Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







IV. Физическое здоровье и развитие





I. Речевое развитие

1. Развитие импрессивной речи:

• развитие пассивного словаря;

• формирование и совершенствование грамматического
строя речи;

• развитие фонематической системы речи;

• формирование умения вслушиваться в речь, развитие по­
нимания простых предложений и коротких текстов (ска­
зок, потешек).

2. Развитие экспрессивной речи:

• развитие экспрессивного словаря;

• формирование и совершенствование грамматического
строя речи;

развитие фонематической системы речи;

развитие фонетической стороны языка;"

• формирование разговорной (диалогической) речи и рече­
вого общения.

II. Познавательное развитие

• Сенсорное развитие;

• развитие психических функций (развитие слухового и зри­
тельного внимания, памяти, наглядно-действенного и на-
глядно-образного мышления);


ознакомление с окружающей действительностью; ознакомление с художественной литературой; формирование пространственных, временных и элемен­тарных математических представлений.

III. Креативное развитие

Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса; художественно-творческая деятельность; музыкальное развитие; игровая и театрализованная деятельность.

IV. Физическое здоровье и развитие

Всестороннее полноценное развитие двигательных способ­ностей, обогащение двигательного опыта детей; укрепление здоровья, закаливание организма; развитие выносливости, быстроты, силы, координации движений, двигательных умений с целью укрепления и развития мышц; профилактика плоскостопия; формирование правильной осанки.

V. Нравственное воспитание

Формирование навыков адекватного поведения в различ­ных ситуациях;

воспитание доброжелательного отношения к окружающим; воспитание вежливости.

VI. Трудовое воспитание

формирование навыков самообслуживания.


Занятия с детьми



 


Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы

Занятия с детьми

В логопедической группе для детей младшего дошкольного возраста проводится всего 13 занятий в неделю продолжитель­ностью 10—15 минут:

• ознакомление с окружающим ~- 1 занятие;

• развитие элементарных математических представлений —
1 занятие;

• рисование (чередуется с аппликацией, конструированием,
лепкой) — 1 занятие;

• физкультурные — 2 занятия;

• музыкальные — 2 занятия;

• лечебная физкультура (для нуждающихся) — 2 занятия;

• подгрупповые логопедические — 4 занятия.

При этом занятия лечебной физкультурой можно считать лечебными процедурами и вынести за сетку занятий.

Примерный режим дня

Прием детей, игры, утренняя гимнастика.............................. 7.30—8.20

Подготовка к завтраку.......................................................... 8.20—8.30

Завтрак................................................................................ 8.30—8.50

Подготовка к занятиям........................................................ 8.50—9.00

11ервое занятие воспитателя и первое логопедическое занятие

(Проводятся по подгруппам)................................................ 9.00—9.15

Второе занятие воспитателя и второе логопедическое занятие

(проводятся по подгруппам)................................................. 9.25—9.40

Третье мод1 рупповое логопедическое занятие, индивидуальная

работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке 9.40—10.20

Прогулка, индивидуальная работа логопеда с детьми 10.20—12.00

Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Обед. 12.00—12.45

Подготовка ко сну. Сон................................................ 12.45—15.10

Подъем. Бодрящая гимнастика.................................... 15.10—15.30

Подготовка к полднику. Полдник................................ 15.30—16.00

Индивидуальная работа по заданию логопеда, игры

и свободная деятельность, подготовка к прогулке..... 16.00—16.40

Прогулка. Уход домой................................................. 16.40—18.00


 


В младшей логопедической группе особое внимание сле­дует уделять сбалансированности занятий и свободного вре­мени малышей. Дети должны получать возможность играть и отдыхать в специально организованной предметно-простран­ственной развивающей среде и в первой, и во второй полови­нах дня. Для игр и отдыха в первой и второй половинах дня выделяется по 40 минут. В это время воспитатель осуществля­ет наблюдение за детьми, оказывает им необходимую помощь, становится партнером по играм, а во второй половине дня еще и проводит индивидуальные занятия по заданию логопеда. В первой половине дня в этой деятельности может принимать участие и логопед, если он решит заменить индивидуальные занятия живым общением с детьми.

