Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







При решении вопроса о размещении первостепенное значение приобретает качество региональной или городской среды,





1) материальные факторы, обусловленные местоположением: земля, труд, инфраструктура и капитал;

2) качественные факторы, обусловленные образом жизни;

3) набор средств, позволяющий объединить первый и второй факторы.

Значение второй группы все время возрастает, ибо выбор места для размещения связан с качеством жизни и жилищных условий. В первой группе акцент перемещается на потенциал квалифицированной рабочей силы и уровень приемлемости продукта и пассажирского транспорта с точки зрения международных критериев. Третья группа как средство управления двумя остальными становится жизненно необходимой ввиду возрастания конкуренции между городами за право стать центрами новых экономических регионов. Причем эти центры должны обладать инфраструктурой принятия решений, в первую очередь информационной и коммуникационной, обеспечивать концентрацию мобильной рабочей силы, доступ к социальным и культурным благам, а также правовую и личную безопасность, приемлемую налоговую нагрузку.

Роль муниципалитетов в этом случае существенно меняется. Они больше не выступают «творцами» новой социально-экономической «ткани». Они не определяют образ будущего для экономических субъектов, они всего лишь участвуют в процессе, обеспечивая его инфраструктурно.

Города и субъекты далее будут конкурировать между собой за «осаждение» центров мобильных экономических регионов, за создание наиболее выгодных условий для функционирования этих центров. Подстраивание под их запросы будет выражаться в снижении количества и объема обременения для мобильных капиталов, а также в увеличении бюджетных затрат на создание инфраструктуры для бизнеса.

Экономическая регионализация России уже началась. В ее ходе будет неизбежно переструктурировано политическое, экономическое и социально-культурное пространство страны. Государство должно быть готово изменить собственную политику развития. Освоить новые практики управления [6].

Описание варианта

Ярчайшим примером и доказательством реальности планов по созданию комфортной бизнес территории является Китай, где объем прямых (т.е. в конкретные экономические и коммерческие проекты) иностранных инвестиций в 2002-2003 гг. превысил 110 миллиардов долларов (для сравнения: в России объем ПИИ за тот же период - не более 5 млрд. долларов). Сопоставление инвестиционных условий КНР и России приведено в Таблице:

Факторы влияния на инвесторов КНР Россия
Позитивные факторы (+)    
Политическая стабильность + +
Интенсивный экономический рост + скорее +
Вступление в ВТО +  
Дешевая рабочая сила + +
Проведение Олимпиады-2008 +  
Негативные факторы (-)    
Неадекватная государственная статистика - -
Слабое финансовое регулирование - -
Кризисное состояние госпредприятий - -
Усиливающееся расслоение общества - -
Вмешательство государства в экономику - -

Из таблицы видно, что практически единственным отличием России от КНР с точки зрения основных факторов влияния на поведение инвесторов является членство Китая в ВТО. С другой стороны, одним этим весьма трудно объяснить многократное отставание России от Китая по показателю ПИИ. Одно из объяснений - в КНР карьерные перспективы чиновников поставлены в прямую зависимость от притока инвестиций на подконтрольные им территории.

Основной вопрос успешного экономического развития состоит в том, сможет ли город стать гостеприимным и комфортным «домом» для эффективно работающих компаний и населения. Появлению и развитию конкурентоспособных образований способствуют или препятствуют две группы факторов: природные - обусловленные существованием города именно в этом месте, антропогенные - связанные с деятельностью человека. Администрация города не может оказывать существенное воздействие на первую группу факторов. Возможность влияния на вторую группу факторов более разнообразна. Оно определяется сложившейся в городе системой потенциалов (технологического, кадрового, производственного и др.) и условиями осуществления деятельности на территории города, характеризующимися уровнем сборки и развития пакета инфраструктур, перечисленных выше. Именно пакета, т.к. выпадение какой-либо одной инфраструктуры приведет к тому, что весь пакет рассыплется. Поэтому для успешного развития города необходимо сконцентрировать усилия на развитии комплекса инфраструктур, объединенных общим термином «комфортная бизнес-зона». Качественная бизнес-зона создает и агрегирует такие условия (доступность и качество человеческих ресурсов, специализированного сервиса, инвестиционных стимулов, предсказуемость и профессионализм местной политики, сильная система социальной защиты, безопасность, благоустроенность пространства, функциональное разнообразие и другие факторы) для долгосрочного развития, чтобы бизнесу было выгодно приходить и вкладывать деньги именно в эту территорию.

Почему мы говорим о привлекательности для бизнеса. Суть этого варианта заключается в том, чтобы разместить здесь не заводы и дымящие трубы, а использовать данные нашему города преимущества транспортно-географического положения, истории, культуры, экологии, спокойствия, безопасности его ауры. То, что имеет и будет иметь особую ценность, что можно активизировать и предложить своим жителям в будущем, что заставит их жить именно здесь, а не в другом месте. Наличие побудительных мотивов к развитию своего мастерства на этой территории, удобной для жизни, отдыха, открытия своего офиса или центра принятия решений бизнеса, а там где центр принятия решений, там центр распределения прибыли, там основная точка налогообложения.

