|
Тактичность или дипломатичностьЭто значит уметь различать, что можно, а что нельзя говорить другим людям, чтобы не обидеть их. Противоположность тактичности — прямолинейность, бестактность, черствая неспособность подобрать нужные слова. Когда человек бестактен, он никогда не считается с чувствами других. Когда человек тактичен, он взвешивает каждое свое слово, чтобы никого не обидеть. Маленьким детям свойственна прямолинейность. Малыш может взглянуть на пожилого человека и сказать: «А почему у вас выпадают волосы?» или «Почему у вас зубы, как у чудовища?» Такие реплики не стоит воспринимать слишком серьезно. Маленькие детишки очаровательны в своей непосредственной манере выражаться. Но мы не должны пропускать такие оскорбления мимо ушей. Когда малыш скажет что-то бестактное, обязательно поправьте его и начните воспитывать в нем чувство такта. У детей постарше тоже могут быть с этим проблемы. Когда подростку предлагают еду, которая ему не по душе, он может состроить гримасу и сказать: «Фу, это отвратительно». Когда девочка делает себе новую прическу, подружка может сказать: «Так твои волосы выглядят гораздо лучше», тонко намекая, что прежде они выглядели плохо. Две девочки рассматривают витрину в магазине. Одна из них, увидев туфли, восклицает: «Какие красивые!» Вторая девочка на это отвечает: «Терпеть не могу такую модель». Подросток показывает приятелю собственное произведение искусства, которое только что закончил. Приятель отвечает фразой: «Ну, это вполне в твоем духе», которая может выражать любое негативное отношение. Девочка гордится своей недавней покупкой. Подружка говорит ей: «Можно было купить это же за меньшие деньги в другом магазине». Мальчик старательно трудится над чем-то. Друг небрежно замечает: «Трое ребят пытались сделать это до тебя, но у них ничего не вышло». Важно отметить, что есть разница между бестактной прямолинейностью и откровенностью. Бестактность обижает людей, а следовательно, считается признаком неблаговоспитанности. Откровенность же, напротив, — иногда приходится как раз к месту. Однако необходимо хорошо подумать, прежде чем высказываться со всей откровенностью, и даже тогда не нужно забывать о чувстве такта. Иногда нас так и подмывает поговорить с человеком начистоту, потому что мы искренне желаем ему помочь. В такой ситуации нам следует спросить себя, так ли уж ему нужна наша помощь. Зачастую лучше оставить подобные советы при себе. Культурные люди очень разборчивы в том, когда им стоит говорить откровенно, и высказываются напрямую только тогда, когда совершенно уверены, что это необходимо и уместно. И даже в том случае, если им необходимо сказать о чем-то откровенно, они делают это крайне тактично. Всегда лучше быть тактичным, чем «рубить с плеча». Тогда и откровенность приятнее, и советы эффективнее. Вежливость Вежливость — это обходительность, учтивость и хорошие манеры, считающиеся признаком благовоспитанности и пристойного поведения. Дети часто бывают невежливы в следующих аспектах: они перебивают, когда другие разговаривают, не отвечают, когда к ним обращаются, игнорируют людей, которые им не нравятся, и часто бывают дерзки. Они просят еду в гостях, протискиваются без очереди и хватают самую большую порцию. В этом же повинны и многие взрослые. Они не только часто перебивают и встревают без очереди, но и не думают о других. Очень распространенное явление, когда работники банка перестают обслуживать клиентов на кассе и начинают перекладывать документы или складывать их в сумку, совершенно не заботясь о посетителях, ожидающих в очереди. В магазинах люди тоже бывают не очень любезны. Настает время закрытия, а какой-нибудь покупатель задерживает продавца, задавая несущественные вопросы, в то время как другим людям приходится ждать, когда же им уделят внимание. Если родители хотят, чтобы их дети были вежливы, тогда и сами они должны быть такими. Вот общие правила вежливости, к которым следует приучать детей: 1. Когда другие разговаривают. Не перебивай. Если ты хочешь сказать что-то важное, дослушай мысль другого человека до конца, а потом можешь кратко высказаться и сам. Не пытайся доминировать в беседе. Если взрослые разговаривают, а тебе нужно сказать родителям что-то важное, и если в их разговоре пауза не намечается, то тебе разрешается подать сигнал, о котором вы с родителями заранее условились, например, потянуть их за руку или постучать по руке или по плечу. Затем ты должен потерпеть, пока тебе уделят внимание. Если родитель не отвечает, повтори сигнал. Если он все равно не обращает внимания, ты можешь подать другой сигнал — например, позвонить в колокольчик. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок был вынужден перебивать чужой разговор, договоритесь с ним о такой системе сигналов для экстренных случаев. Отвечайте на вежливость своего ребенка, любезно уделяя ему свое внимание как можно скорее. 2. Когда старшие обращаются к ребенку. Отвечай, когда с тобой разговаривают, особенно взрослые. Говори внятно и уважительно. Если взрослый человек говорит тебе «привет», отвечай ему приветствием. Если он задает тебе вопрос, старайся ответить как можно яснее. 3. Когда звонят по телефону. Когда звонят по телефону, принято представиться по фамилии и имени, например: «Квартира семьи Джонс, говорит Мэри». Если позвонивший задает вопросы, отвечай четко, даже если ты вынужден сказать, что не знаешь ответа на заданный вопрос. Будь отзывчив на просьбы звонящего, с готовностью передавай его сообщения членам семьи и старайся во всем помочь. 4. Когда ребенка куда-то приглашают. Отвечай на все приглашения вежливым согласием или отказом. Никогда не оставляй приглашение без внимания, от кого бы оно ни было. Если ты согласился прийти куда-то, оденься соответственно событию и, если нужно, принеси подходящий подарок. На общественных мероприятиях следует вести себя достойно и культурно, независимо от того, как ведут себя остальные. Никогда не проси еще одну порцию еды: бери добавку только если тебе предложат. Всегда благодари хозяйку за прием. Даже если тебе не очень понравилось мероприятие, все равно хозяйка достойна благодарности за потраченные усилия. 5. В гостях. Сними с себя промокшую или грязную обувь, не дожидаясь, когда тебя об этом попросят, и повесь на вешалку верхнюю одежду. Если ты не знаешь, куда ее повесить, спроси того, кто знает. Веди себя подобающе, не шуми, не устраивай в доме бардак и не проси еды. Если тебе дали еду на кухне и сказали кушать там, не броди с едой по всему дому. Уходя, попрощайся с друзьями и поблагодари их. Если дома присутствуют их родители, скажи спасибо и им тоже. 6. Другое. Всегда говори «спасибо» за добрые дела. Если ты сделал кому-то больно — например, наступил на ногу или случайно толкнул, — искренне извинись перед этим человеком. Всегда старайся приходить на назначенные встречи вовремя, заботясь о том, кто тебя ждет. Если ты опоздал, извинись. Не протискивайся без очереди перед другим человеком, не хватай самую большую порцию еды и не заставляй людей ждать дольше, чем нужно. 7. Бесцеремонность. Это когда человек ведет себя нагло, навязываясь другим. О людях говорят, что они бесцеремонны, когда просят кого-то об одолжении, не заботясь о том, что это может быть обременительно для того человека. Маленькие детишки повинны в бесцеремонности, когда выпрашивают еду, находясь в гостях у друзей или родственников. Дети постарше — когда просят поносить чью-то одежду, попользоваться косметикой, автомобилем и даже просят взаймы деньги. В редких экстренных случаях это можно оправдать, но обычно считается, что брать что-то взаймы — это нагло и некультурно. Чтобы отвадить ребенка от бесцеремонного поведения, запретите ему просить еду и намекать об этом в гостях у чужих людей и даже у родственников. Он должен принимать еду только тогда, когда ему предлагают. Если он голоден, ему следует пойти домой и поесть. Еще нужно установить правила, касающиеся одалживания. Ребенок не должен ничего брать взаймы без разрешения родителей. Те, в свою очередь, должны все обдумать и решить, оправданно ли это. Если ребенку разрешат взять вещь взаймы, он должен дать убедительное объяснение, почему она ему необходима, извиниться за доставленные неудобства, пообещать, что вернет в назначенный срок, и сдержать это обещание. Хороший вкус Признаком культурности также является хороший вкус, то есть способность человека ценить или судить о том, что является красивым, приличным или выдающимся в искусстве, одежде и т.