Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принципы и правила риска – менеджмента. Оценка рисков и методы их минимизации.





Принципы и правила риска – менеджмента. Оценка рисков и методы их минимизации.

РМ- предст-ет собой си-му упр-ия риском и эк-ми, точнее, фин-ми отнош-ми, возникающими в процессе этого управления. В основе р-м. лежат целенапр-ый поиск и орг-ия работы по снижению степени риска, искусство получения и увелич-я дохода (выигрыша, прибыли) в неопред-ой хоз-ой ситуации. Конечная цель р-м. соответствует целевой функции предпринимательства. Она закл-ся в получении наиб.прибыли при оптимальном, приемлемом для предприн-ля соотношении прибыли и риска.

Основные правила риск-м.:

1.Нельзя риск-ть больше, чем это может позволить собств-й капи-л

2.Надо думать о послед-ях риска.

3.Нельзя риск-ть многим ради малого.

4.Полож-ое реш-е принимается лишь при отсутствии сомнения.

5.При наличии сомнений принимаются отриц-ые решения.

6.Нельзя думать, что всегда сущ-ет только одно реш-е. Возможно, есть и другие.

Оптимизация рисков:

- страхование;

-самострахование (создание резервного капитала внутри предприятия);

-лимитирование (ограничение вложений в какой-то проект);

-диверсификация (процесс распределения капитала м/д различными объектами вложения, кот-е непосредст-но не связаны м/д собой);

-хеджирование (страхование рисков от неблагопр-х изменений цен на любые мат-товарные ценности по контрактам и комм.операциям, предусм-щие поставки/продажи тов.в буд.периодах). Бывает 2-х видов: х. на повыш-е и х. на пониж-е. Х. может осущ-ся с помощью:

-форвордного контракта-это обяз-ва одной стороны продать опред-й товар/опред-ое кол-во валюты по установ-ой цене в будущем, и обяз-ва покупателя купить данное кол-во товара/валюты на устан-ую дату в буд-м по устан.цене.

-абциона –это обяз-ва од.стороны продать опред-е кол-во товара/валюты по устан-му курсу в буд. и право покуп-ля купить оговоренное кол-во товара или валюты по уст.цене в буд. Абцион предусматривает предоплату в отличие от форв.контракта.

Оценку риска можно производить таким способом: портфельные вложения. Концепция В-коэф. Связана с формир-ем портфеля цен.бумаг. Если В=1 (для акции), то это свид-ет о том, что доход-ть данной акции и её рисков-ть измен-ся прямопропорц-но среднерын-м изм-ям на рынке цен.бумаг. Чтобы рассч-ть В-коэф. для портфеля в целом необх по формуле: В = å хi * B i

x-доля I-ой ц.бумаги во всем портфеле; b – опред-ый В-коэф. характерный для I акции.

Риск – это фин. категория. Как экон. категория он представляет собой возможность совершения события, которое может повлечь за собой 3 экономических результата:

отрицательный (проигрыш); нулевой; положительный (выигрыш).

В зав-ти от возможного результата риски могут быть чистыми (получение отрицательного или нулевого результата. Это могут быть природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков), а также спекулятивными (получение как положительного, так и отрицательного результата; это могут быть финансовые риски, являющиеся частью коммерческих рисков).Риск-менеджмент представляет собой своеобразный механизм управления риском и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления. В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, получение и увеличение дохода. Главная цель бизнеса – получение дохода на вложенный капитал.

Основные правила риск-менеджмента:

1. Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.

2. Надо думать о последствиях риска.

3. Нельзя рисковать многим ради малого.

4. Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения.

5. При наличии сомнений принимаются отрицательные решения.

6. Нельзя думать, что всегда существует только одно решение. Возможно, есть и другие.

Стратегия риск-менеджмента представляет собой искусство планирования, руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. В стратегии риск-менеджмента применяются следующие правила:

- максимум выигрыша;

- оптимальная вероятность результата;

- оптимальная колеблемость результата;

- оптимальное сочетание выигрыша и величины риска.

