|
Глава 9 Механизм (аппарат) государства...Никакая несправедливость, выпадающая на долю человека, как бы она ни была велика, далеко не может... сравняться с той, которую совершает установленная Богом власть, когда она сама нарушает право. Р. фон Иеринг 1. Определение. Механизм (аппарат) государства — это специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. 2. Признаки механизма (аппарата) государства 2.1. Все государственные органы, учреждения, должностные лица, образующие механизм государства, создаются и действуют на основе Конституции, законов и других нормативно-правовых актов. 2.2. Это единая иерархическая постоянно действующая система органов, учреждений, должностных лиц, построенная на принципах субординации (соподчиненности) и координации деятельности. Это деятельное, постоянно функционирующее выражение государства. L3. Первичными структурными частями (элементами) механизма (аппарата) государства являются государственные органы и учреждения, в которых работают на постоянной профессиональной основе государственные служащие (чиновники различных уровней и рангов), а в выборных органах и иных учреждениях — депутаты, сенаторы, судьи и т. д. 2.4. Для обеспечения государственно-властных полномочий в состав механизма государства входят органы принуждения с их вещественными придатками, соответствующими техническому уровню каждой эпохи -- вооруженные отряды людей, вооружение, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство. 2.5. Посредством механизма государства практически осуществляется государственная власть, выполняются функции государства. Между функциями государства и его механизмом существует прямая и нерасторжимая связь. В силу того что механизм
государства как раз и создается для выполнения функций государства, последним принадлежит определяющая роль. Органы государства и его учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся функциям государства. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план и получают развитие карательные органы государства. В учебной литературе понятия «механизм» и «аппарат» государства обычно признаются по объему и содержанию совпадающими. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность государственного аппарата, его направленность на результативную работу. 3. Структура механизма государства. Единый и целостный механизм государства дифференцируется на структурные части — органы, их объединения. Структура механизма государства изменчива и во многом зависит от типа и формы государства, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая - - только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение взаимодействуют, переплетаясь между собой. Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы были слабо дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранней стадии капиталистического государства, основу механизма государства составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и международных дел. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений. Структурные части этого механизма создаются на основе принципа разделения властей. Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В силу этого создаются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. 3.1. Органы законодательной власти. Право издания законов обычно принадлежит высшим представительным органам. Называются они общим родовым термином «парламент». В Англии, Канаде, Индии, например, термин «парламент» является именем собственным законодательного органа, в других странах он называется иначе. Расцвет парламентаризма приходится Раздел II. Государство. Общие понятия на первые этапы развития буржуазного государства. Именно тогда утвердился круг его основных полномочий: принятие законов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов, выражение (вотума) доверия и недоверия и т. д. Все это получило обобщенное выражение в принципе парламентаризма. В демократических государствах парламент выражает интересы различных политических сил, служит ареной поиска компромиссов. Правда, в последние десятилетия в связи с усложнением общественной жизни наблюдается возрастание роли исполнительной власти и снижение роли парламента, которое, однако, не является безусловным. Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палат. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом более демократичной нижней палате. Члены нижней палаты, как правило, именуются депутатами. Члены верхней палаты — сенаторами (иногда называются иначе). Общее число членов парламента в разных государствах неодинаково. Самый многочисленный парламент в мире — Всекитайское собрание народных представителей — насчитывает 3000 членов. Обычно палаты парламентов состоят из нескольких сотен членов. В Италии — 315 сенаторов и 630 депутатов, в США -100 сенаторов, 435 членов палаты представителей. В Японии -252 члена палаты советников и 500 членов палаты представителей. Связь парламентариев с избирателями определяется содержанием и характером мандата, установленного в той или иной стране, — свободного или императивного. При свободном мандате член парламента является представителем всего избирательного корпуса страны, а не только своего избирательного округа. Он не обязан выполнять конкретные наказы избирателей. Императивный мандат означает, что парламентарий получает обязательный наказ от своих избирателей и может быть ими досрочно отозван. В субъектах федерации законодательную власть осуществляют, как правило, однопалатные парламенты. 