Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Третье направление: Лиды-заходы «прямой разговор»





с резкими интонационными акцентами. Их еще называют «авторскими» и “направленно адресованными». Здесь активно используются как авторские обращения к читателю, так и провоцирующие цитаты.

· "Встряска", эмоциональный напор: Давайте не лгать перед собой!

· "Восклицание": Такое не забывается!

· Лид - цитата. Заход с закавыченной прямой речи, побуждает узнать автора высказывания (“кто бы это мог сказать?”). В отличие от роли цитаты в жесткой новости, тут она – не главная новость, и не мнение эксперта, а интрига, ввод в происшествие.

· “Провоцирующий” лид. Начинается с примерно равных по количеству слов и структуре предложений, из которых второе немедленно опровергает первое. Третья мировая война? Слава Богу, ложная тревога!..

· Обращение (непосредственно адресованный лид: Вам за тридцать? Ну и что?!

Мягкую новость можно начать с цитаты, с пословицы, с каламбура... В отличие от “единственности” лида жесткой новости (есть ощущение, что конкретная заметка и должна была начинаться именно так, а не иначе), специальные лиды выглядят менее обязательными, игровыми, сочиненными журналистом. (Например, известный более ста лет лид “Панч” /“ Петрушка ”/, содержащийнеожиданные противопоставления, шутки).

Однако, обратим внимание на то обстоятельство, что в отличие от ясного суммирующего лида жестких новостей, тут легко можно запутать читателя, “смазать”, а то и исказить смысл новости. Эта форма употребляется и для передачи достаточно самоочевидных новостей как “отвлекающий маневр”, переключающий внимание на второстепенное в событии.

Мы уже упоминали о разных репортерских откликах на приводнение американских астронавтов. Помимо жестких новостей, расставлявших акценты благодаря умелому расположению разных частей повествования, употреблению оценочных слов (например: “наши парни”), были и мягкие новости на ту же тему. Так, агентство Франс-пресс, необоснованно драматизируя ситуацию приводнения, указывало на шестибалльные волны (естественные в тех широтах), на дежуривший неподалеку спасательный корабль, обращало внимание на надувной плотик астронавтов, надежный при штормах, и на то, что последним покинул плот командир корабля...

Из этого примера видны возможности “отвлекающего маневра”, предпринятого репортером умышленно; иногда подобные приемы способны существенно исказить правду факта. в игре слов, в широком использовании намеков и образов кроется и опасность навязать тенденцию, противоречащую подлинной сути факта.

Интригующие и игровые лиды мягких новостей надо употреблять с осторожностью, с оглядкой на интеллектуальный уровень аудитории (читатель может не понять шутливого намека, заинтересоваться, не станет читать дальше, и, значит, новость не состоится.

Мягкая новость, ее специальные заходы – своеобразный заслон “механическому конструированию” новостей и поддержка репортерской изобретательности в изображении оттенков события.

Итак, как видим, элемент новости, доминирующий в жесткой репортерской хронике, достаточно силен и в мягких сообщениях, но тут он менее “агрессивен”, менее напорист и самоочевиден. Однако “вкрадчивость” мягкой заметки дает порой не менее ошеломляющие результаты. Одно из возможных следствий – авторская игра уводит читателя в сторону от подлинной сути факта, нарушая объективность журналистского выступления.

“Затяжки”, “сенсации” и “авторские лиды” в качестве заходов шире, чем прежде, и осознанно стали употребляться со второй половины ХХ века, поначалу как альтернатива «перевернутой пирамиде», которой хроникеры, по мнению теоретиков (и читающей аудитории), чересчур увлеклись, в результате чего, дескать, краткая новость была втиснута в жесткие рамки рекомендаций, сковывавших творческую инициативу; а затем просто как полноправный вариант репортерского изображения событий. Профессионалы обязаны обладать не только чутьем на новость, но и чутьем на форму, различать, каков материал, из которого предстоит «делать новость» и какая из форм – «жесткая» или «мягкая» тут более подходит; то есть, в каком из вариантов структуры ярче проявится социальная значимость, новостная ценность факта-происшествия.

 

Развернутый вариант мягкой новости

Расширение формы soft естественно в случае парадоксальных происшествий (эффект “ну и ну!”), когда событие кажется невероятным, когда оно чрезвычайно забавно в своих многих проявлениях, деталях. Обычно, для таких сообщений газеты и журналы заводят специальные рубрики (“Калейдоскоп”, “Нарочно не придумаешь” и т.п.).

