Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фазы инновационного процесса





Составляющие инновационный процесс этапы называются фазами инновационного процесса. Обычно выделяют пять фаз: наукаисследованиеразработка (проектирование) — про­изводствопотребление (эксплуатация).

Некоторые авторы группируют их в две фазы:

1) создание и распространение нововведения, что включает:

опытно-конструкторские разработки; сбыт; организацию коммерческого производства.

2) диффузия нововведения - процесс, посредством которого нововве­дение передается по коммуникационным каналам между членами социаль­но-экономической системы во времени, т. е. растет объект производства и потребления нововведения; в результате этого нововведение претерпевает изменения и может приобрести другие свойства. Диффузия нововведения - это распространение уже освоенной инновации в новых условиях.

Для конкретной си­туации необходимо уточнить, что понимается под отдельными фазами, т. е. какие отдельные виды деятельности каждая фаза включает. В различных областях и типах производства это раз­деление фаз инновационного процесса по содержанию может быть различным. Например, в машиностроении содержание отдельных фаз обычно следующее:

• фаза "Наука": фундаментальные исследования, разра­ботка теоретического подхода к решению данной про­блемы;

• фаза "Исследование": прикладное теоретическое иссле­дование; экспериментальное исследование и проверки; экспериментальные модели;

• фаза "Разработка": определение технических характеристик изделия (образца); проектирование изделия; конструирование и технологическое обеспечение изделия; изготовление, испытание и доводка изделия; проверка в производстве;

• фаза "Производство": подготовка производства (конструирование, технология, материально-техническое обеспечение, создание вспомогательных материалов, специальных инструментов и оборудования); запуск про­изводства; управление основным производством; поставка продукции, возможно, ее монтаж и ввод в эксплуатацию у потребителя;

• фаза "Потребление": использование у потребителя, предоставление услуг и обеспечение безаварийной и эконо­мичной работы, необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства.

Каждая фаза инновационного цикла на практике пред­ставляет собой самостоятельные сферы деятельности и имеет свой круг задач и исполнителей, свою специфику организации, финансирования и управления. Такое разделение отражает процесс формирования новой продукции. Для описания процесса коммерциализации инновации ее жизненный цикл разделят на четыре фазы:

1. Инвенция (идея, фундаментальные исследования и НИОКР). Этот период разработки и освоения характеризу­ется крупными затратами без видимых результатов, кон­фликтами.

2. Рост производства — период видимого результата, повы­шение конкурентоспособности, прибыли.

3. Насыщение (замедление роста) — на этой фазе проис­ходит улучшение качества за счет модификации. Затраты на совершенствование продукта компенсируют рост прибыли.

4. Спад производства за счет исчерпания технического потенциала и появления на рынке более конкурентоспособных товаров.

Выделение фаз коммерциализации дает исходный материал для формирования и инновационной стратегии предприятия.

 

Факторы эффективности инновационного процесса

Инновационный цикл охватывает целый ряд взаимодействующих между собой организаций:

- научно-исследовательских институтов, проводящих фундаментальные и прикладные исследования;

- финансовых организаций;

- внедренческих компаний.

Эффективность инновационного процесса, зависит от ряда взаимозависи­мых факторов.

1) Инновационный потенциал организации - показатель, характеризующий способность компании к осуществлению процесса нововведений.

2) Направление инновационной деятельности. Успех будущего нововведения на рынке во многом зависит от выбора правильного направления разработки.

Направление инновационного процесса зависти от целей, которые должны быть достигнуты при осуществлении нововведений. К ним можно отнести:

- сохранение позиций на рынке;

- завоевание новых сегментов рынка;

- структурное преобразование предприятия.

При выборе направления разработки учитывается величина достигаемого эко­номического эффекта, которая сопоставляется с уровнем потенциальных рисков.

3) Скорость осуществления инновационного процесса - характеризует показа­тель, именуемый инновационным лагом - это временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение по­ложительной прибыли).

4)Маркетинговая стратегия фирмы играет большую роль при проведении про­цесса нововведений, так как позволяют уменьшить риск отторжения нововведения на рынке. Они осуществляются на различных стадиях инновационной деятельности.

На этапе зарождения инновационной идеи задачи маркетинговых иссле­дований заключаются:

- в анализе рыночной ситуации;

- прогнозировании тенденций развития отрасли;

- нахождении сегмента рынка, не занятого фирмой- конкурентом.

На заключительных стадиях инновационной деятельности маркетинговые исследования проводятся для выявления:

- оптимальных форм коммерциализации;

- определения благоприятного момента вывода новинки на рынок;

- разработки эффективной сбытовой политики и форм ценового продвижения.

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что инновационные процессы определяются следующими аспектами:

1. Носят циклический характер: одно базисное нововведение влечет за собой пакет преобразований (пример: изобретение генератора электрического тока привело к значительным изменениям в различных отраслях).

