Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Признаки государственной власти





2.1. Важнейший признак государственной власти заключает­ся в ее политической природе. Она изначально возникла как пуб­личная власть, несовпадающая с обществом, но выступающая от его имени. На протяжении многих веков и до сих пор поли­тический характер государственной власти придает ей классо­вость. Государственная власть — это своеобразная ось, вокруг которой вращается политическая жизнь в любой стране. Во время избирательных кампаний развертывается острая борьба между политическими партиями за овладение государственной властью.

2.2. Важная черта государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и уч­реждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически оли­цетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь механизм государства, состоящий из различного уровня чиновников, дол­жностных лиц, профессиональных управленцев, из которых и комплектуются органы управления и принуждения. Без этого

Раздел II. Государство. Общие понятия

физического воплощения государственная власть представляет собой тень, пустую абстракцию.

2.3. Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и под­властные чаще всего отчетливо разделены, особенно это имеет место в обществах с большой классовой напряженностью. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, влекущая к их частичному совпаде­нию. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин становится не только подвластным, как член демок­ратического общества он вправе быть индивидуальным перво-носителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно участвовать в формировании выборных (представитель­ных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина -- уча­ствовать в принятии общегосударственных и других решений через все виды непосредственной демократии. Иначе говоря, при демократическом режиме нет и быть не должно тех, кто только властвует, и тех, кто только подвластен. Даже высшие органы государства и должностные лица имеют над собой вер­ховную власть народа.

Вместе с тем и в демократическом государственно-органи­зованном обществе полного совпадения субъекта и объекта вла­сти нет. Если демократическое развитие приводит к такому (полному) совпадению, то власть приобретет новое качествен­ное состояние.

2А Государственная власть реализуется через государствен­ное управление — целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (эко­номическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обще­ством задач и функций. Под воздействием государственной вла­сти и государственного управления система общественных от­ношений приобретает характер направляемых и контролируе­мых связей, в обществе утверждается организованность и порядок.

Государственная власть суверенно, она является верховной внутри страны и независимой в международных отношениях.

3. Структура государственной власти. Структурный анализ государственной власти открывает путь к углубленному ее по­знанию, раскрытию богатого содержания этого труднопостижи-

Глава 7. Государственная власть

мого общественно-политического явления. В структуре государ­ственной власти взаимодействуют, переплетаясь, компоненты социально-психологического, нравственного, правового и пред­метно-материального порядка.

Структурные элементы государственной власти можно с оп­ределенной долей условности подразделить на два вида:

элементы, характеризующие ее природу и сущность: соци­ально-экономически обусловленная воля доминирующего со­циального слоя (класса) или народа, связывающая власть с ее субъектом (соответственно доминирующим слоем или наро­дом); концентрированная сила, превращающая властную волю в реальный и действенный фактор общественного бытия, при­дающая власти свойство принудительности;

институциональные элементы, организационно оформляю­щие власть и придающие ей постоянно функционирующий и общеобязательный характер: государственные органы власти и управления, силовые учреждения с их материальными придат­ками и правовые нормы (право).

3.1. Социально-экономически обусловленная воля образует важ­нейший элемент любой социальной власти, без учета которого невозможно понять ее природу и явления властвования. Она нерасторжимо соединяет государственную власть с ее субъек­том: власть принадлежит тому социальному слою (классу), на­роду, волю и интересы которых она выражает. Бессубъектной, т. е. никому не принадлежащей власти, нет и быть не может. Вот почему в учении о государственной власти важную роль играет понятие «властвующий субъект».

Концентрированная воля — деятельная сторона обществен­ного сознания, следовательно, по своей сути явление социаль­но-психологическое. Она формируется через демократические институты в процессе сложного переплетения объективного и субъективного, диалектического взаимодействия индивидуаль­ного и общественного сознания.