Методы вычисления рисков

Инструментом для проведения вычислений является математическая теория вероятностей.

Каждому событию ставится в соответствие некоторая величина, хар. возможность того, что событие произойдет (вероятность данного события равна – p). Если событие не может произойти ни при каких условиях, его вероятность нулевая (p=0). Если событие произойдет при любых условиях, его вероятность равна 1. В риск-менеджмент входят: выработка цели риска; определение вероятности наступления события; выявление степени и величины риска; анализ окружающей обстановки; выбор стратегии управления риском; выбор необходимых для данной стратегии приемов управления риском и способов его снижения; осуществление целенаправленного воздействия на риск.Риски могут быть производственными, кредитными, техническими, предпринимательскими, финансовыми и коммерческими, валютными, портфельными, процентными, страхуемыми, личностными.

Для снижения степени финансового риска существуют различные способы:

- диверсификация – это рассеивание инвестиционного риска, т.е. распределение инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно связаны между собой;

- лимитирование – установление лимита расходов, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита;

- секьюритизация – участие двух банков в кредитной операции;

- страхование – особые экономические отношения. Инвестор готов отказаться от части доходов, лишь бы избежать риска;

- хеджирование – понятие используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков.


Системы интернет-бронирования туристских услуг: классификация, характеристика предоставляемых услуг и перспективы их развития.

Компьютерные системы бронирования GDS

Система резервирования Поддерживающие авиакомпании
Amadeus Galileo   Sabre Worldspan Lufthansa, Iberia, Air France, SAS United Airlines, British Airlines, KLM, Austrian American Airlines Delta Airlines, TWA

1. AMADEUS - ведущая компания в Европе

Amadeus - одна из самых больших туристских рас­пределительных систем. Более 36 миллионов путешественников неявно используют Amadeus каждый день и около 11 тысяч турагентов предоставляют им сервис, охваты­вающий взаимодействие с авиакомпаниями, железнодо­рожными и паромными перевозками, прокатом автомоби­лей, отелями (резервирование и бронирование), а также дополнительные услуги, например, страхование туристов.

Достоинства Amadeus в том, что ее продукт широко варьирует от постоянно актуализируемой информации на табло до резервирования посадочных мест и осуществле­ния автоматических расчетов. Через Amadeus турагенты могут обратиться с запросом к любому из 100 туроператоров - фактически всем основным участникам.

Существуют различные продукты компании Amadeus: Amadeus Air, Amadeus Cars, Amadeus Hotels, Amadeus Fares.

GALILEO

Компания GALILEO International была основана в 1993 году ведущими авиакомпаниями.(British Airways, Swissar, KLM)

Компания располагает двумя системами бронирования: Apollo используется в Канаде, США, Мексике, Японии и в странах Карибского бассейна; система GALILEO – во всех остальных регионах. На базе этих двух систем осуществляется 1/3 всех электронных бронирований в мире.

В системе GALILEO представлены более 700 авиакомпаний, свыше 48 000 отелей, 45 компаний по аренде автомобилей, 36 туроператорских и 8 круизных групп.

На сегодняшний день самая современная технологическая разработка компании GALILEO в области бронирования – графический интерфейс Viewpoint.

WORLDSPAN

WORLDSPAN - одна из ведущих в области техноло­гий фирма в мире, которая постоянно предлагает новые разработки в сфере информационных услуг,

WORLDSPAN - истинно глобальная система, предо­ставляющая доступ к более, чем 300 авиакомпаниям, 22000 гостиницам и 42 основным фирмам автопроката. Под­держка, которую оболочка системы оказывает клиентам, включает телефонную службу технологической помощи и учебные центры по всей Европе и Америке, по Ближнему Востоку и Африке. Благодаря своему сотрудничеству с ABACUS сфера деятельности компании распространяется также на Австралию и Дальний Восток.

