|
Участники выработки стратегииСуществует широко распространенное заблуждение о том что разработка стратегии – удел руководителей, высшего менеджмента. Это не так. В разработке стратегии любой организации должны принимать участие все работники. Кроме них, к выработке стратегии часто привлекаются консультанты – профессионалы в области стратегического менеджмента, а также потребители продукции данной организации. Это справедливо и для государственных организаций, и для органов государственного управления. Например, в процесс разработки стратегии города целесообразно привлекать всех работников органов городского управления, профессиональных консультантов, а также потребителей городских услуг – представителей от населения, общественных организаций, работодателей и инвесторов. Особое значение имеет участие в разработке стратегии высшего руководства организации. Часто консультантам приходится слышать от потенциальных заказчиков пожелания такого рода: «Разработайте для нашей организации стратегию и представьте нам для утверждения». Если руководство организации самоустраняется от участия в разработке стратегии, то провал выработанной внешними консультантами стратегии гарантирован. Обязательным и необходимым является прямое участие руководства в разработке стратегии. Консультанты могут лишь помочь выявить дополнительные аспекты этой стратегии, профессионально использовать методы ее разработки, но не более. Как правило, любая организация сопротивляется изменениям, в том числе и тем, которые предусмотрены стратегией. Для того чтобы изменения были осуществлены, требуется воля высшего руководства и специальные усилия, направленные на преодоление этого сопротивления. Существенным для успеха выработанной стратегии является активное использование интеллектуального потенциала организации. Для коммерческой организации это привлечение интеллекта своих сотрудников и экспертов, использование информации о конкурентах и о тенденциях развития рынка, ресурсов Интернета и пр. Для государственных органов управления – это использование потенциала экспертов, науки, консультантов, использование баз данных, а также опыта аналогичных органов, действующих в нашей стране и за рубежом. Например, при составлении стратегического плана развития города всегда полезно ознакомиться с планами развития аналогичных городов, где реализация этих планов привела к положительным результатам, Реализация стратегии Стратегия реализуется и проявляется: · в «философии» организации; · в организационной структуре; · в персонале; · в организации деловых процессов. «Философия» организации формируется по мере обогащения позитивной истории организации, в процессе паблик рилейшнз, основываясь на принципах мотивационной системы и внутренней этики, опираясь на личный пример руководства. Она проявляется, прежде всего, в практике взаимоотношений с потребителями. В государственной организации по сравнению с коммерческой формирование позитивной философии не менее, а подчас даже более важно для повышения эффективности ее работы. Например, в органах городского управления очень важно сформировать у сотрудников представление о том, что они работают на предприятии сервисного обслуживания, что все жители города – их клиенты, а успех работы каждого подразделения зависит от того, насколько полно удовлетворены потребности горожан в услугах того или иного подразделения. Если же в органе городского управления будет преобладать бюрократический дух, а обычным будет отношение к работе как «к важному государственному делу, выполнению которого лишь иногда мешают надоедливые посетители», то в этом случае трудно надеяться на высокую эффективность работы городского управления. Каждой стратегии соответствует своя оргструктура, которая реализует выбранную степень интеграции и диверсификации с учетом вида интеграционных связей, а также позволяет гибко реагировать на изменение внешних условий функционирования организации. Часто выбранная стратегия требует создания соответствующих подразделений, осуществляющих функцию развития организации или объекта управления. Например, в коммерческих организациях создаются отделы стратегического планирования, отделы развития, в городском управлении — относительно самостоятельные агентства развития, маркетинговые агентства и пр. Подбор и обучение персонала также должны соответствовать выбранной стратегии развития. При этом особое значение придается навыкам и знаниям, обеспечивающим необходимую гибкость персонала, а также навыкам межличностного и группового общения – как устного, так и с помощью современной техники, включая электронную почту и Интернет. Весьма существенным, необходимым свойством персонала становится готовность и умение его принимать, участие в выработке и реализации стратегии организации. В реализации стратегий многих современных организаций самую активную роль играют команды – малые творческие коллективы. Не всякая группа людей, работающих вместе, является командой. Команда – это коллектив, способный решать нестандартные задачи и обладающий следующими характеристиками: · участие каждого во всех делах команды, наличие у членов команды действенной мотивации; · постоянное обучение и повышение квалификации членов команды; · наличие в команде элементов самоуправления. Команда позволяет осуществить процесс инновации путем экспериментирования, творческого заимствования, бенчмаркинга, поиска и адаптации передового опыта, постоянного обучения членов команды.
Мировая практика успешно действующих организаций доказывает безусловные преимущества команд как эффективного метода взаимодействия людей. Пример корпорации АББ ярко иллюстрирует возможности команд в коммерческих организациях. АББ – сетевая организация, состоящая из 1300 компаний, каждая из которых распадается на несколько центров прибыли, а каждый центр, в свою очередь, состоит из нескольких команд. Команда в АББ – это структурная единица, которая существует в рамках центра прибыли и включает в себя 6-10 человек.
Такая команда: · участвует в стратегических проектах всей корпорации; · планирует свою деятельность, развивает бизнес; · набирает, оценивает, обучает и тренирует персонал; · совершенствует технологический процесс.
