Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 9 Механизм (аппарат) государства





...Никакая несправедливость, выпадаю­щая на долю человека, как бы она ни была велика, далеко не может... сравнять­ся с той, которую совершает установлен­ная Богом власть, когда она сама нару­шает право.

Р. фон Иеринг

1. Определение. Механизм (аппарат) государства — это спе­циально созданная постоянно действующая иерархическая систе­ма государственных органов, учреждений и должностных лиц, осу­ществляющих государственную власть, задачи и функции государ­ства.

2. Признаки механизма (аппарата) государства

2.1. Все государственные органы, учреждения, должностные лица, образующие механизм государства, создаются и действу­ют на основе Конституции, законов и других нормативно-пра­вовых актов.

2.2. Это единая иерархическая постоянно действующая сис­тема органов, учреждений, должностных лиц, построенная на принципах субординации (соподчиненности) и координации деятельности. Это деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

L3. Первичными структурными частями (элементами) меха­низма (аппарата) государства являются государственные орга­ны и учреждения, в которых работают на постоянной профес­сиональной основе государственные служащие (чиновники раз­личных уровней и рангов), а в выборных органах и иных учреждениях — депутаты, сенаторы, судьи и т. д.

2.4. Для обеспечения государственно-властных полномочий в состав механизма государства входят органы принуждения с их вещественными придатками, соответствующими техническо­му уровню каждой эпохи -- вооруженные отряды людей, воо­ружение, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

2.5. Посредством механизма государства практически осуще­ствляется государственная власть, выполняются функции госу­дарства.

Между функциями государства и его механизмом существу­ет прямая и нерасторжимая связь. В силу того что механизм

 

государства как раз и создается для выполнения функций госу­дарства, последним принадлежит определяющая роль. Органы государства и его учреждения вынуждены подстраиваться к из­меняющимся функциям государства. Если, к примеру, в обще­стве берут верх функции, вытекающие из классовых или наци­ональных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план и получают развитие карательные органы госу­дарства.

В учебной литературе понятия «механизм» и «аппарат» госу­дарства обычно признаются по объему и содержанию совпада­ющими. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность государственного аппарата, его направленность на результативную работу.

3. Структура механизма государства. Единый и целостный механизм государства дифференцируется на структурные час­ти — органы, их объединения. Структура механизма государ­ства изменчива и во многом зависит от типа и формы государ­ства, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая - - только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение взаимодействуют, перепле­таясь между собой.

Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы были слабо дифференцированы по соста­ву и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранней стадии капиталистического государства, основу меха­низма государства составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и международных дел.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений. Структурные части этого механизма создаются на основе прин­ципа разделения властей. Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В силу этого создаются органы законодательной, исполнительной и судеб­ной власти.

3.1. Органы законодательной власти. Право издания законов обычно принадлежит высшим представительным органам. На­зываются они общим родовым термином «парламент». В Анг­лии, Канаде, Индии, например, термин «парламент» является именем собственным законодательного органа, в других стра­нах он называется иначе. Расцвет парламентаризма приходится

Раздел II. Государство. Общие понятия

на первые этапы развития буржуазного государства. Именно тогда утвердился круг его основных полномочий: принятие за­конов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов, выражение (вотума) доверия и недоверия и т. д. Все это получило обобщенное выражение в принципе пар­ламентаризма. В демократических государствах парламент вы­ражает интересы различных политических сил, служит ареной поиска компромиссов. Правда, в последние десятилетия в свя­зи с усложнением общественной жизни наблюдается возраста­ние роли исполнительной власти и снижение роли парламента, которое, однако, не является безусловным.

Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палат. Однопалатные парламенты существуют в неболь­ших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко слу­жит своеобразным противовесом более демократичной нижней палате. Члены нижней палаты, как правило, именуются депу­татами. Члены верхней палаты — сенаторами (иногда называ­ются иначе).

Общее число членов парламента в разных государствах нео­динаково. Самый многочисленный парламент в мире — Всеки­тайское собрание народных представителей — насчитывает 3000 членов.

