Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Источник: северопонтийская майкопская культура





Отличительная черта северопонтийской культу­ры — городища и сотни курганных захоронений с ка-менными или деревянными «домиками мертвых».


 

      Гимбутас М. Цивилизацяя Великой Богж
Рис. 10-11     N—•■  
   
  г Разрушенная часть *    
  .•" аз \      

/ СИ


 


,.__ I


-а 5


2al


*><


 


as


Об


 

□ 7

^fc

ШЫ


 


«Wffiu!


 
 



Глиняная обмазка

а

Земляная насыпь

Каменные кольца

£

Могилы

Камни

N B^5355s!*«pr ми. t

Рис. 10-11 Северопонтийский курган (план и разрез) с небольшим внутренним могильным холмом, обложенным камнем, и большой внешней насыпью, также основатель­но обложенной камнем. Круглая платформа в середине обмазана глиной. Ранние захоронения (1—4) были ниже уровня земли. Все остальные захоронения, распо­ложенные над центральным холмиком, имеют более поздний характер. Царева Могила у Херсона, Северо-Западное Причерноморье. Вторая половина IV тыс. до н. э.; диаметр 34 м.


Рис. 10-12 Курган северопонтийсшо| типа, характерный для В точной и Центральной Ев­ропы: Тарнава у г. Враца, Северо-Западная Болгария. Он состоит из нагроможде­ния нескольких могильнш насыпей и более поздних дополнительных захороне­ний разных фаз. (1) Попе речный разрез, (2) план,

(3) центральное захороне­ние под второй могильнс! насыпью с двумя шахтовы­ми могилами, окружении массивной каменной стеной (могила № 5 - кремацион­ное мужское захоронение, могила № 6 — ингумацион-ное женское захоронение),

(4) сосуды выделки культу­ры коцофени. Вторая поло­вина IVтыс. до н.э.; диа­метр 26 м.


ЫваХ. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Европы





 



 



Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини


Рис. 10-13



Северное море

 


 


Яывая культура волго-донского бассейна и северопон-тийские курганные группы Курганизированные территории Центральной Европы

Границы ареала курганной культуры в Северном При­черноморье и бассейне Волги

Распространение влияния второй волны курганной куль­туры из Северопонтийского региона Числами отмечены субстраты культурных групп: I. кукутени; 2. воронковидных кубков; 3. михельсберг


Рис. 10-13 Культурные группы ок. 3500-3000 гг. до н.э. Новые культур­ные образования в Центральной Европе, сформировавшиеся под влиянием северопонтийской культуры.


fmaX. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов из южнорусских степей и преображение Европы



 



Рис. 10-14

^'Ъ

Царские гробницы выполнены в общем монумен­тальном стиле: могильный холм окружен ортостата-т и стелами, затем каменным кольцом; под холмом и внутри него расположена облицованная камнем или деревом могильная яма («домик мертвых»), свер­ху закрытая каменными плитами, над которыми вы­строен каменный купол. Захоронения знатных муж­чин снабжены моделями повозок и кинжалами из твердого металла. К числу архитектурных нововве­дений следует отнести большие апсидные дома, ко­торые возводили только на вершинах холмов.

Городища с их гигантскими укреплениями и впе­чатляющими могильными холмами, под которыми были отлично сложенные усыпальницы из каменных плит, предполагают существование иерархического общества, образованного из отдельных племен и управвяемого несколькими родами. Значительное единообразие обнаруженных к северу и северо-запа­ду от Черного моря укреплений, погребальных обря­дов, керамических, каменных и металлических арте­фактов говорит о том, что унификация этого региона происходила за счет не только торговых контактов, но иполитической силы. На данном этапе развития севе-ропонтийская культура пошла по несколько иному пути, нежели родственная ей курганная культура Вол­ги. Проявившиеся к западу от Черного моря черты кур­ганной Kv/ibTVDbi очевидным образом связаны с северо-Шуйскими, а не с волжскими степями; их аналоги искать в Закавказье, в долине Куры и Аракса.

Майкопская царская гробница в бассейне реки Кубань (Северо-Западный Кавказ) известна с конца XIX в. и является богатейшим и наиболее часто упо­минаемым памятником данной культуры. Хотя она датируется началом III тыс. до н. э., ее название дало имя всей северопонтийской культуре, чьи истоки сле­дует отнести приблизительно к 3500 г. до н. э.