Российские системы бронирования – СИРЕНА, АЛЕАН, единая компьютерная система бронирования турпакетов МАГАТИС, Натали-турс, и т.д.

Дисконтированный доход (PV)

Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) показывает какую массу денежных средств приносит инвестиционный проект, какой доход получит предприятие от инвестиций и определяется по формуле:

PV=∑CFt/(1+K)

где, PV – дисконтированная доходность инвестиционного проекта;

CFt – приток или отток денежных средств в конкретный период времени;

K –норма, либо ставка дисконта;

t - период времени реализации проекта выраженный в годах.

Понятие интеграции. Виды.

Интеграция-объединение.

Сущ.след.типы интеграции в совр.мире:

- всемирная экономическая интеграция, порожденная процессами транс­национализации и глобализации (глобальная и.)

- традиционная региональная интеграция, развивающаяся в определен­ных институциональных формах еще с 50-х годов (региональная).

- частнокорпоративная интеграция, или интеграция на уровне предприятий (подлинная интеграция) – речь идет об интеграции капиталов и активов компаний. Горизонтальная интеграция. Она предполагает объединение предприятий, действующих в одной отрасли на одном отраслевом рынке. Таким образом, предприятия пытаются противостоять конкуренции со стороны сильных партнеров.

Вертикальная интеграция. Это объединение компаний, функционирующих в разных отраслях, нос вязанных между собой последовательными ступенями производства или обращения.

Под вертикальной и горизонтальной интеграцией понимаются базисные стратегии развития бизнеса. Понятно, что для достижения одной и той же цели можно использовать различные пути. Их выбор зависит только от конкретных целей. Вертикальная и. подразумевает контроль над поставщиками либо создание дочерних структур, осуществляющих снабжение основного производства. Эта стратегия необходима для контроля издержек по всей цепочке создания продукта или услуги. Стратегия вперед идущей вертикальной и. выражается в контроле над посредниками, находящимися между производителем и конечным потребителем. Эта стратегия позволяет осуществлять контроль за системами распределения и продажи и, как следствие этого, иметь контролируемую цену в рознице и достойное качество оказываемых услуг. Горизонтальная и. подразумевает использование возможностей роста на существующем рынке за счет производства новых товаров или выпуск товаров, рассчитанных на новый рынок, производство которых связано дополнительными технологическими или иными возможностями, предоставляемыми производством основного продукта.

2. Интеграция в туризме.

80-90 года участники туристского рынка осознают необходимость перехода от количества к качеству. Начинаются процессы горизонтальной и вертикальной интеграции.

Вертикальная интеграция – предполагает производство (объединение) доп.услуг или объединенных услуг.

Коммерческая организация.

Цель – консолидация финансовых ресурсов.

Формы: концерны, корпорации, франчайзинговые объединения, финансово промышленные группы, тресты, картели.

Горизонтальная интеграция – объединение тур. предприятий, без утраты финансовой, юридической, хозяйственной самостоятельности.

Могут зачастую вступать конкуренты.

Цель – лоббирование интересов (проф. интересы выше личных)

Формы: ассоциации, фонды, консорциумы.

Проходит путем создания нового юр. лица.

В туроперейтинге

Вертикальная интеграция – добавление новых структур, расширение.

Туроператоры к турагентам = вертикальная «вперед»

Туроператоры к поставщикам (авиакомпании, отели) = вертикальная «назад»

Горизонтальная интеграция – объединение туроператоров (себе подобных) – слияние, поглощение.

Консорциумы, ассоциации.

В турист.деят-ти:

Горизонтальная интеграция - открытие новых маршрутов, направлений, освоение новых видов туризма и обслуживания (первый уровень); открытие филиалов, дочерних предприятий, занимающихся аналогичной деятельностью, покупка предприятий конкурентов, формирование крупных объединений, корпораций (второй уровень).

Вертикальная интеграция - открытие новых видов деятельности. Например, туроператор создает свое агентство, открывает свой гараж для трансферов, в дальнейшем строит гостиницы, рестораны, открывает свою авиакомпанию.