Команда представляет собой коллектив людей, тесно взаимодействующих друг с другом, который позволяет раскрыть инновационный потенциал каждого участника, таким образом повышая инновационный потенциал всей компании. Команда бывает полезной там, где необходимо творческое решение той или иной задачи, но выделять это подразделение в виде автономной организации нецелесообразно. Во всех видах команд действуют факторы, способствующие их успешному формированию. Один из основных факторов успеха – это обучение сотрудников. Обучение становится особым видом трудовой деятельности. Оно используется в качестве инструмента доверия персонала к администрации. В тех видах деятельности, в которых конкретные знания быстро обесцениваются и теряют свою актуальность (а управление развитием региона относится именно к таким видам деятельности), главный предмет — это обучение технике решения проблем. Освоению подлежат методы интеллектуального прорыва, синхронизации, управления по результатам при помощи таких приемов, как мозговые атаки, работа в малых группах, техника эффективных коммуникаций, выделение ключевых вопросов, анализ слабых и сильных сторон, выработка стратегических планов. По форме обучение не всегда должно быть традиционным и систематическим. Оно происходит и непосредственно в процессе работы, и в процессе изучения работы сходных организаций, и в общении с коллегами, и конечно же в рамках семинаров и специальных курсов. Реализация стратегии часто требует новой организации деловых процессов или, используя современную терминологию, реинжиниринга деловых процессов. Применительно к коммерческим организациям он достаточно подробно описан в современной литературе по менеджменту[5]. Применительно к органам регионального и городского управления реинжиниринг деловых процессов может проявляться в различных формах. Примером новой организации деловых процессов служит передача на субконтракт коммерческим организациям тех функций, которые прежде выполнялись государственными структурами: уборка мусора в городе, эксплуатация жилых муниципальных зданий, оказание медицинских услуг и пр. Еще один пример нового способа организации деловых процессов в государственных учреждениях – организация тендеров при государственных закупках товаров и услуг. Таким образом, цикл стратегического управления состоит из стратегического планирования, в рамках которого определяются цели, проводится СВОТ-анализ, разрабатывается стратегия и ее реализация, которая проявляется в «философии» организации, оргструктуре, подготовке персонала, организации деловых процессов и стратегического контроля.
После того как стратегия выбрана, она реализует и осуществляет контроль полученных результатов. Затем цикл стратегического планирования начинается снова. Цикл стратегического планирования, выполненный однажды, не способен закрепить и зафиксировать незыблемую или «единственно верную», гарантированно успешную стратегию. Процесс стратегического планирования непрерывен. Планы в организациях создаются отнюдь не для того, чтобы неукоснительно их выполнять, они лишь средство успешного управления, адаптирующего возможности организации к постоянно меняющимся условиям. Выводы 1. Стратегия – это одновременно перспектива развития и модель реагирования на изменения внешней среды, в рамках которой действует данная организация, система взаимосвязанных решений и установок, определяющих приоритетные направления действий по реализации миссии организации. Содержащиеся в ней цели определяют конечные и промежуточные состояния в реализации стратегии. Стратегия проявляется в конкурентной позиции, структуре организации, ее системе ценностей, в особенностях мотивации и контроля персонала. 2. Миссия формулирует общие установки и принципы, определяющие предназначение организации и ее взаимоотношения с другими объектами. 3. Компонентами (составными элементами) стратегического управления выступают стратегическое планирование, реализация стратегии, стратегический контроль. 4. Стратегическое планирование – это процесс выбора целей организации и направлений действий для их осуществления. Решающим плановым решением для организации является формулировка миссии и определение конкретных целей, обеспечивающих ее выполнение. Миссия должна быть официально сформулирована и о ней должно быть сообщено сотрудникам организации. Миссия служит ориентиром для принятия всех управленческих решений. В миссии отражаются ценности организации. Цели должны быть конкретными, достижимыми, измеримыми, ориентированными во времени, взаимно поддерживающими. 5. Выбору стратегических решений должен предшествовать анализ внешней среды и внутренних плюсов и минусов организации. 6. Цикл стратегического планирования подразделяется на следующие основные этапы: миссия организации; цели организации; оценка внешней среды; оценка собственных ресурсов; стратегические альтернативы; выбор стратегии; реализация стратегии; контроль и оценка реализации стратегии. Цикл стратегического планирования, выполненный однажды, не способен закрепить и зафиксировать незыблемую или «единственно верную» успешную стратегию. Процесс стратегического планирования непрерывен. 7. В разработке стратегии любой организации должны принимать участие все работники. Кроме них, к выработке стратегии часто привлекаются консультанты — профессионалы в области стратегического менеджмента, а также потребители продукции данной организации. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое стратегия? 2. В чем отличие миссии от цели организации? 3. В чем состоит миссия организации, в которой Вы работаете? 4. Охарактеризуйте цели организации, в которой Вы работаете? 5. Каковы основные этапы стратегического планирования? 6. Что такое СВОТ-анализ? 7. Где и как можно использовать стратегическое планирование в государственном и муниципальном управлении? Список литературы Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989. Виханский О.С, Стратегическое управление. М., 1998. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М., 2001. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М., 1992. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления М., 1986. Попов С.А. Стратегическое управление. М., 2000. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М., 1998. Уотермен Р. Фактор обновления. М., 1989.
Лекция Y. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|