Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 4. Методические рекомендации преподавателю





Рекомендации общего характера:

Для более глубокого изучения и закрепления изучаемого материала рекомендуется использовать общепринятые педагогические средства: устный и письменный опросы, контрольные задания, написание реферата, выполнения СРС.

Необходимо использовать наглядные методы обучения: – образцы оформления (в виде слайдов или тиражированных распечаток): титульного листа, содержаний курсовых работ по предмету, общепринятые сокращения, структуры таблицы; приложений, варианты графического оформления материала; блок-схемы тематики курсовых и выпускных квалификационных работ.

Успех экзаменационной сессии зависит с одной стороны от интенсивности самостоятельной работы студентов, а с другой – от умения преподавателя использовать средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем и разделов наиболее эффективно.

В связи с вышесказанным необходимо:

1. Начинать изложение материала по темам дисциплины с постановки цели и задач, а также выбора средств и методов для их решения.

2. При рассмотрении теоретического материала показать историю развития данного вопроса и его современное состояние.

3. При изучении дисциплины указать на необходимость проработать всю рекомендованную по теме литературу.

4. С целью систематизации занятий у студентов четко формулировать домашнее задание к каждому занятию.

П р и л о ж е н и я

Лекция 1 (2 часа)

Сущность инновационного менеджмента

На современном этапе развития экономики

План:

  1. Место, цели и задачи дисциплины «Инновационный менеджмент».
  1. Изменение содержания труда менеджера в условиях

Экономических преобразований

2.1. Современные требования к менеджеру

 

  1. Место, цели и задачи дисциплины «Инновационный менеджмент»

 

Инновационный менеджмент - это само­стоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновацион­ных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Известно, что эффективное производство определяет конкурентоспособность выпускаемого продукта, а способность предприятия сохранять конкурентные преимуще­ства, гибко и оперативно реагировать на изменения внешней среды определяет конкурентоспособность самого предприятия. Эта рыночная потребность предприятий к совершенствованию стала одним из основных факторов возникновения и становления инновационного менеджмента.

Под менеджментом понимают систему принципов, методов, средств и форм хозяйского управления предприятием в ры­ночных условиях с целью обеспечения эффективности произ­водства. Наряду с принципами, процессами и методами общего менеджмента, характерными для любого предприятия в целом, выделяются отдельные его разновидности, использующие спе­цифические формы управления различными функциональными сферами предприятия или видами хозяйственной деятельности. Они получили название функционального менеджмента. Так, управление процессами производства продукции составляет содержание производственного менеджмента, финансовыми процессами — финансового, инвестициями — инвестиционного, кадрами — персонального менеджмента и т. п.

На современном предприятии (фирме) инновации проводятся практически во всех сферах деятельности. Их рассматрива­ют как элемент развития, а деятельность по практическому использованию научных знаний, научно-технического и ин­теллектуального потенциала с целью получения нового (или улучшенного) продукта, более совершенной технологии, способа организации и т. д. называют инновационной деятельностью предприятия.

Расширение сферы применения менеджмента и включение в круг рассмотрения различных нетрадиционных аспектов деятельности (знаний) привели к выделению в ме­неджменте самостоятельного направления — инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, непосредст­венным объектом которого выступают инновационные процес­сы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.

Основная задача инновационного менеджмента - формирование инновационного климата во всех сферах деятельности предприятия, в котором осуществляется целена­правленный поиск, оформление, подготовка и коммерциализа­ция (реализация) нововведений, формирующих конкурентоспо­собность фирмы.

Предметом инновационного менеджмента является ор­ганизация процесса создания, освоения и распространения нововведений и обусловленных ими изменений в технической, технологической, экономической, организационной и социальной системах.

При осуществлении инноваций должны учитываться производственные культура, традиции, организация, инфра­структура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д. Но, пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что инновационный менеджмент как деятельность, обращенная в будущее, тесно связан со стратегическим менеджментом фир­мы. Стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса. Инновационные затраты — это вложения в будущее фирмы. Но они связаны с высокими неопределенностью и риском.

Можно уверенно констатировать, что инновационный ме­неджмент тесно связан с теорией и практикой общего менедж­мента фирмы, маркетингом, производственным менеджментом, логистикой, стратегическим менеджментом, финансовым ме­неджментом предприятия.