В мировой практике вертикальная интеграция встречается часто, но она возможна только при достижении определенного уровня капитала и оборота.

усиление горизонтальных интеграций, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и мелким бизнесом; вертикальные интеграции через создание стратегических туристских союзов; глобализация туристского бизнеса и т.д

Отраслевые признаки туризма

Сущность любого явления отражается в его определении. Сложность такого соц.-экон-го явления, как туризм, хар-тся наличием большого кол-ва определений, кот. постоянно дорабатываются и совершенствуются.
В 1954 году ООН было принято след. определение туризма: туризм – это акт-ый отдых, влияющий на укре-е здоровья, физ-ое развитие чел-ка, связанный за пределами пост-го места жит-ва.
В законе «Об основах туристической деятельности» туризм – это временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с пост. места жит-ва в оздор-ных, позна-ых, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
С экономической точки зрения, туризм – это про-во и реал-я тур услуг и тов-в различными орга-ми, располагающими тур. ресу-ми.
Туризм – категория экон-ая, потому, что гос-во, принимая туриста, продает ему местные услуги, создает рабочие места для своих граждан, получает огромные доходы от ввоза валюты. Во многих странах т-м явл-ся наиболее приб-ым видом экон. деят-и.
Рассматривая отраслевой аспект туризма необходимо отметить, что в России, согласно действующей класс-ии отраслей нар-го хоз-ва, туризм в кач-ве самос-го струк-го подразд-ия не выделяется.
Туризм включается в состав таких отраслей, как здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение. Этим подчеркивается важная роль активного отдыха в укреплении здоровья населения, утверждения здорового образа жизни.
На современном этапе развития многие экономисты говорят о трансформации туризма в самост-ую отрасль, сферы услуг, кот. оказывает влияние на работу торговли, связи, коммунальных служб, учреждений культуры, здравоохранения и др.
Основные признаки туризма, как самостоятельной отрасли:
1. Специализированная МТБ
2. Специфические природно-антропогенные ресурсы
3. Уникальность производимых услуг и технологии обслуживания
4. Формирующаяся, новая система управлений
5. Высокая общественная значимость, в том числе экономическая, социальная, политическая.
Как отрасль мирового хозяйства туризм начался с 1988 года. Занимает 1 место по обороту услуг, 2 место по валютным поступлениям, уступив первое место нефтепереработки.
Функции туризма:
1. Способствует восстановлению сил и трудоспособности человека и соответственно психо-физиологических ресурсов общества
2. Способствует рациональному использованию свободного времени людей
3. Способствует увеличению занятости и повышению жизненного уровня местного населения.
4. Туризм обогащает социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран, государств, народов.
Социальная сущность туризма:
1. Организация досуга населения
2. Сглаживание различий и предупреждение конфликтов в общ-ве
3. Формирование новых связей м/у отде-ми людьми и группами
4. Образование и повышение культурного уровня населения
5. Распространение культурных ценностей.
Социальный эффект от туризма выражается в рационализации свободного времени населения, расширение духовных и физических способностей населения.
С экон. точки зрения туризм оказывает полож-ое влияние на др. отрасли нар-го хоз-ва, стимулирует экон. развитие территории, увеличивает занятость местного населения. Туризм является самым экологически чистым видом природопользования.


 


Введения 1990-01-01

Основные понятия и характеристики качества услуг.

Кач-во – ст-нь соотв-я присущих хар-к треб-м.

Мен-т кач-ва -скоординированная деят-ть по рук-ву и упр-ю орг-цией применительно к кач-ву.

С-ма мен-та кач-ва -с-ма мен-та (=с-ма для разраб-ки политики, целей и достижения этих целей) для рук-ва и упр-я орг-цией применительно к кач-ву.

Упр-е кач-вом - часть мент-та кач-ва, направленная на вып-ние треб-ий к кач-ву.

