Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РОЛЬ СЛУХА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА





Боскис Р. М.

Б85 Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя.—2-е изд.,-испр.'—М.: Просвещение, 1988.— 128 с.: ил.

ISBN 5-09-000756-Х

В книге приводится система работы со слабослышащими детьми, которые могут обучаться в массовой школе. В пособии дан практический материал, который поможет учителю преду­преждать и преодолевать неуспеваемость таких детей.

Книга рассчитана на учителей начальных классов массовой школы и может быть использована для коррекционной работы родителями, у которых дети страдают нарушениями слуха.

, 4310010000—213

ББК 74.»

S—88, инф. письмо — 88

Издательство «Просвещение», 1975 Издательство «Просвещение», 1988, с изменениями

ISBN 5-09-000756-Х


ПРЕДИСЛОВИЕ

Известно, что даже незначительное понижение слуха, возникшее у ребенка в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию его речи, затруднить обучение в школе, существенно снизить успеваемость, а подчас и от­рицательно отразиться на его судьбе.

Как показывают исследования, небольшое понижение слуха очень часто остается незамеченным, а причины не­понятной неуспеваемости ученика остаются при этом не­известными учителю и родителям. Между тем такие за­труднения в обучении могут быть преодолены при условии осведомленности учителя о возможных затруднениях уче­ника, связанных с недостатком его слуха.

В системе просвещения нашей страны имеется развер­нутая сеть специальных учреждений школьного и дошколь­ного типа, которые обеспечивают необходимые условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности, с расстройством слуха. Здесь обучение проводится по спе­циальным программам и методикам с использованием не­обходимых для коррекции дефекта пособий и оборудо­вания.



Однако не все дети, лишенные полноценного слуха, нуждаются в пребывании в специальных школах. При не­большом понижении слуха и особенно при условии его раннего распознавания и вовремя оказанной ребенку по­мощи может быть достигнута хорошая успеваемость сла­бослышащего ребенка в массовой школе и соответствую­щая коррекция нарушенного развития.

Цель предлагаемой читателю книги — сообщить необ­ходимые сведения учителю массовой школы, который смо­жет принять соответствующие меры для преодоления не­успеваемости ученика с дефектом слуха. Разобравшись в причинах неуспеваемости ученика, учитель, в зависимости от степени поражения слуха и речи, переведет ребенка в специальную школу, либо организует корригирующие за­нятия, которые дадут возможность успешно обучаться ре­бенку в массовой школе.

з


Мы попытались в книге дифференцированно представить педагогический подход к обучению слабослышащие детей в зависимости от степени дефекта.

Дети с более тяжелым расстройством слуха могут оставаться в массовой школе при условии активного участия родителей в коррекционной работе учителя. Для этой цели в книге дано описание своеобразия слуха и речи слабо] слышащих детей и основных приемов коррекционного обучения таких учащихся в массовой школе.

В более легких случаях нарушения слуха окажутся достаточными особое внимание учителя к ученику и описываемая в книге дополнительная работа с ним по обучению чтению и письму.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ

КАК ПРОВЕРИТЬ СЛУХ РЕБЕНКА

Само собой разумеется, что квалифицированное обсле­дование слуха должен проводить врач-отоларинголог, ле­чащий болезни уха, горла и носа. Но еще до того, как обратиться к врачу, следует самим попытаться выяснить состояние слуха ребенка. Наблюдения учителя или роди­телей за поведением ребенка могут помочь обнаружить у него нарушение слуха. Реакция ребенка на погремушку очень рано позволяет судить о том, воспринимает ли он звуки. В дальнейшем интерес к звучащим игрушкам, зву­кам радиоприемника и телевизора служит доказательством тому, что ребенок реагирует на звуки.

Здесь следует предостеречь от ошибочных выводов о наличии слуха у ребенка, который реагирует на громкий стук. Даже при полной глухоте ребенок может реагиро­вать на громкий стук в дверь, на стук упавшего на пол предмета, а нередко и на звук шагов. Стук кулака по столу или ногой об пол привлекает внимание даже совсем глухого ребенка. Восприятие этих звуков происходит не только непосредственно через ухо. Мы воспринимаем ви­брацию предметов, возникающую при стуке, через твер­дые части нашего тела, по преимуществу через кости и мышцы.

