Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система права -- внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.





Основная цель этого понятия — объяснить одновременно интег­рирование и деление нормативного массива на отрасли и инсти­туты, дать системную характеристику позитивного права в це­лом. Последнее, будучи нормативным ядром правовой системы конкретного общества, обладает такими качествами, как целост­ность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность содержания и формы, имеет источники развития. Особо здесь нужно подчеркнуть то, что структура пра­ва (его система) обусловливает его форму (систему законодатель­ства) и неразрывно с ней связана.

Чтобы познать и освоить право как систему, необходимо выявить основания построения, критерии интеграции и диф­ференциации юридических норм.

6.1. С позиций генетического подхода можно выделить пер­вичные и производные от них критерии. В качестве первично­го (естественного) критерия по отношению к праву выступает человек. Производными в этом плане могут быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-по­литические образования, прежде всего государство и общество. Отсюда берут начало системообразующие, цементирующие пра­во как единое целое связи и те связи, которые обусловливают его деление на естественное и позитивное. Под естественным правом понимается совокупность прав и обязанностей, вытека­ющих из самой природы человека как разумного социального существа, т. е. те права и обязанности, которые стали справед­ливыми нормами поведения людей в обществе. Позитивное право представляет собой систему норм, содержащих опреде­ленные права и обязанности, исходящих от государства и об­щества, выраженных (закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнитель­ной власти). При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной сте­пени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала.

Эти же критерии лежат в основе дифференциации права на частное и публичное. Первое направлено на удовлетворение потребностей и защиту интересов отдельных лиц, второе охра­няет общие интересы государства.

Глава 15. Нормы и формы (источники) права

6.2. Исторический подход позволяет проследить весь путь ста­новления права как системы. Общим видимым критерием здесь выступает форма (источник) права, анализ которой дает возмож­ность обозначить преимущественные системообразующие нача­ла, характерные для той или иной системы права, специфику компоновки ее элементов, архитектонику. В соответствии с данным критерием различают обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифи­цированное, статутное, декретное право).

Исторический взгляд, раскрывая генетические связи систе­мы права, составляющие ее основу, одновременно позволяет проследить динамику изменений системы во времени и про­странстве. Это связано, в частности, с развитием человека как индивида и члена различных социальных образований. Здесь проявляются влияние на право различных религиозных, идео­логических, этнических факторов, соотношение между ними. В этом плане, например, выделяются системы мусульманского права, индусского права.

6.3. Системно-структурный срез обозначает пространствен­ное, определенным образом упорядоченное расположение норм права. Упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность и дифференцированность комбинаций юридических норм обус­ловлены структурированностью общественных отношений и целенаправленностью их правового опосредствования. Струк­турные образования в системе права отличаются друг от друга по сложности строения (горизонтальное, вертикальное, линей­ное, матричное), по степени жесткости, связанности элементов и др. В определенные периоды развития общества и права на передний план выступает наиболее оптимальная структура. В настоящее время таковой является образование, включающее в себя нормы, институты, отрасли права.

Юридическая норма есть первичный и конечный структур­ный элемент права. Оналервая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Благодаря своему универсальному, сквоз­ному значению норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей из­мерения правовой материи.

Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сто­рону (грань) общественного отношения. Для правового регла­ментирования отношения в целом зачастую требуется взаимо­действие комплекса норм (материальных, процессуальных, де­финитивных, оперативных).

Раздел III. Право. Общие понятия

Институт права — это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права соб­ственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт изби­рательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Отрасль права представляет собой обособленную совокуп­ность юридических норм, институтов, регулирующих однород­ные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определен­ной целостностью, автономностью.

Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. К первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголов­ное, земельное право. Вторую группу составляют гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право. Начинает складываться и отрасль кон­ституционно-процессуального права.

6.4. Критериями деления права на отрасли и институты вы­ступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это фактические отно­шения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредо­вании. Круг их весьма широк и разнообразен — трудовые, уп­равленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты: это жизненно важные для человека и его объединений отношения; это волевые, целенаправленные (разумные) отношения; это устойчивые, повторяющиеся и ти­пичные отношения; это отношения поведенческие, за которы­ми можно осуществлять внешний контроль (например, юрис-дикционными органами).

