|
Контрольно-оценочный компонентВ общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля. Значимость роли контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) в структуре деятельности обусловливается тем, что она раскрывает внутренний механизм перехода внешнего во внутреннее, т.е. действий контроля и оценки учителя в действия самоконтроля и самооценки ученика. Путь от контроля к самоконтролю – это поэтапный переход. Этот переход подготавливается вопросами учителя, фиксацией наиболее важного, основного. Учитель как бы создает общую программу такого контроля, который и служит основой самоконтроля. Стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала. (поП.П. Блонскому) П.П. Блонским были намечены четыре стадии проявления самоконтроля применительно к усвоению материала. Первая стадия характеризуется отсутствием всякого самоконтроля. Находящийся на этой стадии учащийся не усвоил материал и не может соответственно ничего контролировать. Вторая стадия — полный самоконтроль. На этой стадии учащийся проверяет полноту и правильность репродукции усвоенного материала. Третья стадия характеризуется П.П. Блонским как стадия выборочного самоконтроля, при котором учащийся контролирует, проверяет только главное по вопросам. Четвертая стадия - видимый самоконтроль отсутствует, он осуществляется как бы на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных деталей, примет.
Функции контроля: контролирующия, обучающая, развивающая, воспитывающая, предупредительная, профилактическая, корректирующая, организационная Отметка – это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах (буквах или иным образом). Т.е. выражается на письме цифрой или символами. Оценка – выраженное мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (качестве его работы) (словесная оболочка). Вопросы к семинару. (Готовьтесь, используя материалы лекции и литературных источников) 1. Верно ли, что учение возможно на любой ступени развития психики человека? 2. В чем отличия практической деятельности от гностической? Приведите примеры. 3. Как осуществляется переход внешней деятельности во внутреннюю? 4. Чем обучение отличается от научения? 5. Раскройте понятие учебной деятельности. В чем ее сущность? 6. Что является предметом и средствами учебной деятельности? 7. Что является продуктом и результатами учебной деятельности? 8. Раскройте компоненты составляющие структуру учебной деятельности. 9. Раскройте понятие мотива, мотивации и виды мотивов учебной деятельности. 10. Что включает в себя операционный компонент учебной деятельности и каковы основные требования к учебным задачам? 11. Раскройте понятия ЗУНов и характеристики навыка. 12. Что представляет собой контрольно-оценочный компонент и каковы стадии самоконтроля? 13. Каковы виды контроля, требования к нему, и фукции контроля? В чем главное отличие оценки и отметки? Тест по педагогической психологии: Учебная деятельность 1. Выберите правильный ответ. Первой предпосылкой становления педагогической психологии являются труды: А) К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания» Б) Я.А. Коменского «Великая дидактика» В) П.Ф. Каптерева «Дидактические очерки» 2. Выберите правильный ответ. А. Бине основал первую экспериментальную психологическую лабораторию: А) в Испании Б) во Франции В) в Австралии Г) в Англии 3. Выберите правильный ответ. Профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу рррррученикам ЗУНов называется: А) учение Б) умение В) навык Г) обучение 4. Выберите все правильные ответы. Предметом изучения педагогической психологии является: А) психические механизмы управления обучением Б) учебная мотивация В) индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения 5. Выберите все правильные ответы. Выделяют следующие виды контроля: А) тематический Б) ситуационный В) поурочный Г) итоговый Д) предваряющий 6. Выберите все правильные ответы. Выделяют следующие виды мотивов учебной деятельности: А) основные Б) завуализированные (скрытые) В) широкие социальные Г) узко-личностные Д) интеллектуально-личностные Е) познавательные 7. Поставьте в соответствие понятия и определения. А) отметка 1) оценивание выражающееся на письме цифрой или символом Б) оценка 2) является субъективным мнением об уровне ЗУНов. 3) является словесной оболочкой оценивания 4) является критерием оценивания 8. Дополните компоненты учебной деятельности. А) операционный Б) контрольно-оценочный В) ___________ 9. Дополните определение. Знания – это _______ мыслительной деятельности, в процессе которой __________ факты, законы, закономерности. 10. Выберите правильный ответ. Понятие «Педагогическая психология» вошло в научный обиход благогдаря: А) Д.Б. Эльконину Б) В.А. Крутецкому В) П.Ф. Каптереву 11. Выберите правильный ответ. Первые работы по тестовой психологии и психодиагностики появились: А) на первом этапе развития педагогической психологии Б) на втором этапе развития педагогической психологии В) на третьем этапе развития педагогической психологии 12. Выберите все правильные ответы. Средствами учебной деятельности являются: А) интеллектуальные действия Б) широкие социальные мотивы В) вербальные средства Г) фоновые знания Д) календарно-тематическое планирование занятий 13. Поставьте в соответствие теории обучения и их авторов. А) идея программированного обучения 1) Л.Н. Ланда 2) Б. Скиннер 3) М.И. Махмутов, В. Оконь Б) система проблемного обучения 4) Я.А. Коменский 5) И. Гербарт 6) И. Песталоцци В) Теория развивающего обучения 7) Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов 8) И.Н. Талызина 14. Дополните функцию учебной деятельности. А) обучающая Б) воспитывающая В) ____________ 15. Дополните определение. Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых __________ или изменения старых. 16. Выберите правильный ответ. Действия ускоряются и становятся более точными, освобождаются от лллконтроля на стадии: А) умения Б) навыка В) знания 17. Выберите все правильные ответы. Средствами учебной деятельности являются: А) широкие социальные мотивы Б) интеллектуальные действия В) вербальные средства Г) фоновые знания 18. Выберите все верные утверждения. А) требованием к контролю является субъективность Б) путь от контроля к самоконтролю – это поэтапный переход В) результатом учебной деятельности является поведение субъекта Г) продуктом учебной деятельности является мотивация 19. Восстановите правильную последовательность в структуре деятельности. Результат → цель → мотив → потребность → действие 20. Дополните определение. Мотив – это устойчивая внутренняя психологическая _____ поведения ооооочеловека.
Тема 3. Психологические теории обучения План: 1. Развивающая система Л.В. Занкова 2. Развивающая система Эльконина – Давыдова 3. Развитие активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся 4. Проблемное обучение 5. Программированное обучение Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|