Обычно палаты парламентов состоят из нескольких сотен членов. В Италии — 315 сенаторов и 630 депутатов, в США -100 сенаторов, 435 членов палаты представителей. В Японии -252 члена палаты советников и 500 членов палаты представите­лей.

Связь парламентариев с избирателями определяется содер­жанием и характером мандата, установленного в той или иной стране, — свободного или императивного.

При свободном мандате член парламента является предста­вителем всего избирательного корпуса страны, а не только сво­его избирательного округа. Он не обязан выполнять конкрет­ные наказы избирателей. Императивный мандат означает, что парламентарий получает обязательный наказ от своих избира­телей и может быть ими досрочно отозван.

В субъектах федерации законодательную власть осуществля­ют, как правило, однопалатные парламенты.

3.2. Органы исполнительной власти. Органы, учреждения, дол­жностные лица исполнительной власти — самая крупная струк­турная часть механизма любого государства. Численность ее слу­жащих (чиновников) многократно превышает численность слу-

Глава 9. Механизм (аппарат) государства

жащих и должностных лиц других ветвей власти. Сказанное от­носится и к России, где аппарат исполнительной власти в кон­це XX в. (без силовых министерств и ведомств) составлял, по свидетельству прессы, более 2 млн человек, тогда как в судеб­ной системе было занято не многим более 20 тыс. судей.

Исполнительную власть возглавляют и осуществляют глава государства, правительство, различные министерства и цент­ральные учреждения (комитеты, ведомства, инспекции, служ­бы и т. д.). В структуру исполнительной власти входят также региональные и местные государственные органы и должност­ные лица.

3.3. Глава государства не только возглавляет исполнитель­ную власть, но и обладает другими важными властными полно­мочиями. Как уже отмечалось, разделенная на ветви государ­ственная власть не перестает быть единой и суверенной, само­стоятельность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти не абсолютна, а относительна. Глава государства в силу своего правового статуса как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и решения общегосударственных задач. Глава государства не стоит и не может стоять над органа­ми различных ветвей власти, а обеспечивает необходимую ко­ординацию их деятельности, испытывая на себе контролирую­щее воздействие, прежде всего, законодательных и судебных органов. В современных государствах глава государства, как правило, является единоличным: в конституционных монархи­ях — монарх, в республиках — президент.

Монарх в силу конституционных норм или сложившихся традиций имеет ряд правомочий в отношении парламента: со­зыв сессий, роспуск парламента (обычно нижней палаты), на­значение членов верхней палаты (там, где это принято), утвер­ждение и опубликование законов. Он назначает или утверждает главу правительства и министров, но с учетом мнения фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Формально он считается верховным главнокомандующим воо­руженными силами, представляет страну в международных от­ношениях. Фактически эти полномочия осуществляются пра­вительством или соответствующим министром.

В большинстве современных государств главой государства является президент, избираемый либо населением, либо парла­ментом, либо путем особой избирательной процедуры. Прези­дент принимает иностранных дипломатических представителей,

Теория госуд. и права

Раздел II. Государство. Общие понятия

назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифици­рует международные договоры и соглашения, является верхов­ным главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона (отлагательное вето), передавать его на вто­ричное рассмотрение парламента.

В парламентских и президентских республиках роль и пол­номочия президента не одинаковы. В парламентских республи­ках президент -- малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредото­чена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах хотя и оформляется указом президента, но осуще­ствляется по инициативе правительства. Для формирования правительства требуется согласие парламента.

В президентских республиках президент — центральная фигу­ра во всем механизме государства. Он представляет государство внутри страны и за ее пределами, назначает дату выборов в парламент, в ряде стран распускает парламент, обладает пра­вом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов. Президент, по общему правилу, обладает законода­тельной инициативой. Он имеет широкие полномочия по фор­мированию правительства и контролю за его работой, в неко­торых странах является одновременно главой государства и правительства. Президент -- верховный главнокомандующий вооруженными силами, он назначает высший командный со­став армии, флота, внутренних войск, присваивает высшие во­инские звания и т. д.