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрас­ли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержатель­ные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Метод объединяет объектив­ные и субъективные моменты и носит по отношению к пред­мету дополнительный (процессуальный) характер.

Глава 15. Нормы и формы (источники) права

При регулировании общественных отношений используют­ся различные методы: императивный и диспозитивный, альтер­нативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодей­ствии друг с другом.

Наиболее распространены и полярны по своим характерис­тикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для администра­тивного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный ме­тод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).

7. Система законодательства. Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в кото­рых объективируются внутренние содержательные и структур­ные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах -документах. Однако совпадение между системой права и систе­мой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют само­стоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют соб­ственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате изда­ния правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить го­ризонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную си­стемы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодатель­ства обусловлено предметом правового регулирования — фак­тическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответству­ющие отраслям системы права (конституционное право — кон­ституционное законодательство, трудовое право — трудовое за­конодательство, гражданское процессуальное право — граждан­ское процессуальное законодательство) и т. п.

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов

Раздел III. Право. Общие понятия

по их юридической силе. Во главе системы нормативно-право­вых актов Российской Федерации стоит Конституция РФ, да­лее идут законы, указы Президента РФ, постановления Прави­тельства РФ, нормативные акты органов государственной влас­ти субъектов РФ, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критери­ях — федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов РФ в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Рос­сийской Федерации: федеральное законодательство (Конститу­ция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нор­мативные акты); законодательство субъектов РФ — республик в составе Российской Федерации (конституции республик, за­коны и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты); законодатель­ство органов местного самоуправления (решения, постановле­ния).

Комплексные образования в системе законодательства скла­дываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранное, транспортное законодательство, норматив­ные акты, определяющие правовое положение отдельных соци­альных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

При рассмотрении соотношения системы права и системы законодательства следует обратить внимание еще на один учеб­но-практический вопрос. Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства -статья нормативного акта.

Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит, как уже отмечалось, от структуры фактических обще­ственных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени разви­тости юридической техники и технологии.

В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Учитывая единство потенциальной и реальной структуры пра­вовой нормы, мы находим в статье либо все три элемента (ги­потезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а ос­тальные необходимо выявить логическим путем. Но так или

Глава 15. Нормы и формы (источники) права

иначе по объему и содержанию государственно-властное веле­ние (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпада­ют. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель.

Второй вариант — включение нескольких норм в одну ста­тью закона. Например, ст. 1 Федерального закона «О крестьян­ском (фермерском) хозяйстве», определяющая понятие кресть­янского (фермерского) хозяйства, содержит четыре пункта, каж­дый из которых является самостоятельной нормой.

Третий вариант предполагает расположение одной нормы в нескольких статьях. Так, ст. 12 Семейного кодекса РФ (СК РФ) содержит условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, 11 уста­навливают место и порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 30 определяют основания и последствия признания бра­ка недействительным (санкция).

8. Тенденции развития системы права и системы законодатель­ства. Основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глу­бинные процессы изменения самого содержания права, обнов­ления законодательства и осознания новой роли правовых яв­лений в жизни человека и общества. Здесь можно выделить такие тенденции:

общие, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства как две стороны одного це­лостного явления;

тенденции развития структуры (системы) права;

тенденции совершенствования законодательства.

8.1. К общим тенденциям относятся следующие.

Первая. Постепенное изменение соотношения «человек и право». С одной стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда был человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, зако­нах о собственности, гражданстве и других нормативно-право­вых актах. Сюда же относится изменение методов правового ре­гулирования: переход от императивных к диспозитивным мето­дам, преобладание общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Одним словом, все больше выкрис­таллизовывается и расширяется сфера действия частного права.

С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена

Раздел III. Право. Общие понятия

было доведено до абсурда (свидетельство тому -- установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т. п.). В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.

