|
Принципы антикризисного управления
Антикризисным управлением называется система мер, направленная на предотвращение банкротства и обеспечение продолжительного процветания предпринимательских структур. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод организации из кризисного состояния, в котором она находится. По определению А. П. Градова, антикризисное управление — это: - анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы; - познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание системы сканирования внешней и внутренней среды фирмы с целью раннего обнаружения «слабых сигналов» об угрозе приближения кризиса; - стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности; - оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства); - разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы; - постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению. Банкротство предприятия является результатом одновременного совместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля «вклада» которых может быть различной. Так, по имеющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политической и экономической системой к банкротству на 1/3 причастны внешние факторы и на 2/3 — внутренние. Внешние факторы могут быть международными и национальными, 90% различных неудач малых американских фирм связывают с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства и его несоответствием изменившимся объективным условиям, злоупотреблениями, что ведет в целом к неэффективному управлению, принятию ошибочных решений, невозможности приспособления к рыночным условиям. Последствия негативного воздействия тех или иных факторов можно предвидеть, а значит, своевременно принять соответствующие меры к их устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать признаки возможного ухудшения финансового состояния предприятия. Эти признаки не имеют абсолютной силы и должны рассматриваться в совокупности с другими показателями хозяйственной деятельности. Они являются поводом к тщательному исследованию финансового состояния со стороны как руководителей и акционеров, так и заказчиков и кредиторов. Источником информации для подобной диагностики может служить официальная бухгалтерская отчетность, особенно если ее сопоставить с данными за несколько отчетных периодов.
Признаки кризисной ситуации
Для предотвращения кризиса большое значение имеет своевременное обнаружение признаков предстоящей кризисной ситуации. Ранними признаками, или симптомами, грядущего неблагополучия инновационной организации могут быть: - отрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые ИО (например, структурные реорганизации, открытие или закрытие подразделений ИО, филиалов, дочерних фирм, их слияние, частая и необоснованная смена деловых партнеров, выход на новые рынки и другие изменения в стратегии ИО); - задержки с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее качество, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях, либо о низком уровне квалификации персонала; - изменения в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов - увеличение задолженности ИО поставщикам и кредиторам; - уменьшение доходов ИО и падение прибыльности, обесценивание акций ИО, установление нереальных (высоких или низких) цен на свою продукцию; - внеочередные проверки ИО, ограничение коммерческой деятельности ИО органами власти, отмена и изъятие лицензий и т. д.
Фазы кризисного процесса на фирме
Основные фазы кризисного процесса могут быть представлены в следующей последовательности: 1. Стратегический кризис, обусловленный низким качеством стратегического менеджмента 2-3 года тому назад и более; 2. Тактический кризис, обусловленный низким качеством тактического маркетинга и производственного менеджмента; 3. Кризис недостаточной обеспеченности ИО ресурсами, кредитами и т. д.; 4. Неплатежеспособность ИО, ее убыточность; 5. Реструктуризация ИО; 6. Банкротство и ликвидация ИО. Цели и задачи антикризисного управления
Главной целью создания и приведения в действие системы антикризисного управления ИО является проведение структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с потребностями рынка. Эта цель реализуется после решения следующих задач: 1. предотвращение банкротств ИО и их социальных последствий; 2.оказание государственной финансовой поддержки ИО для проведения санационных мероприятий; 3. выявление неперспективных и не обладающих реальными возможностями для восстановления платежеспособности ИО и их ликвидации.
Принципы антикризисного управления
Как показывает мировая практика, указанные цели и задачи достигаются при соблюдении следующих основных принципов антикризисного управления ИО: 1. установление единых стабильных и надежных для всех хозяйствующих субъектов коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства ИО; 2. предоставление возможности должникам, выполняющим обязательства, возобновления их деятельности; 3. введение системы мер безопасности при банкротстве и экономическом спаде; 4. создание системы мер для возрождения бизнеса; 5. формирование механизма регулирования финансовых дел выполняющих свои обязательства должников в целях их оздоровления; 6. организация коммерческой и правовой систем для поощрения работы надежных партнеров и формирования приемлемой процедуры разрешения финансовых споров; 7. ограждение правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала ИО и насаждения споров и тяжб; 8. сохранение в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных ИО, имеющих финансовые трудности; 9. создание таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы антикризисного управления (кредиторы, персонал и т. д.) в случае ликвидации обанкротившейся ИО и позволять справедливо распределять активы должника.
Мероприятия по выводу предприятия Из кризиса
В соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» санация (оздоровление предприятия-должника) — реорганизационная процедура, когда собственником предприятия-должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь предприятию-должнику. Санация должна быть нацелена на сохранение предприятия (организации) путем разработки и реализации комплексной программы его оздоровления и развития, куда должны быть включены мероприятия по выводу предприятия из кризиса, необходимые для их реализации ресурсы, сроки начала и окончания работ, перечень исполнителей, ожидаемый результат и другие сведения. Мероприятия по выводу инновационной организации (ИО) из кризиса подразделяются на стратегические (на 2 года и более), тактические (годовые) и оперативные.
Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» предусмотрено применение к предприятию-должнику нескольких процедур: 1. Реорганизация (внешнее управление и санация), при которой арбитражный суд назначает арбитражного управляющего, получающего все функции управления предприятием. Основанием для возбуждения дела о несостоятельности предприятия является заявление либо самого должника, либо кредиторов, либо прокурора; 2. Ликвидация предприятия, которая может быть принудительной по решению арбитражного суда либо добровольной, но под контролем кредиторов, осуществляющих продажу оставшегося имущества должника; 3. Мировое соглашение. Оно может быть заключено между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о банкротстве. Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом и считается принятым, если за его заключение высказалось не менее двух третей (по сумме требований) конкурсных кредиторов четвертой и последующих очередей. В случае реорганизации ИО составляется план финансового оздоровления (бизнес-план) из следующих основных разделов. 1. Краткие сведения по плану финансового оздоровления. 2. Анализ финансового состояния ИО. 3. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной деятельности. 4. Рынок и конкуренция. 5. Деятельность в сфере маркетинга. 6. Планирование инновационных процессов и обеспечение ресурсами. 7. Финансовый план. 8. Приложения.
Лекция 13 – часть 1 (2 часа) ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|