Заходы к такого рода репортерским работам те же, что и лиды кратких “мягких” новостей. Но они, как и весь текст в целом, обоснованно расширены (просто жалко сокращать). Творческая работа с новостью, предполагаемая при использовании мягкой формы иногда просто предполагает расширение при рассказах о необычных коллизиях, которые придумывает жизнь – «лучший драматург».

Вот, к примеру, как в развернутом варианте мягкой новости может выглядеть лид-цитата:

– Дорогой Сириалис!. Флавия Севера прислала нам приглашение на свой день рождения. Мы поедем к ней, конечно?

– Возможно. Но мне не очень улыбается мысль о переезде из одной крепости в другую, когда по дороге могут попасться эти окаянные воинственные бритты. На какой день намечен прием гостей?

– За три дня до сентябрьских ид, мой благородный супруг. И это даст мне возможность показать прическу, которую я скопировала с изображения императрицы на новых монетах.

Это не диалог из трагедии, созданной античным автором, а самый что ни на есть реальный документ – переписка мужа и жены, которые жили 1800 лет назад на покоренном римлянами Альбионе. Английским археологам повезло – они напали на подлинный исторический клад: несколько тысяч тонких деревянных табличек с латинским текстом, выведенным чернилами...

В расширенных мягких новостях часто используются описательные, повествовательные, эпические,«сказовые» лиды. Например:

В это утро, как обычно, мадам Тюффо собирала хворост, готовясь к суровой зиме, и неожиданно нашла прекрасную сухую палку для растопки. Если бы не ее бережливость, – а мадам отложила эту растопку для более холодных дней – ее домик взлетел бы на воздух. Дело в том, что племянник, слишком долго, по его мнению, ожидавший наследства, не поленился выдолбить палку, начинить ее порохом и подбросить к дому старушки...

Повествование нарочито неторопливо. Предельно сдержанный, чуть ироничный тон оттеняет драматизм ситуации или подготавливает к сообщению неожиданному (как рассказывают сдержанным тоном анекдот до ударной концовки). Помогает “простодушный”, открытый вариант общения с читателем, легкость стиля и ирония мягких новостей.

В повествование «в стиле soft», особенно при расширении материала, естественно вплетаются образные обобщения:

Тяжело раненный и оглохший солдат уполз в джунгли... Единственный уцелевший в своем взводе, он не признал капитуляцию Японии и долгие годы продолжал сражаться в одиночку...

Этот знаменитый “Маугли с мечом на поясе” на днях мирно скончался в кругу семьи на 82-м году жизни. Как пишут токийские газеты, “ушел из жизни последний истинный самурай, воевавший еще 27 лет после окончания войны”...

Хотя сообщение об удивительном человеке прошло по всему миру во многих средствам массовой информации, мало кто упомянул в своем варианте новости его точное имя; в этом просто не видели необходимости. Зато в образных обобщениях типа “последний истинный самурай”, “Маугли с мечом на поясе” – недостатка не было.

Иносказательный лид, или лид –притча часто употребляются в мягкой новости в качестве своеобразного “образного камертона”, достаточно прозрачного образного комментария. В Англии в начале 90-х годов ХХ века резко негативную реакцию общества вызвало “использование в открытую расистских анекдотов”. Поводом к возмущению послужил антиирландский анекдот, который привела одна лондонская газета, описывая криминальное происшествие: Слыхали анекдот про ирландца, грабившего банки, который натянул маску задом наперед и не смог наставить пугач на кассира? Шутки - шутками, но подобный случай произошел в одном из банковских отделений: полиция схватила горе - гангстеров...

Еще несколько примеров из современной прессы, активно использующей анекдот в качестве образного камертона:

“Вы не забыли, что должны мне 1000 рублей? Нет, но дайте мне еще немного времени, и я забуду!” Политика властей, все больше должающих перед населением, вызвала на днях новую волну протестов, на сей раз – в Оренбургской области и в Самаре...

“Вдохновение покинуло меня, – жалуется жене художник, – Уже три часа не могу начать картину!”. “Мог бы за это время покрасить стены на кухне”, – резонно отвечает она”. Примерно то же посоветовал спикеру депутат от земли Вестфален, обратив внимание на желательность промежуточных решений, не дожидаясь оформления “выдающейся концепции”...