Занятия логопеда с подгруппами из 3—4 человек в младшей логопедической группе проводятся по понедельникам, вторни­кам, четвергам и пятницам. Продолжительность занятия со­ставляет 10—15 минут. Каждое занятие содержит 2—3 задания или игры продолжительностью 4—5 минут. По средам лого­пед проводит только индивидуальные занятия с детьми в утрен­ние часы или индивидуальные занятия с детьми с одновремен­ным консультированием родителей в вечернее время.

Примерное расписание работы логопеда

Первое подгрупповое занятие.............................................. 9.00—9.15

Втрое подгрупповое занятие................................................ 9.25—9.40

Третье подгрупповое занятие.............................................. 9.50—10.05

Индивидуальная работа с детьми...................................... 10.05—12.30

Участие логопеда в режимных моментах.......................... 12.30—13.00

Индивидуальная работа логопеда с детьми занимает все остальное время. Логопед проводит ее с детьми и во время Прогулки. Продолжительность индивидуального занятия не Превышает 10 минут. Чтобы восполнить ушедшее на индиви­дуальные занятия время утренней прогулки, в логопедической Группе выход на вечернюю прогулку происходит на 10 минут раньше, чем в младшей группе массового типа1. Иногда, по

11рогр;шма воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой — М., Мозаика-Синтез, 2005.



Организация развивающей среды и проведение...


Развивающая среда



 


решению специалиста, возможна замена индивидуальных за­нятий во время прогулки на живое общение с детьми, прове­дение разученных ранее игр на свежем воздухе.

Присутствие логопеда в групповом помещении с 12.30 до 13.00 позволяет ему участвовать в «оречевлении» режимных моментов, живом общении с малышами, что позволяет спе­циалисту быстрее вызвать каждого ребенка на контакт, по­строить с ним доверительные отношения.

Обучение в младшей логопедической группе можно услов­но разделить на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май, июнь.

В сентябре проводится обследование состояния речи и не­речевых психических функций детей для определения этиопа-тогенеза нарушения формирования речи; заполняются схемы обследования на каждого ребенка.

Октябрь: Ноябрь: Декабрь: Январь:

В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в младшей логопе­дической группе строится на материале следующих лексиче­ских тем.

1-я неделя — 2—3-я недели 4-я неделя — 1-я неделя — 2—3-я недели 4-я неделя — 1-я неделя — 2—3-я недели 4-я неделя - 1—2-я недели

«Семья»;

— “Игрушки
«Части тела и лица».

«Туалетные принадлежности»;

— Одежда
«Обувь».

«Обувь»;


«Новый год. Елка».

—у детей зимние каникулы,проводится только индивидуальная работа,

3-я неделя 4 я педеля

«Продукты питания»; «Посуда».


Февраль: 1-я неделя — «Посуда»;

2—3-я недели — «Домашние птицы»; 4-я неделя — «Домашние животные».

Март: 1-я неделя — «Мамин праздник»;

2-я неделя — «Домашние животные»; 3—4-я недели — «Дикие птицы».

Апрель: 1—2-я недели — «Дикие животные»;

3—4-я недели — «Транспорт»;

Май: 1-я неделя — у детей весенние каникулы,

проводится только индиви­дуальная работа;

2-я неделя — «Лето. Цветы»;

3-я неделя — «Лето. Насекомые»;

4-я неделя — «Лето. Летние игры {с водой и песком)».

В июне логопедом проводится только индивидуальная ра­бота с детьми, по возможности на свежем воздухе. В этот период закрепляется и повторяется весь материал, пройден­ный за учебный год. В конце июня логопед дает индивиду­альные рекомендации родителям каждого ребенка на лето.

Развивающая среда

При формировании высших психических функций у ре­бенка с проблемами в развитии очень важное значение имеет правильная организация предметно-пространственной разви­вающей среды как в кабинете логопеда, так и в групповом помещении. Известно, что предметно-пространственная раз­бивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познаватель­ную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.



Организация развивающей среды и проведение...


