Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 2. Развивающая система Эльконина – Давыдова.





В основу данной системы положены обширные педагогические исследования, проведенные в 60-80-х гг. XX в. под руководством Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова. Эта система прошла длительную апробацию в российских школах СНГ и прекрасно зарекомендовала себя.

Развивающая система обучения использует резервы психики школьников. Обычно считают, что у детей 7-10 лет имеется конкретно-образное мышление, малая способность к абстрагированию.

Авторы данной системы доказывают, что при определенном содержании и специально организованном обучении младшие школьники могут усваивать абстрактные понятия из лингвистики и математики. Обучение идет от знаний общего типа к знаниям более конкретного и частного характера, от осознания общих закономерностей к конкретным примерам.

Цель развивающего обучения (по Василию Васильевичу Давыдову) – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания). Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью.

По мысли В.В. Давыдова, обучение обобщенным способам умственных действий внутренне связано с формированием у учащихся абстракций и обобщений со­держательного характера, с усвоением ими теоретических понятий. Традиционная же система школьного обучения основана на эмпирическом подходе к формированию по­нятий. Это малоэффективный путь, занимающий много времени, вызывающий у школьников значительные труд­ности, являющийся причиной массы ошибок.

Мышление

 

эмпирическое мышление теоретическое мышление

Характерная особенность эмпирического мышления состоит в том, что оно отражает только внешние связи объектов и не способно проникнуть в сущность явлений. Это тот тип мышления, которым мы пользуемся в быту, в обыденной жизни. Ему свойствен индуктивный путь умозаключений, т. е. восхождение от конкретного к аб­страктному.

Теоретическое же мышление отражает внутренние свя­зи объектов и законы их развития. Именно таким образом мыслит ученый, так идет научный поиск. Поэтому теоре­тическое мышление можно назвать научным мышлением. Ему свойствен дедуктивный путь умозаключений, т. е. от абстрактного к конкретному.

 

В современной школе теоретическое мышление фор­мируется, как правило, стихийно, далеко не у всех школь­ников и вовсе не лучшим, не самым экономным спосо­бом. Эту ситуацию В.В. Давыдов и предлагал исправить.

Основное отличие экспериментальных программ за­ключалось в том, что дети с самого начала знакомились с условиями и законами происхождения понятий, основополагающих в той или иной области знания. Выполняя под руководством преподавателя определенные предмет­ные действия, учащиеся обнаруживали и фиксировали та­кие существенные особенности объектов, ориентация на которые позволяет решать любые задачи данного класса.

Как показали работы В.В. Давыдова и его сотрудников, введение в процессе обучения нового понятия проходит 4 стадии:

1) дети знакомятся с предлагаемой учителем задачей, ориентируются в ней;

2) овладевают образцом такого преобразования мате­риала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи дан­ного вида;

3) это отношение фиксируется в форме той или иной модели;

4) выявляются те свойства выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условие и спосо­бы решения исходной задачи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*Задание. Подготовьте сообщение о биографии В.В. Давыдова и Д.Б.Эльконина

Вопрос 3. Развитие активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся

(по Л.С. Выготскому).

Основой для обучения должно быть не запоминание информации, а способность ее получать, использовать на практике. Эта идея основана на положении Л.С. Выготского о ЗБР (зона ближайшего развития) и УАР (уровень актуального развития). Обучение должно ориентироваться на завтрашний день учащихся. *Задание. Дополните «ЗБР – это…»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Если рассмотреть зависимость между названными выше видами мышления, то их можно представить в следующем виде.

I уровень: ученик слушает и старается понять и запомнить учебный материал.

II уровень: вместо объяснения учителя учащийся сам изучает материал по предложенным источникам.

III уровень: ученик сам находит объяснения и доказательства.

Т.О., на уроках необходимо создавать проблемную ситуацию, когда ученик сам находит ответ на поставленный вопрос. Это способствует активному познанию мира и развитию интеллекта детей.

Вопрос 4. Проблемное обучение (В.Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер).

Проблемное обучение основано на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в созданных проблемных ситуациях.

Проблемная ситуация возникает при наличии затруднений, противоречия между

А.М. Матюшкин старым и новым, известным и неизвестным, условиями и требованиями.

