|
РОЛЬ СЛУХА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКАСтр 1 из 6Следующая ⇒ Боскис Р. М. Б85 Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя.—2-е изд.,-испр.'—М.: Просвещение, 1988.— 128 с.: ил. ISBN 5-09-000756-Х В книге приводится система работы со слабослышащими детьми, которые могут обучаться в массовой школе. В пособии дан практический материал, который поможет учителю предупреждать и преодолевать неуспеваемость таких детей. Книга рассчитана на учителей начальных классов массовой школы и может быть использована для коррекционной работы родителями, у которых дети страдают нарушениями слуха. , 4310010000—213
S—88, инф. письмо — 88
ISBN 5-09-000756-Х ПРЕДИСЛОВИЕ Известно, что даже незначительное понижение слуха, возникшее у ребенка в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию его речи, затруднить обучение в школе, существенно снизить успеваемость, а подчас и отрицательно отразиться на его судьбе. Как показывают исследования, небольшое понижение слуха очень часто остается незамеченным, а причины непонятной неуспеваемости ученика остаются при этом неизвестными учителю и родителям. Между тем такие затруднения в обучении могут быть преодолены при условии осведомленности учителя о возможных затруднениях ученика, связанных с недостатком его слуха. В системе просвещения нашей страны имеется развернутая сеть специальных учреждений школьного и дошкольного типа, которые обеспечивают необходимые условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности, с расстройством слуха. Здесь обучение проводится по специальным программам и методикам с использованием необходимых для коррекции дефекта пособий и оборудования. Однако не все дети, лишенные полноценного слуха, нуждаются в пребывании в специальных школах. При небольшом понижении слуха и особенно при условии его раннего распознавания и вовремя оказанной ребенку помощи может быть достигнута хорошая успеваемость слабослышащего ребенка в массовой школе и соответствующая коррекция нарушенного развития. Цель предлагаемой читателю книги — сообщить необходимые сведения учителю массовой школы, который сможет принять соответствующие меры для преодоления неуспеваемости ученика с дефектом слуха. Разобравшись в причинах неуспеваемости ученика, учитель, в зависимости от степени поражения слуха и речи, переведет ребенка в специальную школу, либо организует корригирующие занятия, которые дадут возможность успешно обучаться ребенку в массовой школе. з Мы попытались в книге дифференцированно представить педагогический подход к обучению слабослышащие детей в зависимости от степени дефекта. Дети с более тяжелым расстройством слуха могут оставаться в массовой школе при условии активного участия родителей в коррекционной работе учителя. Для этой цели в книге дано описание своеобразия слуха и речи слабо] слышащих детей и основных приемов коррекционного обучения таких учащихся в массовой школе. В более легких случаях нарушения слуха окажутся достаточными особое внимание учителя к ученику и описываемая в книге дополнительная работа с ним по обучению чтению и письму. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ КАК ПРОВЕРИТЬ СЛУХ РЕБЕНКА Само собой разумеется, что квалифицированное обследование слуха должен проводить врач-отоларинголог, лечащий болезни уха, горла и носа. Но еще до того, как обратиться к врачу, следует самим попытаться выяснить состояние слуха ребенка. Наблюдения учителя или родителей за поведением ребенка могут помочь обнаружить у него нарушение слуха. Реакция ребенка на погремушку очень рано позволяет судить о том, воспринимает ли он звуки. В дальнейшем интерес к звучащим игрушкам, звукам радиоприемника и телевизора служит доказательством тому, что ребенок реагирует на звуки. Здесь следует предостеречь от ошибочных выводов о наличии слуха у ребенка, который реагирует на громкий стук. Даже при полной глухоте ребенок может реагировать на громкий стук в дверь, на стук упавшего на пол предмета, а нередко и на звук шагов. Стук кулака по столу или ногой об пол привлекает внимание даже совсем глухого ребенка. Восприятие этих звуков происходит не только непосредственно через ухо. Мы воспринимаем вибрацию предметов, возникающую при стуке, через твердые части нашего тела, по преимуществу через кости и мышцы. Таким образом, если ребенок реагирует на стук, то можно утверждать наличие у него способности замечать вибрации, исходящие от предметов, но этого еще недостаточно, чтобы считать его способным к восприятию звуков при помощи слуха. Приступая к исследованию слуха ребенка, учителю следует прежде всего проверить, как он слышит речь. Слух проверяют на речь шепотную, обычную разговорную и громкую. Сначала проверяют слух на шепот на расстоянии не менее 5—6 м. Для этого следует поставить ребенка к себе спиной и произносить знакомые слова шепотом. Прежде чем произнести слово, следует сделать полный выдох и ни в коем случае не утрировать шепот.
