|
Тест для контроля знаний по теме1.Понятие «педагогическая психология» возникло благодаря работам: А) К.Д. Ушинский Б) Я.А. Каменский В) П.Ф. Каптерев Г) Н.Ф. Талызина 2. Решающее значение отводил воспитанию и ставил ребенка в центр данного процесса такой педагог-мыслитель как: А) И. Гербарт Б) К.Д. Ушинский В) Г. Песталоцци Г) П. Я. Гальперин 3. Неспецифичной для ПП является проблема: А) педагогической запущенности детей Б) нахождения и максимального использования сензитивных периодов в жизни ребенка В) описание возрастных особенностей дошкольников Г) взаимосвязи обучения и воспитания 4. «Психологизировать педагогику» предлагал такой педагог-мыслитель как: А) Г. Песталоцци Б) А. Бине В) Л.С. Выготский Г) Б.Ф. Скиннер 5. Для второго этапа развития ПП характерны следующие признаки: А) начало оформления ПП в самостоятельную отрасль знания Б) исследуются психолого-педагогические проблемы развития познавательных процессов ребенка В) развивается экспериментальная психология Г) развивается система Вольдорфской школы и школы М. Мантессори Д) разрабатывается ряд теорий обучения 6. Систему проблемного обучения разработали: А) Б.Ф. Скиннер Б) Л.Н. Ланда В) В. Оконь Г) М.И. Махмутов 7. Теорию поэтапного формирования умственных действий разработали: А) Л.Н. Ланда Б) Н.Ф. Талызина В) Л.В. Занков Г) П.Я. Гальперин 8. Теорию развивающего обучения разработали такие авторы как: А) Д.Б. Эльконин Б) П.Я. Гальперин В) В.В. Давыдов Г) Л В. Занков 9. Поставьте в соответствие теории обучения и авторов: А) программированное обучение 1) Л.Н. Ланда 4) Д.Б. Эльконин Б) алгоритмизация обучения 2) Б.Ф. Скиннер 5) М.И. Махмутов В) развивающее обучение 3) Н.Ф. Талызина 6) П.Я. Гальперин 10. Поставьте в соответствие педагогов-мыслителей и этапы развития ПП: А) середина XVII в - конец XIX в 1) М.И. Махмутов 4) Ж. Пиаже Б) конец XIX в – середина XX в 2) Каптерев П.Ф. 5) Н.Ф. Талызина В) середина XX в и до наших дней 3) А. Бине 6) К.Д. Ушинский
* Задание. Подготовьте сообщение и получите дополнительную отметку. Темы сообщения: «Суггестология как новое направление в педагогической психологии» «Педология и ее характеристика» «Вклад педологии в развитие отечественной психологии» «Специфика применения психологических тестов в ПП» «Области применения аутотренинга»
Тема 2. Общая характеристика учебной деятельности План: 1. Учение как деятельность. Понятие учебной деятельности 2. Предмет, средства и продукт учебной деятельности 3. Структура учебной деятельности Вопрос 1. Учение как деятельность.Понятие учебной деятельности В общей теории учения, основы которой, как уже отмечалось, были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Дистервегом, И. Гербартом, К.Д. Ушинским, и др., сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, являющаяся научным приоритетом России. Ее разработчики — Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др. Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и деятельности. Учение – это собственные действия ученика, направленные на приобретение ЗУНов. Учение - специфическая человеческая деятельность. Оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Эта способность появляется примерно лишь к четырем-пяти годам, формируясь на основе предшествующих видов поведения и деятельности ребенка (игры, речевого общения, практических действий). Деятельность (любая) — это совокупность некоторых физических действий, практических или речевых. Следовательно, и учение совершается путем выполнения человеком различных действий: движений, письма, речи и т.д. Но жизненные наблюдения и специальные опыты свидетельствуют, что двигательная активность вовсе не обязательное условие научения. В одних случаях она, по-видимому, играет важную роль (например, для усвоения двигательных навыков письма, речи, плавания, рисования, управления машиной), в других — не имеет особого значения (например, для запоминания слов или текста, решения задач математических, узнавания предметов…) Исследования показали, что кроме практической деятельности, человек способен осуществлять еще особую гностическую деятельность. Цель ее — познание окружающего мира. Гностическая деятельность, как и практическая, может быть предметной и внешней. Это может быть также перцептивная деятельность {например, рассматривание, слушание, наблюдение) или же символическая деятельность (например, изображение, обозначение, высказывание). Деятельность Практическая Гностическая Рисование, плавание, написание текста рассматривание, слушание, наблюдение Внешняя Внутренняя В процессе учения практическая и гностическая виды деятельности обычно тесно переплетены. Работы многих психологов показали, что внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интериоризации. Интериориза́ция (от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Благодаря интериоризации, предметные действия отражаются в сознании и мышлении человека. Например, предметное действие разделения, разборки, разъединения вещи замещается действием «в уме» (расчленением вещи на основе ее образа или понятия о ней). Предметное действие превратилось в процессе интериоризации в действие мысленного анализа. Системы таких мысленных (умственных) действий, развертывающихся в идеальном плане, и есть внутренняя деятельность. Установлено, что основным средством интериоризации является слово. Оно позволяет человеку как бы «оторвать» действие от самого предмета и превратить его в действие с образами и понятием о предмете. Обучение – это профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учениками ЗУНов. Научение – это процесс и результат приобретения человеком ЗУНов. Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых ЗУНов или изменения старых. Учебная деятельность - деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий,...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности». Функции учебной деятельности обучающая развивающая воспитывающая. Т.о. Учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как на ее субъекта — с целью совершенствования, развития, формирования его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях. *Задание. Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1. Верно ли, что учение возможно на любой ступени развития психики человека? 2. В чем отличия практической деятельности от гностической? Приведите примеры. 3. Как осуществляется переход внешней деятельности во внутреннюю? 4. Чем обучение отличается от научения? 5. Раскройте понятие учебной деятельности. В чем ее сущность? ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|