Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тест для контроля знаний по теме





1.Понятие «педагогическая психология» возникло благодаря работам:

А) К.Д. Ушинский Б) Я.А. Каменский В) П.Ф. Каптерев Г) Н.Ф. Талызина

2. Решающее значение отводил воспитанию и ставил ребенка в центр данного процесса такой педагог-мыслитель как: А) И. Гербарт Б) К.Д. Ушинский В) Г. Песталоцци Г) П. Я. Гальперин

3. Неспецифичной для ПП является проблема:

А) педагогической запущенности детей

Б) нахождения и максимального использования сензитивных периодов в жизни ребенка

В) описание возрастных особенностей дошкольников

Г) взаимосвязи обучения и воспитания

4. «Психологизировать педагогику» предлагал такой педагог-мыслитель как:

А) Г. Песталоцци Б) А. Бине В) Л.С. Выготский Г) Б.Ф. Скиннер

5. Для второго этапа развития ПП характерны следующие признаки:

А) начало оформления ПП в самостоятельную отрасль знания

Б) исследуются психолого-педагогические проблемы развития познавательных процессов ребенка

В) развивается экспериментальная психология

Г) развивается система Вольдорфской школы и школы М. Мантессори

Д) разрабатывается ряд теорий обучения

6. Систему проблемного обучения разработали:

А) Б.Ф. Скиннер Б) Л.Н. Ланда В) В. Оконь Г) М.И. Махмутов

7. Теорию поэтапного формирования умственных действий разработали:

А) Л.Н. Ланда Б) Н.Ф. Талызина В) Л.В. Занков Г) П.Я. Гальперин

8. Теорию развивающего обучения разработали такие авторы как:

А) Д.Б. Эльконин Б) П.Я. Гальперин В) В.В. Давыдов Г) Л В. Занков

9. Поставьте в соответствие теории обучения и авторов:

А) программированное обучение 1) Л.Н. Ланда 4) Д.Б. Эльконин

Б) алгоритмизация обучения 2) Б.Ф. Скиннер 5) М.И. Махмутов

В) развивающее обучение 3) Н.Ф. Талызина 6) П.Я. Гальперин

10. Поставьте в соответствие педагогов-мыслителей и этапы развития ПП:

А) середина XVII в - конец XIX в 1) М.И. Махмутов 4) Ж. Пиаже

Б) конец XIX в – середина XX в 2) Каптерев П.Ф. 5) Н.Ф. Талызина

В) середина XX в и до наших дней 3) А. Бине 6) К.Д. Ушинский

 

* Задание. Подготовьте сообщение и получите дополнительную отметку.

Темы сообщения: «Суггестология как новое направление в педагогической психологии»

«Педология и ее характеристика»

«Вклад педологии в развитие отечественной психологии»

«Специфика применения психологических тестов в ПП»

«Области применения аутотренинга»

 

Тема 2. Общая характеристика учебной деятельности

План:

1. Учение как деятельность. Понятие учебной деятельности

2. Предмет, средства и продукт учебной деятельности

3. Структура учебной деятельности

Вопрос 1. Учение как деятельность.Понятие учебной деятельности

В общей теории учения, основы которой, как уже отмечалось, были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Дистервегом, И. Гербартом, К.Д. Ушинским, и др., сформировалась собственно психологическая теория учеб­ной деятельности, являющаяся научным приоритетом России. Ее разработчики — Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.

Учение имеет место там, где действия чело­века управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и деятельности.

Учение – это собственные действия ученика, направленные на приобретение ЗУНов.

Учение - специфиче­ская человеческая деятельность. Оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Эта способность появляется примерно лишь к четырем-пяти го­дам, формируясь на основе предшествующих видов поведения и деятельности ребенка (игры, речевого общения, практических действий).

Деятельность (любая) — это совокупность некоторых физических действий, практических или речевых.

Следовательно, и учение совер­шается путем выполнения человеком различ­ных действий: движений, письма, речи и т.д.

Но жизненные наблюдения и специальные опыты свидетельствуют, что двигательная активность вовсе не обязательное условие научения. В од­них случаях она, по-видимому, играет важную роль (например, для усвоения двигательных навыков письма, речи, плавания, рисования, управления машиной), в других — не имеет осо­бого значения (например, для запоминания слов или текста, решения задач математических, узнавания предметов…)

Исследования показали, что кроме практической деятельности, человек способен осуществлять еще особую гностическую дея­тельность. Цель ее — познание окружающего мира. Гностическая деятельность, как и практи­ческая, может быть предметной и внешней. Это может быть также перцептивная деятельность {например, рассматривание, слушание, наблю­дение) или же символическая деятельность (например, изображение, обозначение, выска­зывание).

Деятельность

Практическая Гностическая

Рисование, плавание, написание текста рассматривание, слушание, наблюдение

Внешняя Внутренняя

В процессе учения практическая и гностическая виды деятель­ности обычно тесно переплетены. Работы многих психологов показали, что внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интериоризации.

Интериориза́ция (от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.

Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим.

Благодаря интериоризации, предметные действия отражаются в сознании и мышлении человека. Например, предметное действие разделения, разборки, разъединения вещи за­мещается действием «в уме» (расчленением вещи на основе ее образа или понятия о ней). Предметное действие превратилось в процес­се интериоризации в действие мысленного ана­лиза. Системы таких мысленных (умственных) действий, развертывающихся в идеальном пла­не, и есть внутренняя деятельность.

Установ­лено, что основным средством интериоризации является слово. Оно позволяет человеку как бы «оторвать» действие от самого предмета и пре­вратить его в действие с образами и понятием о предмете.

Обучение – это профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учениками ЗУНов.

Научение – это процесс и результат приобретения человеком ЗУНов.

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В ши­роком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения.

Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых ЗУНов или изменения старых.

Учебная деятельность - деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных дейст­вий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специаль­но поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельностьэто деятельность, име­ющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий,...такая деятельность долж­на побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или про­ще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершен­ствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащих­ся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содер­жанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности».

Функции учебной деятельности

обучающая развивающая воспитывающая.

Т.о. Учебная деятельность соответственно может рассматривать­ся как специфический вид деятельности. Она направлена на са­мого обучающегося как на ее субъекта — с целью совершенствования, раз­вития, формирования его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познаватель­ной, теоретической и практической деятельности.

Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных зна­ний, отработку обобщенных способов действий и их адекватно­го и творческого применения в разнообразных ситуациях.

*Задание. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Верно ли, что учение возможно на любой ступени развития психики человека?

2. В чем отличия практической деятельности от гностической? Приведите примеры.

3. Как осуществляется переход внешней деятельности во внутреннюю?

4. Чем обучение отличается от научения?

5. Раскройте понятие учебной деятельности. В чем ее сущность?







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.