Вторая. Децентрализация правового регулирования. Консти­туция РФ и Федеративный договор создали базу для законода­тельного стимулирования развития субъектов РФ, местного са­моуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиар­ное применение, аналогия закона и права.

Третья. Интеграция в российское законодательство в опре­деленных случаях общепризнанных принципов и норм между­народного права и международных договоров Российской Фе­дерации (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также об интеграционной тенденции законодательства государств — уча­стников СНГ в экономическом, информационном простран­стве, сфере борьбы с преступностью.

8.2. В числе тенденций развития структуры (системы) права можно назвать такие.

Первая. Процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам — ин­ститутам, отраслям. Все более заметна тенденция к определен­ной унификации подобных блоков как равнозначных по объе­му, структуре и другим характеристикам, что позволяет расши­рять плоскости их взаимодействия, повышать эффективность регулирования. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных под­разделений (семейное право).

Вторая. Рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование комплексных структурных объединений юридических норм, обусловленное характером предмета и ме­тода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений. Возникновение комплексных образований зависит и от степени развитости правовой системы, от взаимодействия ее с другими нормативно-регулятивными системами общества.

Третья. Возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоя­нии относительной автономности. В необходимых случаях при

Глава 15. Нормы и формы (источники) права

наличии определенных системообразующих факторов они мо­гут создавать структурные ассоциации для решения каких-либо вопросов. Проблемы, возникающие из естественных потребно­стей общественного развития, обусловливают цели законодате­ля по их урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе из нормативного массива различные по своему назначе­нию и функциональной специализации нормы для эффектив­ного и быстрого ее достижения.

8.3. Тенденции совершенствования законодательства выглядят следующим образом.

Первая. Приведение всего законодательного массива в соот­ветствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствова­ние законодательной техники и законодательного процесса. В частности, Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, фе­деральных законов, актов палат Федерального Собрания» при­знал утратившими силу два устаревших закона, определил но­вую процедуру опубликования и вступления в силу законов, обозначил «Собрание законодательства Российской Федерации» в качестве официального периодического издания и предписал Президенту РФ и Правительству РФ привести свои правовые акты в соответствие с указанным законом.

Вторая. Формирование новых комплексных отраслей зако­нодательства — о банках и банковской деятельности, привати­зации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправ­лении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет бо­лее эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы.

Третья. Становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Появляются новые виды зако­нодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администра­ций и иные нормативные акты).

9. Выводы. Правовая норма имеет естественно-исторические истоки, социально обусловлена и является продуктом челове­ческой деятельности. Она отражает соответствие между мерой свободы индивида и свободой общества, выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений.

Раздел III. Право. Общие понятия

Правовые нормы в своей совокупности составляют систему (структуру) права, которая внешне объективируется, закрепля­ется в системе законодательства (совокупности нормативно-правовых актов). Система права и система законодательства -это две стороны одного целостного явления — права.

Глава 16 Правотворчество

При установлении правил о новых делах должна быть очевидной полезность этого (новых правил), чтобы отступить от того права, которое в течение долгого време­ни признавалось справедливым.

Ульпиан

1. Определение. Правотворчество — это деятельность компе­тентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм.

Правотворчество -- одно из важных направлений работы любого государства, которую осуществляют от имени государ­ства депутаты, государственные чиновники, управленцы и т. д. По сути, это интеллектуальная деятельность, требующая право­вых знаний и навыков по формулировке общих правил (абст­рактно-логических предписаний, располагаемых в соответству­ющем правовом тексте). Важно отметить, что правотворче­ство — это не только создание новых норм права, но и изменение и отмена существующих правовых норм.

