Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как способствовать хорошему поведению





1. Восполняйте потребности ребенка. Чтобы способствовать хо­рошему поведению, удовлетворяйте нужды ребенка: потребность в еде, тепле, комфорте, любви и понимании. Если пренебрегать этим, оставляя ребенка голодным, холодным и отверженным, то он может вести себя скверно.

2. Выявите тенденции. Также необходимо на разных возраст­ных этапах выявлять склонности, которые, по-видимому, опреде­ляют поведение детей, и мудро обходиться с этими склонностя­ми. Об этом мы еще поговорим далее в этой главе.

3. Применяйте воспитательные шаги. Далее мы должны при­менять вышеприведенные воспитательные шаги. Для начала мы объясняем ребенку, какого поведения мы от него ждем, давая чет­кие инструкции о том, что ему можно, что нельзя и что он должен делать. В ходе семейного вечера мы рассказываем поучительные истории и приводим примеры того, как дети ведут себя в различ­ных ситуациях. Также мы даем ребенку наставления в конкретные моменты, когда хотим добиться от него определенного поведе­ния. Затем мы предпринимаем все оставшиеся воспитательные шаги, рассчитывая на самое лучшее поведение. Тем не менее, все­гда ожидая от ребенка самого лучшего, мы должны быть готовы и к худшему, и, когда необходимо, прививать ему свои стандарты поведения посредством строгой дисциплины.

Приучение младенца к хорошему поведению

Какие проблемы случаются в поведении новорожденного малы­ша? Проблема в том, что они слишком много плачут или каприз­ничают. Чтобы решить эту проблему, в первую очередь помните о потребностях малыша в еде, сне, комфорте и ласке. Когда эти нужды не удовлетворяются сиюминутно, младенец сообщает о них всем вокруг своим плачем. Проблему можно свести до мини­мума, если следить за тем, чтобы ребенок был сыт, окружен ком­фортом и уютом. Подробнее об этом читайте в отдельной главе, посвященной повседневным заботам.



Приучение к хорошему поведению ребенка, начинающего ходить

Речь идет о той поре, когда ребенок начинает ходить, и прибли­зительно до двухлетнего возраста. Чтобы малыш хорошо себя вел, ему необходимо своевременное питание, много сна, любви и внимания. Помимо этого в течение дня давайте ему воду и еле- дите, чтобы одежда была удобной, чтобы обувь не была тесной, и не терли резинки. Не оставляйте его надолго без отдыха или еды. Поскольку он слишком мал, чтобы донести до вас свои нужды, то может плохо себя вести, чтобы выразить недовольство.

Иногда мамаша целый день таскает с собой маленького ребен­ка по магазинам, в людные места, где его окружают шум, суета и томительное ожидание, и надеется, что малыш будет паинькой. Затем мама в спешке тащит его за руку, практически выдергивая из штанов, и он едва успевает перебирать ножками, когда они с мамой пересекают оживленные улицы города. Так тянется день, и когда малыш уже усталый и голодный, мамаша начинает недо­умевать, почему это он устраивает истерику. Потеряв терпение, а также по причине не меньшей усталости, она шлепает малыша по губам, грозя наказанием, а он от этого, вместо того чтобы за­молчать, начинает вопить еще громче. Родителям следует искать причины плохого поведения своих маленьких детей в первую очередь в себе самих. Если потребности ребенка не удовлетворя­ются, то он может вести себя враждебно.

Самой типичной чертой ребенка этого возраста является любо­пытство. Он стремится исследовать все доступные ему сферы жиз­ни и рассмотреть все, что только попадает ему в ручонки. Пробле­ма такого поведения в том, что малыш трогает вещи, которые ему трогать нельзя, заходит туда, где ему не место, и почти игнорирует то, что говорят родители. И именно потому, что ребенку такого возраста свойственно не обращать внимания на родительские веления, обычно к нему приходится применять воспитательные меры тогда, когда он еще только собирается напроказничать.

Чтобы отучить ребенка прикасаться к запрещенным предме­там или ходить на запрещенные территории, сделайте следую­щее. Спрячьте особо ценные вещи в недоступных для малыша местах. Заприте ядовитые вещества на ключ, а опасные кухонные приборы уберите туда, где ребенок до них не доберется. Не стоит рисковать даже в процессе воспитания. Оставьте менее ценные и менее опасные предметы на столах и полках, в шкафчиках и ящиках. Это будут вещи, которые ему нельзя трогать. Также раз­ложите вещи, которые ему можно трогать: игрушки, кастрюльки, прищепки и т. п. Это почти все равно, что давать ему выбор между добром и злом.

В этот момент было бы превосходно посвятить как минимум пару недель бдительному присмотру и обучению ребенка. Маме следует отменить все запланированные встречи и посидеть дома. Она должна объяснить остальным членам семьи, что она задума­ла, и добиться их соучастия. Мама может продолжать выполнять свои основные обязанности по дому, но в то же время должна не­усыпно следить за малышом, не вступать в разговоры, которые поглотили бы все ее внимание (как личные, так и телефонные), и не заниматься ничем, что способно отвлечь ее от присмотра за ребенком, — например, шитьем.