Квинтэссенция варианта заключается в реформировании и синхронизации городских процессов жизнедеятельности с учетом понимания и уважения взаимных интересов городского сообщества, бизнеса и власти. Таким образом, данный сценарий можно назвать продуктом взаимодействия трех групп, имманентно присущих городской системе: городского сообщества, заинтересованного и в улучшении жизненной среды и в экономическом развитии города; бизнес сектора, заинтересованного в привлекательной среде для успешных операций и получении прибыли; органов власти, заинтересованных в доверии городского сообщества к их действиям и укреплении городского бюджета.

Развитие - это движение к будущему, одухотворенному целью. Развитие возникает в тот момент, когда будущее становится проектным, переход из области мечтаний в область конкретных действий.

Механизмом реализации такого подхода служит идея городского партнерства. Это прежде всего отказ от старой логики управления городскими процессами и рождение нового понятия в современной городской политике - партнерские проекты, при которых абсолютно меняется роль органов власти, в первую очередь, Главы города и его команды. Они начинают осознавать неспособность выполнения или неэффективность неких действий и необходимость выстраивания своей внутренней политики на новых принципах проектной культуры и проектной парадигмы управления. Это отказ от старой логики простого инвестирования, отказ от односторонних действий, присутствие нескольких сторон при принятии решений. Партнерство на принципах интеграции ресурсов, уважения интересов и взаимной ответственности во имя развития города. Власть принципиально отказывается от управления сверху, и в этом смысле городскую политику выстраивает в некую горизонталь, в которой принимают участие различные корпорации, и прежде всего это взаимодействие между органами власти и бизнес элитами.

Необходимо отметить, что при выборе данного варианта развития во внимание была принята его способность вовлекать в процесс диверсификации экономики остальные рассмотренные варианты, тем самым способствуя обеспечению системы стратегических преимуществ.

Комплексную оценку рассматриваемого сценария позволяет дать проведение SWOT-анализа, результаты которого представлены в следующей таблице.

Сильные стороны Слабые стороны
- отсутствие конфликта между властями города и области; - имеются основные ресурсы в виде политической воли власти и интересов бизнес-сообщества; - низкая социальная конфликтность населения; - общая спокойная криминогенная ситуация; - подвижность современного капитала; - наличие свободных рыночных ниш для бизнеса; - выгодное географическое положение города; - благоприятные природно-климатические условия. - отсутствие единого и согласованного видения будущего у всех заинтересованных в реализации сценария сторон; - неуверенность инвесторов в защищенности капитала; - несовершенство и нестабильность российского законодательства; - неразвитость финансового сектора (рынок страхования, различные фонды); - потребность в высококвалифицированных специалистах (маркетологах, менеджерах, аналитиках и т.д.); - несформированный имидж города как места сосредоточения бизнеса
Возможности Угрозы
- приток денежных средств во все уровни бюджета, - повышение комфортности и благоустройства города, - рост занятости и доходов населения; - повышение конкурентоспособности и политэконо-мического статуса города; - нахождение взаимопонимания на основе согласования интересов бизнеса, власти и общества; - гармоничное сочетание всех сфер направлений - максимальный диверсифицирующий эффект. - конкуренция со стороны других городов, - угроза вывоза капитала с территории города.

Вывод

Хотя основные ресурсы для реализации данного варианта имеются, реалистичность его осуществления средняя. Вариант является одним из самых сложных по степени достижимости среди всех представленных, так как большинство представителей городского сообщества, хотя и солидарны в желании жить лучше, предпринимают недостаточно усилий для достижения этой цели. Изменить существующую ментальность крайне сложно. Несмотря на четкое понимание алгоритма будущих действий, существует угроза конкуренции со стороны других городов, которые уже продвинулись в реализации подобной идеи. Неоспоримым преимуществом сценария является то, что его реализация не предполагает чрезмерной концентрации ресурсов и усилий на каком-то одном направлении (строительство, производство, туризм и др.), что в будущем может создать более прочную базу для роста. Одновременно сценарий предусматривает возможность реализации наиболее эффективных проектов, составляющих основу рассмотренных выше вариантов социально-экономического развития города.

Города, обладающие потенциалом комфортной бизнес-зоны, в основе которой лежит единая согласованная инфраструктурная политика по обеспечению благоприятных условий для проживания и центров принятия решений бизнеса, исключают тревожные перспективы.

Кластер. Что сделал Лондон?

В центре Лондона выбрали заброшенную территорию и решили построить кластер, где производятся одновременно все рыночные услуги: банки, торговля, управление недвижимостью, страхование и т.д.

Для инфраструктурного поддержания включенности в город необходимы институты, обеспечивающие вторичный рынок,: управление активами, корпоративные казначейства, система пенсий, включение индивидуальных инвесторов в рынки, привлеченный капитал, образовательные учреждения - «поставщики» специалистов, агентство, связывающее мгновенно со всеми банками страны, фондовая биржа и, наконец, категория услуг (бухгалтерских, юридических и т.д.), за которыми не нужно никуда идти и где-то их покупать. Это и есть классическая кластерная схема. Все это производится на пятачке размером приблизительно в одну четвертую или в половину гектара. И, будучи на последнем месте из финансовых лидеров, Лондон почти опередил всех, чуть уступив Нью-Йорку.