Инновационный менеджментмеждисциплинарная об­ласть, тесно связанная с рядом прикладных, специальных и профессиональных дисциплин. Специальные знания отражают особенности той области деятельности, в которой реализуются инновации. Все эти учебные дисциплины имеют общую методологическую базу, терминологию и используемый инструментарий, единую организационную основу, общий про­граммно-целевой метод управления.

Задачами изучения учебной дисциплины являются:

- формирование представлений об инновациях и их типо­логии;

- уяснение особенностей проявления нововведений в процессе принятия управленческих решений;

- выработка и развитие навыков по распространению и коммерческому использованию нововведений.

Решение этих задач позволит:

- понять объективную закономерность непрерывности процессов обновления и возникновения нововведений, роль государства и общества в стимулировании и поддержке инновационных процессов;

- выявить особенности реализации инновационных процес­сов в управлении и научно-технической сфере;

- обеспечить соответствующее информационное, правовое, кадровое, организационное и коммерческое сопровожде­ние инновационной деятельности.

 

Изменение содержания труда менеджера в условиях экономических

Преобразований

 

Изменение условий производства — рыночная неопреде­ленность, риск, конкурентная борьба — приводит к изменению методов управления современным предприятием. Успех в деятельности сегодня неразрывно связан с новыми знаниями и умением их применить. Инновации рассматриваются как один из важнейших ресурсов, требующий системного управления, преобразования знаний в коммерческий продукт или услугу, обеспечивающих конкурентоспособность предприятия.

Современный менеджмент может быть дей­ствительно успешным, когда он находится в постоянном и непрерывном развитии, ориентирован на целеустремленность и изменения, обеспечивающие жизнестойкость организации, накопление ею инновационного потенциала. В рыночных условиях выживаемость предприятия обеспечивается, прежде всего, за счет осуществления перехода к активной политике ин­новационного обновления и способности предприятия адаптироваться к изменениям внешней среды. Обязательными внешними условиями существования эффективного производ­ства являются насыщенный рынок и потребители, предъяв­ляющие особые требования к качеству продукции, широкому ее ассортименту (т. е. выбору) и быстрой сменяемости поколений продукта. В условиях широкой конкуренции такие свойства предприятия, как гибкость, оперативность с минимальными затратами и способность обеспечить соблюдение общих тре­бований (безопасности, экономичности, эргономичности и т. д.), становятся реальными резервами эффективности производства.

На современном рынке требования к качеству как степени удовлетворения запроса потребителя стало наиболее характер­ной чертой, фактором, определяющим стратегию предприятия. Именно потребительские свойства продукта влияют на его кон­курентоспособность, причем при высокой жесткости конкурен­ции современного рынка, заявленные свойства продукта могут в лучшем случае обеспечить предприятию сохранение положения на рынке некоторое время. Конкурентоспособность продукта и, следовательно, эффективность производства определяют не заявленные, а привлекательные (т. е. предлагаемые изготови­телем) свойства, которых нет в аналогичных продуктах.

Зарубежными специалистами установлена тесная связь ме­жду склонностью фирм к нововведениям (и высокому качеству) и их успехом в торговле: возврат (окупаемость) вложенных средств у предприятия с более высоким качеством по сравнению с пред­приятиями с низким качеством выше в 2,7 раза, а прибыль — в 2,4 раза.

Общеевропейский тезис гласит, что, что в будущем на Европейском рынке успех будут иметь те предприятия, которые предложат инновационные изделия с высоким качеством, будут более гибко удовлетворять потребности настоящих и будущих заказчиков и одновременно со­кратят до минимума свои затраты на изготовление продукции.

Смена планового и массового производства эффективным — процесс закономерный и необратимый. В современных рыноч­ных условиях жизнеспособны лишь те предприятия, которые меняют свою работу в сторону адаптации к требованиям клиен­тов, сокращения времени исполнения заказа, рационализации затрат, гибкости производства. Новые свойства в продукт закладываются стараниями всего персонала предприятия на всех этапах производства, от науч­но-исследовательских и опытно-конструкторских работ до экс­плуатации. Особенно это касается работников управленческого звена — менеджеров производства всех уровней, инженерно-технических работников служб и отделов предприятия (или, как их принято называть в мировой практике, "белых воротничков"). Именно на них ложится ответственность за обеспечение конку­рентоспособности выпускаемой продукции, ее новые свойства и качества, а также за снижение себестоимости производства. Добиться этого "выжиманием пота" из работников и станков нельзя, добиваются этого только новыми, неординарными реше­ниями в областях техники и технологии, экономики, социальных и организационных сферах.

