Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие ереси. Монофизитство, арианство, несторианство.






ЕРЕСЬ (греч. hairesis, «выбор»), мнение, расходящееся с учением церкви; в более широком смысле – убеждения, отклоняющиеся от общепринятых.

В Новом Завете и у ранних отцов церкви этот термин использовался для обозначения принадлежности к секте; так, апостол Павел говорил о себе: «я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению (hairesis)» (Деян 26:5). Однако вскоре он приобрел иной смысл и начиная с посланий Игнатия Антиохийского к Траллийцам и Ефесянам (ок. 108) стал использоваться для обозначения религиозного инакомыслия. В эпоху Иеронима (342–420) этот термин закрепился в качестве обозначения группы христиан, отколовшихся от церкви вследствие своей приверженности той или иной неортодоксальной доктрине, в отличие от термина схизма (раскол), подразумевавшего обособление от церкви вследствие отказа подчиняться определенному иерархическому авторитету.

Начиная с апостольских времен церковь претендовала на роль единственной хранительницы вероучения, воспринятого ею от Христа, и осуждала то, что рассматривалось ею как отклонение от христианской ортодоксии. С конца апостольской эпохи и до начала 3 в. не менее 40 сект, обычно носивших имя своего основателя и духовного вождя, были заклеймены как еретические. Ириней Лионский в своем сочинении Против ересей (ок. 180) называет по крайней мере 15 таких сект (в основном гностического толка).

В Послании к Галатам Павел писал: «кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (1:9). Разделяя озабоченность церкви сохранением чистоты вероучения, отцы церкви были далеки от того, чтобы проявлять снисходительность к еретикам. Поликарп Смирнский называл Маркиона «отродьем дьявола». Игнатий Антиохийский видел в еретиках ядовитые растения или зверей в человеческом обличье. Юстин и Тертуллиан считали, что учения еретиков внушены им врагом рода человеческого. Феофил Антиохийский сравнивал их с бесплодными и скалистыми островами, о которые разбиваются корабли, а Ориген говорил, что они подобны морским разбойникам, зажигающим на скалах огни, чтобы заманить на них суда, ищущие безопасной гавани. Впоследствии резкость выражений несколько смягчилась, однако в целом отношение к ересям оставалось прежним и было официально закреплено в постановлениях многих соборов. Выражение «да будет анафема» (anathema sit), по-видимому, было впервые применено к еретикам на Эльвирском соборе (в Испании) в 300–306 и превратилось в обычную формулу, используемую на всех вселенских соборах, например, при осуждении Ария на I Никейском соборе (325), Нестория – на Эфесском соборе (351), Евтихия – на Халкидонском соборе (451) и иконоборцев – на II Никейском соборе (787).

В Римско-католической церкви термин «ересь» приобрел весьма специфический смысл, зафиксированный в каноническом праве: «еретик есть всякий, кто, после принятия Крещения и оставаясь по имени христианином, дерзновенно отрицает или подвергает сомнению любую из истин, в которые подобает веровать в соответствии с божественной и католической верой» (Канон 1325, § 2). Таким образом, для того, чтобы формально квалифицировать некоторое учение как ересь, требуется наличие четырех условий. Во-первых, предшествующее принятие настоящего крещения (не обязательно в Католической церкви). Во-вторых, декларация своей неизменной принадлежности к христианской вере, так как в противном случае человек рассматривался бы как вероотступник. В-третьих, отрицание или сомнение в некой истине, которая уже признана Католической церковью богооткровенной. В-четвертых, моральная предосудительность выраженного неверия, связанная с тем, что называющий себя христианином отказывается принять христианский догмат.

Поэтому, чтобы стать еретиком в строгом и каноническом смысле и быть отлученным от сообщества верующих, человек объективно должен отрицать или подвергать сомнению истину, которая не просто провозглашается церковью, но основана на слове Божьем, возвещенном Богом в Библии или в Священном Предании. Субъективно же этот человек должен признавать свою обязанность верить в истины Откровения. Если он добросовестно заблуждается, как это бывает с теми, кто воспитывался не в христианской (или не в католической) среде, то это всего лишь «материальная» ересь, не подразумевающая ни моральной вины, ни греха против веры, хотя она и исключает человека из церковного общения.

