|
Воспитание 2. Роль семьи в воспитании личности" Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания ". Сюнь-Цзы. Семья для ребенка - это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Она сохраняет принятые в ней взгляды, традиции, установки, образцы поведения.
Семья реализовывает определенные функции: ■ Репродуктивную - рождение детей ■ Хозяйственно - экономическую ■ Воспитательную ■ Коммуникативную ■ Рекреативную В различные периоды жизни человека интенсивность воспитательного влияния семьи различна: - В дошкольном возрасте она играет исключительно важную роль в реализации практически всех (материальных, духовных, познавательных) потребностей ребенка. - В младшем школьном возрасте доминирует в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, уступая школе приоритет в развитии познавательной сферы. - На этапах отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабевая в целом, сохраняет для растущего человека большое значение в части развития его самопознания личностного, социального и профессионального самоопределения. Семейное воспитание - это такой процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне. Семейное воспитание - это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических качеств детей в соответствии с требованиями общества. Семья играет большую роль в воспитании ребёнка. Правильное воспитание должно формировать ответственную, самостоятельную, заинтересованную личность со сложившимися ценностями-целями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом побед и уважением к себе. Родители должны поддерживать доверительные отношения с ребёнком, но в то же время постоянно контролировать его поведение, избегая при этом чрезмерной опеки. С одной стороны, семья - это большое счастье, благоприятный фактор для духовного роста человека, но это также может быть одним из факторов подавления взрослеющей личности. Многие родители воспринимают ребёнка только как субъекта, обязанного реализовать мечты, которые они сами не смогли исполнить в своей жизни. Непроизвольно ребёнок становится частью (продолжением) своих родителей. Которые родители, якобы из лучших побуждений, хотят, чтобы наследники выполняли их собственные нереализованные планы, проекты. Если мать или отец - личность нарциссическая, то у них возникает чувство, что дети - это часть их собственного «Я», и тем самым, они ограничивают ребёнка в его независимости. Виды семей Благоприятные для формирования личности ребёнка семьи, в которых родители любят детей, умеют содержательно организовывать их и свою жизнедеятельность. Члены семьи друг друга понимают и оказывают поддержку. В основе взаимоотношений лежат нравственные нормы. Родители имеют высокий культурный уровень. Менее благоприятные для развития ребёнка семья, в которой ему уделяется или чрезмерное внимание, (ребёнок становится разбалованным, эгоистом, завышенная самооценка), или его недостаточно, где нет места требовательности, где родители не занимаются воспитанием собственных детей. Родители посещают школу, но не умеют использовать советы учителей по воспитанию вследствие низкой педагогической культуры. Неблагоприятные для формирования личности ребёнка семьи, в которых родители (или один из них) ведут аморальный образ жизни. Предпочитают авторитарный стиль общения с ребёнком (подавление личности, жёсткий контроль); не умеют разумно организовывать жизнедеятельность семьи; не обладают должным родительским авторитетом. Имеют низкий культурный уровень. Родители и дети не понимают друг друга. Родители не интересуются проблемами ребёнка, не приходят в школу, не занимаются его воспитанием и развитием. Такое отношение может вызвать злобу, уход ребёнка в себя, агрессивность по отношению к семье или более слабым. Нейтральные семьи, в которых дети предоставлены сами себе, имеют полную свободу в действиях. Ребёнка в такой семье не любят. Он лишен опоры, правильного руководства, защиты. И как следствие, ребёнок может оказаться в противоправной среде. Учитель часто сталкивается с результатами различных нарушений воспитательного процесса в семье. Семья - это возникшая на основе брачного союза, начальная организация членов общества, связанная между собой родственными и экономическими отношениями, совместно проживающих и несущих друг за друга моральную ответственность. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Безусловная любовь. Родители могут любить ребенка ни за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть Обусловленная любовь. Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.) И именно от того, какой тип отношений сложился в семье, зависит и вероятность возникновения проблемного поведения у ребенка. Психологами выделяются четыре основных стиля родительского поведения. Они характеризуются разной степенью принятия ребенка и уровнем контроля. Безразличный тип семейного воспитания характеризуется низким уровнем контроля и холодными отношениями. Такие родители не устанавливают для детей никаких ограничений, заняты собственными проблемами и закрыты для общения. Дети из таких семей более других склонны к проблемному поведению. Либеральный тип. Уровень контроля также низкий, но отношения теплые. Руководящая роль родителей в такой семье незначительна, и, как следствие, в юношеском возрасте дети склонны к непослушанию, к игнорированию норм и правил, принятых в обществе. Авторитарный тип воспитания - это высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители устанавливают жесткие требования и правила, а эмоциональной привязанности к детям не демонстрируют. Как результат - либо пассивность и зависимость детей, либо неуправляемость и агрессивность. И в любом случае - ощущение психологического неблагополучия. Авторитетное воспитание означает теплые отношения и высокий уровень контроля. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии. Родители открыты для общения и обсуждают с детьми правила поведения в семье. Допускают и изменение своих требований в разумных пределах. Дети же вырастают приспособленными к жизни, уверенными в себе и ответственными. Типы семейных взаимоотношений (тактики воспитания) В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более, общих проблем семьи. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального обучения имеют решающее значение в формировании нравственных, моральных качеств в воспитании человека. В семье заключается основное физическое развитие человека, его здоровье. Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения. Умственное воспитание ребёнка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают родители, атмосфера, интеллект жизни семьи, целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов. Под воздействием родителей у ребёнка формируется эстетический вкус в семье, формируются основы гармоничного развития. Для того чтобы семейное воспитание дало результат, глагол воспитывать должен иметь 3 значения: • Управлять • Учить • Общаться Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|