Цель упр-я кач-вом – выпуск прод-ции, ур-нь кач-ва кот-й удовлет-т потребителя.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 С-мы мен-та кач-ва. Треб-я. Наст. стандарт уст.треб-я к с-ме мен-та кач-ва в тех случаях, когда орг-ция: нуждается в демонстрации своей спос-ти поставлять прод-ю, отвеч-щую треб-ям потр-лей и соотв. обяз-ным треб-ям; ставит своей целью повыш-е удовл-сти потреб-лей посредством эфф-ного прим-я с-мы, включая процессы пост-го ее улучшения и обесп-е соотв-я треб-ям потребителей и обяз.треб-ям.

Харак-ка кач-ва - присущая хар-ка продукции, процесса или с-мы, вытекающая из требования.

Хар-ка -отличительное свойство. Бывают:

- физические: механические, электрические..;

- этические (пр:вежливость,честность,правдивость);

- органолептические: запах, осязание, вкус, зрение, слух;

- временные: пунктуальность, безотказность, доступность;

- фные (напр макс-ная скорость самолета).

Фидженбаум ввел понятие Всеобщего Контроля Качества (Total Quality Control), 8принциаов.TQM.

1. Ориентация на потребителя

2. Лидерство руководителя

3. Вовлечение работников

4. Процессный подход - желаемый рез-т достиг-ся эфф-нее, когда деят-тью и соотв-щими ресурсами управляют как процессом.

5. С-мный подход к мен-ту – выявл-е, поним-е и мен-т взаимосвяз-ых процессов как с-мы содействуют результ-ти и эфф-ти орг-ции при достижении ее целей.

6. Постоянное улучшение

7. Принятие решений, основанных на фактах.- эфф-ные реш-я основ-ся на ан-зе данных и инфо

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

29) Формирование корпоративной культуры на основе развития связей между подразделениями организации Корпоративная (организационная) культура организации может быть заложена основателем фирмы, может формироваться постепенно, по мере борьбы организации за выживание в окружающей среде, может быть создана менеджерами, поставившими себе такую задачу. Главным в культуре организации является то, что она способна уменьшить степень коллективной неопределенности, внести ясность в то, что ожидает членов коллектива, обеспечить целостность за счет ключевых ценностей и норм, осветить перспективу развития организации. Корпоративная культура организации это то, что для нее ценно, каковы стиль ее лидерства, язык и символы, процедуры и повседневные нормы, а также в том, как определяется успех. Организационная культура оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты деятельности организаций и, тем самым, в значительной мере определяет эффективность их функционирования. При этом, чем более эффективно используется организационная культура, тем более результативно осуществляется производственный процесс. Организационная культура складывается из следующих шести составляющих: философия, задающая смысл существования организации и ее отношение к сотрудникам и клиентам; доминирующие ценности, на которых базируется организация, которые относятся к целям ее существования либо же к средствам достижения этих целей; нормы, разделяемые сотрудниками организации и определяющие принципы взаимоотношений в организации;правила, по которым ведется "игра" в организации; климат, существующий в организации и проявляющийся в том, какова атмосфера в организации и как члены организации взаимодействуют с внешними лицами; поведенческие ритуалы, выражаемые в проведении в организации определенных церемоний, в использовании определенных выражений, знаков и т.п. Наиболее значимая характеристика организационной культуры: процессы, протекающие в организации (в том числе эффективность информационной системы организации, коммуникационная связь между сотрудниками и подразделениями, система принятия решений, правила и процедуры управления и т.д.). Процессы в организации протекают стихийно, нередки конфликты, как между подразделениями, так и между отдельными работниками. Очень важно бывает понять, как складывались и складываются отношения между разными подразделениями компании, Организационная культура – это совокупность общепринятых, утвердившихся на предприятии форм взаимоотношений между работниками в организации производственных процессов, а также система ценностей, норм, принципов, разделяемых всеми сотрудниками предприятия. Организационная культура выполняет ряд важнейших функций и включает ряд элементов, непосредственно влияющих на характер и эффективность деятельности компании. Рассмотрим некоторые из них. Организационная культура позволяет работникам осознать себя как некое целостное образование, отличное от других подобных образований (организаций). Именно организационная культура, объединяя людей в отделах и отделы в организации, делает возможным достижение общих целей, реализацию общих задач на основе определенных принципов деятельности. Внутри организации организационная культура способствует возникновению одинаковых взглядов и интересов, формирует чувство причастности к общему делу, обеспечивая таким образом прочность и долговечность структуры организации. Организационная культура определяет ценности и правила поведения в организации (взаимоотношения между отделами, взаимоотношения между сотрудниками, сотрудниками и клиентами, партнерами). Корпоративная культура – это специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела. Благодаря принятой организационной культуре Взаимодействие между подразделениями оценивается как взаимодействие, которое приводит к достижению необходимых результатов. Сотрудники в этом случае отмечают совпадение интересов при большинстве контактов с другими подразделениями компании и отмечают, что такое взаимодействие стимулирует к хорошей работе и эффективной деятельности. Противоречия возникают достаточно редко. Если противоречия все же случаются, это не отражается ни на результативности деятельности подразделений, участвующих во взаимодействии, ни на производственных взаимоотношениях. В целом отмечается удовлетворенность процессами взаимодействия, что, по оценкам сотрудников, способствует поддержке и развитию дальнейших взаимоотношений.

