|
Вопрос 1. Этапы развития педагогической психологииСтр 1 из 11Следующая ⇒ Вопрос 2. Предмет изучения педагогической психологии Педагогическая психология (ПП) – отрасль психологии, как наука, которая изучает закономерности обучения и воспитания, а также психологию учителя. Предметом педагогической психологии являются: 1. факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком. 2. изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. Т.о. в широком смысле педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, т. е. формирование психических новообразований. На современном этапе отечественная педагогическая психология изучает: - психологические механизмы управления обучением; - учебную мотивацию; - индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность процесса мотивации, сотрудничество; - личностные особенности обучаемых и учителей. Предмет исследования ПП: процессы обучения и воспитания и результат их воздействия на человека. В целом можно сказать, что отечественная педагогическая психология изучает психологические вопросы управления, исследует процессы обучения и формирования познавательных процессов. А также рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, взаимоотношения между учащимися в общем контексте задачи формирования личности учащегося. Практическая Гностическая Рисование, плавание, написание текста рассматривание, слушание, наблюдение Внешняя Внутренняя В процессе учения практическая и гностическая виды деятельности обычно тесно переплетены. Работы многих психологов показали, что внутренняя деятельность возникает из внешней в процессе интериоризации. Интериориза́ция (от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Благодаря интериоризации, предметные действия отражаются в сознании и мышлении человека. Например, предметное действие разделения, разборки, разъединения вещи замещается действием «в уме» (расчленением вещи на основе ее образа или понятия о ней). Предметное действие превратилось в процессе интериоризации в действие мысленного анализа. Системы таких мысленных (умственных) действий, развертывающихся в идеальном плане, и есть внутренняя деятельность. Установлено, что основным средством интериоризации является слово. Оно позволяет человеку как бы «оторвать» действие от самого предмета и превратить его в действие с образами и понятием о предмете. Обучение – это профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учениками ЗУНов. Научение – это процесс и результат приобретения человеком ЗУНов. Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых ЗУНов или изменения старых. Учебная деятельность - деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий,...такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть...мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности». Функции учебной деятельности обучающая развивающая воспитывающая. Т.о. Учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как на ее субъекта — с целью совершенствования, развития, формирования его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в разнообразных ситуациях. *Задание. Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1. Верно ли, что учение возможно на любой ступени развития психики человека? 2. В чем отличия практической деятельности от гностической? Приведите примеры. 3. Как осуществляется переход внешней деятельности во внутреннюю? 4. Чем обучение отличается от научения? 5. Раскройте понятие учебной деятельности. В чем ее сущность? Мотивационный компонент. Мотив – устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека. Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека или сумма мотивов. Мотивация может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности. Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Виды мотивов: широкие социальные мотивы (мотив долга, ответственности, мотив получения хорошей отметки, чтобы не подвести коллектив) узко-личностные мотивы (мотивация достижения, мотивация избегания неудач, наказания) познавательные мотивы: связанные с процессом выполнения действий; связанные с получением новых знаний (желание выполнять новые действия, желание узнавать что-то новое, потребность в саморазвитии). - Осознаваемые (когда может объяснить почему он это сделал или не сделал) - Реально действующие (то, что является истинной причиной) - Ведущие - Второстепенные Операционный компонент Задачи Действия Учебная задача предлагается обучающемуся как определенное учебное задание в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс в целом. Состав учебных задач, т.