Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 3. Проблемы и задачи педагогической психологии





Проблемы, которые исследует современная педагогическая психология:

· Нахождение и максимальное использование каждого сензитивного периода в жизни ребенка (не все сензитивные периоды уже известны науке; развитие каждого ребенка индивидуально, время наступления и форма сензитивных периодов у детей различны).

· Связь м/д организованным педагогическим воздействием и психическим развитием ребенка (насколько воздействие эффективно?; достигает ли оно цели?; нет ли отрицательных результатов?)

· Общее и возрастное сочетание обучения и развития (в каком возрасте у ребенка свои возможности для интеллектуального и личностного роста; в каком возрасте более усиленно развивать интеллектуальную сферу, а в каком – формировать личностные качества?).

· Связь созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития ребенка (можно ли начинать обучение до того, как созреют определенные органические задатки?; как влияет обучение на органическое развитие ребенка?)

· Педагогическая запущенность детей (неспособность к усвоению педагогических воздействий из-за того, что на ранних этапах ребенка плохо обучали и воспитывали).

· Индивидуализация обучения (больные дети – дети на дому, одаренные дети – репетиторство, педагогически запущенные дети).

· Высокая профессиональная квалификация педагогов (не только знающий свой предмет, но и умеющий учить других; учитывающий психологические особенности учащихся; не отстающий от развития педагогической науки; интересная, развивающаяся личность).

Т.О. основные проблемы современной педагогической психологии: активизация форм обучения, педагогическое сотрудничество, общение, управление процессом усвоения знаний.

 

Соответ­ственно задачами педагогической психологии являются:

— раскрытие механизмов и закономерностей обу­чающего и воспитывающего воздействия на ин­теллектуальное и личностное развитие обучае­мого;

— определение механизмов и закономерностей ос­воения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и исполь­зования в различных ситуациях;

— определение связи между уровнем интеллекту­ального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитываю­щего воздействия (сотрудничество, активные фор­мы обучения и др.);

Т.о. педагогическая психология представляет собой междисцип­линарную самостоятельную отрасль знания, основывающегося на знании общей, возрастной, социальной психологии, психоло­гии личности, теоретической и практической педагогики. Она име­ет собственную историю становления и развития.

* Задание. Внимательно прочитайте предложенный текст на страницах 4-7 и дайте письменные ответы на вопросы, приведенные на странице 8.

Методы педагогической психологии (дополните самостоятельно):

Общепсихологические методы: наблюдение; устный и письменный опрос; эксперимент, но с учетом возрастных характеристик.

Специальные методы: психолого-педагогический эксперимент (требования к организации);

— специальное психолого-педагогическое тестирование на выявление степени обученности и воспитанности;

— психолого-педагогическое консультирование (беседа рекомендации);

— коррекция – непосредственное воздействие на ребенка (тренинги, аутотренинги).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Структура педагогической психологии:

1)Психология образовательной деятельности (как единство учебной и педагогической деятельности)

2)Психология учебной деятельности и ее субъект (ученик, студент)

3)Психология педагогической деятельности и ее субъекта (учитель, преподаватель)

4)Психология педагогического сотрудничества и общения.

Вопросы для самопроверки:

1. Почему П.Ф. Каптерева считают основателем ПП?

_____________________________________________________________________________________

2. Что, согласно К.Д. Ушинскому, является условием формирования представлений, понятий и личности ребенка? ____________________________________________________________________

3. Чем отличается второй этап в развитии ПП от первого и третьего?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В чем главная заслуга исследований А. Бине? ____________________________________________

5. Какие вопросы, в отличии от педагогики, исследует ПП при изучении процесса обучения?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какими специальными методами пользуется ПП?

_______________________________________________________________________________________

* Задание. Изобразите в виде схемы «предмет изучения ПП»

 

 

 

 


Предмет изучения ПП

 

 


Вопросы к семинару. (Готовьтесь, используя материалы лекции и литературных источников)

1. Какое влияние на становление и развитие педагогической пси­хологии оказали основные направления развития психологии?

2. Охарактеризуйте первый этап в развитии ПП.

3. Охарактеризуйте второй этап в развитии ПП.

4. Охарактеризуйте третий этап в развитии ПП. Какие теории обучения были разработаны?

5. Что значит для становления педагогической психологии каждый из трех этапов ее истории?

6. Что является предметом изучения ПП?

7. Какие проблемы исследует современная ПП? Какие задачи стоят перед ПП на современном этапе?

8. В чем специфика применения общепсихологических методов в ПП?

9. В чем специфика применения специальных методов в ПП?

4. Объясните причины сложности решения проблем, стоящих перед ПП. Почему решение этих проблем важно для практикующих учителей?

Литература:

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петров­ского. - М., 1979.

Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992.

Демидова И.Ф. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Каптеров П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Из­бранные педагогические сочинения. М., 1982.

Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3 / Под ред. М.В. Гамезо. - М., 1982.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 2006.

Литература: Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М. 1997.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.