3.2. Органы исполнительной власти. Органы, учреждения, должностные лица исполнительной власти — самая крупная структурная часть механизма любого государства. Численность ее служащих (чиновников) многократно превышает численность слу- Глава 9. Механизм (аппарат) государства жащих и должностных лиц других ветвей власти. Сказанное относится и к России, где аппарат исполнительной власти в конце XX в. (без силовых министерств и ведомств) составлял, по свидетельству прессы, более 2 млн человек, тогда как в судебной системе было занято не многим более 20 тыс. судей. Исполнительную власть возглавляют и осуществляют глава государства, правительство, различные министерства и центральные учреждения (комитеты, ведомства, инспекции, службы и т. д.). В структуру исполнительной власти входят также региональные и местные государственные органы и должностные лица. 3.3. Глава государства не только возглавляет исполнительную власть, но и обладает другими важными властными полномочиями. Как уже отмечалось, разделенная на ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной, самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти не абсолютна, а относительна. Глава государства в силу своего правового статуса как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и решения общегосударственных задач. Глава государства не стоит и не может стоять над органами различных ветвей власти, а обеспечивает необходимую координацию их деятельности, испытывая на себе контролирующее воздействие, прежде всего, законодательных и судебных органов. В современных государствах глава государства, как правило, является единоличным: в конституционных монархиях — монарх, в республиках — президент. Монарх в силу конституционных норм или сложившихся традиций имеет ряд правомочий в отношении парламента: созыв сессий, роспуск парламента (обычно нижней палаты), назначение членов верхней палаты (там, где это принято), утверждение и опубликование законов. Он назначает или утверждает главу правительства и министров, но с учетом мнения фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Формально он считается верховным главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в международных отношениях. Фактически эти полномочия осуществляются правительством или соответствующим министром. В большинстве современных государств главой государства является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры. Президент принимает иностранных дипломатических представителей, Теория госуд. и права Раздел II. Государство. Общие понятия назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует международные договоры и соглашения, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона (отлагательное вето), передавать его на вторичное рассмотрение парламента. В парламентских и президентских республиках роль и полномочия президента не одинаковы. В парламентских республиках президент -- малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах хотя и оформляется указом президента, но осуществляется по инициативе правительства. Для формирования правительства требуется согласие парламента. В президентских республиках президент — центральная фигура во всем механизме государства. Он представляет государство внутри страны и за ее пределами, назначает дату выборов в парламент, в ряде стран распускает парламент, обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов. Президент, по общему правилу, обладает законодательной инициативой. Он имеет широкие полномочия по формированию правительства и контролю за его работой, в некоторых странах является одновременно главой государства и правительства. Президент -- верховный главнокомандующий вооруженными силами, он назначает высший командный состав армии, флота, внутренних войск, присваивает высшие воинские звания и т. д. 3.4. Правительство обычно имеет название «совет» или «кабинет министров», иногда оно официально называется правительством и редко — государственным советом. Правительством традиционно считается создаваемый парламентом и президентом (чаще только парламентом или президентом) коллегиальный орган исполнительной власти. Его основное назначение -исполнение, реализация законов и правовых актов главы государства, для этого правительству необходимы распорядительные полномочия, которые предполагают издание правительством собственных подзаконных актов, как нормативно-правовых, так и правоприменительных. Итак, правительство — это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий государственное управление обществом. Глава 9. Механизм (аппарат) государства В некоторых странах исполнительная власть принадлежит президенту, а правительства как такового не существует (США, Бразилия, Мексика). Имеющийся там кабинет президента -совещательный орган, но не правительство в обычном понимании полномочий и функций этого органа. Правительство возглавляет председатель; как правило, это премьер-министр, в Германии — канцлер, в Норвегии — государственный министр, в мусульманских странах — визир и т. д. В состав правительства входят заместитель или заместители председателя правительства, министры, руководители некоторых ведомств. Формируется правительство по-разному, чаще всего новое правительство формируется после выборов парламента и (или) президента. Правительство на своих заседаниях принимает решения большинством голосов. С точки зрения партийного состава правительства различаются однопартийные, двухпартийные, коалиционные, беспартийные правительства. В состав исполнительной власти входят вооруженные силы, органы безопасности и другие силовые ведомства, а также правоохранительные и правозащитные органы - - прокуратура, органы внутренних дел и юстиции, контрольные органы и др. В федеративных государствах органы и должностные лица исполнительной власти имеются и в субъектах федерации, т. е. исполнительная власть федераций двухуровневая. В систему органов исполнительной власти, как правило, входят местные органы исполнительной власти. Такие органы или должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и т. д.) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами, территориями (Финляндия, Люксембург). Нередко с назначенными должностными лицами на региональном и местном уровнях функционируют избранные населением региона, территории органы местного самоуправления. Итак, исполнительная власть обладает самой разветвленной сетью разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих. Для того чтобы все органы исполнительной власти эффективно функционировали, необходима исполнительная вертикаль. В отличие от законодательных и судебных органов, которые тоже связаны определенной субординацией, органы исполнительной власти скреплены более строгой иерархией, подчиненностью нижестоящих вышестоящим, а все — единому центру. Причем выше- Раздел II. Государство. Общие понятия стоящие органы исполнительной власти вправе давать конкретные указания нижестоящим и проверять их исполнение. Исполнительная власть, ее органы — мотор государства, его основная управляющая система. Вместе с тем по своему характеру, способам организации, большим возможностям органы и должностные лица исполнительной власти тяготеют к обособленности, авторитаризму, стремятся освободиться от контроля органов других ветвей власти, отчуждению от простых людей, народа, к злоупотреблению своим положением, к подмене общегосударственных дел своими собственными делами и интересами. Все это имеет место и в современной России. Противодействовать этому злу непросто, но необходимо. 