е. вопросов (и, конечно, ответов), над которыми в данный отрезок учебного времени работает обучающийся, должен быть известен учителю, преподавателю, так же как и ученику, студенту. Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач. Они даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия — предметные, контрольные и вспомогательные (технические), такие как схематизация, подчеркивание, выписывание и т.д. Психологические требования к учебным задачам по Е.И. Машбицу *Задание. Прочитайте следующие требования к учебным задачам и подготовьте о них рассказ. 1. «Конструироваться должна не одна отдельная задача, а набор задач». задача, рассматриваемая в качестве системы, существует как таковая в более сложной системе задач и о полезности ее стоит говорить относительно ее положения в этой системе. В зависимости от этого одна и та же задача может оказаться и полезной, и бесполезной. (Т.е. одна задача должна быть частью системы задач, направленных на достижение главной цели). 2. «При конструировании системы задач надо стремиться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших учебных целей, но и отдаленных». к сожалению, в школьной практике основное внимание уделяется достижению ближайших целей. При проектировании учебных задач обучающийся должен четко представлять иерархию всех учебных целей, как ближайших, так и отдаленных. Восхождение к последним идет последовательно, целенаправленно, путем обобщения уже усвоенных средств системы обучения. (Например: если вы решите это, то в дальнейшем сможете…) 3. «Учебные задачи должны обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности». На практике, как правило, используются некоторые элементы системы средств, что обеспечивает решение задач лишь одного класса, что недостаточно для решения другого класса задач. (Т.е. задачи должны предполагать, что при их решении ученик будет использовать разные средства). 4. «Учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предусматривается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт обучения». (Продуктом могут быть знания).Как установлено многими исследователями, то, что входит в прямой продукт действий учащихся, лучше усваивается ими. Реализация четвертого требования предполагает также применение задач на осознание учащимися своих действий, т.е. рефлексию. Отмечается также следующее: чтобы учащиеся, решая учебные задачи, осознанно выполняли и контролировали свои действия, они должны иметь четкие представления о структуре и средствах решения задачи. Такие сведения они должны получать от учителя в виде стройной системы ориентировки. Учебная деятельность является совместной деятельностью учителя и ученика и направлена на передачу и усвоение ЗУНов. Знания – это результат мыслительный деятельности, в процессе которой усваиваются факты, законы, закономерности. Умения - это способность осознанно выполнять определенные действия на основе полученных знаний. Навык – это способ выполнения действия, ставший автоматизированным. Действия на стадии навыка ускоряются и становиться более точным, освобождает от контроля за процессом, сознание концентрируется на более сложной творческой стороне работы, но автоматизация навыка частична. В нужный момент сознание вмешивается и направляет действия. Характеристика навыка: · изменяются приемы использования движений (мелкие движения объединяются в более крупные) · изменяется сенсорный контроль над действием (снижается мышечное напряжение) · изменяются приемы центрального регулирования действием. Мышление
эмпирическое мышление теоретическое мышление Характерная особенность эмпирического мышления состоит в том, что оно отражает только внешние связи объектов и не способно проникнуть в сущность явлений. Это тот тип мышления, которым мы пользуемся в быту, в обыденной жизни. Ему свойствен индуктивный путь умозаключений, т. е. восхождение от конкретного к абстрактному. Теоретическое же мышление отражает внутренние связи объектов и законы их развития. Именно таким образом мыслит ученый, так идет научный поиск. Поэтому теоретическое мышление можно назвать научным мышлением. Ему свойствен дедуктивный путь умозаключений, т. е. от абстрактного к конкретному.