Таким образом, если ребенок реагирует на стук, то можно утверждать наличие у него способности замечать вибрации, исходящие от предметов, но этого еще недоста­точно, чтобы считать его способным к восприятию звуков при помощи слуха.

Приступая к исследованию слуха ребенка, учителю следует прежде всего проверить, как он слышит речь. Слух проверяют на речь шепотную, обычную разговорную и громкую. Сначала проверяют слух на шепот на расстоянии не менее 5—6 м. Для этого следует поставить ребенка к себе спиной и произносить знакомые слова шепотом. Прежде чем произнести слово, следует сделать полный выдох и ни в коем случае не утрировать шепот.


19. Живот. 20. Машина. 21. Зима. 22. Тетя. 23. Дядя.

При проверке слуха на шепот рекомендуется сначала произносить слова, содержащие шипящие звуки: шапка, шуба, часы, чулки и т. п., затем перейти к называнию дру­гих слов.

Если ребенок не сможет повторить слово, произнесен­ное шепотом на расстоянии 6 м, следует подойти ближе на 1 м; если он не расслышит слов и на этом расстоянии, подходят еще ближе, каждый раз приближаясь на 1 м. Если ребенок не различает слов, произнесенных шепотом у ушной раковины, то, следовательно, ребенок не воспри­нимает шепота.

Далее переходят к проверке восприятия речи обычной разговорной громкости. Для этого следует вновь поставить ребенка на расстояние 5—6 м спиной к себе и произносить хорошо знакомые слова нормальным (не усиленным) голо­сом, постепенно приближаясь к ребенку.

При подборе предъявляемых ребенку слов следует их выбирать из разных областей, чтобы не допускать ответов по догадке. Не следует, например, предъявлять одно за другим такие слова, как собака, кошка, или карандаш, книга, тетрадь, или яблоко, груша, слива, или произносить подряд числа или имена и т. п. Такое предъявление слова помогает ребенку угадывать слово по контуру, без его достаточно четкого восприятия на слух. Не следует так­же называть предметы, о которых только что говорили с ребенком или которые показывали ему.

Если ребенок более или менее хорошо владеет речью, то можно сначала вместо предъявления отдельных слов задать ему несколько вопросов, как, например: Какая се­годня погода? В каком ты классе? Как зовут твою маму? Сколько тебе лет? и т. п. Затем следует предложить ему повторить произносимые учителем слова, как, например: собака, рубашка, корова, карандаш, дорога, корзинка, ку­рица, автобус, окно, заяц, бумага, сани, лопата и т. п. Если эти слова незнакомы ребенку, то следует предъявить ему другие слова, обязательно хорошо известные.

63.


родителям для продолжения и расширения этой работы. Если ребенок сам не начал произносить слова, необходимо его этому научить. Если он сам начал говорить, то надо помочь ему быстрее и правильнее овладеть речью. Как мы . уже сказали, чаще всего слабослышащие дети сами начи­нают говорить, но они очень искажают слова, неточно их понимают и неправильно их употребляют. То же касается и грамматического строя их речи.

Календарь

Сентябрь 28

29

27

вчера понедельник

завтра ереда

сегодня вторник

Ежедневно ребенок переставляет в календаре день и число. Одновременно он занимается и отрывным кален­дарем. Пользуясь этими пособиями, ребенок начинает по­нимать элементарные временные понятия, которые впо­следствии обогащаются понятиями месяц, год и т. д.

С усвоением временных понятий связано овладение вопросом когда? Сначала ребенок усваивает такой ответ на этот вопрос: вчера, сегодня, завтра, а затем: в поне­дельник, во вторник и т. п., а еще позже: через два дня, через неделю, через месяц, два дня тому назад. 80


После того как ребенок усвоит некоторые слова, обо­значающие время, рекомендуется заняться с ним прошед­шим и будущим временем глагола: Вчера я гулял с Надей, Сегодня я гулял с Вовой. Завтра я буду гулять с мамой. Когда ты гулял с Надей? Когда ты будешь гулять с мамой?