3.5. Органы судебной власти. Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из судов общей юрисдикции, арбитражных, военных, административных, конституционных и иных судов. Особое место занимают мировые судьи. Наверху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Суды осуществляют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве. Судебная власть принадлежит не судебным учреждениям, включающим во многих странах помимо судей, секретарей, иных работников еще и судебных следователей, прокуроров, а суду. Основными должностными фигурами в судебной системе и судебных органах являются судьи. Во многих странах мира судьи несменяемы и назначаются пожизненно, что означает в действительности: до достижения ими установленного законом возраста (в Англии — 72 года, высоких судов — 75 лет, в Японии --65 лет. В других странах возрастной ценз варьирует в пределах 65—70 лет). К кандидатам на должность судьи помимо высшего юридического образования предъявляется много требований, в том числе и возрастные. В России, например, судьями могут быть российские граждане, достигшие 25-летнего возраста, во Франции не назначают судьями лиц моложе 40 лет. Судьи независимы и подчиняются только конституции и закону. Рассмотрение дел в судебном заседании (присутствии) опирается на ряд принципов, признанных в законодательстве многих стран мира, а также в международных актах, относящихся к защите прав человека. Перечислим эти принципы. Глава 9. Механизм (аппарат) государства Свобода допуска к суду. Любое физическое или юридическое лицо может обратиться в суд для защиты своих прав, любые ограничения тут недействительны. Коллективное отправление правосудия. Исключение из данного принципа допускается только для рассмотрения мелких гражданских и уголовных дел, которые может рассматривать мировой судья единолично. Возможность обжалования судебного решения (приговора) в другой суд и возможность повторного рассмотрения дела. Открытость, публичность, гласность судебного заседания. Осуществление судебной власти должно быть открыто для публики, что повышает авторитет суда, усиливает его воспитательную роль. Независимость суда и подчинение его только закону. Ведение судопроизводства на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением сторон услугами переводчика. Ответственность государства за судебную ошибку (возмещение государством ущерба потерпевшему). Результатом судебного процесса (заседания) является судебное решение (приговор и др.), в котором государственная власть находит наиболее полное выражение. Лица и организации, которым оно адресовано, обязаны беспрекословно его выполнять. 4. Органы государства. Государственный орган — это первичная структурная часть механизма (аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями. Признаки органа государства. 4.1. Орган государства обладает определенной самостоятельностью и автономией, но он является первичной структурной частью единого механизма государства, занимает в нем определенное ему место и взаимосвязан с другими частями механизма. 4.2. Орган государства состоит из государственных служащих (чиновников), находящихся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой. Права, обязанности, объем властных правомочий (их правовой статус) определяются законами, другими нормативными актами, конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др. Служащие государственных органов работают на возмездной основе, т. е. получают за свой труд заработную плату согласно занимаемой должности. __________________ Раздел II. Государство. Общие понятия 4.3. Орган государству может иметь внутреннюю структуру, очть из функциональных подразделений, скрепленных ictbom целей, ради достижения которых образован орган, и дисциплиной,^ обязательной для всех служащих. •4. Важнейшим признаком органа государства является на-е у него компетенции — государственно-властных полно-(совокупности прав и обязанностей) определенного со-<ания и объема. Компетенция определяется предметом ве-1Я, т. е. задачами и функциями, которые решает и выполняет)сударственный орган. Компетенция, порядок и формы ее осу-плен ия юридически закрепляются и регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами. еализация органом государства своей компетенции — это не лько его право, но и обязанность. А вот выход государственно-органа за пределы своей компетенции не допускается. Государствен но-Властные полномочия органа государ-Проявляются в возможности издавать правовые акты -юрматипные или правоприменительные; в реализации этих правовых актов путем использования различных методов, в том числе и метода правового принуждения. . Орган государства активно участвует в практическом юуществлении функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы. 5- Виды органов государства. Помимо принципа разделения властей органы государства классифицируются и по другим основаниям (критериям). •'. По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами Не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо изби-гся на основе избирательного права по установленной процедуре (представительнее органы) и получают властные полномочия от избирателей (народа). Производные органы создаются первичными органами и от них получают властные полномочия. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, военные и военизированные ведомства, органы прокуратуры и т. д. J-2-. По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшее и местные. Правда не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы наиболее полно олицетворяют государственную власть, их властные полномочия рас- Глава 9. Механизм (аппарат) государства пространяются на всю территорию государства. В федеративных государствах высшие органы субъектов федерации распространяют всю власть на территории соответствующих субъектов федерации. Высшие органы государства обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.). Их полномочия распространяются только на эти регионы и территории. Но это отнюдь не умаляет их роли и значения. Местные органы непосредственно связаны с населением и постоянно испытывают на себе воздействие граждан. 