Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Совместная деятельность логопеда и воспитателя





Взаимосвязьспециалистов в логопедической группе имеет очень важноезначение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы. Особенно значимым является ежедневноевзаимодействие логопеда и воспитателя. В младшейлогопедической группе оно осуществляется при


20 Организация развивающей среды и проведение...

участии специалистов в режимных моментах, при обсуждении планов работы на неделю, месяц, период, при совместном выборе приемов и методов работы. Одним из средств осущест­вления взаимосвязи специалистов являются задания логопеда воспитателю.

Задания должны соответствовать плану-про грамме работы группы и иметь следующие составляющие: логопедические пятиминутки, подвижные игры и упражнения, рекомендации по индивидуальной работе с детьми, а также список литера­туры, рекомендуемой для чтения детям. Задания даются вос­питателям раз в неделю, и только рекомендации по индиви­дуальной работе логопед предлагает им ежедневно.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателя и содержат игры, упражнения и задания для закрепления материала, отработанного с логопедом. Они способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций у детей. В играх и уп­ражнениях, рекомендуемых логопедом, развивается импрес-сивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется иt уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамма­тический строй речи; развиваются фонематическая и фонети­ческая системы речи, развивается понимание речи, а затем формируются диалогическая речь, развивается речевое обще­ние. Логопед предлагает воспитателям игры и упражнения для развития слухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, па­мяти, подвижные игры.



Логопедом подвижные игры и упражнения проводятся на подгрупповых занятиях, воспитателями — на занятиях в каче­стве физкультминуток или в свободное время, родителями — во время домашних занятий, что позволяет усилить их кор-рекционное воздействие и осуществлять взаимосвязь между всеми участниками педагогического процесса. Подвижные игры и упражнения, приведенные в приложении к Программе, разрабатывались специально для детей четвертого года жизни с речевой патологией. Они способствуют всестороннему пол­ноценному развитию двигательных способностей малышей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию


 

Работа логопеда с родителями

движений, подражательность, совершенствуют чувственный опыт. Короткая строка и простая лексика речевого материала позволяют малышам сначала договаривать, а потом и прого­варивать вместе с педагогом текст игры, что способствует и развитию памяти, и развитию речи.

Индивидуальная работа воспитателя предполагает занятия с тремя детьми. Логопед дает подробные методические реко­мендации по проведению индивидуальных занятий, указыва­ет, какие приемы может использовать коллега.

Список рекомендуемой литературы помогает воспитателю выбирать соответствующие возрасту и уровню развития детей произведения для слушания и договаривания детьми.

Еженедельные задания даются логопедом начиная с пер­вой недели октября, когда завершено обследование детей, проведена диагностика, утвержден план коррекционной рабо­ты группы.

Работа логопеда с родителями

В последнее время в дошкольном воспитании все больше Внимания уделяется вопросу взаимосвязи детского сада и семьи. Современная наука пришла к выводу, что личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отноше­ниях. В дошкольных учреждениях проводится большая работа по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу, участию в занятиях, спортивных праздниках, викто­ринах, исчерах досуга.

Учителя-логопеды уже давно пытаются привлечь к коррек-

ционно развивающей работе с дошкольниками их родителей

через систему домашних занятий. Педагоги могут оказать мето-

ическую помощь родителям, желающим заниматься со своими

детьми, но не имеющими для этого необходимых знаний. За-

ниматься дома с детьми, имеющими недоразвитие речи, нужно

обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отстава-

ние как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методи-

ческие рекомендации, которые даются логопедом родителям, позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспи- тании гармонично развитой личности.


*


Работа логопеда с родителями



 


       
 
   

Для младшей логопедической группы разработана тетрадь с методическими рекомендациями для родителей «Занимаемся вместе»1. Занятия, приведенные в этой тетради, подскажут ро­дителям, чем и как следует заниматься с ребенком, помогут организовать совместную деятельность. Родители смогут пред­ложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, про­ведут пальчиковую гимнастику, прочитают стихи, помогут научиться лепить и рисовать. Выполняя с ребенком предложен­ные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разо­вьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мыш­ление. Играя с ребенком, взрослый должен занимать лидирую­щую, но не доминирующую позицию, менять стратегию в зависимости от уровня развития ребенка, быть не только орга­низатором и режиссером, но и партнером и консультантом.

Использование русских народных потешек в пересказах Л. Завальнюка, Н. Колпаковой, И. Бурсова, а также авторских стихов и подвижных игр обогатит речь малышей, сделает ее более образной. Кроме того, дети лучше воспринимают рит­мически организованную речь и, услышав потешку несколько раз, пытаются проговаривать ее вместе со взрослым, что спо­собствует и развитию речи, и развитию памяти.

Материалы домашних занятий подобраны в соответствии с изучаемыми в младшей логопедической группе лексически­ми темами. Материал каждого занятия рассчитан примерно на десять дней: столько времени необходимо малышу, чтобы ус­воить новую лексическую тему.

