|
Арифметические вычисления. Проценты.Стр 1 из 9Следующая ⇒ Тема №1. Арифметические вычисления. Проценты.
Обыкновенные дроби. Действия над обыкновенными дробями. 1º. Натуральные числа – это числа, употребляемые при счете. Множество всех натуральных чисел обозначают N, т.е. N={1, 2, 3, …}. Дробью называется число, состоящее из нескольких долей единицы. Обыкновенной дробью называется число вида Если числитель меньше знаменателя, то обыкновенная дробь называется правильной; если числитель равен знаменателю или больше него, то дробь называется неправильной. Число, состоящее из целой и дробной частей, называется смешанным числом. Например, 2º. При выполнении действий над обыкновенными дробями следует помнить следующие правила: 1) Основное свойство дроби. Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится дробь, равная данной. Например, а) Деление числителя и знаменателя дроби на их общий делитель, отличный от единицы, называется сокращением дроби. 2) Чтобы смешанное число представить в виде неправильной дроби, нужно умножить его целую часть на знаменатель дробной части и к полученному произведению прибавить числитель дробной части, записать полученную сумму числителем дроби, а знаменатель оставить прежним. Аналогично любое натуральное число можно записать в виде неправильной дроби с любым знаменателем. Например, а) 3) Чтобы неправильную дробь записать в виде смешанного числа (т.е. из неправильной дроби выделить целую часть), нужно числитель разделить на знаменатель, частное от деления взять в качестве целой части, остаток - в качестве числителя, знаменатель оставить прежним. Например, а) 4) Чтобы привести дроби к наименьшему общему знаменателю, надо найти наименьшее общее кратное (НОК) знаменателей этих дробей (оно и будет их наименьшим общим знаменателем), разделить наименьший общий знаменатель на знаменатели данных дробей (т.е. найти дополнительные множители для дробей), умножить числитель и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель. Например, приведем дроби
630: 18 = 35, 630: 10 = 63, 630: 21 = 30. Значит, 5) Правила арифметических действий над обыкновенными дробями: a) Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями выполняется по правилу:
b) Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями выполняется по правилу a), предварительно приведя дроби к наименьшему общему знаменателю. c) При сложении и вычитании смешанных чисел можно обратить их в неправильные дроби, а затем выполнить действия по правилам a) и b), d) При умножении дробей пользуются правилом:
e) Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю:
f) При умножении и делении смешанных чисел, их предварительно переводят в неправильные дроби, а затем пользуются правилами d) и e). 3º. При решении примеров на все действия с дробями следует помнить, что сначала выполняются действия в скобках. Как в скобках, так и вне их сначала выполняют умножение и деление, а затем сложение и вычитание. Рассмотрим выполнение вышеизложенных правил на примере. Пример 1. Вычислить: 1) 2) 3) 4) 5)
Дидактический материал. Найдите значение выражения: 1) 3) 5) 7) 8) Ответы:
Дидактический материал. Найдите значение выражения: 1) 3) 5) 7) 8) 10) 12) 13) 14) 15) 16) 18) 20) Найти Х из пропорции: 21) 22) 23) 24)
Ответы: 1) 84,075; 2) 1; 3) 6; 4) 8; 5) 20; 6) 32; 7) 1; 8) 2; 9) 4; 10) 2; 11) 3; 12) 3; 13) 0,5; 14) 3; 15) 1; 16) 3; 17) 5; 18)
Дидактический материал. 1) Найдите: а) 4% от 75; б) 2) Найдите число, если: а) 40% его равны 12; б) 1,25 % его равны 55; в) 0,8% его равны 1,84; г) 3) Найти, сколько процентов составляет: а) число 15,57 от числа 90; б) число 150 от числа 120; в) число 0,3 от 1,9 4) Число, а) 0,672 б) 400 в) 672 г) 500 д) 472 5) Число, а) 762 б) 580 в) 140 г) 350 д) 7,62 6) Сколько процентов числа 3 составляет разность между ним и 3% числа 20? 7) 18% числа 10 равны 15% числа с. Найти с. 8) После увеличения числа на 17% получили 108,81. Исходное число равно:
а) 93,05 б) 93 в) 94 г) 92 д) 92,86 9) Некоторое число уменьшили на 14%, получив в результате 95. Это число с точностью до 0,01 равно: а) 110,46 б) 110,44 в) 109,59 г) 110,50 д) 110,47 10) Сберегательный банк начисляет по вкладам ежегодно 2% вклада. Вкладчик внес в банк 15000 руб. Какой станет сумма через 2 года? 11) По долгосрочному вкладу банк выплачивает 10% годовых. По истечении каждого года начисленная сумма присоединяется к вкладу. На этот вид вклада был открыт счет в 20000 руб., который не пополнялся и с которого не снимали деньги в течение 3-х лет. Какой доход был получен по истечении этого срока? 12) Вкладчику на положенные в банк деньги через год начислили проценты в размере 15 тыс.рублей. Не взяв их, а добавив еще 85 тыс.рублей, он оставил все деньги еще на год под те же проценты. По истечении второго срока вклад вместе с процентными начислениями составил 275 тыс.рублей. Сколько тысяч рублей было положено в банк первоначально? (При решении задачи следует учесть, что процентная ставка банка не может превышать 100% годовых). 13) Вкладчик положил в банк некоторую сумму под 10% годовых. Каждый год после начисления процентов он добавляет на свой счет 5000 рублей. В результате через три года его вклад составил 29860 рублей. Какова была сумма первоначального вклада? 14) Производительность труда второй бригады на 20% больше, чем первой бригады, а производительность труда третьей бригады на 25% меньше, чем второй. На сколько процентов производительность труда третьей бригады меньше, чем первой? 15) Владелец магазина дважды за год повышал центы на товары в среднем на 10%. На сколько процентов повысилась цена на товары за год? 16) Цены на компьютерную технику в среднем понижались за год дважды на 10%. На сколько процентов понизились цены на компьютерную технику за год? 17) Два спиртовых раствора борной кислоты одинаковой массы слили в один сосуд. Раствор какой концентрации получили в результате, если первый раствор был пятипроцентным (5% борной кислоты и 95% спирта), а второй – однопроцентный? 18) Сколько мл воды нужно добавить к 500 мл 96%-ного раствора спирта (96% спирта, 4% воды), чтобы получить 40%-ный раствор спирта? 19) Из сосуда, полностью заполненного 12%-ным раствором соли, отлили 1л и налили 1л воды. После этого в сосуде оказался 9%-ный раствор соли. Сколько литров вмещает сосуд? 20) В библиотеке имеются книги на английском, французском и немецком языках. Английские книги составляют 36% всех книг на иностранных языках. Французские – 75% английских, а остальные 185 книг – немецкие. Сколько книг на иностранных языках в библиотеке? 21) Свежие грибы содержат по массе 90% воды, а сухие – 12%. Сколько получится сухих грибов из 44 кг свежих?
Ответы: 6) 80%; 7) 12; 10) 15660; 11) 15606; 12) 150; 13) 10000; 14) 10; 15) 21; 16) 19; 17) 3; 18) 700; 19) 4; 20) 500; 21) 5.
Тема №2. Уравнения. Модуль числа.
Квадратные уравнения. 1º. Уравнение вида Корни квадратного уравнения
Если коэффициент а = 1, то квадратное уравнение называют приведенным; если коэффициент а ≠ 1 – неприведенным. 2º. Выражение Если D < 0, то уравнение 3º. Теорема Виета. Сумма корней квадратного уравнения равна Для корней x1 и x2 приведенного квадратного уравнения 4º. Уравнения вида Неполные квадратные уравнения решают следующим образом: 1) 2) 5º. Выражение Квадратный трехчлен
где x1 и x2 – корни квадратного трехчлена, т.е. корни уравнения
Дидактический материал. Решите уравнения, сводящиеся к линейным: 1. 4. 6.
8. 10. Решите квадратные уравнения: 12. 14. 16. Разложите на линейные множители: 17. 20. Сократите дроби: 22. 25. Упростите выражение: 28. Найдите среднее арифметическое всех действительных корней уравнения: 30. 32. 34. 36. Найдите расстояние от вершины параболы до точки М: 37. 39. Постройте график функции: 40. 43. 46. 49. 52. По графику квадратичной функции определить знаки ее коэффициентов и их суммы:
Найдите рациональные корни уравнения: 53. 56. 59. Решите уравнения: 62. 65. 68. 70.
Тема №3. Степени и корни.
Дидактический материал. Вычислите: 1. 4. 7. 9. 11. 13. Внесите множители под знак общего корня: 16. Упростите выражения: 19. 22. 24. 26. 27. Ответы: 19. 27.