Развивающая среда



 


В групповом помещении она должна представлять собой

хорошо оборудованные полузамкнутые микро пространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки оборудованием, так как это за­трудняет выбор игр ребенком, — лучше менять оборудование раз в неделю. Неформальное общение со сверстниками и пе­дагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ре­бенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

При организации предметно-пространственной развива­ющей среды в младшей группе нужно учитывать, что дети младшего дошкольного возраста плохо реагируют на про­странственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (Полякова М. Н.), -поэтому не следует часто переставлять мебель в группе, менять местоположение и количество развивающих центров.

На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей. Причем у детей с тяжелой речевой па­тологией движения плохо скоординированы, дети моторно не­ловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому пространст­венная организация среды должна одновременно и обеспечи­вать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения рекомендуется оставлять свободное место для езды на трехколесном велосипеде, ката­ния в большом грузовике, катания кукол в коляске, сооруже­ния модульных конструкций. С учетом того, что в этом воз- расте у детей формируются сенсорные способности (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и зри­тельного восприятия), в групповом помещении должно быть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих иг­рушек и предметов-заместителей.

Помня о том, что развитие речи непосредственным обра­зом связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, педа­гогам следует оснащать развивающую среду в младшей лого­педической группе большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики. Дети младшего дошкольного воз- раста предпочитают крупные яркие игрушки, которые должны


быть сделаны из различных материалов чистых цветов и не­сложных форм. При этом в логопедической группе не должно быть неестественно окрашенных игрушек, так как у детей формируются первичные представления об окружающем.

Дети четвертого года жизни с общим недоразвитием речи, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, пред­почитают игры не «вместе», а «рядом», для чего также должны быть созданы все условия. При этом начинающееся формиро­вание коммуникативных навыков в игре предполагает создание обстановки для сюжетно-ролевых игр. Также особое значение в младшей логопедической группе необходимо уделять играм-драматизациям и театрализованным играм, проводимым, ко­нечно, пока на самом элементарном уровне. Это требует долж­ного оборудования (костюмы, маски, атрибуты) для обыгрыва­ния сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».

В младшей логопедической группе обязательно оборудует­ся уголок «Учимся говорить».

Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете, как правило имеющем небольшие размеры, является очень сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей ус­ловия для занятий. Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед обязан учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Кабинет логопеда должен быть местом, куда малыш идет с радостью и удовольствием. А значит, особое инимание следует уделять цветовой гамме, в которой будет вы­держан интерьер, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала. Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточ­ный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки — немаловажные детали для создания комфортного состояния и детей, и логопеда.

Помимо эстетической и психологической составляющих для правильного оснащения кабинета рекомендуется соблю­ла и, и следующие технические условия. Так, логопедический кабинет должен представлять собой хорошо освещенное по- мощение площадью не менее 10 м2. На одной из стен кабинета Крепится большое зеркало с лампой дополнительного местно- го ос вещения. Под зеркалом располагается полка для картотек



Организация развивающей среды и проведение...


Совместная деятельность логопеда и воспитателя



 


предметных картинок и речевого материала (уточнение про­изношения в звукоподражаниях, произношения гласных и со­гласных раннего онтогенеза). Перед зеркалом устанавливается скамеечка, рассчитанная на подгруппу детей.

Для проведения артикуляционной и мимической гимнасти­ки, а также для того, чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует иметь набор игрушек. Малыши с удовольствием учатся широко открывать рот вместе с заводной собачкой, распластывать язычок вместе с меховой кошечкой, показывать зубы вместе со смешным ди-нозавриком. С такими одной-двумя игрушками-«помощница~ ми» для выполнения каждого упражнения артикуляционной и мимической гимнастики логопеду быстрее удастся добиться от детей точности выполнения движений.

Пол логопедического кабинета обязательно должен быть покрыт ковром или ковровым покрытием, т. к. работу над ды­ханием рекомендуется начинать с положения лежа. Кроме того, в младшей группе на ковре можно проводить большую часть подгрупповых занятий, уложив детей на животики или посадив их по-турецки.

Для занятий с подгруппой детей в логопедическом каби­нете должна быть пара детских столиков и несколько детских стульчиков.