п. Хороший вкус в отношении личных вещей включает наш выбор одежды, причесок, косметики и украшений. Что касается дома, то подразумевается выбор дома как такового, его меблировки и предметов искусства. Хороший вкус распространяется на выбор всех материальных вещей. Иногда, когда говорят о хорошем вкусе, имеют в виду наше поведение, сущность которого в наших манерах, вежливости и соблюдении приличий. Как обрести хороший вкус? Некоторым он дан от рождения. Однако его можно выработать, если научиться понимать принципы изобразительного искусства и дизайна. Еще его можно развить в себе, если постоянно подвергаться влиянию хорошего вкуса. Вот почему предметы домашней обстановки так важны. На ребенка больше всего влияют проявления хорошего вкуса, которые он наблюдает дома. Вот два принципа дизайна, которые присущи хорошему вкусу — простота и сдержанность. Творения великих мастеров всегда отвечали этим двум принципам. Они никогда не бывают кричащими, аляповатыми или помпезными. Их красота сосредоточена вокруг простоты и сдержанности, часто ограничена простыми линиями, цветами и текстурой. В книге Есфирь мы читаем о том, что когда эта юная еврейка должна была предстать перед царем, она не стала украшать себя роскошными убранствами и драгоценностями, которые ей были предложены, а выбрала простое одеяние, которым и приобрела благоволение в глазах царя. Музыка и искусство Музыка и искусство действительно помогают нам стать культурнее, подчиняют нашу необузданную природу и пробуждают в нас прекрасные качества. Вовсе необязательно, чтобы дети становились музыкантами и художниками, чтобы получить это преимущество. Достаточно просто как можно чаще давать им слушать прекрасную музыку и показывать великие произведения изобразительного искусства. Установлено, что детям, которые мало знакомы или совсем не знакомы с изящным искусством, недостает благовоспитанности, а у тех детей, которые слушают только примитивную музыку и видят только экстравагантные произведения искусства, нередко развиваются грубые и вульгарные наклонности. Кроме этого, помогите детям ценить музыку и искусство. Родители могут научить этому детей собственным примером. Обрубайте всякие негативные высказывания в адрес красивой музыки и произведений искусства. Подобные реплики — признак неблаговоспитанности, поэтому могут быть оскорбительны для культурных людей. Итог Обобщая тему благовоспитанности, мы можем видеть, что хорошие манеры и вежливость основаны на внимании и чуткости к другим и что хороший вкус, музыка и искусство напрямую связаны с таким качеством, как сдержанность. Культурность не имеет никакого отношения к деньгам или социальному статусу. Это вопрос перевоспитания человека, поднятие его с низкого на высокий уровень культурного поведения. Обучить ребенка хорошим манерам — задача не из легких. И это еще одна причина, почему маме — особенно маме — некогда заниматься карьерой вне дома. Сиделки, нянечки и детсадовские работники редко горят желанием воспитывать леди и джентльменов из неотесанных детишек. Труд и ответственность Работа помогает наставить ребенка на правильный путь. И наоборот, недостаток труда оказывает очень пагубное влияние. Когда большую часть жизни дети проводят за учебниками, а свободное время тратят на развлечения, когда им живется слишком легко и удобно, и их балуют роскошью, это может испортить им жизнь. Детям нужна не легкость и роскошь — им необходима закалка и привычка трудиться, которая формирует детей в следующих направлениях. Как труд помогает ребенку 1. Развивает чувство собственного достоинства. Правильная деятельность повышает самооценку ребенка. Возьмем, к примеру, изнеженного, избалованного мальчика, который воспитывался в городе и у которого, помимо посещения школы, обязанностей было не так много. Возможно, он занимался несколькими видами спорта, брал уроки музыки и помогал по дому, но физический труд ему был неведом. Так вот, возьмите такого парнишку и заставьте работать на ферме, где каждый день ему придется вставать в 4 часа утра, чтобы доить коров. Затем он должен покормить кур, свиней и после этого целый день работать на поле. К вечеру, когда он будет буквально валиться с ног от усталости, он только и будет