Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принципы антикризисного управления





  1. Мероприятия по выводу предприятия из кризиса

 

 

  1. Понятие «Антикризисное управление»

Антикризисным управлением называется си­стема мер, направленная на предотвращение банкротства и обеспечение продолжительного процветания предпринимательских струк­тур.

Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод организации из кризисного состо­яния, в котором она находится.

По определению А. П. Градова, антикризисное управление — это:

- анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтитель­ной миссии фирмы;

- познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание системы сканирования внешней и внутрен­ней среды фирмы с целью раннего обнаружения «слабых сигна­лов» об угрозе приближения кризиса;

- стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;

- оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (бан­кротства);

- разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;

- постоянный учет риска предпринимательской деятельности и вы­работка мер по его снижению.

Банкротство предприятия является результатом одновременного со­вместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля «вклада» которых может быть различной. Так, по имеющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политической и экономической систе­мой к банкротству на 1/3 причастны внешние факторы и на 2/3 — внутрен­ние. Внешние факторы могут быть международными и национальными, 90% различных неудач малых американских фирм связывают с неопыт­ностью менеджеров, некомпетентностью руководства и его несоответ­ствием изменившимся объективным условиям, злоупотреблениями, что ведет в целом к неэффективному управлению, принятию ошибоч­ных решений, невозможности приспособления к рыночным условиям.

Последствия негативного воздействия тех или иных факторов мож­но предвидеть, а значит, своевременно принять соответствующие меры к их устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать признаки возможного ухудшения финансового состояния предприя­тия. Эти признаки не имеют абсолютной силы и должны рассматриваться в совокупности с другими показателями хозяйствен­ной деятельности. Они являются поводом к тщательному исследова­нию финансового состояния со стороны как руководителей и акцио­неров, так и заказчиков и кредиторов.

Источником информации для подобной диагностики может служить официальная бухгалтерская отчетность, особенно если ее сопоставить с данными за несколько отчетных периодов.

 

Признаки кризисной ситуации

 

Для предотвращения кризиса большое значение имеет своевременное обнаружение признаков пред­стоящей кризисной ситуации. Ранними признаками, или симптома­ми, грядущего неблагополучия инновационной организации могут быть:

- отрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кре­диторов, банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые ИО (например, структурные реоргани­зации, открытие или закрытие подразделений ИО, филиалов, дочерних фирм, их слияние, частая и необоснованная смена де­ловых партнеров, выход на новые рынки и другие изменения в стратегии ИО);

- задержки с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее ка­чество, что может свидетельствовать либо о сознательных дей­ствиях, либо о низком уровне квалификации персонала;

- изменения в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов
и активов и нарушения определенной их пропорциональности;

- увеличение задолженности ИО поставщикам и кредиторам;

- уменьшение доходов ИО и падение прибыльности, обесценива­ние акций ИО, установление нереальных (высоких или низких) цен на свою продукцию;

- внеочередные проверки ИО, ограничение коммерческой деятель­ности ИО органами власти, отмена и изъятие лицензий и т. д.

 

Фазы кризисного процесса на фирме

 

Основные фазы кризисного процесса могут быть представлены в сле­дующей последовательности:

1. Стратегический кризис, обусловленный низким качеством стра­тегического менеджмента 2-3 года тому назад и более;

2. Тактический кризис, обусловленный низким качеством тактиче­ского маркетинга и производственного менеджмента;

3. Кризис недостаточной обеспеченности ИО ресурсами, кредита­ми и т. д.;

4. Неплатежеспособность ИО, ее убыточность;

5. Реструктуризация ИО;

6. Банкротство и ликвидация ИО.

Цели и задачи антикризисного управления

 

Главной целью создания и приведения в действие системы антикри­зисного управления ИО является проведение структурной перестрой­ки всего народного хозяйства в соответствии с потребностями рынка. Эта цель реализуется после решения следующих задач:

1. предотвращение банкротств ИО и их социальных последствий;

2.оказание государственной финансовой поддержки ИО для проведения санационных мероприятий;

3. выявление неперспективных и не обладающих реальными возможностями для восстановления платежеспособности ИО и их ликвидации.

 

Принципы антикризисного управления

 

Как показывает мировая практика, указанные цели и задачи дости­гаются при соблюдении следующих основных принципов антикризис­ного управления ИО:

1. установление единых стабильных и надежных для всех хозяйству­ющих субъектов коммерческих взаимоотношений, прав и обязан­ностей в ситуации несостоятельности или банкротства ИО;

2. предоставление возможности должникам, выполняющим обяза­тельства, возобновления их деятельности;

3. введение системы мер безопасности при банкротстве и экономическом спаде;

4. создание системы мер для возрождения бизнеса;

5. формирование механизма регулирования финансовых дел выпол­няющих свои обязательства должников в целях их оздоровления;

6. организация коммерческой и правовой систем для поощрения работы надежных партнеров и формирования приемлемой про­цедуры разрешения финансовых споров;

7. ограждение правовой и административной структур от возможно­стей ускорения процесса развала ИО и насаждения споров и тяжб;

8. сохранение в тех случаях, где это возможно и экономически целе­сообразно, перспективных ИО, имеющих финансовые трудности;

9. создание таких механизмов, которые будут представлять и надеж­но защищать интересы всех участников системы антикризисного управления (кредиторы, персонал и т. д.) в случае ликвидации обанкротившейся ИО и позволять справедливо распределять ак­тивы должника.

 

 

Мероприятия по выводу предприятия

Из кризиса

 

В соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» санация (оздоровление предприятия-должника) — реорганизационная процедура, когда собственником предприятия-долж­ника, кредитором (кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь предприятию-должнику. Санация должна быть нацелена на сохранение предприятия (организации) путем разработ­ки и реализации комплексной программы его оздоровления и разви­тия, куда должны быть включены мероприятия по выводу предприя­тия из кризиса, необходимые для их реализации ресурсы, сроки начала и окончания работ, перечень исполнителей, ожидаемый результат и другие сведения.

Мероприятия по выводу инновационной организации (ИО) из кри­зиса подразделяются на стратегические (на 2 года и более), тактиче­ские (годовые) и оперативные.

 

 

Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» предусмотрено применение к предприятию-должнику нескольких процедур:

1. Реорганизация (внешнее управление и санация), при которой ар­битражный суд назначает арбитражного управляющего, получа­ющего все функции управления предприятием. Основанием для возбуждения дела о несостоятельности предприятия является за­явление либо самого должника, либо кредиторов, либо прокурора;

2. Ликвидация предприятия, которая может быть принудительной по решению арбитражного суда либо добровольной, но под конт­ролем кредиторов, осуществляющих продажу оставшегося иму­щества должника;

3. Мировое соглашение. Оно может быть заключено между должни­ком и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о банкротстве. Мировое соглашение подлежит утвержде­нию арбитражным судом и считается принятым, если за его заклю­чение высказалось не менее двух третей (по сумме требований) конкурсных кредиторов четвертой и последующих очередей. В случае реорганизации ИО составляется план финансового оздо­ровления (бизнес-план) из следующих основных разделов.

1. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

2. Анализ финансового состояния ИО.

3. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддерж­ке эффективной деятельности.

4. Рынок и конкуренция.

5. Деятельность в сфере маркетинга.

6. Планирование инновационных процессов и обеспечение ресурсами.

7. Финансовый план.

8. Приложения.

 

 

Лекция 13 – часть 1 (2 часа)







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.