Раньше Вова не умел читать. Теперь Вова умеет чи­тать. Завтра Вова будет играть с мамой. Вчера мама чи­тала Вове книжку.

Когда мама читала Вове книжку? Вчера.

Вчера мама учила Вову читать.

Сегодня мама учит Вову читать.

Завтра мама будет учить Вову писать.

Раньше Вова не умел говорить, теперь Вова умеет го­ворить.

Л ИТЕРАТУРА

3 и к е е в А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся.—• М.,

1976.

Комаров К. В. Обучение слабослышащих детей грамоте — М 1983.

Коровин К. Г. Практическая грамматика в системе специаль­ного обучения слабослышащих детей языку.— М., 1976.

Кузьм ичева Е. П. Развитие речевого слуха у глухих.— М.,

i Уоо.

Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю массовой шко­лы о детях с нарушениями речи.— М., 1985.

Ястребова А. В. Коррекция нарушения речи у учащихся обще­образовательной школы.—М., 1984.


приложения

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Рахиль Марковна Боскис (1902—1976)—видный совет­ский ученый-дефектолог, работавший в области сурдопеда­гогики и сурдопсихологии.

Под непосредственным руководством Р. М. Боскис бы­ли разработаны важнейшие проблемы структуры и диффе­ренциальной диагностики дефектов слуха и речи, типоло­гии детей с недостатками слуха, принципы их обучения. Результаты этих исследований определили сложившуюся в нашей стране педагогическую классификацию нарушений слуха у детей, систему соответствующих учебно-воспита­тельных учреждений, принципы их комплектования, а так­же содержание и методы обучения слабослышащих детей.

Основные творческие идеи Р. М. Боскис нашли свое отражение в монографиях: «Особенности речевого разви­тия при нарушении слухового анализатора у детей» (1953 г.), «Глухие и слабослышащие дети» (1963 г.), «Ос­новы специального обучения слабослышащих детей» (1968 г.) и др.

Данная книга переиздается, когда автора нет в живых, поэтому при редактировании текста внесены лишь самые необходимые изменения, продиктованные временем.

Л. Тигранова


СОДЕРЖАН И Е

Предисловие........................................................................................................ 3

Роль слуха в развитии ребенка . ........................................................ 5

Нарушения слуха у детей и их последствия........................................... 10

Дифференцированное обучение детей с нарушениями слуха

в специальных школах................................................................... 26

Организация помощи учащимся с нарушением слуха в условиях

массовой школы.................................................................................... 49

Как проверить слух ребенка......................................................... 59

Как развивать речь слабослышащего ребенка ..... 63
Как начать обучение слабослышащего ребенка речи .. 64
Проведение систематических занятий по овладению сло­
варем и грамматическим строем речи............................. 69

Как развивать понимание значений слов ..... 77
Как научить обозначению качества действий .... 79
Как научить обозначению временных отношений . .. . 80
Обучение элементарным способам выражения простран­
ственных отношений................................................................ 81

Как учить слабослышащего ребенка воспринимать устную речь 83

Развитие слухового восприятия .....................................

Развитие зрительного восприятия речи (чтение с губ)

Как развивать правильное произношение........................... 92

Как исправить произношение отдельных дефектных звуков 100

Приложения...............................................................................................

1. Примерный словарный материал для первого периода
обучения речи.............................................................................. —

2. Лото в картинках для усвоения названия предметов . . 112

3. Лото в картинках для усвоения названия действий . . 117

4. Серии сюжетных картин для обследования речи и занятий

по развитию речи..................................................................... 121

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Боскис Рахиль Марковна

УЧИТЕЛЮ О ДЕТЯХ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Боскис Р. М.

Б85 Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя.—2-е изд.,-испр.'—М.: Просвещение, 1988.— 128 с.: ил.

ISBN 5-09-000756-Х

В книге приводится система работы со слабослышащими детьми, которые могут обучаться в массовой школе. В пособии дан практический материал, который поможет учителю преду­преждать и преодолевать неуспеваемость таких детей.

Книга рассчитана на учителей начальных классов массовой школы и может быть использована для коррекционной работы родителями, у которых дети страдают нарушениями слуха.