5.3. По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы и указы президента, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции, одного вида деятельности (министерства финансов, культуры). 5.4. По способу формирования органы государства бывают выборные и назначаемые. В демократическом государстве доминируют выборные органы. У назначаемых органов и должностных лиц нередко возникает тенденция к отчуждению от общества, народа. 5.5. По особенностям деятельности и порядку принятия решений органы государства подразделяются на коллегиальные и единоличные. 6. Бюрократизм и коррупция в государственном механизме. Бюрократизм и коррупция стары, так же как старо государство, для них не существует ни времени, ни территориальных пределов и границ. В буквальном смысле слова «бюрократизм» означает власть «бюро», т. е. письменного стола, конторы, «конторовластие», а по сути дела — власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов -- именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ. Формы проявления бюрократизма — формализм, волокита, канцелярщина (вместо решения вопроса по существу — отписка), бездумное, казенное отношение к делу и др. Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный - - в групповой или личный, т. е. «государственные задачи превращаются в канцелярские», а «канцелярские задачи — в государственные»1. Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности. Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата — сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата — верный признак его бюрократического загнивания. Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика -- надежное лекарство против этой болезни. Коррупция — сложное антисоциальное явление, тесно связанное с государством и правом. Она имеет различные формы и виды проявления. В западных зарубежных странах коррупцию обычно связывают с деятельностью властвующих элит, незаконным использованием ими государственных ресурсов в целях укрепления своей власти или обогащения. В отечественной литературе под коррупцией понимается подкуп, продажность государственных и муниципальных чиновников, использование ими властных полномочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц. Формы коррупции - - взяточничество, подкуп, протекционизм и др. Коррупцию порождает возможность бесконтрольно и безнаказанно извлекать выгоду из должности, властных полномочий. Еще Аристотель рекомендовал: самое главное при всяком государственном строе — это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться. Для существования коррупции должны быть не только продажные чиновники, но и лица, имеющие немалые финансово-материальные возможности для их подкупа. Этим как раз и объясняется тесная связь коррупции с теневой экономикой и организованной преступностью. Коррупционные отношения осуществляются скрыто, латентно. Поэтому противодействовать коррупции очень непросто. Для противодействия ей необходима целая система антикоррупционных мер и средств, которую необходимо создать и постоянно совершенствовать. 7. Выводы. Государственная власть, задачи и функции государства осуществляются посредством его механизма (аппарата). Одним из главных принципов формирования и деятельности механизма современного государства является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Перспективы развития любого государства в значительной степени зависят от совершенствования структуры и деятельности его механизма, установления реального социального контроля за его функционированием.
Глава 10 Формы государства Форма государства есть не отвлеченное понятие и не политическая схема, безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. И. А. Ильин 1. Определение. Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима. Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др. 2. Структура формы государства. Форма государства охватывает: организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением; Глава 10. Формы государства территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями; методы и способы осуществления государственной власти. Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность и исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция -требование молодой буржуазии, монархия — уступка феодалам. На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения, -писал И. А. Ильин, — предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам»1. События в Югославии, сложная ситуация в бывших республиках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным»2. 3. Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции. 3.1. Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занима- 1 Ильин И. А. О государственной форме // Сов. государство и право. 1991. № И. С. 136. 2 Там же. С. 138. Раздел II. Государство. Общие понятия ет престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха — источник права и закон; по Воинскому уставу Петра I государь — «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия). При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом. 3.2. Республика -- это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства. В развитых государствах взаимоотношения между высшими органами власти строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними. Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать. В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Глава 10. Формы государства Любек, Новгород и т. д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.). Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти -- парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу и перед кем — парламентом или президентом — правительство несет ответственность. В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе). Президентская республика — это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент. Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентс-ко-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы. 4. Форма государственного устройства. История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т. е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми. 4.1. Унитарное государство — это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центру, либо в двойном подчинении — центру и местным представительным органам. Большинство всех существовавших и ныне существующих государств — унитарные. Это и понятн Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|