Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тактичность или дипломатичность





Это значит уметь различать, что можно, а что нельзя говорить другим людям, чтобы не обидеть их. Противоположность тактич­ности — прямолинейность, бестактность, черствая неспособность подобрать нужные слова. Когда человек бестактен, он никогда не считается с чувствами других. Когда человек тактичен, он взвеши­вает каждое свое слово, чтобы никого не обидеть.

Маленьким детям свойственна прямолинейность. Малыш мо­жет взглянуть на пожилого человека и сказать: «А почему у вас вы­падают волосы?» или «Почему у вас зубы, как у чудовища?» Такие реплики не стоит воспринимать слишком серьезно. Маленькие детишки очаровательны в своей непосредственной манере вы­ражаться. Но мы не должны пропускать такие оскорбления мимо ушей. Когда малыш скажет что-то бестактное, обязательно по­правьте его и начните воспитывать в нем чувство такта.

У детей постарше тоже могут быть с этим проблемы. Когда подростку предлагают еду, которая ему не по душе, он может со­строить гримасу и сказать: «Фу, это отвратительно». Когда девочка делает себе новую прическу, подружка может сказать: «Так твои волосы выглядят гораздо лучше», тонко намекая, что прежде они выглядели плохо. Две девочки рассматривают витрину в магазине. Одна из них, увидев туфли, восклицает: «Какие красивые!» Вторая девочка на это отвечает: «Терпеть не могу такую модель». Подрос­ток показывает приятелю собственное произведение искусства, которое только что закончил. Приятель отвечает фразой: «Ну, это вполне в твоем духе», которая может выражать любое негативное отношение. Девочка гордится своей недавней покупкой. Подруж­ка говорит ей: «Можно было купить это же за меньшие деньги в другом магазине». Мальчик старательно трудится над чем-то. Друг небрежно замечает: «Трое ребят пытались сделать это до тебя, но у них ничего не вышло».



Важно отметить, что есть разница между бестактной прямо­линейностью и откровенностью. Бестактность обижает людей, а следовательно, считается признаком неблаговоспитанности. От­кровенность же, напротив, — иногда приходится как раз к месту. Однако необходимо хорошо подумать, прежде чем высказываться со всей откровенностью, и даже тогда не нужно забывать о чувст­ве такта.

Иногда нас так и подмывает поговорить с человеком начисто­ту, потому что мы искренне желаем ему помочь. В такой ситуации нам следует спросить себя, так ли уж ему нужна наша помощь. Зачастую лучше оставить подобные советы при себе. Культурные люди очень разборчивы в том, когда им стоит говорить откро­венно, и высказываются напрямую только тогда, когда совершен­но уверены, что это необходимо и уместно. И даже в том случае, если им необходимо сказать о чем-то откровенно, они делают это крайне тактично. Всегда лучше быть тактичным, чем «рубить с плеча». Тогда и откровенность приятнее, и советы эффективнее.

Вежливость

Вежливость — это обходительность, учтивость и хорошие мане­ры, считающиеся признаком благовоспитанности и пристойного поведения. Дети часто бывают невежливы в следующих аспектах: они перебивают, когда другие разговаривают, не отвечают, когда к ним обращаются, игнорируют людей, которые им не нравятся, и часто бывают дерзки. Они просят еду в гостях, протискиваются без очереди и хватают самую большую порцию.

В этом же повинны и многие взрослые. Они не только часто перебивают и встревают без очереди, но и не думают о других. Очень распространенное явление, когда работники банка пере­стают обслуживать клиентов на кассе и начинают перекладывать документы или складывать их в сумку, совершенно не заботясь о посетителях, ожидающих в очереди. В магазинах люди тоже бы­вают не очень любезны. Настает время закрытия, а какой-нибудь покупатель задерживает продавца, задавая несущественные воп­росы, в то время как другим людям приходится ждать, когда же им уделят внимание. Если родители хотят, чтобы их дети были веж­ливы, тогда и сами они должны быть такими. Вот общие правила вежливости, к которым следует приучать детей:

1. Когда другие разговаривают. Не перебивай. Если ты хочешь сказать что-то важное, дослушай мысль другого человека до кон­ца, а потом можешь кратко высказаться и сам. Не пытайся доми­нировать в беседе. Если взрослые разговаривают, а тебе нужно сказать родителям что-то важное, и если в их разговоре пауза не намечается, то тебе разрешается подать сигнал, о котором вы с родителями заранее условились, например, потянуть их за руку или постучать по руке или по плечу. Затем ты должен потерпеть, пока тебе уделят внимание. Если родитель не отвечает, повтори сигнал. Если он все равно не обращает внимания, ты можешь по­дать другой сигнал — например, позвонить в колокольчик.