На Нижнем Днепре ранний период майкопской культуры лучше всего представлен нижними слоями городища Михайловка, опоясанного несколькими стенами из известняковых валунов: нет сомнения, что оно играло роль стратегического центра48. Материа­лы Михайловки I обнаруживают близкое сходство с находками, сделанными в крымских и северокавказ­ских каменных цистах и усатовских курганах в окрестностях Одессы. Эта фаза приходится на вто­рую половину IV тыс. до н. э., а ее хронология осно­вана на полученных в Михайловке радиоуглеродных данных (Табл. 25). В городище Михайловка I было две мазанки с апсидными торцами, одна 5 на 16,5 м, летая частично углубленная в землю - 5 7 на 12 м Посередине каждой постройки располагался круглый каменный, обмазанный глиной очаг В рабочей час-ти северной апсиды были найдены кремневые нако­нечники стрел острия и скребки а также костяные шилья и керамика.

Среди наскальных рисунков в Каменной Могиле неподалеку от Мелитополя (север Приазовья) есть


/1Г"" lit

/(["•■Ti'i

Рис. 10-14 Вырезанные на камнях изо­бражения воловьей упряж­ки, тянущей за собой повоз­ку или плуг, ок. 3500-3000 гг. до н.э., Северопонтийский регион и Центральная Гер­мания. (1) Цюшен, Цен­тральная Германия. (3, 4) Валкамоника, Северная Италия. (2) Каменная Мо­гила, Северное Приазовье.



Гимбутас М. Цивмизацяя Великой Богит


I




Рис. 10-15

Рис. 10-15 Жаровни с солярным орнамен­том на внутренней стороне: (1) Леонтьевка; (2) Микильское. Нижний Днепр, Северное При­черноморье. Северопонтийсш культура, фаза михайловка I. Ок, 3500-3000 гг. до н.э.; высота 6 см.


Рис. 10-16


 
 


щ^^^т


 


 

)

Рис. 10-16 Символическая сцена, изобра­женная на серебряном сосуде из г. Майкопа, расположенно­го к северо-западу от Кавказ­ских гор. Начало III тыс. до н.э.; масштаб 1:3.


аХ. Конец Древней Европы: вторжение скотоводов us южнорусскхх степей и преображение Европы



 


силуэтные изображения людей, коней, впряженных втелегу волов49 (рис. 10-14.2). Большерогие быки, мнущие за собой плуг, также фигурируют на настен­ных изображениях каменной цисты в Цюшене (Цен­тральная Германия)50 и на скалах Валкамоники (Се­верная Италия)51 (рис. 10-14.1; 10-14.3 и 4). Это-очевидные свидетельства существования плужного земледелия и использования быков как для перево­зок, так и для пахоты. После 3500 г. до н. э. парные упряжи быков, вместе с большим количеством дру­гих элементов курганной культуры, начинают встре­чаться в Центральной Европе в мужских могилах ба-денской культуры и культуры шаровидных амфор (см. следующий раздел).

Для керамики Михайловки I характерны шаро­видные амфоры с закругленными или плоскими ос­нованиями и цилиндрическими горлышками, укра­шенные шнуровидными оттисками; встречаются так­же полукруглые супницы. Среди орнаментов есть гребенчатый, накольчатый, ямочный, с «бусинами» вокруг края, горловины и плечиков; жаровни на че­тырех ножках украшали солярные мотивы (рис. 10-15). Обычные горшки были грубой лепки и не имели крашений, зато для высококачественной керамики ирактерны примесь толченых раковин или извест­няка и песка, коричневый или черноватый цвет и Шрное или гладкое лощение. Такая керамика встре­чается в понтийских курганах которые сосредоточе-ны к югу от реки Кубань на Западном Кавказе где археологи насчитали около 1500 построек-«домиков» юкаменных плит52. Эти в значительной степени еди­нообразные потебения есть и в Крыму53 на Ниж­нем Доне Нижнем Днепре Ингуле и в Ингулецких шинах54' Везде каменные цисты окружены орто-птами. а по внешней стороне - каменным кольцом. На стенах цист бьтяют вырезаны изобпяжения mvtk-т и мужских особей животных или красной охрой нарисованы узоры из зигзагов, крестови солярных

Царские захоронения и сокровищницы поздне-майкопских поселений в бассейне реки Кубань (Се­веро-Западный Кавказ) говорят о баснословном бо­гатстве племенных вождей и об их контактах с Месо­потамией, восходящих к началу III тыс. до н. э. Наибольшей роскошью отличаются гробницы Май­копа и станицы Царской (теперь Новосвободной), которые были раскопаны Н.И.Веселовским в конце ЩХ. Эти примечательные курганы и их сокрови­ща помогают пролить свет на общественное устрой­ство, систему правления, религию и искусство дан-то периода. Майкопский курган, как и аналогич­ные ему курганы Северного Кавказа57 и Южного Касспи58 говорят о военных кампаниях и набегах на ши, лежащие к югу от Кавказских гор и Каспий­ского моря.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.