2. Характерные черты правотворчества. По результатам пра­вотворческой работы -- законам и иным нормативным ак­там — судят о государстве в целом, о степени его демократич­ности, цивилизованности, культурности. Гражданское обще­ство всегда нуждалось в точных и совершенных правовых решениях, в такой деятельности органов государства, в резуль­тате которой создаются нормы права, правила поведения граж­дан и организаций. В настоящее время правотворческая дея­тельность государства находится в фокусе внимания граждан, политических партий и объединений, иных социальных групп. Это объясняется тем, что в современной России, как и в лю­бом цивилизованном государстве, роль законов постоянно воз­растает. Появляются все новые законы, охватывающие правовой регламентацией все новые сферы общественной жизни (политику, экономику, социальную сферу), которые ранее никогда не были в орбите внимания правотворческих органов. Достаточно назвать Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации», федеральные законы «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», «Об ограничении курения табака» и т. д. Как видим, в сферу внимания законодателя1 включают­ся самые разнообразные, актуальные и значимые области со­временной общественной деятельности. Поэтому роль законов трудно переоценить. Количество их постоянно увеличивается. В настоящее время в нашей стране их число составляет при­мерно 1500.

Повышение качества правовых решений, снижение до ми­нимального числа неэффективных нормативных актов — в этом видится постоянная задача законодателя. Именно этим объяс­няется теоретическое и практическое значение изучения воп­росов, связанных с процессом создания норм права. «Потреби­телями» законов являются люди, общество, поэтому нельзя до­пустить поспешных, непродуманных правовых решений, ибо любая ошибка законодателя влечет неоправданные материаль­ные затраты, нарушение интересов граждан. Можно привести немалое число фактов из отечественной истории, когда наша экономика, социальная и духовная сферы пострадали от непро­думанных, научно необоснованных правовых решений. Так, в 1987 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, ограничивающий производство и потребление алкоголя. Это решение вызвало сильный общественный резонанс. Обществом не был одобрен этот документ, который остался в памяти наро­да как образец малоэффективного «силового» решения слож­ных социальных проблем.

Может создаться впечатление, что знание основ правотвор­чества полезно только тем, кто его осуществляет — депутатам парламента, членам правительства и т. д. Однако это не так, ибо создание правовых норм — это обязанность государствен­ных органов любых уровней — от высших до муниципальных. Поэтому юристы, выпускники юридических вузов, должны во

1 Термином «законодатель» обычно обозначают высший орган го­сударственной власти (например, парламент), имеющий исключитель­ное право издавать нормативно-правовые акты высшей юридической силы, т. е. законы.

7т,

еорня госуд. и ирная

Раздел III. Право. Общие понятия

всех тонкостях знать теорию и практику правотворческой ра­боты.

Осуществляя властные полномочия, государство использует разные приемы и методы руководства — оперативное управле­ние, правосудие, надзор и контроль, однако эти направления деятельности государства не порождают норм права, хотя и осуществляются на их основе. Следует иметь в виду, что право­творчество — не особая функция государства, а правовая форма, правовая «оболочка» государственной деятельности. Например, парламент утверждает государственный бюджег. Рассматривая его по существу, анализируя все статьи доходов и расходов стра­ны, законодательный орган завершает этот процесс принятием закона о государственном бюджете.

Таким образом, термин «акт правотворчества» имеет два зна­чения — как деятельность уполномоченных органов государ­ства по разработке, принятию, изменению и отмене норм пра­ва (первое значение) и как результат этой деятельности, выра­жающийся в виде юридического документа, закона, постановления и т. д. (второе значение).

Важнейшая характеристика правотворчества заключается в том, что это, как правило, государственная деятельность, т. с. этим занимаются главным образом органы государства (Госу­дарственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Прави­тельство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и т. д.). Они при­нимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы. В истории правотворчества известны и другие под­ходы, когда право создавалось по уполномочию государства общественными организациями (например, Всесоюзным цент­ральным советом профессиональных союзов — в СССР), не­посредственно в результате прямого правотворчества народа (например, на вече в средневековом Новгороде) или судом (в англосаксонской правовой системе).

Смысл и значение правотворчества состоит в том, чтобы из­брать такой вариант регулирования, юридической регламента­ции, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал бы прогрессу обще­ства. При этом требуется учет многих обстоятельств: закономер­ностей развития общества; благоприятных объективных и субъек­тивных условий для принятия и применения закона; выбор оп­тимальной правовой формы государственного решения (закон, указ, постановление, билль, статут, регламент и проч.).