3.4. Правительство обычно имеет название «совет» или «ка­бинет министров», иногда оно официально называется прави­тельством и редко — государственным советом. Правительством традиционно считается создаваемый парламентом и президен­том (чаще только парламентом или президентом) коллегиаль­ный орган исполнительной власти. Его основное назначение -исполнение, реализация законов и правовых актов главы госу­дарства, для этого правительству необходимы распорядитель­ные полномочия, которые предполагают издание правитель­ством собственных подзаконных актов, как нормативно-право­вых, так и правоприменительных.

Итак, правительство — это коллегиальный орган общей ком­петенции, осуществляющий государственное управление обще­ством.

Глава 9. Механизм (аппарат) государства

В некоторых странах исполнительная власть принадлежит президенту, а правительства как такового не существует (США, Бразилия, Мексика). Имеющийся там кабинет президента -совещательный орган, но не правительство в обычном понима­нии полномочий и функций этого органа.

Правительство возглавляет председатель; как правило, это премьер-министр, в Германии — канцлер, в Норвегии — госу­дарственный министр, в мусульманских странах — визир и т. д. В состав правительства входят заместитель или заместители председателя правительства, министры, руководители некото­рых ведомств.

Формируется правительство по-разному, чаще всего новое правительство формируется после выборов парламента и (или) президента. Правительство на своих заседаниях принимает ре­шения большинством голосов. С точки зрения партийного со­става правительства различаются однопартийные, двухпартий­ные, коалиционные, беспартийные правительства.

В состав исполнительной власти входят вооруженные силы, органы безопасности и другие силовые ведомства, а также пра­воохранительные и правозащитные органы - - прокуратура, органы внутренних дел и юстиции, контрольные органы и др. В федеративных государствах органы и должностные лица ис­полнительной власти имеются и в субъектах федерации, т. е. исполнительная власть федераций двухуровневая.

В систему органов исполнительной власти, как правило, входят местные органы исполнительной власти. Такие органы или должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и т. д.) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами, территориями (Финляндия, Люксем­бург). Нередко с назначенными должностными лицами на ре­гиональном и местном уровнях функционируют избранные на­селением региона, территории органы местного самоуправле­ния.

Итак, исполнительная власть обладает самой разветвленной сетью разнообразных государственных органов с многочислен­ным кадровым составом государственных служащих. Для того чтобы все органы исполнительной власти эффективно функци­онировали, необходима исполнительная вертикаль. В отличие от законодательных и судебных органов, которые тоже связаны определенной субординацией, органы исполнительной власти скреплены более строгой иерархией, подчиненностью нижесто­ящих вышестоящим, а все — единому центру. Причем выше-

Раздел II. Государство. Общие понятия

стоящие органы исполнительной власти вправе давать конкрет­ные указания нижестоящим и проверять их исполнение.

Исполнительная власть, ее органы — мотор государства, его основная управляющая система. Вместе с тем по своему харак­теру, способам организации, большим возможностям органы и должностные лица исполнительной власти тяготеют к обособ­ленности, авторитаризму, стремятся освободиться от контроля органов других ветвей власти, отчуждению от простых людей, народа, к злоупотреблению своим положением, к подмене об­щегосударственных дел своими собственными делами и инте­ресами. Все это имеет место и в современной России. Проти­водействовать этому злу непросто, но необходимо.

3.5. Органы судебной власти. Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из судов общей юрис­дикции, арбитражных, военных, административных, конститу­ционных и иных судов. Особое место занимают мировые судьи. Наверху этой системы находятся верховные и конституцион­ные суды. Суды осуществляют правосудие посредством регули­руемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотвор­честве.

Судебная власть принадлежит не судебным учреждениям, включающим во многих странах помимо судей, секретарей, иных работников еще и судебных следователей, прокуроров, а суду.