Однако в ряде других христианских конфессий в понятие ереси вкладывается иной, скорее описательный, чем юридический смысл, поскольку в этих конфессиях не существует признания церковного авторитета, который обладал бы правом выносить окончательное суждение по поводу спорных доктринальных вопросов. В Восточной православной церкви термин «ересь» используется в более широком смысле для обозначения всех догматических позиций, которые расходятся с вероучением, принятым первыми семью вселенскими соборами (т.е. соборами до II Никейского собора). В протестантизме (на раннем этапе его развития в Европе и Америке) понятие ереси играло основную роль в образовании отдельных церквей. Такие учения, как учение об абсолютном предопределении, и решение таких вопросов, касающихся обрядовой практики, как вопрос о крещении младенцев, рассматривались как ортодоксальные или еретические в зависимости от теологической ориентации, и различия в этих оценках нередко приводили к возникновению новых деноминаций. Кроме того, светские правители часто наделялись властью ограждать своих подданных от ошибочных учений. В обязанность светским властям, в соответствии с Вестминстерским исповеданием веры, вменялось принимать меры, чтобы «в Церкви сохранялись единство и мир, чтобы божественная истина сохранялась в своей чистоте и полноте, и чтобы все святотатства и ереси были искоренены». Пресвитериане и некоторые другие протестанты и сейчас придерживаются того мнения, что еретические взгляды являются достаточным основанием для того, чтобы отстранить человека от исполнения пастырских обязанностей.

В современном протестантизме лишь радикальная и «усердно насаждаемая» ересь может послужить основанием для того, чтобы в отношении человека, исполняющего пастырские обязанности, были предприняты серьезные меры. Мерилом веры в этих случаях выступает Библия, а нормой ортодоксальности – в духе Дж.Уэсли – широко понимаемое христианство. Уэсли говорил: «Мы веруем, что Христос есть вечное и высшее Благо. Но в том, что касается всех мнений, которые не затрагивают основ христианства, мы размышляем и позволяем размышлять». Обычно для того, чтобы ересь была официально запрещена, она должна «потрясать основания религии», как, например, агностицизм или атеизм. См. также СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ; ИНКВИЗИЦИЯ.

МОНОФИЗИТСТВО (от греч. monos, один; и physis, природа), течение в раннем христианстве, основанное на вере в то, что Христос обладал только одной природой. Монофизиты признавали, что Христос, Сын Божий, воспринял человеческую природу, однако последняя была поглощена его Божественностью, так что природу Христа следует рассматривать как божественную природу, обладающую, однако, человеческими свойствами. Противники монофизитства считали подобную трактовку человеческой природы Христа неприемлемой.

Монофизитство оформилось как самостоятельное течение сразу после Константинопольского собора (381). Внутри христианской церкви возникло два диаметрально противоположных направления, одно из которых подчеркивало «человечество» Христа и его подчиненность Отцу, а другое – божественность Христа и его равенство Отцу. Поскольку христианство к этому времени уже успело стать государственной религией, этот спор приобрел не только теологическое, но и политическое значение. Монофизитская ересь была осуждена Халкидонским собором (451), где было провозглашено, что Христос есть единый и единственный Сын Божий, «совершенный в Божестве и совершенный в человечестве», «истинный Бог и истинный человек... из разумной души и тела, единосущный Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству». Он есть «один и тот же Христос» и «единородный Сын», «в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо. При этом разница природ не исчезает через соединение, а еще более сохраняется особенность каждой природы». Тем не менее монофизитство сохранилось в Коптской, Армянской и Яковитской церквах.

НесторианствоХристианское учение (еретическое, с ортодоксальной точки зрения) долго приписываемое Несторию, патриарху Константинополя в 428431, до этого был священником в Антиохии (Сирия), в последующем выяснилось что он был невиновен.

Учение несторианцев

Несторианство якобы отрицало мистическое христианское понятие «богочеловека». Согласно несторианству, дева Мария родила человека, который впоследствии, преодолев человеческую слабость, возвысился до Сына Божьего (Мессии); в Христе человеческое и божественное начала пребывают лишь в относительном соединении, никогда полностью не сливаясь (в то время как ортодоксальное вероучение подчёркивало единство человеческого и божественного).

Вероучение, которого придерживался Несторий, а также вероучение Ассирийской Церкви Востока. Фактически является учением Антиохийской богословской школы. Развито в трудах Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуэстийского (IV в).