Глава 16. Правотворчество

Государство проводит свою законодательную политику на основе познания и учета потребностей общества и тенденций общественного развития. Основным импульсом к созданию за­кона или иного нормативно-правового акта служит обществен­но-значимая проблема, острая социальная ситуация, нерешен­ный вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для государства в целом. Искусство законодателя состоит в том, чтобы своевременно и точно, адекватными правовыми средства­ми, отреагировать на общественный «вызов», «снять» остроту ситуации. История права знает большое число как удачных нор­мативно-правовых решений (например. Французский граждан­ский кодекс 1804 г., действовавший почти два столетия), так и законов ошибочных, поспешных (например, в США законом штата Индиана запрещено носить усы мужчинам, склонным к частым поцелуям (?!). Не случайно в США существуют обще­ственные организации, которые борются за отмену так называ­емых dumb laws — тупых законов).

Главная роль в определении содержания и формы правового решения должна принадлежать правовой науке. Именно наука обладает таким научно-познавательным инструментарием, ко­торый позволяет почти безошибочно выявлять проблемы об­щественного развития и юридические средства их решения. Конечно, уровень развития того или иного государства влияет на содержание принимаемых законов. Если для стран Евросо­юза актуальной является борьба за экологическую безопасность, то для России во глане угла находятся вопросы развития эконо­мики, борьба с организованной преступностью и т. д.

3. Принципы правотворчества. Как было уже отмечено, пра­вотворчество — это очень значимое направление государствен­ной работы, в связи с чем эта работа должна строиться на ра­циональных, прагматических, лишенных какой-либо идеологии эффективных принципах (началах, основополагающих идеях). Вопрос о принципах не носит абстрактно-теоретического ха­рактера, его разработка в теории права влияет положительным образом на практику создания юридических нормативных до­кументов. Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает ве­роятность создания неэффективных правовых норм, способ-ует росту правовой культуры населения и юридических лип. Итак, принципы правотворчества — это основные начала осуществления правотворческой деятельности. Проанализиру­ем наиболее важные принципы.

Раздел III. Право. Общие понятия

3.1. Принцип законности, заключающийся в том, что разра­ботка и принятие нормативно-правовых актов должны осуще­ствляться с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов. Кроме того, к этому принципу примыкает требование соответствия норматив­ных актов конституции страны и действующему законодатель­ству.

3.2. Прцнцип научности заключается в том, что подготовка проекта нормативно-правового акта и его принятие осуществ­ляется с непосредственным участием представителей разных наук. Несомненно, что деятельность ученых-юристов имеет наиболее важное значение для успеха законотворческой рабо­ты. Ученые играют ведущую роль на всех этапах подготовки закона, от разработки концепции законопроекта, выяснения потребности в правовом регулировании (например, через соци­ологические исследования, наблюдения и анализ) до определе­ния способа и типа правового регулирования и выбора момента принятия нормативного акта (ошибки в этом вопросе чрезвы­чайно нежелательны и опасны).

3.3. Принцип использования правового опыта заключается в том, что всякий вновь разрабатываемый нормативно-правовой акт должен опираться на уже известный положительный право­вой опыт государства и цивилизации в целом. Это имеет особо важное значение в век свободного перемещения информацион­ных потоков. Кроме того, вредны и опасны для общественной жизни революционные нововведения, неизвестные юридичес­кой науке и практике. В последнее время отечественныи зако­нодатель широко использует мировой законотворческий опыт, вбирает все самое лучшее из накопленного и достигнутого ми­ровой юридической мыслью и юридической практикой. В этой связи достаточно указать на новый Гражданский кодекс РФ, по своему значению уступающий разве что Конституции страны. В новом Кодексе появились институты права, воспроизводя­щие правовые институты более развитых в правовом отноше­нии государств. Достаточно назвать институт доверительной собственности, институт банковской гарантии, институт мо­рального ущерба и проч. Такое заимствование из зарубежного законодательства не носит предосудительного характера, оно общепринято и диктуется юридической целесообразностью.