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок был вынужден пере­бивать чужой разговор, договоритесь с ним о такой системе сиг­налов для экстренных случаев. Отвечайте на вежливость своего ребенка, любезно уделяя ему свое внимание как можно скорее.

2. Когда старшие обращаются к ребенку. Отвечай, когда с тобой разговаривают, особенно взрослые. Говори внятно и ува­жительно. Если взрослый человек говорит тебе «привет», отвечай ему приветствием. Если он задает тебе вопрос, старайся ответить как можно яснее.

3. Когда звонят по телефону. Когда звонят по телефону, при­нято представиться по фамилии и имени, например: «Квартира семьи Джонс, говорит Мэри». Если позвонивший задает вопросы, отвечай четко, даже если ты вынужден сказать, что не знаешь от­вета на заданный вопрос. Будь отзывчив на просьбы звонящего, с готовностью передавай его сообщения членам семьи и старайся во всем помочь.

4. Когда ребенка куда-то приглашают. Отвечай на все при­глашения вежливым согласием или отказом. Никогда не оставляй приглашение без внимания, от кого бы оно ни было. Если ты со­гласился прийти куда-то, оденься соответственно событию и, если нужно, принеси подходящий подарок. На общественных мероприя­тиях следует вести себя достойно и культурно, независимо от того, как ведут себя остальные. Никогда не проси еще одну порцию еды: бери добавку только если тебе предложат. Всегда благодари хозяйку за прием. Даже если тебе не очень понравилось мероприятие, все равно хозяйка достойна благодарности за потраченные усилия.

5. В гостях. Сними с себя промокшую или грязную обувь, не дожидаясь, когда тебя об этом попросят, и повесь на вешалку верхнюю одежду. Если ты не знаешь, куда ее повесить, спроси того, кто знает. Веди себя подобающе, не шуми, не устраивай в доме бардак и не проси еды. Если тебе дали еду на кухне и сказали кушать там, не броди с едой по всему дому. Уходя, попрощайся с друзьями и поблагодари их. Если дома присутствуют их родители, скажи спасибо и им тоже.

6. Другое. Всегда говори «спасибо» за добрые дела. Если ты сде­лал кому-то больно — например, наступил на ногу или случай­но толкнул, — искренне извинись перед этим человеком. Всегда старайся приходить на назначенные встречи вовремя, заботясь о том, кто тебя ждет. Если ты опоздал, извинись. Не протискивайся без очереди перед другим человеком, не хватай самую большую порцию еды и не заставляй людей ждать дольше, чем нужно.

7. Бесцеремонность. Это когда человек ведет себя нагло, навя­зываясь другим. О людях говорят, что они бесцеремонны, когда просят кого-то об одолжении, не заботясь о том, что это может быть обременительно для того человека. Маленькие детишки по­винны в бесцеремонности, когда выпрашивают еду, находясь в гостях у друзей или родственников. Дети постарше — когда про­сят поносить чью-то одежду, попользоваться косметикой, автомо­билем и даже просят взаймы деньги. В редких экстренных случа­ях это можно оправдать, но обычно считается, что брать что-то взаймы — это нагло и некультурно.

Чтобы отвадить ребенка от бесцеремонного поведения, за­претите ему просить еду и намекать об этом в гостях у чужих людей и даже у родственников. Он должен принимать еду толь­ко тогда, когда ему предлагают. Если он голоден, ему следует пойти домой и поесть. Еще нужно установить правила, касаю­щиеся одалживания. Ребенок не должен ничего брать взаймы без разрешения родителей. Те, в свою очередь, должны все об­думать и решить, оправданно ли это. Если ребенку разрешат взять вещь взаймы, он должен дать убедительное объяснение, почему она ему необходима, извиниться за доставленные не­удобства, пообещать, что вернет в назначенный срок, и сдер­жать это обещание.