В современной школе теоретическое мышление формируется, как правило, стихийно, далеко не у всех школьников и вовсе не лучшим, не самым экономным способом. Эту ситуацию В.В. Давыдов и предлагал исправить. Основное отличие экспериментальных программ заключалось в том, что дети с самого начала знакомились с условиями и законами происхождения понятий, основополагающих в той или иной области знания. Выполняя под руководством преподавателя определенные предметные действия, учащиеся обнаруживали и фиксировали такие существенные особенности объектов, ориентация на которые позволяет решать любые задачи данного класса. Как показали работы В.В. Давыдова и его сотрудников, введение в процессе обучения нового понятия проходит 4 стадии: 1) дети знакомятся с предлагаемой учителем задачей, ориентируются в ней; 2) овладевают образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данного вида; 3) это отношение фиксируется в форме той или иной модели; 4) выявляются те свойства выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условие и способы решения исходной задачи. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ *Задание. Подготовьте сообщение о биографии В.В. Давыдова и Д.Б.Эльконина Вопрос 3. Развитие активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся (по Л.С. Выготскому). Основой для обучения должно быть не запоминание информации, а способность ее получать, использовать на практике. Эта идея основана на положении Л.С. Выготского о ЗБР (зона ближайшего развития) и УАР (уровень актуального развития). Обучение должно ориентироваться на завтрашний день учащихся. *Задание. Дополните «ЗБР – это…» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Если рассмотреть зависимость между названными выше видами мышления, то их можно представить в следующем виде. I уровень: ученик слушает и старается понять и запомнить учебный материал. II уровень: вместо объяснения учителя учащийся сам изучает материал по предложенным источникам. III уровень: ученик сам находит объяснения и доказательства. Т.О., на уроках необходимо создавать проблемную ситуацию, когда ученик сам находит ответ на поставленный вопрос. Это способствует активному познанию мира и развитию интеллекта детей. Вопрос 4. Проблемное обучение (В.Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер). Проблемное обучение основано на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в созданных проблемных ситуациях. Проблемная ситуация возникает при наличии затруднений, противоречия между А.М. Матюшкин старым и новым, известным и неизвестным, условиями и требованиями. Характеристики проблемного обучения - индивидуальный темп усвоения - полное усвоение учебного материала - высокий уровень самостоятельности Проблемное обучение включает несколько этапов: · осознание проблемной ситуации; · формулировка проблемы на основе анализа ситуации · решение проблемы; · проверка решения. Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности учащихся, реализуемой в рассуждениях, размышлениях. Это исследовательский тип обучения с большим развивающимся потенциалом. Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для учащихся в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы они осуществляют самостоятельно. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, рассуждает вместе с учениками, опровергает возражения, высказывает предположения, доказывает истинность. Иначе говоря, учитель демонстрирует учащимся путь научного мышления. В другом случае роль учителя может быть минимальной - он предоставляет ученикам возможность самостоятельно искать пути решения проблем, готовый вовремя направить мысль учащихся, чтобы избежать бесплодных попыток. Прежде чем приступить к организации проблемного обучения, необходимо определить саму проблему. Проблема - это всегда противоречие, и это противоречие надо найти в материале. Противоречие может быть: а) между житейскими и научными понятиями; б) между теорией и практикой; в) между неизвестным и известным; г) между заданием и невозможностью его выполнить, опираясь на существующие знания; д) между чувственными данными и умозаключениямии т. д. Уровни проблемного обучения: 1) Учитель ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения. 2) У ученика воспитывается способность самостоятельно и сформулировать, и решить проблему, учитель же только указывает на нее, не формулируя конечного результата. 3) Учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать ее и исследовать возможности и способы ее решения. Если учитель чувствует, что учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, то он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым уровень проблемности и перевести учащихся на более низкий уровень. Проблемное обучение имеет ряд преимуществ: - учит мыслить логично, научно, творчески; - делает учебный материал более доказательным, способствуя превращению знаний в убеждения; - более эмоционально, вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах, поэтому формирует интерес учащихся к знанию; - самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания можно быстрее восстановить. В процессе обучения важно постепенно и последовательно переводить учащихся на более высокий уровень проблемного обучения. И, безусловно, проблемный метод нельзя превращать в универсальный метод обучения. Совсем не следует заставлять учащихся «переоткрывать» все законы. В практике школьного обучения необходимо гармоническое сочетание всех методов. Таким образом, проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность учащихся. Проблемное обучение может способствовать реализации следующих целей: • сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков; • достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. • сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся. Проблемные ситуации. Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения задания. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия. Проблемная ситуация в отличие от задачи включает три главных компонента: • необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия; • неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации; • возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовет проблемной ситуации. *Задание. Прочитайте предложенный ниже текст и приготовьте рассказ об отношении ученика к проблемной ситуации и о правилах создания проблемных ситуаций. Отношение ученика к проблемной ситуации. Проблемная ситуация, возникающая в учебной деятельности, может вызвать состояние эмоционального подъема, активности школьника, интереса к обучению, адекватной оценки учеником своих интеллектуальных возможностей, а также состояние неудовлетворенности, напряжения, трудности, отрицательного отношения к выполнению учебного задания, неадекватную самооценку, что, в конечном счете, может быть одной из причин неуспеваемости школьника. Противоречивая роль проблемной ситуации в обучении состоит в том, что в случае обеспечения внутренних (стимулирующая функция) и внешних (регулирующая функция) условий и средств для разрешения проблемной ситуации, она выступает как положительный фактор, но превращается в отрицательный в случае отсутствия таких условий и средств (сдерживающая и дезорганизующая функции). Проблемная ситуация на слабо подготовленного в теоретическом отношении ученика действует отрицательно. Она больше угнетает, дезорганизует, если разрешение этой ситуации выходит за пределы его зоны ближайшего развития и учитель не оказывает ему своевременной помощи. В то время как хорошо развитого школьника она, напротив, стимулирует к поиску, активизирует в работе, что соответствует его желанию и стремлению постоянно применять свои знания и умения. Смешанная программа Стремление к объединению линейных программ с разветвленными привело к появлению так называемого смешанного программирования, которое было разработано британскими психологами из университета в Шеффилде. Для него характерны следующие особенности: •Учебный материал делится на различные по объему части (порции, шаги). •Учащийся дает ответы, как путем их выбора, так и в ходе заполнения пробелов, имеющихся в тексте. •Учащийся не может перейти к следующей рамке программы, пока хорошо не овладеет содержанием предыдущей. Это положение является общим для всех вариантов дидактического программирования, однако в смешанном программировании ему придается особое значение, поскольку авторы смешанных программ предвидят возможность не только индивидуальной, но и групповой работы с программированным текстом. •Содержание отдельных рамок дифференцируется применительно к способностям, проявляемым учениками, а также к степени их достижений в учебе по данному предмету. С учетом этого положения смешанная программа ближе к разветвленной, в которой, индивидуализации подвержено и содержание, и темп учения. Самым важным в программированном обучении является текст (программа), * Задания. Напишите эссе на тему: «Программированное обучение: вчера, сегодня, завтра!» Подготовьте сообщение на тему: История возникновения и развития программированного обучения Сравните традиционное, проблемное и программированное обучение
Вопросы к семинару. 1.На каких дидактических принципах основана развивающая система Л.В. Занкова? 2. Охарактеризуйте развивающую систему Эльконина-Давыдова с позиции целей данной системы. 3. В чем заключается идея Л.С. Выготского о развитии активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся? 4. Раскройте характеристики и этапы проблемного обучения. 5. Какие принципы положены в основу проблемного обучения? 6. Раскройте уровни проблемного обучения. 7. Раскройте преимущества проблемного обучения. 8. Охарактеризуйте проблемные ситуации и отношение к ним ученика. 9. Каковы правила создания проблемной ситуации? 10. Раскройте основные характеристики программированного обучения. 11. Раскройте принципы линейной системы программированного обучения. 12. Дайте общую характеристику линейной системы программированного обучения. 13. В чем Н. Кроудер видел недостатки линейной системы программированного обучения? 14. Дайте характеристику разветвленной программе. 15. Раскройте основные принципы, лежащие в основе разветвленной программы. 