Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 14 Правовое регулирование и его механизм





Насилие, которому подвергается народ со всех сторон, и происходящие из него бед­ствия заставляют его в конце концов прийти к решению подчиниться тому принуждению, которое сам разум пред­писывает ему как средство, а именно под­чиниться публичным законам и перейти к государственно-гражданскому устрой­ству...

И. Кант

\. Определение. Правовое регулирование — это целенаправлен­ное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Человеческое общество характеризуется той или иной сте­пенью организованности, упорядоченности. Это вызвано по­требностью и необходимостью согласования потребностей, ин­тересов отдельного человека и сообществ людей (больших или малых социальных групп). Достижение такого согласия осуще­ствляется социальным, в том числе правовым, регулированием.

2. Основные виды и средства правового регулирования. Регу­лирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на человека), так и внутренним (саморегулирование). На протяжении своего раз­вития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос — чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.

К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпо­ративные, обычаи и др. Норма — основное, но не единствен­ное средство воздействия на поведение людей. К средствам регулирования относятся также индивидуальные властные пред-

Раздел III. Право. Общие понятия

писания, меры физического, психического, организационного при­нуждения и др.

В системе социального регулирования важнейшая роль при­надлежит правовому регулированию, под которым в узком смыс­ле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

Юрист должен знать, что в широком смысле слова разно­стороннее воздействие на общественные отношения оказывает вся совокупность правовых явлений, в том числе и правовые идеи, принципы правовой жизни общества, не воплощенные в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, ре­шения судебных органов и др.). Но для решения своих профес­сиональных задач юристу необходимо прежде всего понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.

Позитивное право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества. Норма­тивность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принужде­ния — эти свойства права позволяют перевести правовые нор­мы из сферы должного в сферу сущего, в повседневную прак­тическую жизнь человека и общества.

Изучение правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью подготовить будущих юристов к понима­нию регулятивной роли законов и других нормативных актов, индивидуальных решений, иных правовых средств в их взаимо­связи и взаимодействии.

Правовым регулированием можно назвать только такое воз­действие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности зем­лепользования издается закон о земле. Воздействие норм зе­мельного права, в результате которого реализуются поставлен­ные цели, можно назвать правовым регулированием.

Но если под воздействием законодательного акта или его норм, наступают последствия, не предусмотренные законода­тельством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям за­конодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Например, под воздействием земельного зако­нодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось

Глава 14. Правовое регулирование и его механизм

число сделок спекулятивного характера, совершаемых ради на­живы, непроизводительного использования земли. Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя на­звать правовым регулированием, ибо это не входило в цели за­конодателя и не соответствует принципам права — упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, каковой является земля.

Не является правовым регулированием воздействие, осуще­ствляемое не юридическими средствами. Так, например, про­паганда даже правовых идеалов через средства массовой инфор­мации не может быть отнесена к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права пересекается, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием. Воздей­ствие на общественные отношения, на поведение людей спе­циально-юридическими средствами и способами, в свою оче­редь, оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологи­ческую стороны жизни человека.

Выделение правового регулирования как целенаправленной, результативной, нормативно-организационной деятельности с помощью специфических юридических средств и способов име­ет смысл в плане подготовки профессионалов-правоведов. Это позволит будущим юристам детально ознакомиться с инстру­ментарием их профессиональной деятельности.

3. Предмет правового регулирования. Право не должно, да и не может регулировать все общественные отношения, все со­циальные связи членов общества. На каждом конкретно-исто­рическом этапе общественного развития должна быть достаточ­но точно определена сфера правового регулирования.

В тех условиях, когда сфера правового регулирования зауже­на, когда не используются возможности права для упорядоче­ния общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человечес­ких отношений, которые можно и нужно упорядочить с помо­щью права. А когда сфера правового регулирования неоправ­данно расширена, особенно за счет централизованного государ­ственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности пове­дения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициа­тивности членов общества.