, 4310010000—213

ББК 74.»

S—88, инф. письмо — 88

Издательство «Просвещение», 1975 Издательство «Просвещение», 1988, с изменениями

ISBN 5-09-000756-Х


ПРЕДИСЛОВИЕ

Известно, что даже незначительное понижение слуха, возникшее у ребенка в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию его речи, затруднить обучение в школе, существенно снизить успеваемость, а подчас и от­рицательно отразиться на его судьбе.

Как показывают исследования, небольшое понижение слуха очень часто остается незамеченным, а причины не­понятной неуспеваемости ученика остаются при этом не­известными учителю и родителям. Между тем такие за­труднения в обучении могут быть преодолены при условии осведомленности учителя о возможных затруднениях уче­ника, связанных с недостатком его слуха.

В системе просвещения нашей страны имеется развер­нутая сеть специальных учреждений школьного и дошколь­ного типа, которые обеспечивают необходимые условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности, с расстройством слуха. Здесь обучение проводится по спе­циальным программам и методикам с использованием не­обходимых для коррекции дефекта пособий и оборудо­вания.

Однако не все дети, лишенные полноценного слуха, нуждаются в пребывании в специальных школах. При не­большом понижении слуха и особенно при условии его раннего распознавания и вовремя оказанной ребенку по­мощи может быть достигнута хорошая успеваемость сла­бослышащего ребенка в массовой школе и соответствую­щая коррекция нарушенного развития.

Цель предлагаемой читателю книги — сообщить необ­ходимые сведения учителю массовой школы, который смо­жет принять соответствующие меры для преодоления не­успеваемости ученика с дефектом слуха. Разобравшись в причинах неуспеваемости ученика, учитель, в зависимости от степени поражения слуха и речи, переведет ребенка в специальную школу, либо организует корригирующие за­нятия, которые дадут возможность успешно обучаться ре­бенку в массовой школе.

з


Мы попытались в книге дифференцированно представить педагогический подход к обучению слабослышащие детей в зависимости от степени дефекта.

Дети с более тяжелым расстройством слуха могут оставаться в массовой школе при условии активного участия родителей в коррекционной работе учителя. Для этой цели в книге дано описание своеобразия слуха и речи слабо] слышащих детей и основных приемов коррекционного обучения таких учащихся в массовой школе.

В более легких случаях нарушения слуха окажутся достаточными особое внимание учителя к ученику и описываемая в книге дополнительная работа с ним по обучению чтению и письму.

РОЛЬ СЛУХА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учит­ся ориентироваться в окружающем мире. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения,, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблю­даемое с помощью органов чувств. И в этом сложном про­цессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. Еще задолго до того, как ребенок научится спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких, которые незаметно для самих себя сопровождают свои действия словами, по­ясняющими ребенку то, что он сам не смог бы так рано понять. Задолго до того, как ребенок сам научится гово­рить, он усваивает значение многих слов и словосочетаний, обращенных к нему или произносимых рядом с ним его близкими.

Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху вос­приятием обращенной к нему речи.

Уже с начала второго года жизни ребенок начинает понимать элементарную речь и связывает ее с окружаю­щими, доступными его непосредственному восприятию предметами и явлениями.

В дальнейшем ребенок благодаря слуху учится спра­шивать и понимать ответы, понимать замечания взрослых по поводу его поведения, учится сам выражать свои тре­бования и просьбы, высказывать свои оценки и сообра­жения по поводу наблюдаемых явлений. Сначала он го­ворит лишь отдельные слова, затем — короткие фразы, и, наконец, овладевает связной речью, которая позволяет ему что-то рассказать, понять чей-то рассказ, книгу, ко­торую ему читают, и т. п.

Чтобы научиться произносить слова, ребенок должен овладеть движениями речевого аппарата. Он должен так-


же усвоить, какие элементы слова произносятся под ударением и какие без ударения с меньшей отчетливостью Приблизительно к трем годам ребенок обычно уже умея произносить все звуки, составляющие нашу речь. Исклю­чение чаще всего представляет звук р, который усваивается несколько позднее, некоторыми детьми — только 1 четырем—пяти годам.