успевать, что поужинать, прежде чем ему снова нужно будет доить коров. Каждый день одно и то же. Возможно, у него на руках появятся мозоли и разовьются мускулы, но зато он станет настоящим мужчиной и обретет уверенность в себе благодаря растущей самооценке. Юноша, чья жизнь лишена физической работы, не может испытывать подобных чувств и так же вести себя. 2. Формирует характер. Когда дети учатся работать, их характер укрепляется, в частности развиваются такие качества, как самообладание, ответственность, надежность и инициативность. К примеру, когда ребенок изо всех сил старается выполнить какую-то задачу, не позволяет себе отвлекаться, у него развивается самообладание. Когда он делает то, что ему говорят, с первого раза — без всяких напоминаний или уговоров, — у него развивается чувство ответственности. Когда он снова и снова выполняет работу в срок и в соответствии с установленными требованиями, он становится благонадежным. Когда ребенок вырабатывает в себе желание трудиться, выполнять работу, даже если его об этом не просят, у него развивается инициативность. 3. Улучшает поведение. Работа способна обуздать неуправляемого, непокорного ребенка и сделать его послушнее и покладистее. Если у вас трудный ребенок, нагрузите его на несколько дней физической работой и посмотрите, что из этого выйдет. Физический труд вполне может послужить такому ребенку в качестве эффективного лекарства. Чтобы укротить диких лошадей, их объезжают — вот и непослушного ребенка можно приструнить и сделать более управляемым при помощи физической работы, как в этой истории, которую поведала мне одна мать: «Наш сын-подросток порой бывал таким упрямым, что жить с ним становилось невыносимо. Как раз в это время наша церковь затеяла фермерский проект и попросила молодых людей принимать участие в работе одно воскресенье каждый месяц. Это был тяжелый, изнурительный труд, который никому не доставлял удовольствия. Каждый месяц, когда наш сын работал на этой ферме, мы замечали, как поразительно менялось его поведение. В течение последующей недели он охотнее поддавался родительскому влиянию и был уживчивее. Затем его дурные привычки постепенно возвращались на круги своя, пока не наступало очередное рабочее воскресенье, после чего его поведение опять заметно улучшалось. Так происходило постоянно на протяжении долгого времени. Когда мы окончательно убедились, что именно труд благотворно влияет на его поведение, мы всей семьей переехали жить на ферму». 4. Тренирует тело. Некоторые виды работ — особенно напряженный физический труд — великолепно тренируют тело. Работа развивает мышцы, делает человека крепче и выносливее и способствует циркуляции крови в организме, придавая ему жизненные силы. Если мы хотим вырастить из наших мальчишек настоящих мужчин, тогда необходимо поручать им силовую мужскую работу. 5. Готовит их к будущему. Мальчики и девочки, которые с детства приучаются к труду, лучше подготовлены к взрослой жизни. Когда они обзаведутся собственной семьей, работа не будет им в новинку. А вот если они не привыкнут трудиться и будут жить, не ведая забот, а потом вдруг окажутся во взрослой жизни, они будут не готовы справляться с работой. Пожалуй, это не справедливо по отношению к ним. Кроме того, когда дети учатся работать в семье, распределять обязанности, они усваивают ценные уроки: а) никому не дано право на бесплатное жилье и пропитание, б) каждый должен выполнять свою работу, в) мир не обязан содержать их. Это также поможет им научиться самостоятельности во взрослой жизни. 6. Гарантирует успех. Когда дети приучаются усердно работать, как правило, они достигают большего успеха во взрослой жизни. Это подтверждается проведенными исследованиями. Выяснилось, что мужчины, добившиеся наибольшего успеха, все как один приобрели опыт активного физического труда еще в юные годы. Женщины, ставшие хорошими устроительницами домашнего очага и способные изо дня в день терпеливо заботиться о семье, выросли в семьях, где на них возлагались большие надежды. 7. Облегчает бремя домашних забот. Дети могут помочь родителям справляться с нагрузкой. В некоторых случаях это позволяет решить еще и финансовые затруднения. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|