Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя.





Вопросы для обсуждения

  1. Проблема типологии личности учителя. Критерии определения типа личности педагога.
  2. Профессиональное педагогическое мышление, его отличительные особенности, связь с личностными качествами.
  3. Деформации личности в процессе педагогической деятельности.

Практическое задание.

1. На основе анализа литературы продумать и заполнить таблицу «Типы личности педагогов»

Тип личности Основные характеристики Сильные стороны личности Слабые стороны личности
       

2. Подготовить индивидуальное сообщение по источнику: Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. - 1975. - № 1.

3. Сформулировать (письменно) основные положения статьи Н.Д. Левитова (источник № 8).

4. Составить схему «Основные стереотипы педагогического сознания».

Основная литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., любое издание. - Ч. Ш, гл. 2, ч. У, гл. 1-3.

2. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной. - М., 1997. - Ч.1, гл. 1-3, 8, 9.

3. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М., 1998.

4. Левитов Н.Д. К психологии формирования авторитета учителя // Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. А.И. Красило, А.П. Новгородцева. - М., 1995. - С. 258-276.

5. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб, 1998. – Гл. 5.

6. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение. – М., 2000. – Гл. 7.

Дополнительная литература

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. - Глава 1Х.
  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. - М., 1984. - Глава Х1.
  3. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. - М., любое издание. - Гл. 29, 30.
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996. - Гл. 1У.

Практическое занятие № 10.

Тема: Психологические основы саморазвития личности педагога и саморегуляции его профессиональной деятельности.

Вопросы для обсуждения

1. Проблема сохранения психического здоровья педагога. Стрессоустойчивость и сохранение эмоциональной стабильности.

2. Элементы психотерапии в работе педагога.

3. Психологические основы эффективной саморегуляции педагогической деятельности:

а) методы профессионального самосовершенствования педагога;

б) самоорганизация собственной деятельности.

Практическое задание

1. Определить основные направления применения аутотренинга в системе самосовершенствования педагога (письменно!). - (4, 5).

2. Составить схемы «Причины стрессовых состояний (по Буту)» – (3; 179), «Признаки синдрома эмоционального сгорания» – (1; 185).

Литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 1997 и др. - Ч. Ш, гл. 2, ч. У, гл. 1-3.

3. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. - М., любое издание. - Гл. 29, 30.

4. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М.К. Тутушкиной. - М., 1997. - Ч.1, гл. 1-3, 8, 9.

5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996. - Гл. 1У.

6. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М., 1998.

7. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб, 1998. – Гл. 5.


13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины «Педагогическая психология».

Основная литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.,1986

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.,1997.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.-Воронеж, 1995.

4. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения. – М.: Знание, 1983.

5. Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся //Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. - Уфа, 1985.

6. Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах. М., 1981.

7. Выготский Л.С. Обучение и умственное развитие в школьном возрасте //Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т.

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996.

9. Выготский Л.С. Развитие научных и житейских понятий у школьников. //В.кн.: Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.,Л.:Учпедгиз, 1935.- С.96-115.

10. Габай Т.В. Педагогическая психология. – МГУ, 1995.

11. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М.,1988.

12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985.

13. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб:ЛГУ, 1992.

14. Гуревич П. С. Психологический словарь / Гуревич П. С.; [под общ. науч. ред. П. С. Гуреви­ча]. - М.: ОЛМА Медиа Групп: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. - 800 с. - ISBN 978-5-373-00614-9 (ОЛМА Медиа Групп).

15. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.,1972.

16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986.

17. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

18. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Р-на-Д., 1997.

19. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. - Минск, 1996.

20. Изучение личности школьника учителем /Под ред. З.И. Васильевой и др. – М.,1991.

21. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986.

22. Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения.- Владимир, 1972.

23. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.,1981.

24. Карпей Ж., Ван Урс Б. Дидактические модели и проблема обучающей дискуссии //Вопросы психологии. - 1993 - №4 - С.20-26.

25. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.

26. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания. – М.:Просвещение, 1976.

27. Левина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М.:Знание, 1980.

28. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2001.

29. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.,1981.

30. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.,1980.

31. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

32. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. – М.,1993.

33. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Книга П. Психология образования.- М., 1999.

34. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль, 1995.

35. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.:Просвещение, 1996.

36. Одаренные дети /Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М.,1991.

37. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.,1990.

38. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) /Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. - М.,1986.

39. Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.:Просвещение, 1990.

40. Польская О. Я. Психологический практикум в школе. - М., 1984.

41. Практикум по возрастной и педагогической психологии /под ред. А.И. Щербакова. – М.:Просвещение, 1987.

42. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. – Калуга, 1992.

43. Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. - М., 1981.

44. Психологические проблемы неуспеваемости школьников /Под ред. Н.А. Менчинской. – М.,1971.

45. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб: Питер, 1999.

46. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск, 1997.

47. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.

48. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.,1981.

49. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М., 1998.

50. Симановский А.Е. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.

51. Стоунс Э. Психопедагогика. М., 1984.

52. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М.: Знание, 1983.

53. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль.-1996.

54. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. -Ярославль.-1995.

55. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.,1995.

56. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1982.

57. Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука - учителю. - М., 1985.

58. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М.,1987.

59. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.,1991.- С.201-273.

60. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И. Ильясова и В.Я. Ляудис. Работы 1918-1945г.г. - М.,1980.

61. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии /Под ред. И.И. Ильясова и В.Я. Ляудис. Работы 1946-1980г.г. – М.,1981.

62. Хрестоматия по возрастной психологии /Ред. Д.И. Фельдштейн. – М.,1994.

63. Хрестоматия по педагогической психологии /Сост. А.И. Крысило, А.П. Новгородцев. – М.,1995.

64. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001.

 

Дополнительная литература

1. Айсмонтас Б.Б. Психология и педагогика развития (схемы, рисунки, таблицы). - М., 2004.

2. Айсмонтас Б.Б. Психология общения (схемы, рисунки). - М., 2004.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.

4. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Педагогика, 1977. - 369 с.

5. Ангеловски К. Учителя и инновации: Кн. для учителя / Пер. с макед. - М.: Просвещение, 1991. 159 с.

6. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М.: Экономика, 1991.

7. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. - М.: Просвещение, 1983.

8. Бегухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти... (Техника профессионального поведения): Кн. для учителя. - М.: Нар. образование, 1994.

9. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

10. Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной школе. - М.: Изд-во "Совершенство", 1998.

11. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: МПА, 1995.

12. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). - М.: Смысл, 1999.

13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

14. Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. М.: РОУ, 1992.

15. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М.: МГУ, 1988.

16. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М.: МГУ, 1985.

17. Глассер У. Школы без неудачников / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991.

18. Готссданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М., 1982.

19. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1992.

20. Зюбин Л.М. Психология воспитания: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1991.

21. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.

22. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.

23. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителей и родителей. - М., 1987.

24. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М., 1989.

25. Ершов А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. (Педагогика как практическая режиссура). Пособие для учителя. - М.: ИПП, 1995.

26. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. - М.: МГУ, 1982.

27. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993.

28. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. 240 с.

29. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

30. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

31. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.

32. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979.

33. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1997. 365 с.

34. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: Учеб. пособие для школьных психологов и педагогов. М.: ИПП, - 1997. 256 с.

35. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.

36. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1986.

37. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М., 1975.

38. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М.: "Дело", 1994.

39. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. М.: "Просвещение": "Учебная литература", 1996.

40. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Просвещение, 1991.

41. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. - М., 1986.

42. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-метод. пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Гном-Пресс", Московское городское пед. общество, 1999.

43. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. - М.: Новая школа, 1996. 160 с.

44. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: МПА, 1995.

45. Психологическая служба в школе: Учеб. пособие для студентов / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: МПА, 1995.

46. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. - М, 1981.

47. Психология и учитель: Пер. с анлг. Гуго Мюнстерберг. 3-е изд., испр. - М.: "Совершенство", 1997.

48. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: МПА, 1995. 376 с.

49. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. - М.: "Когито-Центр", 1999.

50. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - М.: МГУ, 1985.

51. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998.

52. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. - М.: МПА, 1995.

53. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП "Изд-во Магистр", 1997.

54. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995.

55. Социально-психологический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. - М.: Педагогика, 1988.

56. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: МГУ, 1983.

57. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. - М., 1987.

58. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. - М.: МПА, 1995. 368 с.

59. Формирование приемов математического мышления / Под ред. Н.Ф. Талызиной. - М., 1995.

60. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982.

61. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М., 1987.

62. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., 1991.

63. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (психологические основы развивающего обучения). М., 1995. 192 с.

64. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1971. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. общество России, 1998.

65. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев, 1987.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. http:// www.mgounb.ru (Мурманская государственная областная научная библиотека)
  2. http://www.koob.ru/ (электронная библиотека);
  3. http://psychlib.ru/mgppu/ (электронная библиотека МГППУ);
  4. www.biblioclub.ru. (ЭБС «Университетская библиотека»).

5. http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  1. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

7. http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

8. http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

9. www.//flogiston.ru

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.