|
Неравенства, содержащие знак модуля.1º. При решении неравенств, содержащих неизвестные под знаком модуля, используется определение модуля, что приводит к рассмотрению двух случаев: а) f(x) ≥ 0, тогда |f(x)| = f(x); б) f(x)<0, тогда |f(x)| = -f(x). 2º. При решении неравенств вида |f(x)| < a или |f(x)| > b полезно использовать следующие соотношения: 1) неравенство вида |f(x)| < a (или |f(x)| ≤ a), где a > 0, равносильно двойному неравенству –a < f(x) < a (или –a ≤ f(x) ≤ a); 2) неравенство вида |f(x)| > b (или |f(x)| ≥ b), где b > 0, равносильно совокупности двух неравенств . 3º. Для решения неравенств вида |f(x)| > |g(x)| используют метод возведения в квадрат обеих частей неравенства: Пример 13. Решить неравенство . Решение: Возведя обе части неравенства в квадрат, получим неравенство, равносильное данному: . Преобразовав последнее неравенство, получим , откуда находим: x ≤ - 2, x ≥ 0. Ответ: . 4º. Для решения неравенств вида часто применяют «метод промежутков». Находят ОДЗ неравенства, затем находят корни совокупности уравнений . Эти корни разбивают ОДЗ на некоторое число промежутков. На каждом промежутке |fi(x)|=fi(x) или | fi(x)|=-fi(x), i=1,2,…,n. Поэтому на каждом из них данное неравенство заменяется на другое неравенство, уже не содержащее знаков модуля и равносильное данному неравенству на этом промежутке. Затем решают полученные неравенства (каждое на своем промежутке). Объединение всех найденных решений дает решение исходного неравенства. Пример 14. Решить неравенство . Решение: Решение первой системы: ; второй: ; третьей: . Объединяя, получим .
Множество значений функции. 1º. Множеством (областью) значений E(y) функции y=f(x) называется множество всех таких чисел y0, для каждого из которых найдется число x0 такое, что f(x0)=y0. 2º. Областью значений всякого многочлена четной степени является промежуток , где m – наименьшее значение этого многочлена, либо промежуток , где n – наибольшее значение этого многочлена. Областью значений всякого многочлена нечетной степени является R. 3º. Области значений основных элементарных функци й:
Пример 15. Найти множество значений функции , если x≤1. Решение: Данная функция не определена при x=0 и, следовательно, задана на множестве . Рассмотрим x<0, тогда |x|=-x и функция принимает вид . Так как для x<0, то . Таким образом, на промежутке функция принимает значения от 5 до +∞. Если x>0, то |x|=x и функция имеет вид . Так как для , то . Ответ: .
Дидактический материал. Решите неравенства: 1. ; 2. ; 3. ; 4. ; 5. ; 6. ; 7. ; 8. ; 9. ; 10. ; 11. ; 12. ; 13. ; 14. ; 15. ; 16. ; 17. ; 18. . 19. При каких x точки графика функции лежат выше прямой ? 20. При каких x точки графика лежат не ниже точек графика функции ? Найти множество значений функции: 21. , если ; 22. , если .
Тема №6. Иррациональные уравнения.
1º. Иррациональным называют уравнение, в котором переменная содержится под знаком корня. При решении иррациональных уравнений применяют 2 метода: метод возведения в степень обеих частей уравнения и метод введения новой переменной (замены переменной). 2º. Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень состоит в следующем: а) преобразуют заданное иррациональное уравнение к виду ; б) возводят обе части полученного уравнения в n -ую степень: ; в) учитывая, что , получают уравнение и решают его. 3º. Следует учитывать, что при возведении обеих частей уравнения в четную степень возможно появление посторонних корней. В этом случае обязательна проверка найденных корней путем их подстановки в исходное уравнение. Пример 16. Решить уравнение . Решение: Преобразуем уравнение к виду и возведем обе части его в квадрат. Получим: Еще раз возведем обе части уравнения в квадрат: Откуда получим: Проверка: 1) При x=5 имеем: . Таким образом, x=5 является корнем заданного уравнения. 2) . Таким образом, x=197 – посторонний корень. Ответ: 5. 4º. Метод замены переменной продемонстрируем на примере. Пример 17. Решить уравнение . Решение: Область определения уравнения: Пусть , тогда Поэтому Отсюда: 1) Получили неверное числовое равенство, значит, в этом случае нет корней. 2) Ответ: -8/7.
Дидактический материал. Решите уравнения: 1. ; 2. ; 3. ; 4. ; 5. ; 6. ; 7. ; 8. ; 9. ; 10. . Найдите наименьший корень уравнения: 11. ; 12. ; 13. . Найдите произведение всех корней уравнения: 14. ; 15. . Решите уравнения: 16. ; 17. ; 18. .
Тема №7. Показательные уравнения.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|