Несторианство признает полную симметрию богочеловечества Христа: в едином богочеловеческом лице (личности) Христа с момента зачатия неслитно соединены две ипостаси (единичные природы) и две (общие) природы (божественная и человеческая). Воля, в отличие от православия, считается свойством лица, а не природы, поэтому признается одна богочеловеческая воля Христа. Одни действия Христа (рождение от Марии, страдания, смерть на кресте) несторианство относит к его человеческой ипостаси, другие (творение чудес) — к божественной.

Поскольку рождение от Марии имеет отношение только к человеческой ипостаси и к богочеловеческой личности Христа, но не к божественной ипостаси, термин «богородица» несторианство считает богословски некорректным и допустимым только с оговорками. Несторианство утверждает важность для спасения людей всей земной жизни Христа, а не только его смерти на кресте и воскресения, хотя и признает кульминационное значение последних. Особо подчеркивается важность подвигов Христа как человека.

До крещения на Иордане Христос как человек в совершенстве исполняет иудейский закон, во время крещения получает благодать Святого Духа, преображается на горе Фавор, страданиями и смертью на кресте выполняет совершенное послушание Богу, после чего силой Бога воскресает, что становится победой над смертью, главным последствием грехопадения Адама.

Оппозиция учению

Основным противником Нестория был александрийский епископ Кирилл, опиравшийся на монашество и сельское население Египта, Палестины, Малой Азии. В отличие от Нестория Кирилл признавал личность Христа чисто божественной, а не богочеловеческой, и настаивал на необходимости термина «богородица».

Судьба учения

В 431 на Вселенском соборе в Эфесе Несторий был предан анафеме, его учение осуждено и затем в 449 проклято (Эфесский разбой). Раздельно заседавшая антиохийская делегация объявила еретиком его оппонета Нестория — Кирилла, спор был решён императором Феодосием II, который утвердил постановление александрийской делегации. Окончательно анафема несторианам была произнесена на Халкедонском соборе в 451. От репрессий они могли избавиться лишь путем отречения от своего учения, что сделать отказались даже перед лицом гонений. Большая часть несториан ушла в Персию и присоединились к Церкви Востока, также придерживавшейся антиохийской богословской традиции.

В домонгольскую эпоху несторианство было широко распространено среди тюркских народов Центральной Азии. В 635 несторианство проникло в Китай, первые императоры династии Тан, Гаоцзун и Тайцзун покровительствовали несторианам и позволяли им строить церкви. В 12561261 монголы и подчиненные им кочевые племена, исповедовавшие несторианство, возглавляемые ханом Хулагу, совершили крестовый поход на Ближний Восток.

В настоящее время последователи несторианства имеются в Иране, Ираке, Сирии, Индии (на Малабарском берегу).

 

Арианство

Общая Информация

Арианство было ересь Христианина 4-ого столетия названный по имени Арий (c.250-c.336), священник в Александрии. Арий отрицал Полное божество preexistent Сына Божьего, кто стал Воплощенный в Иисусе Христе. Он проводил это Сыном, в то время как Всевышний и подобно Богу (" из подобного substance"), был создан Бог как посланец, через кого он создал вселенную. Арий говорил о Сыне, " было время, когда он не был; Арианство стало настолько обширным в Христианской церкви и Законченный таким отсутствием единства, что император Константин Созванный церковный собор в Нике в 325 (см. Соборы Нике).

Во главе с Атанасиусом, епископ Александрии, Собор осудил Арианство и заявил, что Сын был Единосущный (одного и того же вещества или являющийся) и Собезначальный с Отцом, вера, сформулированная как homoousios (" из одного substance") против Арианского положения Из homoiousios (" из подобного substance"). Тем не менее, Конфликт продолжился, помог противоречивой политикой Империя после смерти Константина (337).

Три типа Арианства появились: радикальное Арианство,, который утверждал То, что Сын был " dissimilar" Отцу; homoeanism, Который проведенный, что Сын был подобен Отцу; и Полуарианство,, который оттенил от в православие и держалось То, что Сын был подобен все же отличен от Отца.