Хороший вкус

Признаком культурности также является хороший вкус, то есть способность человека ценить или судить о том, что является кра­сивым, приличным или выдающимся в искусстве, одежде и т.п. Хороший вкус в отношении личных вещей включает наш выбор одежды, причесок, косметики и украшений. Что касается дома, то подразумевается выбор дома как такового, его меблировки и предметов искусства. Хороший вкус распространяется на выбор всех материальных вещей. Иногда, когда говорят о хорошем вку­се, имеют в виду наше поведение, сущность которого в наших ма­нерах, вежливости и соблюдении приличий.

Как обрести хороший вкус? Некоторым он дан от рождения. Однако его можно выработать, если научиться понимать прин­ципы изобразительного искусства и дизайна. Еще его можно развить в себе, если постоянно подвергаться влиянию хорошего вкуса. Вот почему предметы домашней обстановки так важны. На ребенка больше всего влияют проявления хорошего вкуса, кото­рые он наблюдает дома.

Вот два принципа дизайна, которые присущи хорошему вку­су — простота и сдержанность. Творения великих мастеров всегда отвечали этим двум принципам. Они никогда не бывают крича­щими, аляповатыми или помпезными. Их красота сосредоточена вокруг простоты и сдержанности, часто ограничена простыми линиями, цветами и текстурой. В книге Есфирь мы читаем о том, что когда эта юная еврейка должна была предстать перед царем, она не стала украшать себя роскошными убранствами и драго­ценностями, которые ей были предложены, а выбрала простое одеяние, которым и приобрела благоволение в глазах царя.

Музыка и искусство

Музыка и искусство действительно помогают нам стать культур­нее, подчиняют нашу необузданную природу и пробуждают в нас прекрасные качества. Вовсе необязательно, чтобы дети ста­новились музыкантами и художниками, чтобы получить это пре­имущество. Достаточно просто как можно чаще давать им слу­шать прекрасную музыку и показывать великие произведения изобразительного искусства. Установлено, что детям, которые мало знакомы или совсем не знакомы с изящным искусством, недостает благовоспитанности, а у тех детей, которые слушают только примитивную музыку и видят только экстравагантные произведения искусства, нередко развиваются грубые и вульгар­ные наклонности.

Кроме этого, помогите детям ценить музыку и искусство. Ро­дители могут научить этому детей собственным примером. Об­рубайте всякие негативные высказывания в адрес красивой му­зыки и произведений искусства. Подобные реплики — признак неблаговоспитанности, поэтому могут быть оскорбительны для культурных людей.

Итог

Обобщая тему благовоспитанности, мы можем видеть, что хоро­шие манеры и вежливость основаны на внимании и чуткости к другим и что хороший вкус, музыка и искусство напрямую связа­ны с таким качеством, как сдержанность. Культурность не име­ет никакого отношения к деньгам или социальному статусу. Это вопрос перевоспитания человека, поднятие его с низкого на вы­сокий уровень культурного поведения. Обучить ребенка хорошим манерам — задача не из легких. И это еще одна причина, почему маме — особенно маме — некогда заниматься карьерой вне дома. Сиделки, нянечки и детсадовские работники редко горят желани­ем воспитывать леди и джентльменов из неотесанных детишек.

Труд и ответственность

Работа помогает наставить ребенка на правильный путь. И наобо­рот, недостаток труда оказывает очень пагубное влияние. Когда большую часть жизни дети проводят за учебниками, а свободное время тратят на развлечения, когда им живется слишком легко и удобно, и их балуют роскошью, это может испортить им жизнь. Детям нужна не легкость и роскошь — им необходима закалка и привычка трудиться, которая формирует детей в следующих на­правлениях.

Как труд помогает ребенку

1. Развивает чувство собственного достоинства. Правильная де­ятельность повышает самооценку ребенка. Возьмем, к примеру, изнеженного, избалованного мальчика, который воспитывался в городе и у которого, помимо посещения школы, обязанностей было не так много. Возможно, он занимался несколькими видами спорта, брал уроки музыки и помогал по дому, но физический труд ему был неведом.