В сферу правового регулирования, во-первых, должны вхо­дить те отношения, в которых находят отражение как индиви-

Раздел III. Право. Общие понятия

дуальные интересы членов общества, так и интересы общесо­циальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаим­ные интересы их участников, причем каждый из них идет на некоторое ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на ос­нове согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения тре­буют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных от­ношений, отвечающих перечисленным выше признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену цен­ностями, как материальными, так и нематериальными. Наибо­лее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимопри­емлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности в денежном эквиваленте). Обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

Вторую группу составляют отношения по властному управ­лению обществом. Эти отношения также отвечают всем при­знакам, по которым их можно включить в сферу правового ре­гулирования. В управлении социальными процессами заинте­ресованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциаль­ных интересов и должно осуществляться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу пра­вового регулирования входит государственное управление со­циальными процессами.

Третью группу составляют отношения по обеспечению пра­вопорядка. Эти отношения призваны обеспечить нормаль­ное протекание процессов обмена ценностями и процессов уп­равления в обществе. Эти отношения возникают из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных ранее сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования1. Это обществен-

См.: Лившиц Р. 3. Теория права. М., 1994. С. 92-94.

Глава 14. Правовое регулирование и его механизм

ные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-ис­торических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляю­щих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Напри­мер, отношения по эквивалентному обмену ценностями, в час­тности имущественные отношения, требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые использу­ются для регламентации управленческих отношений.

От характера, вида общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависит степень интенсив­ности правового регулирования, т. е. широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализиро-ванности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения1.

4. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы. Разнообразие общественных отношений, входящих к сферу правового регулирования, порождает различие в методах и способах юридического воздействия.

Из предложенного деления всех общественных отношений на три группы (отношения по обмену ценностями, управлен­ческие и правообеспечительные (правоохранительные) отноше­ния) достаточно очевидно различие между отношениями пер­вой группы и отношениями второй и третьей групп. Если в первую группу входят отношения между равноправными обла­дателями (собственниками) ценностей, например между про­давцом и покупателем в договоре купли-продажи, то во второй и третьей группах — отношения между властвующим и подвла­стным. Это характерно как для отношений управления, напри­мер, между органом государства и подчиненным ему должнос­тным лицом, так и для отношений по охране, обеспечению правопорядка, между судом и правонарушителем, привлечен­ным к юридической ответственности.

4.1. В зависимости от указанных различий в характеристике общественных отношений в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования, построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отно-

1 См.: Алексеев С. С. Теория права. М., 1995. С. 214—215.

Раздел III. Право. Общие понятия

Глава 14. Правовое регулирование и его механизм

шении. Этот метод характерен для отношений субъектов граж­данского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного регулирования. Этим методом регу­лируются отношения, где приоритетным, как правило, являет­ся общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление со­циальными процессами, наделенное властными общезначимы­ми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

По степени категоричности правовых предписаний выделяют­ся два метода правового регулирования.

Один из них именуется императивным. Это такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписа­но нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диспозитивным, дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно ре­шать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сдела­ли, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не пре­дусмотрено иное.

Выделяются в правоведении разные методы правового регу­лирования по характеру отношений между сторонами правоот­ношения. Стороны могут находиться в отношениях субордина­ции (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

4.2. Способы правового регулирования определяются харак­тером зафиксированного в норме права предписания, способа­ми воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

 

Первый — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему ве­щью).

Второй способ — обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить на­логи).

Третий способ — запрещение, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работо­дателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несо­вершеннолетних).

Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный, активный харак­тер, то в другом — пассивный.

В качестве дополнительных способов правового воздей­ствия можно указать на применение мер принуждения (напри­мер, возложение юридической ответственности за совершен­ное правонарушение). Этот способ относится к дополнитель­ным, во-первых, потому, что он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматри­ваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее испол­нение предоставленных прав, исполнение возложенных обязан­ностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возмож­ность применения правового принуждения. Например, нормы Уго­ловного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стиму­лирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предус­мотрено поощрение за активное правомерное поведение (на­пример, за изобретательскую, рационализаторскую деятель­ность).