При проверке слуха на шепот рекомендуется сначала произносить слова, содержащие шипящие звуки: шапка, шуба, часы, чулки и т. п., затем перейти к называнию других слов. Если ребенок не сможет повторить слово, произнесенное шепотом на расстоянии 6 м, следует подойти ближе на 1 м; если он не расслышит слов и на этом расстоянии, подходят еще ближе, каждый раз приближаясь на 1 м. Если ребенок не различает слов, произнесенных шепотом у ушной раковины, то, следовательно, ребенок не воспринимает шепота. Далее переходят к проверке восприятия речи обычной разговорной громкости. Для этого следует вновь поставить ребенка на расстояние 5—6 м спиной к себе и произносить хорошо знакомые слова нормальным (не усиленным) голосом, постепенно приближаясь к ребенку. При подборе предъявляемых ребенку слов следует их выбирать из разных областей, чтобы не допускать ответов по догадке. Не следует, например, предъявлять одно за другим такие слова, как собака, кошка, или карандаш, книга, тетрадь, или яблоко, груша, слива, или произносить подряд числа или имена и т. п. Такое предъявление слова помогает ребенку угадывать слово по контуру, без его достаточно четкого восприятия на слух. Не следует также называть предметы, о которых только что говорили с ребенком или которые показывали ему. Если ребенок более или менее хорошо владеет речью, то можно сначала вместо предъявления отдельных слов задать ему несколько вопросов, как, например: Какая сегодня погода? В каком ты классе? Как зовут твою маму? Сколько тебе лет? и т. п. Затем следует предложить ему повторить произносимые учителем слова, как, например: собака, рубашка, корова, карандаш, дорога, корзинка, курица, автобус, окно, заяц, бумага, сани, лопата и т. п. Если эти слова незнакомы ребенку, то следует предъявить ему другие слова, обязательно хорошо известные. 63. родителям для продолжения и расширения этой работы. Если ребенок сам не начал произносить слова, необходимо его этому научить. Если он сам начал говорить, то надо помочь ему быстрее и правильнее овладеть речью. Как мы. уже сказали, чаще всего слабослышащие дети сами начинают говорить, но они очень искажают слова, неточно их понимают и неправильно их употребляют. То же касается и грамматического строя их речи. Календарь Сентябрь 28
27 вчера понедельник
сегодня вторник Ежедневно ребенок переставляет в календаре день и число. Одновременно он занимается и отрывным календарем. Пользуясь этими пособиями, ребенок начинает понимать элементарные временные понятия, которые впоследствии обогащаются понятиями месяц, год и т. д. С усвоением временных понятий связано овладение вопросом когда? Сначала ребенок усваивает такой ответ на этот вопрос: вчера, сегодня, завтра, а затем: в понедельник, во вторник и т. п., а еще позже: через два дня, через неделю, через месяц, два дня тому назад. 80 После того как ребенок усвоит некоторые слова, обозначающие время, рекомендуется заняться с ним прошедшим и будущим временем глагола: Вчера я гулял с Надей, Сегодня я гулял с Вовой. Завтра я буду гулять с мамой. Когда ты гулял с Надей? Когда ты будешь гулять с мамой? Раньше Вова не умел читать. Теперь Вова умеет читать. Завтра Вова будет играть с мамой. Вчера мама читала Вове книжку. Когда мама читала Вове книжку? Вчера. Вчера мама учила Вову читать. Сегодня мама учит Вову читать. Завтра мама будет учить Вову писать. Раньше Вова не умел говорить, теперь Вова умеет говорить. Л ИТЕРАТУРА 3 и к е е в А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся.—• М., 1976. Комаров К. В. Обучение слабослышащих детей грамоте — М 1983. Коровин К. Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку.— М., 1976. Кузьм ичева Е. П. Развитие речевого слуха у глухих.— М., i Уоо. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю массовой школы о детях с нарушениями речи.— М., 1985. Ястребова А. В. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы.—М., 1984. приложения ПОСЛЕСЛОВИЕ Рахиль Марковна Боскис (1902—1976)—видный советский ученый-дефектолог, работавший в области сурдопедагогики и сурдопсихологии. Под непосредственным руководством Р. М. Боскис были разработаны важнейшие проблемы структуры и дифференциальной диагностики дефектов слуха и речи, типологии детей с недостатками слуха, принципы их обучения. Результаты этих исследований определили сложившуюся в нашей стране педагогическую классификацию нарушений слуха у детей, систему соответствующих учебно-воспитательных учреждений, принципы их комплектования, а также содержание и методы обучения слабослышащих детей. Основные творческие идеи Р. М. Боскис нашли свое отражение в монографиях: «Особенности речевого развития при нарушении слухового анализатора у детей» (1953 г.), «Глухие и слабослышащие дети» (1963 г.), «Основы специального обучения слабослышащих детей» (1968 г.) и др. Данная книга переиздается, когда автора нет в живых, поэтому при редактировании текста внесены лишь самые необходимые изменения, продиктованные временем. Л. Тигранова СОДЕРЖАН И Е Предисловие........................................................................................................ 3 Роль слуха в развитии ребенка......................................................... 5 Нарушения слуха у детей и их последствия........................................... 10 Дифференцированное обучение детей с нарушениями слуха в специальных школах................................................................... 26 Организация помощи учащимся с нарушением слуха в условиях массовой школы.................................................................................... 49 Как проверить слух ребенка......................................................... 59 Как развивать речь слабослышащего ребенка..... 63 Как развивать понимание значений слов..... 77 Как учить слабослышащего ребенка воспринимать устную речь 83 Развитие слухового восприятия..................................... Развитие зрительного восприятия речи (чтение с губ) Как развивать правильное произношение........................... 92 Как исправить произношение отдельных дефектных звуков 100 Приложения............................................................................................... 1. Примерный словарный материал для первого периода 2. Лото в картинках для усвоения названия предметов.. 112 3. Лото в картинках для усвоения названия действий.. 117 4. Серии сюжетных картин для обследования речи и занятий по развитию речи..................................................................... 121 УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ Боскис Рахиль Марковна УЧИТЕЛЮ О ДЕТЯХ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Боскис Р. М. Б85 Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя.—2-е изд.,-испр.'—М.: Просвещение, 1988.— 128 с.: ил. ISBN 5-09-000756-Х В книге приводится система работы со слабослышащими детьми, которые могут обучаться в массовой школе. В пособии дан практический материал, который поможет учителю предупреждать и преодолевать неуспеваемость таких детей. Книга рассчитана на учителей начальных классов массовой школы и может быть использована для коррекционной работы родителями, у которых дети страдают нарушениями слуха. , 4310010000—213
S—88, инф. письмо — 88
ISBN 5-09-000756-Х ПРЕДИСЛОВИЕ Известно, что даже незначительное понижение слуха, возникшее у ребенка в раннем возрасте, может помешать нормальному развитию его речи, затруднить обучение в школе, существенно снизить успеваемость, а подчас и отрицательно отразиться на его судьбе. Как показывают исследования, небольшое понижение слуха очень часто остается незамеченным, а причины непонятной неуспеваемости ученика остаются при этом неизвестными учителю и родителям. Между тем такие затруднения в обучении могут быть преодолены при условии осведомленности учителя о возможных затруднениях ученика, связанных с недостатком его слуха. В системе просвещения нашей страны имеется развернутая сеть специальных учреждений школьного и дошкольного типа, которые обеспечивают необходимые условия обучения и воспитания детей с различными нарушениями