 

2.1. Современные требования к менеджеру

Современное (эффективное) производство предъявляет особые требования к персоналу предприятия. Если в системе планового производства рациональной была специализация работников, то в современном производстве рациональным сле­дует считать наличие гибкого и разносторонне подготовленного персонала. Менеджеры эффективного производства должны серьезно разбираться в требованиях производства и в процессе производства, быстро и без серьезных конфликтов перестраи­ваться, быть готовы к переменам, брать на себя риск и ответст­венность, иметь глубокую заинтересованность в результатах общего труда.

Менеджер современного производства обязан сочетать в себе черты менеджера в классическом понимании (ответственность, законопослушность, организованность и т. д.) и предпринима­теля (умение рисковать, направленность на достижение цели, предприимчивость и т. д.). Иначе говоря, менеджер эффективного производства должен постоянно участвовать в инновационной деятельности. Специфика инновационных процессов как объектов управления предопределяет особый характер труда менеджеров в этой сфере и требования, предъявляемые к ним.

Труд менедже­ра:

1) имеет высокотворческий характер,

2) требует разносторонних знаний,

3) предполагает склонность личности к аналитической дея­тельности и умение концентрироваться в определенные моменты времени на ограниченных проблемах.

Так как основным предметом труда менеджера является научно-техническая и управленческая информация, то обязательными условиями его эффективной рабо­ты выступают знание современных информационных технологий в управлении инновациями и умение пользоваться ими. Можно выделить три категории требований к профессиональной компе­тенции менеджера промышленного предприятия:

- знания в области теории и навыки в сфере практики управ­ления;

- коммуникабельность и умение работать с людьми;

- компетентность в области специализации предприятия.

Первая категория требований предполагает наличие у менед­жера специальной подготовки в области теории управления, знаний основ современной макро — и микроэкономики, общей теории принятия управленческих решений, умения применять эконо­мико-математические методы для оптимизации решений, навыков работы на ПЭВМ как в локальном, так и в сетевых вариантах.

Необходимые теоретические знания в области менеджмента приобретаются в системе специального профессионального обра­зования. Учитывая динамичный характер развития современ­ной теории и практики менеджмента, обязательным свойством менеджера в инновациях должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.

Требования коммуникабельности и умения работать с людьми вытекают из связующего положения менеджера в системе коммуникаций на промышленном предприятии. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъек­тами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги род­ственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (службы, подразделения или организации) и отдельные под­чиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достиже­ния цели инновационной деятельности. Коммуникабельность в значительной степени зависит от индивидуальных свойств че­ловека и поэтому часто используется в системах тестирования на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера в системах управления персоналом на промыш­ленном предприятии.

Требования, связанные с компетентностью менедже­ров в области специализации промышленного предприятия, предусматривают наличие специальных знаний в вопросах технологии инновационных процессов, теоретических и прак­тических аспектов осуществляемых инноваций, особенностей их физических процессов. Выполнение этих категорий про­фессиональных требований осуществляется, как правило, в системах переподготовки и повышения квалификации руко­водящих работников.

Характер деятельности конкретного менеджера опреде­ляется составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений. Состав этих полномочий устанавлива­ется в соответствии с принятой на промышленном предприятии системой разделения труда и специализации управленческих кадров. Принципиально в структуре любого предприятия можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонталь­ное и вертикальное.

Горизонтальное разделение труда в менеджменте связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональ­ному признаку, т. е. по закреплению за ним одной или нескольких предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обусловливает создание на предприятии специальных служб стра­тегического управления, плановых и контрольно-диспетчерских отделов и управлений.

Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от характера осуществляемых инноваций, масштабов иннова­ционной деятельности, ее отраслевой принадлежности. Оно выражается в организационной структуре промышленного предприятия, составе уровней менеджмента.

На предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем и значимость последствий принимаемых на каждом уровне управленческих решений возрастают по мере перехода от низшего к высшему менедж­менту.

Высший менеджмент включает одну или несколько персон, состав которых в значительной степени зависит от ор­ганизационно-правовой формы промышленного предприятия. К высшему менеджменту относятся руководитель, его первые заместители по функциональным областям деятельности (НИОКР, производству, сбыту и т. п.).

Средний менеджмент состоит из руководителей подразделений и административ­ных органов промышленного предприятия и включает до 60% всей численности менеджмента.

К низшему уровню относят­ся руководители творческих групп, низовых лабораторий, производственных участков и т. п.

 

Лекция 2 (2 часа)







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.