С указанными способами правового регулирования (как ос­новными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодей­ствуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а зна­чит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые

6т,

'еория госуд. ы права

Раздел III. Право. Общие понятия

акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие право­вые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления ин­формируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, по­зволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются пра­вовым регулированием.

4.3. В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регулирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип пра­вового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулирован­ные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Напри­мер, право допускает для членов общества любые способы ум­ножения материальных благ, кроме прямо запрещенных зако­ном. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, актив­ности, самостоятельности в решении жизненных задач. Об­щедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового регулирования гласит: запреще­но все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только дей­ствия, которые прямо разрешены законом, все остальные дей­ствия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управ­лением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что вы­ходит за пределы компетенции властвующего субъекта, катего­рически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право «вкрапле­ны» элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения уп­равления по общедозволительному типу.

Глава 14. Правовое регулирование и его механизм

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, после­довательной реализации принципов законности. Разрешитель­ный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

4.4. В теории права входит в научно-практический обиход термин «правовой режим». Этим термином обозначается специ­фика юридического регулирования определенной сферы обще­ственных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, различные сферы обществен­ных отношений требуют различного сочетания способов, мето­дов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в пра­вовой системе в целом. Правовой режим может включить все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при до­минирующей роли одних и вспомогательной роли других.

Так, внутри отрасли административного права правовой ре­жим регулирования управленческих отношений в армии, вое­низированных учреждениях и организациях существенно отли­чается от правовой регламентации управленческих отношений в сфере государственного управления высшим образованием. Если в сфере деятельности военизированных организаций гос­подствующим, превалирующим является централизованный, императивный метод, возложение обязанности — превалирую­щим способом, а разрешительный тип — господствующим, то в сфере государственного управления высшим образованием в современных условиях значительная роль отводится децентра­лизованному методу, предоставлению прав высшим учебным заведениям, широкому внедрению общедозволительного типа правового регулирования.

Достаточно очевидно различие в правовых режимах отрас­лей, относящихся к публичному или частному праву.

4.5. Вопрос о методах, способах, типах, режимах правового регулирования имеет наряду с теоретической и большую прак­тическую значимость.

Выбор той или иной формы правового регулирования зави­сит от содержания регулируемых отношений, а также от целого

Раздел III. Право. Общие понятия

ряда других условий, которые все вместе взятые требуют от за­конодателя избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ юридического построения регулирования, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным, целе­сообразным, способствующим прогрессу, воплощению в жизнь гуманистических идеалов правового общества1.

Российский правовед Е. Н. Трубецкой писал, что при созда­нии и развитии права необходимо учитывать два фактора: с одной стороны, исторический опыт правовой жизни общества, а с другой -- идеи разумного воздействия на социальные про­цессы, и тогда будут подобраны наиболее эффективные мето­ды, способы, типы, режимы правового регулирования2.

С методами, способами, типами правового регулирования связана наметившаяся дифференциация юридической деятель­ности на публично-правовую и частноправовую. Это, естествен­но, повлияло на определенные ориентации в профессиональ­ной подготовке, в юридическом образовании и обучении.

У юристов публично-правовой ориентации, как правило, в профессиональном правосознании превалируют интересы об­щесоциальные над интересами частными, личностными. Их деятельность направлена на подчинение частных и групповых интересов общегосударственному интересу и общесоциальному порядку.

Юристы частноправовой ориентации мыслят и действуют в интересах суверенного индивида, свою профессиональную цель они видят в защите свободы человека от посягательств государ­ственной и иной власти.

Указанная дифференциация юридической деятельности дол­жна учитываться уже при подготовке будущих юристов в ходе образовательного процесса юридического вуза.