Чтобы правильно пользоваться в своей речи словами) ребенок с помощью слуха должен обязательно усвоить, и, каких звуков состоит каждое из слов, а также последовательность звуков в каждом из этих слов)

Было бы, однако, ошибочно думать, что ребенок сна- чала усваивает отдельные звуки, затем собирает их слоги .и слова. Процесс овладения словами протекает не так. (Ребенок усваивает сначала наиболее доступные его слуху звуковые комплексы. Обычно это те части слова которые стоят под ударением. Впрочем, и они сначала усваиваются не совсем точно, произносятся искаженно Позже ребенок, прислушиваясь к речи окружающих, де­лает попытки произнести их более правильно. Таким об­разом постепенно уточняется произношение звуков и до­полняется звуковой состав слова.»., а уже к 4—5 годам у ребенка можно наблюдать сознательные попытки исправить свое произношение. Как известно, ребенок слышит не только речь окружающих, но и собственную, и это позволяет ему уточнить свою речь путем сопоставления с речью взрослых.

Развитие речи у ребенка обязательно предполагает накопление запаса слов в процессе речевого общения а окружающими. Речевая практика ребенка при помощи слухового восприятия создает условия для понимания значений все большего числа слов, которые он, подражая взрослым, по возможности употребляет в разговорах с ними. Восприятие речи при помощи слуха позволяет pe бенку соотнести слова с теми предметами, которые они обозначают. Здесь важно отметить, что ребенок, воспри­нимающий речь окружающих, способен сам усвоить ог­ромный запас слов. Он сам научается называть все окру­жающие его предметы и действия, качества и признаки предметов, научается высказывать свои желания, жалобы, требования. И саго происходит только благодаря тому, что он слышит соответствующие названия определенных явле­ний действительности/^

Важнейшее значение в развитии речи ребенка имеет усвоение грамматических способов выражения мысли


Большинство грамматических форм слов служит для вы­ражения определенных значений. Так, грамматическая форма числа существительных (пуговица—пуговицы) обо­значает единичный предмет или группу одинаковых пред­метов. Включенные в словосочетания с ними обозначения действий или признаков предметов тоже выражаются по-разному, в зависимости от того, идет ли речь об единичном предмете или о группе предметов (пуговица пришита, пу­говицы пришиты).

То же самое относится и ко всем прочим грамматиче­ским формам слов, как, например, к падежам. Все без исключения падежные формы изменяют значение слова, обозначающего предмет. Так, слово карандаш в предло­жениях У мальчика нет карандаша и Мальчик рисует ка­рандашом имеет разное грамматическое значение. Во вто­ром предложении слово карандаш имеет значение орудия действия, в то время как в первом это же слово обозначает отсутствие предмета. То же самое можно сказать о словах ножом, пилой, ручкой в отличие от слов ножа, пилы, ручки и т. п.

В русском языке важную роль играют те грамматиче­ские формы, которые связаны с употреблением предлогов (в, на, под, около, для и др.). Совершенно очевидна раз­ница в значениях таких слов и словосочетаний, как елка, елки, на елке, под елкой, для елки, о елке и т. п. Чтобы усвоить значения падежных форм слов, обозначающих предметы и значение предлогов, отображающих отношения между предметами, ребенку необходимо отчетливо слышать изменяющиеся окончания слов и все предлоги, входящие в состав предложений. При этом следует иметь в виду, что окончания слов очень часто не стоят в речи под ударе­нием, и поэтому для их восприятия требуется большая острота слуха. Предлоги также произносятся приглушенно, и поэтому они тоже трудны для восприятия при помощи слуха.

Слова, обозначающие действия, — глаголы — также употребляются в разных значениях при помощи использо­вания различных грамматических форм. Они выражают разное лицо, выполняющее действия (прыгал, прыгала), разное время действия (прыгает, прыгал, будет прыгать), разное число предметов, производящих действие (прыгает, прыгают). Значение глаголов изменяется также при по­мощи приставок (прибежал, убежал, выбежал и т. п.). Приставки и окончания глаголов чаще всего не стоят под Ударением и, следовательно, для их восприятия также требуется большая острота слуха.