Тема №4. Метод интервалов. 1º. Если дискриминант квадратного трехчлена D > 0 или D = 0, то квадратное неравенство 2º. Для решения любых алгебраических уравнений вида (1) Суть его состоит в следующем: на координатной оси отмечают числа x1, x2, …, xn, в промежутке справа от xn ставят знак +, затем, двигаясь справа налево, при переходе через очередную точку xi меняют знак, если ki - нечетное число и сохраняют знак, если ki - четное число. Тогда множеством решений неравенства (1) будет объединение промежутков, в каждом из которых поставлен знак +, а множеством решений неравенства (2) будет объединение промежутков, в каждом из которых поставлен знак –. Замечание. Обобщенный метод интервалов справедлив и для целых рациональных неравенств P(x) > 0 или Q (x) ≥ 0, и для дробно-рациональных неравенств Пример 11. Решить неравенство Решение: Находим корни квадратного трехчлена
Ответ: Пример 12. Решить неравенство Решение: Находим корни числителя и знаменателя: Указанная система равносильна следующей системе: Нанесем найденные корни на числовую прямую. В интервалах справа налево расставим знаки плюс и минус. Множеством всех решений данного неравенства является объединение промежутков, в которых поставлен знак минус. Ответ:
Дидактический материал. Решите неравенства: 1. 3. Решите системы неравенств: 5. Найдите целые решения системы неравенств: 7. Решите неравенства: 9. 12. 14. 16. 18. 20. 23. 25. 27. 30.
Тема №5. Множество значений функции. 1º. Множеством (областью) значений E(y) функции y=f(x) называется множество всех таких чисел y0, для каждого из которых найдется число x0 такое, что f(x0)=y0. 2º. Областью значений всякого многочлена четной степени является промежуток Областью значений всякого многочлена нечетной степени является R. 3º. Области значений основных элементарных функци й:
Пример 15. Найти множество значений функции Решение: Данная функция не определена при x=0 и, следовательно, задана на множестве Рассмотрим x<0, тогда |x|=-x и функция принимает вид Если x>0, то |x|=x и функция имеет вид Ответ:
Дидактический материал. Решите неравенства: 1. 4. 7. 10. 13. 15. 17. 19. При каких x точки графика функции 20. При каких x точки графика Найти множество значений функции: 21.
Тема №6. Иррациональные уравнения.
1º. Иррациональным называют уравнение, в котором переменная содержится под знаком корня. При решении иррациональных уравнений применяют 2 метода: метод возведения в степень обеих частей уравнения и метод введения новой переменной (замены переменной). 2º. Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень состоит в следующем: а) преобразуют заданное иррациональное уравнение к виду б) возводят обе части полученного уравнения в n -ую степень: в) учитывая, что 3º. Следует учитывать, что при возведении обеих частей уравнения в четную степень возможно появление посторонних корней. В этом случае обязательна проверка найденных корней путем их подстановки в исходное уравнение. Пример 16. Решить уравнение Решение: Преобразуем уравнение к виду Еще раз возведем обе части уравнения в квадрат: Откуда получим: Проверка: 1) При x=5 имеем: 2) Ответ: 5. 4º. Метод замены переменной продемонстрируем на примере. Пример 17. Решить уравнение Решение: Область определения уравнения: 1) 2) Ответ: -8/7.
Дидактический материал. Решите уравнения: 1. 3. 5. 7. 9. Найдите наименьший корень уравнения: 11. 13. Найдите произведение всех корней уравнения: 14. Решите уравнения: 16. 18.
Тема №7. Показательные уравнения.
Дидактический материал. Решите уравнения: 1. 4. 7. 9. 12. 14. 16. 18. 20. 22. 24. 26. Найдите произведение корней уравнения 27. Найдите сумму корней уравнения Найдите значение выражения: 28. 29. Решите уравнение: 30. 31.
Ответы: 1. 0; 2. -2/9; 3. 1/36; 4. 0, 0.5; 5. 0; 6. 0; 7. -2; 8. 2; 9. 1, 3; 10. 8; 11. 5; 12. 1; 13. ¼; 14. 2; 15. -2, -1; 16. -2, 1; 17. 0; 18. 1; 19. 0; 20. -1, 0; 21. -2, 2; 22. -2, 2; 23. 4; 24. -1, 2; 25. -2, -1, 3; 26. -0.3; 27. 3; 28. 11; 29. 54; 30. -1, 0, 2, 3; 31.
Тема №8. Показательные неравенства.
1º. Неравенство, содержащее переменную в показателе степени, называется показательным неравенством. 2º. Решение показательных неравенств вида если если При решении показательных неравенств используют те же приемы, что и при решении показательных уравнений. Пример 26. Решить неравенство Решение: Так как
Решив последнее неравенство, получим Ответ: Пример 27. Решить неравенство: Решение: Вынесем за скобки в левой части неравенства
Так как Ответ: Пример 28. Решить неравенство Решение: Пусть Отсюда ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|