Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Совместная деятельность логопеда и воспитателя





Взаимосвязь специалистов в логопедической группе имеет очень важное значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы. Особенно значимым является ежедневное взаимодействие логопеда и воспитателя. В младшей логопедической группе оно осуществляется при


20 Организация развивающей среды и проведение...

участии специалистов в режимных моментах, при обсуждении планов работы на неделю, месяц, период, при совместном выборе приемов и методов работы. Одним из средств осущест­вления взаимосвязи специалистов являются задания логопеда воспитателю.

Задания должны соответствовать плану-про грамме работы группы и иметь следующие составляющие: логопедические пятиминутки, подвижные игры и упражнения, рекомендации по индивидуальной работе с детьми, а также список литера­туры, рекомендуемой для чтения детям. Задания даются вос­питателям раз в неделю, и только рекомендации по индиви­дуальной работе логопед предлагает им ежедневно.

Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателя и содержат игры, упражнения и задания для закрепления материала, отработанного с логопедом. Они способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций у детей. В играх и уп­ражнениях, рекомендуемых логопедом, развивается импрес-сивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется и t уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамма­тический строй речи; развиваются фонематическая и фонети­ческая системы речи, развивается понимание речи, а затем формируются диалогическая речь, развивается речевое обще­ние. Логопед предлагает воспитателям игры и упражнения для развития слухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, па­мяти, подвижные игры.

Логопедом подвижные игры и упражнения проводятся на подгрупповых занятиях, воспитателями — на занятиях в каче­стве физкультминуток или в свободное время, родителями — во время домашних занятий, что позволяет усилить их кор-рекционное воздействие и осуществлять взаимосвязь между всеми участниками педагогического процесса. Подвижные игры и упражнения, приведенные в приложении к Программе, разрабатывались специально для детей четвертого года жизни с речевой патологией. Они способствуют всестороннему пол­ноценному развитию двигательных способностей малышей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию


 

 

Работа логопеда с родителями

движений, подражательность, совершенствуют чувственный опыт. Короткая строка и простая лексика речевого материала позволяют малышам сначала договаривать, а потом и прого­варивать вместе с педагогом текст игры, что способствует и развитию памяти, и развитию речи.

Индивидуальная работа воспитателя предполагает занятия с тремя детьми. Логопед дает подробные методические реко­мендации по проведению индивидуальных занятий, указыва­ет, какие приемы может использовать коллега.

Список рекомендуемой литературы помогает воспитателю выбирать соответствующие возрасту и уровню развития детей произведения для слушания и договаривания детьми.

Еженедельные задания даются логопедом начиная с пер­вой недели октября, когда завершено обследование детей, проведена диагностика, утвержден план коррекционной рабо­ты группы.

Работа логопеда с родителями

В последнее время в дошкольном воспитании все больше Внимания уделяется вопросу взаимосвязи детского сада и семьи. Современная наука пришла к выводу, что личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отноше­ниях. В дошкольных учреждениях проводится большая работа по привлечению родителей к образовательно-воспитательному процессу, участию в занятиях, спортивных праздниках, викто­ринах, исчерах досуга.

Учителя-логопеды уже давно пытаются привлечь к коррек-

ционно развивающей работе с дошкольниками их родителей

через систему домашних занятий. Педагоги могут оказать мето-

ическую помощь родителям, желающим заниматься со своими

детьми, но не имеющими для этого необходимых знаний. За-

ниматься дома с детьми, имеющими недоразвитие речи, нужно

обязательно, чтобы как можно скорее ликвидировать отстава-

ние как в речевом, так и в общем развитии ребенка. Методи-

ческие рекомендации, которые даются логопедом родителям, позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспи- тании гармонично развитой личности.


*


Работа логопеда с родителями



 


       
 
   

Для младшей логопедической группы разработана тетрадь с методическими рекомендациями для родителей «Занимаемся вместе»1. Занятия, приведенные в этой тетради, подскажут ро­дителям, чем и как следует заниматься с ребенком, помогут организовать совместную деятельность. Родители смогут пред­ложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, про­ведут пальчиковую гимнастику, прочитают стихи, помогут научиться лепить и рисовать. Выполняя с ребенком предложен­ные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разо­вьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мыш­ление. Играя с ребенком, взрослый должен занимать лидирую­щую, но не доминирующую позицию, менять стратегию в зависимости от уровня развития ребенка, быть не только орга­низатором и режиссером, но и партнером и консультантом.

Использование русских народных потешек в пересказах Л. Завальнюка, Н. Колпаковой, И. Бурсова, а также авторских стихов и подвижных игр обогатит речь малышей, сделает ее более образной. Кроме того, дети лучше воспринимают рит­мически организованную речь и, услышав потешку несколько раз, пытаются проговаривать ее вместе со взрослым, что спо­собствует и развитию речи, и развитию памяти.

Материалы домашних занятий подобраны в соответствии с изучаемыми в младшей логопедической группе лексически­ми темами. Материал каждого занятия рассчитан примерно на десять дней: столько времени необходимо малышу, чтобы ус­воить новую лексическую тему.