Игры, игрушки и пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Причем полки на уровне роста детей должны быть открытыми, с тем чтобы на них размещался сменный матери­ал по разным разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Это и позволяет организовать развива­ющую среду в стенах логопедического кабинета. Этому же способствует размещение на стенах кабинета или на дверцах шкафов магнитной доски, наборного полотна, коврографа, на которых малыши могут рисовать, складывать разрезные кар­тинки или плоские сборные игрушки.

В кабинете логопеда младшей логопедической группы ре­комендуется создать особую сенсорную зону, содержащую иг­рушки и пособия для развития слухового и зрительного вос­приятия, формирования первичных представлений о цвете и


форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы. Здесь же обязательно должны быть оборудо­ваны отдельные уголки с развивающими играми и игрушками для мальчиков и девочек.

Организуя места для свободной деятельности детей, следу­ет учитывать особенности их развития и не перегружать угол­ки оборудованием.

На закрытых полках в шкафах в специальных папках или коробках хранится сменный материал по всем изучаемым лек­сическим темам. В каждой папке или коробке должны быть крупные предметные и сюжетные картинки, настольно-печат-ные дидактические игры и пособия для уточнения и расши­рения словаря, формирования и совершенствования грамма­тического строя речи, фонетико-фонематических представле­ний, связной речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, неречевых психических функций.

Кроме того, в кабинете должны быть наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по всем лексическим темам, кон­структоры, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок.

Составляя еженедельные задания воспитателям, логопед может давать им не только методические рекомендации, но и обеспечивать их необходимыми играми и пособиями из своего кабинета, что позволит эффективно осуществлять преемствен­ность в работе и закреплять с детьми пройденный материал.

На двери кабинета или на отдельном стенде логопед по­мещает график и расписание работы, список детей по под-группам (который регулярно обновляется), советы и методи- ческие рекомендации родителям.

Развитие понимания речи

Формировать умение вслушиваться в речь. Развивать в ситуативной речи понимание простых предло­жений и коротких текстов (сказок, потешек).


Развитие экспрессивной речи

Развитие экспрессивного словаря

Расширять, уточнять, активизировать номинативный сло­варь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: семья, игрушки, туалетные принад­лежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы и животные, дикие птицы и животные, транспорт, цветы, насекомые. Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов.

Расширять и уточнять словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам.

Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой).

Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они).

Обогатить активной словарь наречиями, обозначающими мп ч'онахождение предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше), количество (много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).

И Т. П.).

10 -Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушка­ми или пластиковыми фигурками животных.

Ншцева И.В. Организция коррекционно-развивающей работы в млад-

логопедической группе. - СПб.. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Ншцева II. В. Играйка-собирайка.- СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.


 


11. Рамки-вкладыши для раскладывания предметов по размеру.

12. Игрушки-гнезда (вкладывающиеся друг в друга пластико­
вые стаканчики).

13. Яркий пластиковый поднос с тонким слоем манки для
рисования.

14. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями
(горохом, фасолью, гречкой, чечевицей) и мелкими иг­
рушками.

15. Белая магнитная доска с комплектом фломастеров.

16. Деревянная доска и цветные мелки.

17. Мягкие цветные карандаши.

18. Белая и цветная бумага для рисования.
Музыкальный центр в групповом помещении

1. Звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты:
металлофон, дудочки, колокольчики, барабан, погремуш­
ки, игрушки-пищалки, поющие волчки, кубики и мячики
со звучащими наполнителями.

2. Магнитофон и аудиокассеты с записями звуков природы.

3. Пластиковые емкости с разными наполнителями: горохом,
желудями, камушками.

Ознакомление с окружающей действительностью

Формировать полноценное представление о богатстве и многообразии предметного мира. Знакомить детей с предме­тами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окруже­нии (семья, дом, детский сад, родной город, труд взрослых, мир природы, транспорт).

Формировать умение ориентироваться в групповом поме­щении, в помещении детского сада, на участке.

Обращать внимание детей на трудовые действия взрослых, подчеркивать необходимость и значение труда взрослых.

Формировать интерес к объектам и явлениям природы и умение наблюдать за ними (дикие и домашние птицы и живот­ные, сезонные изменения в природе).