умственного и физического развития, и в частности, с расстройством слуха. Здесь обучение проводится по специальным программам и методикам с использованием необходимых для коррекции дефекта пособий и оборудования. Однако не все дети, лишенные полноценного слуха, нуждаются в пребывании в специальных школах. При небольшом понижении слуха и особенно при условии его раннего распознавания и вовремя оказанной ребенку помощи может быть достигнута хорошая успеваемость слабослышащего ребенка в массовой школе и соответствующая коррекция нарушенного развития. Цель предлагаемой читателю книги — сообщить необходимые сведения учителю массовой школы, который сможет принять соответствующие меры для преодоления неуспеваемости ученика с дефектом слуха. Разобравшись в причинах неуспеваемости ученика, учитель, в зависимости от степени поражения слуха и речи, переведет ребенка в специальную школу, либо организует корригирующие занятия, которые дадут возможность успешно обучаться ребенку в массовой школе. з Мы попытались в книге дифференцированно представить педагогический подход к обучению слабослышащие детей в зависимости от степени дефекта. Дети с более тяжелым расстройством слуха могут оставаться в массовой школе при условии активного участия родителей в коррекционной работе учителя. Для этой цели в книге дано описание своеобразия слуха и речи слабо] слышащих детей и основных приемов коррекционного обучения таких учащихся в массовой школе. В более легких случаях нарушения слуха окажутся достаточными особое внимание учителя к ученику и описываемая в книге дополнительная работа с ним по обучению чтению и письму. РОЛЬ СЛУХА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Он познает предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения,, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей сопоставляет и осмысливает наблюдаемое с помощью органов чувств. И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребенком. Еще задолго до того, как ребенок научится спрашивать и понимать ответы окружающих, он слышит речь близких, которые незаметно для самих себя сопровождают свои действия словами, поясняющими ребенку то, что он сам не смог бы так рано понять. Задолго до того, как ребенок сам научится говорить, он усваивает значение многих слов и словосочетаний, обращенных к нему или произносимых рядом с ним его близкими. Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху восприятием обращенной к нему речи. Уже с начала второго года жизни ребенок начинает понимать элементарную речь и связывает ее с окружающими, доступными его непосредственному восприятию предметами и явлениями. В дальнейшем ребенок благодаря слуху учится спрашивать и понимать ответы, понимать замечания взрослых по поводу его поведения, учится сам выражать свои требования и просьбы, высказывать свои оценки и соображения по поводу наблюдаемых явлений. Сначала он говорит лишь отдельные слова, затем — короткие фразы, и, наконец, овладевает связной речью, которая позволяет ему что-то рассказать, понять чей-то рассказ, книгу, которую ему читают, и т. п. Чтобы научиться произносить слова, ребенок должен овладеть движениями речевого аппарата. Он должен так- же усвоить, какие элементы слова произносятся под ударением и какие без ударения с меньшей отчетливостью Приблизительно к трем годам ребенок обычно уже умея произносить все звуки, составляющие нашу речь. Исключение чаще всего представляет звук р, который усваивается несколько позднее, некоторыми детьми — только 1 четырем—пяти годам. Чтобы правильно пользоваться в своей речи словами) ребенок с помощью слуха должен обязательно усвоить, и, каких звуков состоит каждое из слов, а также последовательность звуков в каждом из этих слов) Было бы, однако, ошибочно думать, что ребенок сна- чала усваивает отдельные звуки, затем собирает их слоги.