Все изложенное выше - новая стратегическая модель, иная логика управления процессами развития.

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА

Исследуя «Портрет жителя города», «Портрет города глазами жителей», «Генезис города» и современное состояние городской инфраструктуры, мы пришли к единому пониманию того, что житель и сам город не готовы к разного рода революциям, в тоже время продолжать жить по системе координат страны, которой уже нет, становится грустно. Именно исходя из того, какие у нас жители, проблемы, ресурсы и возможности, вариант «Комфортная бизнес-зона» является наиболее приемлемым.

Оставшаяся нам в наследство конфигурация городского устройства неспособна адекватно и оперативно реагировать на новые экономические вызовы и в обозримой перспективе может столкнуться с угрозой дисбалансов, которые дополнятся и усложнятся тенденциями ХХI века и прессингом конкуренции. Наш мир стал другим и продолжает стремительно меняться. Причем, векторы этих изменений не всегда положительные. В такой ситуации единственным условием поступательного развития является единение всех здравомыслящих сил города. Мы живем (и будем жить) в многополюсном мире, что само по себе предполагает соперничество и конкуренцию во многих сферах. Но нельзя не замечать, что вызовы, стоящие перед городом, крайне серьезны, а преодолеть их можно только совместными усилиями.

26-28 марта 2004 года состоялась проектное совещание «Вологда - 2020». Целью конференции была презентация вариантов развития представителям городской общественности. В ходе обсуждения был выбран и утвержден оптимальный вариант «Вологда - комфортная бизнес-зона». Результатом конференции стало подписание меморандума о намерениях о необходимости реализации проекта «Стратегический план развития города Вологда» на основе интеграции ресурсов, совместных интересов и взаимной ответственности.

Еще одним из наиболее эффективных методов оценки выбора стратегии поведения на рынке, как уже было отмечено выше, является применение широко известной Матрицы Бостонской Консалтинговой группы и ее модификаций с использованием теории рисков. Если оценить разработанные варианты с точки зрения анализа рыночной позиции города после реализации каждого из них, то становится очевидной траектория движения развития города за счет каждого из сценариев (рис.8).

Таким образом, рассмотрев каждую инфраструктуру, ее развитие, функции, составляющие элементы, их способ взаимодействия между собой, необходимо оценить в совокупности развитие всех инфраструктур и ответить на вопрос, где мы сейчас находимся, в какой системе координат? Какую маркетинговую позицию город занимает в настоящий момент в условиях рыночных отношений?

Матрица Бостонской консалтинговой группы для анализа текущей рыночной позиции

Одним из наиболее эффективных методов оценки текущей рыночной позиции и выбора стратегии поведения на рынке является широко известная Матрица Бостонской консалтинговой группы, разработанная еще в 1960-х годах прошлого века и модифицированная в последующем многими известными экономистами.

Суть метода предельно проста. В качестве независимой переменной необходимо принять уровень интеграции, взаимосвязей инфраструктур, что обусловливается основными идеями и принципами инфраструктурного подхода и логикой жизни.

В качестве зависимой переменной выступает уровень развития рыночной позиции объекта.

1 квадрант - минимальный, незначительный уровень интеграции между инфраструктурами и как следствие минимальный, слабый уровень развития рыночной позиции города.

2 квадрант -минимальный, незначительный уровень интеграции между инфраструктурами и существенное развитие рыночной позиции города. Характерна неустойчивость и недолговременная тенденция реального развития, т.к. невозможен долгий рост при слабых взаимосвязях, обязательно будет сбой, разрыв и, как следствие, остановка в развитии.

3 квадрант - значительный уровень интеграции между инфраструктурами и активное развитие рыночной позиции города. Характерна эффективность сложившихся взаимосвязей, эффект от которых воздействует с приумноженной силой на результат - развитие города.

4 квадрант - значительный уровень интеграции между инфраструктурами, но минимальный, слабый уровень развития рыночной позиции города. Свойственна неэффективность взаимодействий, наличие пустых, раздутых как мыльный пузырь связей, которые существуют лишь номинально, а не фактически.

Экспертные опросы различных представителей бизнеса, общественности и власти показывают, что наш город находится еще в стадии зарождения, становления и завоевания своей рыночной ниши среди конкуренции других городов. Взаимосвязи между инфраструктурами еще слабы или вообще отсутствуют. Внутренние взаимосвязи всех инфраструктур города также еще недостаточно сформированы.

Таким образом, согласно представленной классификации по уровню развития интеграции, сотрудничества, партнерства между инфраструктурами и уровню развития рыночной позиции город Вологда занимает 1 квадрант.

Следовательно, мы находимся только в самом начале пути. И еще предстоит усилить взаимодействие между инфраструктурами - наладить взаимовыгодные отношения, конструктивный диалог и партнерство между властью, бизнесом и гражданским обществом. Значит, необходим выбор направления движения, вектора дальнейшего курса.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.