Чтобы различать некоторые оттенки значений слов обозначающих предметы, необходимо уметь ориентировать ся в суффиксах. Например, в словах козел козленок, тигр тигренок в суффиксах -онок и -енок выражено обо значение детенышей животных.

При нормальном слухе ребенок проделывает огромную работу, усваивая грамматические формы. Слушая обращен­ную к нему речь, он научается очень рано пользоваться грамматическими закономерностями языка. Малолетние дети рано (нередко до двух лет) пользуются самостоятель­но ласкательными формами типа мамуля, папуля, бабу, и проделывают это не только в результате подражания, но и самостоятельно. Услышав слова мамуля, бабуля, наб- людаемый нами ребенок двух лет и двух месяцев сам образовывал форму Нинуля, Сашуля. В 3 года он говорил: «Мама, сними резинку. Она мне натугла. И эту сними, она тоже натугнет». В этих неправильно образованных грам­матических формах мы видим самостоятельную созна­тельную работу маленького ребенка, который, наблюдая грамматические изменения глаголов в речи окружающих, смог перенести усвоенные закономерности на другие гла­голы и употребил при этом правильно приставку на и гла­голы прошедшего времени натугла и будущего времени натугнет. Таких слов он не мог слышать и образовал их самостоятельно на основе усвоенных языковых закономер­ностей.

Таким образом, маленький ребенок при помощи слуха овладевает сложнейшей системой языка: приобретает на­выки произношения, усваивает звуковой состав огромного числа слов, их употребление, научается понимать значе­ния, заключенные в грамматических изменениях слов и в построении предложений. Все это требует высокой ост­роты слуха, так как звуки, составляющие нашу речь, не всегда достаточно отчетливы по своему звучанию.

В русском языке в каждом слове лишь один слог обыч­но стоит под (ударением и произносится замедленно и громко; остальные слоги произносятся бегло и приглушен­но. Гласные звуки (а, о, у, и, з) представляют собой наи­более звучные элементы слова, но в речевом потоке с до­статочной четкостью произносится только гласный звук, стоящий под ударением, все же остальные не имеют ста­бильного звучания. В безударном слоге трудно различить о а, е и и т. д.

Согласные звуки обладают различной степенью звуч­ности. Так, звонкие согласные звучат более отчетливо. 8


Более значительной звучностью обладает звук р. Глухие согласные в большинстве своем звучат приглушенно.

При стечении нескольких согласных каждый из них воспринимается с трудом (например, в слове скрипка трудны для восприятия звукосочетания скр и пк). Гораздо легче различить согласные звуки в таких словах, как 'бумага, кабина, собака. Согласные в сочетании с гласными значительно лучше воспринимаются слухом.

При нормальном слухе все сложные звучания доступ­ны ребенку. Их огромная повторяемость в речевом опыте дает ему возможность усвоить их самостоятельно.

Нельзя, однако, считать, что слышащий ребенок овла­девает языком вполне самостоятельно. Окружающие по­стоянно указывают ему на допускаемые им ошибки, и это позволяет ребенку, проверяя собственным слухом свою речь, исправить недочеты.

Сложный процесс овладения языком начинается очень рано. Как правило, с двух лет дети уже начинают доволь­но широко пользоваться речью. Немало таких детей, ко­торые в полтора года уже говорят не только отдельными словами, но и целыми предложениями. Правда, употребля­емые ими слова и предложения далеко не всегда с доста­точной точностью понимаются ими, но употребляются большей частью уместно. В своем речевом опыте при нор­мальном интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенок все более сознательно и осмысленно пользуется речью.

Исследования показывают, что к трехлетнему возрасту ребенок успевает накопить запас, достигающий 2500 слов, и пользуется этим словарем в общении с. окружающими, выражая свои мысли фразами из 3—6 слов. Его предло­жения в этом возрасте уже в основном правильны. Рече­вая практика ребенка от трех до пяти лет очень велика, он говорит уже не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.

К школьному возрасту при нормальном слухе ребенок полностью овладевает языком в той мере, в какой это тре­буется для устного общения.

Этот сложный процесс может оказаться полностью на­рушенным при условии даже небольшого снижения слуха, возникшего в раннем возрасте.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.