Корпоративная культура позволяет выйти на Высокий уровень сплоченности межгруппового взаимодействия указыва ющий на возможность сотрудников содействовать эффективной работе друг друга и при необходимости кооперироваться и направлять совместные усилия на решение производственных задач. Сотрудники организации могут работать как единая команда (коллектив). Их интересы часто совпадают, они достаточно хорошо относятся друг к другу, стремятся к поддержке и развитию таких отношений. Если возникают конфликты или противоречия, они легко справляются с ними, чаще всего благодаря совместным усилиям. Сплоченность обычно помогает развитию межгрупповых взаимоотношений и повышает эффективность их деятельности. Сплоченность групп в организации необходима в том случае, если она способствует результативности их деятельности и не снижает управляемости


Зрелость.Макс. Объем продаж – Стагнация(застой). (1.Этап формализации управления:формализация правил, стабильная структура, упор на эффективность. 2.Этап усложнения структуры: усложнение структуры, децентрализация, диверсифицированные рынки).

Наступает опред. момент, когда развитие компании достигает кульминационной точки и наступает период стабилизации. Однако этот период также не может продолжаться бесконечно.

Это связано с тем, что фирма работает в условиях рынка и не может останавливаться на достигнутом, иначе она перестает быть конкурентоспособной на нем. Поэтому обязательно наступает третий период в развитии компании – период диверсификации. Главная задача данного этапа заключается в определении стратегии нового роста фирмы, расширение рынков, клиентов, привлечение новых сфер бизнеса и т.д. в противном случае наступит период стагнации, а затем, через определенный промежуток времени и крах компании.

Содержание и задачи нормирования труда. Виды норм труда и их характеристики

Основным объектом нормирование является производственная операция.

В ходе изучения трудового процесса и его нормирования решаются две задачи: определение фактических затрат времени на выполнение операции и ее элементов; определение структуры затрат времени на протяжении смены (или ее части).

Методы изучения затрат рабочего времени:

Метод непосредственных замеров заключается в непрерывном наблюдении за трудовым процессом, операцией или ее частями и фиксации показаний текущего времени либо продолжительности выполнения отдельных элементов операции.

Различают несколько разновидностей метода непосредственных замеров.

Сплошные замеры (по текущему времени) ведутся путем непрерывной регистрации всех элементов работы в их временной последовательности, в записи фиксируется календарное (текущее) время окончания каждого элемента. Продолжительность элементов операции определяется путем дополнительных расчетов.

