Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Делегирование в инновационном менеджменте





Делегирование как функция менеджмента

Осуществление инноваций требует участия большого числа различных структур и специалистов, согласующих свои действия на основе специализации и разделения труда. Однако эффект специализации может быть успешно реализован в рамках от­дельной группы исполнителей лишь при условии строгой коор­динации их деятельности с функционированием всех остальных участников инновационного процесса. Как уже отмечалось, между участниками инновационного процесса, отдельными подразде­лениями и исполнителями устанавливаются горизонтальные и вертикальные связи. Вертикальные связи в процессе инноваций устанавливаются при формировании организационной структу­ры инновационного процесса посредством реализации функции делегирования.

Делегирование как функция менеджмента означает процесс передачи задач лицу или группе лиц, принимающих на себя ответ­ственность за их осуществление, и определение их компетенции. Делегирование составляет одно из фундаментальных понятий ме­неджмента вообще и инновационного в частности. Все структуры управления и формы руководства базируются на распределении обязанностей, закреплении ответственности участников иннова­ционных процессов и установлении рамок их компетенции. В то же время эта функция чаще всего испытывает субъективные и неверные толкования. Делегирование связано с использованием трех основных понятий: задачи, компетенции и ответственности. Эти понятия в совокупности определяют рамочные условия дея­тельности каждого участника инновационного процесса.

Задачи формулируют конечные или промежуточные ре­зультаты деятельности участника или руководителя подразде­ления. Они устанавливаются в форме заданий на определенный период или перспективу и определяют целевую ориентацию участника в общем процессе. Задачи могут носить постоянный и временный характер.

Компетенция означает ограниченное право сотрудника или подразделения использовать средства и ресурсы промыш­ленного предприятия для выполнения установленных задач. Компетенция определяет рамочные условия деятельности участника инноваций, ограничивает его полномочия и возмож­ности для самостоятельного принятия решений. Полномочия делегируются, как правило, по иерархической структуре и реги­стрируются в разделе "Права" соответствующих должностных инструкций и положений о службах и подразделениях.

Ответственность означает обязательство лица или под­разделения по выполнению установленных задач в рамках предоставленных полномочий, т. е. прав и ресурсов. Следует особо отметить, что предметом делегирования могут быть только задачи и полномочия. Ответственность же не делегируется по уровням управления, а осознанно принимается исполнителем или подчиненным.

При осуществлении функции делегирования важно обеспечить выполнение ряда требований, гармонизирующих инновационный климат в коллективе. К их числу относятся следующие принципы:

  1. единоначалие—сотрудник получает задания и полномочия и отвечает за их выполнение перед одним начальником;
  2. соответствие — состав задач должен соответствовать характеру полномочий, предоставленных участнику;
  3. координация — состав полномочий должен динамично изменяться в соответствии с новыми полномочиями уча­стника;
  4. достаточность—масштабы ответственности должны учи­тывать персональные возможности участника и ограничи­ваться специальными нормами (нормы управляемости);
  5. мотивация — расширение ответственности должно моти­вироваться повышением оплаты, влияния и лидерства.

 

2.2. Виды и формы делегирования в инновационном менедж­менте.

 

В инновационном менеджменте в рамках планирования и организации инноваций используются разнообразные виды делегирования. Принципиальное значение для дифференциации этой функции имеют три признака: предмет, форма и характер делегирования.

Предметом делегирования при организации и проведении инноваций могут выступать задачи и полномочия, определяю­щие пределы компетенции руководителя того или иного уровня.

Различают два типа форм делегированных полномочий: ли­нейные и аппаратные. Линейные полномочия делегируются по сложившимся на предприятии иерархическим уровням управле­ния (вертикальное делегирование). Они складываются при форми­ровании организационной структуры предприятия и составляют содержание его организационного проектирования. Аппаратные полномочия отражают обеспечивающие функции управленческих процессов, связанные с профессиональной подготовкой, обоснова­нием и реализацией управленческих решений на одном опреде­ленном иерархическом уровне (горизонтальное делегирование). Они носят, как правило, консультативный, рекомендательный характер и не сопряжены с исполнительской ответственностью и принятием управленческого решения. Аппаратные полномочия могут носить функциональный или согласовательный тип. При функциональном распределении специалисту делегируются за­дачи и полномочия в определенной области знаний в соответствии с его компетентностью (например, в области финансов, кадровой политики и т. д.).

Состав делегированных полномочий в структуре управ­ления может носить постоянный или временный характер. Постоянные задачи и полномочия устанавливаются, как пра­вило, в линейных типах структур с относительно стабильными условиями функционирования инновационного промышленного предприятия. В проектных, матричных или программно-целевых типах структур задачи и полномочия, определяющие уровень компетенции руководителя, устанавливаются на время разработки и реализации определенного инновационного проекта. Учитывая динамичный характер инновационных процессов, следует иметь в виду необходимость постоянного осуществления процесса делегирования задач и полномочий на предприятии с целью адаптации организационной структуры к изменяющимся условиям.

Делегирование задач и полномочий, определение пределов компетенции каждого руководителя составляют существенный элемент организации деятельности на промышленном пред­приятии. В общем виде делегирование можно представить как трехступенчатый процесс, включающий постановку задачи делегирования, формирование альтернатив ее решения и выбор варианта решения.

 

Лекция 14 (2 часа)

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ИННОВАЦИОННОМ

МЕНЕДЖМЕНТЕ.

Оценка эффективности инновационной деятельности

план:

  1. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ИННОВАЦИОННОМ

МЕНЕДЖМЕНТЕ

Понятие «конфликта» в инновационной деятельности

Пути снятия конфликтов

  1. Оценка эффективности инновационной

Деятельности

Система показателей эффективности инновационной

Деятельности

Оценка эффективности инновационной деятельности

  1. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ИННОВАЦИОННОМ

МЕНЕДЖМЕНТЕ







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.