Сформировать первичные представления о растениях и их частях (дерево, цветок, ствол, ветки, стебель, листья, береза, одуванчик).


Познакомить с домашними птицами (петух, курица), жи­вотными (кошка, собака, корова, лошадь), их детенышами, об­разом жизни. Учить называть отличительные особенности их внешнего вида.

Сформировать первоначальные представления о диких пти­цах (ворона, сорока, воробей, голубь, грач), животных (лиса, заяц, медведь, волк), их детенышах, внешнем виде, образе жизни.

Сформировать представления о таких насекомых, как ба­бочка, жук, муравей, стрекоза, муха, комар. Научить узнавать их по внешнему виду.

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Примерная тематика опытов и экспериментов1 в групповой лаборатории: «Тающая снежинка», «Цветные льдинки», «Куличики» (игры с сухим и мок­рым песком), «Полеты в небе» (летящие воздушные шарики, листики, пе­рышки), «Игры с соломинкой», «Мыльные пузыри», «Что в пакете?» (ищем воздух), «Посадка лука», «Проращивание семян гороха», «Кормим рыбок в аквариуме», «Чиним игрушку» (строение человека), «Наши помощники» (органы чувств), «Сварим куклам суп», «Приготовим чай для гостей», «Го­рячо — холодно», «Легкий — тяжелый».

КОМПОЗИЦИИ.

Закреплять знание названий основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Учить подбирать цвет, соответству- ющий изображаемому предмету или объекту.

Аппликация. Воспитывать интерес к аппликации. Побуж-дать к отражению в аппликации простых предметов и явлений, т. работать с кистью и клеем аккуратно. Формировать


Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса.



 


умение наносить кистью клей на готовую форму, наклеивать готовые формы, прижимая их салфеткой. Учить создавать раз­личные композиции из готовых форм, чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.

Учить пользоваться ножницами, осваивать все виды пря­мых разрезов.

Лепка. Воспитывать интерес к лепке. Формировать приемы лепки: раскатывание комка между ладонями прямыми и кру­говыми движениями, сплющивание комка ладонями, загиба­ние края пальцами, отрывание маленького кусочка от боль­шого комка и скатывание маленьких шариков, вдавливание шара пальцами внутрь для получения полой формы. Учить лепить предметы, состоящие из нескольких (2—4) частей. Формировать умение лепить фрукты круглой формы, птичку из двух шариков, улитку путем сворачивания столбика.

Основные движения

Ходьба и бег. Обучать ходьбе и бегу на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по кругу, с изме-нением направления, врассыпную, змейкой, по гимнастиче­ской скамейке, по наклонной доске, по шнуру.

Прыжки. Обучать прыжкам на двух ногах на носках, прыжкам с продвижением, с поворотом; перепрыгиванию через шнур (d=3 см), через канат (d-5 см), доску (шири­на — 10 см). Закрепить навык приземления на полусогну­тые ноги.

Обучать спрыгиванию, запрыгиванию на гимнастический поролоновый мат (п=5 см). Совершенствовать навык устой­чивого приземления при прыжках в длину, при спрыгивании с мата, при выполнении прыжков в подвижных играх и игро­вых упражнениях.


Игровая и театрализованная деятельность

Бросание, ловля, метание. Обучать катанию мяча в ворота. Формировать умение ловить и бросать мяч двумя руками, бро­сать мяч вдаль из-за головы, в горизонтальную цель, через веревку, от груди, маленького мяча — ведущей рукой.

Ползание и лазание. Упражнять в подлезании под шнур, под дугу на коленях и ладонях.

Обучать лазанию на вторую ступеньку гимнастической стенки.

Формировать умение лазания по гимнастической стенке, по наклонной лесенке. Обучать ходьбе приставным шагом по нижней рейке гимнастической стенки.

Упражнения в равновесии, на развитие координации движе­ ний. Способствовать формированию четкости и точности дви­жений, выполняемых в определенном темпе и ритме. Для со­вершенствования координации движений использовать ком­бинации различных движений.

Учить ходить по прямой ограниченной дорожке, доске, гимнастической скамейке шириной 15—25 см.

Учить ходить между предметами, с перешагиванием через предметы.