16. В чем заключается смешанное программирование? Цель воспитания * Задание. Попробуйте сформулировать цель воспитания _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель - идеальное предвидение результата, исходный компонент деятельности. Триединство цели воспитания разумного, духовного и творческого. Только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основания — истина, добро и красота. Другими словами, жизнь, достойная Человека, — это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте. Она предоставляет человеку возможность обрести свою родовую человеческую сущность: реализовать себя как homo sapiens, осуществить в себе способность быть homo creatus, проявить себя как homo moralis. Поставленная цель носит общий характер и позволяет сохранить индивидуальные черты каждого ребенка. Цели воспитания в современном обществе Заказ на воспитание нужного гражданина дает общество, правительство. Целью воспитания в современных условиях является формирование культурной, достаточно образованной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности. В наше время можно выделить следующие цели воспитания: 1. Воспитание гражданина. Целью воспитания должно быть формирование чувства гражданской ответственности, уважения к закону. Результатом воспитания является освоение воспитанниками принципов демократии, понимание и реализация прав и обязанностей гражданина. 2. Воспитание с целью самореализации личности. Целью воспитания должно быть создание условий для реализации природных задатков воспитанника, его индивидуальности. То есть каждый человек должен развиваться как неповторимая личность, индивидуальное в нем должно преобладать над общественным. 3. Воспитание гуманистическое. Целью воспитания должно быть формирование и развитие гуманистических начал у человека, способности понимать себя и других людей, устанавливать контакты с другими людьми. 4. Воспитание с целью обеспечения выживания. Целью воспитания должно быть объединение всех людей для защиты жизни на Земле, подготовка каждого человека к пониманию собственной роли в развитии цивилизации. Особенности целей воспитания: - - - - Цели воспитания зависят от: - экономического и политического строя в стране. - Виды семей Благоприятные для формирования личности ребёнка семьи, в которых родители любят детей, умеют содержательно организовывать их и свою жизнедеятельность. Члены семьи друг друга понимают и оказывают поддержку. В основе взаимоотношений лежат нравственные нормы. Родители имеют высокий культурный уровень. Менее благоприятные для развития ребёнка семья, в которой ему уделяется или чрезмерное внимание, (ребёнок становится разбалованным, эгоистом, завышенная самооценка), или его недостаточно, где нет места требовательности, где родители не занимаются воспитанием собственных детей. Родители посещают школу, но не умеют использовать советы учителей по воспитанию вследствие низкой педагогической культуры. Неблагоприятные для формирования личности ребёнка семьи, в которых родители (или один из них) ведут аморальный образ жизни. Предпочитают авторитарный стиль общения с ребёнком (подавление личности, жёсткий контроль); не умеют разумно организовывать жизнедеятельность семьи; не обладают должным родительским авторитетом. Имеют низкий культурный уровень. Родители и дети не понимают друг друга. Родители не интересуются проблемами ребёнка, не приходят в школу, не занимаются его воспитанием и развитием. Такое отношение может вызвать злобу, уход ребёнка в себя, агрессивность по отношению к семье или более слабым. Нейтральные семьи, в которых дети предоставлены сами себе, имеют полную свободу в действиях. Ребёнка в такой семье не любят. Он лишен опоры, правильного руководства, защиты. И как следствие, ребёнок может оказаться в противоправной среде. Учитель часто сталкивается с результатами различных нарушений воспитательного процесса в семье. Семья - это возникшая на основе брачного союза, начальная организация членов общества, связанная между собой родственными и экономическими отношениями, совместно проживающих и несущих друг за друга моральную ответственность. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Безусловная любовь. Родители могут любить ребенка ни за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть Обусловленная любовь. Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.) И именно от того, какой тип отношений сложился в семье, зависит и вероятность возникновения проблемного поведения у ребенка. Психологами выделяются четыре основных стиля родительского поведения. Они характеризуются разной степенью принятия ребенка и уровнем контроля. Безразличный тип семейного воспитания характеризуется низким уровнем контроля и холодными отношениями. Такие родители не устанавливают для детей никаких ограничений, заняты собственными проблемами и закрыты для общения. Дети из таких семей более других склонны к проблемному поведению. Либеральный тип. Уровень контроля также низкий, но отношения теплые. Руководящая роль родителей в такой семье незначительна, и, как следствие, в юношеском возрасте дети склонны к непослушанию, к игнорированию норм и правил, принятых в обществе. Авторитарный тип воспитания - это высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители устанавливают жесткие требования и правила, а эмоциональной привязанности к детям не демонстрируют. Как результат - либо пассивность и зависимость детей, либо неуправляемость и агрессивность. И в любом случае - ощущение психологического неблагополучия. Авторитетное воспитание означает теплые отношения и высокий уровень контроля. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии. Родители открыты для общения и обсуждают с детьми правила поведения в семье. Допускают и изменение своих требований в разумных пределах. Дети же вырастают приспособленными к жизни, уверенными в себе и ответственными. Типы семейных взаимоотношений (тактики воспитания) В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам в ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|