После начальной победы homoean стороны в 357, Полуариане присоединились к чинам православия, который наконец Одержанный победу кроме в Teutonic Христианстве, где Арианство Переживающимся до окончания обращения (496) из Franks. Хотя многое из спора об Арианстве кажется сражением По словам (Эдвард Гиббон презрительно соблюл это Христианство разбивает по единственной йоте, различию Между homoousios и homoiousios), фундаментальной проблемой Вовлечение непорочности евангелия было под угрозой: ли Бог был действительно в Христосе, примиряющем мир к себе.

Вопр.3

Феофан Грек

В середине 12 в Новгородская республика стала независимым гос-вом. Новгородцы избежали всеобщего разорения, кот подверглись русские земли в годы монголо-татарского нашествия. На фоне всеобщей катастрофы Н. Не только сумел учелеть, но и приумножил свои богатства. Город был разделен на 15 «концов» - районов, которые как и отдельные улицы соперничали между собой в строительстве церквей и украшали их фресками. Известно, что с 10 в. по 1240 г. в Новгороде было построено 125 церквей. По особому приглашению туда прибыл Феофан Грек (1340-1410) – замечательный византийский живописи. По свидетельству древнерусского церковного писателя Епифания Премудрого, ФГ до своего появления в Новгороде расписал более 40 церквей за пределами Руси. Позднее – в Москве и украшал живописью дворцы княжеской знати. Но по прихоти судьбы сохранился единственный образец творчества великого мастера – фрески новгородской церкви Спаса преображения на Ильине ул, выполненные в 1378г. ФГ приехал в Новгород уже сложившимся мастером, был последним представителем византийского столичного искусства в истории русской монументальной живописи. Живописный дар ФГ отличался редкостным сочетанием страстного темперамента с подлинным монументальным размахом. Современников поражали его глубокий ум и образованность, ставшие ему славой мудреца и философа. Мировоззрение ФГ сложилось в 50-60 гг. 14 в, когда в Византии происходило глубокое обновление духовной жизни на основе учения о «Божественном озарении», согласно кот единый Бог излучает Божественную энергию или свет, обожествляющий душу праведного человека.

Личность ФГ была настолько своеобразна, что он не мог принять исихастские идеи, не переработав и не обогатив их. В живописном ансамбле церкви Спаса Преображения он видоизменил традиционную систему росписи храма.В образе Пантократора в куполе храма мастер подчеркнул огромную божественную силу, которая исходит от мощной фигуры лика и взгляда Христа.

Билет 22

Вопр.1

Анимизм

Анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух), одна из ранних форм религии, - вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека. Если душа представляется связанной с каким-либо отдельным существом или предметом, то духу приписывается самостоятельное существование, широкая сфера деятельности и способность влиять на различные предметы. Души и духи представляются то аморфными, то фитоморфными, то зооморфными, то антропоморфными существами; однако они всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами. До этого верили в одушевлённость всей природы (анимализм, от слова «анима» - одушевление). Анимизм присущ религиям на ранних и поздних этапах развития. Сущность его – олицетворение (например, олицетворение леса, болезней, сил природы). Основание анимизма – перенесение своей собственной внутренней жизни на внешний мир (связано с появлением социума, даже на ранней стадии – орды). Верили в духи ветра, солнца, месяца и других природных явлений. Большинство духов считалось вредными (например, дух воды – морская болезнь, поедает утопленников). Культ предков – почитение духов умерших предков. Появились различные погребальные обряды. Понятие о взаимоотношении душ умерших и живых людей. Появление родовых кладбищ. Считалось, что от правильного погребения зависело то, будет ли дух умершего человека помогать или наоборот мешать родственникам. Люди боялись умереть внезапно, например, от хищников – сложно будет их похоронить, а значит, возможность не соединиться с небом.

Были чистые предки и нечистые (самоубийцы, утопленники и др.). Нечистых хоронили отдельно, их боялись (отсюда вера в упырей, вампиров). Аграрный культ – праздники, обряды для проведения сельскохозяйственных действий: удобрение земли, собирание и сохранение урожая.

Друиды – жрецы кельтских народов, привилегированная верхушка кельтских племён. Их авторитет был очень велик. Совершали жертвоприношения («варварский» культ). В недавнее время этот культ друидов стали считать философским, великим. Но это заблуждение. Кельты верили в богов, эльфов, фей и др., а также в переселение душ. Сказки о феях и колдунах остались в Англии, Франции, Ирландии.

Вопр.2

Реформы Никона и истоки раскола







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.