Основными должностными фигурами в судебной системе и судебных органах являются судьи. Во многих странах мира су­дьи несменяемы и назначаются пожизненно, что означает в действительности: до достижения ими установленного законом возраста (в Англии — 72 года, высоких судов — 75 лет, в Япо­нии --65 лет. В других странах возрастной ценз варьирует в пределах 65—70 лет).

К кандидатам на должность судьи помимо высшего юриди­ческого образования предъявляется много требований, в том числе и возрастные. В России, например, судьями могут быть российские граждане, достигшие 25-летнего возраста, во Фран­ции не назначают судьями лиц моложе 40 лет. Судьи независи­мы и подчиняются только конституции и закону.

Рассмотрение дел в судебном заседании (присутствии) опи­рается на ряд принципов, признанных в законодательстве мно­гих стран мира, а также в международных актах, относящихся к защите прав человека. Перечислим эти принципы.

Глава 9. Механизм (аппарат) государства

Свобода допуска к суду. Любое физическое или юридическое лицо может обратиться в суд для защиты своих прав, любые ограничения тут недействительны.

Коллективное отправление правосудия. Исключение из дан­ного принципа допускается только для рассмотрения мелких гражданских и уголовных дел, которые может рассматривать мировой судья единолично.

Возможность обжалования судебного решения (приговора) в другой суд и возможность повторного рассмотрения дела.

Открытость, публичность, гласность судебного заседания. Осуществление судебной власти должно быть открыто для пуб­лики, что повышает авторитет суда, усиливает его воспитатель­ную роль.

Независимость суда и подчинение его только закону.

Ведение судопроизводства на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением сторон услугами переводчика.

Ответственность государства за судебную ошибку (возмеще­ние государством ущерба потерпевшему).

Результатом судебного процесса (заседания) является судеб­ное решение (приговор и др.), в котором государственная власть находит наиболее полное выражение. Лица и организации, ко­торым оно адресовано, обязаны беспрекословно его выполнять.

4. Органы государства. Государственный орган — это первич­ная структурная часть механизма (аппарата) государства, уча­ствующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями.

Признаки органа государства.

4.1. Орган государства обладает определенной самостоя­тельностью и автономией, но он является первичной струк­турной частью единого механизма государства, занимает в нем определенное ему место и взаимосвязан с другими частями ме­ханизма.

4.2. Орган государства состоит из государственных служащих (чиновников), находящихся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданс­ких и других отношений, не имеющих связи с государственной службой. Права, обязанности, объем властных правомочий (их правовой статус) определяются законами, другими норматив­ными актами, конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др. Служащие государственных орга­нов работают на возмездной основе, т. е. получают за свой труд заработную плату согласно занимаемой должности.

__________________ Раздел II. Государство. Общие понятия

4.3. Орган государству может иметь внутреннюю структуру, очть из функциональных подразделений, скрепленных ictbom целей, ради достижения которых образован орган, и дисциплиной,^ обязательной для всех служащих.

•4. Важнейшим признаком органа государства является на-е у него компетенции — государственно-властных полно-(совокупности прав и обязанностей) определенного со-<ания и объема. Компетенция определяется предметом ве-, т. е. задачами и функциями, которые решает и выполняет)сударственный орган. Компетенция, порядок и формы ее осу-плен ия юридически закрепляются и регламентируются за­конами и иными нормативно-правовыми актами.

еализация органом государства своей компетенции — это не лько его право, но и обязанность. А вот выход государственно-органа за пределы своей компетенции не допускается.

Государствен но-Властные полномочия органа государ-Проявляются в возможности издавать правовые акты -юрматипные или правоприменительные; в реализации этих правовых актов путем использования различных методов, в том числе и метода правового принуждения.

. Орган государства активно участвует в практическом юуществлении функций государства, используя для этого со­ответствующие формы и методы.

5- Виды органов государства. Помимо принципа разделения властей органы государства классифицируются и по другим основаниям (критериям).