Сам процесс воспитания проходит так: когда ребенок тянется к запрещенной вещи, скажем, к лампе или дверце шкафа, мама говорит ему «нет, нет», одновременно одергивая его руки. Так она дает ребенку понять, что она от него ждет. Если ребенок тянется снова, она опять делает то же. Если он тянется в третий раз, мама говорит «нет, нет», шлепает его по руке и подводит к какой-нибудь вещи, которую ему можно трогать. Когда, наконец, он потянется к лампе или шкафу, сам себе скажет «нет, нет» и уберет руку, его не­пременно нужно вознаградить похвалой или чем-то ощутимым, как, например, кусочек яблока. Когда ребенок и вовсе проходит мимо лампы, значит, он начал усваивать урок. Тот же метод мож­но применять и для того, чтобы отвадить его ходить в те места в доме или во дворе, куда ему не дозволено. Такой постоянный надзор и обучение должны продолжаться две недели или столько, сколько ребенку потребуется, чтобы уразуметь определенные ему границы в доме.

Некоторые родители решают эту проблему, устраняя из дома или квартиры абсолютно все ценное и позволяя малышу делать, что ему вздумается. Это легкий способ сохранить элементы до­машнего декора, но он ничему не научит ваше чадо. Чтобы обу­чение возымело действие, у ребенка должно быть то, из чего выбирать, и должна быть свобода осуществить свой выбор. Без возможности выбирать ребенок лишается раннего жизненного опыта, который научит его послушанию.

Следует ли учить ребенка такого возраста держаться подальше от дорог и водоемов? Можно, но при значительном риске для бе­зопасности ребенка. На существующие методы обучения можно положиться, но вот на родителей — не всегда. Даже самые предан­ные родители могут быть беспечными или забывчивыми. Когда ребенок находится в возрасте от первых шагов до двух лет, лучше всего, чтобы шоссе и водоемы находились за высокими заборами.

Примечание. Методы приучения к горшку приводятся в главе 23.

Возраст от 2 до 5 лет

Приблизительно в двухлетнем возрасте ребенок достигает той уникальной стадии развития, когда он рьяно стремится узнать, что он может и чего не может. В своем детском разуме он под­сознательно задается вопросами: «Могу ли я получить все, что хочу? Если да, то как я могу это получить? Помогут ли мне слезы, истерики и крики? Как заставить родителей уделять мне больше внимания? А если я буду мямлить или безобразничать, поможет ли мне это добиться желаемого? Обязан ли я делать все, что велят родители? А что мне будет, если я сделаю что-нибудь, что родите­ли запретили?»

Чтобы найти ответы на эти вопросы, ребенок испытывает пределы родительского терпения. Он хнычет, чтобы добиться своего, нарочно мямлит, чтобы его было не понять, бросается в слезы, едва ему захочется чего-то, противится почти всему, что ему велят делать, и делает почти все, что ему запрещают, пока не доведет родителей до точки кипения. Хоть он и смышленый, но кажется невменяемым. Если попросить его подойти к вам, он может встать, как вкопанный, смотреть вам в глаза и словно на­прашиваться на неприятности. Но несмотря на то, что создается впечатление, будто он противится контролю, на самом деле он пытается определить свои границы.

Ответ на это прост: позвольте своему двухлетнему малышу познать эти границы. Ясно и четко вразумите его о том, что ему позволительно, что он должен делать, и чего делать нельзя. Пока­жите, что вы главный/главная, а ваше слово — закон. Будьте осо­бенно строги и настойчивы. Вы закладываете основание, на кото­ром будет строиться вся жизнь вашего ребенка, — так делайте это решительно и быстро. Однако же за один день всего не сделать. Несколько строгих увещеваний не способны убедить ребенка, где именно проходят его границы. Он будет испытывать вас снова и снова. А вы снова и снова должны выходить победителем. Победа над двухлеткой — все равно что победа в важном состязании.

Еще одна типичная для этого возраста черта — склонность к эгоизму. Двухлетний малыш, к примеру, может отнять у другого ребенка леденец или плюшевого мишку безо всякого зазрения совести. Он может столкнуть другого ребенка с качелей, чтобы самому усесться на его место. Он может не хотеть делиться и тре­бовать желаемого в ущерб другому ребенку. Ему свойственно пре­небрегать чувствами других.

Малыш в возрасте от двух до пяти лет испытывает особую по­требность в одобрении. Он будет изо всех сил стараться заслужить похвалу. Это очень ценный инструмент в его воспитании. Кро­ме того, ему необходима масса внимания. Когда он получает его в достаточных количествах, хорошее поведение порой следует автоматически. Когда двухлетнего малыша отвергают, он может отнестись к этому негативно. Ради того, чтобы на него обратили внимание, он может бурчать себе под нос, хныкать, безобразни­чать или даже открыто не повиноваться родителям. Отличитель­ная особенность детей этого возраста в том, что они жаждут узнавать новое и легко обучаемы. Благодаря этому, они очень хо­рошо поддаются воспитательным мерам.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.