Как видим, мягкие новости – это результат довольно очевидной для читателя игры репортера с фактом, творческой интерпретации.

Структура мягких новостей

Вариант первый:

· интригующий лид, интересная деталь

· основная часть (само происшествие)

· дополнительная информация

· ссылка на источник, экспертизу (так построено, например, сообщение о “японском Маугли”)

Вариант второй:

· растянутый лид – развивающаяся интрига

· контрастная по интонации, резюмирующая фраза-итог события, или происшествия. Желательна «концовка с сюрпризом». (так построены, например, “Переписка древних римлян” и история с мадам Тюссо, упомянутые выше).

 

Читателю, который знакомится с событием, бывает интересно узнать предысторию, для того, чтобы предположить, каким образом можно интерпретировать факт, и «подсказка» журналиста в этом направлении воспринимается как дополнительное, не менее интересное сообщение. То есть, в форме мягкой новости тоже возможна углубленная новость.

Углубленная новость может заимствовать первый абзац как у «жесткой», так и у «мягкой» новости, то есть открываться либо суммирующим лидом, либо одним из многочисленных вариантов лида «специального».

Основную часть составляют: 2-3 абзаца подробностей; далее – предыстория (почва, на которой «взросло» событие), далее – возвращение к событию в свете предыстории («абзац-связка») и дополнительные сведения о его возможной подоплеке. Например, вводный абзац:

6 марта два сержанта 19 отделения милиции Москвы пытались задержать на улице подозрительного гражданина. В перестрелке один сержант был убит, другой ранен, а подозрительный гражданин задержан. Он тоже оказался милиционером.

После вводного абзаца, ситуация раскрывается в ярком, с элементами «картинок», рассказе о том, как сотрудники двух разных столичных отделений милиции, будучи в штатском, патрулировали, пытаясь предотвратить угоны машин; причем маскировались так ловко, что коллеги друг друга не узнали и, в итоге…перестреляли друг друга.. Причина трагедии, по мнению их начальника в том, что один из оперуполномоченных принял милиционеров за бандитов.

Частый прием углубленных новостей – подача событий в обратной временной последовательности, начало с яркого эпизода.

В целом, форма "мягкой" новости рекомендуется:

– при недостаточной "самоочевидности" факта (когда надо усилить ощущение значимости события, и тут может помочь интересная деталь);

– когда ослаблен информационный повод (например, ничего нового не произошло, надо вторично сообщить о состоянии здоровья травмированного спортсмена; тогда журналист изобретает информационный повод сам);

– когда оперативность сообщения не важна (событие настолько курьезно, либо какая-то деталь настолько "из ряда вон", что сообщить о таком происшествии можно и сегодня, и через месяц, и через год…)

Говоря о стиле мягких новостей, отметим, что кроме констатации, свойственной большинству новостей (как жестких» так и «мягких»), в «soft» используются и наглядный стиль: описание и воссоздание (приемы «картинок»), возможны образные детали.

Элемент новости, доминирующий в жесткой репортерской хронике, достаточно силен и в мягких сообщениях, но тут он менее “агрессивен”, менее напорист и самоочевиден. Однако “вкрадчивость” мягкой заметки дает порой не менее яркие результаты. Способы вычленения и укрупнения главного в разных формах кратких новостей – разные. Жесткая новость уместна на открытии полос, мягкая – в колонках новостей развлекательного и познавательного, научно - популярного толка, для повторных сообщений, при изложении драматических событий вслед за хроникой сигнального типа, и в случаях, когда новость важную, но не выглядящую важной, необходимо поддержать, творчески обработать, «подогреть».


Тема 6. Наглядные новости.

«Картинки» репортера – зарисовки

См. ЖИП и РПЭ

Мы видели три расширенных варианта репортерской работы, три причины, по которым новости подаются объемнее,

во-первых, текстовые расширения, проясняющие смысл (имен, титулов, терминов, географических названий и пр.);

во-вторых, интересные подробности в «мягких» новостях, детализация,

третья – сообщенные подробности, предшествующие обстоятельства проясняют смысл в углубленных новостях, и даже меняют его (в «новостях с двойным дном»).

Четвертая причина, по которой репортерское сообщение о событии предстает на страницах газет не кратким, а развернутым, дает уже принципиально новую форму – «картинок»: зарисовок и репортажей; и причина эта – акцент на сенсорные («чувственные») детали, позволяющие событие «видеть» и переживать.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.