•'. По способу возникновения они подразделяются на пер­вичные и производные. Первичные органы государства ника­кими другими органами Не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо изби-гся на основе избирательного права по установленной про­цедуре (представительнее органы) и получают властные пол­номочия от избирателей (народа). Производные органы созда­ются первичными органами и от них получают властные полномочия. К ним относятся исполнительно-распорядитель­ные органы, военные и военизированные ведомства, органы прокуратуры и т. д.

J-2-. По объему властных полномочий органы государства клас­сифицируются на высшее и местные. Правда не все местные органы являются государственными (например, органы мест­ного самоуправления). Высшие органы наиболее полно олице­творяют государственную власть, их властные полномочия рас-

Глава 9. Механизм (аппарат) государства

пространяются на всю территорию государства. В федератив­ных государствах высшие органы субъектов федерации распро­страняют всю власть на территории соответствующих субъектов федерации. Высшие органы государства обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Местные орга­ны государства функционируют в административно-территори­альных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, про­винциях и др.). Их полномочия распространяются только на эти регионы и территории. Но это отнюдь не умаляет их роли и значения. Местные органы непосредственно связаны с насе­лением и постоянно испытывают на себе воздействие граждан.

5.3. По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетен­ции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы и указы президента, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции, одного вида деятель­ности (министерства финансов, культуры).

5.4. По способу формирования органы государства бывают выборные и назначаемые. В демократическом государстве до­минируют выборные органы. У назначаемых органов и долж­ностных лиц нередко возникает тенденция к отчуждению от общества, народа.

5.5. По особенностям деятельности и порядку принятия реше­ний органы государства подразделяются на коллегиальные и единоличные.

6. Бюрократизм и коррупция в государственном механизме. Бюрократизм и коррупция стары, так же как старо государство, для них не существует ни времени, ни территориальных преде­лов и границ.

В буквальном смысле слова «бюрократизм» означает власть «бюро», т. е. письменного стола, конторы, «конторовластие», а по сути дела — власть оторванного от народа аппарата. Глав­ный ресурс бюрократов -- именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Формы проявления бюрократизма — формализм, волокита, канцелярщина (вместо решения вопроса по существу — отпис­ка), бездумное, казенное отношение к делу и др.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в мно­гообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях. Так, государственный ин­терес бюрократы могут превратить в ведомственный или мест­нический, ведомственный или местный - - в групповой или личный, т. е. «государственные задачи превращаются в канце­лярские», а «канцелярские задачи — в государственные»1. Од­ной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.

Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппара­та — сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. От­сюда разбухание государственного аппарата — верный признак его бюрократического загнивания.

Антиподом и самым действенным способом борьбы с бю­рократизмом служит демократия. Постоянный демократичес­кий контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных орга­нов, гласность и критика -- надежное лекарство против этой болезни.

Коррупция — сложное антисоциальное явление, тесно свя­занное с государством и правом. Она имеет различные формы и виды проявления. В западных зарубежных странах корруп­цию обычно связывают с деятельностью властвующих элит, незаконным использованием ими государственных ресурсов в целях укрепления своей власти или обогащения.

В отечественной литературе под коррупцией понимается подкуп, продажность государственных и муниципальных чиновни­ков, использование ими властных полномочий, служебного поло­жения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц. Формы коррупции - - взяточничество, подкуп, протекционизм и др. Коррупцию порождает возмож­ность бесконтрольно и безнаказанно извлекать выгоду из дол­жности, властных полномочий. Еще Аристотель рекомендовал: самое главное при всяком государственном строе — это посред­ством законов и остального распорядка устроить дело так, что­бы должностным лицам невозможно было наживаться.

Для существования коррупции должны быть не только про­дажные чиновники, но и лица, имеющие немалые финансово-материальные возможности для их подкупа. Этим как раз и объясняется тесная связь коррупции с теневой экономикой и организованной преступностью.

Коррупционные отношения осуществляются скрыто, латен­тно. Поэтому противодействовать коррупции очень непросто. Для противодействия ей необходима целая система антикорруп­ционных мер и средств, которую необходимо создать и посто­янно совершенствовать.

