|
Совместная деятельность логопеда и воспитателяВзаимосвязь специалистов в логопедической группе имеет очень важное значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы. Особенно значимым является ежедневное взаимодействие логопеда и воспитателя. В младшей логопедической группе оно осуществляется при 20 Организация развивающей среды и проведение... участии специалистов в режимных моментах, при обсуждении планов работы на неделю, месяц, период, при совместном выборе приемов и методов работы. Одним из средств осуществления взаимосвязи специалистов являются задания логопеда воспитателю. Задания должны соответствовать плану-про грамме работы группы и иметь следующие составляющие: логопедические пятиминутки, подвижные игры и упражнения, рекомендации по индивидуальной работе с детьми, а также список литературы, рекомендуемой для чтения детям. Задания даются воспитателям раз в неделю, и только рекомендации по индивидуальной работе логопед предлагает им ежедневно. Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателя и содержат игры, упражнения и задания для закрепления материала, отработанного с логопедом. Они способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций у детей. В играх и упражнениях, рекомендуемых логопедом, развивается импрес-сивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется и t уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развиваются фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, а затем формируются диалогическая речь, развивается речевое общение. Логопед предлагает воспитателям игры и упражнения для развития слухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, подвижные игры. Логопедом подвижные игры и упражнения проводятся на подгрупповых занятиях, воспитателями — на занятиях в качестве физкультминуток или в свободное время, родителями — во время домашних занятий, что позволяет усилить их кор-рекционное воздействие и осуществлять взаимосвязь между всеми участниками педагогического процесса. Подвижные игры и упражнения, приведенные в приложении к Программе, разрабатывались специально для детей четвертого года жизни с речевой патологией. Они способствуют всестороннему полноценному развитию двигательных способностей малышей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию
Работа логопеда с родителями движений, подражательность, совершенствуют чувственный опыт. Короткая строка и простая лексика речевого материала позволяют малышам сначала договаривать, а потом и проговаривать вместе с педагогом текст игры, что способствует и развитию памяти, и развитию речи. Индивидуальная работа воспитателя предполагает занятия с тремя детьми. Логопед дает подробные методические рекомендации по проведению индивидуальных занятий, указывает, какие приемы может использовать коллега. Список рекомендуемой литературы помогает воспитателю выбирать соответствующие возрасту и уровню развития детей произведения для слушания и договаривания детьми. Еженедельные задания даются логопедом начиная с первой недели октября, когда завершено обследование детей, проведена диагностика, утвержден план коррекционной работы группы. Работа логопеда с родителями В последнее время в дошкольном воспитании все больше Внимания уделяется вопросу взаимосвязи детского сада и семьи. Современная наука пришла к выводу, что личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях проводится большая работа по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу, участию в занятиях, спортивных праздниках, викторинах, исчерах досуга. Учителя-логопеды уже давно пытаются привлечь к коррек- ционно развивающей работе с дошкольниками их родителей через систему домашних занятий. Педагоги могут оказать мето- ическую помощь родителям, желающим заниматься со своими детьми, но не имеющими для этого необходимых знаний. За- ниматься дома с детьми, имеющими недоразвитие речи, нужно обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отстава- ние как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методи- ческие рекомендации, которые даются логопедом родителям, позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспи- тании гармонично развитой личности. * Работа логопеда с родителями
Для младшей логопедической группы разработана тетрадь с методическими рекомендациями для родителей «Занимаемся вместе»1. Занятия, приведенные в этой тетради, подскажут родителям, чем и как следует заниматься с ребенком, помогут организовать совместную деятельность. Родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают стихи, помогут научиться лепить и рисовать. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление. Играя с ребенком, взрослый должен занимать лидирующую, но не доминирующую позицию, менять стратегию в зависимости от уровня развития ребенка, быть не только организатором и режиссером, но и партнером и консультантом. Использование русских народных потешек в пересказах Л. Завальнюка, Н. Колпаковой, И. Бурсова, а также авторских стихов и подвижных игр обогатит речь малышей, сделает ее более образной. Кроме того, дети лучше воспринимают ритмически организованную речь и, услышав потешку несколько раз, пытаются проговаривать ее вместе со взрослым, что способствует и развитию речи, и развитию памяти. Материалы домашних занятий подобраны в соответствии с изучаемыми в младшей логопедической группе лексическими темами. Материал каждого занятия рассчитан примерно на десять дней: столько времени необходимо малышу, чтобы усвоить новую лексическую тему. Родителям даются рекомендации, как правильно выбрать время для занятий, чтобы ребенок не был усталым или возбужденным; говорится о