Родителям даются рекомендации, как правильно выбрать время для занятий, чтобы ребенок не был усталым или воз­бужденным; говорится о том, что не стоит принуждать ребенка к занятиям, лучше постараться заинтересовать его, используя такие приемы: «Давай посмотрим, что интересного есть в нашей тетради. Давай немного поиграем. Мне хочется поиг­рать. Может быть, ты составишь мне компанию?»

В тетради указано рекомендуемое время для занятий:.10—15 минут —■ оптимальная временная нагрузка для ребенка данного

1 Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Младшая группа. — СПб., ДЕТСТ­ВО-ПРЕСС, 2004.


возраста. Родители должны знать, что, если у малыша возника­ют трудности при выполнении задания, не стоит показывать своего огорчения или разочарования, а следует предложить ре­бенку помощь, дать образец выполнения задания или вернуться к нему через пару дней.

Очень важной для формирования словаря является работа по рассматриванию предметных картинок. Разглядывая кар­тинки, малыш вспоминает названия знакомых предметов и объектов, учится соотносить картинки с реальными предмета­ми и объектами, с удовольствием называет их. По сюжетным картинкам родители могут провести более сложную работу, направленную на формирование диалогической речи. Для этого в тетради даны рекомендации по организации этой ра­боты, приводятся примерные диалоги с ребенком при рас­сматривании картин. Подчеркивается активная роль взрослого при проведении пальчиковой гимнастики и подвижных игр. Кфослый должен рассказывать и показывать, как правильно выполнять движения, делать упражнения вместе с ребенком.

Материалы пособия помогают родителям правильно орга­низовать домашние занятия с детьми, сделать их увлекатель­ными, веселыми и интересными, научить детей говорить кра­сиво И правильно, закрепить и повторить все, что они узнали В детском саду. Благодаря домашним занятиям, организован­ным таким образом, родители оказываются вовлеченными в Процесс коррекционно-развивающей работы, превращаются in сторонних наблюдателей в его участников.

Еженедельные вечерние приемы логопеда, проводимые с

целью консультирования родителей, позволяют им быть по-

гоянно в курсе того, чем занимается с детьми педагог. Как

правильно провести занятия у зеркала, организовать проведе-

ние артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой

форме, какие книги почитать малышу, куда сводить его в

выходные дни, а потом побеседовать по прочитанному

или увиденому – вот

вопросы, которые решаются на этих

встречах. Логопед не просто отвечает на вопросы родителей,

а в ходе индивидуального занятия с ребенком показывает,

какие приемы и методы могут быть использованы в домашних занятиях с детьми.


il


В старших группах логопеды обычно проводят для роди­телей открытые занятия во второй половине дня. Эффектив­ность такого вида работы с родителями неоспорима. Каждому родителю интересно увидеть и услышать, как работает его ребенок на занятии, понимает инструкцию взрослого, взаимо­действует со сверстниками. Именно открытые занятия помо­гают педагогам убедить родителей в необходимости домашних занятий с ребенком, так как во время занятия родители видят, в чем ребенок отстает от сверстников, чем с ним нужно по­заниматься дополнительно. В младшей логопедческой группе родителям можно предложить по очереди присутствовать на занятиях в первой половине дня, так как занятия во второй половине дня не проводятся, и присутствие нескольких роди­телей в кабинете сразу невозможно.

Еще одной формой работы с родителями являются со­вместные приемы логопеда и невролога, которые позволяют родителям понять необходимость назначенного лечения и проводимых в учреждении коррекционных мероприятий.

Присутствие родителей на праздничных утренниках и чае­питиях позволяет педагогам установить с ними более тесные, доверительные отношения.

При оформлении развивающей среды в раздевалке груп­пы логопед должен подумать о создании групповой библио­теки методической литературы для родителей, о месте, где ежемесячно будет появляться новая информация для роди­телей. Это может быть стенд «Уголок логопеда», «Советы логопеда», «Логопед советует». На стенде родители могут прочитать о том, какие лексические темы будут изучать дети в наступившем месяце, каков примерный лексикон по новой теме, какие задачи ставятся педагогами на данный период работы и в какой форме они будут решаться. Обязательно указывается список литературы, которую необходимо приоб­рести и прочитать ребенку, какие вопросы можно задать по прочитанным произведениям. Обычно логопед дает родите­лям советы по выбору приобретаемых игрушек, игр и дидак­тических пособий.

Все перечисленное позволяет родителям стать полноправ­ными участниками педагогического процесса.


Задачи и содержание

коррекционно-развивающей работы,

учебно-дидактический материал

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие импрессивной рети

Развитие пассивного словаря

Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые дей­ствия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

Учить понимать обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, по-гуда, домашние птицы, дикие птицы, животные, цветы).

Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), определительного местоимения такой же, при- гяжательных прилагательных (мамин, папин) и местоимений ной, наш.

Учить различать глаголы и прилагательные, противопо- иожные по значению (надеватьснимать, завязывать — раз­ вязывать, большой — маленький, длинный — короткий, широ­ кий узкий, высокийнизкий).

Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственныеотношения (в, на, у, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, впереди, сзади, высоко, низко, слева, справа).

Формировать различение количественных числительных один, два, три).







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.