7. Выводы. Государственная власть, задачи и функции госу­дарства осуществляются посредством его механизма (аппарата).

Одним из главных принципов формирования и деятельности механизма современного государства является принцип разделе­ния властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Перспективы развития любого государства в значительной степени зависят от совершенствования структуры и деятельно­сти его механизма, установления реального социального конт­роля за его функционированием.

 

Глава 10 Формы государства

Форма государства есть не отвлеченное понятие и не политическая схема, безраз­личная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа.

И. А. Ильин

1. Определение. Под формой государства понимается органи­зация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принци­пах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодей­ствуют между собой и населением, какими методами она осу­ществляется и др.

2. Структура формы государства. Форма государства охваты­вает:

организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

Глава 10. Формы государства

территориальную организацию государственной власти, со­отношение государства как целого с его составными частями;

методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических ус­ловий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность и исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республи­канская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникнове­ния. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) при­вели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следстви­ем которого стала конституционная монархия. Конституция -требование молодой буржуазии, монархия — уступка феодалам.

На форму государства влияют национальный состав, исто­рические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно явля­ются унитарными. «Многонациональный состав населения, -писал И. А. Ильин, — предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам»1. События в Югославии, сложная ситуация в бывших республиках СССР, межнацио­нальные распри подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствую­щая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным»2.

3. Форма правления раскрывает способ организации верхов­ной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень учас­тия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

3.1. Монархия — форма правления, где высшая государствен­ная власть принадлежит единоличному главе государства — мо­нарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занима-

1 Ильин И. А. О государственной форме // Сов. государство и право. 1991. № И. С. 136.

2 Там же. С. 138.

Раздел II. Государство. Общие понятия

ет престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха — источник права и закон; по Воинскому уставу Петра I государь — «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, конт­ролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда пос­ле окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монар­хии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органа­ми (Земский собор в Российской империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и со­временная конституционная монархия (Великобритания, Шве­ция), в которой власть монарха ограничена конституцией, пар­ламентом, правительством и независимым судом.

3.2. Республика -- это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избира­емым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства. В развитых государствах взаи­моотношения между высшими органами власти строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Республиканская форма правления зародилась в рабовла­дельческих государствах. Наиболее яркое проявление она на­шла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было на­родное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в форми­ровании и работе выборных органов верховной государствен­ной власти принимала участие военно-земельная знать.

В эпоху феодализма республиканская форма правления при­менялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя,

Глава 10. Формы государства

Любек, Новгород и т. д.). Купеческие города-республики вы­борным путем создавали органы власти (городские советы, мэ­рии) во главе с ответственными должностными лицами (бурго­мистрами, мэрами и др.).

Современные республики подразделяются на парламентар­ные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти -- парламент или прези­дент — формирует правительство и направляет его работу и пе­ред кем — парламентом или президентом — правительство не­сет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать от­ставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правитель­ство несет перед парламентом ответственность за свою деятель­ность. Президент республики является только главой государ­ства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), побе­дившей на парламентских выборах, а президент, не будучи ли­дером партии, лишен возможности направлять его деятель­ность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика — это форма правления, где пре­зидент непосредственно при определенном парламентском кон­троле формирует правительство, которое несет перед ним от­ветственность за свою деятельность. В президентских респуб­ликах обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выпол­няет президент.

Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентс-ко-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Пор­тугалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Нелишне отметить, что монархия и республика как формы прав­ления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.

4. Форма государственного устройства. История существова­ния государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т. е. способом территориального деления (адми­нистративно-территориальные единицы, автономные полити­ческие образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государствен­ной власти (централизованные, децентрализованные, организо­ванные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного уст­ройства», под которой понимается территориальная организа­ция государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

4.1. Унитарное государство — это целостное централизован­ное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает органи­зационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории стра­ны. Органы административно-территориальных единиц нахо­дятся либо в полном подчинении центру, либо в двойном под­чинении — центру и местным представительным органам.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств — унитарные. Это и понятн







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.