том, что не стоит принуждать ребенка к занятиям, лучше постараться заинтересовать его, используя такие приемы: «Давай посмотрим, что интересного есть в нашей тетради. Давай немного поиграем. Мне хочется поиграть. Может быть, ты составишь мне компанию?» В тетради указано рекомендуемое время для занятий:.10—15 минут —■ оптимальная временная нагрузка для ребенка данного 1 Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая группа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. возраста. Родители должны знать, что, если у малыша возникают трудности при выполнении задания, не стоит показывать своего огорчения или разочарования, а следует предложить ребенку помощь, дать образец выполнения задания или вернуться к нему через пару дней. Очень важной для формирования словаря является работа по рассматриванию предметных картинок. Разглядывая картинки, малыш вспоминает названия знакомых предметов и объектов, учится соотносить картинки с реальными предметами и объектами, с удовольствием называет их. По сюжетным картинкам родители могут провести более сложную работу, направленную на формирование диалогической речи. Для этого в тетради даны рекомендации по организации этой работы, приводятся примерные диалоги с ребенком при рассматривании картин. Подчеркивается активная роль взрослого при проведении пальчиковой гимнастики и подвижных игр. Кфослый должен рассказывать и показывать, как правильно выполнять движения, делать упражнения вместе с ребенком. Материалы пособия помогают родителям правильно организовать домашние занятия с детьми, сделать их увлекательными, веселыми и интересными, научить детей говорить красиво И правильно, закрепить и повторить все, что они узнали В детском саду. Благодаря домашним занятиям, организованным таким образом, родители оказываются вовлеченными в Процесс коррекционно-развивающей работы, превращаются in сторонних наблюдателей в его участников. Еженедельные вечерние приемы логопеда, проводимые с целью консультирования родителей, позволяют им быть по- гоянно в курсе того, чем занимается с детьми педагог. Как правильно провести занятия у зеркала, организовать проведе- ние артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой форме, какие книги почитать малышу, куда сводить его в выходные дни, а потом побеседовать по прочитанному или увиденому – вот вопросы, которые решаются на этих встречах. Логопед не просто отвечает на вопросы родителей, а в ходе индивидуального занятия с ребенком показывает, какие приемы и методы могут быть использованы в домашних занятиях с детьми. il В старших группах логопеды обычно проводят для родителей открытые занятия во второй половине дня. Эффективность такого вида работы с родителями неоспорима. Каждому родителю интересно увидеть и услышать, как работает его ребенок на занятии, понимает инструкцию взрослого, взаимодействует со сверстниками. Именно открытые занятия помогают педагогам убедить родителей в необходимости домашних занятий с ребенком, так как во время занятия родители видят, в чем ребенок отстает от сверстников, чем с ним нужно позаниматься дополнительно. В младшей логопедческой группе родителям можно предложить по очереди присутствовать на занятиях в первой половине дня, так как занятия во второй половине дня не проводятся, и присутствие нескольких родителей в кабинете сразу невозможно. Еще одной формой работы с родителями являются совместные приемы логопеда и невролога, которые позволяют родителям понять необходимость назначенного лечения и проводимых в учреждении коррекционных мероприятий. Присутствие родителей на праздничных утренниках и чаепитиях позволяет педагогам установить с ними более тесные, доверительные отношения. При оформлении развивающей среды в раздевалке группы логопед должен подумать о создании групповой библиотеки методической литературы для родителей, о месте, где ежемесячно будет появляться новая информация для родителей. Это может быть стенд «Уголок логопеда», «Советы логопеда», «Логопед советует». На стенде родители могут прочитать о том, какие лексические темы будут изучать дети в наступившем месяце, каков примерный лексикон по новой теме, какие задачи ставятся педагогами на данный период работы и в какой форме они будут решаться. Обязательно указывается список литературы, которую необходимо приобрести и прочитать ребенку, какие вопросы можно задать по прочитанным произведениям. Обычно логопед дает родителям советы по выбору приобретаемых игрушек, игр и дидактических пособий. Все перечисленное позволяет родителям стать полноправными участниками педагогического процесса. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебно-дидактический материал РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие импрессивной рети Развитие пассивного словаря Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением. Учить понимать обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, по-гуда, домашние птицы, дикие птицы, животные, цветы). Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), определительного местоимения такой же, при- гяжательных прилагательных (мамин, папин) и местоимений ной, наш. Учить различать глаголы и прилагательные, противопо- иожные по значению (надевать — снимать, завязывать — раз вязывать, большой — маленький, длинный — короткий, широ кий узкий, высокий — низкий). Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственныеотношения (в, на, у, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, впереди, сзади, высоко, низко, слева, справа). Формировать различение количественных числительных один, два, три). Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|