3.4. Принцип демократизма и связи с практикой. Демократи­ческие механизмы позволяют эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референ-

Глава 16. Правотворчество

дум) — один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Именно в ходе референдума ^де­кабря 1993 г. была принята Конституция РФ.

Однако всенародное голосование — достаточно дорогая про­цедура, наиболее часто она применяется в небольших государ­ствах, где это не потребует большого привлечения сил и средств. Поэтому наряду с референдумом выражением демократизма правотворчества является гласность обсуждения законопроекта в правотворческом органе, его свободная критика, предложе­ние альтернативных вариантов и т. д.

Связь с практикой как принцип правотворчества выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные про­цессы, ориентироваться на практику применения уже действу­ющих законов, своевременно устранять пробелы в праве, вос­принимать все лучшее, что предлагается правоприменительны­ми органами.

4. Виды правотворчества. В зависимости от субъекта, осуще­ствляющего создание права, различают следующие виды право­творчества:

референдум (одобрение или неодобрение проекта закона путем всенародного голосования);

принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства;

санкционирование государством обычаев;

выработка судебного прецедента.

Во всех современных государствах самым распространенным видом правотворчества является создание закона парламентом. Механизм законопроектной работы парламента отличается сле­дующими особенностями: ограниченным кругом субъектов за­конодательной инициативы; строгой процедурой прохождения проекта в парламенте; последовательной сменой стадий право­творчества; множественностью средств юридического реагиро­вания, находящегося в распоряжении законодателя; обуслов­ленностью юридического содержания правотворческого акта кругом регулируемых отношений.

Особой разновидностью правотворческой деятельности яв­ляется подзаконное правотворчество. Оно имеет место во всех случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к высшим представи­тельным органам государства. Акты подзаконного правотворче­ства необходимы для обеспечения применения закона. На прак­тике часто встречаются случаи, когда в закон вводятся нормы,

 

Раздел III. Право. Общие понятия

указывающие на то, что порядок применения закона или от­дельных его норм определяется правительством, и, пока соот­ветствующий акт правительства не издан, закон (или отдель­ные его нормы) не может вступить в силу.

К субъектам подзаконного правотворчества относятся: пре­зидент (глава государства), правительство, иные высшие орга­ны государства, обладающие по закону правом создания юри­дических норм и нормативных актов.

Основная причина существования этого вида правотворче-ства заключается в возрастающей сложности вопросов, которые должны решать органы государства. Парламент не всегда дос­таточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов. Кроме того, не все сложные вопросы современ­ного общества должны рассматриваться парламентом. Есть си­туации, когда решение вопроса целесообразнее передать на более низкий уровень, как того требуют нормы, регулирующие компетенцию и прерогативы правотворческих органов.

Другая причина существования подзаконного правотворче­ства заключается в том, что парламент часто испытывает дефи­цит времени, который не позволяет принимать соответствую­щее правовое решение (хотя это и желательно). Вследствие ло­го до принятия соответствующею закона происходит передача правотворческих полномочий другим субъектам нормотворче­ства. Тенденция подзаконного нормотворчества имеет место во всех странах, и она все увеличивается. По подсчетам специали­стов, на 10 законов, принятых парламентом, приходится от 100 до 140 подзаконных актов правительства. Разумеется, подзакон­ное правотворчество имеет как положительные, так и отрица­тельные стороны.

Особый вид правотворчества, примыкающий к подзаконно­му правотворчеству, — правотворчество органов местного са­моуправления и негосударственных юридических лиц.

5. Законодательный процесс и его стадии. Законодательный процесс — это урегулированный нормами права порядок разработ­ки, обсуждения проектов нормативно-правовых актов (законов) и принятия нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти.

Следует обратить внимание на то, что законодательный про­цесс в любом государстве подчиняется определенным нормам, правилам и даже традициям, отход от которых невозможен. В каждом государстве существует своя специфика законодатель-

Глава 16. Правотворчество

ного процесса, однако общим для всех является то, что, во-пер­вых, создание законов урегулировано конституцией и законо­дательством страны; во-вторых, осуществляется высшими орга­нами власти в государстве; в-третьих, законодательный процесс представляет собо







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.