Выборочные замеры применяются для изучения отдельных элементов работы, операции независимо от их последовательности во времени. В ходе наблюдения фиксируется и в записи сразу отражается продолжительность каждого изучаемого элемента.

Цикловые замеры используются для изучения элементов операции (действий, движений) небольшой продолжительности.

Метод моментных наблюдений состоит в регистрации и учете количества одноименных затрат рабочего времени в случайно выбранные моменты (в некоторых случаях — через равные промежутки времени). В основе этого метода лежит закон больших чисел, в соответствии с которым «взаимные отклонения частей совокупности поглощаются всей совокупностью, и с достаточно высокой вероятностью по отдельной части можно судить о совокупности в целом».

При применении данного метода структура затрат времени устанавливается по удельному весу моментов, в которые отмечались те или иные состояния (подготовительно-заключительные действия, простой, оперативная работа и т.п.) в общем количестве учтенных моментов за весь период наблюдения.

В зависимости от цели изучения затрат рабочего времени выделяют следующие виды наблюдений.

Хронометраж — изучение периодически повторяющихся элементов операции, подготовительно-заключительной работы, действий по обслуживанию рабочего места.

Фотография рабочего времени — изучение рабочего времени исполнителя, времени использования оборудования в течение смены или ее части путем измерения всех видов затрат времени (работы, перерывов), их содержания, последовательности, продолжительности.

Фотохронометраж — сочетание изучения структуры затрат рабочего времени на протяжении смены с помощью фотографии рабочего времени и хронометража отдельных элементов работы.

В зависимости от количества одновременно наблюдаемых объектов различают индивидуальные, групповые (бригадные), массовые (маршрутные) наблюдения.

Различают следующие способы ведения наблюдений.

Визуальный способ — наблюдение и фиксация затрат времени производятся непосредственно наблюдателем с помощью стрелочно-циферблатных приборов времени.

Наблюдение с помощью приборов (полуавтоматических) обеспечивает фиксирование отдельных затрат времени приборами под управлением наблюдателя.

Автоматический способ наблюдения подразумевает использование кино- и видеосъемки, промышленного телевидения, осциллографии и т.п.

Наконец, по способу записи результатов наблюдения различают: цифровую (минуты, секунды), индексную (буквенные и условные обозначения), графическую (графики в масштабе времени) записи; фотокинорегистрацию; осциллограмму; смешанную (комбинированную) форму записи, например индексно-цифровую.

Нормы труда являются конкретным выражением меры труда на каждом предприятии. По своей величине они могут быть больше меры труда, и тогда предприятие не получает прибыль, и наоборот. В последнем случае предприятие получает прибыль, поэтому оно всегда заинтересовано в снижении норм труда на изготовление продукции (выполнение работы), что дает возможность уменьшить издержки производства.

Нормы труда, с одной стороны, должны являться средством получения прибыли, а с другой – способствовать решению социальных задач, в первую очередь таких, как обеспечение для наемного работника нормальной интенсивности труда, его материальной заинтересованности при работе по обоснованным нормам. Обоснование нормы предполагает всесторонний учет факторов, влияющих на ее величину в определенных организационно-технических условиях. Поэтому нормы затрат труда должны устанавливаться с учетом технических характеристик имеющегося оборудования и инструмента, применяемой технологии, рациональной организации и обслуживания рабочих мест и т.д. Нормы труда, установленные с учетом технических, технологических и организационных возможностей производства, называются технически обоснованными. Однако только технического обоснования норм недостаточно.

При нормировании труда рабочих и служащих применяются следующие виды норм труда: нормы времени, нормы выработки, обслуживания, численности, управляемости, нормированные задания. Поскольку всеобщим измерителем труда служит рабочее время, все нормы труда являются производными от нормы времени.

Норма времени — это количество рабочего времени, необходимое для выполнения единицы определенной работы (операции) одним рабочим или группой рабочих соответствующей численности и квалификации в наиболее рациональных для данного предприятия организационных, технических и хозяйственных условиях с учетом передового производственного опыта. Норма времени исчисляется в человеко-часах, человеко-минутах или человеко-секундах.