Родителям даются рекомендации, как правильно выбрать время для занятий, чтобы ребенок не был усталым или воз­бужденным; говорится о том, что не стоит принуждать ребенка к занятиям, лучше постараться заинтересовать его, используя такие приемы: «Давай посмотрим, что интересного есть в нашей тетради. Давай немного поиграем. Мне хочется поиг­рать. Может быть, ты составишь мне компанию?»

В тетради указано рекомендуемое время для занятий: .10—15 минут —■ оптимальная временная нагрузка для ребенка данного

1 Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая группа. — СПб., ДЕТСТ­ВО-ПРЕСС, 2004.


возраста. Родители должны знать, что, если у малыша возника­ют трудности при выполнении задания, не стоит показывать своего огорчения или разочарования, а следует предложить ре­бенку помощь, дать образец выполнения задания или вернуться к нему через пару дней.

Очень важной для формирования словаря является работа по рассматриванию предметных картинок. Разглядывая кар­тинки, малыш вспоминает названия знакомых предметов и объектов, учится соотносить картинки с реальными предмета­ми и объектами, с удовольствием называет их. По сюжетным картинкам родители могут провести более сложную работу, направленную на формирование диалогической речи. Для этого в тетради даны рекомендации по организации этой ра­боты, приводятся примерные диалоги с ребенком при рас­сматривании картин. Подчеркивается активная роль взрослого при проведении пальчиковой гимнастики и подвижных игр. Кфослый должен рассказывать и показывать, как правильно выполнять движения, делать упражнения вместе с ребенком.

Материалы пособия помогают родителям правильно орга­низовать домашние занятия с детьми, сделать их увлекатель­ными, веселыми и интересными, научить детей говорить кра­сиво И правильно, закрепить и повторить все, что они узнали В детском саду. Благодаря домашним занятиям, организован­ным таким образом, родители оказываются вовлеченными в Процесс коррекционно-развивающей работы, превращаются in сторонних наблюдателей в его участников.

Еженедельные вечерние приемы логопеда, проводимые с

целью консультирования родителей, позволяют им быть по-

гоянно в курсе того, чем занимается с детьми педагог. Как

правильно провести занятия у зеркала, организовать проведе-

ние артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой

форме, какие книги почитать малышу, куда сводить его в

выходные дни, а потом побеседовать по прочитанному

или увиденому – вот

вопросы, которые решаются на этих

встречах. Логопед не просто отвечает на вопросы родителей,

а в ходе индивидуального занятия с ребенком показывает,

какие приемы и методы могут быть использованы в домашних занятиях с детьми.


il


В старших группах логопеды обычно проводят для роди­телей открытые занятия во второй половине дня. Эффектив­ность такого вида работы с родителями неоспорима. Каждому родителю интересно увидеть и услышать, как работает его ребенок на занятии, понимает инструкцию взрослого, взаимо­действует со сверстниками. Именно открытые занятия помо­гают педагогам убедить родителей в необходимости домашних занятий с ребенком, так как во время занятия родители видят, в чем ребенок отстает от сверстников, чем с ним нужно по­заниматься дополнительно. В младшей логопедческой группе родителям можно предложить по очереди присутствовать на занятиях в первой половине дня, так как занятия во второй половине дня не проводятся, и присутствие нескольких роди­телей в кабинете сразу невозможно.

Еще одной формой работы с родителями являются со­вместные приемы логопеда и невролога, которые позволяют родителям понять необходимость назначенного лечения и проводимых в учреждении коррекционных мероприятий.

Присутствие родителей на праздничных утренниках и чае­питиях позволяет педагогам установить с ними более тесные, доверительные отношения.

При оформлении развивающей среды в раздевалке груп­пы логопед должен подумать о создании групповой библио­теки методической литературы для родителей, о месте, где ежемесячно будет появляться новая информация для роди­телей. Это может быть стенд «Уголок логопеда», «Советы логопеда», «Логопед советует». На стенде родители могут прочитать о том, какие лексические темы будут изучать дети в наступившем месяце, каков примерный лексикон по новой теме, какие задачи ставятся педагогами на данный период работы и в какой форме они будут решаться. Обязательно указывается список литературы, которую необходимо приоб­рести и прочитать ребенку, какие вопросы можно задать по прочитанным произведениям. Обычно логопед дает родите­лям советы по выбору приобретаемых игрушек, игр и дидак­тических пособий.

Все перечисленное позволяет родителям стать полноправ­ными участниками педагогического процесса.


Задачи и содержание

коррекционно-развивающей работы,

учебно-дидактический материал

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие импрессивной рети

Развитие пассивного словаря

Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые дей­ствия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

Учить понимать обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, по-гуда, домашние птицы, дикие птицы, животные, цветы).

Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он,она, они), определительного местоимения такой же, при-гяжательныхприлагательных (мамин, папин) и местоимений ной, наш.

Учить различать глаголы и прилагательные, противопо-иожныепо значению (надевать снимать, завязывать — раз­вязывать, большой — маленький, длинный — короткий, широ­кий узкий, высокий низкий).

Учитьпонимать предлоги и наречия, выражающие пространственныеотношения (в, на, у, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, впереди, сзади, высоко, низко, слева, справа).

Формироватьразличение количественных числительных один, два, три).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.