Так вот, возьмите такого парнишку и заставьте работать на ферме, где каждый день ему придется вставать в 4 часа утра, что­бы доить коров. Затем он должен покормить кур, свиней и после этого целый день работать на поле. К вечеру, когда он будет бук­вально валиться с ног от усталости, он только и будет успевать, что поужинать, прежде чем ему снова нужно будет доить коров. Каждый день одно и то же. Возможно, у него на руках появятся мозоли и разовьются мускулы, но зато он станет настоящим муж­чиной и обретет уверенность в себе благодаря растущей само­оценке. Юноша, чья жизнь лишена физической работы, не может испытывать подобных чувств и так же вести себя.

2. Формирует характер. Когда дети учатся работать, их ха­рактер укрепляется, в частности развиваются такие качества, как самообладание, ответственность, надежность и инициативность. К примеру, когда ребенок изо всех сил старается выполнить ка­кую-то задачу, не позволяет себе отвлекаться, у него развивается самообладание. Когда он делает то, что ему говорят, с первого раза — без всяких напоминаний или уговоров, — у него развива­ется чувство ответственности. Когда он снова и снова выполняет работу в срок и в соответствии с установленными требованиями, он становится благонадежным. Когда ребенок вырабатывает в себе желание трудиться, выполнять работу, даже если его об этом не просят, у него развивается инициативность.

3. Улучшает поведение. Работа способна обуздать неуправля­емого, непокорного ребенка и сделать его послушнее и покла­дистее. Если у вас трудный ребенок, нагрузите его на несколько дней физической работой и посмотрите, что из этого выйдет. Физический труд вполне может послужить такому ребенку в каче­стве эффективного лекарства. Чтобы укротить диких лошадей, их объезжают — вот и непослушного ребенка можно приструнить и сделать более управляемым при помощи физической работы, как в этой истории, которую поведала мне одна мать:

«Наш сын-подросток порой бывал таким упрямым, что жить с ним становилось невыносимо. Как раз в это время наша церковь затеяла фермерский проект и попросила молодых людей прини­мать участие в работе одно воскресенье каждый месяц. Это был тяжелый, изнурительный труд, который никому не доставлял удо­вольствия. Каждый месяц, когда наш сын работал на этой ферме, мы замечали, как поразительно менялось его поведение. В тече­ние последующей недели он охотнее поддавался родительскому влиянию и был уживчивее. Затем его дурные привычки посте­пенно возвращались на круги своя, пока не наступало очередное рабочее воскресенье, после чего его поведение опять заметно улучшалось. Так происходило постоянно на протяжении долго­го времени. Когда мы окончательно убедились, что именно труд благотворно влияет на его поведение, мы всей семьей переехали жить на ферму».

4. Тренирует тело. Некоторые виды работ — особенно напря­женный физический труд — великолепно тренируют тело. Работа развивает мышцы, делает человека крепче и выносливее и спо­собствует циркуляции крови в организме, придавая ему жизнен­ные силы. Если мы хотим вырастить из наших мальчишек насто­ящих мужчин, тогда необходимо поручать им силовую мужскую работу.

5. Готовит их к будущему. Мальчики и девочки, которые с дет­ства приучаются к труду, лучше подготовлены к взрослой жизни. Когда они обзаведутся собственной семьей, работа не будет им в новинку. А вот если они не привыкнут трудиться и будут жить, не ведая забот, а потом вдруг окажутся во взрослой жизни, они будут не готовы справляться с работой. Пожалуй, это не справедливо по отношению к ним.

Кроме того, когда дети учатся работать в семье, распределять обязанности, они усваивают ценные уроки: а) никому не дано право на бесплатное жилье и пропитание, б) каждый должен вы­полнять свою работу, в) мир не обязан содержать их. Это также поможет им научиться самостоятельности во взрослой жизни.

6. Гарантирует успех. Когда дети приучаются усердно рабо­тать, как правило, они достигают большего успеха во взрослой жизни. Это подтверждается проведенными исследованиями. Вы­яснилось, что мужчины, добившиеся наибольшего успеха, все как один приобрели опыт активного физического труда еще в юные годы. Женщины, ставшие хорошими устроительницами домашне­го очага и способные изо дня в день терпеливо заботиться о семье, выросли в семьях, где на них возлагались большие надежды.

7. Облегчает бремя домашних забот. Дети могут помочь роди­телям справляться с нагрузкой. В некоторых случаях это позволя­ет решить еще и финансовые затруднения.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.