2. Имеют вероятностный характер: внедрение и продвижение инноваций на рынке - это всегда трудно предсказуемый процесс, так как существует вероятность расхождения расчетных и фактических показателей.

3. Обладают межорганизационным характером: необходимо взаимодействие различных организаций (НИИ, инжиниринговых и консалтинговых фирм, финансо­вых организаций) для осуществления инновационного подхода.

4. Имеют межотраслевой характер: нововведения могуг быть использованы в различных отраслях экономики, масштаб распространения отражает их значимость.

 

лекция 4 (часть 1)

Государственное воздействие на инновационную

Деятельность

План:

Роль государства в инновационной деятельности

1.1. Методы государственного воздействия на инновационную деятельность

Государственная поддержка научной и

Инновационной деятельности

2.1. Основные направления государственной инновационной политики

2.2. Формы государственной поддержки инновационной деятельности

ЦЕли и Задачи государственной инновационной

Политики

Принципы государственной научно-

Технологической политики

 

В современном мире произошел переход от научно-техни­ческой политики к политике инновационной, научно-техноло­гической. Во всех развитых странах государство поддерживает инновационную деятельность предприятий и функционирование рынка инноваций. Основу реальной государственной политики составляет нормативная и правовая база, государственные ре­гуляторы.

Цель данной лекции — дать представление о принципах и механизме государственной научно-технической политики, сис­теме законодательного регулирования в инновационной сфере, охране интеллектуальной собственности в нашей стране.

 

1. Роль государства в инновационной

деятельности

 

Роль государства в инновационной деятельности проявляется в его функциях, направленных на регулирование всех процессов, имеющих место в инновационной сфере. Наиболее важные госу­дарственные функции в сфере инноваций следующие:

1) Распределительная функция. Это достигается за счет рас­пределения финансовых ресурсов на научные исследования и ин­новации:

- во-первых, через бюджет;

- во-вторых, за счет формирования специальных фондов.

Государство не только непосредственно финансирует иннова­ционные процессы из своих средств, но и содействует сосредоточе­нию ресурсов в частных, акционерных, смешанных, общественных, совместных с другими странами структурах.

2) Стимулирующая функция. Стимулирующее воздействие го­сударства на инновационную деятельность проявляется через:

- поощрение конкуренции;

- финансовые субсидии;

- льготы участникам инноваций.

Государство может осуществлять частичное и полное страхование инновационных рисков.

 

1.1. Методы государственного воздействия

на инновационную деятельность

Координация инновационной деятельности. Для определе­ния общих стратегических ориентиров инновационной деятельности и их реализации государство содействует взаимодействию различ­ных структур, осуществляющих инновации. Государство формирует единое технологическое пространство, что обеспечивает совмес­тимость нововведений.

Правовое обеспечение инновационной деятельности. Правовую защиту инновации обеспечивает:

- формирование законодательной базы, обеспечивающей ста­бильность и возможную своевременную корректировку инноваци­онных проектов в соответствии с реальными общественными и технологическими изменениями.

- создание функционирующего правового механизма, системы соблюдения правовых норм.

Кадровое обеспечение инноваций. Оно начинается во время профессионального обучения. Содер­жание обучающих профессиональных программ любого уровня должно быть построено на сочетании и сбалансированности фун­даментальных, универсальных и специальных знаний.

Информационное обеспечение. Государство должно способствовать распространению ново­введений путем создания научно-инновационной инфраструктуры. Государственные структуры должны предоставлять инноваторам: юридические; деловые; консультационные услуги и т. д.

Институциональное обеспечение инновационной деятельности обеспечивается созданием государственных организаций и подраз­делений, выполняющих НИОКР и проводящих нововведения в от­раслях государственного сектора: обороне; здравоохранении; образовании и т. д.

Обеспечение социальной и экономической направленности инноваций:

  1. Государство обеспечивает поддержку нововведениям, обеспечивающим социальную стабильность и достижение экологического равновесия;
  2. Государство предотвращает и нейтрализует негативные воздействия, связанные с научно-техническим прогрессом.

Учет региональных особенностей и регулирование инновационной деятельности в регионах.

Для наиболее полной реализации инновационных ресурсов ре­гионов государство осуществляет региональные преференции, спо­собствует рациональному размещению научно-технического и ин­новационного потенциала, обеспечивая выравнивание условий рас­пространения инноваций по территории страны.

 

2. Государственная поддержка

научной и инновационной деятельности

 

Необходимость государственного регулирования инноваци­онных процессов вызвана их возрастающим значением для экономики и общества.

2.1. Основные направления

государственной инновационной политики

 

К основным на­правлениям государственной инновационной политики можно относятся:

- разработка и совершенствование нормативно-право­вого обеспечения инновационной деятельности;

- разработка и совершенствование механизмов ее стимулирования;

- разработка и совершенствование системы институциональных преобразований;

- защита интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;

- создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства;

- повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции.

Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%.

Выделяют следующие аспекты общегосударственного значения инноваций:

- решающее влияние на макроэкономические показатели;

- воздействие на структуру общественного производства;

- все большая тождественность способности нации к прогрес­су и ее потенциал в продуцировании и внедрении инноваций;

- влияние инновационных процессов на социальную ста­бильность;

- влияние инноваций на окружающую среду;

- активизация международного научно-технического со­трудничества;

- взаимосвязь уровней научно-инновационного потенциала и национальной безопасности.

Государство осуществляет регулирование инновационной деятельности как непосредственно, инициируя инновации и вы­ступая участником связанных с этим отношений, так и опосредо­ванно, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм.

 

2.1. Формы государственной поддержки

инновационной деятельности

 

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:

- финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с инно­вационной деятельностью;

- финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность мероприятий, а также деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

- финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;

- инвестирование средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

- размещение государственного заказа на закупку продук­ции, созданной в результате инновационной деятельности;

- предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;

- поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов ин­новационной деятельности и субъектов инфраструктуры инно­вационной деятельности;

- тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспо­собности высокотехнологичной продукции российских произво­дителей по отношению к аналогичной продукции иностранных производителей, производство которой поддерживается соот­ветствующими государствами;

- предоставление льгот субъектам инновационной деятель­ности и субъектам инфраструктуры инновационной деятельно­сти по налогам, пошлинам, сборам и иным платежам в федераль­ный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, государственные бюджетные и внебюджетные фонды Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- предоставление права использования принадлежащего государству имущества, в том числе объектов интеллектуальной собственности.

 

3. цели и Задачи государственной инновационной

политики

 

Основными целями государственной инновационной политики явля­ются:

- повышение технологического уровня и конкурентоспособности производ­ства;

- обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки;

- замещение импортной продукции на внутреннем рынке и перевод на этой основе промышленного производства в стадию устойчивого экономического ро­ста.

Реализация основных целей и задач государственной инно­вационной политики осуществляется путем прямого и косвен­ного стимулирования деятельности субъектов инновационной деятельности. При этом государство гарантирует поддержку, в первую очередь, приоритетных инновационных программ и проектов, создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, охрану интеллектуальной собственности, защиту от недобросовестной конкуренции и монополизма, свободу досту­па к информации о приоритетах государственной инновационной политики, привлечение на конкурсной основе к выполнению ин­новационных программ и проектов общественных организаций, развитие малого предпринимательства в научно-технической и инновационной сферах.

Задачи государственной политики сформулированы сле­дующим образом:

• Обеспечение скоординированной деятельности госу­дарственных органов, хозяйственных и научных ор­ганизаций для реализации структурной перестройки экономики.

• Обеспечение эффективного использования научно-техни­ческого потенциала для стабилизации развития экономи­ки на главных направлениях, определяющих стратегию, темп и пропорции развития народного хозяйства и его структурной сбалансированности.

• Сохранение научного потенциала и обеспечение "прорыв­ных" исследований.

• Углубление специализации и повышение надежности связей кооперации общественного производства с нау­коемкими технологиями.

• Перемещение центра тяжести экономических реформ и стимулов в сферу инновационной деятельности, повыше­ние инвестиционной и инновационной активности малого и среднего бизнеса.

 

4. Принципы государственной

научно-технологической политики

 

Государственная научно-технологическая политика в Российской Федерации осуществляется исходя из следующих принципов:

• гласности и привлечения научной общественности при выборе приоритетов науки и техники и экспертизе проектов, состязательности и конкурсности при их реализации;

• гарантии приоритетного развития фундаментальных исследований;

• поддержки конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, в том числе на основе рыночных отношений;

• концентрации ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического развития;

• стимулирования деловой активности в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности через сис­тему налоговых, кредитных, амортизационных, таможенных и других экономических льгот;

• развития научной, научно-технической и инновацион­ной деятельности путем формирования сети государственных научных центров, технопарков и других структур;

• стимулирования научной, научно-технической и инно­вационной деятельности в регионах и интеграция их научно-технического потенциала;

• развития международного научно-технического сотруд­ничества.

По характеру государственного воздействия на научную и инновационную деятельность предприятия различают прямое и косвенное регулирование.

Прямое регулирование включает в себя бюджетное финан­сирование научно-исследовательской деятельности, а также ох­ватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных контрак­тов, формирование государственного заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам).

Косвенное регулирование осуществляется через нало­говую политику, кредитную политику и другие рыночные регуляторы. Значение косвенных методов государственной поддержки инноваций определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных за­трат по сравнению с прямым финансированием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов. Даже при минимальных ресурсах рациональная государственная про­грамма стимулирования нововведений может позволить стране занять передовые позиции в мире. Это, в частности, наглядно подтверждено опытом послевоенной Японии.

 

 

Лекция 4 (часть 2)







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.