и слова. Процесс овладения словами протекает не так. (Ребенок усваивает сначала наиболее доступные его слуху звуковые комплексы. Обычно это те части слова которые стоят под ударением. Впрочем, и они сначала усваиваются не совсем точно, произносятся искаженно Позже ребенок, прислушиваясь к речи окружающих, делает попытки произнести их более правильно. Таким образом постепенно уточняется произношение звуков и дополняется звуковой состав слова.»., а уже к 4—5 годам у ребенка можно наблюдать сознательные попытки исправить свое произношение. Как известно, ребенок слышит не только речь окружающих, но и собственную, и это позволяет ему уточнить свою речь путем сопоставления с речью взрослых. Развитие речи у ребенка обязательно предполагает накопление запаса слов в процессе речевого общения а окружающими. Речевая практика ребенка при помощи слухового восприятия создает условия для понимания значений все большего числа слов, которые он, подражая взрослым, по возможности употребляет в разговорах с ними. Восприятие речи при помощи слуха позволяет pe бенку соотнести слова с теми предметами, которые они обозначают. Здесь важно отметить, что ребенок, воспринимающий речь окружающих, способен сам усвоить огромный запас слов. Он сам научается называть все окружающие его предметы и действия, качества и признаки предметов, научается высказывать свои желания, жалобы, требования. И саго происходит только благодаря тому, что он слышит соответствующие названия определенных явлений действительности/^ Важнейшее значение в развитии речи ребенка имеет усвоение грамматических способов выражения мысли Большинство грамматических форм слов служит для выражения определенных значений. Так, грамматическая форма числа существительных (пуговица—пуговицы) обозначает единичный предмет или группу одинаковых предметов. Включенные в словосочетания с ними обозначения действий или признаков предметов тоже выражаются по-разному, в зависимости от того, идет ли речь об единичном предмете или о группе предметов (пуговица пришита, пуговицы пришиты). То же самое относится и ко всем прочим грамматическим формам слов, как, например, к падежам. Все без исключения падежные формы изменяют значение слова, обозначающего предмет. Так, слово карандаш в предложениях У мальчика нет карандаша и Мальчик рисует карандашом имеет разное грамматическое значение. Во втором предложении слово карандаш имеет значение орудия действия, в то время как в первом это же слово обозначает отсутствие предмета. То же самое можно сказать о словах ножом, пилой, ручкой в отличие от слов ножа, пилы, ручки и т. п. В русском языке важную роль играют те грамматические формы, которые связаны с употреблением предлогов (в, на, под, около, для и др.). Совершенно очевидна разница в значениях таких слов и словосочетаний, как елка, елки, на елке, под елкой, для елки, о елке и т. п. Чтобы усвоить значения падежных форм слов, обозначающих предметы и значение предлогов, отображающих отношения между предметами, ребенку необходимо отчетливо слышать изменяющиеся окончания слов и все предлоги, входящие в состав предложений. При этом следует иметь в виду, что окончания слов очень часто не стоят в речи под ударением, и поэтому для их восприятия требуется большая острота слуха. Предлоги также произносятся приглушенно, и поэтому они тоже трудны для восприятия при помощи слуха. Слова, обозначающие действия, — глаголы — также употребляются в разных значениях при помощи использования различных грамматических форм. Они выражают разное лицо, выполняющее действия (прыгал, прыгала), разное время действия (прыгает, прыгал, будет прыгать), разное число предметов, производящих действие (прыгает, прыгают). Значение глаголов изменяется также при помощи приставок (прибежал, убежал, выбежал и т. п.). Приставки и окончания глаголов чаще всего не стоят под Ударением и, следовательно, для их восприятия также требуется большая острота слуха. Чтобы различать некоторые оттенки значений слов обозначающих предметы, необходимо уметь ориентировать ся в суффиксах. Например, в словах козел — козленок, тигр — тигренок в суффиксах -онок и -енок выражено обо значение детенышей животных. При нормальном слухе ребенок проделывает огромную работу, усваивая