5. Стадии правового регулирования. Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Правовое регулирование предполагает активную деятельность людей, их коллективов как в процессе создания права, так и в ходе его воплощения в жизнь.

Процесс воздействия права на поведение людей и обще­ственные отношения начинается с момента осознания необхо­димости и возможности регламентации с помощью права ка­ких-то жизненных ситуаций.

1 См.: Черепахин Б. Б. К вопросу о частном и публичном праве. М., 1994. С. 34.

2 См.: Трубецкой Е. И. Лекции по энциклопедии права. М., 1909. С. 83.

Глава 14. Правовое регулирование и его механизм

В некоторых условиях люди действуют по праву даже при отсутствии или вопреки действующим юридическим предписа­ниям. Например, в условиях «товарного» голода, дефицитности тех или иных товаров люди совершают сделки купли-продажи не по закону, а по традиционным правилам, предусматриваю­щим право продавца и покупателя самим определять цену то­вара.

В условиях тоталитарного политического режима люди, не­смотря на угрозу применения к ним карательных юридических санкций, реализовывали свое естественное право на свободу мысли и ее высказывание.

Эти и другие примеры могут свидетельствовать о регулятив­ной роли права до его оформления в виде формальных опреде­ленных норм, принятых и гарантированных государственной властью.

5.1. Регулятивное воздействие права наиболее зримо и эф­фективно начинается с издания законотворческими органами государства нормативных актов. Возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права — первая стадия право­вого регулирования. На этой стадии создается нормативная ос­нова правового регулирования. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведе­ние участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или орган и за-ции) устанавливается круг возможных прав и обязанностей.

Правовой статус гражданина устанавливается, прежде всего, конституционным законодательством, а также другими норма­тивно-правовыми актами. Правовое положение организаций определяется нормативными актами, устанавливающими их компетенцию, т. е. объем прав и обязанностей. Например, ст. 152 ГК РФ предоставляет право гражданину или организа­ции требовать по суду опровержения порочащих их честь, дос­тоинство или деловую репутацию сведений. В данной норме закреплена возможность любого члена общества обратиться за защитой своей чести, достоинства, репутации в суд.

На первой стадии осуществляется общее, неперсонифици­рованное, неиндивидуализированное воздействие права. Нор­мы права ориентируют участников правовой жизни на дости­жение поставленных ими целей, предупреждают о возможнос­ти наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетво-

Раздел III. Право. Общие понятия

рения правовых интересов членов общества и указываются воз­можные правовые средства их преодоления.

На первой стадии реализуются информативные возможнос­ти права, оказывается активное воздействие на сознание, волю, а значит, и на активное поведение людей в сфере правового регулирования1.

5.2. На второй стадии правового регулирования осуществляет­ся индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей.

После наступления обстоятельств, предусмотренных норма­ми, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых по­являются конкретные права и обязанности. Здесь участники правовой жизни наделяются мерами поведения, вытекающими из норм права и условий конкретной правовой ситуации, дру­гими словами, осуществляется индивидуализация их прав и обязанностей.

На этой стадии у конкретного человека или организации, чья честь, достоинство или репутация были опорочены, возни­кает, согласно ст. 152 ГК РФ, конкретное право обращения в суд, а у судебного органа — обязанность принять исковое заяв­ление.

На этой стадии активно «работает» элемент правового регу­лирования, именуемый правоотношением.

5.3. Третья стадия правового регулирования характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей кон­кретных субъектов, которые у них имеются в той или иной пра­вовой ситуации (в конкретном правоотношении).

Так, цель правовой защиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или организации будет достигнута, ког­да, например, порочащие сведения, опубликованные в сред­ствах массовой информации, будут по решению суда опровер­гнуты и потерпевшему будет возмещен моральный вред и дру­гие убытки.