Учить выполнять медленное кружение в обе стороны.

Строевые упражнения. Обучать построению в шеренгу, в колонну по одному, по двое, в круг, врассыпную.

Общеразвивающие упражнения

Формировать умение выполнять упражнения для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног, с предметами и без предметов.

Учить поднимать прямые руки вверх, вперед, в стороны и опускать их.

Учить перекладывать предметы из руки в руку перед собой, над ГОЛОВОЙ, передавать мяч друг другу над головой.

Учить попеременно поднимать и опускать ноги, лежа на спине.

Формировать умение ставить ногу на носок и пятку впе­ред, назад, в сторону, подниматься на носки.

Учить приседать, держась за опору и без нее.



Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы...


Игровая и театрализованная деятельность



 


Спортивные упражнения

Учить катать друг друга на санках, кататься на санках с невысокой горки.

Формировать умение скользить по ледяной дорожке с под­держкой взрослого.

Учить залезать на трехколесный велосипед, слезать с него, кататься по прямой, выполнять повороты.

Подвижные игры

Развивать двигательную активность, координацию движе­ний, ловкость, самостоятельность, инициативность, творче­ство. Формировать умение играть в подвижные игры с пра­вилами, взаимодействовать, ладить со сверстниками в таких играх.

Рекомендуемые подвижные игры: «Бегите ко мне», «Догони мяч», «Найди свой домик», «Наседка и цыплята», «Поезд», «Бегите к флажку», «Где спрятал­ся мышонок?», «По ровненькой дорожке», «Найди свой домик», «Поймай ко­мара», «Воробышки и кот», «Птичка и птенчики», «Кролики», «Лягушка», «Трамвай», «Угадай, кто кричит», «Найди свой цвет», «Поймай снежинку», «Снежинки», «Добеги до кегли», «Мыши в кладовой», «Птички в гнездыш­ках», «Сбей кеглю», «Мы топаем ногами»1.

I. Речевое развитие

1. Развитие импрессивной речи:

• развитие пассивного словаря;

• формирование и совершенствование грамматического
строя речи;

• развитие фонематической системы речи;

• формирование умения вслушиваться в речь, развитие по­
нимания простых предложений и коротких текстов (ска­
зок, потешек).

2. Развитие экспрессивной речи:

• развитие экспрессивного словаря;

• формирование и совершенствование грамматического
строя речи;

развитие фонематической системы речи;

развитие фонетической стороны языка;"

• формирование разговорной (диалогической) речи и рече­
вого общения.

II. Познавательное развитие

• Сенсорное развитие;

• развитие психических функций (развитие слухового и зри­
тельного внимания, памяти, наглядно-действенного и на-
глядно-образного мышления);


ознакомление с окружающей действительностью; ознакомление с художественной литературой; формирование пространственных, временных и элемен­тарных математических представлений.

III. Креативное развитие

Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса; художественно-творческая деятельность; музыкальное развитие; игровая и театрализованная деятельность.

IV. Физическое здоровье и развитие

Всестороннее полноценное развитие двигательных способ­ностей, обогащение двигательного опыта детей; укрепление здоровья, закаливание организма; развитие выносливости, быстроты, силы, координации движений, двигательных умений с целью укрепления и развития мышц; профилактика плоскостопия; формирование правильной осанки.

V. Нравственное воспитание

Формирование навыков адекватного поведения в различ­ных ситуациях;

воспитание доброжелательного отношения к окружающим; воспитание вежливости.

VI. Трудовое воспитание

формирование навыков самообслуживания.


Занятия с детьми



 


Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы

Занятия с детьми

В логопедической группе для детей младшего дошкольного возраста проводится всего 13 занятий в неделю продолжитель­ностью 10—15 минут:

• ознакомление с окружающим ~- 1 занятие;

• развитие элементарных математических представлений —
1 занятие;

• рисование (чередуется с аппликацией, конструированием,
лепкой) — 1 занятие;

• физкультурные — 2 занятия;

• музыкальные — 2 занятия;

• лечебная физкультура (для нуждающихся) — 2 занятия;

• подгрупповые логопедические — 4 занятия.