Характеристики проблемного обучения

- индивидуальный темп усвоения

- полное усвоение учебного материала

- высокий уровень самостоятельности

Проблемное обучение включает несколько этапов:

· осознание проблемной ситуации;

· формулировка проблемы на основе анализа ситуации

· решение проблемы;

· проверка решения.

Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности учащихся, реализуемой в рассуждениях, размышлениях. Это исследовательский тип обучения с большим развивающимся потенциалом.

Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для учащихся в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы они осуществляют самостоятельно.

Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее ре­шения, рассуждает вместе с учениками, опровергает возражения, высказывает предположения, доказы­вает истинность. Иначе говоря, учитель демонстри­рует учащимся путь научного мышления. В другом случае роль учителя может быть минималь­ной - он предоставляет ученикам возможность самосто­ятельно искать пути решения проблем, готовый вовремя направить мысль учащихся, чтобы избежать бесплодных попыток.

Прежде чем приступить к организации проблемного обучения, необходимо определить саму проблему. Про­блема - это всегда противоречие, и это противоречие надо найти в материале.

Противоречие может быть:

а) между житейскими и научными понятиями;

б) между теорией и практикой;

в) между неизвестным и известным;

г) между заданием и невозможностью его выполнить, опираясь на существующие знания;

д) между чувственными данными и умозаключениямии т. д.

Уровни проблемного обучения:

1) Учитель ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет ученика на са­мостоятельные поиски путей решения.

2) У ученика воспитывается способность самосто­ятельно и сформулировать, и решить проблему, учитель же только указывает на нее, не формулируя конечного результата.

3) Учитель даже не указывает на проблему: ученик дол­жен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформули­ровать ее и исследовать возможности и способы ее решения.

Если учитель чувствует, что учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, то он может ввести до­полнительную информацию, снизить тем самым уровень проблемности и перевести учащихся на более низкий уро­вень.

Проблемное обучение имеет ряд преимуществ:

- учит мыслить логично, научно, творчески;

- делает учебный материал более доказательным, спо­собствуя превращению знаний в убеждения;

- более эмоционально, вызывает глубокие интеллек­туальные чувства, в том числе чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих воз­можностях и силах, поэтому формирует интерес учащихся к знанию;

- самостоятельно «открытые» истины, закономернос­ти не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания можно быстрее восстановить.

В процессе обучения важно постепенно и последова­тельно переводить учащихся на более высокий уровень проблемного обучения. И, безусловно, проблемный ме­тод нельзя превращать в универсальный метод обучения. Совсем не следует заставлять учащихся «переоткрывать» все законы. В практике школьного обучения необходимо гармоническое сочетание всех методов.

Таким образом, проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность учащихся.

Проблемное обучение может способствовать реализации следующих целей:

сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков;

достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Проблемные ситуации. Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания.

Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия.

Проблемная ситуация в отличие от задачи включает три главных компонента:

• необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;

• неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;

• возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.

Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации.

*Задание. Прочитайте предложенный ниже текст и приготовьте рассказ об отношении ученика к проблемной ситуации и о правилах создания проблемных ситуаций.

Отношение ученика к проблемной ситуации. Проблемная ситуация, возникающая в учебной деятельности, может вызвать состояние эмоционального подъема, активности школьника, интереса к обучению, адекватной оценки учеником своих интеллектуальных возможностей, а также состояние неудовлетворенности, напряжения, трудности, отрицательного отношения к выполнению учебного задания, неадекватную самооценку, что, в конечном счете, может быть одной из причин неуспеваемости школьника.

Противоречивая роль проблемной ситуации в обучении состоит в том, что в случае обеспечения внутренних (стимулирующая функция) и внешних (регулирующая функция) условий и средств для разрешения проблемной ситуации, она выступает как положительный фактор, но превращается в отрицательный в случае отсутствия таких условий и средств (сдерживающая и дезорганизующая функции).

Проблемная ситуация на слабо подготовленного в теоретическом отношении ученика действует отрицательно. Она больше угнетает, дезорганизует, если разрешение этой ситуации выходит за пределы его зоны ближайшего развития и учитель не оказывает ему своевременной помощи. В то время как хорошо развитого школьника она, напротив, стимулирует к поиску, активизирует в работе, что соответствует его желанию и стремлению постоянно применять свои знания и умения.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.