Состав нормы времени можно представить в виде следующей формулы

(2.1)

(2.2)

где Нвр — норма времени;

Тпз - подготовительно-заключительное время;

Топ - оперативное время;

Тос - основное время;

Твс - вспомогательное время;

Торм - время на обслуживание рабочего места;

Тотд - время на отдых и личные надобности;

Тпт - перерывы, обусловленные технологией и организацией производства.

Норма выработки — это количество натуральных (штук, метров, юнн.) или условных единиц продукции (плавок, съемов и т.д.), которое должно быть изготовлено в единицу времени (смену, месяц) в определенных организационно-технических условиях одним или группой рабочих соответствующей квалификации.

Для расчета норм выработки применяется несколько формул. Наиболее общая формула имеет следующий вид

(2.6)

где Нвыр — норма выработки;

Тсм — сменный фонд рабочего времени;

Нвр — установленная норма времени на единицу изделия. В тех производствах, где подготовительно-заключительное время, время на обслуживание рабочего места, на личные надобности и отдых нормируются на смену, норма выработки рассчитывается по таким формулам:

(2.7)

(2.8)

Норма обслуживания — это установленное количество единиц оборудования (число рабочих мест, квадратных метров площади и т.д.), которое должно обслуживаться одним рабочим или группой рабочих соответствующей квалификации при определенных организационно-технических условиях в течение смены. Она является производной от нормы времени. Чтобы рассчитать норму обслуживания, надо определить норму времени обслуживания.

Норма времени обслуживания — это количество времени, необходимое в определенных организационно-технических условиях на обслуживание в течение смены единицы оборудования, квадратного метра производственной площади и т.д.

Определив норму времени на обслуживание по нормативам или с помощью хронометража, можно рассчитать норму обслуживания по следующей формуле:

(2.9)

где Нч — норма обслуживания;

Нвр.о — норма времени на обслуживание единицы оборудования, единицы производственных

площадей и т.д.;

Нвр — норма времени на единицу объема работы, на выполняемую функцию;

п — количество единиц работы, выполняемых в течение определенного периода (смены, месяца);

К — коэффициент, учитывающий выполнение дополнительных функций, не учтенных нормой времени (функции учета, инструктажа, наблюдения за процессом), а также на отдых и личные надобности.

Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости, определяющая численность работников или число структурных подразделений, приходящихся на одного руководителя. Эти нормы используются в случаях, когда нормы времени устанавливать нецелесообразно.

Под нормой численности работающих понимают численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, требующуюся для выполнения производственного задания. Необходимая численность рабочих, занятых обслуживанием производства, определяется по формулам:

или (2.10)

где Нч – норма численности;

О – общее количество обслуживаемых единиц оборудования, квадратных метров производственной площади и т.д.;

Но – норма обслуживания.

В целях повышения эффективности труда повременно оплачиваемых раб

 

 

52)Материальное стимулирование труда работников предприятия. Сущность заработной платы и поощрительные системы в условиях рыночной экономики. Заработная плата – это совокупность вознаграждений в денежной или натуральной форме, полученных работником за фактически выполненную работу. В сфере туризма существует сдельная, повременная и контрактная формы оплаты труда. Оплата труда работников определяется по: - сдельным расценкам - часовым тарифным ставкам - месячным должностным окладам - в % от выручки. Сдельная форма оплаты труда предусматривает начисление з/п по заранее установленным расценкам за каждую единицу выполненной работы. Она подразделяется на: а) простую сдельную (з/п исчисляется исходя из сдельных расценок, установленных в организации, и кол-ва продукции (работ, услуг), которую изготовил работник); б) сдельную премиальную (При сдельно-премиальной оплате труда работнику помимо з/п начисляются премии. Премии могут устанав-ся как в твердых суммах, так и в % от з/п по сдельным расценкам.); в) аккордную (примен. при оплат





Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.