При этом занятия лечебной физкультурой можно считать лечебными процедурами и вынести за сетку занятий.

Примерный режим дня

Прием детей, игры, утренняя гимнастика.............................. 7.30—8.20

Подготовка к завтраку.......................................................... 8.20—8.30

Завтрак................................................................................ 8.30—8.50

Подготовка к занятиям........................................................ 8.50—9.00

11ервое занятие воспитателя и первое логопедическое занятие

(Проводятся по подгруппам)................................................ 9.00—9.15

Второе занятие воспитателя и второе логопедическое занятие

(проводятся по подгруппам)................................................. 9.25—9.40

Третье мод1 рупповое логопедическое занятие, индивидуальная

работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке 9.40—10.20

Прогулка, индивидуальная работа логопеда с детьми 10.20—12.00

Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Обед. 12.00—12.45

Подготовка ко сну. Сон................................................ 12.45—15.10

Подъем. Бодрящая гимнастика.................................... 15.10—15.30

Подготовка к полднику. Полдник................................ 15.30—16.00

Индивидуальная работа по заданию логопеда, игры

и свободная деятельность, подготовка к прогулке..... 16.00—16.40

Прогулка. Уход домой................................................. 16.40—18.00


 


В младшей логопедической группе особое внимание сле­дует уделять сбалансированности занятий и свободного вре­мени малышей. Дети должны получать возможность играть и отдыхать в специально организованной предметно-простран­ственной развивающей среде и в первой, и во второй полови­нах дня. Для игр и отдыха в первой и второй половинах дня выделяется по 40 минут. В это время воспитатель осуществля­ет наблюдение за детьми, оказывает им необходимую помощь, становится партнером по играм, а во второй половине дня еще и проводит индивидуальные занятия по заданию логопеда. В первой половине дня в этой деятельности может принимать участие и логопед, если он решит заменить индивидуальные занятия живым общением с детьми.

Занятия логопеда с подгруппами из 3—4 человек в младшей логопедической группе проводятся по понедельникам, вторни­кам, четвергам и пятницам. Продолжительность занятия со­ставляет 10—15 минут. Каждое занятие содержит 2—3 задания или игры продолжительностью 4—5 минут. По средам лого­пед проводит только индивидуальные занятия с детьми в утрен­ние часы или индивидуальные занятия с детьми с одновремен­ным консультированием родителей в вечернее время.

Примерное расписание работы логопеда

Первое подгрупповое занятие.............................................. 9.00—9.15

Втрое подгрупповое занятие................................................ 9.25—9.40

Третье подгрупповое занятие.............................................. 9.50—10.05

Индивидуальная работа с детьми...................................... 10.05—12.30

Участие логопеда в режимных моментах.......................... 12.30—13.00

Индивидуальная работа логопеда с детьми занимает все остальное время. Логопед проводит ее с детьми и во время Прогулки. Продолжительность индивидуального занятия не Превышает 10 минут. Чтобы восполнить ушедшее на индиви­дуальные занятия время утренней прогулки, в логопедической Группе выход на вечернюю прогулку происходит на 10 минут раньше, чем в младшей группе массового типа1. Иногда, по

11рогр;шма воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой — М., Мозаика-Синтез, 2005.



Организация развивающей среды и проведение...


Развивающая среда



 


решению специалиста, возможна замена индивидуальных за­нятий во время прогулки на живое общение с детьми, прове­дение разученных ранее игр на свежем воздухе.

Присутствие логопеда в групповом помещении с 12.30 до 13.00 позволяет ему участвовать в «оречевлении» режимных моментов, живом общении с малышами, что позволяет спе­циалисту быстрее вызвать каждого ребенка на контакт, по­строить с ним доверительные отношения.

Обучение в младшей логопедической группе можно услов­но разделить на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май, июнь.

В сентябре проводится обследование состояния речи и не­речевых психических функций детей для определения этиопа-тогенеза нарушения формирования речи; заполняются схемы обследования на каждого ребенка.

Октябрь: Ноябрь: Декабрь: Январь:

В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Вся дальнейшая работа в младшей логопе­дической группе строится на материале следующих лексиче­ских тем.

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};





ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.