Неотъемлемым элементом государственной власти является организованная сила. Речь идет не о физической силе, хотя госу­дарственная власть способна проявлять себя и таким образом, а о силе в социальном смысле (силе закона, силе привычки). Го­сударственная власть может быть сильной или слабой, но, ли­шенная организованной силы, она теряет свое основное ка­чество, так как становится неспособной проводить волю вла­ствующего субъекта в жизнь, обеспечивать законность и правопорядок в обществе. Поэтому, пока существует государ-

,-3 Теория госуд. и права

 

Раздел II. Государство. Общие понятия

ственная власть, у нее будут предметно-материальные источни­ки организованной силы -- вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государ­ственной безопасности и др.), а также тюрьмы и другие прину­дительные материальные придатки. Но эта сила должна направ­ляться разумной волей властвующего субъекта. Правда, любая государственная власть, тем более современная, нуждается в силе авторитета, традиций, идеологического воздействия, средств массовой информации. Если она для решения внутрен­них проблем опирается только на предметно-материальное на­силие, то это верное доказательство ее неустойчивости, отсут­ствия у нее глубоких и прочных основ и корней в обществе.

Применение всей наличной силы и мощи государственной власти имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне, в борьбе с терроризмом или пресечении преступности.

3.2. Неотъемлемым структурным элементом государственной власти являются государственные органы, учреждения, долж­ностные лица, образующие ее механизм (аппарат). Воплощен­ная в механизм государственная власть приобретает предмет­но-материальное внутреннее строение и оформление. Кроме того, механизм придает государственной власти качество посто­янно и непрерывно функционирующего феномена.

Между властвующим субъектом и механизмом (аппаратом) государственной власти возникают сложные взаимоотношения и взаимосвязи, именуемые в научной литературе фактической конституцией. В этом взаимодействии определяющая роль при­надлежит властвующему субъекту. Вместе с тем властвующий субъект (например, народ) не может сам постоянно осуществ­лять принадлежащую ему власть. Ведь невозможно непрерывно проводить всякого рода референдумы. Народ должен занимать­ся производительным трудом. Кроме того, деятельность по практической реализации государственной власти на различных уровнях требует глубоких знаний, высокого профессионализма, таланта и опыта. Для этого необходимо специально отбирать и готовить людей, способных на постоянной основе профессио­нально осуществлять властные полномочия. При этом властву­ющий субъект, да и все общество, заинтересованы иметь недо­рогой, но качественно работающий государственный аппарат.

Важно подчеркнуть, что властвующий субъект не передает свою власть государственным органам, а непосредственно или опосредованно наделяет их властными полномочиями. Непос­редственно наделяются властными полномочиями выборные

Глава 7. Государственная власть

органы, а опосредованно — ими назначаемые по определенной процедуре другие органы государства. Властвующий субъект определяет также, в каком объеме и в какой форме тот или иной орган государства будет выражать и проводить в жизнь его властную волю. В идеале государственный аппарат должен неуклонно и последовательно проводить в жизнь волю и инте­ресы властвующего субъекта.

Практика же показывает, что без надлежащего контроля со стороны властвующего субъекта в работе механизма государ­ственной власти появляются тенденции к его разрастанию, к увеличению независимости, в том числе и от властвующего субъекта. Бесконтрольность и безответственность могут превра­тить выборных лиц из слуг народа в его повелителей, в госу­дарственном аппарате появляются бюрократизм и коррупция.

Следовательно, органы государства не только оформляют, проводят в жизнь государственную власть, но либо повышают, либо снижают ее эффективность, а иногда могут причинять социальный вред.

3.3. Глубокое единство и сложное взаимодействие существу­ет между правом и государственной властью. Последняя, как правило, имеет нормативно-правовую форму выражения и реа­лизации в жизнь. Право обеспечивает гуманный, наиболее ста­бильный и эффективный режим властвования, придает леги­тимность и легальность государственной власти. В то же время за правом стоит сила и мощь государства, государственной вла­сти, придающие праву свойство государственной принудитель­ности. Для регулирования общественных отношений, выполне­ния задач и функций государства властвующий субъект возво­дит свою волю в законы, обязательные как для государства, его органов, так и для всех субъектов права. Следовательно, госу­дарственная власть служит одним из источников позитивного права, а право -- формой выражения и в данной плоскости функциональным элементом государственной власти.

Все это превращает государственную власть в мощный регу­лирующий, управляющий и дисциплинирующий фактор обще­ственной жизни. Кроме того, сильная государственная власть — важнейшая политическая гарантия обеспечения прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка. А прони­занная правовыми началами государственная власть становится и легитимной, и постепенно правовой.

Раздел II. Государство. Общие понятия







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.