Стадия реализации прав и обязанностей может занимать длительный период, например, в длящихся правоотношениях (брачно-семейные, трудовые отношения). На третьей стадии осуществляется защита нарушенных прав, устраняются препят­ствия на пути осуществления прав и интересов субъектов, т. е. реализуются правообеспечительная, правоохранительная функ­ции права.

См.: Теория государства и права: Курс лекций. Саратов, 1995. С. 522.

Глава 14. Правовое регулирование и его механизм

В научной литературе могут быть определены стадии право­вого регулирования и по иным, чем указано выше, основаниям'.

6. Механизм правового регулирования. В этой главе рассмат­ривались способы, стадии правового регулирования, иными словами, некоторая «технология» правового регулирования. В краткой форме мы ответили на вопрос: как право регулирует общественные отношения? Теперь логично искать ответы на вопросы: какими средствами право воздействует на обществен­ные отношения, каков механизм правового воздействия? В те­ории права механизмом правового регулирования принято на­зывать систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Понятие механизма правового регулирования позволяет со­брать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

К элементам, составным частям механизма правового регу­лирования относятся: юридические нормы, нормативно-право­вые акты, правоотношения, акты реализации права, правопри­менительные акты, правосознание, режим законности.

Каждый из элементов механизма правового регулирования выполняет свои регулятивные функции, воздействует на пове­дение людей и общественные отношения своим способом.

Нормы права — выступают как предписания и как образцы, модели поведения в правовых отношениях. Нормы права явля­ются исходной базой правового регулирования, в них указывает­ся, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблю­дения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права -- основа механизма правового регулирования, все остальные элементы предусмотрены ими, носят поднорма-тивный характер.

Нормативно-правовой акт — документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида обще­ственных отношений. Например, Гражданский кодекс РФ оп­ределяет режим регламентирования отношений в области ис­пользования материальных благ (имущества), установления пра-

1 См.: Общая теория права и государства / Под ред. В. Б. Лазарева. М., 1994. С. 110-111.

Раздел III. Право. Общие понятия

вового положения участников гражданско-правовых отноше­ний.

Акты официального толкования — документы, издаваемые специально уполномоченными органами (например, Пленумом Верховного Суда РФ), направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты -- предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юри­дические последствия: возникновение, изменение и прекраще­ние правовых отношений.

Правоотношения — выступают как средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизи­рованные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществ­ляется реализация права, это основной путь претворения пред­писаний норм права в поведение людей.

Акты реализации права — это действия субъектов права, уча­стников правовых отношений по воплощению в жизнь предпи­саний норм права. В этих действиях (в ряде случаев закреплен­ных в юридических документах, например, договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры воз­можного или должного поведения.

Акты применения права — индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индиви­дуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования можно выделить правосознание и режим законно­сти. Своеобразие этих элементов заключается в их нематери­альности. Но нематериальность не мешает им оказывать дей­ственное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зави­сит эффективность работы всех элементов механизма правово­го регулирования.

Элементы механизма правового регулирования оказывают на общественные отношения не только специфически юридичес­кое воздействие. Например, нормы права, акты законодатель­ства, решения судов оказывают на поведение людей и на обще­ственные отношения информационное, психологическое, иде-

Глава 15. Нормы и формы (источники) права

ологическое воздействие. Под их влиянием формируются пси­хологические установки, мотивы поведения людей.

В реальной правовой действительности специально юриди­ческие средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.

Детальное рассмотрение вопросов механизма действия пра­ва характерно для инструменталистского направления в право­ведении, в котором право рассматривается как инструмент ре­шения индивидуальных и групповых социальных задач.

7. Выводы. Анализ разнообразных юридических форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отно­шения позволяет выяснить, какие из них наиболее оптималь­ны, эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в том или ином их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования позволит вооружить законодателя набором инструментов — оптимальных юридических средств и правовых механизмов — для эффектив­ного решения задач, стоящих на том или ином этапе развития общества.

Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволит грамотно осуществлять правореализаци-онную юридическую деятельность.

 

 

Глава 15







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.