приемном трубопроводе приемо-сдаточного пункта.

Основные задачи контроля качества нефтепродуктов при приеме от НПЗ сводятся к следующим:

1) контроль соответствия качества принимаемого продукта требованиям нормативной документации, а также недопущение приема в систему МНПП нефтепродуктов, не отвечающих установленным требованиям;

2) разработка и выполнение мероприятий, обеспечивающих прием с НПЗ стандартных нефтепродуктов;

3) выявление причин поступления нестандартных нефтепродуктов.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.