грамматические формы. Слушая обращенную к нему речь, он научается очень рано пользоваться грамматическими закономерностями языка. Малолетние дети рано (нередко до двух лет) пользуются самостоятельно ласкательными формами типа мамуля, папуля, бабу, и проделывают это не только в результате подражания, но и самостоятельно. Услышав слова мамуля, бабуля, наб- людаемый нами ребенок двух лет и двух месяцев сам образовывал форму Нинуля, Сашуля. В 3 года он говорил: «Мама, сними резинку. Она мне натугла. И эту сними, она тоже натугнет». В этих неправильно образованных грамматических формах мы видим самостоятельную сознательную работу маленького ребенка, который, наблюдая грамматические изменения глаголов в речи окружающих, смог перенести усвоенные закономерности на другие глаголы и употребил при этом правильно приставку на и глаголы прошедшего времени натугла и будущего времени натугнет. Таких слов он не мог слышать и образовал их самостоятельно на основе усвоенных языковых закономерностей. Таким образом, маленький ребенок при помощи слуха овладевает сложнейшей системой языка: приобретает навыки произношения, усваивает звуковой состав огромного числа слов, их употребление, научается понимать значения, заключенные в грамматических изменениях слов и в построении предложений. Все это требует высокой остроты слуха, так как звуки, составляющие нашу речь, не всегда достаточно отчетливы по своему звучанию. В русском языке в каждом слове лишь один слог обычно стоит под (ударением и произносится замедленно и громко; остальные слоги произносятся бегло и приглушенно. Гласные звуки (а, о, у, и, з) представляют собой наиболее звучные элементы слова, но в речевом потоке с достаточной четкостью произносится только гласный звук, стоящий под ударением, все же остальные не имеют стабильного звучания. В безударном слоге трудно различить о — а, е — и и т. д. Согласные звуки обладают различной степенью звучности. Так, звонкие согласные звучат более отчетливо. 8 Более значительной звучностью обладает звук р. Глухие согласные в большинстве своем звучат приглушенно. При стечении нескольких согласных каждый из них воспринимается с трудом (например, в слове скрипка трудны для восприятия звукосочетания скр и пк). Гораздо легче различить согласные звуки в таких словах, как 'бумага, кабина, собака. Согласные в сочетании с гласными значительно лучше воспринимаются слухом. При нормальном слухе все сложные звучания доступны ребенку. Их огромная повторяемость в речевом опыте дает ему возможность усвоить их самостоятельно. Нельзя, однако, считать, что слышащий ребенок овладевает языком вполне самостоятельно. Окружающие постоянно указывают ему на допускаемые им ошибки, и это позволяет ребенку, проверяя собственным слухом свою речь, исправить недочеты. Сложный процесс овладения языком начинается очень рано. Как правило, с двух лет дети уже начинают довольно широко пользоваться речью. Немало таких детей, которые в полтора года уже говорят не только отдельными словами, но и целыми предложениями. Правда, употребляемые ими слова и предложения далеко не всегда с достаточной точностью понимаются ими, но употребляются большей частью уместно. В своем речевом опыте при нормальном интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенок все более сознательно и осмысленно пользуется речью. Исследования показывают, что к трехлетнему возрасту ребенок успевает накопить запас, достигающий 2500 слов, и пользуется этим словарем в общении с. окружающими, выражая свои мысли фразами из 3—6 слов. Его предложения в этом возрасте уже в основном правильны. Речевая практика ребенка от трех до пяти лет очень велика, он говорит уже не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. К школьному возрасту при нормальном слухе ребенок полностью овладевает языком в той мере, в какой это требуется для устного общения. Этот сложный процесс может оказаться полностью нарушенным при условии даже небольшого снижения слуха, возникшего в раннем возрасте. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|